Итальянские танки в world. Итальянские танки

Обновлено (14-03-2018, 23:29): новые ТТХ танков высокого уровня


Обзор 11 средних танков новой ветки нации Италии в игре World of Tanks . Выход новой нации назначен на 2018 год. Данных ТТХ могут изменится.

I уровень – Fiat 3000 (Легкий танк (ЛТ) Италии, прокачиваемый)



I уровень занимает очень известный танчик – Fiat 3000 . Его экипаж состоит из 2 человек. В нем нет ничего особенного, так что не будем заострять на нем внимание.

Историческая справка

Fiat 3000 – Легкий танк итальянского производства, поступил в серийное производство в 1920-х годах. Построен на основе француза FT-17 после окончания Первой мировой. Техника Fiat, выпущенная в этот период (её было чуть больше 150 штук), участвовала в сражениях Второй мировой до 1943 года.

II – M14/41 (Прокачиваемый Средний танк Италии)



На II уровне разработчики решили поставить две машины , по непонятной причине. Самое главное различие танчиков, это их орудия: у М14/41 можно увидеть однозарядную пушку, а у его собрата – кассетное орудие. Каждый танкист может выбрать стиль игры себе по вкусу.

История танка

М14/41 – средний танк Италии, использовался немцами для подавления польского восстания в Варшаве в 1944 году, а также служил танком прорыва на территории Италии. Главными недостатками танка были низкая проходимость и слабое бронирование, что замедлило продвижение фашистов в Северной Африке.

II – L6/40 (Легкий танк (ЛТ), альтернатива M14/41)



Танк является альтернативой M14/41 и обладает, в отличие от своего собрата, кассетным орудием . Танк будет десертом для любителей песочных «барабанчиков».

История танка

L6/40 – легкий танк Италии, участвовал в сражениях Второй мировой, серийно выпускался с 1939 года по осень 1943 года, за это время было выпущено 283 машины. Активно использовался на всех фронтах Италии. Некоторые машины были захвачены русскими войсками под Сталинградом.

III - M15/42 (Прокачиваемый Средний танк Италии)



Экипаж танчика – 4 человека, его выделяет из собратьев довольно крутое орудие с пробитием 70 мм (что довольно хороший показатель на 3 уровне), уроном в 50 единиц и скорострельностью около 2 секунд.

Историческая справка

M15/42 – средний танк Италии, рассматривался как улучшенная версия M14/41. Принимал участие в боевых действиях 1943-1945 годов. Имел улучшенный двигатель, работавший на бензине, его мощность составляла 190 л.с. при массе машины 15 тонн.

IV – P26/40 (Прокачиваемый Средний танк Италии)



P26/40 – танчик с экипажем из 4 танкистов. Обладает хорошим орудием с пробитием фугасами 70мм и уроном 175 единиц. Перезарядка орудия составляет 4 секунды. Хороший танк для любителей фугасниц.

Историческая справка

P26/40 – средний танк Второй мировой, по национальной классификации Италии тяжелый. Был выпущен мелкой серией (до 100 штук), участвовал в боях на стороне Третьего Рейха против англо-американских войск в Италии

V – P.43 (Прокачиваемый Средний танк Италии)



P.43 – танчик со стандартным составом экипажа , в танке работают 4 танкиста. Текстура танка не доделана, на вид танк состоит из песка или дерева. По боевым характеристикам напоминает дедовского Т-34. Имеет пушку с пробитием ББ 118мм и уроном 110 единиц при скорострельности около 4 секунд..

Историческая справка

P.43 – проект среднего танка италийского производства (по национальной классификации ТТ), был разработан в 1940-х годах. Не был воплощен в металле как боевая машина, был воплощен лишь в деревянном макете в масштабе 1:10.

VI – P.43 bis (Прокачиваемый Средний танк Италии)



P.43 bis – машина с экипажем из 4 танкистов . Текстура танка не прорисована, выглядит как картонная или деревянная коробка. Машина не выделяется среди собратьев 6 уровня, имеет не очень толстую броню, и, как выяснилось на супертесте, очень часто горит. Орудие у танка имеет пробитие 140мм при альфе 240 единиц и скорострельности чуть больше 7 секунд между выстрелами.

Историческая справка

P.43 bis – был одним из вариантов итальянского среднего танка, был разработан в 1940-х годах. Создатели танка хотели установить орудие калибром 90-мм. По задумке танк должен был быть современным по всем характеристикам.

VII - P.43 ter (Прокачиваемый Средний танк Италии)



P.43 ter – наверное, пока самая красивая машина из всей ветки итальянских танков . Впереди корпуса лежит «рыбацкая» сетка, очень симпатичная. Танк смотрелся бы красивее, если бы такие сетки были бы по всему корпусу. Состав экипажа - 4 танкиста.

Историческая справка

P.43 ter – один из проектов средних танков Италии в 1940-х годах, однако работы над проектом машины были свернуты из-за капитуляции фашизма.

Современные итальянские танки

В конце 70-х годов танкостроители европейских стран увлеклись идеей постройки относительно недорогих танков, предназначенных для экспорта в третьи страны, главным образом, в государства Ближнего и Среднего Востока. Во Франции таким танком стал АМХ-32, в Англии - «Вэлиэнт», а в Италии - OF-40.

Проектно-исследовательские работы по созданию танка OF-40 фирмами ОТО Мелара и ФИАТ начались в 1977 г. (OF-40: О - начальная буква названия фирмы ОТО Мелара, F - ФИАТ, 40 - примерная масса танка в тоннах). Первый прототип был готов уже в 1980 г. Фирма ОТО Мелара уже имела опыт производства современных основных боевых танков - на ее заводах изготавливали по лицензии для вооруженных сил Италии западногерманские танки «Леопард-1». Кроме того, совместно с немецкими танкостроителями разрабатывался танк «Лайон» - вариант «Леопарда-1», предназначенный для экспортных поставок в страны третьего мира. В конструкции танка OF-40 широко применяются узлы, агрегаты и системы немецкой машины.

OF-40 стал первым танком, спроектированным в Италии после окончания Второй мировой войны. Руководство фирмы ОТО Мелара полагало, что заказы на современный, но в то же время недорогой танк позволят загрузить завод в Специи после окончания производства «Леопардов». Потребность рынка в таких танках, по мнению руководства фирмы, оценивалась в 500 машин. Данный прогноз оказался в корне неверным. Большинство платежеспособных государств третьего мира исповедовало принцип «лучше меньше, да лучше», сделав ставку на действительно современные основные танки, а страны неплатежеспособные довольствовались подержанными машинами, начиная от Т- 34 и заканчивая М 48. Из трех европейских «экспортных» танков только англичанам и итальянцам удалось «пристроить» незначительное число машин.

В 1981 г. фирма ОТО Мелара заключила контракт на поставку первых танков OF- 40 в Объединенные Арабские Эмираты. Первоначально намечалось поставить 25 машин, однако условия контракта были уточнены, и ОАЭ получили итальянские танки двумя партиями по 18 машин в каждой. Танки первой партии - OF-40 Мк.1 - были поставлены в 1981 г. В 1982–1983 гг. в ОАЭ была поставлена вторая партия из 18 модернизированных OF-40 Мк.2 и трех БРЭМ на его базе.

Танк OF-4Q демонстрирует ходовые качества

Танк спроектирован по классической схеме: отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение и вращающаяся башня с пушкой - в средней, МТО - в корме.

Корпус танка сварной, из стальных катаных броневых листов. Броня изготовлена во Франции. Борта корпуса выполнены вертикальными, лобовая часть включает два верхних бронелиста, установленных с большими углами наклона. Толщина лобовых бронелистов 50 мм.

Место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте над местом механика-водителя имеется сдвижной люк. Перед люком установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора: средний взаимозаменяем с прибором ночного видения Аэриталиа LI.

Форма башни скопирована с башни танка «Леопард-1 АЗ». Маска пушки по сравнению с маской пушки танка «Леопард» имеет большие размеры, за счет чего нижняя часть маски перекрывает пространство между корпусом танка и башней, защищая барбет башни от попадания снарядов. Когда пушка развернута вперед, маска орудия частично перекрывает люк механика-водителя и не позволяет ему управлять танком из положения «по-походному» с открытым люком, поэтому при совершении марша башню танка разворачивают на 10–15 град, влево от оси танка.

В башне установлена 105-мм нарезная пушка, разработанная в Италии на базе английского орудия L7. Модернизации подвергся главным образом затвор и противооткатное устройство. Дистанция отката итальянской пушки - 425 мм. Масса орудия 2800 кг. На ствол пушки монтируется термоизоляционный кожух. В боекомплект входят выстрелы, разработанные специалистами фирмы ОТО Мелара: подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, кумулятивный и снаряд с пластическим ВВ; возможно использование всех боеприпасов от английской пушки L7. Боекомплект - 61 выстрел, 19изниххранятся в башне. Практическая скорострельность 9 выстрелов/мин. Углы наведения в вертикальной плоскости от -9 град, до + 20 град. Орудие не стабилизировано, хотя возможность установки системы стабилизации в двух плоскостях предусмотрена. Приводы разворота башни и наведения орудия - электрогидравлические, аварийные - ручные. Максимальная скорость разворота башни - 22,5 град/с, максимальная скорость наведения орудия в вертикальной плоскости - 7 град/ с.

С левой стороны от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет бельгийской фирмы FN; еще один такой же пулемет монтируется на крыше башни рядом с люком командира. Общий боезапас к пулеметам - 5500 патронов. По бортам башни, в ее кормовой части, установлено по четыре гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами.

В башне находятся рабочие места трех членов экипажа. Командир располагается справа от пушки, наводчик - перед ним, а заряжающий - слева от командира. У командира имеется нестабилизированный панорамный перископический оптический прицел SFIM с 8-кратным увеличением; прицел имеет ночной канал с электронно-оптическим усилением изображения. Для определения дальности до цели командир пользуется стадиометрической шкалой. Вокруг командирского люка установлено восемь неподвижных перископических наблюдательных приборов, дающих суммарный круговой обзор. Наводчик использует телескопический прицел фирмы Аэриталиа с 10-кратным увеличением. Оптическая ось неподвижно установленного прицела наводчика параллельна оси канала ствола. Отверстие оптического канала телескопа расположено в маске пушки, справа от ствола. Для измерения расстояния до цели у наводчика установлен лазерный дальномер, ось дальномера также параллельна оси орудия. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG-14LR2 используется аналоговый баллистический вычислитель. Для наблюдения за местностью наводчик может пользоваться перископическим смотровым прибором, еще два таких прибора установлены у заряжающего.

Танк OF-40. Вид 3/4сзади.

Первый серийный танк OF-40 на испытательном полигоне фирмы ОТО Мелара

На башне сохранены посадочные места под оптический дальномер, имевшиеся на башне «Леопарда-1», однако сам дальномер не используется.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен дизельный двигатель жидкостного охлаждения MTU МВ838 СаМ500 V10 мощностью 830 л. с. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ZF 4НР250 монтируется в едином блоке с дизелем. Двигательная установка в основном аналогична применяемой на танке «Леопард-1 АЗ». Модернизация коснулась лишь системы охлаждения, поскольку танк OF-40 предназначался для продажи в страны с жарким климатом. Увеличена площадь радиаторов системы охлаждения двигателя, и установлены дополнительные фильтры типа «Циклон». Замена блока двигателя и трансмиссии в полевых условиях может быть осуществлена за 45 мин., причем на демонтаж блока по нормативу отводится 19 мин.

Справа и слева от двигательной установки расположены топливные баки. Автоматическая система пожаротушения имеется только в МТО.

Подвеска - торсионная. С каждого борта установлено по семь обрезиненных опорных катков и по пять поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков установлены гидравлические амортизаторы. Динамический ход катков - 340 мм. Расположение поддерживающих катков необычное: три катка смещены ближе к задней части корпуса, два - к передней. Гусеница с резинометаллическими шарнирами набрана из 88 стальных траков. Резиновые асфальтоходные подушки траков - несъемные. Ресурс траков - 2500 км.

Ходовая часть прикрыта четырехсекционными двухслойными резиновыми экранами (суммарная толщина - 15 мм), центральные части экранов усилены стальными полосами. Секции экранов откидываются вверх для обеспечения доступа к элементам подвески.

На танке имеется система защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка находится в отделении управления. Имеется возимый комплект оборудования для форсирования вброд водных преград глубиной до 2,25 м; возможна установка ОПВТ, в этом случае танк может преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м.

Танк OF-40 (на переднем плане) и ЗСУ с двумя 35-мм пушками (на заднем плане).

Тактико-технические характеристики танка OF-40 и машин на его базе

Мк.1 Мк.2 «Палмария» БРЭМ
Экипаж, чел. 4 4 5 4
Длина с пушкой вперед, м 9,22 9,22 11,47 7,68
Длина по корпусу, м 8,11 8,11 7,26
Ширина, м 3,51 3,51 3,51 3,51
Высота по крыше башни, м 2,45 2,45 2,87 2,35
Клиренс, м 0,44 0,44 0,44 0,44
Боевая масса, т 45,5 45,5 46 45
Масса пустого, т 43,1 43,1 43,1 43
Удельная мощность, л. с,/т 18,24 18,24 16,3 18,24
Удельное давление на грунт, кг/кв. см 0,92 0,92
Ёмкость топливных баков, л 1000 1000 800 1000
60 60 60 60
Запас хода по шоссе, км 600 600 500 600
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1.1 1.1 1.1 0,7
ширина траншеи, м 3 3 3 3
глубина брода, м 1,2 1.2 1,2 1,2
подьем 60% 60% 60% 60%

Первый танк OF-40 Мк.2 был изготовлен в 1982 г. Модернизация коснулась в основном системы управления оружием. Несколько изменили форму люка над МТО с целью более удобного доступа к двигателю, особенно к местам стыковки дизеля и трубопровода горючего. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG14-LR2A вместо аналогового процессора установлен цифровой (СУО танков Мк.1 также была модернизирована). Прицел командира заменен французским стабилизированным панорамным прицелом SFIM VS- 580. Прицел имеет дневной (с 3- и 10- кратным увеличением) и ночной (с 8- кратным увеличением) каналы. У наводчика имеется два прицела. В основной прицел (с 7- и 14-кратным увеличением) интегрирован лазерный дальномер (определяемые дистанции до цели 400- 3500 м). В качестве вспомогательного используется телескопический прицел, спаренный с пушкой (на Мк.1 этот прицел применялся в качестве основного). Предусмотрена установка телевизионной системы, способной работать в условиях низкой освещенности. Камера монтируется на маске пушки, а видеоконтрольные устройства - рядом с местами командира и наводчика.

Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект к пушке уменьшен до 57 выстрелов, 15 из них размещаются в башне. По требованию представителей армии ОАЭ на башне вместо пулемета винтовочного калибра установлен 12,7- мм пулемет «Браунинг» М2НВ. Блоки дымовых гранатометов перенесены в переднюю часть бортов башни. В ходе испытаний танка в Дубае вероятность поражения целей при стрельбе с ходу составила 50–60 %.

155-мм САУ «Палмария»

Разработка САУ велась параллельно с созданием танка. САУ также предназначалась для поставок на экспорт. Опытный образец построен в 1981 г., серийное производство началось в 1982 г. САУ «Палмария» находится на вооружении армий Ливии (158 установок) и Нигерии (25 САУ); 25 башен закупила Аргентина, где они были установлены на шасси танков ТАМ.

Корпус САУ аналогичен корпусу танка. Вместо башни танка OF-40 установлена башня кругового вращения, вооруженная 155-мм гаубицей. Применение автомата заряжения позволило добиться практической скорострельности 4 выстрела/мин. Углы наведения гаубицы в вертикальной плоскости - от -5 град, до +70 град. Максимальная дальность стрельбы 24 700 м. Боезапас - 30 выстрелов. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибра 7,62 мм, боекомплект к пулемету - 1000 патронов. В передней части бортов башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета.

На САУ установлен восьмицилиндровый дизель MTU МВ-837 Еа-500 мощностью 750 л.с.

БРЭМ на базе OF-40

Три БРЭМ на базе танка OF-40 поставлены вооруженным силам ОАЭ. Корпус, ходовая часть, двигательная установка аналогичны используемым на танке OF-40. Механик-водитель БРЭМ размещается так же, как и на танке, и имеет те же приборы и органы управления. Командир машины и два оператора оборудования располагаются в бронированной рубке, толщина стенок рубки 50 мм. Основным оборудованием БРЭМ являются лебедка, кран и бульдозерный отвал. Все механизмы имеют гидроприводы, продублированные ручными приводами. Резервуар для рабочей жидкости гидросистемы емкостью 540 л установлен в рубке. Тяговое усилие лебедки 36 т, с помощью шкива оно может быть увеличено до 72 т. Длина 32-мм троса - 80 м. Шестиметровая стрела крана смонтирована на поворотном основании в левой передней части корпуса БРЭМ. Максимальный угол поворота стрелы от транспортного положения 270 град. Максимальная грузоподъемность крана 18 т, в положении стрелы, перпендикулярном оси БРЭМ, грузоподъемность уменьшается до 5 т. Бульдозерный отвал монтируется в передней части корпуса. Кроме своего основного назначения, он используется в качестве дополнительной стабилизирующей опоры при работе крана или лебедки. В корпусе машины предусмотрено место для перевозки запасных частей к танкам, электросварочного аппарата и инструмента. Между люками командира и оператора установлен 7,62-мм пулемет на шкворневой турели. На левом переднем угле рубки смонтирован блок из шести дымовых гранатометов.

ЗСУ на шасси танка OF-40

Были изготовлены два опытных образца ЗСУ: один вооруженный двумя 35-мм автоматическим пушками в башне АТАК, другой - одной 76-мм пушкой «Отоматик».

Основной боевой танк С-1 «Ариете»

С-1 «Ариете»

В начале 80-х годов командование итальянской армией приступило к разработке амбициозной программы оснащения вооруженных сил бронетехникой отечественной конструкции. Для разработки и производства бронированных машин в 1984 г. был образован консорциум из двух крупнейших итальянских военно-промышленных групп ОТОБРЕДА и ИВЕКО-ФИАТ. Ведущую роль в создании гусеничных машин играла фирма ОТО Мелара, входящая в группу ОТОБРЕДА, колесных - ИВЕКО-ФИАТ.

Военные планировали снять с вооружения устаревшие морально и физически американские танки М47 и М60А1. Для замены 450 танков М47 предназначались колесные истребители танков «Кентавро», а на смену 250 М60 должен был прийти основной боевой танк итальянской конструкции. Кроме того, программа предусматривала создание гусеничной БМП (VCC-80) и бронеавтомобиля с колесной формулой 4x4 («Пума»). Рассматривалась возможность закупки в ФРГ танков «Леопард-2», но в начале 1984 г. командование итальянской армии решило заказать танк, предназначенный для замены М60, итальянской промышленности.

На принятие решения о разработке собственного танка вместо покупки лицензии повлияли следующие факторы:

Возможность более полного удовлетворения требований заказчика - командования итальянских вооруженных сил;

Большая вероятность экспортных заказов, чем в случае с разработками специальных «экспортных» танков;

Опыт итальянской промышленности, накопленный при лицензионном производстве американских танков М60А1 и западногерманских «Леопард-1», а также при разработке «экспортных» танков «Лайон» и OF-40.

При разработке ставилась задача свести к минимуму использование в конструкции и системах танка компонентов иностранного производства.

Первый прототип танка, получивший название OF-45, вскоре замененное на С- 1 «Ариете» («Таран»), был готов в 1986 г. К 1988 г. закончились заводские испытания шести опытных машин, и они были переданы на войсковые испытания. Официальная презентация нового танка состоялась 30 июня 1987 г. на полигоне Монтеромано.

Изначально не планировалось создания на базе «Ариете» БРЭМ, мостоукладчиков или каких-то других специальных машин. Дело в том, что на вооружении итальянской армии остаются танки «Леопард-1» и специализированные машины на их базе. Итальянские военные считают мостоукладчики и БРЭМ на базе «Леопарда-1» полностью удовлетворяющими их требованиям.

Танки «Ариете» состоят на вооружении только итальянской армии. Окончательная сборка танков производится на заводе фирмы ОТО Мелара в Специи. Вооруженные силы Италии заказали 200 танков С-1. Первые три серийных танка переданы армии в 1995 г. Предполагалось, что темп производства составит 20–30 машин в год, все 200 танков должны были быть переданы итальянской армии до 2001 г. Танки «Ариете» поступили в 132-ю танковую бригаду «Ариете», 32-ю танковую бригаду «Мамели» и 8-ю механизированную бригаду «Гарибальди». На вооружение подразделений первой линии поступили 150 машин, остальные 50 танков «Ариете» получили учебные и резервные части.

Вооруженные силы Испании рассматривали возможность закупки итальянских танков или покупки лицензии на их производство, но в конечном итоге остановили свой выбор на немецком «Леопарде-2». Надежды на получение экспортных заказов не оправдались, что не удивительно. В настоящее время на мировом рынке оружия доминируют проверенные временем и боями машины - американские «Абрамсы», германские «Леопарды-2», британские «Челленджеры», российские Т-80 и Т- 90. Не лишне будет напомнить - за любой крупной сделкой стоит политика. К примеру, у России не хватило политического веса (а может и желания лоббировать на самом высоком уровне), чтобы «продавить» контракт на поставку вооруженным силам Греции танков Т-80, которые с технической точки зрения оказались на полигонных испытаниях в Греции лучшими. Италия является вовсе не политическим «тяжеловесом», а, кроме того, еще и новичком в производстве современных танков. Сочетание двух таких печальных для «макаронников» факторов шансов для «Ариете» на мировом рынке оружия практически не оставляет.

Танк С-1 «Ариете» имеет классическую компоновку; корпус и башня сварены из стальных бронелистов. В лобовой части башни и корпуса используется многослойная броня повышенной прочности, из такой же брони изготовлен бронелист, прикрывающий сверху отделение управления. Масса танка на этапе разработки была ограничена 48-ю тоннами, поэтому броня обеспечивает защиту только от снарядов калибра не выше 105 мм. Установка динамической защиты не предусмотрена.

Рабочее место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной (влево) люк. Впереди него установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора, средний может быть заменен бесподсветочным прибором ночного видения MES VG/DIL 186. Сиденье водителя регулируемое по высоте; подъемный механизм - гидравлический. Управление поворотом танка осуществляется с помощью рулевого колеса. Слева от места механика-водителя находится боеукладка, 8 которой размещаются до 27 выстрелов к пушке. Непосредственно за сиденьем в днище корпуса имеется аварийный люк для выхода экипажа из подбитого танка.

Борта башни выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов. В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная на фирме ОТО-Мелара, длиной 44 калибра. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости - от -9 град, до +20 град. В средней части ствола установлен эжектор, имеется термоизоляционный кожух и устройство выверки прицела, зеркало которого установлено на конце ствола. Стрельба из пушки возможна как боеприпасами итальянской конструкции, так и американскими или германскими. Боезапас - 42 выстрела, 15 из них хранятся в кормовой нише башни. Пополнение боекмплекта и выброс стреляных гильз осуществляется через люк в левом борту башни. В крыше башни, над боеукладкой, сделаны вышибные панели, предохраняющие экипаж от воздействия взрывной волны при детонации боезапаса. Приводы разворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости электрогидравлические, с ручным дублированием. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Слева от орудия установлен спаренный с ним пулемет MG42/59 калибра 7,62 мм, еще один такой же пулемет ставится на шкворневую турель, расположенную на крыше башни рядом с люком командира. Углы обстрела зенитного пулемета в вертикальной плоскости - от -9 град, до + 65 град. По бортам башни монтируются блоки дымовых гранатометов, по четыре в каждом.

Место командира находится справа от орудия, перед ним расположено место наводчика; заряжающий размещается слева от пушки. В крыше башни над местами командира и заряжающего имеются круглые люки, откидывающиеся назад. Перед люком командира установлен датчик предупреждения о лазерном облучении.

Система управления оружием OG-14L3 фирмы Оффичине Галлилео построена на базе)6-разрядного процессора Интел 8086 и математического сопроцессора 8087 и унифицирована с СУО БМП VCC-80 и бронеавтомобиля «Кентавро». Танковая система управления оружием разрабатывалась на основе корабельной СУО и имеет ряд дополнительных функций помимо выработки исходных данных для стрельбы. Модульный принцип построения СУО позволяет выбирать конфигурацию системы по желанию заказчика.

Панорамный стабилизированный оптический прицел командира Галлилео SP-T-694 имеет 2,5- и 10-кратное увеличение (поле зрения 20 и 5 град, соответственно). Прицел разработан совместно с французской фирмой SFIM на основе np 1- цела SFIM VS580. Оптическая головка прицела имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, а угол склонения может меняться в пределах от -10 град, до +60 град. Благодаря большому диапазону изменения углов наведения прицела в вертикальной плоскости возможно наведение пушки на воздушные цели, такие как вертолеты. При перемещениях оптической головки не требуется перемещения головы командира. Командир может «передавать» отмеченную цель наводчику.

Стабилизированный прицел наводчика имеет дневной (с 5-кратным увеличением) и ночной каналы. В ночном канале установлен тепловизор VTG-120, использующий модули прицельной системы ПТУР «ТОУ». Изображение ночного канала может выводиться на дисплей, установленный на приборной панели командира танка. В прицел интегрирован лазерный дальномер Селения MTL8, способный определять расстояние до цели на дальности до 10 км с точностью ± 10 м. Объектив при цела защищен от осколков снарядов и пуль двумя открывающимися бронированными створками. Вспомогательный прицел наводчика - Оффичине Галлилео С-102 - спарен с пушкой и имеет 8-кратное увеличение. Баллистический вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом угла крена цапф орудия, типа боеприпаса, атмосферного давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра. Метеодатчики монтируются на крыше башни. СУО обеспечивает поражение движущихся и станционарных целей с места и с движения.

Дизель ФИАТ V-12 МТСА и трансмиссия ZF LSG-3000

Танк С-1 «Ариете» на автомобильном транспортере

Вокруг командирского люка установлены восемь неподвижных перископических наблюдательных прибора, два таких же прибора монтируются рядом с люком заряжающего и один имеется у наводчика.

Двигатель и трансмиссию разработала и изготавливает фирма ФИАТ. Дизель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого съемного блока. Основной двигатель - 12-цилиндровый четырехтактный дизель непосредственного впрыска ФИАТУ-12 МТСА мощностью 1200 л с. Дизель имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. В задней части дизеля установлено по одному турбонагнетателю на каждый блок цилиндров. Воздухозаборник расположен на крыше МТО, выхлопные газы отводятся через решетки в бортах корпуса. Шестицилиндровые варианты этого дизеля ставятся на VCC-80 и «Кентавро». Трансмиссия автоматическая, немецкой конструкции, ZF LSG-3000, имеет четыре скорости переднего хода и две - заднего. Аналогичные трансмиссии устанавливаются на французский танк АМХ-40, бразильский ЕЕ-Т1/2 и южнокорейский «88».

Два топливных бака установлены по бортам танка в боевом отделении. Для подачи топлива в расходный бак и к дизелю применяется электрическая помпа.

Конструкция ходовой части во многом напоминает ходовую часть танка «Леопард-2». Подвеска опорных катков - торсионная. С каждого борта установлено по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков и по четыре поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков есть гидравлические амортизаторы. Все семь узлов подвески опорных катков имеют гидравлические ограничители хода. Гусеницы такие же, как и на танке OF-40. Ходовая часть танка прикрыта шестисекционными экранами. Экраны изготовлены из композиционных материалов на основе полимерных матриц, такие экраны имеет на 40–85 % меньшую массу, чем традиционные - из стали и резины. Рассматривалась возможность увеличения толщины экрана или применения специальной брони в зоне отделения управления (по типу экранов танка «Леопард-2»), однако эта идея реализована не была. Траки шириной 618 мм имеют съемные асфальтоходные резиновые подушки.

Питание электросистемы танка обеспечивают восемь аккумуляторных батарей емкостью 100 А. ч каждая и электрогенератор мощностью 15 Вт. Четыре батареи установлены с каждого борта в районе 5- го и 6-го узлов подвески опорных катков. Доступ к батареям осуществляется через съемные панели корпуса.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.

Схема танка С-1 «Ариете»

ЗСУ «Отоматик» на базе танка С-1 «Ариете» (вверху справа);

Борта башни С-1 «Ариете» выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов (справа).

Тактико-технические характеристики танка С-1 «Ариете»

Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперед, м 9,67
Длина корпуса,м 7.59
Ширина, м 3,6
высота по крыше башни, м 2,5
Клиренс, м 0,44
Боевая масса,т 54
Удельная мощность, л.с./т 27,4
Удельное давление на фунт, кг/кв. см 0,85
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 2,1
ширина траншеи, м 3
глубина брода, м
без подготовки 1.2
с предварительной подготовкой 2,1
подъем 60%

Из книги Техника и вооружение 2004 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 1 автора Иванов С. В.

2.1 Итальянские управляемые торпеды Впервые идея создания торпед, управляемых живым человеком, появилась в конце Первой Мировой войны в Италии. Управляемые торпеды в других европейских языках называются: human torpedoes по-английски. torpilles humaines по-французки, menschliches Torpedos. bemannten

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

2.2. Итальянские миниатюрные подводные лодки Итальянский ВМФ уже в июле 1915 года, почти сразу после вступления страны в Первую Мировую войну на стороне Антанты, приступил к созданию первой миниатюрной подводной лодки. Лодку планировалось использовать в прибрежных районах

Из книги Снайперская война автора Ардашев Алексей Николаевич

2.2.1. Итальянские сверхмалые подводные лодки «тип СА» В момент вступления Италии в войну 10 мая 1940 года, итальянский ВМФ располагал всего двумя миниатюрными подводными лодками, которые к тому же практически не годились для боевого применения. К тому времени полностью

Из книги Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

7. Современные снайперские винтовки

Из книги История артиллерии [Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века - начало XX] автора Хогг Оливер

Современные снайперские винтовки Их можно условно разделить на три основных класса в зависимости от решаемых с их помощью задач и дистанции прицельного огня.1-й класс включает оружие, предназначенное для снайперской работы на дистанциях до 200 метров. Это, как правило,

Из книги Линейные корабли типа "Конте ди Кавур" автора Михайлов Андрей Александрович

Современные ВДВ Советские Воздушно-десантные войска, родившиеся 2 августа 1930 г., закономерно вышли по своей мощи на первое место в мире. Сегодня отечественные воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России. В их

Из книги автора

Современные боевые ножи Под термином «боевой нож» в данном случае мы будем понимать короткоклинковое оружие, предназначенное в первую очередь для боя. Основным потребителем подобных ножей, использующим их по назначению, являются различные отряды специального

Из книги автора

Итальянские пушки Италия была одна из первых стран, принявших концепцию артиллерии. Имеется масса свидетельств XIV–XV веков ее использования в этой стране. Вероятно, поначалу производство пушек в Италии развивалось более быстрыми темпами, чем где-либо в Европе. Из архивов

Из книги автора

Итальянские линейные корабли в первую мировую войну и 20-е годы Во время первой мировой войны Италия, вступившая в нее в 1915 г., располагала 17 линейными кораблями. Только шесть из них были современного, дредноутного класса: первый итальянский дредноут "Данте Алигьери",

Из книги автора

Итальянские линейные корабли после второй мировой войны Летом 1945 г., вскоре после окончания войны в Европе, между Италией и союзниками начались переговоры с целью подписания мирного соглашения.Одной из целей итальянского правительства было избежать передачи военных

В прошлом году мы объявили, что в 2018-м в игре появятся две европейские нации: Польша и Италия. Январский супертест Progetto M 35 mod 46 подтвердил, что дерево исследований новой нации будет полностью состоять из итальянской техники. Сегодня рассказываем о новичках.

Немного истории

Новая ветка средних танков охватывает три периода итальянского танкостроения: робкие первые шаги, развитие и послевоенный период с ориентацией на запад.

  • Первые шаги: лидирующую позицию в танкостроении того времени занимала Франция. Итальянские машины вдохновлялись, а иногда и слепо копировались именно с французских образцов. Далее итальянцы экспериментировали, внося в разработку собственные идеи. Отличительными чертами были лёгкое бронирование и разнообразные калибры орудий.
  • Этап развития: попытка соответствовать стандартам, заданным танковыми державами. Главным образом это касалось повышения огневой мощи и утяжеления бронирования. Изначально запланированные как тяжёлые танки, с конвейерной ленты в результате сошли именно средние танки.
  • Послевоенный период с ориентацией на запад: теперь речь шла о мобильности, высокой огневой мощи и хороших углах вертикального наведения при слабом бронировании. Время всё меняет...

Обзор машин I -VII уровней

Первое, что вы сразу же заметите, — это выбор между машинами M 14/41 и L 6/40 на II уровне. Каждый из этих танков оставил значительный отпечаток в истории итальянского танкостроения. Мы отдаём им дань уважения, добавляя обе эти машины, чтобы вы могли опробовать каждую. M 14/41 не удивит вас своей скоростью, однако доступно разъяснит противнику кто есть кто благодаря своему 47-мм орудию. L 6/40 обладает отличной для своего уровня скоростью и 20-мм противотанковым пулемётом. Узнайте больше об этих двух серийных машинах, а также об их старших братьях на пути к «топовой» технике итальянской ветки!

Обратите внимание: модели на скриншотах, не являются финальными и будут дорабатываться

  • I уровень
  • II уровень
  • III уровень
  • IV уровень
  • V уровень
  • VI уровень
  • VII уровень

Уровни VIII -X : система дозаряжания

Благодаря новой механике дозаряжания вы сможете использовать высокоуровневых итальянцев одновременно как танки с цикличной и магазинной системой заряжания. По сути, данная система является сочетанием «барабанной» и стандартной систем. Сразу же после выстрела механизм начинает дозарядку нового снаряда в магазин. Чем больше снарядов уже в магазине, тем быстрее заряжаются недостающие. Первый снаряд будет заряжаться дольше остальных, последующие всё быстрее и быстрее. Если вы совершите выстрел до зарядки снаряда, процесс будет прерван и начнётся заново.

Вы спросите: в чем же преимущество? Вот простой совет: анализируйте ситуацию в бою и пользуйтесь «барабаном» ситуативно. Выстреливайте весь магазин, если уверены, что у вас будет время на перезарядку. Совершайте одиночные выстрелы, пока противника нельзя будет «забрать» с «барабана». Таким образом вы сможете вести беспрерывный огонь, и противник не будет знать, на каком этапе перезарядки вы находитесь в текущий момент. Кроме того, вам не придётся беспокоиться о перезарядке магазина: он начнёт дозаряжаться сразу же после выстрела. Теперь, когда мы разобрались в основах механики дозаряжания, давайте поближе познакомимся с машинами, на которых она будет доступна.

Уровень VIII : P .44 Pantera

Начнём с танка P .44 Pantera на VIII уровне — первой машины, у которой будет долгожданная система дозаряжания.

Танк Pantera (отличная группа, к слову) - это один из вариантов, возникших в результате проекта, разработанного во время Второй мировой войны. Работа над средним танком так и не зашла дальше этапа предварительного проектирования.

Благодаря длинноствольной 90-мм пушке, хорошему углу склонения орудия, а также достойной мобильности этот танк сможет занимать выгодные, удобные для стрельбы позиции. А с новой механикой машина будет отлично чувствовать себя при стрельбе с ближней и средней дистанций, однако при стрельбе с дальней дистанции целиться придётся лучше.

Уровень IX: Prototipo Standard B

Машина берет начало из группы прототипов, разработанных и произведённых во время программы Kampfpanzer Standard , в которой Италия приняла участие в 1958 году. В сотрудничестве с Ingeniuerb üro Warneke , Rheinstahl Hanomag , Henschel и Rheinmetall , в рамках программы было произведено всего две модели. После продолжительных испытаний предпочтение было отдано прототипам группы «А», которые после дальнейшей разработки получили название Leopard 1.

Это первый послевоенный итальянский танк в ветке, и он сильно напоминает немецкий прототип Leopard по размерам и силуэту. Как и Pantera , танк Prototipo также имеет новую систему дозаряжания. 105-мм орудие и аналогичный угол его склонения делают этот танк прямым предшественником танка Progetto , находящегося на X уровне. Это означает, что данная машина подходит для оттачивания тактик перед «пересадкой» на машину X уровня.

Как и Pantera , этот танк хорошо проявит себя в бою на малой и средней дистанциях, однако слабое бронирование, унаследованное от танка Leopard , означает, что играть нужно будет аккуратно.

Уровень X: Progetto M40 mod. 65

В 1969 году военная делегация из Италии посетила Германию, чтобы обсудить покупку танков Leopard . Однако не все представители делегации соглашались с идеей приобретения иностранных танков. Итальянские военные и конструкторы выдвинули свои основные пожелания: хороший угол склонения орудия, литые башня и маска орудия, а также мощный двигатель Mitsubishi . Их пожелания воплотились в небольшом, лёгком, мобильном и хорошо бронированном танке.

При проектировке учитывались разработки Британии и СССР. Разработка танка так и не зашла дальше рисунков и чертежей.

Современная форма и улучшенные параметры орудия в сочетании с новой механикой стрельбы позволят в полной мере реализовать навыки, полученные на предшественниках, а также на итальянском премиум танке. Хороший угол склонения и мобильность позволят танку Progetto M 40 mod . 65 занимать выгодные позиции в бою. Как и машины VIII и IX уровней, этот танк хорошо проявит себя в бою на малой и средней дистанциях, однако на броню надеяться не стоит, за исключением возможных рикошетов от корпуса и башни.

Как видите, топовые машины последовательны — а это означает, что навыки, полученные на VIII уровне, будут использованы и на X уровне.

Avanti, танкисты !

P. S. Ах, да. Чуть не забыли про главный вопрос. Пиццу неудобно возить в танке, поэтому итальянские танкисты предпочитают спагетти с мясным соусом.

Самый известный итальянский танкист ВМВ - лейтенант Луиджи Паскуччи. В битве при Эль-Аламейне натиск многократно превосходящих сил британцев вынудил итало-немецкие войска к отступлению. Взвод Паскуччи был одной из частей, прикрывавших отход. В ходе боя британцы стали обходить итальянские позиции. Тогда лейтенант собрал 11 уцелевших танков и контратаковал. Не ожидавшие этого британцы понесли потери и замедлили наступление. Это дало время отступить основным силам итальянцев. Контратака была смелой, результативной и самоубийственной; ни один итальянский танк из неё не вернулся. Погиб в этом бою и Луиджи Паскуччи, посмертно он награжден золотой медалью "За воинскую доблесть".

М 13/40 - танк Паскуччи. 14 т; лоб башни и корпуса 40 мм, борт 25 мм; орудие 47 мм; 125 л.с.

Итальянские фашисты мечтали о Великой Италии, это была цель их деятельности. Великая - в смысле: а) могучая, которую будут бояться, а значит, сильно уважать другие страны, особливо соседние; б) увеличенная в размерах. Величие Италии требо­вало военной мощи. Её созданием фашисты занимались много лет, не жалея бюджета. Пропаганда почти надрывалась, воспевая уже достигнутую мощь и призывая крепить и ширить её дальше. Титанические усилия прилагал фашистский вождь (дуче) Муссолини, который был одновременно министром армии, министром флота и министром авиации.

Тем не менее, задачу создания современной армии, способной решать оперативно-стратегические задачи, и Муссолини лично, и фашистский режим в общем, провалили. Среди прочего, они не смогли создать боеспособные танковые войска.

Вообще, танковые войска не были в фашистской Италии приоритетом. Её военные теоретики полагали, что танки стране не очень нужны. Сухопутные границы Италии (а значит, и вероятные фронты) проходят в Альпах. На этом горном ТВД применение танков и вообще манёвренная война затруднительны. Правда, в северной Африке, где располагалась итальянская Ливия, местность достаточно равнинная и в ходе ВМВ воюющие стороны там танки успешно применяли. Но внимание итальянцев всегда было приковано к северу страны – к Альпам, что обрамляют долину реки По - густонаселённую и промышленно развитую. То, что судьбоносные для них бои будут проходить в северной Африке, стало для итальянцев неожиданностью.

Субъективные теории подкреплялись объективными причинами – дефицитом ресурсов. Для Италии характерны относительная слабость промышленности и ресурсной базы. В стране отсутствуют месторождения сырья, необходимого для металлургии. В Германии выплавили 40 млн. т. чугуна и стали в 1939 г., в Италии - 3 млн. т. Итальянской брони было мало и она была невысокого качества – поскольку не хватало и легирующих металлов. Военный бюджет Италии в первую очередь съедали флот и авиация, на бронетехнику оставалось немного.

Впрочем, в 1930-х итальянцам показалось, что они нашли решение: как и танковые армады себе заиметь и по ресурсам не сильно потратиться. В 1932-33 была разработана CV-33 - по общепринятой классификации это танкетка. По итальян­ским же документам эта машина проходила как «легкий танк». Для итальянской армии произвели до 1500 CV-33. Их производство не требо­вало ни больших ресурсов, ни особых организационных усилий. Зато по статистике Италия находилась в первом ряду стран по численности «танков».


3,5 т.; лоб 15 мм; 2 пулемёта; 43 л.с.

В 1935-36 Италия ввязалась в войны в Эфиопии и Испании. Опыт боёв хорошо показал очень слабые боевые возможности танкеток. В Эфиопии были случаи поражения экипажа стрелами (ехидный комментарий в сети: какие танки – такие противотанковые средства). У CV.33 было много недостатков, основные - тонкая броня и невозможность быстрого манёвра огнём из-за отсутствия вращающейся башни. Военное руководство Италии санкционировало разработку новых, более совершенных машин. Но недостаточное финансирования и ограниченные возможности итальянской промышленности замедляли работы.

На начало ВМВ CV-33 была основной боевой машиной итальянских танковых войск. Кроме неё имелись Fiat 3000, произведённых ещё в 1920-х.

Fiat 3000 (обозначение с 1939 г. L5/21) на начало 1939 ещё имелось 90 пулемётных и 37 пушечных.

К 1939 итальянцы успели разработать танк M11/39. Всего их было собрано 90 шт. В декабре 1939 г. M11/39 сняли с производства, чтобы освободить сборочные линии для нового танка M13/40.


M11/39. 11 т.; лоб 30 мм, борт 15; орудие 37 мм; экипаж 3 чел. Характерная особенность: орудие не во вращающейся башне, а в корпусе. Такая компоновка оказалось очень неудачной. Хотя для того времени она не был чем-то нетипичным.

Разработку танка с пушкой во вращающейся башне утвердили в конце 1937 г. Прототип был готов в октябре 1939. В начале 1940 провели испытания и в марте машину приняли на вооружение под обозначением M13/40; первые 15 машин выпустили к середине июля 1940 (Италия уже 1,5 месяца как была в войне). К концу 1940 года было выпущено 250 или около того единиц. Всего было выпущено 710 линейных M13/40; в сентябре 1941 г. их производство было прекращено в пользу нового танка M14/41.

Нижняя часть корпуса и двигатель M13/40 практически идентичны M11/39, но подбашенная коробка увеличена под двухместную башню - для наводчика и командира, выполнявшего также функции заряжающего. До 40 мм доведена лобовая броня. Но в результате увеличилась масса, что при прежнем двигателе, привело к снижению по сравнению с M11/39, и без того невысокой удельной мощности и подвижности танка.

Система воздухоочистки двигателя M13/40 была нормальной для северной Италии, но недостаточно эффективной для Северной Африки, где шли бои. По этой причине много танков выходило из строя. К концу лета 1941 г. итальянцы создали модифицированный вариант M13/40, получивший усовершенствованные воздушные фильтры, а также более мощный двигатель. Танк был принят на вооружение под обозначением M14/41 и с сентября 1941 сменил M13/40 на сборочных линиях. Производство продолжалось до 1942 года; всего было изготовлено 695 линейных танков и 34 командирских.


В 1940 г. был создан опытный образец лёгкого танка L6/40. L6/40 не уступал другим лёгким танкам, в частности советскому Т-60. После испытаний танк был рекомендован с серийному производству. Позднее шасси L6/40 были отведены для производства самоходных артиллерийских установок.

Итальянские танки не были каким-то дном мирового танкостроения. В армиях СССР, Германии, Британии и США было много танков, имевших сходные характеристики. Но в армиях этих стран кроме танков подобного уровня были и другие, более мощные и совершенные машины. И их количество быстро увеличивалось.

Италии запоздала с началом работ по созданию новых танков. В качестве временной меры было решено модернизировать M14/41. Новую модификацию под обозначением M15/42 начали производить в 1942 году, но число выпущенных танков оказалось небольшим (220 машин до капитуляции Италии). Боевые возможности M15/42 по сравнению с предшественниками возросли, но они уже совершенно не отвечали растущим требованиям к машинам этого класса. Итальянцы в 1942 году вместо танков серии M13-15 предпочли сосредоточиться на производстве САУ на их шасси.

Задача создания тяжёлого танка (что у итальянцев тяжёлое - то по общепринятой классификации среднее) была обозначена в декабре 1938 г. Но, так как приоритетом была более неотложная программа среднего танка, к разработке тяжёлого танка приступили только летом 1940. 7 августа Муссолини лично выбрал один из проектов. Опытный образец изготовили в октябре 1941 г. Немало времени заняла доводка нового двигателя.

Танк был принят на вооружение под обозначением P26/40 и в апреле 1942 г. был выдан заказ на производство; первые танки должны были быть поставлены армии в августе 1943. По основным характеристикам - огневой мощи, защищённости и подвижности - P26/40 был сравним со средними танками других стран.


26 т.; лоб корпуса и башни 50 мм, борт - 40 мм; орудие 75 мм; 330 л.с. Бросается в глаза клёпаная конструкция, в 1942-43 это уже устаревшее конструктивное решение. Но массовая сварка и литьё итальянской промышленности была не под силу.

P 26/40 – это, можно сказать, итальянский Т-34. Итальянской армией на него возлагались существенные надежды, но задержки с разработкой танка и запуском его в серийное производство привели к тому, что на войну он опоздал. До капитуляции Италии в сентябре 1943 года было выпущено лишь несколько штук.

Итальянская армия сформировала 4 танковые дивизии и до двух десятков отдельных танковых батальонов. На большее итальянской промышленности не хватило.

Ни качеством, ни количеством танков итальянцы взять не могли. Умением в применении тоже. Матчасть немецких танковых войск в 1939-40 не радикально превосходила итальянскую. Но у немцев было взаимодействие с сильной авиацией и артиллерией, грамотное управление, хорошо поставленная ремонтная служба и подготовка танкистов.

У итальянцев со всем этим было не очень. Их танковые войска не стали инструментом оперативного уровня, позволяющим выигрывать сражения. Хотя, эффективные бои местного значения итальянские танкисты провели немало.

Список танкистов – героев Италии.

Carro Medio M13/40.

Танк М-11/39 имел невысокие боевые качества и неудачное расположение его вооружения в двух ярусах заставили конструкторов фирмы "Ансальдо" срочно разработать машину более совершенной конструкции. Новый танк, получивший обозначение М-13/40, отличался от своего предшественника прежде всего размещением вооружения: 47-мм пушка и спаренный с ней 8-мм пулемет были установлены в башне, а спаренная установка двух 8-мм пулеметов в лобовом листе корпуса, справа от места механика-водителя. Корпус такой же каркасной конструкции, как и М-13/40 был выполнен из броневых листов большей толщины: 30-мм.

Толщина лобовой брони башни была увеличена до 40-мм. Однако броневые листы располагались без рационального наклона, а в броне левого борта был сделан большой люк для входа и выхода экипажа. Эти обстоятельства резко снижали стойкость брони против ударов снарядов. Ходовая часть аналогична М-11/39, однако мощность силовой установки увеличена до 125 л.с. В связи с увеличением боевой массы это не привело к повышению скорости и маневренности танка. В целом боевые качества танка М-13/40 не соответствовали требованиям времени, поэтому вскоре он был заменен в производстве немного отличающимися от него модификациями М-14/41 и М-14/42, но достаточно мощный танк так и не был создан вплоть до капитуляции Италии в 1943 году. М-13/40 и М-14/41 были стандартным вооружением итальянских танковых дивизий. До 1943 года было выпущено (с учетом модификации М-15/42) 1772 машины.

mob_info