Когда фашисты бомбили город горький. Хроники потерь и героизма

Совсем скоро мы вновь будем отмечать самый важный праздник для нашей страны – День Победы. Уже стартовала акция «Георгиевская ленточка», а в день празднования мы увидим Парад Победы и пройдет уже традиционная акция «Бессмертный полк». Как жил наш город в эти тяжелые дни и какой вклад горьковчане внесли в Победу.

Начало войны и бомбардировок Горького

Горьковчане узнали о начале войны 22 июня 1941 года, спустя несколько часов после вторжения противника. Сперва по радио, потом из газеты «Горьковская коммуна». На Советской площади (сейчас площадь имени Минина и Пожарского) состоялся многотысячный митинг, на котором перед собравшимися выступил секретарь Горьковского обкома ВКП(б) Иван Михайлович Гурьев. Многолюдные митинги и собрания волной прокатились по всей области. Мобилизация была объявлена на следующий день, однако только 22-го числа, в первый день войны, около 10 тысяч человек по всей области, не дожидаясь повесток из военкоматов, подали заявления о вступлении в армию.

Конечно, мы все с вами знаем, что через город не проходила линия фронта и никаких боевых действий не велось, но город Горький заслуживает звания «город - герой труда», ведь здесь для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

Конечно, нельзя забывать и о бомбардировке немецкой авиации основных производств и промышленных районов города. Основной целью бомбардировок в период с осени 1941 по лето 1943 года, было разрушение промышленного потенциала города, наибольшие повреждения получил Горьковский автомобильный завод. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33 тысячи 934 зажигательных бомб и 1 тысяча 631 фугасная. Бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами авиации Люфтваффе по тыловым районам СССР в годы войны.

Город попал в поле зрения немцев ещё при разработке операции «Барбаросса» по разгрому СССР. Он тогда был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной Армии. Полный захват Горького и переход его под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года. Сначала фашисты должны были уничтожить оборонную промышленность города - Горьковский автозавод, «Завод имени Ленина», также заводы «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение И. В. Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня довести его до 10 танков в день. А уже через 5 дней, в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года, был совершен первый налет на город вражеской авиации. В нем участвовали группы бомбардировщиков «Хейнкель-111», «Юнкерс-88», всего до 150 самолетов. Из этого числа к городу прорвалось 11 самолетов.

Стояла промозглая и пасмурная ноябрьская ночь. Раскинувшийся на окских берегах и погруженный в темноту Горький жил повседневной жизнью тылового города. Десятки тысяч жителей отсыпались в своих нетопленых домах и бараках, в то время как другие трудились в многочисленных холодных цехах военных заводов. Их мрачные серые корпуса с забитыми досками и фанерой окнами смутно выделялись на фоне однообразного пейзажа. Люди пребывали в тревоге – враг стоит под Москвой.

Авиабомбардировки: как это было

С юго-запада на небольшой высоте к Горькому приближался немецкий бомбардировщик. Экипаж «Хейнкеля» пребывал в напряженном ожидании. Штурман внимательно вглядывался в хорошо различимый силуэт Оки, предвкушая, что вот-вот появятся контуры спрятанного в темноте тылового города. По левому борту промелькнули мрачные очертания химических заводов Дзержинска. Это означало, что до цели осталось около 20 км. И вот на левом берегу показались многочисленные пятна жилых массивов, а затем и темная громада автомобильного завода с десятками дымовых труб…

На часах было 01.40 4 ноября по местному времени, когда три мощных взрыва сотрясли «ГАЗ». Одна бомба упала в моторный цех № 2 на линию коленчатых валов, вторая взорвалась снаружи, еще одна фугаска угодила в угол расположенного напротив колесного цеха, где находились электродный участок и гараж. Дальше завод превратился в потревоженный муравейник. А над моторным цехом все сильнее разгоралось пламя, зловеще освещая соседние здания. Начальство бросилось к телефонам, дабы поскорее сообщить о бомбежке в обком.

А тем временем к городу с юго-запада приближался второй бомбардировщик, из-за облачной погоды снова оставшийся незамеченным для постов ВНОС. В 02.15 «Хейнкель» вышел на цель, которую уже отчетливо обозначало яркое пламя пожара. Немецкий пилот метил в новокузовной корпус, где собирались легкие танки Т-60. Когда темно-серая громада здания показалась в перекрестье прицела, штурман нажал на кнопку сброса и две 500-кг бомбы с воем устремились вниз. Однако расчет на сей раз оказался неверным. Одна бомба упала с недолетом, а вторая – с перелетом, уже на трамвайной остановке за заводом. Мощной взрывной волной вышибло стекла в колесном цехе, отделе запчастей, КЭО и других зданиях. Грохот взрывов был слышен на большом расстоянии, и многие жители города, проснувшись, выбежали на улицу, где их глазам предстало яркое зарево пожара на автозаводе. Всем стало ясно, что война по-настоящему пришла в Горький.

В 16.40 появился еще один «Хейнкель». Бомбардировщик шел с южного направления, со стороны деревни Анкудиновка, и летел низко над железной дорогой. Двухмоторная махина с ревом пронеслась над станцией Мыза. Некоторым жителям даже удалось разглядеть подвешенную под фюзеляжем огромную бомбу. Неожиданно вынырнув из-за гористого берега, самолет пролетел над Окой и с пологого пикирования сбросил «груз» на завод «Двигатель революции». Сильнейший взрыв прогремел в здании силовой станции предприятия, в котором находились паровые котлы, дизельная, компрессорная и трансформаторная подстанции. Рабочие, находившиеся в соседних цехах, от сотрясения повалились на пол, затем сверху на них посыпался настоящий дождь из осколков стекла световых фонарей.

Бомбардировщик тем временем полетел в центр Горького, осматривая местные достопримечательности. Над Кремлём он сделал «круг почёта» и после этого скрылся. К сожалению, в тот день кремлёвская оборона ещё не была готова. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова, после этого, вспоминала: «Во время перерыва между заседаниями мы вышли на улицу и к своему ужасу увидели чёрный самолет со свастикой, описывающий круг над Кремлем. При этом летчик высунулся из кабины и даже помахал нам рукой! После этого мы вернулись в здание и нам сообщили - только что разбомбили завод им. Ленина, его директор Кузьмин погиб…»



После первых бомбардировок были приняты срочные меры по переброске в район автозавода дополнительных зенитных орудий и боеприпасов, улучшалась связь и система управления огнем. Изменили схему заградительного огня. На направлениях действий немецкой авиации создавались две линии завес на расстоянии 2-3 и 6-7 километров от автозавода, на крышах цехов устанавливались пулеметы для стрельбы по низколетящим самолетам. Последующие налеты встречались более организовано, на подходе к Горькому. Всего было сбито 14 самолетов, из них зенитными батареями - 8, истребителями - 6 (по другим данным сбито 23, повреждено около 210).

Следующие массированные налеты состоялись в феврале 1942 года, в результате этих бомбардировок убито 20 и ранено 48 человек, урон промышленным объектам незначительный. Затем бомбовые налеты шли в июне. В тот период немцы стали совершать налеты и на другие города Поволжья. Войска ПВО тогда значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения.

Продолжающиеся бомбёжки 1943 года и восстановление автозавода

В июне 1943 года после продолжительного затишья Горький, особенно автозавод, подвергся серии массированных ночных налетов немецкой авиации. Налеты проводились в рамках подготовки к крупной наступательной операции лета-осени 1943 года, в ходе которой наносились бомбовые удары по промышленным центрам Поволжья - Ярославль, Горький, Саратов.

Несмотря на активный интерес Абвера (орган военной разведки и контрразведки Германии – прим. ред .) в 1919-1944 годах к горьковской оборонке, все же германское командование не располагало абсолютно точными сведениями о наших военных заводах. «ГАЗ» они считали головным заводом советской танковой продукции, который еженедельно выпускает 800 танков Т-34. Именно поэтому была поставлена задача в преддверии Курской битвы стереть автозавод с лица земли. Бомбили с немецкой точностью: организованно, по одинаковой схеме, в одно и то же время суток, по одинаковому маршруту. Каждый вечер жители Горького со страхом следили, как стрелка часов приближается к полуночи.

Прилетали изо дня в день партиями по 150-200 самолётов, начиная с 00.00 и до 3 часов ночи. Сбрасывали осветительные приспособления на парашютах и бомбили. Было светло как днём. Горел завод, цеха, строения. Там и тут рвались бомбы. Главный грузовой конвейер был разрушен до основания.

Но, люди, голодные, обессиленные, плохо одетые сотворили чудо, и в течение одного месяца восстановили всё. Восстановительные работы начались уже во время бомбёжек и продолжались в нарастающем темпе. Привлекались строительно-монтажные бригады из Москвы, с Урала, Сибири, из Средней Азии. Общая численность работающих достигла 35 тысяч. В первую очередь был запущен колесный цех. И с конвейера опять стали сходить машины, нужные фронту. Официальной датой восстановления Горьковского автозавода считается 28 октября 1943 года, в этот день был отправлен рапорт И. В. Сталину, который подписали 27 тысяч строителей.

За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за усовершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 г. был награжден вторым орденом - орденом Красного Знамени. Более 500 рабочих, инженеров, техников награждались орденами и медалями Советского Союза.

Многие не знают этих фактов(даже нижегородцы)! ОЧЕНЬ интересная статья о жизни Горького в годы ВОВ и его вкладе в ПОБЕДУ!!!

Мой дед, Павел Петрович Горбунов и бабушка Зоя Михайловна Горбунова были детьми, когда началась война.(деду было 12, бабушке 10 лет).Они очень много рассказывали о войне.О налетах на Горький, бомбоубежище, о тяжелом труде детей, и еще много о чем.Мой дед работал на Автозаводе в начале войны, приставлял ящик к станку, т.к.был еще мал и не дотягивался.Он, как раз, был свидетелем одного из налетов на Автозавод.Он рассказывал, все бросились бежать из цехов, кто-куда.Он и его друг(такой же мальчишка) вместе бежали и упали на землю от взрыва снаряда.Дед остался жив… а друг, лежащий рядом, погиб...

И вот, я нашла информацию о жизни города в ВОВ, очень интересная статья.Кому не лень, почитайте!

Горьковчане и Великая отечественная война

Сотрудники отдела публикации и использования документов ГУ ОПАНО

Начало ВОВ

Всего за время Великой Отечественной войны военкоматами Горьковской области было мобилизовано на фронт 822 тысячи горьковчан.

Через несколько часов после начала войны 22 июня 1941 года по радио прозвучало обращение к советскому народу с призывом встать на защиту Отечества, в этот же день вышел экстренный выпуск газеты «Горьковская коммуна».

На состоялся многотысячный митинг, на котором перед собравшимися выступил секретарь И.М. Гурьев. Многолюдные митинги и собрания волной прокатились по всей области.

В резолюциях, принятых на митингах, горьковчане выразили готовность «встать с оружием в руках на борьбу с врагом» и «отдать все силы, а если потребуется, и жизнь, для полной победы над фашистскими захватчиками». На второй день войны все газеты опубликовали Указы Верховного Совета СССР о военном положении, об объявлении мобилизации по целому ряду военных округов.

С 23 июня в Горьковской области началась мобилизация военнообязанных 1905 – 1918 годов рождения. Призывники 1919 – 1921 годов рождения уже были в рядах Красной армии и первыми встретили врага.

Уже в первый день войны, не дожидаясь повесток на фронт, в военкоматы г. Горького было подано 5486 заявлений, по области – до 10 тысяч. Местные власти всех уровней принимали решения о проведении мобилизации. В городе было организовано 10 пунктов сбора военнообязанных. Они располагались в школах, Дворце культуры завода № 92, в клубе им. Кринова, на , «Торпедо». Через эти пункты ежедневно проходило 800-1000 человек.

За время Великой Отечественной войны на территории Горьковской области было сформировано 79 соединений и частей Красной армии, в том числе: 89-я (160-я) гвардейская Белгородско-Харьковская дивизия, 322-я Житомирская, 42-я Прилукская, 85-я гвардейская Рижская стрелковые дивизии, 8-й гвардейский танковый корпус, 27-я гвардейская танковая бригада им. НКСМ, 31-й Особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов и другие. Все воинские части и соединения прошли трудный боевой путь, получили ордена и благодарности Верховного Главнокомандования; ряд дивизий и бригад были удостоены звания гвардейских.

В июле 1941 года в Горьковской области было развернуто формирование народного ополчения. В ополчение призывались военнообязанные и невоеннообязанные рабочие и инженеры, врачи и учителя, студенты и пенсионеры - все, кто способен был держать оружие. Хотя в ополчение призывались только мужчины, но заявления подавали и женщины. На 25 июля в народное ополчение по г. Горькому записалась 61 тысяча 112 человек, зачислено – 44 тысячи 392 человека, из них женщин – 16 тысяч 506 человек. Всего в области в народное ополчение вступило более 100 тысяч человек. В отрядах народного ополчения готовились санитарные кадры, по единому плану проводилась боевая учеба. Ополчение готовило резерв для Красной армии. С 25 июня 1941 г. на территории Горьковской области начали создаваться истребительные отряды, задачей которых являлась охрана промышленных объектов, железнодорожных сооружений, электростанций, борьба с вражескими десантами и разведгруппами.

Осенью 1941 г. истребительные отряды были реорганизованы в 74 истребительных батальона и несколько лыжных подразделений. Общее руководство деятельностью истребительных батальонов осуществлял областной штаб УНКВД по Горьковской области. Истребительные батальоны вели борьбу с парашютными десантами, диверсантами и шпионами, оказывали помощь милиции в поддержании общественного порядка.

Из личного состава истребительных батальонов были сформированы 2 батальона и истребительно-партизанская группа, успешно выполнявшие спецзадания командования Западного и Северо-Западного фронтов. Отряды горьковчан действовали в тылу врага в Московской, Ленинградской, Смоленской, Псковской и других областях.

Горький прифронтовой. Немецкие планы захвата г. Горького

Горький как крупный промышленный центр страны попал в поле зрения агрессора еще в период разработки им плана разгрома СССР, известного под названием «Барбаросса».

Согласно ему немцы рассчитывали в первых числах сентября 1941 года захватить Москву, а в начале октября – вступить в город Горький.

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска группы армий «Центр» подступали к Москве, войска Красной Армии вели тяжелейшие бои.

22 октября 1941 года ГКО принял решение об образовании в 46-ти городах комитетов обороны, в том числе и в городе Горьком. 23 октября в городе Горьком был создан Горьковский городской комитет обороны. Возглавил его первый секретарь Горьковского обкома и горкома ВКП(б) Михаил Иванович Родионов. ГГКО – местный чрезвычайный орган руководства в условиях военного времени. Он объединял гражданскую и военную власть в городе и области. Выполнение решений ГГКО было беспрекословным.

Особой заботой ГГКО было строительство оборонительных рубежей, которое было начато в октябре 1941 года. К 10 ноября было решено построить Горьковский оборонительный обвод, в срок до 15 ноября – оборонительные рубежи по левому берегу Волги, по реке Оке с обводом для обороны города Мурома.

На строительные работы в порядке трудовой повинности мобилизовалось гражданское население, разрешалось привлекать студентов вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов школ. В сооружении оборонительных укреплений участвовало 350 тысяч человек. Они рыли траншеи, противотанковые рвы, строили дзоты, устраивали завалы на лесных дорогах, устанавливали надолбы. К январю 1942 года строительство оборонительного рубежа было завершено. Его протяженность составила 1134 км (это примерно равно 75% Ферганского канала).

В условиях осени и суровой зимы 1941 – 1942 года было произведено около 12 миллионов кубометров земляных работ, построено 2332 огневые точки, 4788 землянок.

За образцовое выполнение заданий ГКО по строительству оборонительного рубежа и обводов вокруг городов Горького и Мурома 80 участников строительства были награждены орденами и медалями. 10 тысяч 186 строителей оборонительного рубежа были отмечены Почетными грамотами городского комитета обороны, 873 человека – премированы.

Ремонтно-строительные работы на оборонительных рубежах в области проводились затем в течение всего 1942 года и лишь после победы нашей армии под Курском в 1943 году были прекращены.

С началом войны противовоздушная оборона города Горького приобрела первостепенное значение. Первый налет на город был совершен вражеской авиацией . В нем участвовали группы бомбардировщиков «Хейнкель-111», «Юнкерс-88», всего до 150 самолетов. К городу прорвались лишь 11. Однако и они причинили значительный ущерб , . Налет повторился с 5 на 6 ноября (из 150 самолетов – 14 прорвались). Они нанесли урон населению и ряду цехов Автозавода. Во время бомбардировки в эти дни было убито 127 человек, тяжело ранено – 176, легко – 195. После этих налетов Горьковский бригадный район ПВО, охранявший город, был введен в состав действующей Красной армии.

Налеты самолетов противника на город Горький имели место и в 1942 году. В 1943 году немцы, готовясь к сражению под Курском, провели крупномасштабную бомбардировочную операцию. Вражеская авиация предприняла попытку уничтожить промышленный центр, питавший фронт оружием. С 5 по 22 июня 1943 года на город было совершено 25 авианалетов. Всего в них участвовало 655 самолетов врага, из них 100 прорвались к Автозаводу. На город было сброшено 1631 фугасных и 33934 зажигательных бомб.

Особенно сильный ущерб был причинен Автозаводу. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений.

35 тысяч горьковчан пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сумели сделать это всего за 100 дней.

Помощь в ликвидации повреждений Автозавода и его поселков оказали все районы города Горького и области.

Сдача средств на военные нужды

Уже в первые дни войны по инициативе трудящихся повсеместно начали возникать различные формы патриотического движения «В помощь фронту». Труженики города и деревни отчисляли в Фонд обороны страны часть своего заработка, вносили добровольные взносы, досрочно оплачивали заем; работники искусства проводили спектакли и концерты. В Фонд обороны засевались сверхплановые гектары, поступали различные ценности, теплая одежда, продовольствие. Согласно справке управляющего СССР Н. Гуляева с начала войны по 1 октября 1943 года в Фонд обороны страны от населения г. Горького и области поступило 328 миллионов 896 тысяч рублей, в том числе на строительство танков и самолетов 310 миллионов 22 тысячи рублей.

Трудящиеся области своими руками, на свои средства строили танки, самолеты, бронепоезда и передавали их защитникам Родины. Уже осенью 1941 года пионеры школы № 102 Кировского района г. Горького обратились с призывом ко всем горьковским пионерам и школьникам собрать средства на строительство танка «Горьковский пионер». 18 января 1942 года построенный танк отправился на фронт.

За годы войны на средства, собранные пионерами и школьниками области, было построено 7 танков и самолет «Горьковский пионер».

Горячую поддержку нашло в сердцах горьковчан обращение в мае 1942 года комсомольцев авиационного завода им. С. Орджоникидзе о сборе средств на строительство авиационной эскадрильи имени Зои Космодемьянской. Для этого собирали металлолом, устраивали концерты, оставались на сверхурочные работы. 15 июня 1942 года эскадрилья самолетов имени Зои Космодемьянской вылетела на фронт.

Молодые автомобилестроители выступили инициаторами сбора средств на танковую колонну «Горьковский комсомол».

По инициативе горьковских и муромских железнодорожников на их средства были построены в начале 1942 года бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», которые вошли в состав 31-го Особого Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов.

В декабре 1942 года на всю область прозвучал призыв колхозников Чкаловского района собрать средства на строительство эскадрильи самолетов «Валерий Чкалов». Сбор стал подлинно массовым движением. Справка о поступлении средств, представленная в Горьковский обком ВКП(б) М.И.Родионову, свидетельствует о том, что на 28 января 1943 года было внесено трудящимися области 110 миллионов 194 тысячи рублей на постройку авиаэскадрилий имени В.П.Чкалова и 200 тысяч рублей на строительство эскадрильи имени Александра Невского. Всего за годы войны на строительство авиаэскадрилий им. В.П. Чкалова горьковчанами было внесено более 114 млн. рублей. На средства, собранные трудящимися Горьковской области, на 1 июня 1943 года было построено 48 танков и 6 самолетов.

Патриотическое движение горьковчан было одобрено руководством страны. Правительственные телеграммы содержали слова благодарности. Одна из них, за подписью И.В.Сталина, была направлена 9 апреля 1943 года трудящимся Свердловского района г. Горького и выражала благодарность за сбор средств на танковую колонну.

Осенью 1941 года трудящиеся области начали сбор теплых вещей для воинов Красной армии. 6 сентября 1941 года была создана областная комиссия по сбору теплых вещей и белья для Красной армии, которая действовала до окончания войны. С начала войны по сентябрь 1943 года от населения области поступило 27 тысяч полушубков, 11 тысяч жилетов, 29 тысяч ватных костюмов, 77 тысяч пар валенок, 86 тысяч шапок-ушанок.

В годы войны стало доброй традицией к знаменательным датам – Новому году, Дню Советской армии, 1 Мая, годовщине Великого Октября, посылать воинам подарки. В действующие части и соединения были переданы сотни тысяч килограммов различного продовольствия: колбасы, мяса, сахара, меда, сыра, печенья, конфет, миллионы банок консервов, а также огромное количество мыла, табака, папирос, различных предметов первой необходимости. Активное участие в изготовлении подарков для воинов приняли учащиеся школ и училищ. Посылки на фронт сопровождались трогательными письмами-обращениями к бойцам и даже стихами. А с фронта в Горьковский обком ВКП (б) поступали письма от командиров и бойцов Красной армии со словами благодарности за присланные подарки.

Всего в период войны горьковчане отправили на фронт более 800 тысяч различных подарков, что подтверждало существование неразрывной связи фронта и тыла.

Сельское хозяйство края в годы войны

За годы Великой Отечественной войны горьковские колхозники сдали государству около 70 миллионов пудов хлеба, десятки тысяч тонн картофеля, овощей, тысячи тонн мяса, масла, молока и другой продукции.

В начале войны в колхозной деревне сложилась очень трудная обстановка. Большинство мужчин ушло на фронт. Только в первом военном году из колхозов области было призвано в Красную армию 300 тысяч человек. Сильно сократилась тягловая сила. Однако, несмотря на трудности, вызванные войной, женщины, старики, учащиеся и студенты по-боевому, с полным напряжением сил проводили уборку урожая в суровом 1941 году. От зари до зари шла настоящая битва за хлеб. Колхозы области собрали рекордный урожай – по 12 центнеров с гектара. За последние 3 года это был самый высокий урожай.

В исключительно сложных условиях проходили весенний сев и уборка урожая в 1942 году. Приходилось восполнять недостаток квалифицированных кадров механизаторов, изыскивать дополнительные тягловые ресурсы, запасные части, решать вопросы обеспечения семенами и т.д. Накануне весеннего сева жены и сестры фронтовиков колхоза «12 лет Октября» Городецкого района взяли обязательство выработать в 1942 году не менее 350 трудодней и его успешно выполнили. Весенний сев был окончен на 18 дней, а уборка урожая – на 30 дней раньше, чем в 1941 году. Посевные площади колхозов области увеличились более чем на 150 тысяч гектаров. Горьковская область первая в стране выполнила план хлебопоставок. Успешно был выполнен и государственный план развития животноводства. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании работников сельского хозяйства в 1942 году Горьковская область за высокие урожаи была удостоена переходящего Красного Знамени ГКО и второй премии. В 1943 году весенний сев был завершен на 16 дней раньше, чем в 1942 году. А 26 октября 1943 года (на 56 дней раньше, чем в 1942 году) Горьковская область полностью рассчиталась с государством по хлебозаготовкам.

Большой размах получило социалистическое соревнование сельской молодежи. Уже в 1941 году комсомольцы Бутурлинского района области выступили с инициативой о заготовке сушеных продуктов для Красной армии. Этот трудовой почин был подхвачен многими колхозами области.

Осенью 1942 года по инициативе комсомольцев Богородского и Ветлужского районов в Горьковской области проводилась «Неделя Красных обозов». Комсомольцы обязались за неделю закончить сдачу хлеба государству. Работали ночью на косовице, скирдовании, обмолоте и выполнили обещание. За активное участие в сельскохозяйственных работах областная комсомольская организация получила переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ.

Результаты работы во время посевной и уборочной кампаний освещались в спецвыпусках газеты «Горьковская коммуна».

Жители городов приходили на помощь труженикам сельского хозяйства. В 1943 и 1944 годах в колхозы области выезжало более 240 тысяч горожан.

Промышленные предприятия осуществляли шефство над колхозами и МТС, оказывали им помощь в ремонте техники, изготовлении запасных частей, проведении сельскохозяйственных работ. Научные сотрудники Горьковского сельскохозяйственного института разработали метод скоростной сушки овощей (картофеля, лука), который успешно применялся в колхозах области, внедрили в производство новые виды культур (кок-сагыз, сахарную свеклу, подсолнечник, лекарственные травы).

Студенты и преподаватели вузов помогали сельским жителям в весеннем севе и уборке урожая. Например, студентка III курса агрономического факультета Горьковского сельскохозяйственного института Фокеева во время страды убрала комбайном 230 гектаров зерновых. В день ее выработка составляла 14 гектаров вместо 8-ми по норме.

Большую помощь оказали сельским труженикам учащиеся школ и училищ в прополке посевов, сенокосе и уборке урожая. Организованный осенью 1942 года сбор колосков школьниками дал стране дополнительно сотни центнеров зерна. 87 тысяч пионеров и школьников шефствовали над птицеводством. 500 богородских пионеров и школьников в 1944 году рапортовали областному слету пионеров о проделанной работе: вырастили 400 цыплят, заготовили 5000 килограммов кормов, принесли из дома на колхозную птицеферму 250 кур.

Быт города и области во время войны

Жизнь в городах, как и в деревне, в годы войны была неимоверно тяжелой и суровой. В первые дни войны начались перебои с хлебом, людям приходилось отстаивать огромные очереди, чтобы его купить. На рынках резко возросли цены на продукты питания. При зарплате квалифицированного рабочего оборонного предприятия в 400 – 900 рублей мясо на рынке стоило от 60 до 100 рублей за килограмм, молоко 10 – 15 рублей за литр, масло 100 – 130 рублей за килограмм и т.д.

Дополнительные трудности в снабжении населения продовольствием были обусловлены и значительным притоком в Горьковскую область эвакуированных. Согласно справки начальника переселенотдела на 20 августа 1941 г. в область прибыло 124 тысячи 467 человек из прифронтовой полосы, из Москвы и Ленинграда.

С 1 сентября 1941 года в г. Горьком, городах и поселках городского типа Горьковской области были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия, установлены жесткие нормы отпуска в зависимости от категории. Рабочим и инженерно-техническим работникам первой категории полагалось в день по 800 граммов хлеба, служащим– 500 граммов, второй категории соответственно 600 и 400 граммов хлеба, иждивенцам и детям до 12 лет отпускалось по 400 граммов. Позднее были введены карточки практически на все продукты питания: на крупу, мясо, жиры, а также на керосин и даже на дрова. Определенные сложности возникли не только с обеспечением населения продуктами питания, но и с размещением эвакуированных. К февралю 1942 года их число увеличилось до 175 тысяч 75 человек. В городе расселить такое количество приезжих было невозможно, поэтому бóльшая часть их, особенно женщины и дети, направлялись в сельские районы области. В городах области был взят на учет каждый квадратный метр жилой площади, под жилье были заняты Дворцы культуры и клубы, за счет уплотнения удалось расквартировать сотни семей.

Эвакуация населения часто проводилась в спешном порядке, в связи с этим многие эвакуированные уезжали, не успев захватить с собой теплую одежду, обувь, иногда не имели даже сменного белья. Исполкомам на местах приходилось оказывать остро нуждающимся единовременную денежную помощь, решать вопросы трудоустройства, обеспечения топливом, определения детей в детские учреждения.

С наступлением зимы к городу подступил не менее беспощадный враг – холод. С потерей временно оккупированных территорий угольных бассейнов Донбасса и Подмосковья стала ощущаться острая нехватка топлива.

Чтобы связать город с лесными массивами, в июле 1943 г. было принято решение о строительстве узкоколейной железной дороги Горький – Керженец. В ее сооружении приняли участие многие предприятия города и области. Горьковский машиностроительный завод дал металл, Кулебакский металлургический прокатал его и изготовил рельсы, «Красная Этна» выделила крепежный материал, «Красное Сормово» модернизировало старые паровозы. Железнодорожники отремонтировали вагонетки и помогли уложить пути.

На возведении железнодорожного полотна трудились люди всех возрастов и профессий. Путь от города до станции Керженец составил 52 километра. Весь он был разделен на 11 участков (по числу городских районов), каждый район отвечал за строительные работы на своем отрезке. Через три месяца работы по прокладке дороги были окончены, все это позволило доставлять в город необходимое топливо. Одновременно была построена и другая узкоколейная дорога, связавшая Сормовский район с Каблуковским торфяным болотом. Годы войны … Это и налеты вражеской авиации, и леденящий душу свист падающих бомб. Немецкие самолеты бомбили не только корпуса заводов, но и жилые массивы. Семьям, пострадавшим в результате налетов вражеской авиации, оказывалась материальная помощь.

В дни суровых испытаний наши земляки не черствели душой. Хотя им самим жилось нелегко, горьковчане в марте и ноябре 1942 года отправили жителям блокадного Ленинграда 128 вагонов с продовольствием. Сельские районы области выделили для защитников города на Неве 1200 тонн зерна, 200 тонн муки, 154 тонны гороха, 197 тонн мяса и т.п.

Одними из первых в 1943 году приехали на восстановление Сталинграда 300 выпускников школ ФЗО г. Горького. Каждое предприятие и учреждение нашего города стремилось хоть что-нибудь выделить для разрушенного Сталинграда. Весной 1943 г. в помощь ему было отправлено 7 железнодорожных эшелонов, 9 пароходов и 3 баржи с промышленными товарами, оборудованием, стройматериалами, инвентарем. Кроме того, отправили 78 вагонов дзержинцы, 14 вагонов – балахнинцы. Горьковчане взяли шефство над Тракторозаводским районом г. Сталинграда и двумя сельскими районами. Село выделило подшефным колхозам 3 тыс. голов крупного рогатого скота, 4 тыс. овец, 3 тыс. свиней, по 5 тыс. плугов и борон. Колхозники запахивали лишние «сталинградские» гектары. Рабочие завода им. В.И. Ленина сверхурочно по два часа несколько месяцев работали над выполнением сталинградских заказов. Горьковчане могут по праву гордиться тем, что вписали одну из славных страниц в восстановление Сталинграда.

Значение горьковской продукции в годы войны

Недаром немецкая авиация стремилась стереть с лица земли корпуса заводов и предприятий города Горького, так как промышленность Горьковской области с первых дней войны начала перестраивать свое производство на выпуск вооружения, боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии.

Крупнейшее предприятие нашей области – Горьковский автомобильный завод – становится в годы Великой Отечественной войны одним из универсальных в стране. Здесь выпускались танки Т-60 и Т-70 (этот танк сконструирован на заводе), танковые моторы, бронеавтомобили, самоходки, минометы, бронебойные и реактивные снаряды для «катюш». Продолжалось производство автомобилей, в том числе повышенной проходимости, с двумя ведущими осями. В 1942 году прямо с завода полуторки ГАЗ-АА направлялись на фронт. Они первыми выходили на едва окрепший лед Ладожского озера и последними сходили с его ледяных трасс.

Старейший судостроительный завод «Красное Сормово» (№ 112) в кооперации с Автозаводом, заводом фрезерных станков, Выксунским и Кулебакским металлургическими заводами и другими предприятиями в соответствии с постановлением ГКО № 1-сс начал производство средних танков Т-34. Первые танки ушли под Москву уже в октябре 1941 года.

Постановлением от 6 декабря 1941 года ГГКО обязал завод «Красное Сормово» наращивать темпы производства боевых машин. До 20 декабря 1941 года завод должен был выпускать по 5 танков в сутки, с 20 декабря 1941 по 20 января 1942 года их количество необходимо было довести до 8 в сутки, с 20 января 1942 года – до 10 танков.

В январе 1942 года сормовичи возобновили выпуск подводных лодок, прекращенный в 1941 году.

За годы Великой Отечественной войны сормовский завод поставил фронту 10 тысяч 159 танков (10,2% союзного производства), 22 подводные лодки (43%). Машиностроительный завод им. И.В. Сталина (№ 92) в годы войны был лидером производства артиллерийских систем. В 1941 году завод выпустил 5600 пушек, в 1942 – 25 тысяч; к 1 января 1943 года производство дивизионных пушек было доведено до 1200 в месяц.

За первые 2,5 года войны было спроектировано 27 образцов различных орудий. Снаряды, выпущенные из 57-миллиметровой пушки ЗИС-2, прошивали немецкий танк насквозь и улетали дальше. Точность попадания в цель была настолько велика, что из пушки можно было поразить отдельно стоящего человека. В феврале 1942 года в массовое производство была запущена пушка ЗИС-3. Легкая и маневренная, простая в обслуживании и в бою, и на марше, она получила большое признание в армии.

Во время Великой Отечественной войны была выпущена 101 тысяча 673 орудия (23,9% союзного производства).

В выполнении военных заказов участвовал и авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), выпускавший в 1941 году боевые истребители ЛАГГ-3.

В 1942 году коллектив завода освоил производство истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения. В 1944 году параллельно с ЛА-5 был начат выпуск модели самолета ЛА-7.

Авиационная промышленность области дала фронту 16 тысяч 324 боевых самолета (26% общесоюзного производства истребителей).

В 1943 году специалисты авиационного завода им. С. Орджоникидзе разработали и успешно применяли способ восстановления самолетов, потерпевших аварию, ремонт которых до этого считался невозможным.

Борский стекольный завод в сентябре 1941 года организовал выработку стекла «сталинит», шедшего для изготовления прозрачной брони самолетов штурмовой и истребительной авиации.

Завод им. Ульянова – единственный в стране, производил специальную судовую электроаппаратуру для судостроения, береговых установок и кораблей Военно-морского флота.

Радиотелефонный завод им. В.И.Ленина изготовлял армейско-фронтовые, дивизионные радиостанции для самолетов и кораблей. Он был поставщиком переговорных устройств для всех видов военной техники.

Завод «Красная Этна», производивший крепежные изделия, пружины, проволоку, обеспечивал все промышленные предприятия страны лентой холодного проката. Завод им. М.В. Фрунзе освоил выпуск радиостанций для танков, самоходных установок и бронетехники.

До 1943 г. главным поставщиком установок реактивной артиллерии («катюш») был завод фрезерных станков. Осенью 1941 г. на фронт было отправлено 14 дивизионов (117 установок) реактивной артиллерии. Они сыграли огромную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.

6 химических заводов г. Дзержинска также выпускали продукцию для фронта. В июне 1941 года Чернореченский химический завод сумел за 36 часов смонтировать установку по производству самовоспламеняющейся жидкости «КС» и начал ее розлив. Завод № 80 производил до 50% взрывчатых веществ, выпускавшихся в стране, что позволяло делать свыше 3 миллионов снарядов, мин и авиабомб в месяц.

Металлургические заводы городов Выксы и Кулебак увеличили производство стали и проката. На Горьковском металлургическом заводе был освоен выпуск высококачественной броневой стали, листа для реактивных установок, ферросплавов. В 1941 – 1945 гг. завод выплавил почти 224 тыс. т стали и 255 тыс. т проката. Это позволило значительно увеличить производство танков, самолетов, пушек, минометов, боеприпасов.

Лечение в Горьком в годы войны

С первых же дней ожесточенных сражений Горьковской области пришлось принимать и лечить огромное количество раненых. 11 июля 1941 года в г. Горький прибыл первый военно-санитарный поезд № 347. Согласно плану развертывания в Горьковской области эвакогоспиталей от 9 июля 1941 года сначала предусматривалось создать госпитали за счет больниц, санаториев и домов отдыха на 8270 коек. Затем госпитали размещались и во многих школах. В разные периоды войны в Горьковской области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71640 коек (включая 28 передислоцированных из других областей), где находились на излечении 422 тысячи 949 красноармейцев. 9 октября 1941 года был образован областной комитет помощи раненым бойцам и командирам Красной армии. Руководил его работой секретарь Горьковского обкома ВКП(б) И.М. Гурьев. На местах были созданы городские и районные комитеты. Они видели свою задачу в оказании конкретной помощи госпиталям: прием раненых и отправка выздоровевших; обеспечение продовольствием, топливом, внутренним оборудованием, бесперебойным снабжением медикаментами, перевязочным материалом, литературой; внимательное и заботливое обслуживание раненых бойцов.

Чтобы выполнить поставленную задачу, комитеты широко привлекали к этому делу профсоюзы, комсомол и другие общественные организации, интеллигенцию в виде шефства предприятий, учреждений, колхозов и отдельных граждан над определенными госпиталями. В области не было ни одного госпиталя, где не осуществлялось бы шефство.

Большую культурно-воспитательную работу среди раненых проводили работники искусств г. Горького и области, участники художественной самодеятельности, школьники.

Горьковские медики своим героическим трудом по спасению раненых показали пример огромного самопожертвования и мужества. В начале войны квалифицированных хирургов было недостаточно (один на 1000 коек). Почти все ушли на фронт. Потребовалась большая напряженная работа органов здравоохранения по теоретической и практической подготовке врачей в самые короткие сроки.

Большой патриотический подъем проявили трудящиеся Горьковской области по спасению жизни раненых бойцов и офицеров Красной армии, обеспечивая их донорской кровью. Уже в первые дни войны поступали заявления о добровольной сдаче крови. Донорами становились рабочие, колхозники, студенты. Задание по заготовке крови составляло 100 литров (600 доноров) в сутки, не считая местных нужд. Сведения, представленные областной станцией переливания крови, свидетельствуют, что в 1943 году 80 тысяч 666 доноров Горьковской области сдали 34 тысячи 888 литров крови, перевыполнив задание по ее заготовке. Большое внимание в годы войны местные органы власти уделяли детям фронтовиков, особенно сиротам. Согласно справке о сети и контингентах детских домов в годы Великой Отечественной войны в Горьковской области на 1 января 1941 года было 28 детских домов (2 267 детей), а на 1 января 1943 года – 147 детских домов (11 739 детей). В них, кроме горьковских, находились дети, эвакуированные из Латвии, Литвы, Белоруссии, Москвы, Ленинграда, а также 48 детей польских граждан. В Краснобаковском районе в доме отдыха «Лесной курорт» с начала войны и до июня 1944 года размещался международный детский интернат, в котором жили и воспитывались более 730 детей работников Коминтерна и ЦК МОПР. Наркомпрос РСФСР обращал особое внимание быстрейшему обеспечению детских домов всем необходимым, особенно продовольствием и топливом.

В фонд помощи детям фронтовиков перечисляли заработанные средства комсомольцы Автозавода и завода «Красное Сормово», рабочие ремзавода г. Богородска и другие трудящиеся, артисты горьковских театров, филармонии. При обкоме ВКП(б) были созданы комиссии по организации подарков детям фронтовиков.

Для лечения больных детей в ряде районов области были открыты санатории. Здравница обкома ВЛКСМ – самое крупное детское оздоровительное учреждение – обслуживало в месяц до 300 детей фронтовиков. Забота о семьях военнослужащих нашла живой отклик в ответных письмах с фронта.

Герои-горьковчане и заводы герои

8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Впервые за многие дни войны Указом Президиума Верховного Совета СССР был объявлен праздничный нерабочий день. 9 мая 1945 года стал Днем Победы. 23 июня 1945 года 12-я сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». Демобилизация началась 5 июля 1945 года.

17 июля 1945 года в 6 часов утра в г. Горький прибыл первый эшелон демобилизованных воинов. Несмотря на ранний час, их пришли встретить тысячи горьковчан. Вслед за первым прибывали все новые и новые эшелоны.

Для организации встречи демобилизованных из Советской армии воинов в районах Горьковской области были созданы специальные комиссии. Они уделяли большое внимание трудоустройству военнослужащих, особенно инвалидов Великой Отечественной войны. Местные органы власти выделяли средства для обеспечения их всем необходимым. В первые же месяцы остро нуждающимся было предоставлено около трех тысяч квартир и комнат; тысячи квартир семей военнослужащих и инвалидов войны были отремонтированы за счет местных властей.

Достойный вклад в общенародное дело Победы внесли трудящиеся Горьковской области. Более 300 горьковчан были удостоены за ратные подвиги высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза. Большинство из них получили это звание в годы Великой Отечественной войны:

  • 1941 г. – 3 чел.;
  • 1942 г. – 7 чел.;
  • 1943 г. – 54 чел.;
  • 1944 г. – 89 чел.;
  • 1945 г. – 115 чел.

Дважды Героями Советского Союза стали генералы Ворожейкин Арсений Васильевич и Рязанов Василий Георгиевич.

Более 300 тысяч наших земляков за беспримерные подвиги на фронтах Великой Отечественной войны были награждены боевыми орденами и медалями. Более 9 тысяч горьковчан – тружеников тыла были отмечены правительственными наградами.

Многие заводы Горьковской области, производившие оборонную продукцию в годы войны, также были награждены:

  • – орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени;
  • - орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени;

Горький подвергался массированным авиаударам с 1941 по 1943 годы. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33934 зажигательных бомб и 1631 фугасная.

Горький перед началом бомбардировки

Город попал в поле зрения немцев ещё при разработке операции «Барбаросса» по разгрому СССР. Он тогда был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной Армии. Полный захват Горького и переход его под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года. Сначала фашисты должны были уничтожить оборонную промышленность города - Горьковский автозавод, заводы имени Ленина, «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». После захвата в нём планировалось создать Генеральный округ Горький или Генеральный округ Нижний Новгород , входящий в Рейхскомиссариат Московия . Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение И. В. Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начать по 10 танков в день, так как Башзавод не мог полностью выполнять своих функций.

Руководство города знало, что Горький в любой момент может подвергнуться атаке немецкой авиации и было необходимо укреплять ПВО города и маскировать заводы. Однако, необходимые меры не были доведены до конца и особенно отставала маскировка объектов. На радиотелефонном заводе № 197 им. Ленина прошло экстренное совещание, посвящённое маскировке завода. После него, 1 ноября был утверждён план, согласно которому необходимо было придать заводу вид жилого поселка на окраине Горького. В плане противовоздушной обороны завод был полностью готов.

Командующим Горьковским бригадным районом ПВО был назначен Н. В. Марков, в октябре 1941 года. Прибыв в Горький, он увидел, в каком плачевном состоянии находилась оборона города, который был буквально «напичкан» важнейшими стратегическими объектами. В нём имелось всего около 50 зенитных орудий и несколько прожекторов.

Атаки немецкой авиации

Ноябрь 1941 года

Вражеские налёты на Горький начались в октябре 1941 года. Немецкие самолёты разведывали обстановку в городе. Они пролетали через весь город на большой высоте, «зависая» над автозаводом. После этого начались бомбардировки в Дзержинске Горьковской области.

Днём 4 ноября нацистские самолёты появились в небе на Горьким. Они летели очень низко, чуть ли не задевая крыши домов. Летели они поодиночке или группами по 3-16 машин. Поначалу горьковчане приняли их за немецкую разведгруппу, поэтому просто наблюдали за полётами. Основной целью Люфтваффе стал Горьковский автозавод. К нему летели сразу два бомбардировщика. Один из них пронёсся на проспектом Молодёжным и направился прямиком к автозаводу. По рассказам очевидцев, самолёт стремительно приближался к ремонтно-механическому цеху завода. Затем из самолёта начали падать первые бомбы. Раздался жуткий грохот. Повсюду летели обломки цеха и корпусов, огонь вырывался наружу и всё заволокло дымом. Затем бомба упала в заводской столовой. Все, кто находился внутри мгновенно погибли. На заводе поднялась паника и все рабочие бросились на проходные. Но вахтёры отказались выпускать людей с завода и не открывали двери. Тогда люди стали перелезать через ворота. В тот момент вражеский «Хейнкель» уже развернулся и, подлетая к проходным, выпустил множество пулемётных очередей по толпе. Затем он скрылся, пролетая над Автозаводским районом и расстреливая по пути перепуганных горьковчан. Люди на ходу выпрыгивали из трамваев и автомобилей, пытаясь добежать до убежищ.

Второй самолёт полетел к Автозаводской ТЭЦ. Он сбросил на неё две бомбы. Одна из них полностью разрушила строящуюся новую часть здания. Вторая же только проломила крышу и застряла в стропилах, но не взорвалась.

В это же время третий бомбардировщик совершил налёт на завод имени Ленина в Ворошиловском районе. От ударов оказались полностью разрушены 2 цеха - деревообрабатывающий и сборочный. Два других цеха получили сильные повреждения, а электроподстанция № 3 была выведена из строя взрывной волной. На соседнем заводе имени Фрунзе, в цехах, выбило окна и обсыпалась штукатурка. На заводах и на, расположенной неподалёку, станции Мыза началась паника и рабочие, бросив свои места бросились к проходным.

Бомбардировщик, тем временем, полетел в центр Горького, осматривая местные достопримечательности. Над Кремлём он сделал «круг почёта» и, после этого, скрылся. К сожалению, в тот день, кремлёвская оборона ещё не была готова. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова, после этого, вспоминала:

Чуть позже со стороны Анкудиновки появился ещё один самолёт. Он направился в сторону «Двигателя Революции». Подлетев к заводу, он сбросил на него мину ВМ1000. Мощный взрыв, прогремевший в силовой станции, повалил на пол работников завода, засыпав их осколками стёкол. В здании начался огромный пожар. Взрывной волной и осколками были повреждены линии электропередач, и часть Ленинского района осталась без электричества.

Спустя полчаса, около 5 часов вечера, после налёта на дизельный завод «Двигатель Революции», к городу подлетели ещё два «Хейнкеля». К тому времени в Горьком уже стало темнеть. Самолёты снова летели к автозаводу. Они сбросили несколько бомб на территорию ГАЗа, но из-за темноты и дыма пилоты не смогли точно прицелиться. Большинство бомб упали между корпусами и на пустырях. На этот раз вторжение не осталось незамеченным, и вражеские самолёты были атакованы отрядом истребителей и тремя ЛаГГ-3 авиаотряда майора Николая Алифанова. Но атака была отбита. «Хейнкели» повредили 2 советских самолёта. Ещё спустя полчаса горьковчане вновь заметили вражеский самолёт. Пролетая над автозаводом, он сбросил на монтажный цех 3 бомбы. Затем он развернулся и ударил по «Двигателю Революции» и станкозаводу. Через 20 минут атака на ГАЗ повторилась. Однако, эти бомбардировки оказались почти безрезультатными для немецко-фашистских лётчиков. Бомбы падали мимо целей, нанося незначительный ущерб зданиям. После этих бомбёжек в Горьком наступило затишье.

Но оно было недолгим. Примерно в половине десятого вечера вражеский самолёт Люфтваффе опять появился в горьковском небе. И в этот раз он нацелился на автозавод и сбросил на цеха 4 бомбы. После этого он полетел в Ленинский район и выпустил по нему 10 фугасных бомб. После этой бомбардировки жители города начали устранять последствия. В час ночи, со стороны Москвы, на Горький налетели три бомбардировщика. Они как раз возвращались после обстрела столицы. Система оповещения города не работала, поэтому уже совсем скоро бомбы вновь засвистели на головами горьковчан. Спустя 20 минут на автозавод упала ещё одна мина. Удар был такой силы, что взрывная волна прокатилась по всем цехам, уничтожая на своём пути и станки, и людей. Фугасы падали на Октябрьской улице, в посёлках Нагулино и Гнилицы.

Однако, местная газета «Горьковская коммуна» ни словом не обмолвилась о налётах на город.

Июнь 1943 года

Утром 4 июня немцы изучали карты Горького. Разрабатывались схемы полётов и тактика бомбардировок. Поначалу офицеры Вермахта думали, что целью станет Москва, однако, позднее стало понятно, что налёт предстоит на крупнейший центр производства и промышленности.

Около 22:30 штаб Горьковского ПВО получил тревожное сообщение из Москвы о том, что большая группа бомбардировщиков прошла от линии фронта над Тулой и движется на северо-восток. В 23:56 был подан сигнал воздушной тревоги. Он был принят и продублирован по всему городу на заводах, ж/д станциях и административных учреждениях. Но, как оказалось, после гудка сирен, на многих объектах была проявлена халатность при светомаскировке и обороне. Так на крупной железнодорожной станции Горький-Сортировочный были демаскированы несколько окон, освещавшие противнику территорию депо. В результате этого, было отключено центральное освещение во всём городе. Зенитчики стали готовиться к отражению налёта и над городом появились аэростаты заграждения.

В 00:10 с постов ВНОС в Вязниках и Кулебаках стали докладывать о приближении вражеской авиации к центру Горького. Затем поступили донесения, что первые самолёты уже на подходе к городу. Первыми стали стрелять зенитные установки 742-го ЗенАП, затем подключилась артиллерия с других секторов.

Первые вражеские самолёты сбросили над Горьким несколько осветительных бомб. Чтобы дезориентировать советские ПВО и не дать понять, что является главным объектом бомбардировки, бомбы освещали сразу 4 района: Автозаводский, Ленинский, Сталинский и Кагановический. Также была сброшена, так называемая, «люстра» над Окским мостом.

Первая группа Ju-88 атаковала водозаборные станции на Оке и водопровод Автозаводского района. Прямым попаданием был уничтожен узел управления водоснабжением и теплофикацией. Несколько бомб попали в Автозаводскую ТЭЦ, в результате чего были остановлены все турбогенераторы. Вышла из строя заводская электроподстанция. ГАЗ оказался отрезанным от водоснабжения и полностью обесточен.

Следом, к городу подошли группы «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Их основной целью стал ГАЗ. Помимо фугасных иосколочных бомб в их арсенале были также и зажигательные. Секторы завода были разделены между эскадрильями. Главный удар пришёлся по кузнечному, литейному и механосборочному цехам. От попадания фугасных и зажигательных бомб в механосборочном цехе № 1 начался крупный пожар.

В ту ночь отражение налёта оказалось крайне неэффективным. В зенитных полках отсутствовало оперативное управление огнём. Команды приходили на батареи с запозданием и не отвечали реальной ситуации в Горьком. Во время бомбардировки связь с командованием оказалась полностью оборвана. Взаимодействие с прожектористами также отсутствовало, поэтому ни один вражеский самолёт, попавший под прожектор, обстрелян не был. В неудачной обороне сыграло роль долгое затишье на городом, когда казалось, что война уже далеко.

Тем временем на город шла замыкающая группа бомбардировщиков. По воспоминаниям лётчиков над городом поднималось огромное пылающее облако и клубы дыма, что мешало точно прицелиться и попасть в цель. В результате Люфтваффе сбросили бомбы на окрестные дома и посёлки. Были разрушены множество жилых домов и бараков в Автозаводском районе, Американском посёлке и посёлке Стригино.

Противовоздушная оборона и защита города

В октябре 1941 года на аэродром города Сейма Горьковской области прибыл полковник С. В. Слюсарев, чтобы принять три новых полка, оснащенных истребителями ЛаГГ-3. Здесь он пробыл некоторое время, пытаясь наладить неспокойную обстановку в городе.

После ноябрьских налётов на Горький полковник получил приказ от товарища Сталина немедленно отбыть в город для обороны «Горьковского района» , как выразился главнокомандующий. Слюсарев отправился в путь в ту же ночь, несмотря на снегопад и мороз. Позднее он рассказывал:

Первым же делом полковник Слюсарев распорядился установить дневное и ночное патрулирование Горького. Сделал он это, скорее, для успокоения напуганных бомбардировками горьковчан. Сразу после этого решения он направился обратно в Сейму, где располагались 8 авиаполков. О приказал рассредоточить их по аэродромам дивизионного района.

В декабре оргкомитетом было принято решение о создании нескольких больших бомбоубежищ в Верхней части города. К 15 февраля 1942 года предполагалось соорудить 5 объектов:

  1. Кремль - Ивановский съезд под Мининским садом,
  2. Набережная им. Жданова - напротив Горьковского индустриального института,
  3. Почтовый съезд на улице Маяковского,
  4. Ромодановский вокзал,
  5. Овраг в конце ул. Воробьева.

Их строили 2300 человек. Так же, по всему городу и его границам рыли окопы и возводили оборонительные укрепления. Однако, впоследствии они не понадобились, так как 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в наступление.

Маскировка Горького

Помимо противовоздушной обороны города, правительство Советского Союза применило хитрую тактику. Было принято решение построить в Горьком ряд «ложных объектов». В архиве Нижнего Новгорода сохранился документ под названием: «Постановление Горьковского городского комитета обороны „О строительстве ложных объектов промышленных предприятий г. Горького“» от 1 августа 1942 года.

В целях отвлечения самолетов противника от оборонных объектов, комитет обороны постановляет:

1. Создать на подступах к г. Горькому ряд ложных объектов, имитирующих действительные оборонные объекты города. Предоставленную Горьковским корпусным районом ПВО и штабом МПВО города Горького дислокацию ложных объектов утвердить. Предложить директорам заводов: №21 «…», № 92 «…», № 112 «…», автозавода им. Молотова «…», им. Ленина «…» и стеклозавода имени М. Горького «…» немедленно разработать проекты ложных объектов, согласовать их со штабом МПВО города и осуществить строительство в срок до 15-го августа с.г. Директорам указанных предприятий обеспечить объекты связью и особыми командами для охраны и выполнения специальных указаний командования в условиях воздушных налетов. 3. Порядок оперативного ввода в действие ложных объектов разработать командующему Горьковским корпусным районом ПВО совместно с начальником МПВО города Горького. Председатель Горьковского комитета обороны М.Родионов

В результате этого постановления в деревне Мордвинцево, рядом с Федяково, был выстроен огромный муляж Автозавода. Он был сделан, в основном, из стекла и фанеры. Ночью на его территории горел свет, который с запозданием выключался после объявления воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики начинали путаться и бомбили муляж вместо самого завода.

Ещё одним важным стратегическим объектом для маскировки являлся завод «Двигатель Революции». Он к тому времени был уже изрядно разрушен, однако продолжал работать. Для его маскировки горьковчане применили «московскую» технологию раскраски улиц. Прямо по улице и по самому заводу были нанесены рисунки, изображающие частные дома и городскую застройку. Таким образом они «продлили» деревню Молитовка прямо на территорию завода. «Двигатель Революции» визуально исчез для лётчиков. С большой высоты было видно только ложную деревню.

На Канавинском мосту применили иную технологию маскировки. Для этого на воду были спущены катеры, которые всё время находились рядом с мостом. При объявлении воздушной тревоги они выпускали специальную плотную дымовую завесу. И, как только фашисты ни старались уничтожить мост, им это не удавалось из-за плохой видимости.

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане вложили немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.

Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, - это формирование производства вооружений.
В нынешнем 2015 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

ИА «В городе N» начинает свой проект «Горький в годы войны», посвященный 70-летию Великой Победы, с рассказа о нижегородских предприятиях, вклад которых в оборону Родины и Победу над врагом неоценим.

Легендарная «полуторка» и массовое производство танков

Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Благодаря ему город даже стали называть русским Детройтом, а автомобиль ГАЗ-АА - первый серийный автомобиль предприятия - являлся лицензионной копией американского грузовика Форд модели АА.
Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам - ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны.

С начала войны в Горьком было произведено 71 398 автомобилей, или 34,8% от всех типов машин, поставляемых на фронт. Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Машина имела множество модификаций. Например, ГАЗ-55 - самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии, производимый до победного 1945-го года, или не менее знаменитый ГАЗ-60 - серийный полугусеничный автомобиль-вездеход.

Многие и тогда, и сейчас ругают «полуторку» за ее техническую отсталость по сравнению с машинами армии фашисткой Германии. Однако в тяжелейших условиях фронтовых боев простота обслуживания и ремонта советских автомобилей, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях (вспомним Наполеона, пренебрегшего прогнозом погоды) лишь сыграли на руку бойцам СССР.

Стратегически важной задачей Горьковского автозавода стало производство танков Т-60. Именно превосходство танковой дивизии позволило гитлеровской армии с катастрофически быстрой скоростью продвигаться в глубь страны. Уже 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на ГАЗе. Машина была разработана на заводе № 37 в Москве, однако была настолько «сырой», что потребовала скорейшей доработки. 6 сентября впервые в истории отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков, а 21 октября того же года на завод пришла телеграмма Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск машин до 10 штук в сутки. В то время уже шла битва за Москву, решалась судьба страны.

Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.

Кроме того, в годы войны ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и другую продукцию военного назначения. Помимо танков здесь было выпущено более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.

Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.

Инженер ГАЗа Иван Андреевич Харкевич в своем дневнике писал: «5 июня… В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги… Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов… Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам, одновременно круша шоссейные дороги вокруг завода и поселков…».

Восстановить завод было делом чрезвычайной важности. К работам были привлечены работники крупнейших горьковских предприятий, таких как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе. Кроме того, возникли комсомольские ремонтные отряды, а рабочие даже устроили социалистические соревнования по скорости ремонта станков. Жили, ели и спали прямо там, без отрыва от производства.

Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Вклад сормовичей

Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли - он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук.
Отметим, что переход производства на выпуск танков на заводе прошел всего за три месяца.

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.

Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и бюст Василия Гавриловича Грабина - конструктора дивизионной пушки ЗИС-3, признанной лучшим орудием войны.

Под крылом самолета

Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР, был горьковского производства.

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.
Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 - один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Предприятия Горьковской области

Велик вклад в победу труд рабочих, инженеров, служащих всех предприятий области.

Например, на Борском стекольном заводе им. Максима Горького производили новые виды изделий для автопрома, а также оптические изделия для военно-морского флота, боеприпасов и химической промышленности. Уже в июне 1941 года в Дзержинске на Чернореченском химическом заводе (ныне ООО «Корунд») лишь за 36 часов была собрана установка для производства самовоспламеняющейся жидкости, которая применялась против немецких бронемашин и танков. Был реконструирован и Выксунский металлургический завод, в результате за первые военные месяцы производство стали выросло в 7 раз, а проката - в 9.

И все это проходило на фоне налетов немецкой авиации, наплывов эвакуированных беженцев из разных городов страны, нехватки продовольствия и лекарств.
Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.

Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.

Шпионская история
Почему немцы так точно били по ГАЗу

Кто сдал немцам координаты Горьковского автозавода во время Великой Отечественной и почему лишь спустя 30 лет нашли предполагаемого информатора. Ещё


Главная проходная ГАЗа


Город Горький во время ВОВ сильно пострадал из-за своей открытости. В 1930-е годы на его оборонных предприятиях работали иностранцы, в том числе из «дружественной» Германии. Один из этих людей в военные годы - генерал люфтваффе, вероятно, «сдал» немцам Горьковский автозавод, из-за чего тот был почти полностью разрушен. Официально известно: разведчики приезжали в город и после войны, так что «шпиономания» 1950-х здесь могла быть оправданной.

Немец в городе

В 40-е годы каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка изготавливались в Горьком.

Город Горький, являясь одним из наиболее важных индустриальных центров страны, был также и одной из основных мишеней для фашистской авиации, - рассказывает РП Владимир Сомов , доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского. - В течение трех военных лет, с 1941-го по 1943-й, на Горьковскую область было совершено 47 налетов, в которых участвовало 811 самолетов.

Первый налет произошел 4 ноября 1941 года. Тогда мишенью немцев стал Горьковский автозавод. Как писали заводчане в дневниках и своих воспоминаниях, самолеты летали так низко, что на их крыльях можно было различить свастику. От них отделялись и с завыванием летели на землю бомбы.

Василий Лапшин, который во время войны работал на Горьковском автозаводе в должности главного энергетика, с 1 декабря 1940 года и на протяжении всей войны вел свой дневник. После бомбежки он пишет: «Утром были видны обгоревшие трупы, части тела, разбросанные вокруг. Жутко было смотреть на эту картину».

Как следует из дневника Лапшина, автозаводчане быстро перестроились и привыкли к воздушным тревогам. Во время стрельбы рабочие продолжали работать за станками. А пол на заводе заливали водой, чтобы от падения горящих фрагментов здания не начался пожар.

В июне 1943 года, готовясь к наступлению под Курском, немецкое командование решило нанести массированный удар по промышленным центрам Поволжья. В связи с этим решено было закамуфлировать стратегически важные строения города. В Кстовском районе, недалеко от современного села Федякова, из стекла и фанеры соорудили так называемый «ложный объект» - огромный муляж ГАЗа для обмана немецкой авиации. Но бомбили немцы все равно настоящий завод.

Как рассказывала директор музея ГАЗ Наталья Колесникова , «вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий KG-27 и KG-55 поднялись с аэродромов в районе Орла и Брянска, взяв курс на Горький… Из 45 самолетов к городу прорвались 20. Они повесили на парашютах примерно 80 осветительных ракет. Стало светлее, чем даже днем. Сбросили 289 фугасных бомб, 260 из них - на автозавод. В первый налет из строя были выведены главный конвейер автозавода, рессорный цех, кузница № 3. В районе оказались разрушенными несколько домов и больница. Вспыхнули десятки пожаров, нарушилась подача воды, связь».

За этим последовали еще два налета: в ночь с 5 на 6 июня, в котором участвовало 80 «хейнкелей», и в следующую ночь - 157. В этот третий, самый жуткий налет было разрушено 12 цехов, склады, депо, но больше всего пострадал колесный цех. Именно он был сверхважным объектом. Здесь изготавливались, в частности, колеса для пушек, катки для всех танков Т-34, корпуса снарядов для реактивных установок «Катюша» и многое другое. Не случайно Берии, приезжавшему инкогнито на завод в июне 1943 года, Сталин поручил немедленно, любой ценой восстановить колесный цех. Специалисты тогда дали заключение, что на это потребуется несколько лет. Однако героическими усилиями людей завод был восстановлен за 100 дней и ночей, к концу октября 1943 года.

Но почему все-таки немцы целенаправленно бомбили ГАЗ, а не камуфляж? Позже выяснилось, что здесь ранее работал человек, который снабжал врагов секретной информацией.


Стенд, посвященный горьковчанам-участникам ВОВ. «Мозаика» выполнена из снимков участников Вечного полка


- Сохранились воспоминания Чинченко, одного из ветеранов завода (Федор Демьянович Чинченко, лауреат Государственной премии, пятикратный лауреат ВДНХ, Почетный гражданин Нижнего Новгорода. - РП): в 1943 году он был заместителем начальника колесного цеха. Он никак не мог понять, почему автозавод бомбили так ожесточенно, при том, что он тщательно маскировался, - консультирует РП Марина Марченко , заместитель директора общественно-политического архива Нижегородской области, - И лишь в сентябре 1976-го, когда Чинченко был в Берлине на совещании СЭВ (Совет экономической взаимопомощи. - РП), он встретил бывшего работника штаба воздушного корпуса дальней авиации Германии господина Нидерера.

«Он показал нам фото, в центре которого я увидел моего бывшего начальника на ГАЗе Леопольда Финка, - вспоминал потом Чинченко на встрече ветеранов, посвященной 50-летию восстановления Горьковского автозавода. - На снимке он был в генеральской форме. А на автозаводе до войны он проектировал все подземные коммуникации, а потом работал у нас заместителем начальника ОТК завода (ОТК - Отдел технического контроля. - РП). Так что знал все об автозаводе 1932-1937 годов». Этот факт приводится в книге историков Анны Горевой и Алексея Вдовина «Все для Победы».

Работал Леопольд Финк по контракту, подписанному Молотовым. А в 1937 году его вместе с семьей в 24 часа выслали из СССР. О дальнейшей его судьбе мало что известно. По словам Чинченко, в 1943 году он командовал в Германии корпусом стратегической авиации. С тех самых пор следы Финка обрываются. На совещании СЭВ он не присутствовал. Может, погиб во время войны, попал в плен или, как представитель немецкого командования, получил большой срок. А может, дожил почти до наших дней…

Скупали карты и литературу

Думаю, эта «шпионская» история вполне могла произойти на самом деле, - рассуждает Владимир Сомов. - А на строительстве автозавода действительно были задействованы иностранные специалисты. В том числе и немецкие. Напомню, что между СССР и Германией до войны существовал договор о сотрудничестве. Вполне возможно, что этот самый Финк действительно по контракту трудился у нас какое-то время, а с началом войны снабдил немцев известной ему информацией. Либо это огромный просчет наших спецслужб. Кстати, у нас в регионе были подобные случаи. Поэтому это отчасти оправдывает и репрессии, и «шпиономанию» в годы войны.

Горький всегда был лакомым куском для разного рода «вражеских лазутчиков».

Наш город до 1990-х не случайно был закрытым, - отмечает Марина Марченко. - Почему к нам не пускали иностранцев? Потому что у нас было много предприятий оборонного комплекса, которые выпускали вооружение. Зарубежные специалисты все же приезжали к нам работать по контракту. Но пребывали они здесь только в определенных границах. В начале 1990-х годов статус «закрытого города» был снят, и Нижний стал доступен для посещений иностранцами.

Как отмечает историк Александр Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году - уже 245 гостей из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса. «Находясь в городе, иностранцы покупали в магазинах различные карты, справочники, военную, научную и техническую литературу, книги, характеризующие экономику СССР и отдельных районов, - пишет Осипов. - Иностранные разведчики не только изучали военные объекты со стороны, но и пытались проникнуть туда. Передвигаясь по городу и области на такси, иностранцы интенсивно опрашивали водителей такси, задавая им, в частности, вопросы о численности населения Горького, материальном положении граждан, названии некоторых предприятий, прежних названиях улиц города».

В итоге беспардонные действия визитеров вынудили руководство страны 4 августа 1959 года издать постановление Совета министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами».

mob_info