Какая империя прославилась в древней индии. Древняя индия

До самого последнего времени индийские историки и археологи выделяли так называемый темный век - от конца культуры Хараппы до начала исторического периода (по индийской терминологии), т. е. до появления первых письменных источников. Такая классифика- К вопросу ция, однако, была вызвана плохой изученностью так называемом послехараппской эпохи. В настоящее время ученые темном веке все больше и больше склоняются к мысли о том, что никакого «темного века» в действительности не существовало. Новые исследования индийских археологов позволяют заполнить значительный разрыв между падением Хараппы и периодом, отмеченным появлением письменных источников. Раскопки в Катхияваре свидетельствуют о развитии местных послехараппских культур в течение очень продолжительного периода после Падения основных центров хараппской цивилизации.

Особый интерес представляет изучение многослойных поселений в долине Ганга. В 1950-1952 гг. Б. Лал при раскопках Хастинапура вскрыл слои от середины II тысячелетия до н. э. вплоть до средневековья. В нижнем слое поселения вместо ожидаемой хараппской керамики были найдены фрагменты желтой плохо обожженной керамики, которую можно отнести к культуре «медных кладов». Над ним залегал слой культуры «серой расписной керамики» (второй слой Хастинапура).

Серая расписная керамика здесь представлена тонкими,хорошо обожженными сосудами, главным образом серого цвета, которые изготовлены на гончарном круге. Металл - в основном медь. Небольшое число железных предметов появляется лишь в самой верхней части слоя. Из костей животных обнаружены кости лошади, свиньи, овцы; из злаков - зерна риса. Находки значительного количества костей лошади говорят о ее большом значении в хозяйстве этих племен. Были вскрыты остатки жилищ из сырцового кирпича и тростника, обмазанного глиной. Терракотовые фигурки изображают главным образом животных. Аналогичный комплекс культуры «серой расписной керамики» встречается и в других поселениях (Ахиччхатра, Курукшетра, Матхура).

Серая расписная керамика, по мнению Б. Лала, аналогична также керамике из Ирана (Шах-Тепе), из района к югу от озера Урмия и из Систана. Изучение культуры «серой расписной керамики» (главным образом ее ранних этапов, относящихся к XII-XI в. до н. э.) позволяет восстановить некоторые черты материальной культуры индо-арийских племен эпохи сложения Ригведы и основные этапы ее развития на индийской почве. Ведические арии предстают перед нами как оседлые земледельцы и скотоводы, знающие гончарный круг, а из металлов -медь, что согласуется с материалами Ригведы.

Третий период в Хастинапуре (начало VI-начало III в. до н. э.) характеризуется северной черной лощеной керамикой, которая, по- видимому, развилась из предшествующей ей серой расписной керамики. Металлические предметы - преимущественно железные.

Данные о связи серой расписной керамики и северной черной лощеной керамики, распространенной на значительной территории Индии, представляют большой интерес. Они позволяют говорить о том, что поздние фазы культуры «серой расписной керамики» не являются чуждыми местным индийским традициям. Ее создатели, хотя и были связаны с арийскими племенами, пришедшими сюда, в рассматриваемую эпоху (IX- VIII в. до н. э.) предстают перед нами уже как собственно индийские племена. Пришельцы слились с местным населением и создали единую культуру, прослеживаемую на значительной части территории Северной

Индии. Последующие культурные слои Хастинапура относятся уже к той эпохе, когда кроме вещественных памятников на помощь исследователям приходят письменные материалы, датированные монеты (IV-III вв. до н. э.).

Фрагмент «серой расписной керамики»

В этот период в долине Ганга возникают новые центры индийской культуры, создаются новые государства, укрепляются экономические, торговые и культурные связи между различными областями страны. Центр индийской культуры и государственности перемещается с берегов Инда в долину Ганга.

Исследование послехараппских культур в Белуджистане также свидетельствует о том, что Белуджистан не знал периода «темного века». По мнению Д. Гордона, южный Белуджистан и Макран после хараппской цивилизации были заселены народами, оставившими культуры «погребальных пирамид» и керамики типа лондо. Создатели этих культур знали уже железо. Большое значение в их хозяйстве имела лошадь. Последние фазы этих еще плохо изученных культур относятся к середине VII-середине V вв. до н. э.

Наши свидетельства о жизни и культуре племен ведических ариев основываются не только на материалах археологии, но и на данных, содержащихся в сборниках священных гимнов древних индийцев - Ведах.

Некоторые данные о социальном строе и хозяйственном укладе ведических племен

Оформление Ригведы - самого раннего из памятников ведической литературы в единое собрание датируется в настоящее время приблизительно X-IX вв. до н. э.; хотя сведения, которые сохранила нам ведическая традиция, могут относиться и к предшествующим периодам истории индо-арийских племен.

Именно сочетание обоих видов материалов-археологического и документального-позволяет более отчетливо представить основные черты и особенности хозяйственного уклада, быта, материальной культуры, религиозных представлений арийских племен в так называемую ведическую эпоху (этим термином условно может быть назван период от появления в Индии индо-арийских племен до сложения первых государств в долине Ганга. Исследователи подразделяют этот значительный повремени период на ранневедический и поздневедический периоды).

Как указывалось выше, ведические арии эпохи сложения Ригведы предстают перед нами как оседлые земледельцы и скотоводы. Это находит подтверждение не только в археологическом, но и в документальном материале. Хотя население не было кочевым, важным, а может быть и основным видом хозяйственной деятельности оставалось скотоводство, а не земледелие. Ремесло по своему техническому уровню уступало ремеслу создателей культуры Хараппы. Арийские племена в этот период, по-видимому, еще не знали письменности. Религия их также существенно отличалась от религии носителей культуры Хараппы. В ней значительно меньшую роль играл культ женских божеств, слабо проявлялись представления, характерные для земледельческих культов и т. д.

В первые века I тысячелетия до н. э. начинается усиленное расселение арийцев по долине Ганга. Арийские племена расселялись вниз по течению Ганга и Джамны, постепенно укрепляя свои позиции. В долине Ганга распространились язык, религия, хозяйственный и социальный уклад арийских племен.

Ранее было обычным утверждение, что техника добычи и обработки железа была принесена в Индию ариями. Основанием для этого было толкование встречающегося в Ригведе термина «айас» как «железо». В настоящее время большинство исследователей считает, что словом.«айас» древние индийцы называли металл вообще; бесспорное древнейшее упоминание железа встречается значительно позднее - в поздних гимнах Атхарваведы. Арийские племена эпохи Ригведы знали лишь медь. Уже в долине Ганга они перешли к железу. Металлургия железа, таким образом, возникла в Индии самостоятельно в I тысячелетии до н. э.

Переход к железу был важным фактором успешного освоения долины Ганга и дальнейшего прогресса в сфере материального производства: у болот и джунглей отвоевывались все новые территории; производительнее становился труд земледельца.

Если основной зерновой культурой в период Ригведы был ячмень, то в поздневедийский период в долине Ганга распространяются культуры риса, сахарного тростника, хлопка. Климатические условия и новая сельскохозяйственная техника позволяли выращивать два урожая в год. Широко развилось плужное земледелие. В качестве тяглового скота использовались быки. Развивалось искусственное орошение, но существование в этот период крупных ирригационных сооружений пока не установлено.

Важную, хотя отныне и не главную роль, продолжало играть скотоводство, особенно разведение крупного рогатого скота. Постепенно развивалось коневодство, особенно на северо-западе страны. Лошади использовались главным образом в военном деле.

Древнейшая культура ариев, насколько мы можем судить, уступала культуре Хараппы по уровню своего развития. Как показывают археологические данные, города в центральной части долины Ганга возникают только в I тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. даже самые прославленные из них (например, столица героев Махабхараты, Хастинапур), по-видимому, не могли равняться с Мохенджо-Даро и Хараппой.

Города были основными центрами ремесленного производства. Наличие боевых колесниц, на которых сражалась знать, предполагало довольно высокий уровень мастерства обработки металла. Из предметов вооружения упоминаются копья, боевые топоры, мечи, латы, шлемы, луки и стрелы. Существовало уже, по-видимому, некоторое разделение труда; ткачи ткали хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и льняные ткани. Ткани окрашивались в различные цвета. Плотники умели делать многовесельные суда.

" - Жилища и городские укрепления в долине Ганга, в отличие от культуры Хараппы, строились в то время в основном из дерева, и это способствовало развитию деревянного зодчества и художественной обработки дерева.

В связи с усилением обмена между племенами появляется профессиональное купечество. Единицей обмена и мерилом стоимости являлся скот (коровы) или наиболее распространенные украшения. Только к середине I тысячелетия до н. э. появляются монеты, причем еще очень примитивные, в форме небольших серебряных брусков с клеймом. Торговля велась по сухопутным путям и по рекам. Есть основания полагать, что существовала и международная торговля - сухопутная и морская.

Рост производительных сил и производительности труда способствовал неуклонно продолжавшемуся процессу имущественного и общественного расслоения арийских племен.

Пахотная земля из общинного владения перешла во владение отдельных семей, причем племенная верхушка захватила лучшие и большие участки. В тех условиях возможна была эксплуатация в первую очередь людей из чужого племени. Военнопленных уже не истребляли, а превращали в рабов.

В Ригведе упоминаются десятки и сотни рабов. Владение рабами стало одним из основных показателей богатства и высокого общественного положения.

Основным термином для обозначения раба было слово «даса»; как мы уже упоминали, в Ведах так назывались и неарийские племена. Это свидетельствует о том, что первыми рабами у ариев были военнопленные из чуждых им племен. Затем этим термином стали обозначать и рабов - военнопленных из ариев, наконец, рабов вообще.

Возникнув, рабство неуклонно* развивалось; все усиливалось закабаление богатыми и знатными обедневших соплеменников. Появилось долговое рабство.

Рабы были полной собственностью хозяина. Их положение мало отличалось от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали в качестве приданого вместе с другим имуществом. Согласно преданиям, их покупали для того, чтобы принести в жертву богам. Дети рабыни считались собственностью хозяина матери. Слова «раб», «сын рабыни» употреблялись как бранные.

Рабы попадали в виде военной добычи в основном в руки знати; это «способствовало укреплению ее позиций. Знать, захватившая органы племенного управления, получает возможность распоряжаться общеплеменной собственностью. Военный вождь племени {раджа), опираясь на родоплеменную знать, отныне получает возможность навязать угодное ему решение племенному собранию или вовсе обойтись без его согласия. Постепенно должность раджи становится наследственной, он превращается (в царька. Высшие должности в государственной администрации - царского жреца, сборщика налогов и дани, казначея и т. д., а также командные посты в армии - становятся привилегией рабовладельческой знати.

Но в течение еще долгого времени новые классовые отношения тесно переплетались с первобытнообщинными, и государство использовало племенные институты - собрания знати, народные собрания и т. д., которые приспосабливались постепенно к новым общественным условиям.

В рассматриваемый период определилось деление всех некогда равнонравных, свободных членов общества на четыре группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям: брахманы, кшатрии, вайшъи и шудры. Жрецы в древней Индии назывались брахманами, воины - кшатриями, все прочие общинники, а позже и подавляющая часть городского населения - вайшьями.

Эти общественные группы сословного характера назывались у индийцев варнами. Зарождение варн относится еще к периоду разложения первобытнообщинного строя, когда происходило деление на знать и рядовых общинников.

Первоначально лица, исполнявшие культовые обязанности, а также те, кто занимался военным делом, особыми привилегиями не обладали. Но постепенно эти занятия становятся наследственными, а их носители занимают привилегированное положение и выделяются из общей массы рядовых общинников. Они начинают господствовать в племенном ополчении, присваивают себе преимущественное право на занятие должностей в органах управления, на лучшую часть общеплеменной собственности, военной добычи и т. д. Их господство распространяется и на область идеологии.

Затем появляются неравноправные общинники - шудры. Это были *члены мелких племен, объединившихся с более сильными на неравных.условиях, или члены племен, побежденных в войнах, а также изгои др. Они не допускались к решению общественных дел и не участвовали

в отправлении племенного культа; они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только члены трех «высших»- варн, называвшихся «дваждырожденными» в отличие от «однаждырожден- ных» - шудр. Основой этого обряда, производившегося в возрасте 8-10 лет, было возложение на посвящаемого священного шнура*и пояса, сопровождавшееся чтением гимна солнцу.

С возникновением государства узаконивается неравенство этих общественных групп, их права и обязанности как по отношению к государству, гак и друг <к другу.

«Высшие» - брахманы, и кшатрии - стараются обособиться, не допустить в свою среду вайшьев и шудр, а также не допустить и смешения вайшьев с шудрами. Так образуются варны - сословные общественные группы г.

В древнеиндийском эпосе остались воспоминания о временах, когда женщины занимали равное с мужчинами положение в обществе, пользовались уважением, участвовали в решении общественных дел, имели право сами выбирать мужа, вступать в повторные браки и даже иметь несколько мужей.

К середине I тысячелетия до н. э. в государствах долины Ганга уже прочно сложилась патриархальная семья. Слово тати» - муж означало также «господин», «владыка». В семьях царей и знати частым явлением было многоженство, но браки у простого народа были обычно моногамными. Женщины уже утеряли право решать вопросы в народном собрании. В семьях жрецов и военной знати они уже не могли распоряжаться семейным имуществом, были отстранены от исполнения жреческих функций. Муж мог потребовать и легко получить развод; обязательства соблюдать супружескую верность для него не существовало. Расторгнуть брак по своему желанию жена практически не могла, и ее неверность мужу сурово наказывалась. По религиозным представлениям того времени, жена даже на том свете оставалась в подчиненном мужу положении.

Глава семьи единолично распоряжался семейным имуществом и продуктами труда отдельных ее членов и практически имел над ними право жизни и смерти. В низших слоях общества положение женщины было более высоким, и пережитки былого равноправия сказывались сильнее.

Вследствие ведущей роли государств верхней части долины Ганга в политической и культурной жизни Индии рассматриваемого периода сложившиеся здесь обычаи и религиозные воззрения, священные тексты и язык, на которых они были созданы (санскрит), постепенно распространяются по всей стране.

Древнеиндийские государства рабовладельческие и

В VII-VI вв. до н. э. в долине Ганга уже сложились ранние рабовладельческие государства (Магадха, Каши, Кошала, Анга, Куру, Пан- чала и др.), которые вели между собою ожесточенную борьбу. Главными претендентами на политическую гегемонию были Кошала (на территории теперешнего штата Уттар Прадеш) и Магадха (в центре современного штата Бихар). Борьба между ними закончилась в IV в. до н. э. победой Магадхи и политическим объединением всей долины Ганга, а затем и почти всей восточной и части западной и центральной Индии под властью правителей из династии Нанда.

Значительные изменения общественного строя получили выражение в религиозной борьбе, охватывавшей широчайшие слои народа. Религии, возникшие в это время - буддизм и джайнизм, распространились с течением веков по всей Индии с севера до крайнего юга.

В этот период сложилась известная культурная общность между главнейшими этническими группами, населявшими северную Индию.

По мнению некоторых европейских и индийских ученых (например, С. К. Чаттерджи), уже Веды и ведическая религия, а также Упанишады не являются созданием исключительно ариев. К моменту сложения ведической культуры слияние (или во всяком случае - сближение) значительной части народов Индии достигло такой степени, что в Ведах и в ведической литературе (как в языке, так и в содержании) весьма заметно влияние дравидов и других древних насельников страны. Учение о карме и переселении душ, практика йоги, представление о божествах (таких как Шива, Вишну и др.), многие мифы в Пу- ранах и эпосе носят доарий- ский характер. То же можно сказать о брачных обрядах и целом ряде других обычаев индусов. Одежда, распространенная по всей Индии, культивирование риса и многих плодовых деревьев (например, тамаринда и кокосовой пальмы) заимствованы также, по мнению Чаттерджи, у доарийского населения Индии.

С другой стороны дравидийские народы Индии многое заимствовали от ариев; дравидийские языки Индии подвергались сильному влиянию санскрита. В первые века до нашей и в начале нашей эры эта связь между народами, населяющими различные районы страны, была уже значительна^ и все религиозные течения, родившиеся в северной Индии, распространились вплоть до крайнего юга.

В 326 г. до н. э. в северо-западную Индию вторглись войска Александра Македонского. Ему не удалось пробиться в глубь страны, а завоеванные им княжества Панджаба оставались зависимыми от греков очень недолгое время. Соратники Александра оставили довольно много свидетельств, позволяющих судить о различных сторонах общественного и государственного строя древней Индии. Только с этого времени возможно установить точную хронологию событий индийской истории, потому что все памятники собственно индийской литературы не датированы и не содержат в себе дат описываемых событий.

В 322 г. до н. э. династия Нандов в Магадхе была свергнута Чандра- гуптой, который основал новую династию - Маурья (322-185). Чандра- гупта объединил всю северную Индию, вытеснив греков из Панджаба, и создал крупное государство, присоединив к нему и часть южной Индии. Наибольшего могущества империя Маурьев достигла при Ашоке (272-232), который объединил под своей властью значительную часть Индии. Очень широкое распространение в этот период получает буддизм.

Индия времен Ашоки

Император Ашока оставил в разных местах своей империи указы, высеченные на скалах и колоннах и составленные на пракритах - древних местных разговорных языках. Эти эдикты позволяют сделать некоторые заключения о характере общественных отношений того времени.

Империя Маурьев была первым в истории Индии крупным рабовладельческим государством, о котором свидетельствуют письменные источники. Правда, Мегасфен, который был греческим послом при дворе Чан- драгупты Маурья, отрицал существование в Индии рабов, однако многочисленные упоминания о рабах в индийском эпосе и последние исследования как зарубежных, так и советских ученых позволяют говорить о том, что речь идет не об отсутствии в это время рабства, а о серьезных отличиях индийского рабовладения от античного. Рабовладение в Индии не имело таких развитых форм, как в Греции и Риме. Оно часто носило патриархальный характер, и число рабов было сравнительно невелико.

Некоторые индийские ученые высказывают предположение,что своеобразное развитие рабовладения в Индии объясняется ранним возникновением в ней кастовой системы, которая давала возможность представителям -«высших» каст эксплуатировать «низшие» касты без прямого их порабощения.

При преемниках Ашоки империя Маурья начала распадаться. Наиболее значительным государством Индии к рубежу нашей эры была Андхра, расположенная в северной части Декана и простиравшаяся от Аравийского моря на западе до Бенгальского залива на востоке. В составе ее населения были индоарийские и дравидийские народы. Южнее Андхры, на территории, не входившей в империю Маурья даже в период ее расцвета, существовали три древних дравидийских государства - Пандья, Чола и Чера, населенные главным образом тамилами и малаяли.

С середины II в. до н. э. по III в. н. э. северная Индия подверглась неоднократным вторжениям со стороны греков, утвердившихся в Бактрии, а затем парфян и саков. Один из сакских народов долгое время (I-II вв. н. э.) правил в северных областях Индии. Особенно известен сакский правитель из рода Кушанов - Канишка (78-123). Империя Канишки включала кроме северо-западной и северной Индии территорию современного Афганистана, большую часть Средней Азии (Хорезм) и Бактрию. Восточная граница кушанского государства в Индии точно неизвестна, но монеты Канишки были найдены в Бихаре и Бенгалии. Много монет Канишки было обнаружено во время раскопок в древнем Хорезме, что свидетельствует о прочных хозяйственных связях между Индией и этой областью. Столицей империи Канишки был г. Пурушапур (современный Пешавар). Год воцарения Канишки стал считаться началом одной из индийских систем летосчисления, широко распространенной в средневековой Индии и известной под названием «эры шака».

Государства южной Индии в этот период имели довольно регулярные торговые связи с государствами Средиземноморья - с Египтом, Грецией и Римом. Известно, что многие предметы индийского происхождения были заимствованы греками и римлянами у населения южной Индии и сохранили в несколько измененной форме свои дравидийские названия (например, рис, который по-гречески назывался ориза, по-тамильски - ариси). В государствах южной Индии были найдены многочисленные римские монеты; некоторые данные позволяют думать, что правители тамильских государств нанимали в качестве личной гвардии римских солдат.

В начале IV в. н. э. происходит новое возвышение Магадхи. Ее правитель Чандрагупта (320-330) объединил под своей властью основные районы пригангской Индии и основал династию Гупта. Империя Гупта охватывала всю северную Индию. Ее восточным рубежом была дельта Ганга, а западный простирался от восточных притоков Инда до полуострова Катхиявар на юго-западе. Самудрагупта (примерно 330-380) совершил победоносный поход в Декан, однако присоединить южную Индию не смог. Основными источниками, позволяющими изучить историю этого периода, являются дарственные надписи гуптских правителей и записки китайского паломника Фа Сяня, посетившего Индию в конце IV-начале V в. н. э. Некоторые историки считают, что именно в период Гупта в Индии формируются феодальные отношения, однако вопрос о социально-экономических отношениях в этот период чрезвычайно сложен и требует дальнейшей разработки. О значительном развитии общественного разделения труда в этот период свидетельствует расцвет кастовой системы .

Южная Индия в VIII-X вв.

В середине V в. в северную Индию вторглись гунны (эфталиты), которые нанесли удар Гуптам, но сами не могли здесь закрепиться и в середине VI в. были изгнаны. Северная Индия находилась в состоянии политической раздробленности до начала VII в.

Культура древней Индии оказала большое влияние на соседние народы. Памятники индийской материальной культуры встречаются в Средней Азии, на Цейлоне, Бирме, Таиланде, на Малайском полуострове, Яве, Суматре, Борнео, в Индокитае и даже на юге Китая, т. е. повсюду, где были более или менее значительные индийские колонии. Влияние Индии сказалось на религии, письменности, искусстве, архитектуре и многих обычаях народов этих стран.

См. «Вводную часть», раздел «Кастовый строй».

Древняя Индия: династии, империи, правление Индии.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры по всему миру

Пять тысяч лет назад на северо-западе Индии (в Хараппе и Мохенджо-Даре) жизнь уже била ключом, строились города, торговцы торговали, ремесленники производили изящные и полезные вещи, работники культуры развлекали трудовой народ. Вся остальная территория Индии была пустынна: редкие племена пребывали в каменном веке, а на месте современных мегаполисов и прибрежных курортов находились болота и непроходимые джунгли.

Прошла тысяча лет - предки современных индийцев стали потихоньку осушать болота и прорубаться через девственные леса. Ведь наступил железный век, и люди научились добывать руду, производить железо и мастерить из него инструменты. За следующие пятьсот лет практически вся долина Ганга была освоена и заселена.

Отдельные общины и мелкие государства враждовали между собой за доступ к главной водной артерии, пока не были объединены (путем захвата, разумеется) правителями Магадха. И вовремя!

В четвертом веке до новой эры на территорию Индии вторгся Александр Македонский. Он довольно легко захватил окрестности Инда, но земли на берегах Ганга ему не дались. Индийская контрпропаганда сработала четко и эффективно: слухи об огромных армиях и тысячах свирепых боевых слонов, заставили македонское войско перейти к открытому неповиновению своему предводителю - Александру пришлось смириться и отступить в Персию.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Первая индийская империя

После отступления Александра Великого власть в Мадагхе была захвачена Чандрагуптой Маурьей в результате кровавого сражения, в котором принимали участие миллион человек, сто тысяч лошадей и десять тысяч слонов. Так образовалась первая индийская империя - империя Маурьев, простирающаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива.

На закате жизни Чандрагупта отказался от трона, предался добровольному голоданию в духе джайнистких аскетических традиций, отчего и умер. На месте его смерти до сих пор возвышается храм.

Правление Ашоки

Империя росла и развивалась, товары перевозились по безопасным дорогам и рекам, дипломатические связи с соседями позволяли поддерживать мир в регионе. Наступила эпоха процветания, высшей точкой которой стало правление Ашоки, который подчинил еще немного территории и активно распространял буддизм на подведомственных землях. Как прогрессивный монарх Ашока запретил принудительные работы, строил университеты и больницы, боролся за сохранение окружающей среды и редких видов животных.

Через полвека после смерти Ашоки империя Маурьев пала. Во время парада последний царь Маурьев был злодейски убит военачальником Шунга, который провозгласил себя родоначальником новой династии. Начались преследования буддистов, разрушения храмов. К счастью власть Шунги продержалась сравнительно недолго.

Греки и скифы

Династия пала и на территории Индии возникло индо-греческое царство. На протяжении следующих двух столетий (180 год до н. э. - 10 год н. э.) в Индии правили греки. Их смела волна пришедших с севера скифов - возникло индо-скифское царство, просуществовавшее до тех пор пока его не сменило Кушанское царство.

Кушанское царство

Первый кушанский правитель Куджула Кадфиз скромно именовал себя царем царей. Его сын продолжил папины завоевания, и в результате империя захватила территории современного Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Караваны пряностей, драгоценных камней, сахара и слоновой кости двигались по суше в Рим и Китай. Морские торговцы доплывали на своих кораблях до Александрии. Таможня стала существенным источником дохода. Строились города, а городские обычаи и привычки распространялись и на сельскую местность. Буддизм, поддерживаемый властями, стал наиболее популярной религией. Империя просуществовала до третьего века новой эры, а потом потихоньку начала распадаться.

Назовите выдающийся памятник законодательства Древнего Вавилона.

Манципация в Древнем Риме

Вайшии, обругов брахмана, подлежит согласно законам Ману.

Принцип талиона, при вынесение наказания в Древнем Мире означал

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЧАСТЬ 1

1. Убийство кошки в Древнем Египте:

А. Не считалось преступным деянием.

В. Рассматривалось как преступление религиозного характера.

С. Причинение имущественного вреда.

D. Мелкий проступок.

2 Первый свод законов, как запись норм обычного права были сделаны в Афинах:

А. Периклом.

В. Драконтом.

С. Клисфеном.

D. Сопоном.

А. Принцип возмещения ущерба (возмездие).

В. Устрашение.

С. Перевоспитание.

D. Обращение за милостью к богам.

4. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев.

В. Империя Юстиниана.

С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

5. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена не рожает детей на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом, если рожает только девочек - на одинадцатов, если строптивая - немедленно. «

А. Законы XII таблиц.

В. Конституция Гая

С. Законы Ману.

D. Законы Хаммурапи.

6. Что является предметом дисциплины «История государства и права зарубежных стран»?

А. Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения и

развития в хронологической последовательности в определенной конкретно

исторической обстановке.

В. Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса

без учета исторических случайностей.

С. Изучение закономерностей развития общества в целом.

D. Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни.

А. Телесному наказанию.

В. Смертной казни.

С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

А. Серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права

собственности на вещь.

В. Порядок распоряжения договора.

С. Форма договора.

D. Форма обращения с иском в суд.

9. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

А. В случае длительного безвестного отсутствия.

В. В случае неверности мужа.

С. Такого права она не имеет.

D. В случае неспособности содержать семью.

10. Что представляла собой полисная форма государства?

А. Специфическую разновидность античного раболадельческого государства.

В. Государственное устройство империи Александра Македонского.


С. Разновидность рабовладельческого государства.

D. Разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке.

11. Что означает официальное название Римского государства res puolica?

А. Общее дело (общественное дело) - верховенство власти народа.

В. Принадлежность власти магистра.

С. Принадлежность власти рабовладельцам.

D. Принадлежность власти патрициям.

А. Законы царя Хаммурапи.

В. «Книга законов».

С. Законы Ману.

D. Законы XII таблиц.

13. Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора. а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?

А. Отец девушки должен вернуть все в тройном размере.

В. Отец девушки должен вернуть все в двойном размере.

С. Отец девушки должен вернуть задаток и вкупную плату.

D. Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе.

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

В. Смертной казни,

С. Телесному наказанию.

D. Штрафу в сотню (паи).

15. По законам XII таблиц в Древнем Риме для судью уличенного в получении взятки приговаривали к наказанию в виде:

А. Денежный штраф в размере 12 - кратной стоимости иска.

В. Смертной казни.

С. Телесного наказания и денежному штрафу в размере стоимости иска.

D. Отстронения от должности.

16. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману?

А. Такое лицо должно внести царю штраф.

В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому наказанию с

лишением свободы.

D. Такое лицо должно быть предано смерти.

17. Какие новые формы регулирования общественных отношений используют возникающие государства?

А. Мораль.

В. Религию.

С. Право. .

D. Традиции.

18. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор согласно законам Ману?

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь.

В. Родители имеют право выкупить браслет.

С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта

заключала договор без их согласия.

D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

19. Строитель, построив дом продал его. Но дом был построен непрочно вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи?

А. Строитель должен восстановить дом за свои счет.

В. Он должен возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию.

С. Строителя должны убить.

D. Он должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб.

Период второй половины I тысячелетия до н.э. в истории Индии важен во многих отношениях.

Наиболее заметным событием в политической области было образование государств общеиндийского характера, а в области идеологии - оформление буддизма. В основе этих событий лежали не столь заметные на первый взгляд сдвиги в сфере материального производства и социальных отношений.

Выяснение их составляет труднейшую задачу для историка, так как ни одна из равных по значению древних цивилизаций не оставила после себя столь скудных источников для изучения.

Для рассматриваемого периода появляются, правда, данные эпиграфики и нумизматики (и те и другие, впрочем, немногочисленны), свидетельства античных писателей. Но огромная по объему религиозная и полурелигиозная литература содержит очень немного исторических данных и все еще часто датируется очень приблизительно; отсутствуют исторические хроники, политические и хозяйственные документы дворцовых и частных архивов, точно датированные памятники действующего законодательства и т.д. Эти невыгодные для древнеиндийской историографии условия надо постоянно иметь в виду.

К середине I тысячелетия до н.э. подвижность населения - следствие освоения долины Ганга - прекращается и сменяется состоянием относительной стабильности. В это время в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и до 16 более крупных государств. В борьбе за преобладание наибольшее значение приобрели Кошала (в современном штате Уттар Прадеш) со столицей сначала в Айодхье, а затем в Шравасти, и Магадха (в южной части современного штата Бихар) со столицей сначала в Раджагрихе (совр. Раджгир), затем в Паталипутре (ныне Патна). Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию. В начале V в. до н.э. при магадхском царе Аджаташатру она закончилась победой Магадхи, постепенно усиливавшейся все более и более и в IV в. до н.э. ставшей ядром империи Нандов, объединившей все государства долины Ганга и, возможно, часть Южной Индии в одно политическое целое.

Сведения об империи Нандов не только скудны, но и сбивчивы. А между тем она представляет собой, вероятно, интереснейшее явление в древнеиндийской истории. Все более поздние источники с редким единодушием отзываются о царствовавшей в ней династии с ненавистью и презрением, причисляют ее к шудрам (т.е. представителям самого «низкого» общественного слоя), а её основателя Уграсену Нанду называют сыном цирюльника. Около 345 г. до н.э. он сверг царя Магадхи и воцарился сам. Такое чрезвычайное при существовавшей в то время социально-психологической атмосфере событие не могло остаться простым эпизодом придворной хроники, и Уграсена встретился с сильнейшим противодействием в кругах господствующей знати; это видно из того, что о нем осталось воспоминание как о яром враге и истребителе кшатриев (родовитой знати). Вместе с тем ясно, что Уграсена должен был не только обладать выдающимися качествами государственного деятеля, но и опираться на какие-то оппозиционные господствующей знати общественные слои, иначе ему не удалось бы долго продержаться. А он не только продержался, но и подчинил военным путем огромную территорию в долине Ганга, создал государство, на которое не решились напасть в 327 г. до н.э. даже войска Александра Македонского, победоносно промаршировавшие до этого по всему Ближнему и Среднему Востоку. Но никаких данных, которые бы позволили представить картину происходивших событий и судить об их социальном характере, в нашем распоряжении нет.

Северо-Западная Индия на протяжении VI - IV вв. до н.э. состояла из большого числа мелких государств. Территории к западу от Инда в конце VI в. до н.э. вошли в состав империи Ахеменидов. Возможно, что власть персидских царей распространялась и на какие-то территории к востоку от Инда, но как далеко в глубь страны, это даже приблизительно указать невозможно.

Александр Македонский после разрушения империи Ахеменидов и отпадения бывших индийских сатрапий этой империи в 327 г. до н.э. вторгся в глубь страны. Некоторые из расположенных здесь государств подчинились добровольно, другие же оказали ожесточенное сопротивление. Хорошо известно, какой трудной для Александра оказалась, например, его победа над одним из пенджабских царьков - Порой. Обескураженные этим сопротивлением и трудностями похода, воины Александра отказались последовать за ним, когда он вознамерился напасть на империю Нандов, о могуществе которой греко-македонцы были много наслышаны; им было известно, что на левом берегу Ганга их ожидает армия в 200 тыс. воинов пехоты, 80 тыс. всадников, 8 тыс. колесниц и 6 тыс. слонов, т. е. более чем десятикратно превышающая войско Пора.

В 325 г. до н.э. Александр ушел из Индии, оставив в завоеванной части страны подчиненных правителей и греко-македонские гарнизоны.

Империя Муарьев.

Пребывание захватчиков на индийской земле оказалось недолговечным: уже в 317 г. до н.э. последний их отряд покинул страну. Причиной этого были как войны между полководцами Александра после его смерти, так и борьба индийцев против иноземных завоевателей.

Возглавил эту борьбу Чандрагупта Маурья. По некоторым сведениям, он был родом из шудр, но большинство источников указывают, что он происходил из родовитых кшатриев. В молодости Чандрагупта служил Нандам, по рассорился с царем и вынужден был бежать на северо-запад страны. Здесь он примкнул к Александру, уговаривал его вторгнуться в долину Ганга и обещал легкий успех, так как царь - низкого происхождения и подданные не поддержат его. Но попытка расправиться с противником чужими руками не удалась, так как Александр не решился продолжать поход дальше на восток.

После смерти Александра и последовавшего затем замешательства в его империи Чандрагупта добился изгнания греко-македонцев из страны и укрепился на северо-западе так, что смог возобновить борьбу с Пандами. На этот раз она была успешной: царствовавший тогда сын Уграсены Дхана Нанда был около 317 г. до н.э. свергнут, и Чандрагупта воцарился в Паталипутре. На всех этапах бурной карьеры Чандрагупты его верным сподвижником и советником был брахман Чанакья, ярый враг Нандов. О Чанакье в преданиях осталась память как о хитроумном политике, поэтому ему (под именем Каутилья) приписывалось составление известнейшего сочинения «Артхашастра» - «Наука о политике».

Несмотря на то что о Чандрагупте сохранилось множество преданий, точно известен только один факт его 24-летнего царствования. Около 305 г. до н.э. произошло военное столкновение между ним и Селевком I Никатором, вторгшимся в Индию. Повидимому, перевес остался на стороне Чандрагупты, так как Селевк в обмен на 500 слонов вынужден был уступить противнику значительные территории современных Афганистана и Ирана; Чандрагупта получил также в жены дочь Селевка. После этого ко двору Чаидрагупты прибыл от Селевка посол Мегасфеи, оставивший описание Индии, до нас не дошедшее, но хорошо известное по обширным цитатам в сочинениях других античных писателей.

После 25-летнего царствования сына Чандрагупты Биндусары (293-268 гг. до н.э.), о котором почти ничего не известно, воцарился его сын Ашока (268 г. до н.э.), при котором империя Маурьев достигла наибольшего расцвета.

Империя Маурьев в царствование Ашоки охватывала почти весь Индийский субконтинент, за исключением крайнего юга Декана, а также значительные территории к западу от Индии. Эта империя была создана, по-видимому, в основном воинскими трудами его отца п деда, так как от правления самого Ашоки известно только о завоевании им на восьмом году царствования Калинги (совр. Орисса). Главной задачей, стоявшей перед ним, было не дальнейшее расширение пределов и без того огромной империи, а внутреннее ее укрепление, сплочение в единое целое большого числа народов, различавшихся по языку, культуре и уровню социального и экономического развития.

Самой настоятельной была потребность в организации управления. Вся империя была разбита на пять основных областей - паместничеств, управлявшихся обычно членами царского дома: Магадха с долиной Ганга, находившаяся под непосредственным управлением из Паталипутры, северо-запад с центром в г. Таксиле, запад (г. Уджияни), Калинга (г. Тосали) и юг (г. Сувариагири). Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Сам царь и высшие сановники систематически объезжали провинции с инспекционными целями.

Насущно необходимым было создание идеологической основы империи. На ее территории существовало множество племенных религий, что создавало между правительством и подданными и между самими подданными многочисленные общественные и культурные перегородки.

Нужна была религия, более соответствующая новым общественным и политическим условиям, способная стать единой для разноплеменного населения огромной страны. Лучше всего для этого подходил буддизм. Ашока, религиозная политика которого нам хорошо известна благодаря многочисленным надписям, оставленным им на колоннах и скалах, сумел оцепить его. Он сам принял буддизм и государственной поддержкой, щедрыми дарами буддийской общине и строительством культовых сооружений способствовал его распространению. Государство впервые при Ашоке начало устанавливать контроль за духовной жизнью своих подданных.

Государственная и религиозная политика Ашоки встречала постоянное сопротивление со стороны местных сепаратистов и брахманского жречества. Особенно обострилось положение в последние годы жизни Ашоки; возможно даже, что он был отстранен от фактической власти. После его смерти (231 г. до н.э.) начались ослабление и распад империи, ускорившийся благодаря нападениям со стороны Греко-Бактрийского царства. Около 180 г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут и убит своим военачальником Пушьямитрой, основавшим новую династию Шупгов. В это время власть царей Магадхи распространялась, видимо, только на долину Ганга и на земли, непосредственно примыкавшие к ней с юга.

Государству Шупгов пришлось неоднократно и не всегда удачно воевать с греко-бактрийцами и индийскими государствами на западе, возглавлявшимися греческими динасхами.

В 68 г. до н.э. в Магадхе произошла очередная смена династии: к власти пришли Канвы, о 45-летнем правлении которых почти ничего не известно.

Образование и полуторавековое существование первого всеиндийского государства Маурьев имело огромное значение. Было достигнуто (хотя и насильственным путем) политическое объединение самых различных по этнической принадлежности, языку, уровню развития, характеру производства и формам культуры народностей и племен. Это способствовало общему экономическому развитию, сближению составных частей империи, обмену культурными достижениями.

Индия все это время не подвергалась вражеским нашествиям. Установлены были внешние торговые и политические отношения со странами Средиземноморья.

Южная Индия.

Вплоть до начала нашей эры Южная Индия (полуостровная часть страны) заметно отставала от Северной. Это было следствием менее благоприятных условий для занятия земледелием и для внутренних связей, большей удаленности от других центров древних цивилизаций. В последние века до нашей эры положение начинает меняться.

Распространение железных орудий труда позволило местному населению преодолеть трудности в освоении новых земель, добыче полезных ископаемых, развитии морских промыслов и установить морские связи с другими странами (Африкой, Цейлоном, Юго-Восточной Азией). Пребывание большей части Южной Индии в составе империи Маурьев также способствовало усвоению местным населением передового северо-индийского опыта.

Уже в период Маурьев известно о существовании на крайнем юге нескольких государств (Керала, Чола, Пандья), отстоявших свою независимость, что свидетельствовало об их достаточной зрелости.

После же распада империи на территориях, принадлежавших ей ранее в Южной Индии, также образовались самостоятельные государства, причем некоторые настолько сильные, что сами совершали завоевательские походы в Северную Индию (Калинга, государство Сатаваханов).

Хозяйство и общественные отношения.

Рассматриваемый период отмечен прогрессом во всех областях экономики. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Известно о существовании крупных хозяйств - царя, знати и богачей - в многие сотни гектаров, с тысячами голов скота, с большим числом подневольных работников. Основной задачей животноводства становится выращивание рабочего скота.

Лесные и морские промыслы остаются уделом отсталых окраинных племен. От этого периода мы уже располагаем некоторыми данными, чтобы судить о формах земельной собственности. Соответственно уровням развития отдельных обществ формы эти были неодинаковы - от первобытных коллективных до вполне развитых частновладельческих. Но даже в самых передовых обществах, где существовали не только владение и пользование землей, но и все основные формы отчуждения земли (дарение, продажа, передача по наследству), государство сохраняло право собственности на необрабатываемую землю, на полезные ископаемые и на клады, а община - на пастбища и пустоши. Кроме того, и государство и община сохраняли право на контроль за всеми земельными сделками.

Важнейшим свидетельством технического прогресса является развитие ремесла. Имеется много данных о высоком уровне развития черной и цветной металлургии, кузнечном, оружейном и ювелирном деле, хлопкоткачестве, резьбе по дереву, камню и кости, гончарном деле, парфюмерии и пр. В каждой деревне было несколько ремесленников, удовлетворявших скромные потребности односельчан в промышленных изделиях, но основными центрами сосредоточения ремесла, особенно по производству сложных и высококачественных изделий и предметов роскоши, были города. Здесь ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы - шрени, представительствовавшие перед властями и защищавшие ремесленников от произвола. Немало крупных мастерских, в которых были заняты и подневольные труженики, и наемные работники, принадлежало царю (верфи, прядильные, оружейные, ювелирные).

Развитие материального производства и специализация его приводили к росту торговли. Наметилась также естественная областная специализация: Магадха славилась своим рисом и металлами, северо-запад страны - ячменем и лошадьми, юг - драгоценными камнями, жемчугом и пряностями, запад - хлопком и хлопковыми тканями; хлопкоткачеством отличались и некоторые города вне этой области - Варанаси, Матхура и др. Купцы были людьми богатыми и уважаемыми; как и ремесленники, они объединялись в шрени.

Государство получало немалые доходы от торговли и потому способствовало ей поддержанием порядка на рынке, контролем над мерами и торговыми сделками, прокладкой дорог. Государи сами были крупными купцами, и торговля некоторыми товарами была их монополией. Продолжала расширяться торговля со странами Юго-Восточной Азии, Аравией, Ираном.

Развитие торговли привело к расширению монетного обращеция. На это указывают находки кладов, содержащих иногда тысячи монет.

Наиболее распространенной была денежная единица пана, по весу и составу сильно различавшаяся в разных государствах и в разное время.

На северо-западе страны имели хождение и иностранные монеты - персидские, греческие, греко-бактрийские.

Имеется много данных о ростовщичестве. Минимальным долговым ростом были 15% в год, при этом, чем ниже была Варна должника, тем выше можно было брать процент, вплоть до 60% с шудры. Но и эта цифра могла значительно вырасти, если давалась ссуда натурой, а не деньгами, если она не была обеспечена залогом и т.д. Долговое закабаление могло повлечь за собой частичное или полное лишение должника свободы.

От времени упадка индской цивилизации до середины I тысячелетия до н.э. мы не знаем ни одного города, хотя бы отдаленно напоминающего Мохенджо-Даро или Хараппу. Но с этого времени начинается новый расцвет городов. Античные нисатели удивлялись огромному числу городов в Индии, называя иногда неправдоподобные цифры. Многие города вырастали из сел, особенно удобно расположенных с точки зрения путей сообщения, безопасности, наличия природных ресурсов (воды, руд, гончарных глин, древесины и т. д.). Другие основывались государством и были первоначально опорными пунктами, крепостями, административными центрами.

Многие из этих городов существуют и теперь, иногда под другими или сильно измененными названиями - Индрапрастха (совр. Дели), Паталипутра (Патна), Шакала (Сиалкот), Пурушапура (Пешавар), а иногда под теми же или только немного изменившимися - Варанаси, Каушамби, Насик, Матхура и др. Среди иих были и очень большие. Так, судя по тому, что рассказывают греки о столице Магадхи Паталинутре, ее площадь должна была составлять 25-30 кв. км и, следовательно, население могло доходить до 1 млн. человек. Организационная структура городов и возможная степень их автономии не выяснены.

Как и во всякой другой стране, рабство в древней Индии имело свои особенности, но принципиальные его положения были характерны и для Индии. Индийский даса был рабом в самом точном смысле этого слова: он был чужой собственностью, не имел права на результаты своего труда, хозяин мог казнить его по своему произволу; рабов, как и всякое другое движимое имущество, продавали, покупали, передавали по наследству, дарили, проигрывали, закладывали. От скота, как «четвероногих», рабы отличались только как «двуногие». Хозяин имел безусловное право на потомство рабыни, независимо от того, кто был фактическим отцом. Разнообразные жизненные обстоятельства вносили коррективы в эти основные положения: иногда рабов привлекали в качестве свидетелей в суде, им часто разрешалось накоплять материальные средства, необходимые для уплаты выкупа, положение рабов значительно разнилось в зависимости от обстоятельств порабощения и др. Но все это имело место и в других странах. Наиболее важной особенностью древнеиндийского рабства были различия в положении рабов и в условиях их освобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения до потери ими свободы.

Самым обильным и постоянным источником рабов стало, видимо, естественное воспроизводство, т.е. рождение рабов рабынями. Такие рабы были и самыми удобными, так как с детства привыкали к рабской доле.

Обращение в рабство военнопленных и захваченной победителем лагерной прислуги, захват рабов противника, а иногда и мирного населения имели место на протяжении всего периода древности. Обычным явлением стало порабощение за долги, продажа и дарение самого себя или продажа и дарение детей и иных свободных родственников. В рабство обращали также за некоторые преступления.

Имелись факты похищения людей с целью обращения в рабство, проигрыш свободным самого себя.

Рабский труд использовался в различных сферах хозяйства в неравной мере. Это зависело от специфики производства, от численности рабов, от прочности государственного аппарата и его карательных органов и многого другого. Как правило, труд рабов хозяева старались использовать на таких работах, которые обеспечивали постоянную занятость, простоту контроля, а также на тех, для которых трудно было найти свободных работников (особо тяжелые и опасные работы, ритуально нечистые и т. д.). Этим условиям более всего удовлетворяли работы при доме - молотьба, очистка зерна и хлопка, изготовление муки, доставка воды, уход за скотом, прядение, ткачество, плетение и др. По той же причине сложности контроля труд рабов на полевых работах использовался в мелких хозяйствах значительно реже, чем в крупных; в последних же при перечислении используемых работников первыми неизменно называются рабы.

Специфическим рабским трудом считалось и исполнение обязанностей домашней прислуги. Почти каждая даже не очень состоятельная семья имела слуг-рабов, а дома богачей кишели ими - гаремная прислуга, носильщики паланкинов, посыльные, привратники, сторожа, уборщики и т.д. Обладание такими слугами считалось необходимым и с точки зрения социального престижа.

Наличие рабовладельческих отношений не исключало существования других форм эксплуатации (арендные отношения, ростовщическая кабала, наемный труд в его специфической для древности форме), как и общественных отношений, вовсе не основанных на эксплуатации. Все они испытывали влияние рабства, обеспечивавшего необходимую при том уровне развития производительных сил максимальную зависимость эксплуатируемого от эксплуататора. Все отношения в обществе определялись наличием рабства, тем, что утвердилась эксплуатация человека человеком в самой её примитивной и хищнической форме.

Личность человека стала товаром, даже младшие члены семьи являлись объектом торговых сделок. Соответственно менялась государственность за счет усиления карательных функций, идеология - за счет освящения власти эксплуататоров.

Рабы и рабовладельцы были двумя полюсами, определявшими социальную структуру древнеиндийского общества. Между ними располагались, тяготея к тому или другому, остальные социальные слои. Так, труженики, потерявшие экономическую самостоятельность или гражданские права и вынужденные работать на других, неизбежно образовывали промежуточные общественные прослойки, в той или иной мере примыкающие к классу рабов.

Всякое рабовладельческое хозяйство стремилось иметь столько рабов, сколько оно могло использовать постоянно. Но потребность в рабочей силе часто менялась (особенно в земледелии от сезона к сезону), поэтому рабовладельцы были заинтересованы в наличии в обществе каких-то постоянных резервов дешевой рабочей силы, которую можно было бы использовать тогда, когда в ней есть необходимость, и отпускать ее, когда она не нужна. Соответственно и содержать таких работников можно было только в период работы, а когда они не заняты, то должны были бы заботиться о себе сами.

В древней Индии такие работники назывались кармакарами. К ним причислялись все, нанимавшиеся на определенный срок - батраки, поденщики, бродячие ремесленники, даже художники и лекари. Часть домашних слуг (не рабы) также считались кармакарами. Наряду с рабами кармакары широко использовались как в царских хозяйствах (земледельческих и ремесленных), так и в частных - и крупных и мелких.

Кармакары не были рабами, так как они работали по соглашению в течение определенного срока и плату получали соответственно предварительной договоренности. Однако их работа на других была следствием не только их доброй воли, и даже не только результатом бедности, но и внеэкономического принуждения, прежде всего сословно-экономической регламентации, предопределявшей, что они обязаны работать на других в соответствии со своим социальным статусом и не могут претендовать на большее. Поэтому при некотором внешнем сходстве с пролетариями капиталистического общества их нельзя считать свободными продавцами своей рабочей силы.

Действительные отношения между работодателями и кармакарами определялись в конечном счете ведущей формой эксплуатации - рабовладельческой. Поскольку рабство являлось для древней эпохи наиболее полной и эффективной формой использования зависимости, хозяева стремились хотя бы частично приравнять наемных работников к рабам.

И те и другие представлялись работодателям общей массой зависимых людей, только одних они купили на срок, а других навсегда. На работе и в обыденной жизни их зачастую не отделяли друг от друга, и кармакары считались почти таким же имуществом хозяина, как и рабы. Так же как и рабы, кармакары в период действия соглашения могли быть подвергнуты физическим наказаниям вплоть до калечения.

Отдельные группы кармакаров сильно отличались друг от друга. Одни (например, отрабатывающие долг, постоянные батраки) были ближе по своему фактическому положению к рабам, другие (подмастерья, бродячие ремесленники, краткосрочные наемники) - дальше, но обо всех можно сказать, что если они рабами еще не стали, то вполне свободными их тоже считать нельзя. Сильно усложняло социальную структуру наличие традиционных форм зависимости (патронат, старшие и младшие в роде, коренное и пришлое население), ещё мало изученных.

Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников, не подвергающихся эксплуатации, так как они обладали всеми основными средствами производства.

В наиболее развитых частях Индии пахотная земля была частной собственностью, хотя община и контролировала её использование и отчуждение. Хозяйствование велось, как правило, силами одной семьи, однако при тогдашнем уровне технической вооруженности и в специфических природных условиях Индии этим семьям необходимо было постоянно поддерживать производственные связи.

Борьба с наводнением и засухой, расчистка пашен, охрана людей и посевов, строительство дорог - все это требовало коллективных усилий.

Особенность общины как производственного коллектива заключалась и в том, что в нее входили также некоторые неземледельцы, обслуживающие общие и частные нужды общинников,- горшечники, кузнецы, плотники, мусорщики, сторожа и др. Это делало общину самостоятельным экономическим организмом, мало подверженным воздействию со стороны.

Вместе с тем она представляла собой автономную гражданскую организацию со своей деревенской сходкой, старостой, писцом, жрецом-астрологом, руководившим общинным культом. Большинство судебных дел, возникавших в общине, разрешалось третейским разбирательством - собранием общинников или старостой; только самые серьезные преступления рассматривались в царском суде. Государство использовало общинную администрацию как низшее звено налогового аппарата, возлагая на неё сбор налогов. Деревни часто были укрепленными: их окружала прочная ограда, а общинники всегда были готовы отразить нападения разбойников и мародеров.

Общины были мало связаны с политической жизнью своего государства. Изолированность общины и различие между городом и деревней в политическом отношении отмечены и греком Мегасфеном (передано Страбоном): «Земледельцы освобождаются от военной службы, их работы не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаются никакими другими делами, не песут никаких общественных обязанностей».

Замкнутая и устойчивая община оказывала замедляющее действие на развитие общества; пережитки общинной собственности на землю задерживали становление частной земельной собственности, имущественную и общественную дифференциацию. Будучи автономным общественным организмом, община препятствовала росту межрайонного разделения труда, товарного производства и торговли. Густая сеть обычаев и традиций опутывала труженика, обусловливая косность и технический застой.

Община при всей своей прочности не была неизменной. На неё воздействовали рабство, сословпо-кастовое деление, частнособственнические устремления, рабовладельческая идеология. В разных частях страны это воздействие было неодинаковым. В наиболее развитых государствах община стала сама выступать как коллективный эксплуататор по отношению к своим рабам и слугам и превращаться в коллектив мелких рабовладельцев.

Хотя господствующие классы и государство стремились к поддержанию системы варн в неизменном состоянии, варны изменялись и приспосабливались к новым условиям. Основные принципы сохранились: наличие четырех варн, неравенство их прав и обязанностей, принадлежность к варнам по рождению, существование важных ограничений в общении между ними. Однако со временем все большее значение для оценки общественной значимости человека приобретает его фактическое положение и особенно богатство.

Это особенно заметно в частом отходе от традиционных занятий. Определяющим для брахмана остается исполнение жреческих обязанностей, но теперь все чаще встречаются брахманы земледельцы, пастухи, ремесленники, знахари, лекари и даже слуги. Только брахманы-жрецы оставались освобожденными от налогов, остальные их платили. Другие древние привилегии (освобождение от смертной казни и телесных наказаний, закабаления за долги) на брахманов-нежрецов также распространялись все в меньшей мере, и они в конце концов теряли свой брахманский статус.

В Индии ещё не было храмов и храмовых хозяйств, отсутствовала организация брахманов даже в местном масштабе. Следовательно, отсутствовали экономические и политические предпосылки для их главенства в древнеиндийском обществе, хотя варна брахманов и считалась высшей. Но брахманы как идеологи господствующего класса, хранители и толкователи древних традиций, исполнители культовых действий продолжали занимать важное место.

Кшатрии по своей духовной чистоте считались второй варной, но военная, политическая и экономическая власть находилась в их руках. Все же и здесь можно обнаружить изменения. Многие кшатрийские роды слабели, и члены их становились гаремными стражниками, телохранителями вельмож, а некоторые торговцами и ремесленниками. Родовитую знать зачастую оттесняет служилая. Это особенно видно па примере выдвижения царских династий из других варн, например шудрянской Нандов и брахманской Канвов.

Процесс расслоения затронул и варку вайшьев. Разбогатевшие вайшьи (особенно из купцов) занимают места в государственном аппарате как торговые агенты царя, сборщики пошлин, служащие в царском хозяйстве и казначействе и т.д. Такие вайшьи пробивались в верхи рабовладельческого общества; большинство же их, как занятые физическим трудом и составлявшие основное податное сословие, все более сближались с шудрами, общественный статус которых постепенно повышался.

Равноправия шудры не добились. Для них оставались ограничения в выборе профессии и места жительства, более строгие наказания по суду, они подвергались ограничениям в религиозной обрядности. И все же, хотя авторы законоведческих трактатов всячески старались подчеркнуть приниженность шудр, фактическое положение их изменилось, и прежде всего потому, что они составляли основное производительное население растущих городов. Имеется немало примеров того, что состоятельные шудры нанимали слуг из дваждырожденных и даже брахманов. Если появляются даже царские династии из шудр, то тем чаще должны были встречаться факты занятия шудрами и менее заметного, хотя и немыслимого ранее общественного положения.

Недаром во многих версиях мифа «О четырех веках» с горечью констатируется (впрочем, с явным намерением сгустить краски), что в последний грешный век Кали главными становятся шудры.

Культура.

Значительные изменения произошли в области идеологии. Со времени смерти Будды в начале V в. до н.э. буддизм успел претерпеть значительные изменения. По преданию, первый буддийский собор состоялся еще при жизни учеников Будды, причем были сформулированы устав монашеской общины (сангхи) и канон, преподанный в форме бесед Будды, однако неясно, были ли устав и канон уже записаны или только заучивались наизусть. Во всяком случае, устные толкования очень долго сохраняли значение. Самый древний и дошедший в наиболее полном виде из нескольких существовавших буддийских канонов, почитаемый наиболее ортодоксальным южным течением «Тхеравада», был записан лишь в I в. до н. э., причем уже не па родном древнеиндийском диалекте самого Сиддхартхи Гаутамы, а на более позднем языке пали. Сохранились - в санскритском оригинале, а чаще в переводе на тибетский, китайский и другие языки - отрывки из другого канона или канонов.

В начале IV в. до н.э. наметилось расхождение между более ортодоксальным, консервативно-философским буддизмом и откровенно религиозными течениями, где Будда представал уже в виде божества, причем не только исторический Сиддхартха Гаутама Будда, но мифические, предполагаемые Будды предшествовавших эпох, к каждому из которых можно было обращаться с молитвами за помощью. Оба течения созывали отдельные соборы, находилось и много «неорганизованных» устных толкователей учения.

Наряду с буддийскими существовали и другие вероучения, обещавшие путь к спасению. Некоторые, например учение Девадатты, откололись еще от первичного буддизма, другие существовали независимо и, может быть, раньше буддизма, например джайнизм. Джайны отвергали учение буддистов о вечной изменчивости бытия и считали материю неизменной, но, деля ее на «живую» (куда помимо органической жизни они включали огонь, воздух и т.п.) и «неживую», подобно буддистам, проповедовали ахинсу - запрет убивать живое. Одна из групп джайнов в своем крайнем аскетизме отвергала даже одежду; возможно, слух именно о ней дошел еще раньше времен Александра до греков, которые рассказывали о «нагомудрецах» (гимпософистах) Индии, отличных от брахманов. Существовали также другие учения наряду с традиционными культами ведической религии.

Именно буддизм, деятельно отрицавший этнические, сословные и родо-племенные различия, оказался наиболее приемлемой идеологической основой для империи, своим существованием разрушавшей традиционные перегородки. Наряду с беднотой и отверженными к буддизму уже с V в. до н.э. стали примыкать богачи и высшая знать.

Монашеские общины получали от них значительные земельные и денежные дарения (и на буддийских соборах принятие подаяний золотом тщетно провозглашали грехом). Ко времени создания империи Маурьев буддизм уже имел много сторонников. Ашока сам принял буддизм (повидимому, в более ортодоксальной, «южной» форме) и всячески содействовал его распространению. При нем же начинаются странствия буддийских проповедников за пределы державы Мауръев. Важным культурным достижением рассматриваемого периода стало широкое распространение грамотности, особенно среди горожан.

Точно датированные памятники письменности относятся к III в. до н.э., но она столь совершенна, что предполагает несколько веков предварительного развития. Попытки связать это письмо с письменностью Хараппы не удались: по-видимому, оно возникло вполне независимо. В то же время возникает письменная литература на разных языках. Записываются некоторые религиозные тексты (например, «Буддийский канон»), сборники правил обыденной жизни и нормы обычного права (дхармасутры), ставшие зачатками законоведческой литературы, сборники наставлений в политике, в частности основные части из дошедшей до нас «Артхашастры». Вследствие огромного значения, которое эта литература (особенно религиозная) приобрела, развилось языкознание. Труды древнеиндийских грамматиков Панини (V-IV вв. до н.э.) и Патанджали (II в. до н.э.) по своему научному уровню представляют собой такое высокое достижение, к какому не смогли приблизиться ученые ни в одной стране древнего мира.

К этому же времени можно отнести возникновение театра и драматургии. Известно о существовании профессиональных певцов, музыкантов, плясунов, актеров, организованных в постоянные труппы.

Из описаний греков мы знаем о существовании в период Маурьев величественных построек.

Но основным строительным материалом в долине Ганга было дерево, и поэтому памятников зодчества этого периода дошло немного (сохранились только каменные постройки). Таковы здания раннего периода г. Таксилы, древнейшие пещерные храмы (I в. до н.э.) в разных частях страны и пр. Создание памятных колони, иногда весом до 50 т. со сложными капителями (одна из них, на Сарпатхской колонне из г. Варанаси с изображением четырех львов, является гербом Индийской республики), резная ограда вокруг Большой ступы в г. Санчи и др. свидетельствуют о техническом и скульптурном мастерстве древнеиндийских ваятелей. В связи с развитием буддизма начинается строительство ступ - памятных сооружений курганного характера, предназначенных для храпения буддийских святынь.

1. Много богов и много народов.

1. Что влекло в Индию купцов и завоевателей? Какие особенности Индии могли способствовать успеху завоеваний?

Купцов и завоевателей влекли в Индию её сказочные богатства. Успеху могло способствовать раздробленность Индии на ряд многочисленных народов и государств.

2. Какие религии соседствовали на территории Индии? Какая из них была наиболее древней? Почему буддизм, возникший в Индии, распространился далеко за её пределами?

На территории Индии соседствовали индуизм, буддизм и даже христианство и зороастризм.

Самой древней религией был индуизм.

Буддизм распространился за пределы Индии благодаря буддийским монахам, а также доступности религии, которая утверждала, что все равны и каждый человек сможет разорвать колесо перевоплощений.

2. Индия во времена Гуптов.

1. Вспомните, о каких открытиях и изобретениях древних индийцев вам известно из истории Древнего мира. Чем можно объяснить успехи науки и искусства во времена Гуптов?

Достижения древних индийцев:

Математика – современные цифры и алгебра.

Медицина – очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты – зонды, скальпели.

Шахматы – игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Успехи в науке и искусстве во времена Гуптов можно объяснить тем, что две трети Индии были объединены в единое государство и таким образом был установлен мир, хоть и кратковременный.

2. В чём вы видите причины распада державы Гуптов?

Основной причиной распада империи Гуптов стало то, что в нее входили разные народы, которые разговаривали на разных языках и не могли сплотиться между собой. К внутреннему разнообразию добавились регулярные нападения кочевников.

3. Вторжение мусульман и появление Делийского султаната.

Как вы думаете, что затрудняло мусульманские завоевания в Индии, а что способствовало им?

Затрудняло завоевания Индии географические условия страны, ее изрезанность горами и джунгли, которые мешали передвигаться войску. Также затрудняло завоевание то, что жители Индии исповедовали иные религии, чем завоеватели.

Способствовало мусульманским завоеваниям в Индии междоусобные войны княжеств.

4. Конец Делийского султаната.

Как мусульманские завоевания изменили карту средневековой Индии и жизнь её населения?

В результате мусульманских завоеваний было создано единое государство – Делийский султанат, который был уничтожен Тимуром.

Мусульмане ухудшили жизнь местного населения. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Лучших ремесленников приписывали, даже против их воли, к дворцовым мастерским. Тимур и вовсе увел из Индии лучших мастеров для украшения своей столицы – Самарканда.

Вопросы в конце параграфа.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об искусстве и науке в средневековой Индии.

В эпоху Средневековья в Индии были созданы благоприятные условия для развития образования и науки, в частности математики, астрономии, медицины. Индийские математики применяли оригинальную десятичную систему счёта, которая с арабами впоследствии попала в Европу. Отсюда и название - арабские числа Высокого уровня достигла астрономия. Учёные научились точнее определять место размещения планет, измерять время и т. п. Некоторые индийские астрономы были известны далеко за пределами страны. Огромные знания были накоплены и в медицине. При лечении болезней применяли водные процедуры, лечебные травы, придерживались здорового способа питания. Тогда же был составлен справочник лекарственных растений.

В буддийских монастырях изучали древние рукописи и создавали новые. За знаниями сюда сходились сторонники буддизма со всех уголков Азии. Так монастыри превращались в своеобразные университеты. Наиболее популярной среди таких школ была Наланда. Множество азиатских правителей выделяли средства на её развитие. Поэтому обучение здесь было бесплатным. Ученики и учителя получали всё необходимое для проживания, в том числе и жильё, медицинскую помощь и др. Гордостью Наланды была уникальная библиотека, в которой работало много переписчиков. Можно утверждать, что это был настоящий просветительский центр мирового буддийского сообщества. К сожалению, Наланда не сохранилась до наших дней - знаменитую школу безжалостно уничтожили мусульмане ещё в конце XII в.

Снискала признание также индийская литература. Эпические, лирические и драматические произведения писали санскритом литературно обработанным древнеиндийским языком. Однако для большинства населения он был непонятен. В эпоху Гуптов жил и творил талантливый поэт и драматург Калидаса. В центре его произведений - человек, его мировоззрение, беды и радости на жизненном пути. Всемирно известная пьеса Калидасы «Шакунтала» переведена на много языков мира. В ней романтически и возвышенно изображена искренняя любовь раджи и простой девушки.

Постепенно санскритская литература приобретала подчеркнуто изысканный, придворный характер. Литературные произведения начали писать и народными языками. Это была преимущественно эпическая поэзия, что возвеличивала мужественную борьбу раджпутов с мусульманами. Отдельную группу составляли произведения религиозно-мифологического направления, в основу которых легли сюжеты индуизма. С X в. санскрит становится в основном языком науки.

Особая роль в Индии отводилась театру. Он был двух типов. У знати был свой придворный театр. Другой, народный театр масок и кукол, работал под открытым небом. Актёры давали представления с музыкой и ганцами. Каждое движение имело определённое значение. На овладение секретами э того искусства уходили иногда годы.

Ещё в период правления Гуптов значительного расцвета достигла архитектура и скульптура. Особенно удивляют пещерные храмы. Самым известным среди них является пещерный буддийский храм в Аджанте. Это комплекс из вырубленных в скале 29 пещер. В нём органически переплелись искусство архитектуры, скульптуры и живописи. Поражает, что в пещерном полумраке краски как-то странно излучают свет. Их состав не разгадан и ныне. Среди основных сюжетов - сцены из жизни Будды, иллюстрации к священным текстам, а также многообразные декоративные рисунки животных и растений. К шедеврам аджантских пещер принадлежит и галерея женских портретов. Ещё более величественным является архитектурный комплекс в Элуре, который был сооружён в V-VIII вв. Он имеет 34 зала и галереи.

Насаждение ислама изменило развитие культуры Индии. Больше всего это повлияло на скульптуру и живопись, ведь мусульмане запрещали изображать людей и животных. Вместо этого распространились растительный орнамент, мозаика, а монументальная архитектура достигла настоящих высот. Появились огромные арки, купола, своды. Среди них построенный в XIII в. уникальный минарет Кутб-Минар в Дели. Это самая высокая в мире (выше 70 метров) башня времен Средневековья.

Шедевры индийской культуры являются частью мирового культурного достояния человечества.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. Какие дела могли привести Афанасия Никитина в Индию? Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к его сочинению.

Я думаю, что Афанасия Никитина привела в Индию торговля и желание приобрести индийских товаров (тканей, приправ, украшений и т.д.)

2. С чем, хорошо знакомым и себе, и читателю, сравнивает автор то необычное, что он увидел в Индии?

Место, где у индусов находится храм, А.Никитин сравнивает с Иерусалимом, сам храм сравнивается с Тверью, а верховного идола сравнивает со статуей Юстиниана.

3. Вспомните, где стояла статуя Юстиниана I, о которой вспоминает Афанасий Никитин.

Статуя Юстиниана I находилась в Константинополе.

Правильно А.Никитин понял чему посвящены двенадцать венцов вокруг храма-бутханы, а вот верховного идола он просто описал, не понимая, почему он имеет обезьяний облик, почему перед идолом находится бык и ему поклоняются.

mob_info