Икона казанской богоматери в казанском соборе. Где находится Казанская икона Божьей Матери сейчас

Казанская икона Божией Матери – один из самых известных образов русской православной иконографии. И несмотря на то что сегодня подлинник утерян, чудотворную силу имеют многие списки лика. Встретить знаменитый образ можно буквально в каждом храме, при этом иконы будут завешаны украшениями и крестиками – дарами верующих за помощь Богородицы. Казанская икона так знаменита и почитаема, что в ее честь построено более 50 храмов, причем не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии и других странах.

Икона в Казани

Казань – город, с которого начинается славная история образа. В 1579 году здесь произошло чудо – обретение иконы Богородицы. По преданию, девочке Матроне явилась Дева Мария и указала, где нужно искать чудотворный образ. Икона была найдена на месте сгоревшего Казанского Кремля, но сам образ не был поврежден. Тогда же приказом Ивана Грозного здесь был возведен Казанский женский монастырь, где оригинал хранился вплоть до нач. ХХ века.

В 1904 году обитель обокрали. Когда воров нашли, икон при них не оказалось. По свидетельствам преступников, они уничтожили образы, поскольку хотели продать лишь их оклады. Существуют и другие версии утраты святыни, согласно которым она не уничтожена, а просто спрятана или утеряна. Но до сегодняшнего дня серьезных подтверждений этих теорий нет.

При этом сейчас в обновленном Казанском монастыре все же можно увидеть чудотворный лик. Это так называемая «Ватиканская» икона, которая в 90-х годах ХХ века попала в Ватикан. Долгие годы шли переговоры передаче образа Русской Православной Церкви. Некоторое время даже считалось, что речь идет о подлиннике Казанской Божьей Матери. Но экспертиза 2003 года показала, что лик является списком и датируется XVIII веком. Через год образ был возвращен России, а после передан непосредственно в Казань.

«Ватиканский» список считается чудотворным и почитается не меньше, чем другие копии. Благодаря образу, отстраивается Казанский монастырь, существенно пострадавший при советской власти. Так, 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Московские списки

Примечательно, что первое большое чудо, после которого Казанскую Божью Матерь нарекли «защитницей земель русских», связано не с оригиналом, а с ранним списком иконы. Его передали из Казани ополчению, возглавляемому Мининым и Пожарский в нач. XVII века. Тогда именно эта икона помогла отвоевать Москву у поляков, а день освобождения столицы, 22 октября, стал всероссийским праздником.

Почитаемый список попал сначала в приходскую церковь Введения. В 1636 году Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор вблизи Красной площади, куда и была перенесена святыня. Московский список ценился не меньше, чем настоящая явленная икона. С ним связано множество чудес, эта копия стала Покровительницей династии Романовых.

Казанский собор сильно пострадал за время войны с Наполеоном, а с приходом советской власти святой образ был выкраден из обители. Сейчас место его нахождения неизвестно. Храм был восстановлен уже в 1993 году, и тогда здесь появился еще один почитаемый список иконы Казанской Божьей Матери, который теперь хранится в соборе.

Это не единственная копия образа в Москве. Самые известные храмы, где есть икона Казанской Богородицы:

  • Вознесенский женский монастырь (одна из самых старых из ныне сохранившихся копий явленного образа).
  • Симонов монастырь (чудотворный список).
  • Елоховский собор (чудотворный список).
  • Храм пророка Илии в Обыденском переулке.
  • Церковь Святителя Николы на Берсеневке.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (есть копия, написанная не на досках, а на стекле).

Петербуржский список

Еще одним почитаемым списком оригинала иконы считался Петербуржский. В отличие от подлинника города Казань и московской копии, он сохранился до сегодняшнего дня. Это одна из старейших из дошедших до нас копий иконы. Согласно последним исследованиям, это список непосредственно с Казанской явленной иконы, датируемый кон. XVII – нач. XVIII века. В Санкт-Петербург он попал еще при Петре I, хранилась икона при церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Позже икона была перенесена в Казанский собор – один из самых крупных храмов Северной столицы и всей России. Теперь Казанская икона Божией Матери является главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Построена обитель была еще в 1811 году, а уже через год, во время войны с Наполеоном, находившийся здесь список прославился чудесами заступничества. Известно, что сам фельдмаршал Михаил Кутузов просил у Богоматери помощи и поддержки. Одним из решающих боев стала битва под Вязьмой, совпавшая с днем почитания иконы. Тогда французская армия была разбита, погибло более 7000 солдат противника.

После окончания войны отнятое у французов серебро Кутузов даровал Казанскому собору, из металла был сделан оклад для чудотворной иконы Божьей Матери. Сам же образ с этого времени почитался как Покровительница Северной столицы.

В 30-х годах Казанский собор был упразднен советской властью. Восстановить обитель удалось только спустя 60 лет.

Другие известные списки

Москва и Санкт-Петербург – не единственные города, где находятся почитаемые списки иконы Казанской Божьей Матери. Многие из них чтятся как нерукотворные – предания рассказывают о чудесных появлениях таких икон по всей Руси. Среди самых известных:

  • Иркутская. Чудотворный список находится в Соборе Богоявления. Ежегодно после весенней посевной образ проносят крестным ходом по полям соседних деревень.
  • Тобольская. По преданию, это нерукотворный список, явившийся в 1661 году в Знаменском монастыре. Икона почитается как чудотворная и сейчас принадлежит Софийско-Успенскому кафедральному собору.
  • Каплуновская. Хранится в селе Каплуновке, Харьковской епархии. Согласно летописям, здешнему священнику явился старец и предупредил о скором приходе московских иконописцев. Повелел также приобрести у них икону. Священник сделал все, как и было сказано, а после к нему явилась сама Богородица с наставлениями поместить ее образ в церковь. Находящийся здесь список считается чудотворным.
  • Павловская. Образ явился жителю села Павловское Московской губерни, близ построенной в честь Казанской Божьей Матери часовни. Икона известна исцеляющей силой.
  • Ярославская. Образ хранится при Казанском женском монастыре города Ярославля.
  • Каргопольская. В 1714 году икона находилась у вдовы Марфы Пономаревой, в городе Каргополе Олонецкой епархии. Однажды молящаяся женщина увидела, как из глаз Богородицы потекла слеза. Она сообщила об этом священнику, после чего образ был перенесен в храм.
  • Суздальская. Датируется XVII веком. Согласно летописям, ее написал инок Шартомского Николаевского монастыря, после того как к нему явилась Дева Мария.
  • Тамбовская. С 1812 года была передана тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю из Москвы. Сейчас принадлежит Вышенскому Успенскому монастырю, куда была перенесена после явления Богородицы монахине Миропии.
  • Нижнеломовская. Явилась жителям города Нижнего Лома Пензенской губернии в 1643 году. После на месте обретения была построена сначала часовня, а потом монастырь.
  • Высоченская. По преданиям, явилась в нач. XVIII века, на месте, где позже было построено село Высочино. Сегодня она находится в Высочинском Казанском монастыре и славится чудотворной силой.
  • Образ из села Казанское (под Москвой). По преданию, икона явилась местным жителям во время войны с Наполеоном и помогла отбить нападение. Позже здесь была возведена Казанская церковь.

На Руси образ Казанской Божьей Матери был одним из самых почитаемых. Поэтому начиная с XVII века было построено множество храмов, посвященных чудотворному лику. Однако за ХХ век многие из них были заброшены или разрушены. Пострадали центральные обители Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых известных храмов, посвященных образу Девы Марии, провинции является церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область). Изначально он возводился из камня и должен был стать фамильной усыпальницей графской семьи Чернышевых. Строительство заняло больше десяти лет. Храм уникален по архитектурному решению – он будто состоит из двух вытянутых симметрично расположенных церквей. Иконы, украшавшие стены обители, были написаны не на досках, а на полотнах и больше напоминали картины. Здание сильно пострадало за годы Великой Отечественной войны, а после здесь был открыт дом культуры. Сейчас церковь передана РПЦ и реставрируется как важный памятник архитектуры.

О чем молиться Казанской Божьей Матери

Иконы казанской Божьей Матери прославились своими чудесами. Прежде всего, лик почитается за помощь при защите родной земли. Однако Дева Мария помогает и при житейских трудностях. Собственно первое чудо, связанное с образом, произошло сразу после его обретения. Находившуюся на пепелище Казанского Кремля икону переносили в церковь, а после два слепца, участвующие в работах, прозрели. Помня об этом чуде, перед иконой православные люди молятся об исцелении. Божья Матерь помогает справиться с затяжными недугами, избавиться от хронических болезней, вернуть здоровье детям.

Также образ является самой популярной венчальной иконой. Считается, что если свадьба совпадает с днем празднования иконы Казанской Божьей Матери, пара проживет долгую и счастливую жизнь. Помогает святой лик, если между супругами есть разлад, непонимание и взаимные обиды.

Казанская икона Божией Матери на протяжении веков является одной из любимых на Руси в целом и особенно в престольном граде Москве – ведь именно чудо от Казанской иконы связано с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Где поклониться Казанской иконе в Москве?

Казанская икона Божией Матери

В Москве сегодня присутствует множество чтимых и чудотворных списков Казанской. В праздничный день пройдемся по центру столицы. И начнем нашу прогулку с Красной площади – именно там находится собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1636 году и разрушенный триста лет спустя. Только в 1993 году церковь была восстановлена. В соборе находится чтимый образ Божией Матери «Казанская».

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

С Красной площади через Манежную, по улице Моховой, а оттуда – по улице Волхонка не спеша дойдем до храма Христа Спасителя. В нижней церкви Преображения Господня находится простая новой работы икона Божией Матери «Казанская» – ее очень почитают прихожане.

Преображенская церковь храма Христа Спасителя

Перейдем Соймоновский проезд, пройдемся до храма пророка Илии в Обыденском переулке – здесь, среди многих святынь храма, есть и Казанская икона Божией Матери (а также другие чтимые иконы: Владимирская, Феодоровская и наиболее известная святыня храма – чудотворный образ «Нечаянная Радость»).

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Выйдем на Бульварное кольцо – дойдем до конца Гоголевского бульвара, свернем в Малый Афанасьевский переулок, оттуда – в переулок Филипповский. В храме Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье) в иконостасе левого придела святого апостола Филиппа находится Казанская икона Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)

Дойдем до метро «Арбатская», доедем до станции метро «Бауманская» и прогуляемся до Елоховского собора. Главный московский храм советского периода – сокровищница многих святынь. Среди них и чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Елоховский Богоявленский собор

Неподалеку, между станциями метро «Курская» и «Таганская», в Лыщиковом переулке, стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. В нем находится множество святынь – в том числе чтимые образы Покрова, Тихвинская и Казанская (также в храме пребывают в раке мощи священноисповедника Романа (Медведя), прославленного в числе новомучеников и исповедников Российских).

Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе

Снова сядем в метро, проедем по «кольцу» и выйдем на станции метро «Новослободская». В двухстах метрах от метро, в Нововоротниковском переулке стоит храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Здесь находится чтимый образ Божией Матери «Казанская», писанный на стекле.

Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках

И вернемся либо по кольцу (до «Октябрьской»), либо по Серпуховско-Тимирязевской «серой» ветке (до Боровицкой) и на троллейбусе – в точку, находящуюся совсем недалеко от места, с которого мы начинали наше путешествие. Храм святителя Николая на Берсеневской набережной – один из самых «традиционных» в Москве. Там, кроме частиц мощей святителя Феофана Затворника и святого праведного Симеона Верхотурского, пребывает и чтимая Казанская икона Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной

Казань. Июнь 1579 года. Столицу Татарского ханства охватывает сильный пожар, уничтоживший большую часть посада. Историки усматривают в этом руку магометан: хотя со времени взятия Казани Иваном Грозным прошло уже 27 лет, они не желают смириться с попытками завоевателей силой окрестить последователей учения Магомета в православную веру.

Когда огонь удалось унять, жители принялись восстанавливать обрушенные им постройки, в том числе и храмы. В благодарность за это им был дарован образ Богородицы.

История иконы Казанской Божьей Матери: начало

Девятилетней дочери стрельца Матрёне явилась во сне икона Девы Марии, которая указала место, где её следует выкопать из земли, и велела рассказать об этом церковному и светскому начальству. Однако мать не придала значения девичьему сну. Через несколько дней видение повторилось. Светлый образ вновь попросил Матрёну поведать об увиденном взрослым, что она и сделала, но вновь без должной реакции старших.

Третье явление иконы было грозным. Она посылала огненные лучи и предрекла страшную смерть Матрёне, если её просьбы останутся без внимания. Испуганная мать поспешила вместе с дочерью к воеводе и архиепископу, однако ни тот, ни другой не захотели внимать словам отроковицы.

Если бы не женщины

Восьмого июля (по старому стилю, 21-го по новому) мать Матрёны вместе с дочерью и соседками, прихватив лопаты, пришли на указанное Богородицей место и начали раскопки на пепелище усадьбы некоего Даниила Онучина. Усердие женщин было безуспешным до тех пор, пока Матрёна не копнула в месте, где ещё недавно стояла печь. Тут она увидела обёрнутую в рукав какой-то одежды икону, что являлась ей трижды во снах. Несмотря на жар казанского пожарища, она нисколько не пострадала и, как сообщали свидетели, дивно сияла, как будто бы вновь воплощённая красками.

Найдя икону, Матрёна с матерью поставили её тут же, на пепелище, куда поспешили многие горожане. Явился туда и правящий архиерей Ермоген - будущий российский патриарх. Уже в ближайшие дни во время крестного хода, когда икону переносили в ближайший храм, она явила чудеса. Молившиеся перед нею двое слепых вновь обрели зрение. А всего в летописях зафиксировано 16 чудесных превращений.

Весть о казанском диве летит в Белокаменную

Тут уж явили своё служебное рвение царские сановники: копию с иконы и рассказ о явленных ею чудесах отправили к Ивану Грозному в Москву. А из столицы ушёл царев указ: на месте явления образа возвести храм и учредить в его имя женский монастырь. Как свидетельствуют анналы, девочка Матрёна стала одной из первых его послушниц, а позже и настоятельницей обители.

Катастрофа

Вскоре после обретения Казанский образ стал всенародной святыней. В 1595 году царь Фёдор Иоаннович распорядился обложить икону золотом и драгоценными камнями.

В 1767 году нанесла визит в Казань императрица Екатерина ІІ. Она украсила образ алмазным венцом с 35-ю бриллиантами и жемчужной ризой. Богатые подношения получила икона и от многих других именитых её гостей. В итоге стоимость драгоценностей на ризе образа составила на начало ХХ столетия более сотни тысяч рублей. Не удивительно, что нашлись святотатцы, посягнувшие на российское сокровище.

29 июня 1904 года по городу прокатилась ужасная весть: чудотворную икону украли. Довольно быстро следствию удалось найти похитителя - некоего Варфоломея Стояна. Как оказалось, драгоценности, снятые с иконы, были частично проданы или спрятаны, а деревянная основа сожжена.

В конце ноября в городском окружном суде прошёл громкий процесс, за течением которого следила вся страна. В зале заседаний присутствовали ведущие криминалисты, представители науки. Событие освещали десятки отечественных и зарубежных журналистов.

Затем последовало поражение империи в Русско-японской войне, неудачи на фронтах Первой мировой, Октябрьский переворот… Многие связывали эти злосчастия с утратой чудодейственной иконы.

Спасительница России

Не раз во времена опасности для государства Святой лик указывал путь к победе воинам, отстаивавшим свою землю от иностранных интервентов:

О чём просят православные Деву Марию

Не только в таких великих событиях прославилась икона Казанской Божьей Матери. Светлый Лик открыт к просьбам любого верующего, попавшего в беду, столкнувшегося с проблемами по службе или в семейной жизни, потерявшему здоровье.

Неважно, читаются ли молитвы у чудотворного лика в золотой ризе, около простого бумажного образа, вырезанного из календаря. Главное, чтобы слова исходили из самого сердца, тогда они непременно будут услышаны. Церковь рекомендует обращаться к помощи иконы:

Известные списки

Более десяти монастырей и полусотни храмов освящены во имя Светлого Образа. Не только в России, но и за её пределами. В каждом из них на почётном месте список с иконы Казанской Богоматери. Таких списков по всему православному миру сотни. Но среди них - несколько самых известных:

Дважды в год наша церковь проводит чествование Святого лика:

  • 21 июля отмечается годовщина явления образа Богоматери. Эта традиция берёт своё начало в XVI веке.
  • 4 ноября вспоминаем об освобождении в 1612 году Москвы от польско-литовских интервентов. Победа была достигнута благодаря заступничеству Казанского Святого образа. Дата празднуется с 1649 года. Ныне - как День народного единства.

Небесной Заступницей, Покровительницей и Хранительницей земли русской является Пресвятая Дева Мария. Люди, вознесшие молитвы к Царице Небесной, вскоре по своим молитвам получали помощь.

Казанская икона Божией Матери.

Входя в храм Божий первое, что видит каждый прихожанин - это множество святых ликов на иконостасе. Один из главных - Казанская икона Божией Матери, одна из древнейших русских святынь. Ее образ можно увидеть практически в каждой верующей семье.

Помощь по молитвам верующих

Казанская Богородица помогает справиться абсолютно со всеми проблемами:

  • ей молятся перед свадьбой, а жениха и невесту родители благословляют в семейную жизнь именно этой иконой - Дева Мария обязательно поможет молодоженам выстроить крепкий брачный союз;
  • именно Казанской Богоматери молятся о недужных, о даровании им здравия - Она может исцелить от любой болезни, в том числе по молитвам верующих прозревают очи у слепых людей;
  • обеспечивает мир на земле, во времена военных конфликтов она вселяет спокойствие и благоразумие враждующим сторонам, способствует скорому перемирию;
  • искренняя молитва перед Святым ликом позволит сохранить мир в семейном очаге, предупреди ссоры в семье, станет залогом безбедного и гармоничного супружества;
  • мать, желающая здравия и благополучия своему чаду, возносит молитвы перед Казанской иконой;
  • Матушка помогает избавиться от бесплодия бездетным супругам;
  • Царица Небесная защитит от смерти внезапной;
  • Покровительствует путешественникам и странникам.

Описание святого образа

Казанская Богородица относится к типу «Одигитрия» - «Путеводительница», «Указующая путь».

Икона Божией Матери Казанская

Предание гласит, что первозданный образ принадлежит кисти апостола Луки. Смысл изображения на иконе состоит в представлении явления в мир Спасителя. На иконе Он благословляет двумя перстами.

Но в других списках перстосложение изображено таким образом, что каждый палец означает букву греческого алфавита, а вместе из них получается монограмма имени Иисуса Христа IC XC.

Голова Богородицы преклонена к Сыну Своему, а Ее лицо излучает наивысшую любовь. Ее очи задумчивы по матерински, но глаза Пресвятого Младенца выражают разум взрослого человека. Он стоит с левой стороны от Матери, его правая рука поднята, что означает благословение.

Шествие Церкви к Богу

Крестные ходы были созданы еще в древние времена, с тех пор они имеют огромное значение и великий смысл для Земли русской. Шествия с Казанской иконой Пресвятой Богородицы внешне похожи на церковные богослужения и ярко показывают силу христианской веры.

Икона Божией Матери

В Ее честь освящены более 10 монашеских обителей и полсотни соборов и церквей, которые, помимо России, находятся в других странах.

Церкви и храмы в честь Казанской иконы:

Почитание Казанской иконы Божией Матери совершается ежегодно:

  • 21 июля, в день ее торжественного обретения;
  • 4 ноября, в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков.

История возникновения лика

Очень страшным выдался 1579 год для града Казани, во времена ее завоевания Иоанном Грозным. Огромную часть города поразил сильнейший пожар, множество семей остались без крыши над головой. Огонь вырвался из дома одного из городских стрельцов и в несколько минут обратил в пепелище то, что многие годы великими трудами творили людские руки.

Старинная икона

Лютый плач и людские слезы стояли над Казанью. Пожар бушевал в основном в той части города, где проживали православные верующие. Им трудно было выносить обвинения, надругательства над священными образами.

И тогда Всевышний явил своим верным людям Божественное милосердие - для утоления скорби и вразумления.

Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, в пустой хате явился образ Богородицы. От иконы исходил голос, повелевающий найти Ее образ в недрах земных. Матрона, конечно же, испугалась и ничего не стала рассказывать родителям.

На следующий день видение повторилось, и девочка поведала матери о диве, но та не придала дочериным словам особого значения. Через несколько дней Матрона прилегла днем отдохнуть и уснула, как вдруг неведомая сила подняла ее и перенесла на середину двора.

Матрона Московская

Открыв глаза, отроковица вновь лицезрела Богородичный лик. От него исходили огромные и яркие огненные лучи. Отроковица испугалась и подумала, что они могут сжечь ее. Грозный женский голос приказал ей во всеуслышание объявить явленный указ и найти икону, а в наказание за непослушание девочке была обещана тяжелая и неизлечимая смертная болезнь. От испуга девочка упала на землю без чувств.

О других Богородичных иконах:

Когда она очнулась, то поведала матери о своем чудесном перенесении из дома во двор, об иконе и огненных лучах. Вскоре мать с дочерью направились к местным воеводам, рассказали о чуде и указали место, где под землей должна находиться икона.

Но воеводы не восприняли всерьез рассказ и Матрона с матерью отправились к правящему архиерею в надежде, что тот выслушает и распорядится извлечь Святой Лик из земли. Но и он оставил рассказ без должного внимания.

Делать нечего, им пришлось самим искать чудотворную икону на пепелище. Многие люди трудились на раскопках, но икону так и не нашли. Но когда начала копать землю сама Матрона в том месте, где ранее стояла печь, то на глубине полутора метров она обрела Священный лик.

Образ Богородицы был завернут в ветхий кусок сукна, но когда полотно развернули, она засияла лучезарным светом. Время пощадило Святой лик, он совсем не испортился и выглядел как будто только написанный.

Православный люд был очень рад обретению иконы, они опускались пред ней на колени, прикладывались и лобызали в надежде на исцеление от недугов и получение благодати.

Архиерей, узнав о чудесном обретении, приказал звонить во все колокола. Увидев новоявленный образ, он был сильно удивлен - икон такого чудесного письма ему никогда не приходилось лицезреть. Упав на колени, он слезно молил Богородицу о прощении за свое неверие.

Патриарх Гермоген, будучи в те годы священником, переносил икону с места обретения в церковь.

По милосердию Божиему, по пути от пожарища до храма от иконы стали происходить чудеса. Двое мужчин, долгое время страдающие слепотой очей, неожиданно прозрели.

Далеко за пределы Казани разнеслась чудесная весть, о чуде узнал царь Иоанн Грозный и велел написать копию с чудотворной иконы. Ее, как драгоценное сокровище, доставили в Москву.

Видео об иконе Казанской Божией Матери

События из истории иконы

Явление Казанской иконы Божией Матери

1579 год был для Казани тяжелым. Стояла страшная жара и засуха, из-за которой произошел пожар. Половина города сгорела, многие жители потеряли свои дома. В их числе была семья девятилетней девочки Матроны. Ее отец и мать пытались наладить быт в новом жилище. Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону и указала место, где она лежит, как раз там, где стоял их сгоревший дом. Родители сначала не послушали дочь, но когда видение повторилось, все-таки пошли на пожарище. Там, где было указано, они нашли образ Божией Матери. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу. Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны. Первым достал из земли икону и перенес в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген. Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси.


иконописец Юрий Кузнецов

Явление Казанской иконы Божией Матери помогло людям укрепиться в православной вере. До 1552 года здесь было распространено мусульманство. Казанское ханство совершало набеги на Русь до тех пор, пока царь Иван Грозный не захватил город. После того как Казань вошла в состав России, местные жители стали принимать христианство. После чудесного обретения образа Богородицы в православный храм пришли даже те, кто все еще оставался приверженцем иной веры.

Никому неизвестно, как икона Божией Матери оказалась в земле. Предполагают, что она является списком с иконы, написанной апостолом Лукой. В Казань ее мог привести и закопать либо русский пленный, либо мусульманин, принявший христианство, но вынужденный скрываться.

После того как образ был найден, о случившемся доложили царю Ивану Васильевичу Грозному. Им был издан указ - поставить на месте обретения иконы храм и основать женскую обитель.
Казанско-Богородицкий женский монастырь строился уже при царе Федоре Ивановиче. Первой его инокиней стала та самая Матрона, которая обрела святыню. После пострига она получила имя Мавра и спустя несколько лет стала настоятельницей монастыря.

По просьбе царя Федора Ивановича митрополит Казанский Гермоген написал книгу <Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани>. (Издание: Творенiя святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. - Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1-16.). В ней рассказывается о том, что чудеса от иконы стали происходить сразу после того, как ее извлекли из земли. По дороге в храм прозрел участвовавший в шествии Иосиф, который до этого три года ничего не видел. Также обрел зрение слепец Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла. С образа делались списки и отправлялись по разным епархиям. В 1904 году оригинальный лик был похищен из казанского храма. В настоящее время неизвестно, где он находится.

Особо почитаемые списки с явленной Казанской иконы Богоматери

Широко известны несколько особо чтимых образов Божией Матери <Казанская> - списков с явленной иконы.

Два из них пребывают в Казани, городе, в котором мирно сосуществуют две религии: христианство и мусульманство. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Несмотря на свои скромные размеры, храм является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города, церковь Ярославских чудотворцев - единственная в городе, не закрывавшаяся в советские годы (в связи с этим с 1938 по 1946 год храм имел статус кафедрального). В Крестовоздвиженском соборе города (бывшем Казанско-Богородицком монастыре) находится еще один Казанский образ Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию - <на место своего обретения>.

Особо чтится также чудотворный Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Москве. До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская <Казанская> находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, затем в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского, при содействии казны, на Красной площади начали возводить Казанский собор. После разрушения собора в 1936 году и по настоящее время этот чудотворный список хранится в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга и его Покровительницей считается Казанская икона Божией Матери, привезенная Петром I из Москвы. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 2001 году Казанский образ Божией Матери вернулся в Казанский собор города, где находится и в настоящий момент. Чтимый список с петербургского образа находится в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время трудно восстановить все достоверные исторические факты, связанные с чудотворными образами Божией Матери <Казанская>, однако в церковной истории утвердились некоторые версии.

События из истории <московского> образа Казанской Богородицы

В 1598 году умирает наследник Ивана Грозного - Федор Иванович, прерывается правящая династия России. С этого момента для России наступает <темная полоса> - Смутное время. Государство раздирает политический, экономический, государственный и социальный кризис.

В стране действуют противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами, усиливают общий хаос ватаги разбойников и мародеров - холопы и слуги, выгнанные из усадеб из-за невозможности их прокормить. С 1607 года начинаются различные интервенции на территорию России, разоряются целые области.

К 1610 году многие русские города находятся под властью поляков, московские бояре присягают польскому королевичу Владиславу, и в сентябре этого года польские войска вступают в столицу. Однако грабежи и насилие польско-литовских отрядов, совершаемые в русских городах, и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызывают у ряда русских городов отказ на присягу Владиславу.

В 1611 году первое ополчение пытается положить конец интервенции поляков в Москве, но им это не удается. Россия, продолжая сражаться с поляками, одновременно пытается дать отпор татарам, разоряющим Рязанский край, и шведам, захватывающим северные города. Кажется, что православная Русь стоит на краю своей гибели.

Нижний Новгород в то время - один из ключевых стратегических пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город становится инициатором всенародного патриотического движения, нижегородцы включаются в освободительную борьбу против интервентов за несколько лет до образования второго ополчения.

Патриарх Гермоген (тот самый, что присутствовал при явлении иконы Божией Матери в Казани), находящийся во время польской интервенции в темнице Чудова монастыря, призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправляет в Нижний Новгород воззвание: <Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, :везде говорите моим именем>.

После получения грамоты бесстрашного старца в Нижнем Новгороде возникает новый подъем патриотического движения. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавляет князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины приносят с собой список с Казанской иконы Божией Матери и передают князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

В осажденном Кремле находится в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский: <Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена>. Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни. Это радостное известие разлетается по войскам ополчения. Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берет приступом Китай-город. Князь Пожарский вступает в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и клянется построить храм в память этой победы. Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, идут в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход встречает вышедшего из Кремля архиепископа Арсения, который несет Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молится Небесной Заступнице. В 1613 году избирается законный царь Михаил Романов, и Россия начинает возрождаться.

Царь Михаил Федорович отдает повеление установить второй ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, назначив его на 22 октября - день освобождения Москвы от иноземных захватчиков (8 июля празднуется день явления иконы в Казани). А в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы <Казанская> не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

Согласно Никоновской летописи, князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже стараниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году и была перенесена Казанская икона Божией Матери. После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский Елоховский собор, где он находится и в настоящее время.

События из истории <питерского> образа Казанской Богородицы

История <петербургского> Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I. Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, не снискали они и особенного одобрения у служителей Церкви. Исключением, пожалуй, были два великих святителя: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые горячо поддержали идею обучения русских людей на Западе, но открыто выказывали свое негативное отношение к европейским обычаям, к распространению западных ценностей.

Особенные отношения сложились у царя с Митрофаном Воронежским. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой епископ способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращенные к Петру: <Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь - я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога>.

(по статье протоиерея Василия Швеца
<Казанская Божья Матерь - благословение России и Петербургу>)


Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился о победе над врагом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так называемой <Каплуновской>. Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После одержанной победы икону вернули в село Каплуновка Харьковской области, где она была обретена в 1689 году.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне близ старого Гостиного двора в деревянной часовне.

Первый список с Казанской иконы был привезен в Москву царю Ивану Грозному в 1579 году (вскоре после обретения иконы). Скорее всего, в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу. Большинство мнений склоняется к тому, что в Петербург была привезена обетная икона, выполненная по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича - брата Петра I.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

С 1737 года Казанская икона Божией Матери находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Для прославленной Казанской иконы Божией Матери в 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства. В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор. В 1812 году началась Отечественная война. Накануне отъезда в действующие войска главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов молился перед чудотворным списком Божией Матери <Казанская> о победе над врагом и за спасение России. А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен <За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков>.

За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награжденным орденами всех четырех степеней). Казанский собор в Петербурге стал храмом - памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий полководец и воин - М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери, которую он так почитал всю жизнь.

В двадцатых годах XX века Казанский собор перешел в подчинение обновленческих структур, Казанскую икону Божией Матери успели перенести в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

События из истории <ватиканского> образа Казанской Богородицы

С <ватиканским> образом связана широко нашумевшая в средствах массовой информации история возвращения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году. Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии.

Попытку проследить путь <ватиканского> Казанского образа Божией Матери в своей работе <Казанская икона Божией Матери> делает Владимир Бровко. По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году. В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно. По косвенным признакам, ее вывозят из России в 1928 году.

В 1953 году в Англии ее приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции. В каталогах русских икон этот образ получает название <Казанская Богородица замка Фарлей>, по имени замка, в котором проживал коллекционер.

Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы предпринимается Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Великобритании. Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. <За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства>. Не раз еще подвергалась Казанская икона Божией Матери экспертизе. Из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название <Черной Казанской Богородицы>.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Казанскую икону Божией Матери унаследовала приемная дочь коллекционера. Поскольку икона была признана высокочтимым религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).

По стечению обстоятельств она так и не была продана и хранилась несколько лет в Америке в сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где ее могли бы купить частные лица. Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств, которые помогли бы сохранить святыню для всех христиан. В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещен в церкви города Фатима. В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.

Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация, состоящая из жителей Казани и мэра города. Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.

В 2004 году святой образ был доставлен в Россию. Принимая ее из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал: <Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой>.

Экспертиза, которая проводилась специалистами Министерства культуры России и Церковно-научного центра <Православная энциклопедия> в присутствии представителей Ватикана показала, что икона, хранившаяся у Папы Римского, написана в XVIII веке в Москве или неподалеку от нее.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Православная литература конца XX века рассказывает нам историю, которая связывает Казанскую икону Божией Матери с событиями, произошедшими в ходе Великой Отечественной войны.

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III воззвал ко всем христианам обратиться с молитвой о помощи России.

Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении. Он молился, и Богородица явилась ему в видении. Она передала послание для российского народа: <Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России>.

Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину. Главнокомандующий дал обещание и действительно выполнил наказ в точности. В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Вот как описано это на сайте Князь-Владимирского собора: <Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города: Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане>.

Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно дважды в день - утром и вечером, несмотря на то что люди страдали и погибали от голода. Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий. Молитвой и словом он поддерживал прихожан. <Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского>, <Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы - русские, мы - православные христиане>, - говорил митрополит и молился о даровании победы.

В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями <За оборону Ленинграда>. Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.

Ленинград отстояли. После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград. Перед ним служили молебны и панихиды. Там, где была икона, враг не прошел. После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.

В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию. По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями. По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от нее, сказав, что монаху деньги не нужны. Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.

Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошел. Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счет с уверенностью нельзя. Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, диакон Андрей Кураев в статье <Война: чудо и сказки>. Неоспоримо одно - для русских православных христиан Казанская икона Божией Матери была и остается заступницей и хранительницей мира.

mob_info