Консультация для родителей чудесная гжель. Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома Народная роспись - Гжель

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда. Называли её ещё «чёрной». Но в XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды, придававшей изделию прозрачный цвет, а наличие специальных добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона. В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полу фаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет. Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и всё её производство названо «гжелью», которое со временем было превращено в «гжель». Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.

3 слайд

Описание слайда:

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Как и все народные промыслы в России на рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже терпит упадок. Но уже в 1930-ые годы в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда. В 1972 году было создано объединение «Гжель» на основе шести маленьких производств. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась богаче. «Гжель» - название современной фирмы, производящей уникальный фарфор с кистевой росписью кобальтом. В «Гжели» работают высококвалифицированные и одарённые художники. Мастера расписывают каждое изделие только вручную. Процесс обучения художников занимает до двух лет. В Гжели существует преемственность в обучении промыслу: от детского сада до Гжельского художественного Колледжа. Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ подготовила Фитисова И.В. воспитатель ДОУ №319 «СНЕЖИНКА – НОРД» г. Донецка МОН ДНР

  • В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет.
  • Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой.

Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Как и все народные промыслы в России на рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже терпит упадок. Но уже в 1930-ые годы в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное. И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров декоративной росписи, будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики и ложки, загорские матрёшки и т. п. Малыши воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Народная роспись - Гжель

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье -Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на глину легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

ЕЕ трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения!

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией: посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской.

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой.

Главный секрет - это мазки. Мазок - это родовая примета Гжели.

Главный приём - правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Другое правило - каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше - мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше - мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники. Давайте нарисуем розу.

Нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются - учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку; в школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна: стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.


mob_info