Идеи конвенции о правах ребенка. Конвенции о правах ребенка сокращенный

Короткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня яв-ляется международным законом.

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Статья 1

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ре-сурсов осуществлять социальные, экономические и куль-турные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходи-мо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его роди-тели. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Статья 9

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Статья 10

Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброже-лательно, гуманно и быстро,

Статья 12-15

Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо зас-лушать его показания и действовать прежде всего в его ин-тересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и веро-исповедания должны уважаться.

Статья 18

Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

Статья 19

Ребенок имеет право на защиту от физического и пси-хического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статьи 20-21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтерна-тивное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с дей-ствующими законами.

Статья 22

Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родите-лями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Статья 23

Любой ребенок с физическими или психическими не-достатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Ребенок имеет право на полноценное медицинское об-служивание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недо-еданием, а также над ликвидацией традиционных и опас-ных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статьи 28 - 29

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образо-вание. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, раз-вивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 30

Ребенок, принадлежащий к национальному меньшин-ству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

Статья 31

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономического ис-пользования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

Статья 33

Ребенок имеет право на защиту от незаконного потреб-ления наркотиков.

Статья 34

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуально-го насилия и использования в проституции и порнографии.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекать-ся.

Статья 37

Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жес-токости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы. Ребенок не должен караться пожизнен-ным заключением или смертной казнью. С каждым лишен-ным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с ува-жением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь. Ребенок, находящийся в заключе-нии, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Статья 38

Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использовать-ся для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запре-щается вербовать в солдаты детей такого возраста для учас-тия в вооруженных конфликтах.

Статья 39

Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, исполь-зования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на ре-абилитацию и приспособление к жизни общества.

Статья 40

Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способ-ствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей.

Статья 41

Права Конвенции не действуют, если другие нацио-нальные законы предоставляют ребенку лучшие возможно-сти для осуществления его прав.

Статья 42

Государства , присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постанов-лениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43 - 45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдатель-ный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации так-же имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46 - 54

Правила, касающиеся присоединения государств к Кон-венции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание. Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов. Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор- мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.


План :

1. Конвенция о правах ребенка

2. Общие положения Конвенции о правах ребенка

1. Конвенция о правах ребенка - это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.

Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года . В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух: США и Сомали.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.

Основные принципы Конвенции

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Право на жизнь, выживание и развитие.

4. Уважение взглядов ребенка.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

К основным положениям Конвенции относятся:

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.


Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключение случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется и необходимо стремиться к заключению международных соглашений, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывести ребенка из страны, где он родился.

Дети со специальными нуждами, включая детей без одного или обоих родителей, лишенные опеки, дети улицы, дети с физическими либо умственными недостатками имеют право на особое обращение, образование и заботу.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.

Дети из национальных (этнических) меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.

Дети, которые были подвергнуты плохому обращению, насилию, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

С детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости и чтобы содействовать их реинтеграции в жизнь общества.

Государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.

Конвенция ООН о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г.Вступила в силу 2 сентября 1990г.

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, <...> чтобы они признали и старались соблюдать эти права...
Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребёнка или его семьи.
Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Принцип 3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.
Принцип 6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и в органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на родителях.
Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, ни в какой форме.
Принцип 9. Ребёнка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в каком случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

: основные принципы

Документ развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за их реализацию в отношении детей. Конвенция является общей основой действий для всех, кто отстаивает приоритет усилий по защите прав ребенка, включая представителей законодательных органов, педагогов, духовных лидеров, средств массовой информации, общественные организации и т.д. Конвенция как основной документ, определяющий права ребенка, является и фактором эволюции взглядов в этой области. Как компонент международного права она служит основанием для совершенствования национального законодательства и практики, а как предмет для диалога между всеми заинтересованными сторонами этот документ безусловно способствует выявлению проблем, поиску возможных решений и мобилизации ресурсов их осуществления.

Конвенция о права ребенка носит универсальный характер. Она имеет равное значение для народов во всех регионах планеты. Это стало возможным благодаря длительным переговорам, в ходе которых представители стран с различиями в социально-экономическом развитии, культурном, религиозном, этническом подходах сотрудничали с неправительственными организациями и учреждениями ООН в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное значение. Следует подчеркнуть, что хотя в Конвенции установлены общие нормы, однако в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. Именно это обстоятельство позволило каждому государству на основе общих правил выбирать свои собственные национальные средства для их выполнения.

Цель Конвенции - состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран.
Конвенция в отличие от предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях ; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

В Конвенции особо подчеркивается роль средств массовой информации и обязанность государства поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.

Конвенция обязывает государства, ратифицировавших ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Если государство не обладает возможностями реализации всех положений Конвенции, особенно, если это связано со спецификой исторических и культурных традиций, религиозными воззрениями, обычаями, то международное право подразумевает такую ситуацию, когда в связи с определенными причинами страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем одобрение документа в целом обязывает страны придерживаться его «духа», его философии.

Необходимо подчеркнуть, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция показывает, что необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных потребностей свобода требует, помимо всего прочего, здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению, обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.

Конвенция устанавливает право ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Документ также устанавливает право ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, право на имя и приобретение гражданства с момента рождения, право, связанное с усыновлением, права детей с ограниченными возможностями и детей - беженцев, а также детей, совершивших правонарушения.

Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителях национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

В Преамбуле Конвенции упоминаются принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент делается на основной заботе и ответственности по защите ребенка со стороны семьи: « убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». И далее: «признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
В Преамбуле подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

В части 1 Конвенции подчеркивается, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать все необходимые меры по защите его прав. Важно обратить внимание учащихся на то, что все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство призвано обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают. Далее отмечается, что государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи в деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями.

Следует подчеркнуть содержание статьи 8 части 1 Конвенции: «1.Государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства».

В современной ситуации при увеличение количества интернациональных браков и бракоразводных процессов, которые приводят к конфликтам между родителями, затрагивающие интересы ребенка, важны статья 9 и 10 Конвенции, разъясняющая права ребенка в подобных случаях. Суть статьи 9 состоит в том, что ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. Стать 10 разъясняет, что дети и их родители имеют право покидать любую страну и выезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями.

Недискриминация является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных представителей или каких-либо иных обстоятельств.

Основные положения Конвенции


  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства
    обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие
    ребенка.

  • Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на
    приобретение гражданства.

  • Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами
    социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание
    уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка
    подвергаются внимательному рассмотрению.

  • Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без
    какой-либо дискриминации или различий.

  • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.

  • Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в
    страну или выезд из нее.

  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако
    государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских
    учреждений.

  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им
    физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные
    злоупотребления или эксплуатацию.

  • Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс
    усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны
    международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена
    юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают
    вывезти ребенка из страны, где он родился.

  • Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и
    заботу.

  • Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы
    здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения
    всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам,
    пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности

  • Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

  • Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов,
    отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно
    готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости.

  • Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности
    заниматься культурной и творческой деятельностью.

  • Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и
    работы, которая может служить препятствием в получении образования либо
    наносить ущерб его здоровью и благополучию.

  • Государства должны защищать детей от незаконного употребления
    наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими
    средствами.

  • Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и
    торговли детьми.

  • Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за
    преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

  • Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не
    должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

  • Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать
    участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть
    обеспечена специальная защита.

  • Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам,
    должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

  • Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения,
    пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

  • Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного
    законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и
    значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество.

  • Государства должны широкого информировать о предусмотренных
    Конвенциях правах как взрослых, так и детей.
Отражение основных принципов и положений Конвенции в российском законодательстве. Как превратить положения Конвенции в реальность.

Защита и поощрение прав ребенка является частью общих усилий ООН по обеспечению прав человека и основных свобод, независимо от расы, пола, языка или религии. Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка - на первом месте стоят родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Следует подчеркнуть, что Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего - это государство.

Безусловно, это вовсе не означает, что другие лица могут бездействовать: Например, общественные, частные организации наряду с государственными структурами (органами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами) обязаны уделять внимание обеспечению прав ребенка (ч.1 ст.З Конвенции). Однако государство обязано следить за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственные за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья, доступа к образованию, чтобы они имели профессионально подготовленных специалистов. В Российской Федерации в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ имеется специальное управление по правам ребенка, в аппаратах уполномоченных в субъектах Российской Федерации работают профессионально подготовленные в этой области специалисты, существует в некоторых регионах и уполномоченные по правам ребенка. Кроме того, этой проблематикой занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.

Впервые защита государством материнства и детства, семьи была провозглашена в Конституции СССР 1977 года. Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции. Следует отметить, что наше государство присоединилась к Конвенции о правах ребенка (подписана от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года). И согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. В обыденном сознании зачастую создается впечатление, что многое из этой Конвенции является неприемлемым для нашей страны, поскольку, и не только в России, существует четкое представление о подчиненном положении несовершеннолетних. Недаром слово «отрок» в русском языке означает примерно «лишенный права говорить». Тем более важным является закрепление основных принципов Конвенции в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание -


равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботься о нетрудоспособных родителях». Несмотря на краткость изложения, смысл этой статьи довольно широк. Прежде всего, это - подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Однако основным средством государственного регулирования было и остается нормотворчество, принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, о труде и об охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Итак, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).

Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям. Установлено, что


  • отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении
    своих детей;

  • каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать
    своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном
    развитии;

  • родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего
    образования;

  • родители являются законными представителями своих детей и вправе
    выступать в защиту их прав и интересов в отношении с любыми лицами, в том числе в
    суде, без специальных полномочий.
Установлено также, что расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке или при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей , с учетом их мнения. В случае споров вопросы разрешаются органами опеки и попечительства или судом. Следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (с. 156 УК РФ).

Федеральный закон от 24. июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон


не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон выделяет особо детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации:

оставшихся без попечения родителей; инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных ситуациях; жертв насилия; отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации социальной реабилитации таких детей. Социальную адаптацию - процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм. Под социальной реабилитацией понимается мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы.

Закон устанавливает что из себя представляют социальные службы и чем они занимаются. Социальные службы для детей - это организации, которые призваны решать проблемы социального обслуживания детей, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. В их обязанности входят: социальная поддержка; оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи; организация обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста.

Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п.1 ст. 9).

Можно обратить внимание учащихся на следующее обстоятельство -администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений (п.2 ст.9). Однако согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения могут стать граждане, достигшие 18 лет. Таким образом, учащиеся и воспитанники могут быть лишь членами и участниками общественных объединений.

Следует отметить, что в случае нарушения учителем или иным работником образовательного учреждения (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования), вправе самостоятельно (через своих выборных представителей) ходатайствовать перед администрацией учреждения о проведении дисциплинарного расследования. Это расследование ведется с участием представителей детей. Если учащиеся и воспитанники не согласны с решением администрации они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Хотелось бы подчеркнуть, что в тех образовательных учреждениях, где есть уполномоченные по


права ребенка или правам человека эти процедуры проходят с меньшими потерями, быстро и результативно.

Боле е того, учащиеся вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав. Однако это возможно лишь во внеучебное время. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению обучающихся, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. Собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать учебному процессу.

Статья 14 Закона направлена на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, этнической, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). В ст. 11 определяются права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости. Статья 12 предписывает государственным органам развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Важна в современных условиях и статья 13 Закона. В ней устанавливаются гарантии защиты прав ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. В частности, государственные и местные органы исполнительной власти не вправе принимать решение о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта такой инфраструктуры, являющегося государственной или муниципальной собственностью, без предварительной экспертизы уполномоченным органом последствий такого решения для обеспечения прав и интересов детей. Отсутствие экспертной оценки влечет недействительность решения с момента его вынесения. Обязательна экспертная оценка и при сдаче в аренду государственным или муниципальным учреждением, объекта, входящего в состав социальной инфраструктуры для детей, закрепленного в их собственности и земельных участков.

Итак, принципы Конвенция о права ребенка, других международных актов получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую люди просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.

mob_info