Две тенденции развития современного мира. Развитие современного мира в контексте глобальной трансформации человечества

Глобальные проблемы мировой экономики - это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения путем объединения усилий всех членов мирового сообщества. Эксперты выделяют порядка 20 глобальных проблем. Наиболее значимыми являются следующие:

1. Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства развивающихся стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии -- около 43% и в Индии -- примерно 48%.

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся шире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

  • - утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;
  • - безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;
  • - международное регулирование процессов развития отсталых стран.
  • 2. Проблема мира и демилитаризации.

Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 20 -го столетия, обернулись потерями 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так, например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП и 60% продукции машиностроения.

Военным производством заняты 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у 6-ти стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:

  • - доля военных расходов по отношению к ВНП;
  • - количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;
  • - объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи;
  • - интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике.

Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума (Австрия, Швеция, Швейцария).

Война не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.).

3. Продовольственная проблема.

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс -- численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств).

В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000 ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.

Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилия мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т.е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.

4. Проблема природных ресурсов.

В последней трети XX в. среди проблем мирового развития обозначилась проблема исчерпаемости и нехватки природных ресурсов, особенно энергетических и минерального сырья.

В сущности, глобальная энергосырьевая проблема представляет собой две очень близкие по характеру происхождения проблемы -- энергетическую и сырьевую. При этом проблема обеспечения энергией является в значительной мере производной от проблемы сырьевой, поскольку практически большая часть используемых в настоящее время способов получения энергии по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Об энергосырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1973 г., когда в результате скоординированных действий государства -- члены ОПЕК практически одномоментно повысили в 10 раз цены на продаваемую ими сырую нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах был предпринят в самом начале 80-х гг. Это позволило говорить о второй волне мирового энергетического кризиса. В результате за 1972--1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. В литературе это было названо «мировым нефтяным шоком», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. Некоторые аналитики расценивали подобные события как свидетельство истощения мировых невозобновляемых природных ресурсов и вступления человечества в эпоху длительного энергетического и сырьевого «голода».

В настоящее время решение проблемы ресурсо- и энергообеспечения зависит, во-первых, от динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы; во-вторых, от изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах; в-третьих, от возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители; в-четвертых, от возможных новых технологических подходов к решению глобальной энергосырьевой проблемы, обеспечить которые может непрерывный НТП.

5. Экологическая проблема.

Условно всю проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

В качестве примеров деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, за последние 10 лет площадь лесов сократилась на 35%, а средняя лесистость -- на 47%.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. По подсчетам ученых, в результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. И в настоящем, в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие. 1/2 всех этих потерь в конце 80-х гг. приходилось на четыре страны: Индию (6 млрд. т), Китай (3,3 млрд. т), США (млрд. т) и СССР (3 млрд. т).

За последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. При этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное - в отходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными.

Показательным примером страны с непродуманной технологией может служить Россия. Так, в СССР ежегодно образовывалось около 15 млрд. т твердых отходов, а сейчас в России - 7 млрд. т. Общее количество твердых отходов производства и потребления, находящихся в отвалах, полигонах, хранилищах и свалках, достигает ныне 80 млрд. т.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. Было подсчитано, что за последние 20--25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2--5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на. 2%. В Северном полушарии содержание озона в атмосфере, уменьшилось уже на 3%. Особую подверженность Северного полушария воздействию фреонов можно объяснить следующим: 31 % фреонов производят в США, 30% -- в Западной Европе, 12% -- в Японии, 10% --в СНГ.

Одно из главных последствий экологического кризиса на планете -- оскудение ее генофонда, т.е. уменьшение биологического разнообразия на Земле, которое оценивается в 10--20 млн. видов, в том числе на территории бывшего СССР -- 10--12% от общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

6. Демографическая проблема.

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры -- 256 млн. человек, к 1000 г. -- 280 млн. человек, к 1500 г. -- 427 млн. человек). В XX в. темпы прироста населения резко ускорились. Если своего первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 г., то уже второго миллиарда оно достигает через 107 лет (в 1927 г.), третьего -- 32 года спустя (в 1959 г.), четвертого -- через 15 лет (в 1974 г.), пятого -- по прошествии уже всего 13 лет (в 1987 г.) и шестого -- через 12 лет (в 1999 г.). В 2012 г. население мира составило 7 млрд. чел.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Зоной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% --в Восточной Азии против 29% -- в Южной Азии и 44% -- в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

7. Проблема развития человеческого потенциала.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

1.1. Основные тенденции развития современного мира как вызов глобального развития.

1.2. Философия глобального развития: понятие, концепции, подходы.

1.3. Социокультурные и социополитические аспекты глобального развития в контексте учений западных глобалистов.

выводы

Вопросы для самоконтроля

литература

Ключевые понятия и термины

глобализация, глобалистика, глобальные информационные сети, глобальные рынки, глобализация экономики, глобальная общность, "столкновение цивилизаций", вестернизация, "макдональдизации", регионализация, мегатенденции, экономическая глобализация, политическая глобализация, культурная глобализация, глобальные структурные изменения, "третья волна демократизации" , глобальная трансформация человечества

Задачи и цели раздела

Проанализировать сущность экономических взаимосвязей, которые стали быстро расти в конце ХХ - начале XXI века;

Выделить этапы становления глобализации в контексте периодизации М. Чешкова;

Обосновать становления глобализации как ведущей тенденции современного мира;

Изучить различные аспекты развития глобализации, обратив внимание на направления развития экономической глобализации, детерминирует все процессы;

Раскрыть, какие факторы способствовали формированию глобальной экономики;

Выявить социокультурные тенденции, проявившиеся в условиях глобальной трансформации человечества.

Основные тенденции развития современного мира как вызов глобального развития

Актуальность исследования данной темы в том, что мы наблюдаем противоречивые последствия влияния процессов глобального развития в современный социум, управленческие процессы, общественное управление.

В наиболее обобщенном смысле под "глобальным развитием" понимается "сжатие мира", с одной стороны, и быстрый рост самосознания самого себя, с другой. По мнению Э. Гидденса, глобализация является следствием модерности, а модерность - продукт развития Запада. Под глобальным развитием как ведущей тенденцией развития современного мира понимают фундаментальное изменение мирового порядка, в результате чего национальные границы стали терять свое первоначальное значение, вызванное развитием информационно-коммуникативных технологий, диктатом массовой культуры. Часто можно услышать, что «планета сжимается", а "расстояния исчезают", что свидетельствует о проникновении процессов глобализации во все сферы жизни, в том числе и в образование.

Тема глобального развития является чрезвычайно динамичной, поскольку в современных условиях глобализация ускоряется, в практике международного бизнеса происходят значительные изменения, которые отражаются в многочисленных публикациях по глобалистики - новой отрасли знаний, которая изучает планетарные процессы. Проблема глобального развития, а следовательно, и глобального управления, чрезвычайно противоречивой и дискуссионной. Исследователи-глобалисты, политические и общественные деятели различных стран, менеджеры ведущих транснациональных корпораций придерживаются и горячее отстаивают не только в теории, но и на практике противоположные взгляды, что приводит к острым международных конфликтов. Глобальные изменения являются не только быстрыми, а очень часто такими, которые не поддаются прогнозированию, поэтому альтернативы глобализации выглядят настолько противоположно, угрожающих существованию человечества.

В конце ХХ - начале XXI века произошла глобальная революция, охватившая все страны и народы, сеть самых экономических взаимосвязей, которые стали быстро расти. В результате глобального революции, происходит:

Углубление взаимосвязей между важнейшими финансовыми центрами;

Тесное технологическая кооперация среди фирм;

Глобальные информационные сети, связывающие мир в одно целое;

Национальные рынки, которые все меньше можно рассматривать как критерий для сегментации рынка;

Сочетание острой конкуренции с расширением элементов взаимодействия и сотрудничества;

Интернационализация производственных связей в высокотехнологичных отраслях на базе прямых инвестиций;

Формирование глобальных рынков.

В последнее время стали происходить острые дискуссии вокруг проблем глобального развития:

1) "глобальной конкуренции", которая имеет тенденцию к росту;

2) "глобализации образования";

3) "экономической глобализации";

4) "культурной глобализации";

5) "политической глобализации";

6) "глобального гражданского общества";

7) "глобального сознания";

8) "глобального мировоззрения";

9) "глобального миропорядка".

Глобализацию можно рассматривать как цивилизационное сдвиги, которое уже стало социальной реальностью и произошло в результате глобального развития.

В ней отразились:

Интенсификация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей;

Исторический период (или историческая эпоха), наступившей после завершения "холодной войны";

Триумф американской (западноевропейской) системы ценностей, основанной на комбинации неолиберальной экономической программы и программы политической демократизации;

Технологическая революция с многочисленными социальными последствиями;

Неспособность национальных государств самостоятельно преодолеть глобальные проблемы (демографические, экологические, соблюдения прав и свобод человека, распространение ядерного оружия), требующие совместных глобальных усилий. Сам термин "глобализация" вошел в международной политической и научный оборот в шестидесятых года. Начало же исторического процесса, что, безусловно, определил архитектуру современного мира в начале XXI века, исследователи относят на несколько веков назад: временной диапазон охватывает промежуток от 1500 до 1800 года.

В контексте периодизации М. Чешкова выделяются следующие этапы глобального развития:

1) праистория глобализации (протоглобализация) - от неолитической революции до осевого времени;

2) предыстория глобализации (зарождение глобальной общности) - от осевого времени к эпохе Просвещения и первой промышленной революции;

3) собственно история глобализации (формирование глобальной общности) - последние 200 лет.

С конца 60-х pp. XX века глобализация становится ведущей тенденцией современного развития. Как утверждают западные философы, мир вступил в фазу "глобальной неопределенности"

Историческая ретроспектива позволяет определить в конце ХХ в. два переломных периоды, способствовали углублению глобального развития:

1) распад СССР и СФРЮ;

2) глобальный финансовый кризис 1997-1998 pp.

Существуют различные теоретические подходы к оценке процесса глобализации

1) Функционалистская подход, отмечает роли национальных государств в деле спасения национальных экономик от пагубного влияния "гибридной" и "космополитической" глобализации;

2) апологетический подход, подчеркивает роль глобальных рынков в инновационных процессах и соответственно эволюции к неолиберальной доктрины, стремится максимально ограничить вмешательство государства в процессы "космополитической глобализации";

3) технологический подход, в контексте которого основное внимание уделяется новейшим "кибернетическим" технологиям как условии выборочной, "гибридной глобализации", что позволяет периферийным странам интегрироваться в глобальную экономику, сохранив собственную региональную специфику.

Типологию парадигмы понимания глобального развития как исторического явления предложил голландский исследователь Я. Питере:

- "Столкновение цивилизаций" - фрагментация мира, неизбежна из-за существования цивилизационных различий, уходящих корнями в культурную дифференциацию, определяющими из которых являются национальные, культурные религиозные факторы;

- "Макдональдизации" - гомогенизация культур, осуществляемая транснациональными корпорациями, в контексте которой под флагом модернизации стали распространенными явления вестернизации, европеизации, американизации. Ресторан "Макдональд" и большинство его максимальных производных являются продуктами американского общества, стали предметом агрессивного экспорта в другой мир. Например, сегодня фирма "Макдональд" открывает за рубежом гораздо больше своих отделений, чем в США. Уже около половины своей прибыли компания получает не в США. Хотя "Макдональд" и пользуется популярностью во всем мире, однако в то же время встречает сопротивление со стороны интеллектуалов и общественных лидеров. "Макдональд" и многие другие макдональдизованному сфер бизнеса распространились по всему миру, но продолжают сохранять свой американский фундамент и свои американские корни;

- "Гибридизация" - широкий спектр межкультурных взаимовлияния, приводящие как к взаимообогащению, так и к возникновению новых культурных традиций.

Таким образом, следует говорить о трех ракурсы глобального развития как социального явления:

1) социально-экономический - экономическая глобализация изучает формирование глобальных рынков и стратегию поведения корпораций и международных финансово-экономических институтов, перспективы формирования принципиально новых экономических отношений и типов хозяйства;

2) социально-политический - политическая глобализация изучает роль государства и других субъектов международной жизни в глобализированном мире, перспективы становления глобального цивилизационного общества, формирует общие правовые принципы и нормы;

Социокультурный - культурная глобализация изучает глубинные изменения в культурных стереотипах в связи с новейшими научно-техническими, социальными нововведениями, перспективы межкультурного и мижкомуникативного диалога в условиях информационно-коммуникативного пространства.

В результате глобального развития, происходящие в современном мире, сформировались новые тенденции современного мира, на политической арене появились новые политические актеры, стали диктовать "свои правила игры", сформировалась глобализация как определяющий фактор современной экономической жизни, что обусловливает новое качество интернационализации мирового хозяйства.

По нашему мнению, экономическая глобализация детерминирует все процессы и требует:

Приспособить свои экономические институты с новыми требованиями;

Усиливать могущество владельцев капитала - инвесторов, многонациональных корпораций и глобальных финансовых институтов;

Одобрять формирования новых международных механизмов накопления и движения капиталов;

Способствовать органическому вхождению в этот необратимый процесс, противостоять которому не может ни одно государство в мире;

Поддерживать виртуализацию экономических границ между государствами в условиях глобализации.

В наиболее обобщенном смысле под "глобальным развитием" понимается "сжатие мира", с одной стороны, и быстрый рост самосознания самого себя, с другой. По мнению Э. Гидденса, глобализация является следствием модерности, а модерность - продукт развития Запада. Под "глобализацией" как ведущей тенденцией развития современного мира понимают фундаментальное изменение мирового порядка, в результате которой национальные границы стали терять свое первоначальное значение, вызванное развитием информационно-коммуникативных технологий, диктатом массовой культуры. Глобальное развитие, по мнению некоторых западных экспертов, является наиболее фундаментальным вызовом, с которым столкнулась современная история в последнее время.

Дискуссии о глобальном развитие как главную тенденцию современного времени можно сгруппировать в четыре дискурсы:

1) цивилизационный, или региональный;

2) идеологический;

3) академический;

4) тендерный.

Некоторые западные авторы уверены, что по всем направлениям глобального развития (экономический, политический, культурный, социальный, антропологический) наиболее перспективным и продвинутым является экономический. Разные страны неодинаково реагируют на глобализацию, так как исторические, политические, культурные и экономические особенности влияют на то, каким образом основные тенденции развития современного мира отражаются и влияют на становление и развитие такого феномена, как глобализация. Не случайно в последнее время появились новые науки и дисциплины: "глобальная философия", "глобальная политология", "глобальная социология", "глобальная комуникативистикы", "глобальная культурология". Появился новый понятийно-категорийный аппарат - "глобальное мышление", "глобальное управление," глобальное гражданское общество "," глобальная человек "," глобальное сетевое общество "," глобальный мировоззрение "," глобальные тенденции "," глобальный рынок ", "глобальные информационные сети", "глобальная культура", "глобальные информационные технологии", "глобальная паутина", которые имеют много соприкосновения с другими социальными науками.

Формированию глобальной экономики способствовал целый ряд факторов:

Усиление интеграции финансовых рынков;

Телекоммуникационная революция, облегчила для корпораций установления постоянных контактов со всеми странами мира, заключение договоров с партнерами, находящимися в любой точке земного шара;

Расширение сферы деятельности транснациональных корпораций, которые обладают мощными технологическими и финансовыми ресурсами, что позволяет им размещать производство во всем мире таким образом, чтобы добиваться наибольшей эффективности за счет использования дешевой рабочей силы;

Отказ транснациональных корпораций от фордистской системы организации труда и переход к гибкой системы использования рабочей силы, дает возможность адаптироваться к постоянным изменениям в мировой экономике с целью удержания своих позиций и завоевания новых рынков;

Рост участия стран третьего мира в мировой торговле, а также в мировом инвестиционном процессе и международном разделении труда;

Стремительный рост в наше время взаимозависимости между странами, в рамках которого ни одна страна мира уже не может оставаться в стороне мировой экономики и вести изолированное, автаркичны существования.

Основные базовые мегатенденции развития современного мира как вызов глобального развития сводятся к глобальному цивилизационного процесса и нашли свое отражение в социокультурной сфере. это:

1) "культурная поляризация";

2) "культурная ассимиляция";

3) "культурная гибридизация";

4) "культурная изоляция".

1. "Культурная поляризация". Именно под знаком этой мегатенденции прошла значительная часть XX века: идет речь о противоборстве двух лагерей - капиталистического и социалистического. Основной механизм реализации этой мегатенденции - поляризация и сегментация политической и геоэкономической карты мира, сопровождавшиеся формированием военно-политических и экономических региональных объединений (коалиций, союзов).

2. "Культурная ассимиляция" основывается на заключении, что альтернативы "вестернизации" не существует. Все большее значение приобретает процесс установления универсальных (общечеловеческих) форм и правил в международных отношениях.

3. "Культурная гибридизация" дополняется процессами транскультурной конвергенции и формирования транслокальних культур - культур диаспоры в противовес традиционным культурам, обладающих локализованность и стремятся к национально-государственной идентичности. Мир постепенно превращается в сложную мозаику транслокальних культур, глубоко проникают друг в друга и образуют новые культурные регионы, имеющие сетевую структуру. Интенсификация коммуникаций и межкультурных взаимовлияния, развитие информационных технологий, способствующих дальнейшей диверсификации разнообразного мира человеческих культур, противостоят поглощению их какой-то универсальной "глобальной культурой".

4. "Культурная изоляция". XX век дал много примеров изоляции и самоизоляции отдельных стран, регионов, политических блоков («санитарные кордоны" или "железный занавес"). Источниками изоляционистских тенденций в XXI веке, что наступило, выступают культурный и религиозный фундаментализм, экологические националистические и расистские движения, приход к власти авторитарных и тоталитарных режимов, прибегающих к таким мерам, как социокультурная автаркия, ограничения информационных и гуманитарных контактов, свободы передвижения, жестокая цензура и другие. Поэтому в дальнейшем определим понятия, концепции и подходы к анализу глобализации.

Отношения между странами непредсказуемы и хаотичны. В политике взаимодействуют и неожиданные партнеры, и вчерашние враги. Неписаное правило гласит: «У государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы ». В начале XXI в. в мировой политике отмечены следующие тенденции:

1. Интеграция и глобализация. Обе тенденции обозначают стремление к совместному решению насущных проблем. Особенно заметно, что сильные и влиятельные государства стараются придерживаться одной внешнеполитической линии, при этом нередко наступая на позиции более слабых в мировой экономической системе. Политика становится все более прозрачной, на выборы приглашаются международные наблюдатели, соседей информируют о перемещении войск, приглашают на военные учения. Даже терроризм в наше время приобрел международный характер.

2. В связи с этим меняется понимание силы и безопасности. В современном мире различают 4 компонента государственной безопасности:

а) политический – сохранение суверенитета, недопущение ущемления своих интересов,

б) экономический – кооперация и интеграция с другими странами, выход на мировые рынки,

в) гуманитарный – соблюдение прав человека, оказание гуманитарной помощи страждущими, борьба с наркотиками,

г) экологический – действия, направленные на сохранение окружающей среды, закрепление разумного от

ношения к природе

3. Переход к однополярному миру. О начале новой эры возвестило объявление США политики транснационализма . Она буквально означает вмешательство НАТО в дела суверенных государств в случае нарушения прав человека. С 2001 г. США становятся мировым жандармом, мотивируя вторжение в другие страны борьбой с международным терроризмом. США не считаются с резолюциями ООН (например, с резолюцией, осудившей начало операции в Ираке), игнорируют мнение других стран, даже если их большинство. Военные операции проводят самостоятельно, не извещая даже партнеров по НАТО. Россия внесла предложение переломить ситуацию и призвала Китай, Индию и Ближний Восток заявить о региональном лидерстве, тогда мир станет многополярным, и с мнением других стран придется считаться. Существующее положение возмущает и страны Латинской Америки. Куба и Венесуэла активно проводят в регионе антиамериканскую политику

4. Расширяется Евросоюз. Блок почти всегда действует в интересах США, изображая некое подобие биполярного мира, однако стратегическое партнерство Евросоюза и США – приоритетное направление. Партнерства с Россией не выходит по многим причинам

5. Происходит навязывание демократического пути народам, менталитету которых чуждо все, что связано с американской системой ценностей. Особенно нецелесообразно навязывать американскую культуру Ближнему Востоку и Средней Азии. Привычная тенденция – обвинения РФ и других «неугодных» США стран в отходе от демократических принципов. Тем не менее, в США – самой демократической стране - вскрывают почту граждан, подслушивают переговоры. По американской конституции президентские выборы не прямые, а косвенные, а резолюции Конгресса не обязательны для Президента. В Англии – еще одном оплоте демократии - последние 2 года запрещены антивоенные демонстрации. Очевидно, демократия переживает кризис. В нарушение демократических принципов США в одиночку принимают решения, не считаясь с позициями других стран, Евросоюз готовит резолюцию о новом механизме утверждения решений, по которому «старые» члены ЕС будут иметь преимущества по отношению к «новичкам». Мнение последних будет учитываться в крайних случаях. Демократическая система выборов позволяет приходить к власти на законных основаниям политическим силам, неоднократно пробовавшим себя на террористической стезе. В Палестине на законных основания пришла к власти группировка («Хаммас», из-за чего уже через полгода разразилась гражданская война).


Заметная тенденция – многоплановая атака на Россию . Цель – всесторонне ослаблять государство, не дать вернуть продукцию на мировые рынки

Политику России сравнивают с маятником: Ельцин с его вседозволенностью и политическим курсом, направляемым западом – одно направление, Путин с его стремлением навести порядок и упрочить государство – другое

· Много усилий прилагается для того, чтобы испортить отношения России с бывшими партнерами, союзниками и соседями. В 1991 г. НАТО дает обещание не расширять свое присутствие на Восток, тем не менее: а) все страны Восточной Европы ныне являются членами НАТО, б) при содействии Запада по странам бывшего СССР прокатилась волна «цветных» революций, в) обсуждается вопрос о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе, г) возможно, Запад хочет спровоцировать пересмотр границ и договоренностей, заключенных с участием СССР, по крайней мере, сознательно закрываются глаза на тот факт, что после II мировой войны фашизм был подвергнут осуждению

· В апреле 2007 г. был обнародован доклад Государственного департамента США о поддержке демократии, в котором открыто заявлялось о поддержке прессы, неправительственных организации и оппозиционных партий в России. Англия потворствует деятельности Березовского, отказываясь выдать его российским властям. Нет сомнений в том, что Запад попытается реализовать еще один «революционный» сценарий, уже на территории России

· Отдельные факты, свидетельствующие о недружелюбии к России и «двойных стандартах»

Комиссии по правам человека в Чечне

Арест российского самолета-истребителя на авиасалоне в Лебурже

Аресты высокопоставленных российских чиновников на территории США и Евросоюза (Бородин, Адамов), а также несправедливости по отношению к рядовым гражданам

Дело футбольного тренера Гуса Хигинга

Спортивные допинговые скандалы

Действия, направленные на введение моратория на приведение в исполнение смертной казни в России с одной стороны, и применение смертной казни в США без ограничений, а также решение Международного трибунала о казни Садама Хусейна и его сподвижников

В последние годы позиция России становится более жесткой: на Саммите ЕС – Россия (Самара, май 2007) Путин говорил о том, что все проблемы решаемы, и что партнерство ЕС-США также не безоблачно. Ближайшие стратегические партнеры даже не скрывают проблем, таких как Гуантанама, Ирак, смертная казнь. Все это противоречит европейским ценностям


* Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения (таким образом, они «кормятся» за счет подвластного населения)

* Отходники – крестьяне с собственным хозяйством, временно уходящие на заработки туда, где есть сезонный спрос на рабочую силу

* Фракция (от лат. fractio – разламывание) – составная часть политической партии или выборного органа власти

* С ростом дохода возрастала и процентная ставка налога

Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение. Технологии, производство и вся наша жизнь ускоряются с каждым днем. Экономики различных государств с каждым годом всё теснее переплетаются между собой, интернет объединяет миллионы людей по всему миру, транспорт позволяет не задумываться о расстояниях, события в одном регионе мира, так или иначе, влияют на все страны.

Современные тенденции развития основываются на взаимодействии отдельных личностей, организаций и целых государств. В наши дни лишь немногим странам удается сохранить изолированность от внешнего мира, но полной изоляции они уже никогда не смогут достичь. Например, даже в Северную Корею можно попасть на туристическую экскурсию, что говорит уже о частичной открытости этой страны. Глобализация настолько сильно связала различные регионы планеты, что события в одном из них непременно отражаются на другом. Человечество осознало, что необходимо объединять свои знания, умения и технологии для достижения ещё больших успехов, а потому мы можем наблюдать бесчисленное множество международных соглашений, договоров, организаций и объединений.
В каждой сфере жизни людей направления изменений различны, но в то же время имеют много общего. Как уже было упомянуто, всё в нашей жизни ускоряется и становится более взаимосвязанным.
Современные тенденции развития технологий настолько кардинально меняют нашу повседневную жизнь, что уже сложно представить себе существование без многих технологических устройств. Вряд ли кто-то уже сможет обойтись без мобильного телефона, компьютера, цифрового фотоаппарата. Развитие коммуникационных технологий привело к ощутимым изменениям в манере ведения бизнеса. Всё большее развитие получает так называемый электронный бизнес или бизнес в сети интернет. Это стало возможным благодаря широкому распространению интернета, теперь мы можем подключиться к глобальной сети не только со своего домашнего компьютера, но также с ноутбука, мобильного телефона и других портативных компьютерных устройств. Современные тенденции развития беспроводной связи позволяют предполагать, что вскоре мы сможем подключиться к сети в любой точке планеты, что, несомненно, очень удобно. Вместе с расширением зоны подключения улучшается качество самого соединения и увеличивается количество предоставляемых услуг. Кроме того современные тенденции развития экономики делают упор на предоставление услуг, нежели на сам процесс производства, потому и получила такое распространение интернет-коммерция.

В нашем мире современные тенденции развития можно охарактеризовать также как череду перемен, которые кардинально изменяют нашу действительность. Если раньше нам нужно было идти на почту или в банк, чтобы оплатить какие-либо счета, то теперь мы можем всё это сделать, не выходя из своей комнаты – интернет избавляет нас от лишней беготни и очередей. Совершенствование сферы услуг влияет на современные тенденции развития всей мировой экономики. Теперь основное внимание уделяется продвижению товара и его совершенствованию, огромное внимание уделяется совершенствованию технологий, как производства, так и продаж. Автоматизация производства позволила уменьшить затраты труда на само изготовление продукции, теперь от сотрудников требуется не просто изготовление, а совершенствование и продвижение товаров на рынке. Теперь важным становится не что продавать, а как именно это делать.
Современные тенденции развития мировой экономики невозможно представить себе без процесса глобализации. Одной из влиятельнейших организаций, которая устанавливает принципы и правила мировой торговли, является ВТО – Всемирная торговая организация. Крупнейшие страны мира входят в это объединение, однако развивающиеся страны стремительно набирают обороты и многие из них уже практически готовы к вступлению в это глобальное сообщество. По данным ВТО в последние годы в мире увеличилась доля рынка, занимаемая услугами средств связи и информационными технологиями, а сократилась доля торговли сельскохозяйственной продукцией и сырьевыми ресурсами.
Не обошло развитие технологий и систему здравоохранения. Современные тенденции развития медицины и охраны здоровья также основываются на достижениях коммуникационных систем. Помимо прорыва в фармакологической сфере, стоит упомянуть и диагностическую составляющую здравоохранения. Теперь стало возможным диагностировать пациентов на расстоянии, что повышает точность диагноза, так как лечащий врач получает возможность незамедлительно проконсультироваться с более опытным специалистом в конкретной сфере. С помощью новейших технологий был запущен международный проект GLOB, который предполагает изучение механизмов связи между качеством первичной медицинской помощи, которая предоставляется населению, и уровнем подготовки кадров, оказывающих эту медико-санитарную помощь. Говоря о применение новейших технологий в лечении различных недугов необходимо отметить, что современные тенденции развития в этой сфере сводятся к тому, что нынешние возможности медицины позволяют свести к минимуму хирургические операции, при которых необходимы глубокие разрезы или вскрытия. Технологии лазерного лечения позволяют обойтись без послеоперационных шрамов и рубцов, потому как глубоких разрезов не производится.

Говоря о медицине, следует упомянуть и современные тенденции развития косметологии. Среди наиболее развивающихся аппаратных методик можно выделить лазерные, RF, фотометодики. Одновременно совершенствуются давно используемые технологии: электромиостимуляция, ультразвук, микротоковая терапия и др. К примеру, RF-технологии способствуют устранению избыточных жировых отложений на лице, дают отличный результат подтяжки кожи и устраняют внешние проявления целлюлита. Множество косметических процедур проводятся с использованием ультразвука, например, в коррекции локальных жировых отложений.
Современные тенденции развития образования говорят о том, что вскоре машина может во многом заменить человека. Для примера стоит вспомнить о системе дистанционного образования, которая позволила получить новые знания, не выходя из своего дома. Современные тенденции развития образования основываются на самообучении, потому как усвоение материала зависит исключительно от учащегося. Теперь уже нет необходимости заставлять учить что-то, если человеку действительно нужно образование, знания и диплом, то он приложит достаточно усилий. Разумеется, что подобное образование доступно не всем. Дело не в материальном или технологическом обеспечении данного вида учебного процесса, а в способности самостоятельно работать. Современные тенденции развития образования фокусируются не столько на обучении делать что-либо, сколько на обучении самостоятельно находить и применять необходимую информацию. Нынешний уровень развития информационно коммуникационных технологий позволяют каждому найти массу информации по тому или иному предмету, и теперь важно не просто найти информацию, а выбрать нужную и правильно её использовать. Многие учителя и преподаватели замечают, что традиционные системы образования в школах и университетах всё меньше соответствуют необходимому уровню подготовки. Каждый год учебные программы корректируются, но в итоге получается всё равно что-то не то. Современные тенденции развития общества вынуждают искать кардинально новые методы преподавания, использовать не просто учебники, а учебники в сочетании с конкретными реальными жизненными примерами и задачами. Во многих странах уже практикуют методику, при которой ученик сам выбирает необходимые предметы для изучения, а преподаватель может лишь подсказать необходимый набор дисциплин. Это можно считать разумным, ведь, согласитесь, строителю не всегда важно знать античные или современные концепции происхождения вселенной. Данному специалисту куда важней знать свойства стройматериалов, математику, физику и другие естественные науки. Необходимо преобразовать систему обучения так, чтобы, придя на работу, человек мог практически сразу же приступить к выполнению своих обязанностей, а сейчас мы часто можем наблюдать картину:

Забудьте всё, что вы учили в школе/университете и учитесь заново.

Очевидно, что подобную фразу молодой специалист может услышать в наше время достаточно часто, потому-то и необходима реструктуризация всей системы образования.
Вышеперечисленные современные тенденции развития технологий, экономики, образования, медицины не являются полным перечнем изменений и новшеств, которые мы можем встретить в нашей жизни. Однако какую бы сферу мы ни взяли для рассмотрения, то ключевыми всё же будут достижения в технологиях, потому как они наиболее сильно меняют привычные устои и алгоритмы действий. На рубеже 20-21 веков мы столкнулись с так называемой эпохой глобальных перемен, которые были вызваны прорывом в микроэлектронике. Новейшие разработки сделали многие мечты и самые смелые предположения реальностью: беспроводной интернет, мобильная связь и т.д. Старшему поколению довелось заново переучиваться и приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям труда и жизни в целом. Молодежь же стремительно вырывается вперед, быстро усваивая огромные потоки информации. Современные тенденции развития общества говорят о том, что в нынешнем мире успешный человек – это человек, который умеет быстро находить необходимую информацию и эффективно применять её. Таким образом, мы вплотную подошли к такому понятию, как информационное общество, в котором основную ценность представляют не традиционные труд, земля, капитал, а информация. Как никогда убедительно звучит фраза: «Кто владеет информацией – владеет всем».
Елизавета Lz

Современное плачевное состояние человечества на фоне якобы прогрессивного технического прогресса имеет множество характерных черт, определить которые не представляет особого труда. Наши успехи в отношении изучения косной материи составляют лишь малую толику из общей копилки знаний об окружающем мире.

Наша наука раздроблена на узкоспециализированные направления, изначальная взаимосвязь между которыми утеряна. Наша техника большую часть вырабатываемой энергии буквально «выбрасывает в трубу», загрязняя при этом среду обитания человечества. Наше образование основано на воспитании «счетно-логических машин» и «ходячих энциклопедий», которые совершенно не способны на полет фантазии, творческое вдохновение, выходящее за рамки устаревших догм и стереотипов.

Наше внимание, буквально «приклеено» к экранам телевизоров и мониторам компьютеров, в то время как наша Земля, а вместе с ней и вся биосфера, буквально задыхаются от продуктов экологического и психического загрязнения. Наше здоровье целиком зависит от потребления все новых и новых химических препаратов, которые постепенно проигрывают схватку с постоянно мутирующими вирусами. Да и сами мы начинаем превращаться в неких мутантов, представляющих из себя бесплатные приложения к созданной нами же технике.

Последствия такого бездумного вторжения в среду обитания становятся все более непредсказуемыми, а потому катастрофически опасными и для нас самих. Давайте попробуем подробнее рассмотреть все те процессы, которые происходят в окружающем нас реальном мире. Настало время пробуждения, выхода из «мира грез». Мы должны, наконец, осознать нашу роль в этом мире и широко раскрыв глаза, сбросить с себя наваждения иллюзий и миражей, в плену которых мы находились последние тысячелетия. Если мы будем оставаться «планетой спящих», ветер эволюции просто «сдует» нас с той великой сцены жизни, которая носит название «Земля», как это уже было много миллионов лет назад с иными формами жизни.

Что же происходит сейчас на самом деле? Каковы характерные тенденции в современном мире? Какие перспективы нас ждут уже в самом ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы во второй половине ХХ века начали давать футурологи, а сейчас к их голосу присоединяется все больше исследователей различных областей науки, религии, эзотерических знаний. И вот какая картина вырисовывается на этом фоне.

Анализ научных данных, приведенных Г.Т.Молитором, И.В.Бестужевым-Ладой, К.Карташовой, В.Бурлаком, В.Мегре, Ю.Осиповым, Л.Проурзиным, В.Шубартом, Г.Бичевым, А.Микеевым, Х.Зендерманом, Н.Гулиа, А.Сахаровым, У.Салливаном, Я.Гальперином, И.Неумывакиным, О.Тоффлером, О.Елисеевой, К.Медоузом, И.Яницким, А.Войцеховским П.Глобой, Т.Глоба, И.Царевым, Д.Азаровым, В.Дмитриевым, С.Демкиным, Н.Бояркиной, В.Кондаковым, Л.Володарским, А.Ремизовым, М.Сетроном, О.Дэвисом, Г.Гендерсоном, А.Печчеи, Н.Винером, Дж.Берналом, Э.Корнишом, Э.Аветисовым, О.Гревцевым, Ю.Фоминым, Ф.Полаком, Д.Беллом, Т.Яковец, Ю.В.Мизуном, Ю.Г.Мизуном, позволяет выявить следующие проблемы современной технократической цивилизации:

1) зависимость мировосприятия и образа жизни от средств массовой информации, компьютерная и телевизионная «наркомания», способствующая малоподвижному образу жизни, уходу в виртуальную реальность, снижению иммунитета, пропаганде культов насилия, «золотого тельца», беспорядочного секса;

2) высокая степень урбанизации, способствующая отрыву людей от естественных природных ритмов, что также провоцирует снижение иммунитета, рост стрессовых ситуаций, психических и инфекционных заболеваний, ухудшает экологическую обстановку;

3) назревание очередной мировой войны на фоне угрозы истощения природных ресурсов, обостряющейся борьбы за рынки сбыта и источники энергии, чрезмерных запасов оружия массового уничтожения;

4) превращение человека в кибернетический организм: человека-машину, человека-компьютера (биоробота), в придаток и раба созданных технических устройств;

5) снижение уровня рождаемости на фоне физического вырождения человечества, развала семейных отношений, роста наркомании, проституции, преступности (социальная катастрофа);

6) несовершенство школьных программ, готовящих новое поколение биороботов с психологией хищников (явная и скрытая формы агрессии по отношению к окружающему миру), с забитыми безмозглой зубрежкой талантами и способностями;

7) глобальное нарушение экологического равновесия (вырубка лесов, рост углекислоты и вредных примесей в атмосфере, эрозия плодородных земель, увеличение количества природных катаклизмов, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф);

8) деградация мыслительных способностей на фоне автоматизма действий в условиях технократического быта, расписанного по часам, просмотра примитивных «мыльных опер», низкопробных боевиков, чтения бульварной прессы, компьютерных «игрушек»;

9) глобальный кризис в фундаментальных науках, вызванный расслоением и узкой специализацией ортодоксальных наук, слепым отрицанием религиозных и эзотерических знаний, приверженностью к устаревшим догмам в рамках классической физики XIX века, целым каскадом новых открытий, не вписывающихся в общепризнанные парадигмы;

10) эволюция технических устройств во вред эволюции самого человека, его способностей и талантов, гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга;

11) мутационные процессы вследствие безграмотных генетических экспериментов в растительном мире, приводящие (через пищу) к нарушению генетического кода животных и человека;

12) процветание терроризма на почве религиозного и идейного фанатизма и сепаратизма;

13) появление новых видов болезней, характерных для технократического общества, а также мутации уже известных вирусов, вследствие употребления канцерогенных веществ и побочного действия синтетических лекарств (ежегодное увеличение как самих болезней, так и количества больных), однобокого развития медицины (борьба со следствиями, а не причинами болезней);

14) слабая позитивная направленность в искусстве и культуре, появление новых видов культуры и антикультуры, отрицающих общечеловеческие ценности.

mob_info