Экологические организации мира. Пять самых известных международных экологических организаций Международные организации занимающиеся охраной окружающей среды
Одной из самых старых организаций защитников природы является «Сьерра Клуб». Он был создан в 1892 году в США. Этот клуб ставил своей целью защитить Сьерра-Неваду. Когда же клуб приобрел все права гражданства, обнаружилось, что охрана природы не может ограничиваться границами Сьерра-Невады, что природным территориям угрожали и разные внешние факторы. Постепенно клуб перешел к защите природы в целом. Подобная эволюция характерна для большинства организаций. После 1948 года появились и международные организации.
ВСЕМИРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВМО) – межправительственное учреждение Организации Объединенных Наций, существующее с 1947 г. Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария). В ВМО входит Всемирная служба погоды (ВСП) с тремя мировыми центрами - в Москве, Вашингтоне и Мельбурне.
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, основной задачей которого является достижение качеством лекарств, организует и проводит научные исследования, создает справочные центры на базе национальных научно-исследовательских учреждений, организует научные конференции, проводит подготовку национальных медицинских кадров, разрабатывает международные санитарные правила, ведет работу по укреплению здравоохранения в слаборазвитых странах. Основана в Женеве в 1946 году.
ВСЕМИРНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ (ВСОП) – стратегия охраны живой природы, разработанная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), содействии Всемирного фонда охраны дикой природы (ВВФ) и других международных организаций. Цели ВСОП: определение приоритетов в деле охраны природы, выявление доступных для этого путей и методов, информирование и просвещение общественности. Объявлена 5 марта 1980 г. и поддержана большинством стран мира.
ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ - международная общественная организация, субсидирующая действия по охране и изучению редких и исчезающих видов животных и растений. Основан в 1961 г. С тех пор эта организация выработала свыше 4000 проектов по охране природы более чем 130 странах.
ЗЕЛЕНЫЕ - политическое течение (в ряде стран оформлено в политические партии), выступающее за сохранение среды жизни, против испытаний ядерного оружия, за чистоту атмосферы, океанов и т. п. Наиболее известная международная организация 3. - ГРИНПИС. В России – КЕДР. Главной ареной ее действия является море.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (МСОП) – неправительственная международная организация, ведущая исследования и пропаганду охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Создана в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО. Издает международные Красные книги. Штаб-квартира в г. Морж (Швейцария).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ <МС01И – неправительственная международная организация, ведущая исследования и пропаганду охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
1)Национальные органы
Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений.
Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения.
Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
В статье 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».
Статья 58 гласит об обязанностях: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Кроме этих и некоторых других статей Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ «Об охране окружающей природной среды», введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды.
Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля.
Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.
К законодательным органам относятся: Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах.
В состав исполнительных органов входят: Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:
- - определение основных направлений охраны окружающей среды;
- - учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;
- - учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
- - координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;
- - координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;
- - государственный экологический контроль;
- - разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;
- - организация сбора и обезвреживания отходов;
- - организация особо охраняемых территорий;
- - организация экологического воспитания и образования;
- - обеспечение населения экологической информацией и др.
Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:
- - комитет РФ по геологии и использованию недр;
- - комитет РФ по земельным ресурсам;
- - комитет РФ по рыболовству;
- - комитет РФ по водному хозяйству;
- - департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;
- - федеральная служба геодезии и картографии России;
- - федеральная служба лесного хозяйства России;
- - федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- - санитарно-эпидемиологическая служба РФ при Министерстве здравоохранения.
Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.
Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности (планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к обезливанию и снижению эффективности действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.
2) Общественные организации
Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.
Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия, Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др.
3) Научные организации
Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследовательский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.
Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие 4) Международные природоохранительные организации
Охрана природной среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.
Например, «Соглашение об охране морских котиков» заключено в 1897 году между Россией, США и Японией.
Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью.
В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря.
В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.
Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.
При ООН созданы специализированные органы, в том числе:
- 1. ЮНЕСКО - организация по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров по охране природы.
- 2. ФАО - по вопросам продовольствия и с/х.
- 3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
- 4. МСОП - международный союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.
Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны .
Межправительственные экологические организации:
Под эгидой ООН:
ЮНЭП, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ
Самостоятельные региональные:
ЕВРАТОМ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ХЕЛКОМ, АЗИАТСКО-АФРИКАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ.
Неправительственные международные организации:
МСОП, ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ, МЮО, РИМСКИЙ КЛУБ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД, ГРИНПИС.
Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более ста лет.
Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений:
1) Всемирная партия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;
2) Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;
3) Конвенция об изменении климата;
4) Конвенция о биологическом разнообразии;
5) Конвенция об охране озонового слоя;
6) Конвенция о международной торговле исчезающими видами диких флоры и фауны;
7) Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;
8) Конвенция по водно-болотным угодьям;
9) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.
Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.
Они могут быть международными (межправительственными) или неправительственными (общественными):
1) важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды;
2) медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
3) контроль за соблюдением строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г.;
4) для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992 г.);
5) вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) ;
6) известной международной общественной организацией является «Гринпис», главным направлением деятельности которой является противодействие загрязнению окружающей среды.
Программа ЕЭС по гражданской защите включает следующие мероприятия:
1) распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения;
2) разработка единой терминологии;
3) развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников;
4) организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий;
5) создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград.
Правительственные и многие неправительственные программы возглавляет ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946 г. для координации деятельности правительств и научных учреждений. В 1972 г. в Стокгольме ЮНЕСКО организовала первую крупную Международную конференцию по вопросам окружающей среды. В результате этой конференции была создана Межправительственная программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (UNEP – UNITED NATION Environment Programme). ЮНЕП посвящена наиболее острым проблемам разрушения биосферы человеком (опустыниванию, деградации почв, исчезновению лесов, резкому ухудшению качества и уменьшению количества пресной воды, загрязнению Мирового океана).
После Стокгольмской конференции до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных договоров и соглашений по охране окружающей среды, которые должны регламентировать использование природных ресурсов и загрязнение биосферы (табл. 3.3). Наиболее важная из них так называемая Вашингтонская конвенция – “Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения” (Вашингтон, 1973). До марта 1986 г. к конвенции присоединились 91 государство, в том числе и СССР. Конвенция включает три списка видов по опасности исчезновения, которые постоянно пополняются.
Важнейшим документом является “Всемирная стратегия охраны природы” (5 марта 1980 г.). Он подготовлен и курируется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирным фондом дикой природы (WWF), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) и другими международными неправительственными организациями, работающими под эгидой ЮНЕСКО.
МСОП – неправительственная организация, созданная в 1948 г. при ЮНЕСКО (со штаб-квартирой в Швейцарии). В составе МСОП более 130 государств (в том числе и РФ), а также 24 международные организации. МСОП издает международные Красные книги.
WWF (Всемирный фонд дикой природы) – Международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. осуществляет фундаментальные исследования, учреждает и охраняет заповедники, предоставляет денежную помощь и занимается просветительской и воспитательной работой в сфере охраны природы. Им уже поддержано более 3000 проектов на сумму, превышающую 90 млн долларов.
В 1982 г. ООН была принята “Всемирная хартия природы” – Международный природоохранный документ, возлагающий ответственность за состояние биосферы на все государства, входящие в состав ООН. К сожалению, эта хартия оказалась малоэффективной.
В июне 1992 г. состоялась Международная конференция в Рио-де-Жанейро. В этом грандиозном форуме участвовало 40 тыс. человек, делегация из России состояла из 160 человек, ход работы форума освещало 2000 журналистов.
На конференции были сформулированы положения о необходимости перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития и планировалось подписать “Хартию земли” – основной документ о стратегии и тактике развития человечества на пути к обществу устойчивого развития (включая и обязательства богатых стран оказать помощь в улучшении экологической ситуации бедным странам). Однако текст хартии не был принят, так как богатые страны воздержались от конкретных обязательств (в основном по причине нестабильности демографической ситуации в бедных странах). Хартия была заменена “протоколом о намерениях” – Декларации по окружающей среде и развитию. Прогноз экологических последствий хозяйственной деятельности человека и обоснование роли заповедников – центральные задачи, которые решались Международной биологической программой “Человек и биосфера”. В результате выполнения этой программы была создана репрезентативная сеть биосферных заповедников (к 1990 г. их число превысило 243, 120 млн га). Важную роль играет Всемирная организация-а площадь здравоохранения (ВОЗ) – межправительственная организация, созданная в 1946 г., усилия которой направлены на борьбу с особо опасными болезнями. В сфере компетенции ВОЗ находится и влияние на здоровье человека различных загрязнений.
Международные обязательства РФ в области охраны окружающей среды
РФ – активный участник многих международных экологических организаций (как правительственных, так и неправительственных) и выполняет ряд важных проектов по двусторонним соглашениям (с США, ФРГ, Японией, Финляндией и др.).
На конференциях ООН по окружающей среде и развитию были приняты важнейшие документы, направленные на решение проблем Земли. Ко всем этим документам присоединилась и Россия, заявив о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.
Разработана и утверждена Президентом РФ “Концепция перехода РФк устойчивому развитию”. Обсуждается проект “Государственной стратегии устойчивого развития РФ”. Разрабатываются планы действий Правительства РФ по охране окружающей среды.
Правительства стран - членов Европейского регулярно пересматривают и обновляют свои структуры и процедуры-Союза (ЕС) управления качеством окружающей среды в целях повышения их эффективности. К прежним уровням управления, государственным, добавился еще один, межгосударственный, уровень.
Важной тенденцией современности является то, что центральные органы власти стали передавать все больше полномочий местным органам.
Международное сотрудничество РФ осуществляется в форме участия в международных конвенциях, подписания соглашений по природоохранной деятельности и выполнению различных проектов, в том числе и по решению задач регионального характера.
Основное взаимодействие осуществляется с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в рамках выполнения проектов на территории России. Исполнительным органом ЮНЕП в России является Центр международных проектов Госкомэкологии, который выполняет также роль координатора ряда совместных проектов России, СНГ и ЮНЕП. Главное внимание сосредоточено на совершенствовании информационных систем, гармонизации информационных систем и природоохранного законодательства России и стран СНГ, проблемах Каспийского и Черного морей, других региональных программах.
В рамках деятельности Комитета по экологической политике ЕЭК ООН регулярно проводятся конференции министров охраны окружающей среды стран Европы, разрабатываются экологические программы в целях совершенствования политики и управления природоохранной деятельностью в странах с переходной экономикой. Важным событием последних лет является участие России в Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды под эгидой ЕЭК ООН, итогом которой была «Экологическая программа для Европы».
В реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики участвуют страны арктической «восьмерки», в том числе Россия.
Выполняются совместные региональные проекты. В соответствии с Декларацией, принятой министрами охраны окружающей среды региона Баренцева моря (1995 г.), ведутся работы по предотвращению радиоактивного загрязнения, готовности к ядерным авариям, экологическому управлению и др.
Сотрудничество в рамках Баренцева/Евроарктического региона включает предотвращение радиационного загрязнения, управление окружающей средой, снижение загрязнения от промышленной деятельности, охрану мест обитания и сохранение флоры и фауны.
Соглашения о сотрудничестве РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности подписаны со многими странами, в частности:
с Финляндией и Болгарией - о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (1994);
с Норвегией - о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море (1994);
с Китайской Народной Республикой и другими странами - о совместной охране лесов от пожаров;
с США - о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (1994).
Соглашение с США 1994 г. является продолжением Соглашения от 1972 г. С США заключено также соглашение о сотрудничестве по предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике и другие. Сотрудничество с США осуществляется, прежде всего, в рамках Комитета по окружающей среде Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.
Россия имеет обязательства по выполнению подписанных ею международных договоров по окружающей среде (их более 20), включая конвенции, соглашения и протоколы к ним. Это Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Конвенция по борьбе с опустыниванием, рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб и другие.
Ратификация международных договоров и конвенций поддерживается законами РФ.
В 1979 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН разработана и принята Конвенция “О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния”.
В 1994 г. Россия подписала Протокол к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу, предусматривающему уменьшение выбросов на европейской части на 38 % к 2000 г. и на 40 % к 2005 и 2010 гг. по отношению к уровню 1980 г., фактически были выполнены к 1991 г.
В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, согласно которому не позднее 31 декабря 1994 г. они не должны были превышать уровня годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство выполняется Россией с 1991 г. (за счет спада производства).
Протокол 1991 г. об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков (в целях предотвращения образования приземного озона) не подписан Россией и не ратифицирован большинством стран.
Россия ратифицировала принятую в 1989 г. мировым сообществом Базельскую конвенцию «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», в соответствии с которой импорт отходов в целях их захоронения или сжигания на территории РФ запрещен.
Среди международных организаций в области охраны окружающей среды главное место занимает ООН, ее органы и специализированные учреждения – ЭКОСОС, региональные экономические комиссии, ЮНИДО, ПРОООН.
ЮНЕП (Про грамма ООН по окружающей среде) была учреждена в 1973 г. на основании рекомендации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г., которая является вспомогательным органом ЭКОСОС.
Основная функция ЮНЕП – координация природоохранных программ в системе ООН, разработка и осуществление новых программ. С точки зрения своей юридической природы ЮНЕП является вспомогательным органом ООН, но имеет большую автономию и обладает определенными признаками ММПО. Главная задача ЮНЕП – развитие международного экологического права путем содействия разработке универсальных и региональных соглашений, принципов и стандартов поведения государств.
Основные направления деятельности ЮНЕП: 1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.
Под эгидой ЮНЕП разработана Программа охраны региональных морей (Средиземного, Красного, Карибского), подготовлен проект Конвенции по защите озонового слоя 1985 г.
Среди специализированных учреждений ООН наибольшую роль в развитии международного экологического права играют ИМО, ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ, ВОЗ. Эти организации занимаются теми экологическими проблемами, которые в максимальной степени соответствуют их предметной компетенции.
Природоохранительная деятельность ЮНЕСКО – это:
- а) руководство экологическими программами ("Человек и биосфера", Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т.д.;
- б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;
- в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.
ФАО (Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций) занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира; по ее инициативе принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.
Среди МНПО в области охраны окружающей среды самым большим авторитетом пользуется МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), созданный в 1948 г. Членами этой организации являются государства, национальные и международные организации и ассоциации, занимающиеся международным природоохранным сотрудничеством (свыше 500 членов). В рамках МСОП подготовлены проекты многих международных соглашений: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.
Основные задачи МСОП: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение.
При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа Всемирная стратегия охраны природы.
В 1994 г. учрежден Международный экологический суд (Международный суд экологического арбитража и примирения). Это неправительственный орган, который дает юридические консультации в случае возникновения юридических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. По желанию сторон может выступать в качестве третейского суда. Компетенция: споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически вредной деятельности, об охране и использовании природных комплексов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд имеют право все традиционные и нетрадиционные субъекты международного права.
71. Основные международные организации по охране окружающей природной среды.
В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:
Охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);
Комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);
Специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, рыбных запасов, международных озер, рек, безопасность ядерных источников энергии при координирующей роли МАГАТЭ и т. п.).
ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосударственного сотрудничества в сфере охраны природы:
Участие в международных конвенциях;
Подписание соглашений о проведении природоохранных мероприятий и реализации различных проектов;
Проведение международных конференций по актуальным экологическим проблемам;
Разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.
Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц)- определяет основные направления деятельности ЮНЕП, Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.
В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) . Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:
Реализации региональных программ охраны природной среды;
Сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;
Сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
Организации заповедников, резерватов, национальных природных парков;
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека применительно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздействия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В рамках системы ГСМОС осуществляются следующие программы:
Мониторинга состояния атмосферы;
Трансграничного загрязнения воздуха;
Здоровья человека;
Мирового океана;
Возобновляемых ресурсов суши.
68. Основные черты права лесопользования граждан .
Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.
Право лесопользования - это система правовых норм, регулирующих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.
Право лесопользования как субъективное право представляет собой при надлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.
Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.
Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).
Лесопользование имеет свою специфику в зависимости от того, в лесах какой группы и категории защитности оно осуществляется.
Лесопользование осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.
Виды лесопользования
1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).
В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы , ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования , которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования , выборочные санитарные рубки ухода за лесом.
2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.
3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.
4. Побочное лесное пользование разделяется:
– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;
– закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.
5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.
6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях .
7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.
![mob_info](https://lagopus.ru/wp-content/themes/kuzov/pic/mob_info.png)