История в историях. История в историях Война 1864 года в дании


Видео там несколько открывается одно за одним....
Есть в ЖЖ один юзвырь - пейсатель почвеннег - человек-арбуз watermelon83 . И хорошо пишет, интересно, есть у человека слог, да и плодовитЪ, поверхносно, но для общего расширения кругозора сойдет. Т.е. где-то можно не согласиться, что-то банально, но читается интересно:). И женщин любит справных, годных. Есть и недостатки - то политоту пишет, то про игрушки компутерные: фоллаут с тоталваром, но кто ж без греха.... В общем кто не читает - рекомендую.
И вот в посте про Германо-Датскую войну 1864-го года , кстати - рекомендую сериал по ней датский 1864, реально понравился, выкладывает он в качестве иллюстрации датчанина, причем единственной, фото датского бойца с явно видным Kammerlader-ом, точную модель по году не скажу, как образец датчанина с дульнозарядной винтовкой:).
В подтверждение того, что это не единичный случай в той войне винтовки этой модели с клеймами датской военной приемки имеются в музеях... Это был, пожалуй, первый в Европе и второй, после США с винтовкой Холла, в мире случай принятия на вооружение казнозарядной винтовки. Норвеги смогли! И именно с этой системой, а не с Шасспо, которая принадлежит уже к следующему поколению, следует сравнивать знаменитую винтовку Дрейзе
При этом и он, и педивикия твердят о принесшей пруссакам победу винтовке Дрейзе: Это было обидным, ведь прусская армия была как никакая другая была подготовлена для войны нового типа. Солдаты в синем обладали секретной игольчатой винтовкой Дрейзе, заряжавшейся не с дула, как у всех, а с казенной части (можно лежа). Новое оружие (разработанное аж в 1835 г.) давало его обладателям невиданное преимущество в скорости стрельбы - прусский пехотинец делал в минуту три выстрела, на что его датский супротивник мог ответить лишь одним (скорострельность реальная у СТРЕЛКОВ была выше где-то в два-три раза, залпами действительно стреляли пореже). Кроме того, прусские винтовки поражали неприятеля на значительно более дальнем расстоянии нежели датские ружья системы Минье (это прямое заблуждение, все было строго наоборот, винтовки под пулю Минье, даже переделочные дальнобойнее Дрейзе).
На самом же деле даже сами датчане утверждают, что то, что Дания проиграла войну из-за дульнозарядной винтовки - миф:

Пожалуй, самый известный миф в том, что Дания проиграла войну, потому что её солдаты были оснащены дульнозарядными винтовками, в то время как пруссаки казнозарядными игольными. Это просто неправда. Датские солдаты, как и австрийцы, действительно были вооружены дульнозарядными винтовками, который заряжались стоя. Пруссаки, с другой стороны, были оснащены "современной" казнозарядной винтовкой, которые, хотя они были менее точны, могли заряжаться лежа и стрелять чаще. Дело даже не в том, однако, что превосходство казнозарядной винтовкой не было признано и после войны, даже самими немцами, а что на самом деле ручное огнестрельное оружие не играло значительной роли в боевых действиях; решающее разница была вовсе не в винтовках, а в артиллерии. Перед штурмом позиций у Dybbøl 18 апреля она уже была практически разнесена в щебень прусскими дальнобойными казнозарядными нарезными пушками... Только на одном из датских редутов было вооружение, способное отвечать на этот постоянный артобстрел... В конце концов, абсолютно решающим был тот факт, что крупные державы, Пруссии и Австрия, смогли мобилизовать гораздо больше военных ресурсов, чем Дания.
Самое смешное - что это правило работает и в Крымской войне, и в Австро-Прусской 1866-го года, и, главное, устаревшая уже и сильно уступавшая французской винтовке система Дрейзе вовсе не помешала пруссакам победить во Франко-Прусской....

А пейсатель почвенник Роман Тыква-Горбушкин за указание на вышесказанное меня забанил. Все же можно свалить из Луганска, но Луганск из себя не вытравить:)....

«Викторина по окружающему миру» - Рабочее усилие и усилие мысли. Вопросы. Сколько цветов у радуги. Какая из птиц откладывает самые большие яйца. Сколько минут в одном часе. Что такое айсберг. Цели и задачи. Викторина по окружающему миру. Как зимует бурый медведь. В какое время суток спят ежи. Оборудование. Назовите последний месяц зимы.

«Викторина для 4 класса» - Санитары водоема Ручейники Раки Лягушки. Водяной строитель Окунь Медведь Бобр. Двустворчатые моллюски 2. Щуки 3. Водоросли. «Живые фильтры» водоема. Викторина. Лен Пшеница Кукуруза. Детеныши лягушки Лягушата Головастики Пиявки. Из какого растения ткут полотно? Основные обитатели луга Птицы Насекомые Млекопитающие.

«Тест по окружающему миру в 3 классе» - Мальки. Личинки. Растения. Автор: Мурзина Руслана. V. Детёныши рыб – это… Ботаника изучает… Зоология изучает… Ошибок: 3. Ошибок: 0. Выход. Ошибок: 4. Ваша оценка: Куколки. Тест по окружающему миру для 3-го класса. Ошибок: 2. Спасибо за внимание! Гусеницы. Звёзды. Животных. I. Что изучает химия? Что изучает астрономия?

«Викторина для 1 класса» - В) Град. Люди какой профессии лечат животных? Как называются животные, которые питаются другими животными? А) Экология. В) Для получения волокна. А) Звери, насекомые, растения, грибы. Кто не относится к млекопитающим? Г) Листопад. А) Енот. Б) Фламинго, тигр, жук- красотел. А) Небо, дождь, земля. Б) Птицы, рептилии, черви, рыбы.

«Тест» - 3) газ. 3)голова, туловище, верхние и нижние конечности. 2) туловище, ноги, конечности. 2) нефть. 4.Кто является главой Российской Федерации? 3) две третьих. 1) голова, туловище, руки, ноги. 6. Какая часть всего Земного шара покрыта водой? Президент. 2. Найди растения тундры. 2) Короткая и тёплая весна.

«Тесты по окружающему миру» - Цветные полосы. Природная зона. Наука о небесных телах. Сколько планет вращается вокруг Солнца. Установи соответствие. Какие права имеет каждый человек. Вычеркни лишнее. Кто открыл Америку. Лишнее слово. Тесты по окружающему миру. Исторический источник. Хлеб.

Всего в теме 9 презентаций

Германо-датская война 1864 года

Но дождаться конца военных действий при подавлении польского восстания Михаилу Скобелеву не довелось. Неожиданно для себя весной 1864 года он был отозван в Петербург и вызван в Главный штаб, где получил предписание в качестве частного лица отправляться в Западную Европу, где в то время шла война между Данией и Пруссией.

– Эта война будет характерна, прежде всего, применением нового оружия, которым располагают обе стороны, – сказал молодому офицеру штабной полковник, наставлявший Скобелева перед дорогой. – Нам важно знать возможности этого оружия и его количество в пехотном полку. Постарайтесь сблизиться с офицерами, непосредственно участвовавшими в боях, поговорите с ними о способах действий войск в новых условиях. Не исключено, что вскоре и нам придется столкнуться со все этим. Нужно знать, к чему готовиться.

Перед отъездом Скобелев посетил департамент Министерства иностранных дел, где узнал, что причиной этой войны стало соперничество, которое в середине XIX века возникло между Данией и Пруссией из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн, которые находились в личной унии с Данией. В 1848 году это соперничество переросло в войну, которая продолжалась до 1850 года. После ее окончания прежний статус герцогств был подтвержден Лондонскими протоколами 1850 и 1852 годов. Но в ноябре 1863 года в Дании была принята новая конституция, по которой Шлезвиг присоединялся к Датскому королевству, становясь частью его территории.

Австрия и Пруссия, которые также имели определенные виды на Шлезвиг и Гольштейн, при поддержке ряда государств Германского Союза объявили этот шаг нарушением прежних договоренностей. Они потребовали у Дании отменить конституцию, а затем оккупировали Гольштейн, а также германское княжество Лауэнбург, на которое претендовала Дания.

А 16 января 1864 года Австрия и Пруссия объявили Дании ультиматум с требованием восстановить статус Шлезвига, но в конце января Дания отклонила этот ультиматум. Возник военный конфликт между Датским королевством и прусско-австрийской коалицией за отделение приэльбских герцогств Шлезвиг и Гольштейн от владений датской короны. Реально же это была первая из войн в процессе объединения Германии вокруг Пруссии.

Михаил Дмитриевич и сам сильно интересовался этой войной. Однако та скудная информация, которая появлялась в газетах, не давала ответы на его вопросы. Хотелось все увидеть собственными глазами. Поэтому, не откладывая, он быстро собрался и первым же рейсом направился в Ригу, а оттуда дальше на запад.

Когда М. Д. Скобелев приехал в Кенигсберг, война между Пруссией и Данией была в самом разгаре. Он узнал, что еще 1 февраля объединенные прусско-австрийские войска численностью в 60 тысяч человек при поддержке 158 орудий под общим командованием прусского генерал-фельдмаршала Ф. Врангеля вступили на территорию Шлезвига. Им противостояла датская армия (38 тысяч человек, 277 орудий) под командованием генерал-лейтенанта К. де Меца. Используя свое превосходство в артиллерии, она могла обороняться, но датские военачальники вместо этого избрали пассивную тактику наблюдения за противником.

Воспользовавшись этим, 3 и 4 февраля главные силы немцев атаковали Данневеркскую линию датчан с фронта, между тем как их особый корпус, переправившись через залив Шлей, нанес удар во фланг противнику. Вследствие этого, в ночь на 6 февраля, датчане отступили к Фленсбургу, который союзники практически без боя заняли на следующий день. После потери Фленсбурга датская армия отошла частью к Дюппелю, частью на север Ютландии, оказавшись, таким образом, разделенной на две части. К марту 1864 года ее первая часть заняла укрепленные позиции в районе города Дюппель, а другая засела в крепости Фредерисия.

К моменту приезда Скобелева прусско-австрийские войска осадили крепость Фредерисию, а 18 апреля разгромили датчан у Дюббеля. 29 апреля датские войска вынуждены были оставить Фредерисию и эвакуироваться на острова Альс и Фюн. Правда, на море в то время еще господствовал более сильный датский флот, блокировавший побережье Германии, но морские сражения датчан с прусской эскадрой у Ясмунда (о. Рюген) 17 марта и с австрийской эскадрой у Гельголанда 9 мая не дали определенного результата. Обе воюющие стороны объявили о своих победах в этих сражениях, а их дипломаты уже готовили почву для переговоров.

25 апреля 1864 года в Лондоне начались мирные переговоры между представительствами воюющих государств при участии Великобритании, Франции и России. Было заключено перемирие до 26 июня.

29 июня прусско-австрийские войска, получив значительное подкрепление, возобновили наступление. Главнокомандующим союзной армией был назначен принц Фридрих-Карл. Второй период войны для датчан был еще неудачнее первого. После занятия пруссаками острова Альзена 29 июня, датским войскам приходилось повсюду отступать, а союзные войска все более и более распространялись по территории королевства.

Лишь к концу октября 1864 года конфликт был урегулирован полностью, и 30 октября в Вене был подписан мирный договор. Дания отказалась от своих притязаний на Лауэнбург, Шлезвиг и Гольштейн. Герцогства были объявлены совместными владениями Пруссии и Австрии, причем Шлезвигом отныне управляла Пруссия, а Гольштейном – Австрия.

Германо-датская война 1864 года явилась важным этапом на пути объединения Германии под гегемонией Пруссии.

Немцы за это заплатили не такую уж большую цену – погибло в боях и умерло от ран и болезней немногим более 3 тысяч человек. Потери Дании убитыми и ранеными достигли 7 тысяч человек.

После возвращения в Петербург М. Д. Скобелев написал подробный отчет о своей командировке. Он представляет собой десяток страниц с перечислением отдельных боев и маршрутов передвижения войск. В отношении нового оружия имеется особый рапорт, в котором изложено описание и приемы использования при штурме крепости Фредерисии тяжелой артиллерии, которая вела по противнику «губительный огонь с большого расстояния». Также определенную ценность представляет справка о применении железнодорожного транспорта для переброски войск и грузов на большое расстояние.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г. в Морун-гене (Пруссия) в семье учителя элементарной школы. Умер в 1803 г. в Веймаре. Период с 1776 по 1803 г. провел в Веймаре в должности генерального суперинтенданта, т. е. первого духовного лица страны. Эту должность он получил при помощи Гёте, который сумел рассеять сомнения духовенства в правоверности Гердера.

    Наряду с трактатами «О происхождении языка»(1772), «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791), своей автобиографией он издал в 1778-1779 гг. сборник песен «Голоса народов в песнях», в который включил песни южных славян и мастерски их перевел.

    Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим, согласно ему, нетронутой народную культуру, способствовал росту интереса к ним на Западе. У самих славянских народов стимулировал рост самосознания и вызвал интерес к сокровищницам народной культуры. Из других его трудов, кроме трактата «Бог» («Gott), значимы его «Письма для поощрения гуманизма» («Вrеife zur Веfоrdе der Humanitat») (1793-1797), где он дает высокую оценку Я. А. Коменскому.

    Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному использованию сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга.

    Историческое развитие имеет восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо, но опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы (Египет, Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные эпохи достигался максимум, обусловленный географическими условиями и степенью зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества соединятся в недостижимом еще конечном результате.

    История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы. Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим космологическим развитием.

    В понимании природы он пантеист и натуралист, однако не материалист. Природный процесс трактуется им слишком провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в нем, согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между человеком (микрокосмом) и природой (макрокосмом).

    Природа рассматривается не как механическая совокупность, но как образование определенных основных форм, которые наиболее адекватно проявляются в органической природе.

    В первых пяти книгах «Идей к философии истории человечества» Гердер показывает органическое развитие всей природы. Развитие Земли и творений невозможно наблюдать прямо, так как развитие творений растянуто в пределах различий между растительными и животными видами, как и развитие Земли - в рамках формирования земной поверхности. Поэтому путем сравнения можно реконструировать все развитие. Растение в целом представляется как уста. Сосет корнями, листьями, сокопроводящими каналами. Только высшие животные имеют дифференцированную организацию. И для высших животных, и для человека, однако, принятие пищи остается основным законом.

    Вместе с более сложной организацией у высших животных развивается и неподчинение инстинктам. Низшие животные полностью подобны машинам, они находятся под властью инстинкта. У высших животных вместе с возрастающим числом органов растет число инстинктов и независимость их от одного инстинкта: При этом инстинкты развиваются как модификация первоначального инстинкта самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет. Разумеется, здесь действует ансамбль условий, так как они в определенной мере творят и само животное. Причина развития - в постоянно совершенствующемся, творческом импульсе природы. Гердер вновь и вновь повторяет идею о взаимосвязи человека и животных. Из этого он выводит, что животные являются для человека «меньшими братьями», а не только «средством», как считает Кант.

    Преимущества человека перед животными Гердер выводит из его прямохождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у человека преимущественное развитие получает глаз, зрение. Этим самым у человека освобождаются руки, и он становится способным к деятельности и искусству; руки не только творцы новых вещей, они посредством этого становятся творцами идеи.

    Следующее преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии язика.

    Человек, несомненно, «наивысшая возможность земного устройства» 8, он стоит на пограничье двух царств - царства природы и царства «гуманности», т. е. использования собственных сил, совершенствования разума и нравственности.

    «Гуманность», однако, заложена в природе. Содержание «гуманности» составляет способность к сочувствию страданиям других созданий, которой человек наделен в наибольшей мере, стремление к познанию бога - этой «связи всех вещей», «первой и единственной причины всех творений». Естественное, природное содержание «гуманности» является лишь вкладкой, лишь «бутоном будущего цветка» 9, развитие которого зависит от человека и составляет содержание истории.

    История человека является, таким образом, продолжением природы.

    Если история человечества продолжает историю природы, то естественно, что природа (ее горы и воды) определила арену человеческой истории и способствовала ее первым шагам. Гердер исходит из географического детерминизма - направления, впервые введенного в исследование общества Монтескье. То, что образ жизни у некоторых народов сохранялся без изменений тысячелетиями, тогда как у других изменялся, также обусловлено географической средой. Однако человек не является пассивным продуктом среды. Развитые народы изменяют и климат: «Европа была прежде влажным лесом, ныне же эти края возделаны; ныне она раскорчевана, и с климатом изменились и сами обитатели».

    Гердер с большим историческим пониманием анализирует различные направления духовной культуры человечества; в языке, мышлении, мифологии, в законодательстве, в моральных нормах он видит влияние человека своего времени. И свободная фантазия, выраженная в мифе, для Гердера не есть нечто абсурдное, а является выражением детского века человечества, «философским опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем проснется» 12. Понимание мифа лишь как жреческого обмана он полагает неверным

    Гердер выдвигает идею о том, что «мифология каждого народа - это, собственно, выражение способа, каким народ взирал на природу...»14.

    То же самое относится и к языку: «Наипрекраснейшим эссе об истории и разнообразнейшей характеристикой человеческого разума и чувства было бы сравнение языков: ибо в каждый из них втиснут разум данного народа и его характер» .

    Характерным для концепции истории Гердера является то, что субъектом исторического развития выступают невыдающиеся исторические личности.

    Прогресс человечества он связывает более всего с изобретениями, открытиями, новыми знаниями. Изобретатели предстают, по Гердеру, как истинные герои человечества. Гердеру не хватает слов похвалы для этих «богов и гениев рода человеческого», которые должны быть примером для подражания потомкам.

    Одним из важных факторов концепции истории является, по Гердеру, традиция, т. е. сохранение прежних достижений и их активное развитие.

    С традицией Гердер связывает общественное, коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общественный, коллективный характер их образования и духовной зрелости.

    То, что одни народы могли больше развиться, чем иные, зависит от многих обстоятельств, главным образом от географической среды и законов, которые были однажды приняты.

    Подчеркивая значение изобретений для прогресса человечества, Гердер неизбежно наталкивается на факт, что индивидуальные действия людей подчинены общим историческим закономерностям. То обстоятельство, что некоторые народы остановились на самых примитивных способах добывания средств к жизни, а другие при этом проявили изобретательность, вызвано в значительной мере климатическими условиями. Там, где природа позволяет человеку брать ее плоды, как говорится, без усилий с его стороны, там народы не пробудились еще от своего естественного сна. Подобным губительным воздействием на творчество и моральные качества обладает деспотизм.

    Способ общественной организации - это результат деятельности людей.

    Природа привела человека лишь к семье - первой ступени общественной организации. Общество организовано прежде всего по патриархальному принципу.

    Вторая ступень организации общества - власть выбранных судей и военных вождей.

    Третьей ступенью является деспотическая власть, передающаяся по наследству.

    Гердер становится весьма красноречивым, когда он обвиняет деспотизм. Отвращение к немецкой феодальной деспотии и глубокий демократизм

    последней ступенью власти является наследственная монархия.

    С критикой деспотизма свой удел получает и теория просвещенного деспотизма: «С критикой деспотизма связывает Гердер критику так называемых великих исторических личностей:

    Истинными героями истории являются для него изобретатели, которые свидетельствуют о творческих способностях человечества и развивают его искусство.

    Специфика истории состоит в том, что ее «детство» как бы консервируется у народов, имеющих многовековое развитие, но вследствие природных условий сохранивших свой давний способ жизни. Сюда относятся прежде всего китайцы, организацию, характер и увлечения которых можно объяснить как детский разум человечества. Китайское общественное устройство является неким продолжением патриархального устройства, в котором живут монгольские кочевники. Император является отцом своего народа. Но что означает перенесение семейных порядков на большой народ? «Когда бы детская послушность не находила в государстве никаких границ, то взрослому мужчине... она налагала бы те же обязанности, которые возлагались до сих пор на невоспитанное дитя. И если бы эти обязанности были установлены относительно каждого начальства... по принуждению и нужде, могло бы возникнуть нечто иное, кроме того, что чистое человеческое сердце, претворенное вопреки естественной природе, обрело бы навык фальши?» 20 Китайское устройство, внешне такое человечное, в действительности является жесточайшим деспотизмом, который имеет расслабляющее влияние на разум и добродетели. Добродетели становятся формальными, ибо сыновнее уважение к начальству является предписанным и не опирается на естество.

    Гердер полагает, что наиболее выдающимся народом в прогрессе человечества были греки. В Греции законодательство впервые отделилось от религии. Жрец не имел здесь безграничного авторитета, как у естественных народов. Греческая образованность является плодом счастливого века юности человечества.

    Она не брызжет фантазией, как у малообразованных народов, в ней содержится единство образности и разума, чувственности и чувства. Греки не были связаны никаким деспотизмом и свой характер могли развивать до счастливой умеренности.

    Истинная гуманность содержится в учении Иисуса; он нашел многочисленных приверженцев среди бедных и угнетенных, но был быстро устранен жрецами, угнетателями народа. Из человеческих поколений Христос хотел образовать людей божиих, которые работали бы на благо других. Христианское общество должно было быть обществом дружбы и братской любви. Однако христианство не могло и не хотело ликвидировать сословные различия, поэтому от его гуманности осталось лишь нищенство, которое портит людей.

    Первоначально христиане должны были жить без светской власти, ведомые своими пастырями. Но пастыри превратились в волков, и самое большое значение и важность обрело слепое послушание. Соборы решали не теологические вопросы, но вопросы о власти. Писание, возвышенно и преданно уча о едином боге, вместе с тем ограничивало человеческий разум и познание истины.

    Много усилий было затрачено на то, чтобы привести в соответствие данные науки и космологии Моисея, исследование природы и учение о потопе.

    Аскетизм является чертой Востока; христианство вообще, возникнув во времена необразованности, имеет много варварских черт. Дух жителей Востока имеет склонность к лености, которая объявляется священной.

    Развитие истории, по Гердеру, ясно показывает, что род человеческий развился к лучшему. Уменьшилось число бесчеловеческих, бессмысленных действий. Постепенно разум и справедливость утверждаются в отношениях между людьми. «Страдаем так долго по собственной воле до тех пор, пока без всякого чуда научимся лучшему употреблению своих сил». В этом гарантия исторического прогресса.

    Согласно Гердеру, народ, возникший из исходной патриархальной семьи, является естественной группой и не должен быть порабощен другим народом. В конце концов история разрушает такие неестественные конгломераты. Где сейчас царство Александра или царство монгольских завоевателей?

    Порабощение становится несчастьем славян, миролюбивого и трудолюбивого народа. Его несчастье состояло в том, что он не освоил военное умение, в частности когда судьба поставила его в соседство с воинственными народами. Однако если законодательство в Европе будет направлено на поддержку терпимости и усердного труда, то и «вы, так глубоко павшие, когда-то усердные и счастливые народы, очнувшись от своего долгого, бездейственного сна, будете освобождены от своих рабских оков»22.

    На примере европейской истории Гердер утверждался в идее о том, что насилие постепенно уступает миролюбию. Если феодализм возник путем насилия, то «свободу» Европе заложили рост и расцвет городов, утверждение мещанского сословия и освобождение крестьян.

    Кант против него

Датско-германская война 18 64 года

В соединении с Пруссией, Австрия принимала участие в экспедиция против Дании в 1864 году. Ее контингент в 21 000 человек закончил свою часть работы в кампании за пять недель, хотя в два раза большая прусская армия достигла главной задачи штурмуя окопы при Дюббёле и высадившись на остров Альс. Осуществление этих акций привело к успешному завершению войны до конца июня. Единственными действиями австрийцев были битвы у Оберселька и Ягеля, Оеверси и Вейла, в которых они победили, и нерешительный морской бой у Гельголанда.

Потери следующие:

Австрийские потери:

Категория Офицеры Нижние чины Всего
Убитые 16 211 227
Раненые 61 751 812
Пропавшие без вести 61 61
Итого 77 1 023 1 100

Прусские потери:

Категория Офицеры Нижние чины Всего
Убитые 35 462 497
Раненые 126 1 696 1 822
Пропавшие без вести 2 102 104
Итого 163 2 260 2 423

Потери Дании могут оцениваться в 4000 человек, убитых и раненых, и 7 000 пропавших без вести и пленных.

По материалам Bodart Gaston Losses of life in modern wars - Oxford: at the claredon press, London, 1916, page 5 6

Комментарий сайта сайт:

Война Австрии и Пруссии против Дании шла за обладание связанными личной унией с Данией герцогствами Шлезвигом и Гольштейном, населенными немцами. Поводом к войне было принятие 18 ноября 1863 года новой датской конституции, по которой Шлезвиг полностью присоединился к Дании. Новая конституция нарушала Лондонский протокол 1852 года, предусматривавший, что Дания и герцогства могут быть связаны только личной унией. Используя это, а также и то обстоятельство, что герцогство Гольштейн и княжество Лауэнбург были членами Германского союза, последний в декабре 1863 года направил на их территорию саксонско-ганноверские войска и поддержал притязания Фридриха Августенбургского на герцогский престол в Шлезвиге и Гольштейне.

16 января 1864 года Пруссия совместно с Австрией потребовала от датского короля Кристиана IX отменить конституцию в Шлезвиге. После отклонения Данией австро-прусского ультиматума войска Австрии и Пруссии (около 60 тысяч человек) 1 февраля 1864 года перешли границу Шлезвига. Международная обстановка в Европе сложилась неблагоприятно для Дании. Ни одно европейское государство не оказало ей существенной поддержки. 7 февраля датская армия (около 30 тысяч человек) оставила Фленсбург, большая ее часть осталась сдерживать германские войска у Дюббёля, другая - продолжила отступление на север полуострова Ютландия. 18 апреля Дюббёль был захвачен противником. 29 апреля австро-прусские войска достигли Фредерисии. Датская армия вынуждена была эвакуироваться на острова Альс и Фюн. На море военные действия первоначально складывались в пользу датчан, флот которых одержал победу в сражениях 17 марта у острова Рюген и 9 мая у острова Гельголанд. Однако в связи с отступлением датской армии на острова Альс и Фюн значительная часть ее флота была сконцентрирована вблизи этих островов, что позволило флоту противника захватить важные в стратегическом отношении Северо-Фризские острова (вблизи западного побережья полуострова Ютландия).

По инициативе Дании с 12 мая по 26 июня было установлено перемирие, после окончания которого прусские войска перешли в новое наступление и 29 июня захватили остров Альс, а к 14 июля завершили оккупацию всего полуострова Ютландия. 16 июля было заключено второе перемирие, окончившееся подписанием 30 октября Венского мира 1864, по которому Дания теряла Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург, что создало предпосылки для образования в дальнейшем однородного национального датского государства. Часть утерянного Дания вернула в 1920 году, по итогам Первой мировой войны 1914-1918 годов. Для Германии Датская война была первой в ряду, войн, обеспечивших военным путем объединение мелких немецких государств в единое германское государство во главе с Пруссией. Таким образом, война оказалась напрасной для Австрии, хотя первоначально победители разделили между собой "добычу" - Гольштейн до войны 1866 года достался Австрийской империи.

Всего в эту войны Австрия выставила VI армейский корпус - 20 батальонов, 10 эскадронов, 40 орудий (19 248 человек пехоты, 1 523 кавалериста). Для сравнения: Пруссия выставила 37 батальонов, 29 эскадронов, 110 орудий (30 823 пехоты, 4 558 кавалеристов), Дания - 37 800 пехоты, 4 000 кавалерии, столько же кавалеристов, 22 винтовых парохода, 10 парусных судов (788 орудий). Всего в войне участвовало до 120 тысяч человек.

Австрия имела за войну 13 стычек, боев и сражений, включая пять крупных. Приведем потери в некоторых из них:

Битва Дата Силы Австрии Убито австрийцев Ранено австрийцев Пропало без вести австрийцев Сумма потерь Австрии Силы Дании Потери датчан
Оберсельк и Ягель 3 февраля 5 000 (5 батальонов, 8 орудий) 12 офицеров и 74 нижних чина 16 офицеров, 273 нижних чина 34 нижних чина 28 офицеров, 381 нижний чин (по другим данным - 430 человек) 5 000 (7 батальонов, 8 орудий) 9 офицеров, 411 нижних чинов
Оеверси 6 февраля 5 500 (5 батальонов, 5 эскадронов) 7 офицеров и 71 нижний чин 21 офицеров и 305 нижних чина 27 нижних чина 28 офицеров и 403 нижних чина (по другим данным - 430 человек) 6 000 (12 батальонов) 1 генерал, 18 офицеров и 944 нижних чина убито и ранено, 4 офицера и 125 нижних чина пленено
Вейле 8 марта 1 офицер, 11 нижних чинов 73 нижних чина 1 офицер, 84 нижних чина 190 нижних чинов убито и ранено, 200 пленными
Гельголанд 9 мая 2 фрегата (и 3 прусские лодки) 2 офицера, 35 нижних чина 5 офицеров, 88 нижних чина 7 офицеров, 123 нижних чина 2 фрегата и корвет 14 убитых, 56 раненых

Только в указанных четырех сражениях погибло 22 австрийских офицера (а 42 ранено) и 191 нижний чин (еще 61 пропал без вести, а 739 получили ранения), итого 1055 человек, против о почти двух тысяч потерянных Даниею.

Есть данные, что Пруссия потеряла убитыми в этой войне меньше, чем указывает Бодарт - 422 человека (1705 ранеными). Дания лишилась 610 человек убитыми и еще 812 человек пропали без вести (их признали погибшими). То есть, обороняющаяся сторона потеряла убитыми почти в два раза больше атакующей. Всего в Датской войне 1864 года было убито более двух тысяч человек. У пруссаков умерло от ран 316 человек, у датчан - 836 человек (из 3 987 раненых). От болезней умерло 280 пруссаков и 756 датчан. Австрия потеряла от болезней 259 человек, а умершими от болезней не меньше 14 человек. Всего, таким образом, Австрия потеряла в этой скоротечной войне 500 человек погибшими (около 600 с учетом пропавших без вести). Пруссия потеряла погибшими 1018 человек, Дания - 3014 человек, опять же в два раза больше своих немецкоязычных врагов. Всего война унесла не менее 4500 жизней за 6 месяцев и 12 дней.

Источники:

Советская историческая энциклопедия. Том 4 - Москва: Советская энциклопедия, 1957, столбцы 1016-1017

Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. - Москва, 1960 год, 100-101, 106, 129, 291, 354-355, 481, 528

Militar-historisches Kriegslexikon (1618-1905), Herausgegeben von G. Bodart, Wien und Leipzig, 1908, 534

Österreichs Kriege seit 1495: Chronologische Zusammenstellung der Schlachten, Gefechte, Belagerungen etc. an Welchen kaiserliche Truppen auf den Verschiedenen Kriegsschauplätzen entweder allein oder mit ihren alliitren theilgenommen haben: Von der Zeit Kaiser Maximilians I. 1495 bis auf die neueste Zeit - Wien: Seidel und Sohn, 1878, 151-152

mob_info