Индивидуальность: искусство быть собой. Способности как проявление индивидуального в психике Чем отличается индивид от индивидуальности

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

· эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

4. Преобразуясь в деятельности, индивидуально типические свойства человека вносят свой вклад в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования личности (по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности человек постепенно переходит от одной деятельности к другой. В этом чередовании всегда имеется ведущая деятельность, т.е. в большей степени, чем иная, определяющая смысл существования человека в данный момент его развития. Источником развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений, которые человек усваивает в процессе социализации. Усвоение этого опыта - всегда активный процесс. Общество - источник, из которого личность "черпает" то, что открывает для себя; то, что личностью еще не открыто в обществе, не впитывается в человека. Движущей силой развития личности являются противоречия в системе предметной деятельности: человек всегда желает большего, чем достиг. Психологами (например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским) обнаружена так называемая "надситуативная активность" личности, проявляющаяся в том, что человек обнаруживает неадаптивную (в обычном смысле) тенденцию ставить себе разного рода сверхзадачи, выходить за рамки деятельности, что противоречит установке и приобретенному опыту. Это противоречие и оказывается той силой, которая заставляет человека переходить к новой деятельности, развиваться.

В качестве единиц анализа личности принято выделять активность, направленность, "динамические смысловые системы", по А.С. Выготскому, степень осознанности своих отношений к действительности: установка, самосознание, образ "я", самооценка, уровень притязания и др. Эти единицы и составляют (вместе с темпераментом и характером) живую, постоянно изменяющуюся, "пульсирующую", развивающуюся систему - личность.

5. Общее понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

6. Темперамент выступает в качестве индивидной осно­вы различных личностных свойств, прежде всего харак­тера. Он определяет динамические проявления соответ­ствующих свойств. Например, доброта как черта харак­тера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематиче­ской работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появ­лению отрицательных.

7. Впервые систематизированные описания психологических различий между людьми были сделаны в Древнем Китае в VII веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали психологические типы темперамента с характерными особенностями отдельных видов животных. Они считали людей активных, неуравновешенных и подвижных подобными обезьяне, сильных и храбрых сравнивали с тигром, а медлительных и неповоротливых – с пандой.

Выдающийся греческий лекарь Гиппократ, рассматривал в каждом человеке неразрывное единство телесной и духовной жизни. Гиппократ нашел аналог в организме человека в виде четырех основных жидкостей, или жизненных соков. От соотношения четырех жидкостей в организме, считал он, главным образом и зависят психологические типы темперамента. Греческие названия жидкостей: крови (сангвис), желтой желчи (холе), черной желчи (мелена холе) и лимфы (флегма) – послужили для обозначения типов темперамента, широко используемых до сих пор: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

В своей работе «Антропология» Иммануил Кант одним из первых дал точную психологическую характеристику типичным представителям наиболее распространенных психологических типов темперамента.

Сангвинический темперамент, по его мнению, присущ человеку веселого нрава. Как правило, это человек оптимистичный, беззаботный, всегда полный разных планов и надежд. Любому предмету или событию он временно может придавать большое значение, но уже очень скоро совсем перестает об этом думать. Сангвиник часто обещает что-либо, но очень редко сдерживает свое слово. Это происходит потому, что он редко хорошо обдумывает, сможет ли сдержать данное слово, выполнить взятое обязательство. Он всегда добродушен, готов прийти на помощь другому, но при этом сам очень плохой должник и никогда не возвращает долги вовремя, постоянно требует отсрочки. Он очень коммуникабелен, весел, обладает хорошим чувством юмора, всегда в центре внимания в любой компании. При этом сангвиник ничему не придает большого значения и считает всех своими друзьями. Постоянная работа его утомляет, особенно, если она связана с постоянными обязанностями и действиями, ему постоянно требуются новые впечатления, перемены, события.

Меланхолический темперамент отличает человека с мрачным нравом. Всем событиям, которые его касаются, он придает слишком большое значение, во всем находит для себя какую-то опасность и всегда в первую очередь обращает внимание на трудности. Он редко дает обещания, так как всегда неуверен, что сможет их исполнить. Все то, что противоположно его действиям и понятиям, доставляет меланхолику беспокойство, поэтому он часто бывает озабочен, недоверчив, полон сомнений и мало восприимчив к веселью.

Холерический темперамент присущ человеку вспыльчивому. О холерике часто говорят, что он горяч, загорается быстро, как солома, но если встречает уступчивость со стороны других, то очень быстро остывает. Его гнев обычно не содержит ненависти. Более того, холерик любит своего оппонента тем сильнее, чем быстрее тот ему уступает. Он всегда чем-то занят, но не всегда доводит до завершения начатое дело. Холерик часто стремится быть начальником, руководить делами, но при этом ничего самостоятельно не делать, больше создавать видимость деятельности. Честолюбивый холерик очень любит похвалу, блеск, помпезность. Часто охотно защищает других и с виду очень великодушен, но это происходит не из любви, а из гордости, так самого себя он любит больше.

Флегматический темперамент присущ человеку хладнокровному. Он редко приходит в гнев и всегда сомневается, нужно ли ему сердиться. Флегматику темперамент вполне заменяет мудрость, часто людей с этим типом темперамента считают философами. Они легко уживаются с представителями других типов темперамента. Спокойный, дипломатичный флегматик в любой ситуации может найти удачный компромисс. Не смотря на то, что он покорен воле других, флегматик, владея хорошим самообладанием, способен приспособить волю окружающих к своей.

Таким образом, психологические типы темперамента значительно отличаются друг от друга. Но все же чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов встречается не так много. Существует множество промежуточных форм, соединяющих в себе отдельные черты названных выше типов.

Сложные темпераменты

· Сангвиническо-желчный темперамент

· Сангвиническо-лимфатический темперамент

· Сангвиничско-меланхолический темперамент

· Сангвиническо-нервный темперамент

· Желчно-лимфатический темперамент

· Желчно-меланхолический темперамент

· Желчно-нервный темперамент

· Меланхолическо-нервный темперамент

· Меланхолическо-лимфатический темперамент

· Лимфатическо-нервный темперамент

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

«Характер, - писал С. Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.

10. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Вопрос 17. Индивид, субъект, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Человек как индивид и субъект деятельности. Общее представление о личности в психологии . Развитие личности. Структура личности (по Платонову К. К.). Понятие об индивидуальности. Основные признаки индивидуальности.
И

ндивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность

(Научный подход Б. Г. Ананьева к изучению психики человека)


Индивидуальность

индивид


субъект

личность

Индивид – биологическое существо, относящееся по классификации Дарвина к Хомо Сапиен, со всеми биологическими признаками, принадлежащими этому виду 9чтобы быть индивидом – достатачно просто родиться).

Человек как индивид – представитель своего рода, носитель генотипических и природообусловленных свойств.

Субъект – человек как носитель сознания, наделенный активностью, направленной на преобразование окружающего мира и саго себя, т. е. деятельностью.

Личность – это индивид, наделенный сознанием.

Личность - сущностная характеристика человека как совокупности общественных отношений; относительно самостоятельное системное образование, которое характеризуется внутренней структурой, закономерной связью, входящих в нее элементов, а также взаимодействует с другими системами более высокого и низкого уровня.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Это то особое и неповторимое, чем одна личность отличается от другой.

По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности.

Индивидуальность – это то особое и неповторимое, чем одна личность отличается от другой.

Индивидные черты – черты индивида (биологические черты).

Индивидуальные черты – черты личности.

Индивидом рождаются. Личностью становятся.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

Признаки человека как индивидуальности: характер, потребность и способность к самореализации, самообладание, самочувствие, самоидентификация, и другие признаки, которые проявляются в индивидуальных особенностях личности, отличающих ее от других, продуктивности деятельности, жизненном опыте и индивидуальной.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятель ности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­

нее и тем самым полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

К числу наиболее общих признаков индивидуальности относятся: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность. Свойства человеческой индивидуальности значительно отличаются от аналогичных свойств других форм индивидуальности. Кроме того, человеческой индивидуальности присущи и такие свойства, которые у иных форм отсутствуют.
Понятие личности в психологии. Структура личности. Развитие личности.

Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.

В отечественной психологии наиболее известные исследо­вания в области личности связаны с теоретическими работа­ми представителей школы Л.С. Выготского: Л. И. Божович и А.Н. Леонтьева .

Так, теорию Божович можно отнести к разряду психодина­мических, экспериментальных, структурно-динамических. Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимосвязи деятельности и общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внут­ренней позицией . Эта позиция и есть одна из главных харак­теристик личности, которая понимается как совокупность ве­дущих мотивов деятельности.

У А. Н. Леонтьева в концепции личности центральное мес­то занимает понятие деятельности , а основной внутренней характеристикой личности выступает также мотивационная сфера. Другое важное понятие в его теории - «личностный смысл» . Личностный смысл выражает отношение цели дея­тельности человека к ее мотивам. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, тем богаче сама личность. В связи с тем, что основу личности по взглядам отечест­венных психологов составляет ее структура, более подробно эти концепции рассматриваются во втором вопросе.

В отечественной психологии большинство психологов придерживаются позиции, что личность - не просто результат биологического созревания, но и субъект активного взаи­модействия со средой, в процессе которого индивид приобре­тает (или не приобретает) личностные черты. Это главное положение, которое отличает позицию отечественных психо­логов от зарубежных: личность - активный деятель, т. е. субъект общественных отношений, а не только объект обще­ ственных отношений.

Поскольку основу личности составляет ее структура, пе­рейдем к рассмотрению этого вопроса.

Структура - определенная взаимосвязь, взаимораспо­ложение составных частей, строение, устройство чего-либо. В современной науке понятие структуры обычно соотносит­ся с понятиями системы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако, в боль­шинстве случаев рассматривают понятие системы, характе­ризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта. Структура выражает лишь то, что остается устойчи­вым, относительно неизменным при различных преобразова­ниях системы. Существенная роль структурных связей и от­ношений приводит к тому, что в целом ряде научных задач изучение структуры выступает в качестве главной пробле­мы.

Структура личности – каркас личности. То, из чего она состоит.
Личность характеризуется (по Леонтьеву А.Н.):


  1. Активностью – стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границей требований ситуации и ролевых предписаний;

  2. Направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов (интересов, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека);

  3. Ценности, установки, убеждения, мировоззрение;

  4. Самосознание – («Я - концепция» – система представлений о себе конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.).

Структура личности по К.К. Платонову:

Подход Платонова К.К . Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) психические процессы 4) индивидуально-типологические способности.

Сам Платонов К.К. называет свою структуру динамической, функциональной, основной, общей. Динамическая (подвижная) потому, что изменяется по своему качеству у каждой конкрет­ной личности с раннего детства и до самой смерти. Функцио­нальная потому, что и целое и ее элементы не морфологичны, а функциональны. Основная потому, что имеет, кроме четырех подструктур, еще две - характер и способности (развиваются на основе задатков). Общая пото­му, что свойственна любой без исключения личности.

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные . Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

Самый нижний уровень - это те черты человека , которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.


Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, цели, мотивы. Социальный уровень.

Подструктура направленности (доминир. Мотивы поведения)


Знания, умения, навыки, привычки. Социальный уровень, биологического практически нет.

Подструктура опыта


Познавательные психич. процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание). Эмоционально – волевые процессы (стресс, аффект, настроение). Биосоциальный уровень (однако, больше социального, чем биологического)

Подструктура психических процессов


Тип и свойства высшей нервной системы, тип и свойства темперамента, задатки, потребности. Биологический уровень.

Подструктура индивидуально-типологических особенностей

Направленность выражена в жизненных целях, активной деятельности по их достижению.

Способности - Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности в одном или нескольких направлениях, не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М.Теплов).

В широком смысле - навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего-то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений и т.п.; в узком смысле - компетентность актера. Готовность и умение человека анализировать являения, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться. Одна из основных идей, задач педагогики: гармонично развитая личность, с разносторонне развитыми способностями, широкими интересами. Высшая степень проявления индивидуальности человека. Реализуется в научных открытиях, создании произведений и иных достижениях, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений, смелость в отстаивании своей точки зрения. Способность к деятельности, предполагающая право на совершение действий юридического характера и ответственность за поступки. Задатки - унаследованные свойства, предпосылки способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. Некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально - природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Комплекс качеств (задатки и способности), обеспечивающих успешное художественное творчество. Действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией как компонентом более сложного навыка (К.К. Платонов). Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость. Уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы "художественной" одаренности и "практической" одаренности. Люди обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов. Дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Способности человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое. Индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов. Основные закономерности в развитии способностей у детей. Специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности, рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью. Способность проявлять в тех или иных ситуациях эмпатию (от греч. empatheia - вчувствование) – понимать и сопереживать другому человеку. Методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Несколько советов для педагогов и родителей по развитию способностей у детей.

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

2. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:


· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

·эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor - влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других - больше всего крови (sanguinis), у третьих - особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых - наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

· холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);

· сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);

· флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);

· меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики - это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.

2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального - у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции (греч. athlon - борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

· эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);

· мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);

· эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

которым соответствуют три типа темперамента:

· висцеротония;

· соматотония;

· церебротония.

Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее - эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых - сильные (безудержный, живой, спокойный) и один - слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность - в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

1. зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсальность и проявление во всех сферах деятельности;

4. раннее проявление в детстве;

5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6. высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. наследуемость.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.

2.1. Роль психофизиологического уровня психики в проявлении жизнестойкости

Несмотря на своеобразие личности человека, его психофизиологические характеристики, а это, прежде всего, высшая физиология, которая обеспечивает работу психического аппарата, обусловливая инертность или подвижность, уравновешенность или неуравновешенность, силу или слабость нервной системы, создают предположения для предсказания переживания и поведения человека в условиях стресса и напряжения.

Отмечая значимость типологических особенностей в формировании устойчивости личности у детей, В. Э. Чудновский обращает внимание, что, «нет нужды доказывать, что устойчивость, предполагающая у человека способность преодолевать трудности и разрешать в ряде случаев весьма напряженные конфликты, предъявляет и определенные требования к его нервной системе.

Хотя эти требования по своему существу безличны, но они заметно влияют на проявление некоторых важных особенностей поведения .

Физиологические особенности человека, связанные с порогами чувствительности, преобладанием определенного типа реакций в стрессе могут сыграть роль факторов, влияющих на степень выраженности и частоту возникновения отрицательных эмоций. В работе К. Изарда указывается на экспериментально установленные различия в эмоциональных порогах детей, влияющих на частоту определенного переживания и выражения той или иной эмоции. Это, по мнению автора, сказывается на социализации ребенка и приводит к формированию особых личностных черт .

В этой связи важно подчеркнуть, что все вегетативные и «телесные» реакции при проявлении эмоций «рассчитаны» на биологическую, а не на социальную целесообразность поведенческого воплощения эмоциональной оценки. Отсюда нередкие «издержки» этих реакций, о чем немало пишется в медицинской литературе.

Особую важность проблеме психофизиологических особенностей личности, «уязвимые стороны которой являются источниками психогении, а сильные – источниками сохранения здоровья и компенсации», придавал В. Н. Мясищев. Он подчеркивал значение «болезненной аффективной вязкости впечатлений», которая проявляется и в «остроте впечатлений, и в длительности, в относительно недостаточной интеллектуальной переработке и в затрудненном отреагировании» .

По мнению В. Н. Мясищева, затруднение благоприятного разрешения болезненной ситуации определяется двумя моментами.

Во первых, это перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим, с относящимися сюда чертами импульсивности, эгоцентризма, сензитивности и т. д.

Во вторых, это перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, что создает «вязкие доминанты болезненных переживаний» .

Как яркий пример проявления трагической неготовности к быстротечным и разнообразным жизненным ситуациям вследствие высокой чувствительности, слабости нервной системы и высокого чувства ответственности может быть герой повести Ф. М. Достоевского «Слабое сердце» Вася Шумков. «Сам не замечая того, что в сердце своем возвел до беды, по видимому, маленькие домашние неприятности, в сущности ничтожные» .

В исследованиях, связанных с изучением корреляции общего показателя жизнестойкости личности (методика С. Мадди) и отдельных психологических характеристик человека, обращается внимание на взаимосвязь уровня жизнестойкости взрослого человека с некоторыми темпераментальными характеристиками (скорость переработки информации; эмоциональная устойчивость; уравновешенность, экстраверсия), а также проявлением физиологических реакций стресса .

В исследовании М. В. Логиновой обнаружены значимые корреляции жизнестойкости со всеми показатели темперамента. Автором отмечаются более выраженные отрицательные корреляции по показателям эмоциональной возбудимости и ригидности: чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности; а также положительные корреляции с экстраверсией и общей активностью: чем выше жизнестойкость личности, тем более выражены показатели экстраверсии и активности .

То есть врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность в определенных условиях является значимой предпосылкой проявления жизнестойкости личности.

Способность и готовность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности, отражающаяся в жизнестойкости личности, положительно взаимосвязана со свойствами экстравертированного типа, показана в исследовании жизнестойкости врачей .

И в то же время результаты исследований отражают подчиненный характер биологического уровня, уровням более высокого порядка, что позволяет предположить существование связей ресурсного характера между жизнестойкостью и ее составляющими с более высокими подструктурами личности, имеющими социальную детерминацию. Именно общественными отношениями, которые и «составляют сущность личности», по словам Б. Г. Ананьева, «посредством основных социальных видов деятельности (труда, общения и познания) созидается и существует индивидуальность человека, опосредуется и развивается его природа, в том числе и основные свойства нервной системы» .

Таким образом, врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность может оказывать влияние на проявление жизнестойкости личности. Однако, через систему осознанной саморегуляции человек имеет возможность снизить значимость этих факторов в проявлении своей устойчивости перед трудностями жизни.

Психофизиологические особенности человека создают предрасположенность, играют роль факторов в продуцировании эмоций определенного знака и определенной силы, в проявлении определенного диапазона возможностей интеллектуальной переработки поступающей информации и оптимальной саморегуляции поведения.

Роль психофизиологического уровня связана, прежде всего, с энергообеспечением других психических процессов и свойств психики. Однако на возникновение и поддержание определенной энергетической напряженности влияют такие личностные образования, как мотивы деятельности.

В работах Б. Г. Ананьева показывается тесная взаимосвязь психофизиологических процессов и процессов мотивационных, смысловых. С одной стороны, продуктивность интеллекта зависит «не только от степени овладения операциями и характера мотивации, но и от энергетического обеспечения организмом процессов переработки информации и принятия решения. Это выражается в, так называемой, цене интеллектуального напряжения», но, с другой стороны, «именно эти внутренние побуждения обеспечивают необходимое для тех или иных перцептивных операций психофизиологическое напряжение» .

Понимание и учет психофизиологических особенностей (общая активность, эмоциональность, структура базовых потребностей), а также расширение диапазона проявления психофизиологических характеристик, так или иначе, отражается на развитии жизнестойкости человека.

Возрастные особенности личности во многом определяют проявление жизнестойкости именно с точки зрения деятельности психофизиологических свойств. Их значимость особо велика в детстве, когда личностные структуры недостаточно развиты, в подростковом периоде, когда происходит бурная перестройка организма, в пожилом возрасте, когда активизируются процессы биологического старения.

А. Н. Леонтьев отмечал, что психическое возникает и развивается для обслуживания биологической адаптации, а потом постепенно трансформируется, становится способным реализовывать иной, более высокий уровень деятельности. А. Н. Леонтьевым выдвинут «общий принцип», которому подчиняются межуровневые отношения: «… наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» .

Свойства психофизиологического уровня, проявляясь в рамках осознанной деятельности человека, носят подчиненный характер.

При всем своем значении, типологические особенности человека определяют не содержательные, а формально динамические особенности поведения личности, то есть, по высказыванию В. С. Мерлина, «оказывают влияние лишь на форму отношения личности к действительности» .

В многочисленных исследованиях в области психологии индивидуальных различий, психологии стресса, психологии труда, медицинской психологии показано, что диапазон проявления психофизиологических свойств может быть тесно связан с системой отношения к ситуации взаимодействия и к его участникам. С. А. Рубинштейн, анализируя «действенный путь развития», обозначал «относительно эластичные возможности», которые дает человеку наследственность. Рассматривая жизненный путь, он выделял «внутренние возможности», «возможности и потенциал человека», «внутренние силы и возможности» .

Также диапазон проявления таких психофизиологических свойств, как общая активность, эмоциональная чувствительность, лабильность связана с проявлением человеком заинтересованности в освоении, успешностью освоения и включением в свою жизнь навыков деятельности, связанных с общественной жизнью, познанием окружающего мира, профессиональной жизнью.

mob_info