Дополнительное образование для детей. "что такое дополнительное образование" О пользе дополнительного образования для детей

Важнейшей составляющей образовательного пространства России является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века. Сначала стали возникать кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные лагеря. На государственном уровне развитие системы дополнительного образования начинается с ноября 1917 года.

Бурное развитие системы дополнительного образования позволило создать к 1940 году 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведение министерств культуры, путей сообщения, просвещения. После окончания Великой Отечественной войны Советское правительство также уделяло особое внимание развитию системы дополнительного образования. Постоянно увеличивалась численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов, пионерских лагерей и детских спортивных школ.

Развитие системы дополнительного образования показало, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Система дополнительного образования является базисом, на котором основывается дополнительное образование детей.

Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка. Система дополнительного образования помогает учащимся в выборе будущей профессии, способствует их самореализации.

Система дополнительного образования не ограничена государственными образовательными стандартами. Сейчас развитие системы дополнительного образование вышло на новый уровень и переживает новый виток развития. Современная система дополнительного образования включает три составляющие:

Создание территориальной сети учреждений дополнительного образования;

Систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Эффективная интеграция всех этих трех составляющих создаст условия для дальнейшего развития системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования позволяет создать учащимся условия для эффективного обучения и отдыха. Основная цель системы дополнительного образования – создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

Основными среди них являются:

· художественно-эстетическое;

· научно-техническое;

· спортивно-техническое;

· эколого-биологическое;

· физкультурно-оздоровительное;

· туристско-краеведческое;

· военно-патриотическое;

· социально-педагогическое;

· культурологическое;

· экономико-правовое.

Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

Развитие системы поддержки одаренных детей;

Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

Повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Об актуальности дополнительного образования и необходимости тесного взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня говорится достаточно много. Приведу еще несколько примеров.

В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения десятиклассницы. В нем девушка, уже почти получившая общее среднее образование, поднимает проблему практической результативности этого образования. Да, пишет она, я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться. И так же многие из ее одноклассниц. Причем, все они имеют только положительные оценки. Понятно, что нельзя по одному случаю судить о системе образования в целом. Но задуматься это заставляет. Многие из студентов, которым на занятиях приводился этот пример, с ним соглашались и подтверждали подобную результативность основного образования, по крайней мере, в практико-деятельностной сфере.

В настоящее время наблюдается тенденция к дальнейшему развитию системы дополнительного образования. Дополнительное образование отличает от основного образования по ряду признакам:

Профильность;

Личностная ориентация;

Строгая практическая направленность;

Многоуровневость.

Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Советская система образования основывалась на единстве образования и воспитания подрастающего поколения. Составной частью этой системы было дополнительное образование детей, которое осуществлялось через Дома пионеров и школьников. В ходе реформ 1990-х годов, дополнительное образование, как часть учебно-воспитательного процесса приказала долго жить. Но сегодня, наше правительство начало вести разговор о возрождении дополнительного образования. Свои взгляды, о том каким оно должно быть в новых социально-экономических условиях, излагаю в данной статье.

Современное дополнительное образование ведется по следующим направлениям:

    гражданское и военно-патриотическое, осуществляемое через работу школьных музеев, военно-патриотических и поисковых клубов .

    научно-техническое – ведется как кружки по интересам. Сюда входят компьютерные кружки, моделирование, робототехника и др .

    эколого-биологическое ;

    культурно-эстетическое ;

    спортивно-оздоровительное .

В крупных городах и мегаполисах, таких как Казань, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и других, дополнительное образование реализуется через различные центры детского досуга или центры детского творчества. Такие центы располагаются в отдельных зданиях (большинство из них это бывшие дома пионеров и школьников). Однако в малых городах (районных центрах) и в сельских поселениях таких центров нет и в помине. Педагоги дополнительного образования вынуждены довольствоваться школьными кабинетами, которые в большинстве своем практически ни чем не оборудованы.

Для того, чтобы дополнительное образование стало эффективной и в малых городах и сельской местности необходимо:

Во-первых: построить и открыть центры детского творчества в сельской местности. Когда-то и на селе существовали дома пионеров и школьников, в которых педагоги дополнительного образования вели занятия по многим направлениям, давая детям возможность реализовать свои интересы и таланты, раскрывать свои возможности. Настала пора подумать не только о талантливых городских детях, но и о тех, кто сегодня живет на селе .

Во-вторых: пора вернуть дополнительное образование в федеральное управление, под эгиду министерства образования и науки Российской Федерации, исправив, тем самым, абсурдность ситуации, сложившуюся вокруг дополнительного образования. Дело в том, что дополнительное образование сегодня отдано на откуп муниципальным районам. Через муниципальные бюджеты осуществляется содержание объединений дополнительного образования и начисляется заработная плата работникам дополнительного образования. А, как известно, бюджет муниципальных районов весьма ограничен и не многие из них могут должным образом содержать такие объединения и выплачивать достойную заработную плату их руководителям. Чтобы не обременять бюджет, руководители муниципальных образований, под предлогом оптимизации, стремятся сократить объединения дополнительного образования. Такая ситуация ведет к тому, что дети из сельских мест лишаются права на получение дополнительного образования, прописанного в Законе об образовании .

В-третьих: систематизировать работу педагогов дополнительного образования через создание единой программы дополнительного образования. Что же должно быть в этой программе? Я, считаю, что в-первую очередь, она должна быть адаптированной под современные реалии, то есть отвечать всем современным требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию и воспитанию подрастающего поколения. При этом не нужно забывать, что такая программа существовала в советской образовательной системе. Кроме того, необходимо издавать учебники и методические материалы, хотя бы по ключевым направлениям дополнительного образования .

Все, что я изложил здесь – это минимум того, что должно быть, чтобы дополнительное образование было эффективной формой образования и воспитания детей.

Какие же первоочередные задачи стоят сегодня перед педагогами дополнительного образования, кроме тех, о которых говорил выше? Кроме раскрытия таланта детей и реализации интересов ребенка, педагог дополнительного образования обязан думать и о том, как и каким образом дать ребенку более углубленные знания о предмете, например, о компьютерах. Ведь современная жизнь во многом уже зависима от компьютерных технологий и гаджетов. Большинство детей стремятся к тому, чтобы получить в свое распоряжение более мощный компьютер или более современных смартфон или планшет. Но, не каждый из них понимает о том вреде, который несет за собой чрезмерное увлечение IT-технологиями. Поэтому, одновременно с обучением должно вестись и воспитательная работа в сфере дополнительного образования, чтобы привить ребенку интернет-культуру, общую культуру поведения, чувство гражданской ответственности, любви к Родине, без которых нет и не может быть полноценной личности.

Следовательно, педагог дополнительного образования – это не только человек, дающий углубленные знания, но еще и воспитатель, на которого возлагается особая задача – воспитать гражданина в полном смысле этого слова. Но в условиях, когда на дополнительное образование, смотрят только как на осуществление дополнительных образовательных услуг, воспитательная работа в объединениях дополнительного образования, не может вестись в должной мере. Для того, чтобы переломить такую негативную тенденцию, одних педагогов мало. Нужно, чтобы правительство поняло, наконец, необходимость дополнительного образования ни как некого придатка к общему образованию, а как самостоятельной системы образования и воспитания, осуществляемого за пределами школы, как это было в Советском Союзе.

Таким образом, дополнительному образованию в современных условиях необходимо вернуть тот статус, который был у него в СССР. Только тогда можно будет говорить об эффективности и единстве образовательного и воспитательного процесса в сфере дополнительного образования детей.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова

Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения. В блоке занимаются учащиеся 1-11 классов.
Известно, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. Именно в этом смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Особенности и преимущества дополнительного образования учащихся
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействовать самореализации личности ребенка.

Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МБОУ «СОШ №34» регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования.
Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Содержание образовательных программ по дополнительному образованию соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям. На занятиях преподаватели дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
Ребята, под руководством педагогов участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, муниципальных, краевых).

Деятельность по дополнительной общеразвивающей программе направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих Федеральным государственным образовательным стандартам и Федеральным государственным требованиям.


Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края;

определенному уровню образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 определены направленности программ:

естественнонаучная;

социально-педагогическая;

техническая;

туристско-краеведческая;

физкультурно-спортивная;

художественная.

В МБОУ «СОШ №34» реализуются следующие направления:

естественнонаучной направленности 30 человек;

социально - педагогической направленности 15 человек;

физкультурно-спортивной направленности 150 человек;

художественной направленности 45 человек.

Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора» 15 человек

Вся система работы дополнительного образования в МБОУ «СОШ №34» направлена на формирование у учащихся и воспитанников способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.

Цели и задачи дополнительного образования

Цель: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Задачи:
Решать проблему занятости детей в пространстве свободного времени.
Организовать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.
Совершенствовать знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении.
Формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими.
Формировать ответственность у учащихся.
Развивать познавательную активность.
Учебный планблока дополнительного образования учащихся основывается на интеграции программ основного и дополнительного образования, органично сочетающих в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, с учётом склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.

Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.

Предметом деятельности дополнительного образования школы является:

Организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами,

Реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования,

Участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня

mob_info