Анализ к чаадаеву. Возможно вам будет интересно

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Анализ стихотворения «к Чаадаеву».

Тема свободы продолжается и в других стихотворениях поэта, но самое яркое и значительное из юношеских вольнолюбивых произведений — «К Чаадаеву» (1818).

Пётр Яковлевич Чаадаев — одна из ярких и недюжинных натур пушкинской эпохи.
Пушкин и Чаадаев познакомились в 1816 году в доме Карамзиных. Чаадаеву 22 года, он корнет лейб-гвардии гусарского полка, овеянный славой сражений войны 1812 года, дошедший с русской армией до самого Парижа. Пушкин — лицеист, ему 17 лет. Они быстро сблизились и, несмотря на разницу в возрасте, стали приятелями, а потом и друзьями. Пушкин восхищался Чаадаевым, впитал, как губка, его свободолюбивые речи, рисовал друга на полях своих рукописей.

Вот к какому человеку обращено одно из лучших стихотворений Пушкина.
Прочитаем его.

Каково его звучание? Какие интонации в нём преобладают?

Стихотворение звучит приподнято, торжественно, оно воодушевляет на борьбу за счастье Отчизны, призывает служить ей. Именно этот высокий призыв является ведущей интонацией произведения.

В чём стихотворение «К Чаадаеву» созвучно оде «Вольность»? Какие его образы перекликаются с ней?

И «К Чаадаеву», и «Вольность» посвящены одной теме, и в том и в другом произведении звучит страстный призыв к борьбе за свободу:
«Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы»

«Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!».

Многие образы в них перекликаются: «самовластительный злодей» — «обломки самовластья», «Вольность святая», -неправедная власть» — «под гнётом власти роковой».

Какой из этих образов, на ваш взгляд, является ведущим в стихотворении «к Чаадаеву»? Это «Вольность святая», которой жаждут Отчизна и лирический герой стихотворения, её он ждёт «с томленьем упованья».

Какой вам видится эта «Вольность»? Нарисуйте словесный её портрет.

Девятиклассники чаще рисуют образ молодой девушки в белом платье, стоящей на вершине какого-то утёса или скалы. Ветер треплет её распущенные волосы, развевает платье. Над головой девушки мчатся тучи, подсвеченные лучами солнца, а у подножия скалы бушует море …

Как вы думаете, что же в стихотворении Пушкина подсказало вам образ девушки?

Да само чувство поэта, который нетерпеливо ждёт встречи с «Вольностью святой», «как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья». Вольность ассоциируется у него с возлюбленной.

О чём заставляет задуматься это сравнение поэта?

Вольность для него желанна так же, как любимая: она вызывает в его сердце томление, трепет, надежду …
Как связаны в стихотворении образы Вольности и Отчизны?

Отчизна взывает к помощи («Отчизны внемлем призыванье»), потому что страдает «под гнётом власти роковой», она ждёт освобождения от него, ждёт «Вольности святой».

Вольность — это то, что необходимо ей, как воздух, как хлеб, как вода … Вдумайтесь в полные юношеской силы призывные слова поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

В каком смысле употреблено здесь слово «честь»?

Честь здесь является синонимом совести — внутреннего призыва к добру, отрицания зла, благородства. Если «сердца для чести живы», значит, не останешься равнодушным к судьбе Отчизны, значит, вступишь в бой за её свободу.

И благодаря общим усилиям верных сынов Отчизны над Россией обязательно взойдёт «звезда пленительного счастья», то есть она станет свободной, от самодержавия останутся только «обломки», на которых напишут имена тех, кто
посвятил «души прекрасные порывы» Отчизне.

Обратите внимание на то, что это стихотворение будто обрамлено мотивом сна:
«исчезли юные забавы, как сон … » и «Россия вспрянет ото сна … »,
Какой смысл имеет этот мотив в начале стихотворения и какой в конце?

В начале сон — это иллюзия, связанная с надеждой на перемены, которых «с томленьем упованья» ждут горячие молодые сердца. В конце сон ассоциируется с вековым оцепенением России в оковах рабства — крепостного права, именно от этого оцепенения должна воспрянуть страна. Иллюзия «тихой славы», мирного обращения к справедливости рассеивается, «как сон, как утренний туман», слышнее становится «Отчизны призыванье».

Именно те, кто слышат это «призыванье», способны разрушить вековой сон России и вернуть её к свободной, полноценной жизни.

Рассмотрите иллюстрацию Г Клодта к стихотворению Пушкина «К Чаадаеву». Что напоминает она? (Эмблему, герб.)

ФОТО
Расшифруйте символы этой эмблемы: факел — символ свободы, горящей в груди лирического героя, цепи — символ рабства, свитки символизируют поэтическое слово, призыв к действию и одновременно своими очертаниями напоминают лиру.

Как вы думаете, почему художник избрал такой стиль?

Само стихотворение во многом сродни эмблеме борцов за свободу, об этом говорят образы-символы, образы-эмблемы, которые мы встречаем в произведении.

В гербе и эмблеме все символы имеют своё значение, несут определённую идею, они сами разворачиваются только при взгляде на них; так и в стихотворении Пушкина образы — символы не требуют разъяснения, они сами ведут за собой и зрительный, и смысловой ряд, подсказывая мысли, действия, поступки.

Вот почему это стихотворение так было любимо будущими декабристами, вот почему практически у всех арестованных по делу восстания были найдены его списки.

ЕЩЁ ОДИН АНАЛИЗ

Это стихотворение — одно из самых известных
политических произведений Александра Сергеевича
Пушкина. Оно написано в жанре дружеского посла-
ния. В XIX веке это был распространенный литера-
турный жанр, к которому Пушкин обращался неред-
ко. Дружеское послание подразумевает предельную
искренность, но это вовсе не означает, что стихо-
творение создано только для названного лица — оно
обращено к широкому кругу читателей.
Известно, что Пушкин не планировал публиковать
послание «К Чаадаеву». Однако стихотворение,
записанное со слов поэта во время чтения в узком
кругу друзей, стало передаваться из рук в руки
и вскоре сделалось широко известным, хотя опу-
бликовано оно было лишь в 1829 году. Благодаря
ему за автором закрепилась слава вольнодумца, а
стихотворение до сих пор называют литературным
гимном декабристов.
Стихотворение адресовано одному из замечатель-
нейшик людей своего времени и близкому другу
Пушкина — Петру Яковлевичу Чаадаеву. В 16 лет
Чаадаев вступил в гвардейский Семеновский полк, с
которым прошёл путь от Бородина до Парижа. В 1818
году, когда было написано стихотворение, он служил
в лейб-гвардии гусарском полку, позже стал извест-
ным философом и публицистом. Он был для Пушкина
образцом приверженности освободительным идеям
(в 1821 году Чаадаев стал членом тайного декабрист-
ского общества «Союз благоденствия »).
в первых строчках послания «К Чаадаеву » содер-
жится намек на беззаботную юность двух молодых
людей. Мирные наслаждения и забавы, надежды
на счастье, мечты о литературной славе связывали друзей:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман …
Эпитет тихая (слава) свидетельствует о том, что
друзья мечтали о тихом, мирном счастье. Говоря о
том, что «юные забавы» исчезли, Пушкин приводит
емкое и яркое сравнение: «как сон, как утренний
туман». И в самом деле, ни от сна, ни от утреннего
тумана не остается ничего.
В этих строках сквозит явное разочарование
правлением Александра 1. Известно, что первые
шаги молодого императора вселили в подданных
надежду, что его царствование будет либеральным
(Александр 1 даже обсуждал с ближайшими друзья-
ми планы превращения России в конституционную
монархию), однако надежда эта не оправдалась.
В условиях политического гнёта и бесправия «тихая
слава» была просто невозможна.
Дальше поэт говорит: «Мы ждём … минуты воль-
ности святой » , Эпитет святая свидетельствует
о высоком понимании «вольности ». Сравнение:
«Как ждёт любовник молодой / Минуты верного
свиданья », — подчеркивает страстное желание поэта
дождаться «вольности святой» И даже уверенность в
осуществлении этого (верное свиданье).
В стихотворении противопоставляются два образа:
«власть роковая» и «отчизна»:
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Большую силу приобретает эпитет роковая
(власть) — жестокая, бесчеловечная. А родину поэт
называет отчиеной; выбирая из ряда синонимов
самое интимное и душевное значение.
Важно отметить, что поэт говорит не только о своих
чувствах — он выражает мысли и желания многих
своих единомышленников: «Но в нас горит ещё же-
ланье»; «Мы ждём С томленьем упованья»,
Что же означает «звезда пленительного счастья»,
которая должна взойти? В политической лексике
той эпохи слово «звезда» часто символизировало
революцию, а восход звезды — победу в освободи-
тельной борьбе. Недаром декабристы Кондратий
Рылеев и Александр Бестужев назвали свой аль-
манах «Полярная звезда». Разумеется, Пушкин не
случайно выбрал это слово в послании, обращённом
к своим друзьям.
Обращаясь к читателю с пламенным призывом:
«Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные
порывы», — поэт выражает уверенность в том, что
«Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовла-
стья / / Напишут наши имена!», Слова «обломки са-
мовластья» означают грядущее падение самодержа-
вия. Поэт призывает к самоотверженному служению
родине, к борьбе за свободу. Для него понятия «па-
триотизм» И «свобода» неотделимы друг от друга. Но
Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки
царь не согласится. Именно поэтому в последних

Стихотворение К Чаадаеву – это дружеское послание, где Пушкин еще раз обращает внимание общества на борьбу с самодержавием и вольностями. Их обоих охватывали одни мысли. Поэтому они делились своим видением на будущее, на необходимые перемены. Главная идея стиха К Чаадаеву – призыв людей к тщательному осмыслению происходящего и готовности начать борьбу.

История создания стихотворения кроется к том, что Пушкин и многие его современники из интеллигенции объединялись в сообщества, где подымали гражданские и политические вопросы.

Поэтому данное произведение использовалось в качестве агитации.

Первая часть говорит читателю о том, что надежды на царя Александра пали. Если раньше люди верили в него, то теперь их вера пошатнулась. Пушкин призывает всех людей, которые еще не бояться мыслить, начать бороться за свою свободу.

Обязательно поднимается вопрос патриотизма. Ведь для поэта патриотизм и революционное служение Родине – это синонимы. Все свои чувства Пушкин передал с помощью средств выразительности. Здесь часто встречаются метафоры и яркие смысловые выражения.

Тесно связано с движением и идеями декабристов. Во многих своих стихах прямо или скрыто поэт затрагивал эту тему. Например, анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» позволяет раскрыть идею произведения, которые имеют прямое отношение к этому политическому движению. А история создания этого текста открывает дополнительные возможности для его идейной характеристики и определения темы стиха.

В анализе стихотворения последовательно следует раскрыть такие вопросы:

  1. История написания текста (дата, год, ключевые события).
  2. Определить жанр стихотворения.
  3. Описать идею и тему, литературное направление.
  4. Определить размер стихотворения, описать композицию и ее связь с содержанием стихотворения «К Чаадаеву».

Каждый пункт плана раскрывает определенный важный аспект текста. В совокупности они представляют комплексный анализ.

История написания стихотворения

Элементы истории написания стиха спрятаны в его названии. Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом Александра Сергеевича во время обучения в лицее. Молодые люди много общались, делились своим творчеством, обсуждали политическую ситуацию в стране. Этот стих был адресован Петру Чаадаеву, когда он уже был участником движения декабристов.

Строки Пушкина многие тогда восприняли как призыв к свержению самодержавия. Из-за этого поэт даже обвинял себя в неосторожности, вольнодумстве. Но стихотворение настолько вдохновило декабристов, что они провозгласили его гимном своего движения. Рукописный текст передавали из рук в руки, переписывали в тетради.

Написание стихотворения относят к 1818 году и связывают его создание с речью Александра I во время Польского сейма. Александр Сергеевич с недоверием относился к обещаниям царя и, не исключено, что его мыли после услышанного, сформировались в поэтические строки. Впервые стих опубликовал Михаил Бестужев-Рюмин в альманахе «Сириус» (1827 год). Читатели смогли увидеть только 4 строки произведения. Позже в таком же сокращенном виде он был опубликован в альманахе «Северная звезда».

Интересно! Сегодня в некоторых литературных кругах оспаривается авторство этих строк.

Жанр

В 19 веке популярным жанром было «дружеское послание». Для него характерны:

  • Наличие адресата;
  • Дружеская направленность;
  • Доверительный тон.

Стихотворение «К Чаадаеву» соответствует требованиям этого специфического жанра.

Если рассматривать его с точки зрения классификации лирики его можно отнести одновременно и к интимной (присутствуют размышления о личном), и к гражданской лирике (затрагиваются социально-политические темы).

Идея и тема стихотворения

Тематическая основа стиха – размышления о взрослении личности. Лирический герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов, осознает переход в новый жизненный этап, а все былое воспринимает как «обман» («Любви, надежды тихой славы недолго нежил нас обман»). Эти строки о том, что романтическая юность остается позади.

В то же время ощущается определенная возвышенность, юношеская воодушевленность и готовность что-то менять. Такое настроение не случайно: лирика, написанная в лицейские годы, отличается воодушевленностью, возвышенностью, некоторой пафосностью.

Идея стихотворения – возвышение свободы и борьбы с самодержавием, вдохновение на перемены и исполнение «отчизны призвания».

Идея стихотворения — возвышение свободы

Композиция стихотворения

Стихотворение можно условно разделить на 4 идейно-тематических блока.

  1. Первые четыре строки – это настроение протеста, ощущение ошибочности прошлых взглядов и осознание перемен и взросления.
  2. Следующие 8 строк – это утверждение о том, что в глубине души, даже не смотря на ошибочные взгляды прошлого, еще сохраняется желание что-то менять даже в условиях сложной политической обстановки. В этом отрывке ярко проступает политический подтекст (осуждение текущей ситуации: «..Под гнетом власти роковой»).
  3. В четырех следующих строках автор формулирует призыв. Обращаясь к определенному другу, лирический герой одновременно обращается ко всему народу. В этих словах ощущается молодость, лицейский пыл и вдохновение.
  4. Последние 4 строки – утверждение веры, своеобразное пророчество о том, что Россия изменится, а те, кто принимал в этом участие, навеки впечатают свои имена в историю.

В каждом из этих отрывков используются целесообразные художественные приемы, с помощью которых достигается нужный эффект и влияние на читателя.

Полезное видео: тема и идея стихотворения «К Чаадаеву»

Художественные приемы

Александр Сергеевич Пушкин в строках стихотворения к Чаадаеву использует в поэзии несколько важных художественных приемов:

  • : противопоставление долга и режима, свободы и крепостничества;
  • использование маркированной лексики: «отчизны» вместо «родины» для создания воодушевленного настроение в стихе. «Вольности» вместо «свободы», а также слова «самовластье», «внемлем», «с томленьем». Лексика такого формата задает общий пафосный тон поэзии. Это повлияло на признание этих строк гимном декабристов;
  • сравнения: «как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой»;
  • метафоры: «нежил нас обман», «свободою горим», «сердца для чести живы», «вспрянет ото сна».

Все эти приемы делают поэзию яркою, выразительной. Из дружественного послания она превращается в мотивирующий трактат, который вдохновляет и провозглашает начало новых времен. Автор использует типичный – четырехстопный ямб. Это вместе с перекрестным и кольцевым рифмованием создает ритмичный текст, который легко читать и запоминать.

Важно! Размер, ритм и лексическая наполненность текста способствовали его быстрому распространению среди будущих декабристов.

Ключевые образы

В этом произведении можно выделить три ключевых образа: лирического героя (автора), адресата (Чаадаева) и России.

Образ лирического героя – это автор. Хотя он и боялся признавать свое вольнодумство, эти мысли принадлежали Александру Сергеевичу. В этом стихе он воодушевленный и разочарованный, смелый и повзрослевший. Он ощущает давление времени («Пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), чувствует в себе силы на перемены.

Друг, к которому он обращается, в этом стихе прямо не фигурирует. Но автор постоянно использует слово «мы» в своей речи, что свидетельствует об общности взглядов и рвений. Сам тон произведения позволяет нам характеризировать адресата как человека равного Пушкину, которому можно доверять и раскрыть свои стремления.

Образ России в поэзии тесно связан с политическим подтекстом. В первой половине стиха автор использует слова «под гнетом власти роковой», осознанно выбирая лексемы, которые звучат громко и однозначно. Они описывают состояние страны на момент написания стиха. Слова «Россия вспрянет ото сна» характеризует состояние родины не так прямо. Имеется в виду, что страна спит, не осознает своего движения, и это состояние сна нужно прекратить.

Обвинения и критика касались больше личности самого поэта, а не стихотворения. Его обвиняли в вольнодумстве, свободомыслии. Существует теория, что некоторое время Александр Сергеевич отрицал свое авторство и из-за этого даже сегодня в литературных кругах не утихают споры по поводу того, кто же был автором этого произведения?

Полезное видео: Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Вывод

Приведенный план анализа поможет разобрать любое стихотворное или прозаическое произведение. Опираясь на его пункты, легко описать основную идею, композицию и художественные приемы, использованные автором.

Центральным мотивом стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина, так же как в оде «Вольность», является томительное ожидание «Минуты вольности святой» (это десятая строчка, занимающая центральное место в состоящем из 21 строки стихотворении). Послание адресовано единомышленнику, кому не нужно подробно излагать свою позицию. С ним лирический герой делится переживаниями, возникшими на возрастном переломе.

В то же время за психологической конкретикой возникает обобщенность, так как она является отражением общей одушевленности, окрашивающей мироощущение целого поколения. Лирический герой не одинок, он может, обрисовывая специфику своего состояния, надеяться на то, что его поймут («...нежил нас обман...», «...в нас горит еще желанье...», «Мы ждем...», «наши имена»), поддержат, отзовутся на «прекрасные порывы». Он видит свою задачу в укреплении у друга веры в скорое наступление эпохи «пленительного счастья», не сомневаясь в его выборе, ведь все они «горят» свободой, ждут ее прихода, готовы выполнить долг чести («Пока сердца для чести живы...»), считая наградой память об их вкладе в борьбу с «самовластьем».

В содержательном плане стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина, анализ которого нас интересует, делится на две части. В первой (она занимает четверостишие с перекрестной рифмовкой) вспоминаются юношеские иллюзии о счастье в любви, о реализации надежд, достижении известности. Они «нежили» воображение, наполняли душу, но, «как сон», развеялись с приходом зрелости:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Иллюзии обманчивы (само слово происходит от лат. «обманывать»), но в увлеченности ими проявилась способность души «гореть» идеалами, жить непреходящими ценностями, внимать неземным голосам. Это свойство внутреннего мира не исчезло, но на первый план вышли иные понятия. Противительный союз не только постоянно подразумевается в антитезе двух периодов в жизни человека, он разделяет части стихотворения («Но в нас горит еще желанье...» — пятая строчка, столь важная, что звуковое соответствие к ней возникает не только в рифмующейся строке четверостишия — 8-й, но и в следующих, 9-й и 12-й это является напоминанием об основной мысли).

В послании отсутствует разделение на строфы, единство текста, написанного четырехстопным ямбом, способствует созданию впечатления, что монолог героя последовательно движется к финальному подтверждению вневременной значимости «горения», «упованья», «порывов», вызванных жаждой освобождения отечества от «гнета власти роковой» («И на обломках самовластья/Напишут наши имена!»). Свобода не только осознается как рациональное (от лат. «разумный») требование, она становится содержанием духовной жизни, наполняя мир чувств. Любовь к отчизне пришла на смену юношеским увлечениям, ей лирический герой готов посвятить всего себя:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Слово «внимать» (первое лицо множ. числа: «внимаем или внемлем») теперь малоупотребительно, поэтому о его значении надо сказать особо. Внимать — это внимательно слушать, прислушиваться, впитывать услышанное или прочитанное, направлять ум и волю на осуществление умозрительного вывода. Пушкиным утверждается действенное отношение к несчастьям родины, потребность у молодого поколения вмешаться в ход истории, исправив ошибки, воздействовав на течение событий.

Накал чувств, напряженность поисков выхода из исторического тупика передаются с помощью сравнения и гипербол. В ожидании «минуты вольности» лирический герой томится, как перед любовным свиданием:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свиданье предстает верным, он не сомневается в наступлении царства свободы, но предваряющие его минуты тянутся, как века, поэтому так важно внушить соратнику надежду, призвать его не оставлять попыток воплотить идеал в жизнь. Прекрасные порывы его души не останутся незамеченными, так как они подобны сигнальному костру, биение сердца — это отсчет мгновений до главного события. Художественное преувеличение (гипербола) возникает в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкина в связи с тем, что заостряется значение гражданственных чувств, они требуют самопожертвования: нетерпение становится «горением», высокая цель окрашивает существование в целом, превращает его в жизнь «для чести». Призыв посвятить отчизне лучшие движения души является продолжением мысли о любви к ней как содержании внутреннего мира зрелого человека, отказавшегося от «юных забав»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Наряду со сравнением и гиперболами, в образном ряду стихотворения важны метафоры, стилистические обороты, где свойства одного предмета переносятся на другой по сходству или контрасту (скрытая). Метафорой является выражение «свободою горим». Здесь можно увидеть два плана: предметный (пламя) и переносный (одушевление). Они сопоставляются, перекрещиваются, сливаются в одном образе. Это скрытое сравнение (преданы идеалу свободы, который захватил нас целиком, сжигает, как будто мы оказались в пламени), однако отсутствие разделения между планами, их слияние в одном выражении, что и становится смыслом метафоры, вносит новые оттенки. Метафора передает не только впечатление настолько живое и ощутимое, что по одной фразе можно судить о духовном мире ровесников лирического героя, но и эстетическую ценность, важную для поэта, их идеалов. Отблески костра прекрасны, им уподобляются порывы души, и, наоборот, высокие чувства напоминают возносящиеся к небу языки пламени. Сближение признаков двух явлений давно замечено, что выразилось в бытовой метафоре «пламенные чувства», но в стихотворении Пушкина она конкретизирована и в связи с этим характеризует общественно-политические устремления. В понимание своего будущего, благодаря ей, привносится мотив жертвенности, ожидания гибели на костре. Трагический отсвет падает на современность, и оттого друзья и единомышленники воспринимаются как поколение героев, сознательно выбравших свой путь, предвидящих, что для борцов с самовластьем наградой будет только память. Поддержать в них боевой дух должно сознание того, что они выполняют великую миссию — пробуждают Россию от векового сна, приближают восход светила, луч которого разгонит «сгущенную мглу», «вечный мрак» (А.Н. Радищев. «Вольность», строфа 54) неволи. В этом они уподобляются самому «зиждителю» мира, создают новую реальность (там же). Их особым даром выглядит и способность воспринимать плен своей трагической судьбы как истинное счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Последнее утверждение выделено благодаря двум особенностям: восходящей интонации и сквозной рифме (на, наши, имена), созвучной мужским рифмам предыдущего четверостишия (она, сна). В нем предложение не закончено, пятая, завершающая строчка является его продолжением. Возникает эффект переноса (стилистический прием, состоящий в акцентировании слова, находящегося на границе строчек, входящих в одно предложение, но разделенных метрически как частей, составляющих строфу; здесь разбивка на строфы отсутствует, стихотворение членится на четверостишия в связи со схемой рифмовки, появление пятистишия нарушает ее, что способствует выделению «лишней» строки). Внимание привлекается к значительности противоборствующей стороны, противником в битве за свободу отчизны выступает самовластье, воплощающее силу зла, ненавистное лирическому герою («гнет власти роковой» — образ, продолжающий обобщения в оде Пушкина «Вольность»: «неправедная власть» «роковая» беда народной жизни «везде», строфа 3).

Можно ли, говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, подменять понятие «лирический герой» словом «автор»? Несомненно, они близки, обрисованное в стихотворениях мироощущение было характерно для тех представителей пушкинского поколения, кто видел цель своей жизни в противодействии неприемлемым для них общественным тенденциям, в поддержке интересов угнетенных слоев. Автобиографичность очевидна и в связи с тем, что послание обращено к конкретному лицу, старшему другу Пушкина П.Я. Чаадаеву (1794—1856). Поэт познакомился с ним в 1816 году, когда был еще лицеистом, а Чаадаев закончил Московский университет и затем поступил на военную службу. Как гусарский офицер он участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, лейпцигском и др. сражениях). После войны он вернулся в столицу, где прославился как человек, настроенный резко критично по отношению к существующему общественному устройству. Чаадаев был членом декабристского Северного общества, но, находясь за границей в 1823—1826 гг., не принимал участия в восстании. Впечатления от встреч с этой яркой личностью отразились не только в лирике Пушкина, но и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прототипом главного героя которой был Чаадаев (фамилия Чацкий является отзвуком его имени). Ему посвящено несколько пушкинских стихотворений, проявивших, как высоко поэт ценил друга. В их общественно-политических воззрениях было много общего, Чаадаев мог быть назван лирическим героем послания, товарищем по борьбе с «властью роковой». В другом стихотворении он сравнивается с участвовавшим в убийстве римского императора Гая Юлия Цезаря и возглавлявшим республиканцев в противостоянии второму триумвирату М.Ю. Брутом, а также с афинским вождем демократической группировки Периклом:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарский.

(«К портрету Чаадаева», 1820)

Проводя анализ, следует заметить, что дружбе с Чаадаевым Пушкин придавал большое значение, говоря о ней, как о «счастье» (запись в «Кишиневском дневнике», апрель 1821 г.), в связи с чем не случайным предстает обращение к нему в послании как к тому, чье имя встанет в один ряд с другими в характеристике поколения, «горящего» свободой. И все же ни автор, ни Чаадаев не обрисованы в стихотворении во всей сложности своего духовного мира. На первом плане оказалась одна из его черт, ей уделяется основное внимание. Особенности мироощущения борцов за приход «избраннейшего» дня (А.Н. Радищев) освобождения являются прототипическими для создания образа лирического героя, воспринимающегося в контексте данного произведения, сходного с характерами персонажей поэм Пушкина, другими образами вольнолюбивой лирики, каждый из которых тем не менее сохраняет своеобразие. Даже между авторскими лицами в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» есть разница, обусловленная различием в художественных целях.

Если в оде лирический герой стремится на исторических примерах подтвердить просветительские истины, выразив и личное отношение к порокам власти и долготерпению ее рабов, то в послании другу важно определить истоки общности между ними. Их связывают прежде всего эмоциональные (от лат. «волнение») факторы. Главными из них является восторг от сознания, что их ожидает участь героев, что перед ними дорога «чести», деятельность, которая принесет известность. Все ценности, усвоенные в ранней юности, бледнеют перед новым настроем на борьбу с самой судьбой («роковой» силой). В них «горит» желанье доказать свою любовь к отчизне жертвенным служением ей, надежда превращается в «томленье упованья», слава сделает их известными потомкам. Все это не обман детской мечты, а реальность, опасная, но принимаемая «нетерпеливою душой» с радостным ожиданием «верного свиданья».

Поэтические художественные средства, использованные в стихотворении, позволили высветить доминанту в мироощущении. Она важна не только для характеристики образного строя данного послания, но и в целом для того, чтобы охарактеризовать лирического героя ранней поэзии Пушкина. Свобода для него — необходимое условие жизни, порыв к ней прекрасен, несмотря на то что до нее нельзя дотянуться, как до звезды. Ключевая метафора послания («звезда пленительного счастья») акцентирует сходство между духовным и социально-бытовыми планами. Как ни далеки идеальные стремления от обыденности, человек оценивается лирическим героем в зависимости от способности подчинить свою жизнь достижению возвышенных целей, принести молодость в жертву общему делу, отказавшись отличных стремлений, если они противоречат ему. Таким образом, уже в ранней лирике заметно утверждение правоты жизни, истории, познать которую — задача мыслящего человека, а выразить красоту законов мира — счастье художника. В то же время для лирического героя Пушкина важен человек во всей неповторимости своих мыслей и чувств, направляющий волевые усилия на преодоление несовершенства, которое он ощущает как несправедливость, господство тьмы. Счастье людям он стремится принести, открывая путь к свету, звезде, всходящей («взойдет она») над земным сообществом людей, подобно солнцу. Рассвет, незаметный множеству погруженных в свои заботы людей, предчувствуется теми, кто уверен в его скором наступлении, но лирический герой готов неустанно доказывать его неизбежность, находить все новые краски для обрисовки того, что выпало на их долю. Это жертвы, потери, страдания, но и обретение смысла жизни, «пленительное счастье».

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, ““.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

mob_info