Алексей Иванович Шахурин: биография. Алексей Иванович Шахурин: биография Шахурин нарком большая грузинская 36

Ш ахурин Алексей Иванович – Народный комиссар авиационной промышленности СССР.

Родился 12 (25) февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина. Русский.

С 1919 года работал электромонтером в Подольске, с 1921 - фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. В 1925 году переведен на комсомольскую работу – секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР. Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. Член ВКП(б) с 1925 года.

После окончания института в 1932 году распределен начальником отдела организации производства авиазавода. С 1933 года – в Красной армии. В 1933 – 1938 годах проходил службу в научно-исследовательском и учебном отделах Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. В феврале - апреле 1938 парторг ЦК ВКП(б) на заводе № 1 "Авиахим".

В период острейшего дефицита кадров, вызванного массовыми репрессиями конца 1930-х годов, выдвинут на крупные руководящие посты. В мае 1938 года Шахурин назначен 1-м секретарем Ярославского обкома ВКП(б), с января 1939 года – 1-й секретарь Горьковского обкома ВКП(б). С марта 1939 года - член ЦК ВКП(б).

10 января 1940 года Шахурин назначается Народным комиссаром авиационной промышленности СССР. На этом посту провел большую работу по созданию новых авиационных заводов, реконструкции ранее действующих, координацию работы конструкторских бюро и предприятий, запуску в серию новых образцов авиатехники, организации оперативного устранения дефектов и недостатков, выявленных в многочисленных боевых действиях предвоенного периода.

С началом Великой Отечественной войны Шахурин организовал срочную эвакуацию авиационных и смежных предприятий в Поволжье и в Сибирь. При этом Сталин поставил ему задачу ежедневно увеличивать выпуск боевых самолетов. Эти задачи были успешно решены: в вотором квартале 1941 года выпуск боевых самолётов составил 27 единиц в сутки, в третьем квартале 1941 года в условиях начавшейся войны - 61 боевой самолёт в сутки. За успешное выполнение этой задачи Шахурин был представлен к высшей награде Родины.

"За выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов", указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В дальнейшие годы войны под руководством наркома Шахурина произведено резкое увеличение выпуска самолетов. Производство отечественных боевых самолетов за войну характеризуется следующими показателями: 1941 год (июль-декабрь) - 8,2 тыс.; 1942-й - 21,7 тыс.; 1943-й - 29,9 тыс.; 1944-й - 33,2 тыс.; 1945-й (январь-август) - 19,1 тыс. боевых самолетов. А всего за всю войну выпущено 112,1 тыс. боевых самолетов. При этом произведена полная замена всей номенклатуры выпускаемых машин, а по некоторым разновидностям самолетов – неоднократно.

Однако после войны отношение И.В.Сталина к выдающемуся организатору и руководителю оборонной промышленности резко изменилось. По одной из версий, причиной был неуступчивый характер Шахурина, приводящий к частым спорам с вождем и многочисленным конфликтам с промышленными и партийными руководителями. Непосредственным поводом стало письмо сына И.В.Сталина генерал-майора авиации Василия Сталина, что он как летчик считает, что американские самолеты лучше советских. Шахурин был снят с поста Народного комиссара авиационной промышленности СССР 5 января 1946 года и направлен в распоряжение ЦК ВКП(б). В марте 1946 года его вывели из состава ЦК ВКП(б).

4 апреля 1946 года Алексей Иванович Шахурин арестован. Вместе с ним были арестованы и проходили обвиняемыми по делу Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами главный маршал авиации А.А. Новиков, главный инженер ВВС генерал-полковник А.К. Репин, член Военного совета ВВС генерал-полковник Н.С. Шиманов, начальник Главного управления заказов ВВС генерал-лейтенант Н.П. Селезнев, заведующие авиационными отделами ЦК ВКП(б) А.В. Будников и Г.М. Григорьян.

11 мая 1946 года А.И.Шахурин приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 7 годам лишения свободы по ст. 193-17 п."б" УК РСФСР за "злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах" и "выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции" с ходатайством о лишении государственных наград и воинского звания. Остальные обвиняемые получили сроки от 2 до 6 лет. Постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1946 года Шахурин лишен воинского звания. По ходатайству Военной Коллегии Верховного Суда СССР Президиум Верховного Совета СССР указом от 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева всех правительственных наград, в том числе Шахурина - звания Героя Социалистического Труда.

Вскоре после смерти Сталина, в апреле 1953 года Шахурин был освобожден (он отбыл свой срок полностью). 29 мая 1953 года он был реабилитирован.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1953 года Шахурин Алексей Иванович был восстановлен в звании Героя Социалистического Труда, ему были возвращены все ордена и медали. Постановлением Президиума ЦК КПСС от 12 июня 1953 года его восстановили в партии. Постановлением Совета Министров СССР от 15 июня 1953 года ему возвращено воинское звание генерал-полковника инженерно-авиационной службы.

В 1953 - 1957 годах - заместитель Министра авиационной промышленности СССР. В 1957 - 1959 годах – заместитель Председателя Государственного комитета Совета Mинистров СССР по внешнеэкономическим связям. В августе 1959 года уволен в отставку.

Жил в городе-герое Москве. Работал с июля 1962 по август 1963 года консультантом Института экономики АН СССР, в марте 1966 - октябре 1970 - научным консультантов и старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ стандартизации, с мае 1971 - августе 1973 - старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ по нормализации в машиностроении. Скончался 3 июля 1975 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (30.04.1943).
Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (19.08.1944, с перерывом).

Награждён двумя орденами Ленина (8.09.1941, 25.05.1944), орденами Красного Знамени (5.11.1954), Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 1-й степени (19.08.1944), Трудового Красного Знамени (24.02.1954), Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), другими медалями.

В Москве на здании Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского была установлена мемориальная доска А.И. Шахурину.

Дополнения предоставлены Андреем Симоновым (г. Жуковский).

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 16 августа 2018; проверки требуют.

Алексе́й Ива́нович Шаху́рин (12 (25 февраля) 1904 года , с. Михайловское Подольского района Московской области , - 3 июля 1975 года , г. Москва) - Нарком авиационной промышленности (1940-1946), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (). Член ЦК ВКП(б) ( -).

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске , с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР . В марте 1926 года на VII съезде комсомола был избран членом ЦК ВЛКСМ.

В 1927 году был утверждён представителем ЦК ВЛКСМ во Всероссийский комитет по промышленно-экономическому образованию и назначен заместителем председателя комитета. Осенью 1927 года поступил на машиностроительный факультет Промышленно-экономического института, который позднее стал называться . Первые два года учился на вечернем отделении, днём работал, затем перешёл на дневное. Окончил институт в 1932 году.

С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского . С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности .

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). С одной стороны, продолжал репрессивную практику своих предшественников, при его участии в июле 1938 года были арестованы второй секретарь обкома П. Я. Саломахин, заведующий ОРПО обкома Ф. И. Громов, секретарь Ярославского горкома Л. И. Тихомиров, уполномоченный областного комитета заготовок СНК СССР Н. В. Мартынов и др. В августе-сентябре были репрессированы еще ряд руководителей, в частности секретари райкомов: Молвитинского - И. М. Белков, Пошехоно-Володарского - В. Н. Котов, управляющий областным кинотрестом М. М. Цветков и др. Всех обвиняемых представили "участниками троцкистских организаций". 25-30 июля 1938 года в Ярославле проходила III областная партийная конференция. С отчетным докладом выступал Шахурин и подвел итоги выполнения установок февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года, "выкорчевыванию врагов народа". С другой стороны, Шахурин сосредоточился в основном на хозяйственной деятельности, отчасти нормализовал общественно-политическую ситуацию в области. Депутат Верховного Совет РСФСР с 1938 г.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 году был создан Совет по радиолокации при ГКО , назначен его членом . Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу» . 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции» .

В приговоре А. И. Шахурин обвинялся в следующем: «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах заместитель министра авиационной промышленности СССР, первый заместитель министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Жена - Софья Мироновна Лурье (1909-1977), дочь лесопромышленника Мирона Ионовича Лурье (1874-1966), сестра инженера и учёного в области турбиностроения И. М. Лурье (1905-1967). Сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам

05.08.2016

В мае в видновском кинотеатре «Искра» состоялась презентация «Золотой книги Ленинского района». Это уникальное издание повествует о наших земляках, чьи ратные и трудовые подвиги золотыми буквами вписаны в историю нашего края.

Поиск историков и краеведов продолжается. Сегодня мы публикуем новый рассказ о Герое Социалистического Труда, который в книгу не вошел. В годы Великой Отечественной войны Алексея Шахурина называли великим наркомом. Он стоял во главе авиационной промышленности с предвоенного 1940-го. Какое значение придавалось тогда авиации и почему, объяснять не стоит. Имена прославленных конструкторов Туполева и Микояна, Яковлева и Ильюшина, Лавочкина и Мясищева мы с гордостью произносим и сегодня. Не забыты подвиги летчиков, громивших врага на созданных ими машинах. Исход тех великих сражений во многом решило наше преимущество в воздухе. Но чтобы это произошло, нужны были не только талантливые конструкторы и авиаторы, требовались и одаренные организаторы. Меньше двух лет было отпущено нашей стране, чтобы создать мощную современную авиационную промышленность. Именно эту задачу успешно решил Алексей Шахурин, наш земляк, родом из Подмосковья.

Неожиданное назначение

Назначение народным комиссаром авиационной промышленности стало для Алексея Ивановича полной неожиданностью. В первых числах января 1940 года Шахурина срочно вызвали в Москву из Горького (ныне Нижний Новгород), где он возглавлял обком ВКП(б). Его ждали в Кремле.

Алексей Иванович Шахурин вспоминал впоследствии:

«В кабинете находились Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены Политбюро . Все, кроме Сталина, ходившего по комнате, сидели.

Сталин некоторое время молча продолжал ходить. Потом остановился около меня и сказал: «Мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Нужны свежие люди, хорошие организаторы и знающие к тому же авиационное дело. Как вы на это смотрите?»

Предложение было неожиданным. Я не знал, что сказать. Ответил: «Вряд ли справлюсь с этим делом. Тем более в Горьком я недавно, работать там интересно, есть немало планов на будущее, которые хотелось бы осуществить».

В разговор вмешался Ворошилов. Со свойственным ему добродушием он заметил: «Вон какой областью руководите и тут справитесь».

Вскоре пригласили конструктора А.С. Яковлева . Сталин показал на меня: «Это новый нарком авиационной промышленности товарищ Шахурин».

Я понял, что вопрос о моем назначении решен.

Родом из Михайловского

Родом Алексей Шахурин из села Михайловское , что близ станции Битца. В начале прошлого века находилось оно в 20 километрах от столицы. Прокормиться землей крестьяне не могли, мужики тянулись на московские предприятия. На фабрику Гакенталя, как в ту пору назывался завод «Манометр», вместе с односельчанами пришел работать медником и отец Алексея Шахурина - Иван Матвеевич . Он в совершенстве овладел своим делом, за что его очень уважали на заводе, где он проработал 40 лет.

Под стать отцу была и мать – Татьяна Михайловна. Эту простую русскую женщину природа наделила удивительными душевными силами, даром внутреннего такта. Мать трудилась не покладая рук. Неудивительно, что и дети старались все делать сами, росли самостоятельными, а когда отец ушел на фронт Первой мировой войны, мать советовалась с 10-летним Алешей, а он был старшим сыном, как со взрослым.

Воспоминания о семье, родителях всегда согревали Алексея Ивановича. И еще запомнилась ему школа и первая учительница. Знания он хватал на лету, очень любил читать. И эта страсть осталась у него на всю жизнь.

Время, вперед!

«Трудовые университеты» Алексея начались в 13 лет: он поступил учеником в электротехническую контору. А через полгода грянула революция. И дальше жизнь Алексея Шахурина, как и всей страны, понеслась, набирая невиданные ранее обороты. В своих воспоминаниях Алексей Иванович нередко пишет, что тот или иной период его трудовой биографии , хотя и был недолог, но насыщен событиями и сыграл в его жизни важную роль. Наверное, то, на что другим требовались годы, Шахурин проходил за месяцы. Таким был его человеческий и профессиональный потенциал.

В 16 лет он работает электромонтером, через два года по рекомендации отца приходит на завод «Манометр» . Годом позже вступает в комсомол. Активно работает с молодежью. Вскоре его приглашают в райком комсомола. По ленинскому призыву в 1924 году вступает в партию коммунистов. Становится членом ЦК ВЛКСМ. В 1927 году сдает экзамены в Инженерно -экономический институт им. С. Орджоникидзе. Именно тогда в жизни Алексея Шахурина впервые появляется авиастроение.

Боевым девизом молодежи 1920-х годов стал призыв: «Трудовой народ, строй Воздушный флот». В стране было создано Общество друзей Воздушного флота. А в обществе техников-марксистов известные ученые и практики читали лекции и доклады по авиационной тематике. Прослышав об этом, будущий нарком стал посещать занятия. Помимо теоретических дисциплин за время учебы он прошел и производственную практику. Литейное дело изучал на «Красном пролетарии», мартеновское – на заводе «Серп и молот» , технологическую практику проходил на ЗИЛе и на 1-м Государственном подшипниковом заводе.

Словом, подготовка была самая серьезная, и после окончания института Шахурина назначают начальником отдела организации производства на один из заводов Гражданского воздушного флота. Завод вскоре перепрофилировали, и с 1933 по 1938 год Алексей Иванович работает инженером в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского , которая в то время была единственным высшим военным авиационным учебным заведением, готовившим инженеров и конструкторов, а также занималось переподготовкой авиационных командиров.

Затем в его биографии начинается новый виток ускорения. В феврале – апреле 1938 года Алексей Иванович – парторг на заводе № 1 «Авиахим». Затем возглавляет Ярославский обком партии, менее чем через год он занимает такой же пост в Горьком. С марта 1939 года – член ЦК партии. Безусловно, он делал, как сказали бы теперь, успешную карьеру. Но за его успехами прежде всего стоял напряженный труд, организаторский талант, умение воодушевить людей и умело расставить их по местам, найти главное звено в работе. Собственно, с этого он начал свою работу в Наркомате авиационной промышленности.

Ни дня отсрочки

Уже на следующее утро после назначения Шахурин знакомится с делами в своем наркомате. Порядок установили такой: каждый день заслушивали и обсуждали доклад одного из руководителей главков в присутствии заводских работников. Выступали все желающие. Вносили предложения, направленные на улучшение дела.

Образованная еще до назначения Шахурина наркомом специальная комиссия, проверявшая состояние Вооруженных сил , отметила, что материальная часть советской авиации «в своем развитии отстает по скоростям, мощностям моторов, вооружению и прочности самолетов от авиации передовых армий других стран». Было ясно, что нужны особые, исключительные меры, которые в самые короткие сроки вывели бы нашу авиацию на уровень современных требований.

Перед новым наркомом были поставлены сложные задачи, и он с честью их выполнил. Все творческие и производственные ресурсы были брошены на создание новых типов самолетов . Алексей Иванович лично знал всех конструкторов, ездил по заводам, порой вступал в спор с самим Сталиным, если считал, что внимания заслуживает та или иная модель. В 1940–1941 годах были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство новые образцы боевых самолетов. Число заводов в отрасли по сравнению с 1937 годом выросло в 1,7 раза. В 1940 году СССР уже производит самолетов больше, чем Германия, но было у этого достижения одно «но». У немцев самолеты только новых типов, а у нас хватало и устаревших моделей. Было принято решение построить 9 новых авиационных и 6 новых авиамоторных заводов . Работа по их созданию шла полным ходом. В 1941 году авиазаводы выпустили 2000 истребителей Як-1, ЛаГГ- 3, МиГ-3, 458 бомбардировщиков Пе-2, 249 штурмовиков Ил-2. И все-таки Алексей Иванович нервничал: успеем ли построить необходимое количество новых самолетов до начала войны, неизбежность которой он прекрасно понимал.

В это время Шахурин часто бывал в Кремле. Случалось, что Сталин приглашал его к обеду. Однажды в непринужденной обстановке нарком поделился со Сталиным своими тревогами. Видимо, опасения молодого руководителя авиапрома растревожили вождя, и спустя два месяца он вернулся к этому разговору, задав вопрос:

– Как идет выпуск самолетов?

Шахурин показал ему полугодовой и годовой графики выпуска, где было видно увеличение производства самолетов на один-два в неделю. И на одном из них Сталин собственноручно написал: «Мы, Шахурин, Дементьев, Хруничев, Воронин… (словом, перечислил всех заместителей наркома авиационной промышленности), настоящим обязуемся довести ежедневный выпуск боевых самолетов в июне 1941 года до 50 самолетов в сутки».

Алексей Иванович попросил разрешения посоветоваться с замами. Всё просчитав, руководство наркомата авиационной промышленности вызов Сталина приняло. Люди прекрасно понимали, что увеличение выпуска самолетов – это вопрос жизни и смерти для страны. Слово свое авиастроители сдержали. К началу войны выпускалось 50 самолетов в день, а к концу 1941 года эта цифра дошла до 100.

Авиационная промышленность работала очень четко, ритмично, наращивая выпуск продукции. Когда порой в наши дни приходится слышать, что новые самолеты появились у СССР только во второй половине войны, то совершенно очевидно, что утверждают это люди, не понимающие, что создать такую технику в ходе боевых действий невозможно. Как говорил сам А.И. Шахурин: «Если бы нас война застала со старой техникой на стапелях, то никакими усилиями мы бы уже серийное производство новых самолетов освоить не могли».

За заслуги перед Родиной в 1941 году А.И. Шахурин был удостоен высшей награды страны – звания Героя Социалистического Труда.

Крылья Победы

Шахурина не сломили первые трудности войны. Хотя наркомату авиационной промышленности приходилось сразу работать на трех направлениях. Прежде всего, проверку боем проходили самолеты последних выпусков. Во-вторых, требовалось резко повысить производство боевых машин в трудных условиях войны. И наконец, одновременно провести эвакуацию авиационной промышленности на Урал, в Заволжье, Среднюю Азию и Сибирь.

Шахурин сумел не только не потерять нити управления отраслью, но и сохранить необходимые кадры для продолжения непрерывного производства самолетов.

О масштабах работы говорят такие цифры. В начальный период войны с обжитых мест снялись около 85 процентов предприятий всей авиационной промышленности. 100 авиационных заводов, около 1 миллиона единиц станочного парка, более 500 тысяч работников, не считая членов семей, совершили «марш- бросок» в восточные районы страны. И все это проходило в самые сжатые сроки, буквально в течение 10 суток, без снижения уровня производства боевых самолетов. Так, один лишь самолетостроительный завод в Москве довел выпуск скоростных истребителей «МиГ» до 20 самолетов в сутки. Именно у станка шла беспрецедентная борьба за наше превосходство в воздухе, которое к концу войны стало неоспоримым. И это был один из решающих вкладов в Победу наркомата авиапромышленности во главе с А.И. Шахуриным, умело направляющим трудящихся отрасли на трудовой подвиг. Эвакуироваться пришлось и самому авиапрому – из Москвы в Куйбышев. 15 октября 1941 года всем наркоматам было предписано в течение суток покинуть столицу.

Во время войны нарком не раз бывал на эвакуированных предприятиях, решал сложные проблемы, подбадривал людей, порой даже выбивал им задержанную зарплату. Несмотря на нечеловеческие условия труда и полуголодное существование, в буквальном смысле под открытым небом уже в начале 1942 года началось поточное производство самолетов на Востоке страны. 7 января 1942 года Шахурину позвонили из Сибири и произнесли громкие слова: «Принимай, Родина, первый запорожский двигатель на сибирской земле!» Услышав это, Алексей Иванович, далеко не сентиментальный человек, почувствовал спазм в горле…

Авиационная промышленность в годы войны переживала бурный технический прогресс. И это был не спонтанный процесс. Его направляли талантливые руководители отрасли и, прежде всего, нарком Шахурин. Совершенствовалась технология, улучшалась организация всего процесса производства на предприятиях. Большой эффект, например, давал поточный метод. Введение потока на авиационных заводах и сопутствовавшая этому рационализация работы дали возможность снизить затраты труда на изготовление истребителя Ла-5 более чем в 2,5 раза, а штурмовика Ил-2 – в 5 раз. Уменьшилась себестоимость продукции. Только за счет достигнутой экономии в 1943 году было произведено 8790 самолетов (в переводе на Ла-5), что равнялось почти четверти выпущенных тогда самолетов.

Всего же в период Великой Отечественной войны авиационной промышленностью освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных типов самолетов и 23 типа авиадвигателей. В боевом строю советской авиации к 9 мая 1945 года состояло 47,3 тысячи боевых машин.

Наркомат авиационной промышленности во главе с его руководителем А.И. Шахуриным сделали очень много для воздушного превосходства советских Вооруженных сил, что приближало нашу Победу. Нельзя забывать и о том, что подвиг авиастроителей обеспечил надежную базу совершенствования летательных аппаратов, что впоследствии открыло нашей стране выход в космос.

…Победный финал войны был омрачен для Шахурина драматическими событиями. В 1946 году наркома репрессировали по сфабрикованному «авиационному делу». После смерти Сталина он был полностью реабилитирован. В 1953–1959 годах великий нарком военных лет трудился первым заместителем министра авиапромышленности, а позднее заместителем председателя Комитета Совмина СССР по внешнеэкономическим связям. После выхода на пенсию он написал книгу мемуаров «Крылья Победы» . Умер А.И. Шахурин в 1975 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

нарком авиационной промышленности

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске , с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: "на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами...".

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Его сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в производстве самолётов в трудных условиях военного времени Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Алексей Иванович Шахурин (12 (25 февраля) 1904 года, с. Михайловское Подольского района Московской области, - 3 июля 1975 года, г. Москва) - Нарком авиационной промышленности (1940-46), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (1941).

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий. Депутат Верховного Совет РСФСР с 1938 г.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 году был создан Совет по радиолокации при ГКО, назначен его членом. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Жена - Софья Мироновна Лурье (1909-1977), дочь лесопромышленника Мирона Ионовича Лурье (1874-1966), сестра инженера и учёного в области турбиностроения И. М. Лурье (1905-1967). Сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Библиография

  • Крылья победы. Изд. 3-е. - М., Политиздат, 1990
  • Крылья победы. Изд. 2-е, доп. - М., Политиздат, 1985
  • Крылья победы. - М., Политиздат, 1983
  • Сокрушение люфтваффе. - М., ЭОН, 2004
mob_info