Каков лирический герой В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность? (ЕГЭ по русскому)

Маяковский ворвался в поэзию через футуризм: свежо, необычно, ярко, мощно. «Я сразу смазал карту будняя…» - он не положил, а расплескал поэтические краски, предстал как поэт-романтик, умеющий подняться над серой обыденностью, мещанством. Он в самом простом, банальном и тривиальном мог увидеть поэзию, красоту, гармонию.

Своим стихом лирический герой Маяковского бросил вызов сытым, самодовольным людям, не желающим или не могущим понимать его новаторства, его права творить. Именно с протеста эстетического, с протеста в сфере искусства начинается Маяковский. И только потом он перерастает в протест против привычных устоев жизни. Маяковский революционен не столько политически, сколько морально, эстетически.

В ранней лирике обнажился конфликт лирического героя с целым миром, этот конфликт поэтически выразился в формуле «я – вы» («А вы могли бы?», «Вам!», «Нате!» и др.).

Лирический герой в поэзии Маяковского – человек смелый, оригинальный, стремящийся к постоянному движению, обновлению. Ему нужно, чтобы «звёзды зажигали», он может назвать «эти плевочки жемчужинами». Он производит впечатление сильного, огромного, грубого великана. Но этот великан, кажущийся всесильным, вдруг оказывается беззащитным перед «стоглавой вошью» безликой толпы, идущей против него. Он ощущает себя «таким большим и таким ненужным», «бабочку поэтиного сердца» топчут «грязные в калошах и без калош», и он страдает от одиночества и невостребованности в этой озверевшей толпе: «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека».

До революции лирический герой ведёт с этим миром «вы» как бы личную, частную борьбу. После революции крепнет уверенность лирического героя в том, что в этой борьбе он не одинок. «Я» очень часто переходит в «мы» и конфликт обретает форму «мы – вы»:

Мы идём, зажатые железной клятвой,

За неё – на крест и – пулею чешите!..

Но лирическое «я» всё равно всегда присутствует: он научился считать общее дело строительства нового мира своим личным, кровным делом. Его патриотизм и гражданственность не искусственны, не выдуманы и не приспособлены к революции, они – свойство его личности. Это особенно заметно в «Стихах о советском паспорте», «Товарищу Нетте…», стихах заграничных циклов. Гордость за родину, в которой человек, как кажется поэту, духовно раскрепостился, для него выше, чем гордость за достижения западной цивилизации, превращающей человека в бездушного робота. Отсюда:

У советских собственная гордость:

На буржуев смотрим свысока.

Главное художественное свойство лирического героя Маяковского – это новаторство, которое включает в себя:

· свободу и дерзость в выборе изобразительных средств;

· новую поэтическую систему (тоническое стихосложение);

· использование глубоких живописных метафор и оксюморонов;

· смелые эпитеты, сравнения, гиперболы;

· новый тип рифм, основанных на созвучии, а не точном совпадении звуков;

· частое употребление неологизмов;

· сюжетность, разговорность поэтической интонации;

· новая графика стиха (лесенка), позволяющая усиливать значимость каждого слова в строке.

Трагичность лирического героя заключается в том, что его мечты и устремления всегда выше и крупнее самой жизни. Но именно без таких смелых и честных максималистов-романтиков во все времена трудно строить новую жизнь или переделывать старую.

"Бесценных слов транжир и мот" (Лирический герой раннего Маяковского)

Владимир Владимирович Маяковский- один из ярчайших поэтов Серебряного Века русской поэзии. Его натура противоречива и многозначна, его лирический герой меняется и вырастает на протяжении всего творчества поэта. Одних это шокирует, других заставит задуматься, третьи увидят в стихотворениях самих себя, проникнуться ими, но одно известно точно, творчество Маяковского не оставит равнодушным никого.

Стоит только один раз взглянуть на его строки, полные свободы, пожара чувств, борьбы, вы не забудете эти эмоции никогда.

Раннее творчество Маяковского выпадает на годы тяжелых для России событий. Поэт не только принимает Революцию, он видит в ней нечто грандиозное, своеобразный шанс обновления страны, уничтожения старого и изжившего себя мира. Маяковскому принадлежит исключительная роль, он первый из поэтов двадцатого столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. Лирический герой раннего Маяковского имеет две ипостаси: с одной стороны- герой великой эпохи, с оптимизмом ожидающий перемен (поэма "Хорошо!"), с другой стороны, личность ранимая, трагическая, страдающая от внешнего мира.

Не смотря на полное отрицание всего: любви, строя, религии, искусства, в его творчестве можно найти переклички с важнейшими темами классики. Так, главной темой поэзии Владимира Маяковского становится конфликт поэта и толпы. В стихотворении "Нате!" особенно ярко выражен протест обществу. Он ненавидит обывателей, которые не могут по праву оценить его талант. Их он называет толпой, "стоглавой вошью". Своим отношением они лишь топчут, грязно оскорбляют сердце поэта. Себя он называет мотом и транжиром бесценных слов, наивно раскрывшим драгоценные шкатулки своих стихов. Умение видеть мир по-другому, исключительная обособленность поэта от толпы, также прослеживается и в стихотворении "А вы могли бы?". Там, где простой человек видит серые будни, поэт раскрашивает их красками, в тяжелых водопроводных трубах лирический герой разглядывает нежный музыкальный инструмент, на котором можно сыграть даже ноктюрн. Но за внешней грубостью поэта скрывается ранимая душа. В стихотворении "Скрипка и немножко нервно" лирический герой, заметив несправедливое отношение оркестра к скрипке, переживает, сочувствует ей. Ее не понимают, относятся как к чужой. В ее плаче, перебиваемой игрой других инструментов, он увидел себя: "Я вот тоже ору, а доказать ничего не умею!" Не стерпев столь грубого отношения к скрипке, герой не выдерживает, встает с места и бежит к ней, бросаясь на шею. Лирический герой, как никто другой, признает ее слезы, он также все время что-то доказывает, а взамен получает непонимание и насмешки.

Все это говорит о многогранности души поэта. Нельзя назвать Маяковского исключительно поэтом- революционером, так как в его раннем творчестве много и философских мотивов. В его строках видно, как тяжело найти поэту свое место в жизни. Он не хочет жить отдельным "Я", его беспокоят взаимонепонимания с окружающими людьми. Маяковский стремиться доказать, что он- часть огромного целого. Поэтому и его лирический герой доказывает свою причастность к общему мирозданию, пытаясь обрести гармонию и душевное равновесие.

Лирический герой жаждет огромной всеобъемлющей любви – на меньшее он не согласен. Но и обретя любовь, лирический герой не перестает быть одиноким и несчастным. Его чувство оказывается приниженным и оскверненным воздействием собственнических отношений. В поэме “Облако в штанах” любимая отвергает героя ради мещанского благополучия. Сходный мотив и в поэме “Человек”, венчающей дореволюционное творчество Маяковского: любимая “в святошестве изолгалась”, продалась Повелителю Всего. Поэту ничего не остается, кроме стоического вечного страдания: Погибнет все. Сойдет на нет. И тот, кто жизнью движет, последний луч над тьмой планет из солнц последних выжжет. И только боль моя острей – стою огнем обвит, на несгорающем костре немыслимой любви.

Для истинной любви нет места в этом уродливом мире – вот вывод, к которому приходит Маяковский. Лирический герой поэта стремится преодолеть свое одиночество. Он тянется к людям, надеется найти в них сочувствие и поддержку. “За одно только слово ласковое, человечье” он готов отдать все богатства своей души. Но его ждет разочарование: он никому не нужен, его никто не понимает. Вокруг него – безликая толпа, “быкомордная” масса. В стихотворении “Вот так я сделался собакой” Маяковский в гротескно-заостренной форме выражает мысль о полной враждебности окружающих лирическому герою: затравленный озверевшей толпой, он превращается в собаку. У лирического героя раннего Маяковского нетрудно обнаружить черты грубости, даже цинизма. Например, в стихотворении “Теплое слово кое-каким пророкам” поэт прославляет власть “рубля”, издевается над теми, кто трудится, приветствует вымогателей и шулеров. Но все это – показной цинизм, ибо стихотворение полно скрытой боли, трагической иронии. Маяковский надевает маску циника и пошляка от великого отчаяния,

В. Маяковский устав от вечной неприкаянности, от единоборства с “громадиной” зла, с миром обывательщины. И характерно, что, став в позу циника, поэт сразу же от нее отказывается. Он отбрасывает все несвойственное и чуждое его отношению к миру, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям. Именно этим глубоко гуманистическим содержанием своей лирики и отличается Маяковский от собратьев по футуристическим изданиям, в поэтической деятельности которых (во всяком случае – многих из них) главное и основное определялось одним лишь желанием сказать нечто, идущее вразрез с общепринятым. Конфликт поэта и окружения, существующий вначале как разъединенность лирического героя и враждебной ему толпы, с годами приобретает все большую и большую социальную определенность. В этом отношении показательны различия между стихотворением “Нате!” и памфлетом “Вам!”, написанным полтора года спустя.

В первом обыватели, над которыми издевается поэт, характеризуются чисто внешними приемами: толпа – “стоглавая вошь”, “вы, мужчина, у вас в усах капуста”, “вы, женщина… смотрите устрицей из раковин вещей” и т. д. Памфлет “Вам!” имеет ярко выраженную политическую окраску. Маяковский обличает не обывателей вообще, а тех, кто наживается на войне. В ранних произведениях Маяковского толпа полностью враждебна лирическому герою. Не находя в настоящем опоры и помощи, он вынужден искать поддержки только в будущем. Отсюда и его частые обращения к “грядущим людям”, как, например, в стихотворении “Ко всему”.

Собственно говоря, почти все дореволюционные стихи Маяковского полны сочувствия и страстной, порой даже мучительной любви к человеку, искалеченному жестокостью капиталистического строя. С годами в них появляется и нарастает уверенность в том, что жизнь все-таки изменится к лучшему, что в мире когда-нибудь восторжествует справедливость, что придет время и канут в Лету такие извечные спутники человеческого существования, как корысть, жестокость, насилие. И он, свободный, ору о ком я, человек – придет он, верьте мне, верьте!

Этим вдохновенным гимном во славу будущего человека заканчивается поэма “Война и мир”, где после потрясающих по своей разоблачительной силе первых четырех глав, показывающих ужасы войны, возникает фантастическая картина всеобщего братства, единения и счастья людей. Первая мировая война на многое открыла Маяковскому глаза. Он с особой остротой осознал тот факт, что буржуазный строй изжил себя. В его творчестве усиливается критический пафос. Это заметно в таких стихотворениях, как “Мама и убитый немцами вечер”, “Я и Наполеон”, “Война объявлена”, “Мысли в призыв”, в сатирических гимнах, в памфлете “Вам!” и особенно – в поэме “Облако в штанах”, которая является важным этапом в развитии идейного самосознания поэта. “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” – так определил Маяковский идейный смысл поэмы.

И действительно, хотя в ней и сохраняются мотивы одиночества, жертвенности, трагичности, поэтическая мысль Маяковского направлена на разоблачение главного, существенного зла. Таким образом, мы видим, что под воздействием общей атмосферы жизни в поэзии Маяковского происходят серьезнейшие изменения.

Постепенно из стихов Маяковского уходит чувство горечи, исчезают надрывные ноты, хотя преодолеть до конца трагическое восприятие действительности, как об этом свидетельствует поэма “Человек”, ему не удается. Но радостное ожидание небывалых перемен захватывает поэта все больше и больше. Сегодня рушится тысячелетнее “Прежде”. Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова, – Маяковский восклицает он в стихотворении “Революция”, написанном в начале 1917 года. Так тема революции, как бы пунктиром намеченная в его дооктябрьских стихах, становится центральной в его творчестве.

С революции и начинается, по существу, второе рождение поэта. Отныне революция – главный герой произведений Маяковского. В ней он видит начало всех начал, она для него – символ свободы и справедливости, источник радости и вдохновения. Октябрь открывает новую страницу в творчестве Маяковского.

Начинается самый плодотворный и значительный период в его деятельности. Но следует знать, что путь Маяковского к высотам социалистического искусства был далеко не простым и гладким. Ему не раз приходилось под воздействием жизни пересматривать свой творческий опыт, свои взгляды.

Он находил в себе силы отказываться от многого, что раньше своей кажущейся революционностью и новизной манило его к себе. Маяковский напряженно искал, иногда впадая в крайности, новые формы искусства, соответствующие требованиям и духу революционной эпохи. И на этом пути, несмотря на отдельные заблуждения и неудачи, он сумел одержать ряд впечатляющих побед. Революция дала простор лирическому чувству Маяковского. Трудно назвать сколько-нибудь значительное или знаменательное событие тех лет, которое бы прошло мимо внимания поэта, не вызвало его страстного поэтического отклика. Не будет преувеличением сказать, что лирика поэта вобрала в себя важнейшее из того, чем бурлила жизнь 20-х годов.

(No Ratings Yet)

Лирический герой Маяковского

Другие сочинения по теме:

  1. По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система...
  2. В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов...
  3. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  4. I. Владимир Маяковский – лидер русского футуризма. (В. Маяковский – один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм...
  5. Лирический герой поэзии Пушкина Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он...
  6. Исполнение художественных произведений – это особый вид искусства, которое имеет свои законы. Чтец-исполнитель – это интерпретатор художественного произведения: средствами выразительного...
  7. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней...
  8. Лирический импульс поэмы “Флейта-позвоночник” (1915) также составляет любовная коллизия, в ней тот же герой – Владимир, “равный кандидат и на...
  9. Первые же книги его стихов, появившиеся в печати,- “Моряк на суше” (Marinero en tierra, стихи создавались в 1924 г., опубликованы...
  10. Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок Талант Маяковского до...
  11. В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, “кричащий”. Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых...
  12. В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена...
  13. Артюр Рембо (1854-1891) – очень необычный человек и поэт. Крайне эмоциональный, вспыльчивый, бесшабашный, дерзкий нарушитель всяческих норм и законов, природный...
  14. На голове Маяковского ладонь солнца – священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: “Ныне отпущаеши!” Пусть глупые историки, науськанные...
  15. Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки....
  16. Поль Верлен (1844-1896) – его считают первым собственно символистом. Как человек он известен своим непреодолимым пристрастием к алкоголю, а также...

Каков лирический герой Маяковского: оптимистически настроенный герой своей эпохи или трагическая страдающая личность?

Показать текст целиком

Творчество В.В.Маяковского - уникальное явление в отечественной литературе. Его фигура широко обсуждается в литературных кругах, среди читающей молодёжи поднимаются интересные споры о нём. Поэзия Маяковского незаурядна, сложна - не только из-за необычной манеры стихосложения, но также из-за скрытого, глубоко смысла.

Отвечая на вопрос о том, кого из себя представляет лирический герой В.Маяковского, нельзя дать однозначного ответа. Я люблю его поэзию именно за то, что несмотря на агитационную, "плакатную" направленность его революционных стихотворений, порой он предстаёт перед читателем как глубоко ранимый и чуткий человек.

Ранняя лирика и вся любовная поэзия дают нам особое представление о внутреннем мире лирического героя. В дореволюционном творчестве можно почувствовать печальный пафос стихотворений: поэт ощущает себя абсолютно одиноким: "Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека." Такое настроение вскоре принимает иные оттенки: отчаяния, тоски. Лирическому герою кажется, что его воспринимают неудачником, чудаком, и над его поступками смеются. Он пишет такие строки: "Нет людей, понимаете крик тысячидневных мук?". Ноты отчуждения и отчаяния звучат в словах: "Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая". Он пытается подарить свою любовь людям, но оказывается осмеянным и невостребованным.

К любви Маяковский относился как к величайшему благу, которое способно по-настоящему вдохновить. "Любовь - это сердце всего" - писал поэт. Он придавал этому чувству вселенское, космическое значение, он отдавался ему всецело, и из-за этого

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 1 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

(304 слова) Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – неординарная личность, управлявшая «пароходом современности». Он был человеком, таившим в себе тысячу личностей, одна из которых полюбила футуризм. Ранимый нахал, обворожительный любовник и бунтарь, жаждущий найти своё место в жизни. Такая персона заряжала своей энергией всех и вся.

Лирический герой – это дитя поэта, которое говорит о своём отце из века в век. Он несёт в себе все черты и настроения своего создателя. Поэтическое воплощение Владимира Владимировича Маяковского такое же неповторимое, как и сам поэт.

Влюблённый Маяковский истязает великим чувством себя и своего лирического героя. В стихотворении «Лиличка! (Дым табачный воздух выел…)» эго автора испытывает муки от любви. Оно вступает в спор с чувствами, словно вызывая их на дуэль. Его «сердце в железе», сам герой «дикий». Он сравнивает свои эмоции с неукротимой бурей, в которой герой «душу цветущую любовью выжег». Любящее сердце не смиряют никакие оковы, говорит Маяковский в унисон со своим воплощением на бумаге. То же самое говорит он в «Письме Татьяне Яковлевой», где предрекает женщине, как и ее красивому городу, капитуляцию. Автор верил в победу своей коммунистической идеи так же, как верил в свои силы, свою преданность, свою страсть.

Поэт-бунтарь поднимает на восстание и своего лирического героя. «Протестую!» — заявляют они в одноимённом стихотворении. «Я ненавижу человечье устройство», — вещает создание великого автора. Но что стало причиной возмущения? Однотипность жизни, её стандартность: «Переиначьте конструкцию рода человечьего!». Герой рождает бунт лишь в своих мыслях, ведь только он видит все ужасы действительности. Он обрушивается на них с громогласной критикой в работах «Нате!» и «Прозаседавшиеся».

Стоит отметить, что Владимиру Маяковскому было чуждо определение поэзии, как волшебного эликсира, приносящего эстетическое удовлетворение. Каждый его стих заряжен неистовой энергией и великой идеей, поэтому его лирический герой должен был быть бомбой. Он должен взрывать сознание, переворачивать стереотипы, кричать среди безвольной толпы:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают —
значит – это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского – это тот, кто зажигает эти звёзды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
mob_info