Духовная и материальная культура восточных славян. Презентация: Происхождение и культура древних славян Языческие традиции дохристианской руси презентация

Слайд 2

Древние славяне

Древние историки еще 2 тыс. лет назад писали о свободолюбивых славянах, живших между Карпатскими горами и Балтийским морем. Позднее племена славян, широко расселившись по Европе, разделились на восточных, южных и западных. Славяне стали предками многих современных народов. От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

К 8 в. н.э. поселения восточнославянских племен (полян, древлян, кривичей, вятичей и др.) располагались на огромной территории, на юге и западе ограниченной Черным и Балтийским морями, а на севере - Ледовитым океаном. Племена могли враждовать, но все равно они ощущали свое единство, поскольку говорили на одном древнерусском языке.

У проезжающих купцов славяне покупали редкие товары, такие, как соль, драгоценности и металлы. С картины С. Иванова "Торг в стране восточных славян".

Слайд 3

Община

Каждое племя состояло из нескольких родственных или соседских общин. Большинство вопросов община решала сообща - на вече. Общинники вместе занимались земледелием, охотились и рыбачили, пасли скот и собирали мед диких пчел (бортничали). Община производила почти все необходимое для жизни. Кузнецы-мужчины ковали орудия труда и мечи, женщины шили одежду, делали кухонную утварь и посуду. У проезжающих купцов покупали только редкие товары такие, как соль, драгоценности и металлы.

Слайд 4

Орудия труда и оружие славян

  • Слайд 5

    Дружина

    Дружины воинственных славян под предводительством князей на весельных судах (ладьях) совершали многодневные походы. Великая империя Византия платила дань славянам, чтобы те не вторгались в ее владения. Многие века восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые часто совершали набеги на их земли.

    Н. К. Рерих. "Заморские гости".
    Через земли восточных славян проходил знаменитый путь - "из варяг в греки".

    Слайд 6

    Князья

    Князья вместе со своей дружиной жили в отдельном поселке, вокруг которого селились ремесленники и крестьяне. Княжеский поселок (городище) окружался рвом с водой, земляным валом и бревенчатой стеной. Жители соседних деревень в случае опасности находили защиту за его стенами. Князь защищал племя, за это общинники платили ему дань продуктами, мехами и ремесленными изделиями.

    Слайд 7

    Первые города

    Вокруг княжеских поселков строились города. Но крупные города возникали только на берегах судоходных рек. Киев и Новгород - 2 знаменитых города восточных славян располагались на реках Днепр и Волхов. Именно по этим рекам проходил оживленный торговый путь "из варяг в греки", то есть из Северной Европы в Византию.

    Слайд 8

    Боги

    Древние славяне молились многим богам: Перуну - богу грома и молний, Велесу - покровителю домашних животных, Яриле - богу плодородия и солнца. А также они почитали Мокошь (позднее Параскеву Пятницу), Волоса, Стрибога, Симаргла, Хорса, Рода... Они считали, что все стихии и явления природы имеют своих правителей-духов. В лесу - это леший, в воде - водяной. Славяне приносили в жертву своим богам и духам животных и без нужды, опасаясь гнева богов, не вредили природе.

    Слайд 9

    Быт и нравы

    Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью.

    Слайд 10

    Славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок.

    Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам озер и рек

    Слайд 11

    Гусляры

    В. М. Васнецов. "Гусляры" (1899).

    Еще до появления у славян письменности память о прошлых временах хранили гусляры-сказители. На радостных и скорбных пирах они сказывали былины о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.

    Картина В. М. Васнецова. Cедовласый слепой старец Баян играет на гуслях и исполняет нараспев сказания о богатырях и князьях. Вспомним поэму Пушкина "Руслан и Людмила":

    "Но вдруг раздался глас приятный,
    И звонких гуслей беглый звук,
    Все смокли, слушают Баяна".

    Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

    При разделении праславянской общности, стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных, а также польских славян во многом сохраняло единство.

    Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл - бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых,

    мудрости и магии, Стрибог

    Макошь - богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12

    годовых праздников, иногда изображена с рогами Лада в древнеславянской мифологии -

    прародительница богов, богиня любви и брака. Женская ипостась Единого Бога славян - Рода. Мать Живы, Лели, Морены, Перуна. По- видимому, соответствует греческой богине

    Марана у славян в древностиЛето и римской Латоне. считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело.

    Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор»,

    «марево»,

    Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Помимо персонифицированых богов в виде идолов, славяне почитали разного рода низших существ, или духов. Это были духи природы: лешие, русалки (берегыни/берегини, вилы, самодивы), кикиморы. И духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники. Имелся целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волкодлаки, упыри, мары, великаны (асилки, велеты), переплут, див, ящер, летающие змеи (драконы).

    Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили к особым камням со «следами», отправлялись в священные рощи, приносили жертвы от трудов рук своих рекам и озёрам, бросали дары на дно колодцев, втыкали предметы в стволы деревьев, восходили на вершины холмов и гор, курганы и курганные комплексы были родовыми храмами, на которых иногда стояли идолы.

    Самая простая форма специально организованного культового места у славян - культовые площадки с идолами и жертвенные ямы. Подобные места предположительно назывались «требища», на которых «творили требы», то есть исполняли то, что было необходимо для славления родных богов. Жертвенные ямы располагались на окраинах селений и не имели

    ограждений. Иногда на культовых

    Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом и астрономическими явлениями. Существует огромное количество реконструкций календаря славянских праздников, в то время как синхронных источников по данному вопросу довольно мало. Важные сведения о праздничной обрядности дает археология, но все эти данные опять таки приходится трактовать через поздний народный календарь.

    К языческим праздникам большинством исследователей относятся Масленица («комоедицы»), Купала, Коляда. Менее известен Таусень (Овсень), относящийся к ряду этих праздников, связанных с днями солнцестояния и равноденствия. Символика этих праздников связана с солнцем, плодородием и продолжением рода. Сжигание чучела Мары (богини зимы и смерти) на Масленицу, хороводы на Купала фиксируют ритуальные пляски и брачные обычаи древности. Купальский

    культ отмечен на славянских календарях

    Свадебные обычаи различались у разных племен в зависимости от типа брака. Славянский брак был строго моногамным, то есть допускал наличия только одной жены или мужа. «Повесть временных лет» выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славян, которые условно можно назвать патриархальными и матриархальными.

    В конце мая - июне водились хороводы («ладование»), на Купала собирались у огня представители разных родов (сел) и выбирали себе невест и женихов из другого рода (такой брак называться экзогамным). Женщины играли роль «старшей чади» в семьях, при смене мужа мальчиков отправляли к отцу. Символика такого брака - два креста, обручальное кольцо, венки, пучки волос или пояс, которыми обвязывали растения или деревья. Традиционными для славян считаются любовные заговоры, с помощью которых девушки или юноши могли влиять на свою судьбу,

    привлекая к себе внимание

    Большую роль в жизни древних славян играли раздельные - мужские и женские - праздники. Они были связаны с обрядами передачи молодежи культурной традиции, знания поверий и ритуалов. До настоящего времени лучше сохранились женские праздники, которые совершаются втайне от мужчин. Некоторые из них подверглись влиянию христианства, такие, как обряд крещения кукушки на Вознесенье. По представлениям древних славян, в кукушку превращалось божество жизни Жива. Живую птицу или траву кукушкины слезки оплетали лентами и тканью, после чего происходил обряд кумления женщин, в результате которого они считались родными по меньшей мере на год, а то и на всю жизнь. Такое родство предполагало душевное общение и взаимопомощь в воспитании детей.

    Девичьим праздником назывался семик - неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку - священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» - играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу

    Культура древних славян отличалась разнообразием и глубокой осмысленностью. Многое из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.

    Языческая культура глубоко вошла в повседневную жизнь людей. Особенно это проявляется на уровне субкультуры - культурных традиций отдельных половозрастных групп населения, таких, как мужчины, женщины, дети. Это связано с делением первобытного общества на «возрастные классы» и по половому признаку. Так, архаичные черты имеют многие детские игры. Текст, сопровождающий игры, часто связан с языческими обрядами. Об этом свидетельствуют, например, слова «осалить» (сделать ритуально нечистым, вывести из игры), «чур», «чурики» (призыв на защиту предка, пращура - «щура») и т. п. Эти выражения дошли до нас, будучи повторенными, часто

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение росою. Макошь, может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия». Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение росою. Макошь, может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так существовал обычай в Ильин день закладывать выкормленного всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев. Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так существовал обычай в Ильин день закладывать выкормленного всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев.

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Историческое развитие славяно-русского язычества «Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий,вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса. .

    3 слайд

    Описание слайда:

    Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.

    4 слайд

    Описание слайда:

    При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.

    6 слайд

    Описание слайда:

    В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянское время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захоронения покойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы.Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и все возможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях. Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях: Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт); Змей-похититель красавиц; Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом; Крылатый Змей.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей(к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию. Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.

    24 слайд

    Описание слайда:

    Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.

    25 слайд

    Описание слайда:

    Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными становятся ведьмы во время календарных праздников, особенно 18января.

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.

    28 слайд

    Описание слайда:

    Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост сближен со стихией:снесенные яйца погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается на шесть дней

    29 слайд

    Описание слайда:

    Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль

    30 слайд

    Описание слайда:

    Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником.В волшебных сказках говорится что эта птица быстра как свет или молния.

    31 слайд

    Описание слайда:

    Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках он добывает живую и мертвую воду, представляет ветер, его железный клюв сравнивается с молниеносной стрелой.

    32 слайд

    Описание слайда:

    К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист.Он мог принести пожар, если его потревожить, но если огонь все-таки возник, то живущий поблизости аист со своими сородичами немедленно приносил воду в клюквах.

    33 слайд

    Описание слайда:

    Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу».Она запирает на зиму небо, а после возвращения весной из вырия вновь отпирает его. Ласточка-покровительница семьи-называлась «хозяйка», «домовитка», «домаха».

    34 слайд

    Описание слайда:

    Жаворонок- воплощение жары и ясного неба.Он же, подобно ласточке, приносит весну.

    35 слайд

    Описание слайда:

    Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на угол дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом во дворе и доме.

    36 слайд

    Описание слайда:

    С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца

    37 слайд

    Описание слайда:

    Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.

    38 слайд

    Описание слайда:

    Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы лошади были «веселыми».Она же связывалась с превращенными ведьмами и злыми силами.

    39 слайд

    Описание слайда:

    40 слайд

    Описание слайда:

    Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

    41 слайд

    Описание слайда:

    В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.

    Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских. Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до неё, в 1-м тысячелетии до н. э. - вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается. Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток. Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8-20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300?400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км. друг от друга. Жилища - полуземлянки, площадью 8-20 м?, углублёные в землю на 0,5?1 м, с досчатым или обмазанным глиной полом. Стены - либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлимой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

  • mob_info