Консультации для воспитателей в детском саду. технология тико

Значительное место в программе «ТИКО-мастера» занимает геометрический материал . Традиционные программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами. Программа «ТИКО-мастера» предлагает строить геометрический курс для дошкольников на основе пространственной геометрии, осуществляя знакомство детей с объёмными геометрическими телами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности , подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективой подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Данный дидактический материал предоставляет возможность моделирования любых пространственных геометрических тел - от обыкновенного куба до сложных многогранников (ромбокубооктаэдр, икосододекаэдр и т. д.).

Современные учёные – психологи и нейропсихологии – отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребёнка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Представленные материалы – не конспекты занятий, они лишь намечают основные этапы работы с детьми и их последовательность. В данном методическом пособии предложены примерные темы и содержание деятельности детей. Конспект занятия всегда рассчитан на конкретных детей с учётом их индивидуальных особенностей. В данном случае педагог должен самостоятельно продумать содержание деятельности детей на конкретном занятии, выбрать подходящий момент для динамической паузы, разнообразить деятельность детей дидактическими играми и логическими заданиями. Тематику занятий рекомендуем подбирать в зависимости от темы проекта, изучаемого детьми в группе. Тематика, предлагаемая для моделирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После каждого проекта рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.

Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретённые знания ребёнка. Превратить скучные занятия по геометрии в занимательное путешествие по Геометрическому лесу вам поможет Зайчонок ТИКО. Путешествуя вместе с Зайчонком ТИКО по Геометрическому лесу, вы познакомитесь с его друзьями – лесными животными, с гостями Геометрического леса – экзотическими животными. Узнаете о повседневных заботах лесных животных и о забавных приключениях, которые всё время происходят с ними. Например, осенью Ёжик с Бельчонком готовятся к зиме – надо помогать собирать им яблоки, орехи, грибы, а весной у Скворца всё время возникает проблема с жилплощадью из-за его длительного отсутствия зимой – приходится конструировать из ТИКО скворечники.

I занятие (модуль «Плоскостное моделирование»)

II занятие (модуль «Объёмное моделирование»).

для детей 4 – 6 лет

I занятие :

1. Приветствие с Зайчонком ТИКО (2 – 3 мин).

Дети рассказывают Зайчонку свои новости.

2. Логическое задание (3 – 5 мин).

Рекомендация: логическое задание предлагается в сюжетно-игровой форме. Например, помогаем Зайчонку ТИКО морковку на огороде сажать, отыскивая фигуры треугольной формы или друзей угощать печеньем четырёхугольной формы красного цвета (см. Приложения № 4, 5, 7, 8).

4. Работа с карточкой (5 – 15 мин).

1) для работы с карточками дети пересаживаются за столы;

2) детали, необходимые для создания конструкции, педагог заранее раскладывает на столы;

3) карточки необходимо предлагать с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5.

II занятие :

1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки (3 – 5 мин).

1) для конструирования выбирается фигура, соответствующая тематике I занятия по плоскостному моделированию;

2) занятие проводится на ковре, дети располагаются полукругом перед педагогом.

2. Конструирование ТИКО-поделки (10 – 20 мин).

1) детали, необходимые для создания конструкции, педагог заранее раскладывает в индивидуальные контейнеры для детей;

2) во время объёмного моделирования необходимо придерживаться общих правил и схем конструирования (см. Приложение);

3) в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей рекомендуется комбинировать различные варианты конструирования (по схеме, по образцу, с помощью словесной инструкции, самостоятельно).

3. Игровое общение (3 – 5 мин).

1) полезно обсудить с детьми результаты конструкторской деятельности, достигнутые в процессе занятия и варианты применения ТИКО-конструкции в игре, в быту;

2) формы игрового общения – театральная инсценировка, сюжетно-ролевая игра, свободная деятельность.

Занятие «Откуда появляются бабочки?» (старшая группа)

Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Задачи:

2. Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

3. Познакомиться со стадиями развития бабочки.

4. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

5. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Материалы:

ТИКО-поделки:

Плоскостные (гусеница, бабочка, цветок);

Объёмные («куколка»).

План занятий :

I занятие :

2. Логическое задание (3 мин).

3. Беседа по теме (5 мин).

Примерные вопросы и ответы:

Откуда появляются бабочки? (гусеница превращается в бабочку)

Как происходит процесс превращения гусеницы в бабочку? (сначала гусеница превращается в «куколку», потом «куколка» превращается в бабочку)

Что представляет собой промежуточная стадия между гусеницей и бабочкой, которая называется «куколка»? (продолговатый кокон)

Как бабочка появляется из кокона? (бабочка находится в коконе со сложенными крыльями; выбравшись из кокона, бабочка цепляется лапками за стебелек или листочек, расправляет крылья и подсушивает их на солнышке; когда крылья бабочки подсохнут и приобретут достаточную жёсткость, бабочка готова к полёту)

Откуда появляются гусеницы? (бабочка откладывает яички, из которых появляются маленькие гусеницы)

4. Работа с карточкой (10 мин).

Задание: сконструируйте фигуры по контурным схемам, расчертите и раскрасьте схемы.

Игра «Полёт бабочки».

Дети встают, в руках у них бабочки, они имитируют полёт бабочки в направлении, заданном педагогом. Педагог диктует: бабочка летит вверх, вниз, вправо, влево, в верхний правый угол и т. д.

5. Игровое общениемин).

Дети с помощью созданных конструкций имитируют полёт бабочки и движения гусеницы.


II занятие :

1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки.

Конструирование по словесной инструкции предполагает отсутствие образца ТИКО-поделки и его предварительного исследования.

2. Конструирование ТИКО-поделки по словесной инструкции (15 мин).

Словесная инструкция «Кокон»

ü Найдите маленький равносторонний треугольник.

ü К сторонам треугольника прикрепите по квадрату.

ü Квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.

ü К квадратам и треугольникам прикрепите по одному прямоугольнику и соедините прямоугольники друг с другом.

ü Сконструируйте вторую часть кокона также как первую: к сторонам маленького равностороннего треугольника прикрепите по квадрату, квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.

ü Соедините конструкции друг с другом и не забудьте сделать дверцу в коконе, чтобы гусеница и бабочка могли там поместиться.

ü Сконструируйте для бабочки цветок (дети самостоятельно выбирают форму цветка и подбирают детали для конструи рования).

3. Игровое общение (5 мин).

Дети рассказывают и показывают друг другу - как гусеница превращается в бабочку.

Жила-была гусеница – большая и прожорливая.

2 Гусеница съела много вкусных листочков и

превратилась в «куколку», закутавшись в кокон.

3 В коконе гусеница превратилась в бабочку.

4 Бабочка выбралась из кокона и полетала.

5 Позавтракать бабочка решила на цветках ромашки.

Стадии превращения гусеницы в бабочку


Занятие «Зачем нужны ракеты и звездолёты?» (старшая группа)

Цель: развивать умения анализировать фигуру, выбранную для конструирования, и собирать конструкцию по образцу.

Задачи:

1. Научиться определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

2. Познакомиться с различными видами космического транспорта и его назначением.

3. Научиться определять форму и количество геометрических фигур, необходимых для создания конструкции.

4. Развивать навыки пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали.

Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».

ТИКО-поделки:

Плоскостные (искусственный спутник);

Объёмные (звездолёт).

План занятий :

I занятие :

1.Приветствие с Зайчонком ТИКОмин).

2. Логическое задание (3 мин).

Игра на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек»: дети выбирают в мешочке фигуру наощупь и называют её.

3. Беседа по теме (7 мин).

Примерные вопросы и ответы:

Как называется техника, которая используется для перевозки людей и грузов? (транспорт)

Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный, подземный)

Какой вид транспорта перевозит людей и грузы в безвоздушном космическом пространстве? (ракета, искусственный спутник, звездолёт)

Как называется данный вид транспорта? (космический транспорт)

Какие функции выполняет космический транспорт? Для чего нам нужны ракеты и искусственные спутники?

Ответ: Главные задачи подобных аппаратов – исследование поверхности различных планет, отслеживание метеоусловий, поддержание коммуникаций через спутники (для работы телевидения, мобильных телефонов и другой техники), а также появившийся относительно недавно космический туризм. Интересно, что некоторые космические суда перевозят грузы без помощи космонавтов – кораблём управляют роботы или автоматизированная система управления.

4. Работа с карточкой (10 мин).

Задание: Сконструируй спутник, расчерти схему и раскрась схему.

5. Игровое общение (3 мин).

Физкультминутка «Запуск спутника».

Спутники на старте! Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1. После отсчёта спутники взлетают с космодрома и совершают полёт до тех пор, пока не начнётся отсчёт в прямом порядке от 1 до 10. На счёт 10 все спутники должны вернуться на космодром.

II занятие :

1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки (10 мин).

Рассмотрите внимательно звездолёт.

Какова форма звездолёта? (округлая)

Из каких частей состоит звездолёт? (корпус, вход. иллюминаторы)

Какие фигуры и в каком количестве нужны для конструирования звездолёта? (пятиугольник маленький – 2, квадрат маленький – 5, квадрат маленький с круглым отверстием – 5, треугольник равносторонний маленький - 10).

Каким способом вы предлагаете конструировать звездолёт?

1 вариант – сконструировать две части корпуса звездолёта отдельно и соединить их друг с другом, открыв входное отверстие.

2 вариант – сконструировать одну часть корпуса звездолёта, потом с помощью квадратов и треугольников достроить звездолёт, прикрепить пятиугольник к входному отверстию.

2. Конструирование ТИКО-поделки (15 мин)

Выберите один из способов и сконструируйте звездолёт по образцу.

3. Игровое общение(5 мин).

Игра «Полёт звездолёта». Педагог диктует, дети выполняют задания: звездолёт летит вправо, влево, в правый нижний угол и т. д. Дети, которые правильно выполняют задания, выходят из игры.

План проведений занятий по ТИКО-моделированию

для детей 6 - 7 лет

I занятие :

2. Беседа по теме (10 мин).

4.

1) Способы конструирования многогранников –

По образцу;

С помощью развёртки;

По представлению.

2) Развёрткой многогранника называется перенос всех его граней на плоскость. Варианты работы с развёрткой –

Конструирование многогранника из развёртки;

Разложение многогранника на развёртку.

3) Последовательность исследования многогранника –

Наличие у многогранника оснований, их количество;

Определение количества вершин и название основания;

Определение числа вершин, граней и рёбер многогранника способом пересчёта;

Установление соотношения между количеством вершин, рёбер и граней.

4) После исследования многогранника дети переходят к фантазированию – им необходимо трансформировать многогранник в любой предмет окружающего мира.

5. Игровое общение (2 – 3 мин).

II занятие :

a.

1) для организации объёмного моделирования необходимо использовать технологические карты сборки объёмных конструкций (см. Приложение);

2) детали, необходимые для создания конструкции, дети подбирают самостоятельно;

b. Игровое общениемин).

Занятие «Что едят ёжики?», подготовительная группа

(Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе ромбокубооктаэдра)

Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе ромбокубооктаэдра.

Задачи:

1. Развивать умение конструировать многогранники из развёртки.

2. Учиться декодировать схематическую информацию и конструировать с помощью технологической карты.

3. Выявлять взаимосвязи между растительным и животным миром.

4. Развивать внимание и сосредоточенность.

Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».

ТИКО-поделки:

Плоскостные (грибы: лисичка, подосиновик, сыроежки);

Объёмные (корзина).

План занятий :

I занятие :

1. Приветствие с Зайчонком ТИКО (3- 5 мин).

2. Беседа по теме (10 мин).

Примерные вопросы и ответы:

Чем питаются ежи? (ежи – насекомоядные животные, питаются насекомыми: жуки, личинки, улитки, дождевые черви, жужелицы, многоножки)

Что из растительных кормов предпочитает ёжик? (жёлуди, грибы, ягоды и фрукты)

В домашних условиях ёжей можно содержать? (ежи – дикие животные, они лучше чувствуют себя на воле, их обычная среда обитания - лес)

Если вы держите ёжика дома, какими продуктами следует его кормить? (мясо, яйцо, хлеб, молочными продуктами ежей кормить не следует – они для них вредны)

4. Конструирование и исследование многогранников – работа с карточкой (15 мин).

Карточка

ü Сконструируйте развертку ромбокубооктаэдра по чертежу:

- 2 шт

ü Сконструируйте ромбокубооктаэдр из развертки.

ü Исследуйте ромбокубооктаэдр и заполните таблицу:

Название фигуры

Количество вершин

Количество ребер

Количество граней

Ромбокубооктаэдр

квадрат - 18

треугольник - 8

ü Пофантазируйте, и превратите ромбокубооктаэдр в любой предмет окружающего мира.

5. Игровое общение (2 – 3 мин).

II занятие :

5. Конструирование ТИКО-поделки на основе изученного многогранника мин).

Мы с вами уже знаем, что грибы не составляют основу питания ежей. Но самого интересное то, что грибы используются ежами, как и другими животными, не только для питания, но и для лечения от различных болезней.

Сегодня для Зайчонка ТИКО мы с вами сконструируем корзину с грибами.

Словесная инструкция:

ü Найдите два прямоугольных треугольника красного цвета.

ü Сконструируйте из них большой треугольник.

ü Прикрепите треугольник длинной стороной к маленькому белому квадрату так, чтобы квадрат был посередине. Что для этого нужно сделать? (перевернуть квадрат изнаночной стороной)

ü Опишите внешний вид гриба и скажите его название (белая нажка и красная шляпка – это подосиновик).

ü Вспомните, как выглядит гриб «лисичка» и сконструируйте его.

ü Можете собрать ещё несколько сыроежек для Зайчонка ТИКО. Какого цвета шляпки у сыроежек? (у сыроежек шляпки грибов могут быть любого цвета)

Замечательные грибочки у вас получились! Сконструируйте для них корзинку, используя для этого технологическую карту.

Технологическая карта «Корзина»

Детали : квадрат маленький – 19, треугольник равносторонний маленький - 4.

Последовательность соединения :

1. Сконструируй развёртку ромбокубооктаэдра по схеме:

2. Соедини фигуры между собой до образования полукруглой формы.

3. Сконструируй ручку для корзинки, соединив шесть квадратов в одну линию.

4. Прикрепи ручку к корзинке.

6. Игровое общениемин).

Дети угощают Зайчонка ТИКО грибами, рассказывают какими грибами надо лечиться. Зайчонок их благодарит, играет с ними.

Главная > Программа

Авторы: Елена Васильевна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Ирина Викторовна Логинова, воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко» Великого Новгорода.

Как развить в малыше задатки конструктора

Впервые в данной статье для воспитателей детских садов и родителей дошкольников публикуется программа дополнительного образования «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования». Пояснительная записка к программе, подробное тематическое планирование на 4 года, сценарий праздника на основе ТИКО, или Т рансформируемого И грового К онструктора для О бучения «ТИКО ». Воспитатели и педагоги России приглашаются к совместному созданию книжки методических рекомендаций по работе с ТИКО (конт. e-mail: irinaloginova76@ ). Вот уже на пороге новый 2011 год. Нет такого родителя или воспитателя, который именно с нового года не давал бы себе зарок стать лучше. Это значит, хочется начать уделять развитию наших детей больше времени, но главное – делать это по-новому. Чтобы не было скучно взрослым, чтобы было полезно малышам, чтобы не было дорого для детсадов. Реализовать такой конструктивный настрой развивать ребенка помогает конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей. Великий Новгород делится со страной таким опытом вместе с Т рансформируемым И гровым К онструктором для О бучения «ТИКО ». Что такое ТИКО? Т рансформируемый И гровой К онструктор для О бучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Кто рекомендует ТИКО? Все 10 наборов конструктора ТИКО рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др. Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования. Новгородские воспитатели в 2010 году высоко оценили возможности работы с конструктором в детских садах, создали и апробировали программу «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования». Каким может быть содержание работы с ТИКО в детском саду? Когда родители малышей интересуются, чем будет заниматься ребенок в группе, трудно ожидать, что мама или папа найдут время прочесть всю программу. Для многих посильным будет просмотреть помесячное тематическое планирование. С ТИКО темы занятий могут быть такими для, например, старшей и подготовительной групп: сентябрь – ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (знакомство с конструктором). октябрь – ТИКО: множество углов. Мы запомним много слов! (знакомство с многоугольниками). ноябрь – ТИКО: форма и размер, геометрии пример! (геометрический тренинг). декабрь – ТИКО влево, ТИКО вправо: всё пространство для забавы! (, конструирование дорожек, графические диктанты). январь – ТИКО-парк для Винни-пуха (развитие фантазии в пространственных формах). февраль – ТИКО-домик для куклы (понятие о симметрии). март – ТИКО-призма, ТИКО-куб, ТИКО-пирамида (понятие об объеме и развертке). апрель – ТИКО-многогранники вдруг пустились вскачь: Каждый быстро сделает звонкий яркий мяч! (конструирование мяча). май – ТИКО-космодром (развитие фантазии через конструирование инфраструктурынх объектов). По какой программе работать с ТИКО? Программа дополнительного образования «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» составлена новгородским воспитателем Ириной Викторовной Логиновой (МАДОУ № 81 «Солнышко»). Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет. Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное мышление и математическая грамотность. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом несомненная актуальность программы. Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов и может быть рекомендована родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком. Основной целью программы является формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников. Для этого педагог ставит перед собой и решает следующие задачи: - увлечь детей активной творческой деятельностью; - познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами; - укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук; - активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объёмных фигур; - развивать у учащихся мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию. Сроки реализации программы – 4 года обучения в детском саду (например, 2 раза в неделю, т.е. 66 занятий в год). Рекомендуемая продолжительность занятий: для детей 3-4 лет – 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 20 минут, 6-7 лет – 30 минут. Ведущей формой организации занятий заявлена групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года). По окончании дети должны знать и уметь: - различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) по цвету, форме и размеру; - ориентироваться в свойствах: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий; - конструировать основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; - анализировать и сравнивать по одному признаку; - классифицировать по одному свойству; - различать понятия «один» – «много»; - считать и различать числа до 3; - ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также -над, -под, -в, -на, -за, -перед. Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет). По окончании дети должны знать и уметь: - классифицировать по 1 - 2 свойствам; - конструировать плоские геометрические фигуры; - различать и называть фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); - анализировать и сравнивать по 1-2 признакам; - ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между». - считать и различать числа до 5; - иметь представление о различных видах многоугольников; - конструировать по образцу. Ожидаемый результат: 3 год обучения (5-6 лет). По окончании дети должны знать и уметь: - конструировать – куб, параллелепипед; - анализировать и сравнивать по 2 признакам; - классифицировать по 2 свойствам; - считать и различать числа до 10; - конструировать по образцу и по собственному замыслу. Ожидаемый результат: 4 год обучения (6-7 лет). По окончании дети должны знать и уметь:

    конструировать различные виды многоугольников; ориентироваться в понятиях «направо», «налево»; анализировать и сравнивать по 2-3 признакам; различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение; конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу; уметь вычислять периметр фигуры; иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов; конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед, шар, пирамида, призма.
Способами определения результативности программы являются диагностика , проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения, и выставки работ детей, выполненных по окончании изучения темы. Также в конце статьи приводится сценарий игры на основе конструктора ТИКО, которую полезно провести как итоговое мероприятие, напутствующее дошкольников как будущих первоклассников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по программе «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»

    год обучения

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Геометрические фигуры

Пространственное ориентирование

Тематическое конструирование

Классификация по одному признаку

Свойства

Цифры 1 – 3

    год обучения

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Геометрические фигуры

Пространственное ориентирование

Тематическое конструирование

Классификация по 1 - 2 признакам

Свойства

Цифры 1 - 5

    год обучения

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Многоугольники

Объемные геометрические фигуры

Пространственное ориентирование

Тематическое конструирование

Классификация по 2 признакам

Свойства

Цифры 1 - 10

    год обучения

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Многоугольники

Объемные геометрические фигуры

Пространственное ориентирование

Тематическое конструирование

Классификация по 2 – 3 признакам

Числа до 100

Периметр

Узоры и орнаменты

1 год обучения Тема № 1: « Геометрические фигуры». Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» – находим и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «круг», «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Практическое задание: учимся скреплять ТИКО-детали между собой. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей). Тема № 2: « Теория: изучаем понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Практическое задание: Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»). Тема № 3: « Теория: учимся обобщать, понятие «Мебель». Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО предметы мебели для кукольного уголка (стол, стул, кровать, диван, пуфик, шкаф и т.д.). Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), образцы «мебели». Тема № 4: « Классификация по одному признаку» Теория: сопоставление цветов ТИКО-деталей с предметами аналогичного цвета. Практическое задание: игра «Угощение друзей» – поиск ТИКО-деталей заданного цвета. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), муляжи предметов желтого цвета, игрушки-животные. Тема № 5: « Свойства». Теория: исследование «Найди клад» – сопоставляем дорожки разной длины, ищем самый короткий путь к сокровищам. Практическое задание: собираем длинную и короткую дорожки из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), детский ботинок, шнурки разной длины. Тема № 6: « Цифры 1 - 3». Теория: Практическое задание: Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), животные-игрушки (по 3 штуки). 2 год обучения Тема № 1: « Геометрические фигуры». Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» – находим, вырезаем и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «вверх», «вниз», «в центре», «сбоку». Практическое задание: скрепляем между собой ТИКО-детали, распределяем их по этажам. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей), ножницы. Тема № 2: « Пространственное ориентирование». Теория: изучаем понятия ориентироваться в понятиях «около», «выше», «ниже», «между». Практическое задание: Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Эрудит», «Арифметика», «Фантазер»). Тема № 3: « Тематическое конструирование». Теория: учимся обобщать, понятие «Многоугольник». Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО различные (3-х, 4-х, 5 и т.д.) многоугольники. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), образцы многоугольников. Тема № 4: « Классификация по 1 - 2 признакам». Теория: сопоставление формы ТИКО-деталей с предметами аналогичной формы. Практическое задание: игра «Помоги Колобку» – поиск ТИКО-деталей заданной формы. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), муляжи предметов квадратной, треугольной и прямоугольной формы, игрушки-животные. Тема № 5: « Свойства». Теория: исследование «Найди клад» – сопоставляем дорожки разной толщины, самая тонкая дорожка – путь к сокровищам. Практическое задание: собираем узкую и широкую дорогу. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), кукла, ленты разной толщины. Тема № 6: « Цифры 1 - 5». Теория: считаем предметы, сопоставляем их по количеству. Практическое задание: прикрепляем к цифре такое количество квадратов (треугольников), какое число она обозначает. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), животные-игрушки. 3 год обучения Тема № 1: « Многоугольники». Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» – находим, вырезаем и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «справа», «слева», «многоугольник», «четырехугольник», «пятиугольник». Практическое задание: Материалы: Тема № 2: « Теория: «Сказка о прекрасной принцессе и разрушенном замке» - строим замок для принцессы. Понятие: «куб». Практическое задание: конструируем куб из развертки. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей). Тема № 3: « Пространственное ориентирование». Теория: изучаем понятия «направо», «налево». Практическое задание: соединение ТИКО-квадратов с буквами и цифрами в условной последовательности. Материалы: Тема № 4: « Тематическое конструирование». Теория: учимся обобщать, понятие «Море». Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО предметы на морскую тематику – «рыбка», «водоросли», «морская звезда» и т.д. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), изображения морских животных, растений и т.д. Тема № 5: « Классификация по двум признакам». Теория: Практическое задание: Материалы: Тема № 6: « Свойства». Теория: исследование «Объем»; понятия: «один литр», «половина литра» Практическое задание: Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель. Тема № 7: « Цифры 1 - 10». Теория: считаем предметы, сопоставляем их по количеству. Практическое задание: прикрепляем к цифре такое количество квадратов (треугольников), какое число она обозначает. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), муляжи овощей, фруктов. 4 год обучения Тема № 1: « Многоугольники». Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» - рисуем, вырезаем и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «справа», «слева», «многоугольник», «четырехугольник», «пятиугольник», «шестиугольник» и т.д. Практическое задание: конструируем многоугольники, распределяем их по этажам. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей), ножницы. Тема № 2: « Объемные геометрические фигуры». Теория: понятия – «пирамида», «грани», «ребра», «вершины». Практическое задание: конструируем разные виды пирамид из развертки. Материалы: Тема № 3: « Пространственное ориентирование». Теория: изучаем понятия «направо вверх», «налево вверх», «направо вниз», «налево вниз», «по диагонали». Практическое задание: соединение ТИКО-квадратов в условной последовательности. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Эрудит», «Арифметика», «Геометрия»). Тема № 4: « Тематическое конструирование» Теория: учимся обобщать, понятие «Техника». Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО предметы по теме – «лодка», «корабль», «ракета», «батискаф» и т.д. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), изображения предметов техники. Тема № 5: « Классификация по двум-трем признакам». Теория: сопоставление цвета и формы ТИКО-деталей с аналогичными предметами. Практическое задание: игра «Магазин» – рассматриваем предметы и выкладываем ТИКО-детали с аналогичными свойствами. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), муляжи предметов разных по цвету и форме. Тема № 6: « Свойства». Теория: исследование «Объем»; понятия: «один литр», «половина литра», «четверть литра», «восьмая литра». Практическое задание: сравниваем объемы куба и прямоугольного параллелепипеда. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 7: « Числа до 100». Теория: понятия – «десятки», «единицы». Практическое задание: составляем двузначные числа. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), таблица чисел до 100. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
    Дидактическая игра «Угощение друзей». Дидактическая игра «Помоги Колобку». Дидактическая игра «Найди клад» Дидактическая сказка «Сказка о прекрасной принцессе и разрушенном замке» Дидактическая игра «Магазин».
Материально-техническое оснащение занятий:
    Столы – 5 штук Стулья – 10 штук Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
Литература в помощь педагогу:
      Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

Сценарий игры для будущих первоклассников "Грамотей по имени ТИКО".

Игра может быть посвящена Дню знаний (1 сентября), Международному дню грамотности (8 сентября), выпуску дошколят из детского сада как посвящение в первоклассники или приурочена к другим поводам. Осветить игру охотно откликаются телевизионные СМИ, если их пригласить с помощью, например, такого пресс-релиза:

Впервые в городе N в режиме нон-стоп дошколята отметят Международный день грамотности. 8 сентября в Y часов в детском саду Х пройдет зрелищная детская игра "Грамотей по имени ТИКО". На второй неделе сентября во всем мире отмечается Международный день грамотности. В XXI веке грамотным может считаться только тот, кто постоянно обновляет свои знания и стремится к учебе. Именно так в выпускных группах детского сада Х и решили отметить начало учебного года. Грамотность и вкус к учебе старшие группы дошкольников продемонстрируют в эстафетах и конкурсах с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения ТИКО. Из деталей конструктора командам предстоит на скорость сконструировать дом и мебель, выложить самую длинную дорожку и без ошибок составить слова-отгадки на загадки. Участники самой мобильной команды, лучше всех ориентирующиеся в новой обстановке и грамотно выполняющие задания, будут удостоены наград "Грамотей по имени ТИКО". Игра проводится с детьми, которые уже познакомились с конструктором и приобрели достаточный опыт в сборе объемных фигур. Можно использовать данный сценарий для проведения праздников, мероприятий для выпускников детского сада. Параллельно с игрой грамотеев пройдет выставка поделок из конструктора, выполненных дошколятами. Зрительское голосование определит самую эффектную поделку, автору которой также достанется приз.
По словам Светланы Николаевны Гореваловой, заведующего детского сада 61, «сценарий праздника «Грамотность в режиме нон-стоп» легко адаптируется к любому детскому дошкольному учреждению, помогая воспитателям соответствовать в работе с детьми новым образовательным стандартам. На занятиях и в игре малыши с увлечением и пользой через работу с конструктором приближаются к освоению заложенных в стандарте 4 умениям: ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность, результативно работать с ИНФОРМАЦИЕЙ, делать ответственный ВЫБОР в мире ценностей и поступков и уметь ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми. Согласитесь, эти умения нужны любому взрослому – так пусть наши дети будут уже сейчас успешнее нас!» Время проведения игры: один час. Обязательно подобрать веселый музыкальный фон . На протяжении всей игры в зале работает выставка «Город ТИКО-мастеров!» из поделок, выполненных из конструктора ТИКО. Открытие выставки производится на 15 минут раньше игры, чтобы зрители могли проголосовать за понравившиеся поделки. Родители и дети, гости праздника изучают выставку, затем берут листок, на котором пишут номер понравившейся поделки, и кладут его на тарелочку (лучше из ТИКО-деталей). После игры подводятся и итоги конкурса «Город ТИКО-мастеров!». Правила игры:

    в игре принимают участие команды 3 команды, команды соревнуются между собой, выполняя различные задания с конструктором ТИКО, жюри оценивает скорость и качество выполненных заданий и выбирает победителя: 1 балл за 1 место, 2 за 2-ое и 3 за 3-е, в игре побеждает команда, получившая меньше всех баллов.
Организаторы для игры:
    ведущий, владеющий приемами экспромта две помощницы, перед началом игры организовывающие процедуру голосования на выставке «Город ТИКО-мастеров!», а во время игры помогающие переставлять столы и разносящие командам конструктор и контейтеры помощник, включающий по сигналу ведущего музыкальные паузы. в жюри можно включить представителей администрации детского сада и родительского комитета
Оборудование для игры:
    столы для выставки заранее сделанные дошкольниками поделки из конструктора ТИКО для выставки блок с листками для зрительского голосования пачка фломастеров для зрительского голосования тарелочка для итогов голосования нарисовать крупное название выставки «Город ТИКО-мастеров!» жетоны (картон, с одной стороны – белый, с другой стороны – цветной: по 5 красных, желтых и синих квадратиков) канцтовары для жюри грамоты (4) призы (7, лучше всего – наборы конструкторов ТИКО и сладости) для задания А. – три стола, по 9 деталей для строительства дома для задания Б. – те же столы, три коврика, контейнеры с деталями для сборки мебели, книжки-ТИКО с иллюстрациями для задания В. – три контейнера с цветными деталями для задания Г. – три корзины, три контейнера с деталями для задания Д. – несколько листочков с загадками, три контейнера с буквами для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по цвету» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по форме» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых контейнеры – 10 маленьких, 7 больших грамоты (4 штуки) призы (7 штук) результаты игры
Ход игры: 1. Ведущий рассказывает о празднике и о правилах игры, представляет жюри и под аплодисменты приглашает на сцену капитанов команд-участниц (трое родителей). Примерный монолог ведущего . Междунаро́дный день гра́мотности отмечается 8 сентября с 1966 года. Грамотных становится с каждым годом все больше, однако борьба с неграмотностью по-прежнему остается задачей огромного масштаба и сложности. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны. Почти 4 миллиарда жителей нашей планеты умеют читать и писать. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. И в первую очередь к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. А уже во вторую очередь мужчины и мальчики, что лишены возможности получения качественного образования. Кроме того, бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Сегодня важнейшее условие распространения грамотности – это постоянное обучение, непрерывное образование, работа каждого человека над собой. А вы уже совсем скоро пойдете в школу. Этому и грамотности и будет посвящен наш сегодняшний праздник. Он пройдет в виде игры. 2. Участники – 18 человек (15 человек детей и 3 взрослых)– подходят к столу и берут жетоны (с одной стороны – белые, с другой стороны – цветные: красный, желтый, синий) и по цвету жетонов делятся на три команды. 3. Командам дается одна минута, чтобы придумать себе название. Затем ведущий под аплодисменты объявляет названия команд. 4. Конкурсные задания. А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!» Ведущий сообщает, что командам за заданное время надо построить домики для Цыпленка, Утенка и Котенка (берет их с выставки, ставит на столы). Команды строятся в колонну, напротив каждой команды на столе разложены ТИКО-детали маленького размера для сборки дома. Образец дома ведущий показывает участникам и зрителям. По сигналу первый участник бежит к столу и соединяет две детали дома – возвращается обратно. Второй участник бежит к столу и присоединяет к дому ещё одну деталь и т. д. Выигрывает команда, которая быстро и правильно построит дом. Б. «Собрать из ТИКО-деталей мебель!» Ведущий на те же столы выкладывает по коврику из деталей ТИКО и сообщает командам, что теперь им необходимо будет за заданное время построить мебель для дома – стол, стул, диван и шкаф. Образцы построек показываются в книге-ТИКО. Команды располагаются вокруг стола и по сигналу начинают работу. Победителем становится команда, выполнившая свою работу быстро и качественно. Ведущий проверяет качество выполненной работы, и столы с поделками присоединяются к выставке «Город ТИКО-мастеров!». Во время этого задания – «Разложи ТИКО-детали по цвету». Двум командам дают большой контейнер с разноцветными фигурами и четыре пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по цветам – желтый, зеленый, синий, красный. В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!» Каждая команда получает контейнер с фигурами. Необходимо найти все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку. Выигрывает тот, кто за заданное время сделает это быстрее. Ведущий проверяет, не остались ли нужные детали в контейнере, и объявляет победителя. Г. «Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!» Команды располагаются за столами. Они получают по корзине из ТИКО-деталей и по контейнеру с плоскими фигурами. Корзины ставят на расстоянии от столов. Собрав фигуру, ребенок бежит к корзине и кладет её туда. За заданное время они должны собрать как можно больше объемных геометрических фигур и сложить их в корзину. Ведущий со зрителями (хором) считают фигуры в каждой корзине и объявляют победителя. Во время этого задания можно провести конкурс для маленьких зрителей и/или родителей – «Разложи ТИКО-детали по форме». Двум командам дают по контейнеру с разными фигурами и четыре маленьких пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по форме – квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник. Д. «Собрать из ТИКО-букв отгадку!» (конкурс для детей подготовительной группы) Командиру, взрослому человеку, выдают лист с загадкой. Нужно отгадать загадку прочесть и собрать слово-отгадку из ТИКО-букв. Побеждает команда, которая правильно отгадает загадку и быстро соберет слово. (Этот же конкурс может являться дополнительным для выявления победителя в случае, если на победу в игре будут претендовать две команды). Примерные загадки:
Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ.

(алфавит)

Всё я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться.
Я оставляю синий след, Но жить он может много лет. Поле белое, Овцы черные.
Никому не даст он краски Вдруг товарищ не вернёт!? Почитать не даст он сказки – Очень редкий переплет... Поиграть не даст в компьютер – Можно клавиши сломать. И вообще в компьютер лучше В одиночку поиграть!
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я Башню, дом и самолёт, И огромный пароход!

(карандаш)

Любим нос везде совать, И чертить, и рисовать, Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

(карандаши)

Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.

(карандаш)

Для меня резинка, братцы, лютый враг! Не могу я столковаться с ней никак. Сделал я кота и кошку – красота! А она прошлась немножко – нет кота! С ней хорошую картинку не создать! Так во всю ругал резинку...

(карандаш)

5. Жюри объявляет результаты, вручает призы и грамоты «Грамотей по имени ТИКО!» участникам игры. 6. Подводятся итоги зрительского конкурса «Город ТИКО-мастеров!» Победитель получает приз и грамоту. Резюме . Когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии, сфера образования не может оставаться в стороне от этого государственного заказа. Стоит как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является созданная новгородцами программа «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования». Работа по этой программе открывает для ребенка новый мир технического знания, для родителей – возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального разряда. Подобное образовательное сотворчество в конечном итоге идет на пользу семье, школе и стране.

Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.

«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:

  • лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
  • расширению кругозора ребёнка;
  • расширению знаний в области окружающего мира;
  • созданию психологического комфорта при обучении;
  • развитию фантазии и творческих способностей.

На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.

В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:

  • Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
  • Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
  • Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
  • Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.

Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).

Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.

Продолжительность обучения: 18 академических часов.

Стоимость обучения: 2 750 рублей.

Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.

При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).

ТИКО-моделирование

в детском саду

подготовила:

заведующий МБДОУ д/с №28

Кочина О.Н.

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

    создание развивающей среды;

    организация развивающих занятий;

    реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:

    в театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;

    в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

    кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;

    в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;

    в уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

    уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» - дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

    дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;

    в строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.

В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.

Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

На диске представлен различный материал для работы для с конструктором ТИКО в детском саду как в свободной деятельности, так и в непосредственно-образовательной деятельности.

Если у Вас появилось желание включиться в увлекательную деятельность с конструктором ТИКО, ждем Ваших замечаний, предложений, вопросов.

mob_info