Биография алексия 2. Защитник христианской морали: смерть патриарха Алексия II

Патриарх Алексий Второй, биография которого является предметом нашей статьи, прожил долгую и, думается, счастливую жизнь. Его деятельность оставила глубокий след не только в истории Русской православной церкви, но и в душах многих людей. Наверное, поэтому после кончины священника народ никак не мог поверить и смириться с его уходом, и до сих пор в обществе циркулирует версия, что патриарх Алексий Второй был убит. Этот человек столько успел сделать за свою жизнь хороших дел, что значение этой личности с годами не уменьшается.

Происхождение

Патриарх Алексий Второй, биография которого в нескольких поколениях связана с Русской православной церковью, появился на свет 23 февраля 1929 года в очень необычной семье в городе Таллине. Предок будущего священника во времена правления Екатерины Второй принял православие с именем Федор Васильевич. Он был генералом, выдающимся общественным деятелем и полководцем. От этого и пошел русский род Ридигеров.

Дед будущего патриарха смог вывезти свою семью в горячие времена революции из Петербурга в Эстонию. Отец Алексия учился в престижном Императорском училище правоведения, но окончил учебу уже в Эстонии. Затем работал судебным следователем в Таллине, женился на дочери полковника царской армии. В семье царила православная атмосфера, родители Алексия были членами прогрессивного движения РСХД (Русское студенческое христианское движение). Они участвовали в религиозных диспутах, посещали монастыри, ходили на службы в храм. Когда Алексий был совсем маленьким, его отец начал учиться на пастырских курсах, там он познакомился с отцом Иоанном, который позже стал духовником мальчика.

У семьи были традиции проводить летние каникулы в паломнических поездках в разные монастыри. Именно тогда Алексий на всю жизнь полюбил Пюхтицкую обитель. В 1940 году отец Алексия был рукоположен диаконом. С 1942 года он служил в Казанском храме Таллина и в течение 20 лет помогал людям обрести Бога.

Детство

С раннего детства будущий Патриарх Московский Алексий был погружен в атмосферу религиозности, которая была для него главным духовным началом в формировании. С 6 лет он начал помогать на службе в храме. Родители и духовник воспитывали мальчика в духе христианских ценностей, он рос добрым, послушным ребенком. Времена были трудные, семье в начале Второй мировой войны грозила высылка в Сибирь за немецкое происхождение. Ридигерам приходилось скрываться. Во время войны отец брал с собой Алешу на визиты пленников в лагерях для перемещаемых в Германию лиц.

Призвание

Вся атмосфера семьи Ридигеров была пропитана религией, ребенок впитывал ее с младых ногтей. Он очень любил и знал церковные службы, даже разыгрывал их в своих играх. Его духовник активно поддерживал влечение мальчика к православной вере. В 1941 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 становится алтарником, помогая диакону - своему отцу. Затем он в течение нескольких лет служит в разных храмах Таллина. Судьба Алексия, по сути, была предрешена с самого рождения, он с 5 лет существовал только в лоне церкви.

В 1947 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 поступает в Ленинградскую духовную семинарию, его принимают сразу в третий класс благодаря высокой образованности и подготовленности. В 1949 году он поступает в Ленинградскую духовную академию. В этот период возрожденные образовательные религиозные заведения пребывают на подъеме, это позволяет получить Алексию высококлассное образование. Он был очень хорошим студентом, все преподаватели отмечали его вдумчивость и серьезность. У него не было душевных смятений и исканий, он был абсолютно уверен в своей вере и своем предназначении.

Жизнь священника

Но большую часть учебы в академии А. Ридигер проходит экстерном. Митрополит Ленинградский Григорий предложил молодому человеку принять сан до окончания учебы. Ему было предложено несколько вариантов служения, он избрал должность настоятеля в Богоявленском храме городка Йыхви. Оттуда он мог часто навещать родителей и ездить в академию. В 1953 году он оканчивает академию, став кандидатом богословия. В 1957 году его переводят из непростого прихода г. Йыхви в университетский Тарту. Так будущий патриарх Алексий Второй, годы жизни которого будут связаны с религиозным служением, вступил на свою стезю священника.

На его долю вновь выпали непростые времена. Успенский собор, в который был назначен Алексий, находился в плачевном состоянии, власти не поддерживали церковные начинания, приходилось очень много работать, беседовать с людьми, стоять службы, ездить на требы. Начинающий священник решил искать помощи у патриарха Алексия Первого, который оказал содействие в ремонте и благословил тезку. В 1958 году Алексий становится протоиереем и благочинным Тарту-Вильяндиского округа. В 1959 году скончалась мама священника, и это подтолкнуло его к принятию монашества. Он и прежде размышлял о таком поступке, а теперь окончательно утвердился в своем намерении.

Путь епископа

В 1961 году будущий патриарх Алексий Второй (фото его все чаще можно было увидеть в обзорах поездок иностранных делегаций по России) получает новое назначение. Он становится епископом Таллинским и Эстонским, также временно ему поручают управлять Рижской епархией. остро не хватало молодых образованных кадров, тем более что она вновь переживает виток новых гонений в России. Хиротония, по просьбе Алексия, проводится в соборе Александра Невского г. Таллина. Сразу молодой епископ получает вызов от властей. В его приходе планируется закрыть несколько храмов из-за «нерентабельности», а любимый Пюхитцкий монастырь отдать под дом отдыха шахтеров. Нужны были срочные и сильные меры.

Алексий организует несколько визитов крупных зарубежных делегаций в свой приход и в монастырь, в результате в западной прессе появляются публикации о нем, за год сюда приехали представители почти всех мировых религиозных организаций, властям пришлось сдаться, и вопрос о закрытии обители больше не поднимался. Пюхитцкий монастырь благодаря усилиям Алексия стал местом для визитов и общения представителей всех европейских церквей.

Алексий прослужил в Таллинском приходе четверть века. За это время он значительно укрепил здесь православную церковь, издал большое количество литературы, в том числе на эстонском языке. Его усилиями были сохранены многие храмы региона, в том числе собор Александра Невского, в котором долгое время служил отец Алексия, скончавшийся в 1962 году, Казанский храм в Таллине. Но пропаганда и усилия властей делали свое дело: количество верующих неуклонно сокращалось, чтобы в селах оставались действующие церкви, архимандрит оплачивал их содержание из церковных фондов.

В 1969 году на Алексия возложили дополнительное служение в качестве митрополита Ленинградского и Новгородского.

Церковная и общественная жизнь

Алексий всегда очень много ездил по своим приходам с богослужениями с целью провести беседы с верующими, укрепить их дух. При этом будущий патриарх чрезвычайно много времени отдавал общественной работе. С самого начала своей епархиальной службы он не оставался в стороне от жизни всей православной церкви. В 1961 году будущий Святейший Патриарх Алексий II, фото которого можно увидеть в статье, входит в члены делегации Русской православной церкви на ассамблее Всемирного совета церквей. Он участвует в работе таких престижных организаций, как Конференция Европейских церквей, в которой проработал более 25 лет, став в итоге председателем президиума, Родосское Всеправославное совещание, миротворческие организации, в частности Советский фонд мира, Фонд славянской письменности и славянских культур. С 1961 г. исполнял обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1964 году становится управляющим делами Московской Патриархии и исполняет эти обязанности на протяжении 22 лет.

В 1989 году Алексий был избран народным депутатом СССР и занимался вопросами сохранения национальных культурных ценностей, языка, охраной исторического наследия.

Патриарший престол

В 1990 году скончался Пимен, и собрался, чтобы выбрать нового главу русской церкви, и не было лучшей кандидатуры, чем Алексий. был интронизирован 10 июня 1990 года в Богоявленском соборе Москвы. В своем слове к пастве он сказал, что видит своей главной целью укрепление духоносной роли церкви. Он считал, что нужно увеличивать количество храмов, в том числе следует работать в местах заключения, чтобы дать людям духовную опору на пути исправления. Наступающие социальные перемены в обществе церкви необходимо было использовать для укрепления своих позиций, и Алексий хорошо понимал это.

Некоторое время патриарх продолжал исполнять обязанности архиерея Ленинградской и Таллинской епархии. В 1999 году он взял на себя управление Японской православной церковью. Во время своей службы Патриарх очень много ездил по приходам, совершал службы, способствовал возведению соборов. За все годы он посетил 88 епархий, освятил 168 храмов, принял тысячи исповедей.

Общественная позиция

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, с ранних лет отличался твердой общественной позицией. Он видел свою миссию не просто в служении Богу, но в пропаганде православия. Он был убежден, что все христиане должны объединяться в просветительской деятельности. Алексий считал, что церковь должна сотрудничать с властью, хотя сам он немало пережил гонений от советской власти, но после перестройки стремился установить хорошие отношения с руководством страны, чтобы вместе решать многие государственные проблемы.

Конечно, патриарх всегда стоял на защите обездоленных, он много занимался благотворительностью и способствовал тому, чтобы его прихожане также оказывали помощь нуждающимся. При этом Алексий неоднократно высказывался против людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и горячо благодарил мэра Москвы за запрет гей-парада, называл гомосексуализм пороком, который разрушает традиционные нормы человечества.

Церковные и социальные преобразования при патриархе

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, начал свою деятельность на посту с того, что поставил в известность о критическом состоянии церкви действующую власть страны. Он сделал немало для того, чтобы увеличить роль церкви в политике страны, он наравне с первыми лицами государства совершал визиты поминальных и парадных мероприятий. Алексий многое сделал для того, чтобы церковная власть была сосредоточена в руках Архиерейского собора, уменьшив демократизацию в структуре церкви. При этом он способствовал тому, чтобы увеличилась автономность отдельных регионов за пределами Российской Федерации.

Заслуги патриарха

Алексий, Патриарх Всея Руси, сделал для РПЦ очень многое, в первую очередь благодаря ему церковь вернулась к широкому общественному служению. Именно он способствовал тому, что сегодня российские церкви полны прихожан, что религия вновь стала привычным элементом жизни россиян. Также он смог удержать в российской юрисдикции церкви государств, которые стали независимыми в результате распада СССР. Его деятельность на посту Патриарха Московского и Всея Руси оказала значительное влияние на развитие православия, на увеличение его значимости в мире. Алексий был председателем меконфессионального комитета «Иисус Христос: вчера, сегодня и вовеки». В 2007 году вследствие его усилий был подписан «Акт о каноническом общении», который означал воссоединение РПЦ и Русской церкви за рубежом. Алексий смог вернуть широкую практику крестных ходов, он способствует обретению мощей многих святых, в частности Серафима Саровского, Максима Грека, Александра Свирского. Он удвоил количество епархий в России, количество приходов увеличилось почти втрое, количество храмов в Москве увеличилось более чем в 40 раз, если до перестройки в стране было всего 22 монастыря, то к 2008 году их было уже 804. Большое значение патриарх уделял церковному образованию, он значительно увеличил количество учебных заведений всех уровней в стране, также положительно повлиял на программы обучения, которые стали приближенными к мировому уровню.

Награды

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, за свои заслуги был награжден неоднократно как светскими, так и церковными властями. У него было более 40 орденов и медалей Русской православной церкви, в том числе такие почетные, как орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, орден Великого князя Владимира, орден Святителя Алексия, медаль Дмитрия Солунского, орден Григория Победоносца от Грузинской православной церкви.

Российская власть также неоднократно отмечала высокие заслуги патриарха наградами, в том числе орденом За заслуги перед Отечеством, орденом Дружбы народов, орденом Трудового Красного Знамени. Дважды Алексий был удостоен государственной премии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, имел грамоты и благодарности от президента РФ.

Также Алексий имел немало наград иностранных государств, премий, знаков почета и медалей от общественных организаций.

Кроме того, он являлся почетным гражданином более чем 10 городов и был почетным доктором 4 вузов мира.

Уход и память

5 декабря 2008 года мир облетела печальная весть: умер патриарх Алексий 2. Причина смерти - сердечная недостаточность. У патриарха несколько лет были серьезные проблемы с сердцем, ему даже в резиденции был сооружен лифт для подъема на второй этаж, чтобы помочь ему избегать лишних нагрузок. Однако в СМИ почти сразу появились версии об убийстве патриарха.

Но доказательств у этих подозрений не было, поэтому все осталось на уровне слухов. Народ просто не мог поверить, что не стало такого человека, и поэтому пытался найти виновного в своей беде. Патриарха отпевали а погребли в Богоявленском храме.

Люди почти сразу начались задаваться вопросом: будет ли причислен патриарх Алексий Второй к лику святых? Пока на него ответа нет, так как канонизация - это сложный и долгий процесс.

Память патриарха была увековечена в наименованиях библиотек, площадей, в виде монументов, нескольких памятников.

Частная жизнь

Патриарх Алексий 2, причина смерти которого была не единственным поводом для обсуждения его личности, жизни, поступков, интересовал многих. Немало слухов циркулировало вокруг его отношений с КГБ, Алексия даже называли любимчиком спецслужб. Хотя доказательств у таких подозрений не было.

Еще один вопрос, который вызывал интерес у обывателей: был ли священник женат. Известно, что епископы не могут иметь жен, так как на них распространяется целибат. Но до принятия монашества у многих священников были семьи, и это не было препятствием для их церковной карьеры. Патриарх Алексий Второй, жена у которого была в студенческие годы, никогда не упоминал о своем семейном опыте. Исследователи говорят, что этот брак с Верой Алексеевой был абсолютно формальным. Он понадобился лишь затем, чтобы помешать властям призвать А. Ридигера на военную службу.

О частной жизни патриарха известно немного. Он очень любил читать, всегда много работал. Алексий является автором более 200 книг по богословию. Он свободно владел эстонским, немецким языками, немного говорил по-английски. Жил и умер он в своей любимой резиденции в Переделкине, где чувствовал себя уютно и спокойно.

Он возглавлял РПЦ 18,5 лет, а сделал за это время столько, что будущим поколениям только еще предстоит в полной мере оценить деяния Святейшего.

Сам патриарх, видимо, предчувствуя скорый уход в мир иной, сказал в интервью, опубликованном уже после его смерти: «Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом».

О детстве, юности, отрочестве. О том, каким был Алексей Ридигер (мирское имя) до патриаршего избрания. Обо всем этом нам рассказывали люди, хорошо знавшие его. В том числе, на родине в Эстонии.

Занимался греблей и любил смотреть фигурное катание

На любимый многими журналистами банальный вопрос «Какую профессию вы выбрали бы, если б не стали священником?» — у Алексия II ответа не было.

«С самого детства, — говорил он, — я не представлял для себя иного служения, кроме церковного».

У его родителей был двухэтажный деревянный дом с двумя верандами и садом в пригороде Таллина Ныммэ, — вспоминала двоюродная сестра Святейшего Елена Камзол . — Мне даже кажется, он там родился... Но в начале войны семья продала дом, чтобы как-то существовать. И сейчас он стоит там, весь заросший — никто и не помнит, что в нем жил будущий Предстоятель РПЦ.

Родители патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Михаил и Елена Ридигер с сыном Алексеем. 1929 год. Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Мы много общались с Алешей в детстве, особенно во время войны. Брат начинал учиться в буржуазной эстонской школе, а заканчивал уже в советской. Хотя про его школьные годы я мало что знаю — в детстве разница в семь лет (я моложе) довольно ощутимая, и об учебе мы никогда не говорили. Он часто поддразнивал меня, прятал мои игрушки, а потом велел своей собачке искать и принести. Он ведь человек с большим чувством юмора. При этом, всегда шутил по-хорошему, по-доброму. Грубостей не позволял. В детстве у меня были длинные косы, но он никогда за них не дергал.

Встречались очень часто. У меня папы не было — в 1941 году его расстреляли в Ленинграде. Я жила с мамой и бабушкой, и Алексей часто приходил к нам с родителями. Можно сказать, у нас была одна очень верующая семья. Но священнослужителей в ней долго не было. Первым стал дядя Миша (отец будущего патриарха. — Ред.). Сначала — псаломщиком, затем — священником. Мы часто всей семьей ходили к нему на службу. Позже его примеру последовали мой родной брат, который жил в Америке, а затем и Алеша.

В детстве владыко построил в сарае «церковь» и любил там играть. Помню, долго просила показать мне «алтарь», брат никак не хотел пускать, говорил: «Женщинам не положено!» И только когда сильно обиделась, сжалился: «Ладно, пущу тебя как уборщицу». Ребенком он уже начал прислуживать в храме. В шесть лет выполнял первое послушание — разливал крещенскую воду. А вскоре выучил наизусть всю Литургию.

Впрочем, как любой мальчишка, Алексей Ридигер увлекался и спортом. Занимаясь греблей в спортивном обществе «Калев», даже получил юношеский разряд. Гонял со сверстниками мяч. С переменным успехом играл в шахматы. «Кого-то я обыгрывал, кто-то — меня, — вспоминал потом Владыко. — К проигрышам относился спокойно, к победам — радостно». Очень увлекался мотогонками, знал всех спортсменов по именам. С удовольствием смотрел хоккей и фигурное катание — ледовым искусством мог любоваться часами, забыв обо всем на свете. Однако о том, чтобы стать звездой спорта, не мечтал. В детстве Алексей часто болел ангиной, которая дала осложнение на сердце. Но дело, конечно, было не в этом...

Детское фото патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (ок. 1929-1933 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Ездил с отцом по гитлеровским концлагерям

Отец будущего Патриарха Михаил Ридигер начинал учиться в Петербурге в Императорском училище правоведения, но из-за революции 1917 года вынужден был прервать обучение и эмигрировать в Эстонию. В 1926 году он женился на Елене Писаревой , а через три года у супругов родился их единственный сын, которого нарекли «человеком Божиим» — Алексеем. К юриспруденции глубоко верующий Михаил так и не вернулся. Он закончил в Ревеле (ныне — Таллин) богословские курсы и стал священником.

«В довоенной Эстонии мои родители могли без стеснения исповедовать веру и воспитали меня в том, чем жили сами, — вспоминал позже Святейший. — Запечатлелись в памяти паломничества в монастыри — в Пюхтицу, в Печоры и на Валаам — в храм, где я мальчиком прислуживал в алтаре... Потом в нашу жизнь ворвалась война, и с нею — очень реальное осознание неисчислимых человеческих страданий. В поездках по гитлеровским концлагерям вместе с моим отцом-священником мне довелось соприкоснуться с мучениями обреченных на гибель соотечественников. Я рано ощутил призвание посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви; оно окончательно окрепло именно в это страшное время».

Ни разу потом Алексей Ридигер не пожалеет об избранном пути.

— Родители привозили его сюда совсем младенцем, — рассказывала инокиня Ирина, насельница Пюхтицкого Успенского женского монастыря , — и наши сестры пеленали будущего патриарха. Отец в это время служил, мать пела на клиросе. А когда Алешенька подрос, то стал учиться в церкви читать. Летом он никогда не отдыхал: ходил с сестрами на сенокос, на картофельное поле, убирал с ними хлеб. Обратно возвращаются — он забежит в лес, наберет корзину грибов и несет их на общую трапезу.

Будущее патриарха было предопределено — он буквально вырос в церкви. Скромный, не по годам высокий, худой. Сестры даже переживали: неужели его мать не кормит? Или, может, он больной? Алеша знал себе молился.

Детское фото патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (ок. 1934-1941 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Прихожан угощал чаем и булочками

Хотел он того или нет — продвигался по служебной лестнице Алексей Ридигер стремительно. Уже в 16 лет ему, иподиакону, поручают привести в порядок и подготовить для богослужений разрушенный во время войны собор Александра Невского в Таллине. В восстановленном храме будущий глава РПЦ служил псаломщиком и ризничим. В 1946 году, в 17 лет, сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но из-за возраста принят не был. На следующий год его зачислили туда сразу на третий курс. Затем он поступил в Духовную академию в Ленинграде, был рукоположен во диакона, в сане которого пробыл... 1 день. В 21 год Алексей Ридигер стал священником и был назначен настоятелем Богоявленской церкви эстонского города Йыхви.

— Он делал здесь свои первые шаги, — вспоминал Петр Сироткин, служивший в храме певчим . — Но службы вел уже как подобает настоящему священнику. Образованный, общительный, читал хорошие проповеди и сразу понравился всем прихожанам. Мы ездили с ним по приходам, на Чудское озеро, часто проводили в его доме спевки. Он угощал нас чаем, булочками...

И организовывал паломничества в любимый Пюхтицкий монастырь, хотя в те годы подобная инициатива могла закончиться печально.

В своем первом приходе в Йыхви отец Алексий прослужит 7,5 лет, после чего будет назначен настоятелем Успенского собора в Тарту. К тому времени он станет кандидатом богословия, а вскоре в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры примет монашеский постриг. Через 29 лет там же, в главной обители России, его изберут Патриархом Московским и Всея Руси.

На фото патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в молодости (ок. 1942-1947 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Но вначале назначат епископом Таллинским и Эстонским, затем управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода РПЦ. За 4 года до смерти патриарха Пимена он станет митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управления Таллинской епархией.

Хотел покормить животных и убежал от охраны

— Когда Святейший еще был митрополитом и управделами, то часто приезжал к нам, — рассказывала игуменья Пюхтицкого монастыря Варвара . — И почти всегда с гостями. Он показывал им монастырь, собирал с ними грибы. Это его любимое занятие. Место, где он особенно любил ходить, мы прозвали «Владыкин бор». Обычно он сам садился за руль своего таллинского епархиального «ЗИМа» и вез всех на Чудское озеро. Сестры всегда очень ждали его приезда. И когда он уезжал, перегораживали ему дорогу — так не хотели отпускать. Патриарх не сердился — даже шутил: «Ну, хорошо, я сейчас выйду из машины и останусь здесь. Пусть там без меня работают...» Ой, как мы жалели, когда его забрали из Таллина! Нам и приятно было, и жалко. Потом он уже так часто не мог приезжать — за 9 лет мог наведаться всего четыре раза. Но, если уж приезжал, сразу шел на скотный двор. Он ведь обожает животных. В монастыре у него даже была любимая лошадка Инга, которая, едва заслышав шаги Патриарха, начинала бить копытами. Кладбище, Святой источник и скотный двор были его любимыми местами в Пюхтице.

На фото из архива (ок. 1948-1955 гг.) патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в молодости. Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Однажды — он тогда был управделами Московской патриархии — увидел на дороге, как из проезжавшей машины вылетел цыпленок. Не поленился остановиться, подобрать птичку, выходить. Даже приучил пить воду из крана. А потом привез в Пюхтицу. Но она уже не могла есть и пить с другими курами — все время просилась на руки к птичнице, пила воду только из крана и радовалась, когда приезжал Святейший.

В доме Алексия II всегда были собаки. В последние годы с ним жил маленький Чижик. А вообще в хозяйстве в Переделкине были и куры, и коровы, и большие псы. И всех Патриарх любил кормить сам — для него специально оставляли корм. Возился с только что родившимися телятами.

— Как-то приехала к нему в гости, и Владыко захотел покормить животных, — вспоминала Елена Камзол. — Но с ним ведь всегда два человека. Кое-как нам удалось от них убежать. «Пойдем потихонечку, пока никто не видит», — сказал он. Тяжело все время с охраной. Поэтому он любит отдыхать в Швейцарии. Думаю, там может спокойно ходить один, в гражданской одежде.

Фото патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в молодости (ок. 1948-1955 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Известно, что кроме Елены Камзол, у патриарха были двоюродный брат Александр, живший в Германии и троюродная сестра в Австралии, о которой Владыко узнал уже будучи Патриархом: долгое время все думали, что она погибла. Судьбу их теперь проследить сложно. Да и Елена Камзол несколько лет назад ушла в мир иной. А когда-то Святейший очень ценил каждую возможность встречи с сестрой, живущей в соседней Эстонии. Ему нравилось угощать ее вкусностями, гулять с ней по Москве и в Переделкине. Они рассказывали друг другу о своих делах и вспоминали родителей. На прощание он обязательно ей что-нибудь дарил. Однажды, вспоминала Елена Федоровна, это был гжелевый кувшин с патриаршим вензелем и храмом Христа Спасителя.

Двоюродная сестра патриарха Елена Федоровна была с братом на «ты», но все-таки называла его «Владыко». Когда он был в Таллине митрополитом, она бегала к нему; потом они встречались в Пюхтице. Кроме того, он — крестный ее дочери. В Таллине Елена Федоровна и ее супруг делили дом с другой семьей, муж в последние годы работал электриком в порту. «Все нормально, — говорила родственница главы РПЦ. — Такой человек, как Святейший, не должен помогать близким. Пусть помогает чужим».

Патриарх Московский и всея Руси Пимен, каталикос, Патриарх Грузии Илия II, управляющий делами Московской патриархии митрополит Алексий. Фото: РИА Новости

Строгий, требовательный, но — добрый

И патриарх помогал. Только Пюхтицкую обитель спасал трижды. В первый раз — когда ее хотели отдать шахтерам под дом отдыха... В 1990 году, с избранием Владыки Алексия на Патриарший престол, монастырь получил статус ставропигиального.

— Когда восстанавливали обитель, Святейший очень помогал, — рассказывала игуменья Варвара. — Приезжал, смотрел, как идет строительство, советовал. Он не мог сказать: «Не мое!» или «Меня не касается». Это он только с виду неприступный. А так — строгий, требовательный, но — добрый. С ним очень легко работать. Все сестры его очень любят, встречают и провожают как отца родного. Он даже в монахини всех нас сам постригал.

Президент РФ Борис Ельцин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко и Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

О внимательности Святейшего к людям говорил и митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий :

— До него очень трудно дозвониться — все время занято, но если уж дозвонишься — никогда никакого отказа вроде: «Позвоните позже».

— К нам он уже пришел человеком громадного архиерейского опыта, — вспоминал настоятель храма Кулич и Пасха в Санкт-Петербурге протоиерей Виктор Голубев . — Спокойный, уравновешенный и в то же время очень твердый. Я 4 года исполнял обязанности секретаря епархиального правления, когда отца Алексия назначили митрополитом Ленинградским. До этого он длительное время был в Эстонии — в финансовом отношении епархии крайне необеспеченной — и должен был просчитывать каждый свой шаг. В должности управделами часто разъезжал по епархии, улаживая спорные вопросы. Тогда ведь с властями возникало много проблем — до 1988 года они не считались с церковью. А отец Алексий что наметил — обязательно сделает. Добился, чтобы Ксению Петербургскую причислили к лику святых. Местные правители чинили всевозможные препятствия, а он сказал: не разрешите — поеду в Москву. Все время были стычки и с уполномоченным по делам религий при Совете министров...

Патриарх Алексий II и Владимир Путин. Фото: РИА Новости / Сергей Величкин

Рецепт соленых рыжиков от Святейшего

— В последний раз я гостила у брата дней пять, — вспоминала двоюродная сестра Святейшего Елена Камзол. — Обычно перед поездкой я покупаю ему какой-нибудь таллинский сувенир. Например, у нас делают из керамики старинные таллинские домики. И я нашла в магазине часовню в виде подсвечника. Владыка так обрадовался подарку: «Да это же наша старая часовня!» Через столько лет узнал ее... В тот раз был пост, и Патриарх угощал меня рыбкой и всякими постными блюдами. К слову, мама его была очень хорошей хозяйкой, кулинаром, прекрасно готовила и, видимо, передала сыну свой талант. Раньше Владыка всегда делал все заготовки на зиму сам — собирал, чистил и мариновал грибы, солил капусту. Соленые рыжики, например, я впервые попробовала именно у брата. Потом он научил и меня, и теперь по-другому я уже не делаю. Рецепт вроде обычный, но есть и секрет: грибы нельзя собирать в сырую погоду и мыть — можно только протирать. И соленые белые у брата всегда удивительно вкусные. Когда он еще не был Патриархом, любил отдыхать на юге Эстонии, где жил друг его отца, тоже священник. Так вот, они заходили далеко в лес и устраивали соревнования: кто больше грибов соберет. У каждого были свои места... А грузди Владыко привозил даже из Швейцарии.

Пожалуй, грибы были у Патриарха Алексия II единственным пристрастием в еде. В остальном был неприхотлив. Мог есть и кашу, и картошку. Любил пирожки. Из-за больного сердца редко пил кофе, предпочитая ему чай. А вот вина не употреблял совсем — за столом ему обычно наливали в графин простой воды. Только так Патриарх мог сохранить свое и без того уже расшатанное здоровье. Он очень мало спал, кроме больного сердца, его мучили вены.

— Когда Святейший болел, я каждый день за него молилась, — признавалась прихожанка Богоявленского собора в Москве Александра Матвеевна . — Свечи ставила, записки о здравии писала. Думаю, любой православный со мной согласится: правительство, Дума и президент даны нам за грехи наши, а Патриарх Алексий II — за молитвы, веру и покаяние...

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси.

Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина).

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина.

В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года.

Деятельность митрополита Алексия на международном поприще

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру". С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему "Мир и справедливость", организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

С 1963 года он был членом правления Советского фонда мира, Участвовал в учредительном собрании общества "Родина", на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции "Жизнь и мир" (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года - в состав президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета ""Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). "Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктором богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктором богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования.

Патриарх также был доктором богословия honoris causa Университета "Аляска Пасифик" в городе Анкоридже, Аляска, США (1993); лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского "За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации" (1993). В 1993 году Алексию II было присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году присвоено звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. в 1994 году - почетного доктора филологических наук Санкт-Петербургского университета.

Его Святейшество также был почетным доктором богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде, почетным доктором богословия Тбилисской Духовной академии (Грузия, апрель 1996). Алексий II - обладатель золотой медали Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Награжден высшей наградой Российской Федерации - орденом святого апостола Андрея Первозванного, орденом "За заслуги перед Отечеством", многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран, а также наградами общественных организаций. В 2000 году Святейший Патриарх избран почетным гражданином Москвы, он также был почетным гражданином Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Республики Мордовии, Республики Калмыкии, Сергиева Посада, Дмитрова.

Его Святейшество удостоен национальных премий "Человек года", "Выдающиеся люди десятилетия (1990-2000), способствовавшие процветанию и прославлению России", "Российский национальный олимп" и почетного общественного титула "Человек-эпоха". Кроме того, Святейший Патриарх является лауреатом международной премии "Совершенство. Благо. Слава", присуждаемой Российским биографическим институтом (2001 год), а также Главной премии "Лицо года", присуждаемой холдингом "Совершенно секретно" (2002).

24 мая 2004 года Патриарху за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами была вручена награда ООН "Поборник справедливости", а также орден Петра Великого (I степени) за номером 001.

31 марта 2005 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была вручена общественная награда - орден "Золотая звезда за верность России". 18 июля 2005 года Святейшему Патриарху был вручен юбилейный гражданский орден - Серебряная звезда "Общественное признание" номер один "за многотрудную и подвижническую деятельность по оказанию социальной и духовной поддержки ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы".

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором "Православной энциклопедии" и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию "Православной энциклопедии", председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавляет Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Святейший Патриарх Алексий возглавлял Арихиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз - всего более 120 поездок в епархии, целями которых прежде всего являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе.

За время архиерейского служения Святейший Патриарх Алексий возглавил 84 архиерейских хиротонии (из них 71 после избрания на Всероссийскую кафедру), рукоположил в священный сан более 400 иереев и почти столько же диаконов. По благословению Его Святейшества открывались Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации. Его Святейшество уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее; именно он пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны во время политического кризиса в России 1993 году.

Годы жизни: 23 февраля 1929 года - 5 декабря 2008 года.
Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй - пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589). Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллинне в глубоко верующей семье. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (†1962), уроженец Санкт-Петербурга, учился в училище правоведения, гимназию кончал в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллинне и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллиннской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (†1959), уроженка Ревеля (Таллинна).
Ежегодно совершая паломничество в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители брали с собой своего сына. В конце 30-х годов родители вместе с сыном совершили две паломнические поездки в Свято-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере, что во многом определило духовный жизненный путь будущего Патриарха. С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллиннского и Эстонского Исидора (†1949); с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; †1946), а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллинне. В 1945 году иподиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор города Таллинна для возобновления в нем богослужений (собор в военное оккупационное время был закрыт). С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви города Таллинна.
В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Санкт-Петербургской духовной академии, Алексей Ридигер 15.04.1950 был рукоположен в сан диакона, а 17.04.1950 - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Jyhvi) Таллиннской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.
15.07.1957 отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17.08.1958 возведен в сан протоиерея. 30.03.1959 назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллиннской епархии. 3.03.1961 в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14.08.1961 иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллиннским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21.08.1961 иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3.09.1961 в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллиннского и Эстонского.
14.11.1961 епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23.06.1964 епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22.12.1964 архиепископ Алексий назначается Управляющим делами Московской Патриархии, и становится Постоянным членом Священного синода. На посту Управляющего делами он пробыл до 20.07.1986. 7.05.1965 архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16.10.1986. С 17.10.1963 по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода по христианскому единству и межцерковным сношениям.
25.02.1968 архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10.03.1970 по 1.09.1986 осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства, вдов и сирот священнослужителей и лиц, работавших в церковных организациях. 18.06.1971 во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25.05.1983 назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29.06.1986 назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллиннской епархией.
7.06.1990 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10.06.1990. Деятельность митрополита Алексия на международном поприще: в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального Комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26.03.1987 избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру". С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви. 15-21.05.1989 в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем Первой европейской экуменической ассамблеи на тему "Мир и справедливость". В сентябре 1992 года, на 10-й Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия Второго в качестве председателя КЕЦ. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах. Митрополит Алексий принимал активное участие в работе международных и отечественных миротворческих общественных организаций. С 1963 года - член правления Советского фонда мира, участник учредительного собрания общества "Родина", на котором избран членом совета общества с 15.12.1975; переизбирался 27.05.1981 и 10.12.1987. 24.10.1980 на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11.03.1989 избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной Христианской Конференции "Жизнь и мир" (20-24.04.1983, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24.01.1990 - член правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8.02.1990 - член президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году избран народным депутатом СССР.
Святейший Патриарх Алексий - почетный член Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктор богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктор богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктор богословия honoris causa Свято-Владимирской духовной семинарии (академии) в США (1991); доктор богословия honoris causa Свято-Тихоновской духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран Действительным членом Российской академии образования. Доктор богословия honoris causa Университета "Аляска Пасифик" в городе Анкоридже, Аляска, США (1993). Лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского "За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации" (1993). В том же году Его Святейшеству присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году присвоено звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. 1994 год: почетный доктор филологических наук Санкт-Петербургского университета (24 января); почетный доктор богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде (15 мая). Действительный член (академик) Международной Академии информатизации (Москва, январь 1996); почетный доктор богословия Тбилисской духовной академии (Грузия, апрель 1996); Золотая медаль Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Награжден многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран.
За годы своего епископского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано более 450 статей, выступлений и работ Святейшего Патриарха на богословские, церковно-исторические, миротворческие, экуменические и другие темы. Как Патриарх Всероссийский, он совершил свыше 110 визитов, посетив более 65 епархий. Целями таких Первосвятительских визитов прежде всего являются пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе. Большое внимание Патриарх Алексий уделяет подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры. Патриарх Алексий уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, общественными и государственными институтами.
После многолетних чаяний и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения.
Пастырский подход Святейшего Патриарха Алексия снимает напряженность между учреждениями государственной системы музеев и охраны памятников искусства в России и Церковью, которая вызывается неоправданными опасениями, узко корпоративными или личными интересами.
Его Святейшество, Патриарх Алексий подписал ряд совместных документов с Министерством культуры Российской Федерации и руководством отдельных музейных комплексов, находящихся на территории церковно-исторически и духовно значимых монастырей, которые регулируют названные проблемы и дают монастырям новую жизнь. Патриарх Алексий призывает к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминает о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Патриархом Алексием совместных документов заложил основы для развития духовного попечения Церкви в области здравоохранения, о военнослужащих и работниках правоохранительных органов. В ходе политических, социальных и экономических реформ Святейший Патриарх Алексий Второй постоянно напоминает о приоритете нравственных целей перед всеми иными, о преимуществе служения благу общества и конкретного человека в политической и финансово-экономической деятельности. Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с гражданской войной на землях бывшей Югославии, конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, Чеченской Республики и так далее.
За время Патриаршего служения нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество расположенных ближе к приходам центров духовного и административного руководства, содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах. Будучи правящим епископом города Москвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй уделяет очень много внимания возрождению и развитию внутриепархиальной и приходской жизни. Эти труды во многом предлагаются как модель для устроения епархиальной и приходской жизни в других местах. Наряду с неустанным внутрицерковным устройством, в котором он постоянно призывает более активно и ответственно участвовать всех без исключения членов Церкви на подлинно соборных началах, Предстоятель Русской Православной Церкви уделяет большое внимание вопросам братского взаимодействия всех Православных Церквей для совместного свидетельствования Истины Христовой миру. Практическое сотрудничество между различными христианскими конфессиями ради нужд современного мира Святейший Патриарх Алексий считает христианским долгом и путем к исполнению Христовой заповеди о единстве. Мир и согласие в обществе, к которым неустанно призывает Патриарх Алексий, обязательно включают в себя и благожелательное человеческое взаимопонимание и социальное сотрудничество между приверженцами различных религий и мировоззрений.
mob_info