Линейный корабль дредноут. Линейный корабль «Дредноут

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дредноут

дредноут в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

дредноут

А, м. Большой броненосец, предшественник современного линейного корабля.

прил. дредноутный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дредноут

м. Крупный броненосец с мощной артиллерией, предшественник современного линейного корабля (в первые десятилетия XX в.).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дредноут

"ДРЕДНОУТ" (англ. "Dreadnought" букв. - неустрашимый), английский броненосец (постройки 1906). Имел 10 305-мм башенных орудий и 24 орудия 76-мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30-х гг. "Дредноутами" называли линейные корабли этого типа.

Дредноут

«Дредноут» («Dreadnought», буквально ≈ неустрашимый), английский линейный корабль , положивший начало этому классу кораблей. Постройка «Д.» явилась попыткой учесть опыт русско-японской войны 1904≈1905, в которой выявились недостатки броненосцев. Построен в 1905≈06 в Портсмуте; водоизмещение 17900 т, скорость хода ≈ 21 узел (39 км/ч), вооружение: 10 орудий 305-мм (в 5 двухорудийных башнях), 14 орудий 76-мм (вдоль бортов, на башнях крупного калибра, в носу и на корме), 5 подводных торпедных аппаратов (4 бортовых и 1 кормовой); бронирование: в средней части 280 мм, в носу и на корме 200 мм, палубы 40 мм, башен и рубки 280 мм. Основные отличительные черты Д. от его предшественников ≈ броненосцев: введение единых калибров всей главной и противоминной артиллерии, увеличение скорости хода, противоминной защиты, ромбическое расположение артиллерийских башен, что позволяло вести огонь с бортов и кормы из 8, а по носу из 6 орудий главного калибра. В России были построены более совершенные линейные корабли типа «Севастополь» .

Википедия

Дредноут (гитара)

Дредноут - вид акустических гитар, отличающийся увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. По сравнению с классическим корпусом обладает повышенной громкостью, большим сустейном и преобладанием низких частот в тембре. Разработан в 1920-х годах фирмой « Мартин » и до сих пор считается стандартом в гитаростроении.

В 20-х годах использовался в основном для « кантри » и популярно -эстрадной музыки. В 50-х, наряду с другими фолк-гитарами, также использовался для домашних или бардовских стилей, акустического блюза.

В отличие от оркестровых моделей, которые обычно используются для игры пальцевой техникой, дредноут чаще применяется для игры «чесом». Также дредноут, поскольку у него длинный сустейн, звучит громче, чем оркестровые модели, хотя у такой гитары и более сбалансированный звук.

У некоторых дредноутов есть вырез, что облегчает игру сольных партий.

Дредноут (фильм)

«Дредноут» (кит. 勇者無懼, англ. Dreadnaught , букв. Ставший бесстрашным ) - гонконгский фильм с боевыми искусствами режиссёра Юань Хэпина, вышедший в 1981 году.

Дредноут (класс кораблей)

Дредноут - появившееся в начале XX века поколение артиллерийских военных кораблей, характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun ). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью, однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля первой четверти XX века. Последний в мире дредноут - «Вэнгард» - был построен в Великобритании в 1946 году, и служил до конца 1950-х годов.

Примеры употребления слова дредноут в литературе.

Хэн поглядел вверх на дредноут , который возил их в гиперпространстве последние двое суток.

И еще информируйте командира абордажной команды - я хочу немедленно взять этот дредноут в имперские руки.

Смотрите, этот дредноут уходит в глухую оборону, второй сейчас сделает то же самое.

Алексею Фомичу Надя и, когда он показал ей этот дредноут , протянула: - Вот он какой!

Вторая часть триптиха - зритель должен увидеть воочию - горит не что-то и не где-то, а вот: эта огненная стихия охватила огромный дредноут , красу, мощь и гордость военного флота.

Феня немедля ушла, и он остался один на один со всем тем, что на него так жестоко свалилось в этот день, точно был он тоже дредноут , и один за другим прогремели в нем совершенно нежданные оглушительные взрывы.

Прошляпили дредноут и молчите, и смотрите во все глаза, чтобы опять чего-нибудь не прошляпить.

А если это меньшинство будет состоять из таких, как злоумышленник, погубивший и дредноут , и несколько сот человек?

В результате на каждый халианский дредноут придется не менее двух больших кораблей Флота, а такое соотношение сил почти наверняка означает гибель халианских супергромадин.

Решение капитана лайнера оказалось абсолютно верным - первый дредноут вскоре заполыхал.

Неожиданно дредноут наскочил на сгусток мин, видимо, заботливо заготовленный кем-то из наших, и прекратил сопротивление.

Итак, у халиан остался только один дредноут , а это значит - конец близок.

Вначале нам надо захватить дредноут , этот трофей крайне важен для Конфедерации.

На один дредноут требуется не двадцать ракет, а в два раза больше плюс удача.

А потом прилетел этот чертов дредноут и я еле дождалась, когда же вы наконец поднимете свою оборонную сферу.

Дредноут были частью гонки вооружений среди великих держав мира накануне Первой мировой. Подобные линкоры стремились создать ведущие морские государства. Первой среди всех была Великобритания, которая всегда славилась своим флотом. Не осталась без дредноутов и Российская империя, которая, несмотря на внутренние трудности, сумела построить четыре собственных корабля.

Что представляли собой корабли класса дредноут, какова их роль в мировых войнах, что случилось с ними впоследствии, станет известно из статьи.

Классификация

Если изучить источники, касающиеся рассматриваемого нами вопроса, то можно сделать интересный вывод. Оказывается, существует два вида дредноутов:

  1. Морской корабль «Дредноут», который дал название целому классу линкоров.
  2. Космический крейсер, который упоминается во франшизе «Звездные войны».

Класс дредноут

Корабли подобного класса появились в начале двадцатого века. Их характерной особенностью являлось однородное артиллерийское вооружение исключительно крупного калибра (305 миллиметров). Свое название артиллерийские военные суда получили по имени первого представителя этого класса. Им стал корабль «Дредноут». Название с английского переводится как «бесстрашный». Именно с этим наименованием ассоциируются первой четверти двадцатого века.

Первый из «неустрашимых»

Революцию в военно-морском деле совершил корабль «Дредноут». Этот британский линкор стал родоначальником нового класса

Строительство линкора было настолько значимым событием в мировом кораблестроении, что после его появления в 1906 году морские державы начали воплощать подобные проекты у себя. Чем же прославился «Дредноут»? Корабль, фото которого представлено в статье, был создан за десять лет до Первой мировой. А к её началу были созданы «сверхдредноуты». Поэтому в таких крупных сражениях, как Ютландское, линкор даже не принял участия.

Однако боевое достижение у него все же было. Корабль протаранил немецкую подводную лодку, которая находилась под командованием Отто Веддигена. В начале войны этот подводник сумел потопить за один день три британских крейсера.

По завершении войны корабль «Дредноут» был списан и разрезан на металл.

Космический корабль

В вымышленном мире «Звездных войн» также существует «Дредноут». Космический корабль был разработан во времена Старой Республики корпорацией «Звездолеты Рендили». Крейсер подобного типа был медленным и плохо защищенным броней. Однако подобные машины долгое время служили многим организациям и правительствам.

Оружейная система космического корабля состояла из следующих орудий:

  • двадцати счетверенных лазерных, располагавшихся впереди, слева и справа;
  • десяти лазерных, располагавшихся слева и справа;
  • десяти батарей, располагавшихся впереди и на корме.

Для оптимальной работы крейсер нуждался в персонале численностью не менее шестнадцати тысяч человек. Они занимали все пространство космического корабля. Во времена Галактической империи суда подобного типа использовали в качестве патруля дальних систем Империи, а также как эскорт для грузовых кораблей.

Альянс Повстанцев по-другому подошел к применению подобных крейсеров. После переоборудования их называли штурмовыми фрегатами, которые имели большее количество орудий, были более маневренными и требовали наличия команды, состоящей всего из пяти тысяч человек. Подобное переоборудование требовало значительного количества средств и времени, поэтому штурмовых фрегатов было не много. Далее следует вернуться в реальный мир.

«Дредноутная лихорадка»

Постройка в Англии нового линейного корабля была связана с начавшейся гонкой вооружений перед Первой мировой, поэтому ведущие страны мира также приступили к проектированию и созданию аналогичных боевых единиц. Тем более что существующие на то время эскадренные броненосцы потеряли свое значение в бою, в котором присутствовал линейный корабль «Дредноут».

Началось соперничество между морскими державами в постройке подобных кораблей, которое получило название «дредноутная лихорадка». Первенство в ней держали Англия и Германия. Великобритания всегда стремилась лидировать на воде, поэтому она создавала в два раза больше кораблей, чем Германия стремилась догнать главного соперника и начала увеличивать свой флот. Это привело к тому, что все европейские морские государства были вынуждены приступить к постройке линкоров. Для них было важно сохранить свое влияние на мировой арене.

В особом положении находились Соединенные Штаты. Государство не имело явно выраженной угрозы со стороны других держав, поэтому обладало запасом времени и могло использовать опыт по проектированию дредноутов по максимуму.

Проектирование дредноутов имело свои трудности. Главной из них было размещение артиллерийских башен основного калибра. Каждое государство решало этот вопрос по-своему.

«Дредноутная лихорадка» привела к тому, что к началу Первой мировой английский флот имел сорок два линкора, а германский - двадцать шесть. При этом корабли Англии обладали орудиями более крупного калибра, но были не такими бронированными, как дредноуты Германии. Другие страны значительно уступали своим главным конкурентам по количеству судов подобного типа.

Дредноуты в России

Для сохранения своего положения на море к строительству линкоров типа дредноут (класс кораблей) приступила и Россия. Учитывая обстановку внутри страны, империя напрягла последние силы и смогла создать всего четыре линкора.

ЛК Российской империи:

  • «Севастополь».
  • «Грангут».
  • «Петропавловск».
  • «Полтава».

Первым среди однотипных по компоновке кораблей, спущенным на воду, был «Севастополь». Его историю следует рассмотреть подробнее.

Корабль «Севастополь»

Для Черноморского флота линкор «Севастополь» был заложен в 1909 году, то есть на несколько лет позже своего британского прототипа - известного судна «Дредноут». Корабль «Севастополь» создавался на Балтийском заводе на протяжении двух лет. В строй он смог вступить еще позже - только к зиме 1914 года.

Российский линкор принимал активное участие в Первой мировой, базируясь в Гельсинфорсе (Финляндия). После подписания Брестского мира его перевели в Кронштадт. В Гражданскую войну его применяли при обороне Петрограда.

В 1921 году экипаж корабля поддержал кронштадтский мятеж, ведя огонь по приверженцам советской власти. После подавления мятежа экипаж был практически полностью заменен.

В межвоенный период линкор переименовали в «Парижскую коммуну» и переправили на Черное море, где сделали его флагманом Черноморского флота.

Во время Второй мировой дредноут участвовал в обороне Севастополя 1941 года. Спустя год артиллеристы заметили изменение в стволах орудий, что свидетельствовало об износе «Парижской коммуны». До освобождения территории простоял в Поти, где его и отремонтировали. В 1943 году ему вернули первоначальное название, а спустя год «Севастополь» вошел на рейд Крыма, освобожденного к тому времени.

После войны корабль стали использовать в учебных целях, пока в конце пятидесятых годов двадцатого века его не разобрали на металлолом.

Появление сверхдредноутов

Спустя пять лет после своего создания корабль типа дредноута и его последователи стали устаревать. На смену им пришли так называемые сверхдредноуты, которые имели калибром в 343 миллиметра. Позднее этот параметр вырос до 381 мм, а после достигал 406 миллиметров. Первым в своем роде считается британский корабль «Орион». Помимо того, что он имел усиленное бронирование бортов, линкор отличался от предшественника в общей сложности на двадцать пять процентов.

Последний в мире дредноут

Последним среди дредноутов считается линкор «Вэнгард», созданный в Великобритании после Второй мировой, в 1946 году. Проектировать его начали с 1939 года, но, несмотря на спешность, ввести в строй до окончания войны так и не успели. После завершения основных боевых действий достройка линкора и вовсе затормозилась.

Помимо того, что «Вэнгард» считается последним из дредноутов, он также является самым крупным из линкоров Великобритании.

В послевоенные годы корабль использовался в качестве яхты королевской семьи. На нем совершались путешествия по Средиземноморью и в ЮАР. Также его использовали как учебный корабль. Он служил до конца пятидесятых годов двадцатого века, пока его не вывели в резерв. В 1960 году линкор сняли с вооружения и продали на лом.

Линейный корабль «Дредноут»

В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления огнем. Имевшиеся в составе флотов броненосцы с их многочисленной, но разнокалиберной артиллерией уже не отвечали требованиям военных. Идеи о постройке более крупного по сравнению с обычными броненосцами линейного корабля, вооруженного многочисленными орудиями главного калибра, высказывалась разными людьми в Италии, США, Великобритании. Именно там Ройял Нэви приступил к практической реализации идеи, одним из основных сторонников которой стал Первый морской лорд-адмирал Джон Фишер. Он занял этот пост в октябре 1904 г., а уже в декабре началась работа по созданию проекта принципиально нового линкора. Специально созданная комиссия рассмотрела немало проектов и предложений, и в конечном итоге военным и кораблестроителям удалось найти весьма удачные компромиссы между многими противоречивыми требованиями.

Проект, работа над которым в основном завершилась весной 1905 г., оказался не только сбалансированным, но и очень необычным. В нем учитывались все самые современные на тот момент достижения науки и техники. Так, вместо привычных паровых машин тройного расширения предусматривалась установка турбин Парсонса, ранее никогда не устанавливавшихся на крупных кораблях. Необычным признавался и отказ от артиллерии среднего калибра, а отсутствие тарана казалось чем-то небывалым.

Корабль должен был иметь следующие характеристики: водоизмещение нормальное – 18 410 т, полное – 21 060 т, наибольшая длина – 160,6 м, ширина – 25 м, осадка нормальная – 8,1 м. 18 котлов «Бабкок и Уилкокс» снабжали паром революционные главные механизмы – четыре турбины общей мощностью 23 000 л.с. Корабль развивал скорость 21 узел; дальность плавания экономическим ходом составляла 4340 миль. Бронирование было достаточно мощным: наибольшая толщина бортовой защиты составляла 279 мм, палубы имели толщину до 76 мм, броня башен – 305 мм, рубки – 279 мм. Вооружение для своего времени оказалось чрезвычайно мощным – десять 305 мм орудий размещались в пяти башнях, при этом в бортовом залпе могли участвовать восемь из них. В качестве противоминной артиллерии использовались 76 мм (12 фунтовые) пушки, которых имелось 27, их также дополняли пять пулеметов. Предусматривалось и торпедное вооружение – пять 18 дюймовых торпедных аппаратов. Экипаж – 685 человек (в 1916 г. – свыше 800).

Официальной датой закладки нового корабля, получившего название «Дредноут» (HMS «Dreadnought»), состоялась на Королевской верфи в Портсмуте 2 октября 1905 г., однако к этому времени работы, начавшиеся еще весной, уже шли полным ходом. Корабль торжественно спустили на воду 10 февраля 1906 г., на церемонии присутствовали не только многочисленные военные моряки, члены Парламента и министры, но и сам король Эдуард VII. Именно монарх разбил бутылку шампанского о борт линкора.

«Дредноут»

Надо сказать, что срок в четыре месяца, прошедший между двумя вышеприведенными датами породил сразу две легенды. Одна из них связана с созданием проекта «Дредноута»: многие историки всерьез утверждали, что его разработали под влиянием результатов Цусимского сражения, состоявшегося в мае 1905 г., что явно не соответствует действительности. Вторая превозносит невероятную мощь и высочайшую организованность британского кораблестроения. Ведь построить за четыре месяца огромный корпус представлялось просто невероятным! Хотя реальные сроки сильно отличались от «легендарных», тем не менее надо признать, что корабелы Портсмута и все субподрядчики сработали отменно и добились выдающихся результатов. На испытания корабль вышел уже в октябре 1906 г., а в декабре завершили все доделки и доработки.

В начале января 1907 г. «Дредноут» вышел в испытательный поход. Обогнув Пиренейский полуостров и пройдя Гибралтарский пролив, корабль совершил плавание по Средиземному морю, затем направился через Атлантику – к берегам Тринидада. Переход через Атлантику протяженностью 3430 миль осуществлялся со средней скоростью 17 узлов – небывалый доселе результат. Такая же скорость поддерживалась и на пути в Англию. Несмотря на отдельные неисправности, простительные для нового корабля, британская пресса охарактеризовала результаты средиземноморско-трансатлантического вояжа как «…несомненный успех». Прекрасно показали себя турбины Парсонса.

После возвращения новейшего линкора из атлантического плавания началась рутинная повседневная служба. В 1907 г. он стал флагманским кораблем Хоум Флита («Домашнего» флота) и остался флагманом после того, как в1909 г. в Британии произошли штатно-организационные преобразования, был создан Флот Метрополии. Лишь в марте 1911 г. его на этом посту сменил «Нептюн». Из событий, происшедших до начала Первой мировой войны, можно выделить участие в коронационном ревю короля Георга V в июне 1911 г. и поход в Средиземное море в сентябре – декабре 1913 г.

К началу Первой мировой войны в составе ВМС Великобритании числилось немало куда более мощных кораблей, появились супердредноуты, в постройке находились даже сверхдредноуты. Однако сам «Дредноут» отнюдь не утратил значения и вошел в состав Гранд Флита. Однако за всю войну ему ни разу не довелось стрелять по врагу из орудий главного калибра: во время великого Ютландского сражения он находился в ремонте. С июня 1916 г. по март 1918 г. корабль в качестве флагмана состоял в эскадре, укомплектованной преддредноутами и предназначенной для защиты побережья Англии от набегов германских надводных кораблей. В марте 1918 г. его вернули в состав Гранд Флита, где он и числился вплоть до перемирия, вступившего в силу 11 ноября.

Однако на счету «Дредноута» числится потопленный вражеский корабль. По странному стечению обстоятельств линкор, предназначенный для уничтожения врага артиллерийским огнем и не имевший тарана, одержал победу с помощью как раз таранного удара. Это произошло 18 марта 1915 г., когда после выхода в море для отработки учебной задачи 4 я эскадра линейных кораблей возвращалась в базу. Вскоре после полудня наблюдатель с «Дредноута» заметил перископ подводной лодки. Корабль немедленно изменил курс, увеличил скорость и пошел прямо на лодку. Когда расстояние сократилось примерно до 3 кабельтовых, британцы открыли огонь из противоминной артиллерии, но, по-видимому, снаряды подводную цель не поразили. Судя по тому, что субмарина продолжала двигаться прежним курсом, она намеревалась атаковать другой линкор и приближавшуюся угрозу не замечала. В 12: 35 форштевень «Дредноута» ударил в кормовую часть правого борта подводной лодки, ее форштевень поднялся над водой, и англичане смогли разглядеть ее номер. На дно со всем экипажем отправилась новенькая U-29, которой командовал Отто Веддиген. Этот офицер в 1914 г. на другой лодке, U-9, отправил на дно сперва броненосные крейсера «Хог», «Кресси» и «Абукир», а затем – бронепалубный крейсер первого ранга «Хоук». И вот его выдающаяся карьера завершилась…

В конце войны на «Дредноуте» собирались установить платформы для гидросамолетов, но к моменту заключения перемирия выполнить работы не успели. Уже в конце 1918 г. корабль решили перевести в резерв, и в следующем году он был выведен из боевого состава флота. В марте 1920 г. его выставили на продажу, и в мае 1921 г. корабль за 44 000 фунтов стерлингов был продан. Его разборка началась в январе 1923 г.

Стоит еще раз сказать, что вступление «Дредноута» в строй явилось, без преувеличения, эпохальным событием. Новые тактические взгляды на применение больших артиллерийских кораблей и примененные при постройке многочисленные технические новшества обусловили его подавляющее качественное преимущество над любым предшественником. Недаром с 1906 г. в обиходе появилось понятие «дредноут». Даже в нынешнее время в фантастической литературе так именуют особо сильные и большие боевые звездолеты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Виктори» «Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем

Из книги автора

Четырехдечный линейный корабль «Сантиссима Тринидад» Вступив в начале 1762 г. в Семилетнюю войну в качестве союзника Франции и, соответственно, противника Британии, Испания вскоре оказалась в тяжелом положении. Никаких военных успехов испанцам добиться не удалось,

Из книги автора

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Линейный корабль «Миссури» В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

К началу XIX века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории. В течение следующего столетия промышленная революция полностью преобразовала флот. От дерева, парусины и примитивных орудий в броню, скорость и огневую мощь. В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».

Что такое «Дредноут»?

Появление в 1906 году английского линкора «Дредноут» изменило расклад сил на море. Одно это судно превосходило по мощности целую эскадру так называемых «додредноутов» (например, броненосцев). На нём было установлено десять 305-мм пушек для централизованного огня, а также несколько 76-мм противоминных пушек. Но крупнокалиберное оружие было основным. Инновационны здесь две вещи: основное оружие только крупного калибра (принцип «all big guns» закрепился окончательно), огонь вёлся централизованно. На предшествовавших «Дредноуту» кораблях было множество орудий разного калибра и каждое орудие вело огонь самостоятельно.

Родоначальник класса линкоров. (wikipedia.org)

Столь же эпохальным, как и его вооружение, было также использование на столь крупном корабле паротурбинной силовой установки, что впервые в истории позволило «Дредноуту» идти полным ходом в течение многих часов подряд. Для кораблей с паровыми машинами пределом считались 8 часов постоянного полного хода, и при этом их машинное отделение «превращалось в болото» из-за распыляемой для охлаждения воды и было наполнено невыносимым шумом — у паротурбоходов же даже на полном ходу «все машинное отделение было настолько чистым и сухим, как будто корабль стоял на якоре, и не слышно было даже слабого жужжания».

Каждый «Дредноут» стоил примерно вдвое больше, чем эскадренный броненосец предшествовавшего ему типа, но при этом имел над ним принципиальное превосходство по тактическим качествам — скорости, защите, эффективности стрельбы и способности к концентрации огня артиллерии. В России эти новые корабли назвали «линкорами», так как единственно эффективным строем эскадры при ведении залпового огня был строй линии. Старые эскадренные броненосцы также были включены в этот класс, однако после появления «Дредноута» в любом случае могли считаться не более, чем второсортными кораблями.


«Орион» в 1921 или 1922 году. (wikipedia.org)

Между тем уже через пять лет и «Дредноут», и его многочисленные последователи оказались устаревшими — им на смену пришли «сверхдредноуты» с их 13,5″ (343 мм) артиллерией главного калибра, впоследствии увеличенной до 15″ (381 мм) и даже 16″ (406 мм). Первыми сверхдредноутами принято считать британские линкоры типа «Орион», также имевшие усиленное бронирование борта. За пять лет между «Дредноутом» и «Орионом» водоизмещение увеличилось на 25%, а вес бортового залпа удвоился.


Линкор «Айрон Дюк». (wikipedia.org)

Гонка вооружений

Столь привычное словосочетание в разрезе отношений между США и Россией можно также и отнести к тому, что происходило во флотах Германии и Англии в начале XX века. На появление «Дредноута» необходимо было ответить. Вслед за Англией спешно приступила к строительству дредноутов Германия. До этого английский флот по количеству линейных кораблей вдвое превосходил германский (39 против 19).


Линкор «Нассау». (wikipedia.org)

Теперь же Германия могла соперничать с Англией в темпах строительства флота почти на равных условиях. После принятия в 1900 г. Германией «Закона о флоте» Англия, придерживавшаяся ранее правила «иметь численность флота, равную сумме флотов двух следующих за ней морских держав», и крайне обеспокоенная ростом германского флота, сделала ряд попыток заключить с Германией соглашение, которое предусматривало бы соотношение английского и германского линейных флотов в пределах 3:2. Переговоры между Англией и Германией по поводу ослабления гонки морских вооружений, тянувшиеся несколько лет, закончились безрезультатно. Тогда Англия объявила, что на закладку каждого нового германского линкора она будет отвечать закладкой двух дредноутов. К началу первой мировой войны соотношение английских и немецких дредноутов, а также линейных крейсеров, вступивших в строй и находившихся в постройке, составляло 42:26, то есть было близко к тому, которого добивалась Англия в процессе переговоров.


Линкор «Рейнланд» типа «Нассау». (wikipedia.org)

Строительство дредноутного флота Германия начала с создания серии линкоров типа «Нассау», состоявшей из четырех кораблей. Они были спущены на воду в 1908 г. Следующие серии линейных кораблей типа «Гельголанд», «Кайзер» и «Кёниг» также включали четыре-пять единиц (1909−1912).


Линкор «Вестфален». (wikipedia.org)

Первая серия германских линкоров была вооружена традиционной 280-мм артиллерией глав­ного калибра и скорострельными пушками калибром 150 мм, которые сохранились и на германских линкорах последующих серий. На них калибр главной артиллерии был доведен до 305 мм. Скорострельность орудий главного калибра дос­тигала 1,2−1,5 выстрела в минуту. Сохранение 280-мм калибра на первых четырех дредноутах типа «Нассау» объяснялось, с одной стороны, хорошими баллистическими свойствами этих германских пушек с длиной ствола 40 и 45 калибров, а с другой — характерной для Северного моря малой дальностью видимости, не позволявшей вести бой на большой дистанции.


Линкор «Байерн». (wikipedia.org)

Английские линейные корабли были вооружены орудиями более крупного калибра (305−343 против 280−305-мм), но уступали германским в бронировании. Короткие и широкие германские дредноуты выигрывали в массе бортовой брони, что позволяло делать на них броневой пояс выше и толще.


«Императрица Мария» в годы Первой мировой. (wikipedia.org)

Различия между германскими и английскими типами линейных кораблей объяснялись целями их боевого применения. Германское военно-морское командование предполагало, что более сильный английский флот будет атаковать немецкие дредноуты непосредственно у берегов Германии. Поэтому такие важнейшие тактико-технические характеристики, как дальность плавания и скорость, считались в какой-то степени второстепенными, а бронированию уделяли первостепенное значение. В английском же флоте, стремившемся навязать противнику место, время и дистанцию боя, наоборот, придавали большее значение дальности плавания, скорости и калибру главной артиллерии.


Линкор «Полтава» в годы Первой мировой. (wikipedia.org)

Соперничество между Англией и Германией в гонке морских вооружений создавало благоприятные условия для политических авантюр стран, экономически менее развитых. Создав эскадру из дредноутов и линейных крейсеров, они могли рассчитывать на упрочение своего положения на мировой арене, присоединяя свою эскадру к той или иной из противоборствующих сторон. Этой политики в какой-то мере придерживалась и царская Россия, построившая четыре дредноута и заложившая такое же количество линейных крейсеров дредноутного типа.


BB-35 «Техас». (wikipedia.org)

Флоты других государств, участвовавших в первой мировой войне, по количеству дредноутов во много раз уступали Англии и Германии. Страны, строившие дредноуты, в той или иной степени повторяли особенности германских или английских линкоров в зависимости от тактических соображений по их предполагаемому боевому использованию. Исключение, в некотором смысле, линейные корабли типа «Техас» военно-морского флота США. Они имели как мощное бронирование, так и крупный калибр главной артиллерии (356-мм).

Мой друг, находясь в местах не столь отдалённых, не теряет бодрости духа и, после присланной распечатки публикации , не смог удержаться и понарассказал мне много интересного об истории флота. Чем и делюсь с его разрешения.
Текст набран с рукописи, иллюстрации добавлены мной.

Несколько дополнительной информации про линкоры, как и обещал:)

Слово линкор означает «линейный корабль», т.е. корабль призванный сражаться в линейном строю и громить своей артиллерией идущую параллельным курсом железку противника. Само слово линкор чисто наше рассейское. Прототипом этих кораблей послужил английский корабль «Дредноут».

Надо сказать, что тогда, до 2-й мировой войны включительно, англичане были законодателями моды в военном корабельном строительстве, только после войны пальма первенства перешла к США. Так вот эти самые англичане имели право гордиться собой т.к. в отличие от нас, россиян, они очень вдумчиво проанализировали исходы морских сражений русско-японской войны 1904-1905 гг. Их было 3 крупных - прорыв из Порт-Артура с участием броненосцев, сражение 3-х русских крейсеров Владивостока с крейсерами японцев и, конечно, Цусима. Принципиально - самыми мощными кораблями тогда были броненосцы. Главный калибр 2 башни по 2 пушки по 12 дюймов, а дальше кто во что горазд. Японцы были и мощнее (быстрее, больше артиллерии среднего калибра) и лучше имели снаряды. И англичане решили, что нужно усилить главный калибр, отказаться от среднего и понизить высоту надстроек. Так появился «Дредноут» - первый в мире линкор. Он нёс 4 башни сначала по 2, потом по 3 пушки 12 дюймового калибра. Кстати, первый раз я это название узнал из романа «Железный поток» Серафимовича. Там есть сцена, когда один из героев по кличке «где моя рота» указывает на море и спрашивает: «Что это за утюг?», на что ему матрос отвечает: «Сам ты утюг, это дредноут. Как причешет из своих 12 дюймов, так и мокрого места не останется». Ну или как-то так.
Так вот, те корабли, что мы называем линкорами, во всём мире звали дредноутами. А вот настоящие линкоры появились во 2-й мировой и несли уже не 4 башни, а 3 (две на носу и одну на корме) и имели от 3 до 4 орудий на башню и калибр не 12, а 14 дюймов. И уж совсем монстрами были два японских линкора 2-й мировой - «Ямато» и «Мусаси». Эти несли в 3 башнях 12 15 дюймовых орудий. Я вот почему так подробно об этом пишу. Один из Балтийских линкоров серии «Севастополь», а именно «Полтава», который после революции ессесно переименовали в «Михаил Фрунзе», был введён в строй в 1914 году и успел повоевать на Балтике в 1-ю мировую, а потом его постигла печальная участь - в 1919 на нём случился пожар по вине экипажа (те ещё были специалисты краснофлотцы, только и могли перепоясанные патронными лентами Учредительные Собрания разгонять - Железняки хреновы). Короче линкор сгорел!


Его не стали восстанавливать. Почему - не знаю, если честно, ведь он остался на плаву. Думаю, просто не осталось технически грамотных специалистов. А вот ещё одно отступление. Война американцев с Ираком. Иракцев обстреливает Томагавками линкор ВМФ США «Миссури». Однотипный (!!!) нашим. Вот интересно, а почему такие тупые (как многие у нас считают) америкосы не порезали на металл как мы свою «Полтаву» или не превратили в плавучую мишень, как оставшиеся два в живых после 2-й мировой - «Красный Октябрь» (бывший «Гангут») и «Севастополь»? А взяли их любовно перевооружили, да так, что они ещё будут служить и служить. Но нам видно лучше, мы же умнее:(


Так вот, «Полтава» сгорела и две башни главного калибра КБ-3-12 перевезли на Дальний Восток во Владивосток и оборудовали на острове Русский батарею из 2-х башен. Она не стреляла, но должна была оборонять Владик с моря от японцев, от тех самых «Ямато» и «Мусаси». (Кстати, очень знаковые для японцев названия, как нибудь потом напишу, почему знаковые, а то уж совсем растекаюсь мыслью по древу). Конечно, линкоры были более дальнобойные, но! Это море и значит качка, и значит сложнее прицел, а во-вторых, японцы, несмотря на их калибр, не имели дальнобойных снарядов и значит им сложнее было поразить батарею, ведь она в скальном, залитом бетоном, грунте. Но не случилось и слава Богу. А вот судьба «Ямато» и «Мусаси» была хреновой, они тоже ничего не сделали и были тупо утоплены американскими самолётами когда пошли на Сингапур, чтобы разблокировать японскую сухопутную армию.


И ещё одно. Севастополь во 2-й мировой обороняла точно такая же двухбашенная батарея. Только в отличие от батареи на о. Русском она имела 360 градусов сектор обстрела и потому защищала Севастополь с суши и её судьба была печальной, но Славной. Они дали прокакаться гитлеровцам по полной программе. Так вот это были башни с «Императрицы Марии», которая по невыясненным причинам взорвана и затонула в бухте Севастополя перед 1-й мировой. Это корабль из той же серии «Севастополь». На Чёрном море было заложено 3 таких судна, но в строй введена была только «Императрицы», остальные были недостроены и потому распущены большевиками на металл!


У Черноморской базы Севастополя, по-моему, вообще слава какой то убийцы флота! Там же, в 1955 году, после ВОВ, взорвался и затонул после похода линкор «Новороссийск». Самый мощный линкор этого моря, полученный СССР по репарации у Италии. Как раз типа японского «Ямато», только калибр меньше - 14, а не 15 дюймов. Говорят, что его взорвали итальянские боевые пловцы. Но это отдельная история:) И есть у меня полно Славных и не очень историй о том, как воевали корабли России на Балтике и Чёрном Море в 1-ю мировую войну:) Фууу… Вроде всё :)


Пара уточнений по поводу линкоров типа «Севастополь».
Действительно эта серия была заложена после анализа причин поражения под Цусимой и после изучения опыта англичан по постройке корабля под названием «Дредноут», который дал позже название судам этого типа - дредноуты, которые были переименованы позже в линкоры. Кстати, слово линкор означает линейный корабль, смысл этого корабля сражаться в линии, т.е. на этих махинах до конца 2-й мировой войны предназначалось использовать сражение в линию! Это распространённый тип морских сражений парусников, когда они сходились в две линии друг параллельно другу и хреначили бортами (3-5 палубными рядами пушек) друг друга. Представляешь, какая узость мышления была тогда у англичан, как у основателей ВМФ моды?
Кстати у Серафимовича в «Железном потоке» есть упоминание того, как дредноут расстрелял с моря колонну красноармейцев железного потока…
Отвлёкся… Ну дык я про «Севастополь». Заметь, именно «Севастополь» называлась эта серия! Потому, что вместе с 3 балтийцами строились и 3 черноморца, и головной корабль черноморцев назывался «Императрица Мария». И немцы (уже тогда потенциальные противники) сильно трухались его на Чёрном море. Очень тёмная история с этим линкром. Он подорвался на рейде Севастополя и затонул мгновенно. Погибли сотни людей. Причина так и не понятна, но склоняются к мысли, что это была диверсия немцев. Может помнишь детскую книгу «Кортик», там есть упоминание этого, а из поздней беллетристики есть Акунинские фантазии на эту тему… Этот линкор был гораздо известнее «Петропавловска».
Да, ещё одно отступление от темы. После того, как был уничтожен этот линкор, немцы решили, что у них нет теперь противника на Чёрном море и их рейдер (по-моему) «Гебен», это вариант тяжёлого крейсера с вооружением близким линкорам типа «Севастополь», но с меньшим бронированием и большей скоростью хода может безнаказанно разбойничать в Чёрном море. Но обломались! У Севастополя (порта) было 3 броненосца типа «Слава», это корабли, которые были однотипны тем, что погибли в Цусиме (4 орудия 12 дюймов в двух башнях) против 12 орудий, 14 дюймов у современных линкоров, или против 9 орудий 12 дюймов у «Гебена». Но при этом они тихоходны и не очень уж бронированы по понятиям 1914 года. Так вот, «Гебен» напал на Одессу, расстрелял город, утопил один корабль и нарвался на 3 броненосца и был уверен, что раздолбает старые русские калоши за счёт своих более дальнобойных и скоростных орудий и скорости своего хода. ХрЕна!


Русские очень тщательно проанализировали причины поражения в Цусиме и придумали супер «инновационную идею» и воплотили её на этих броненосцах. Суть - все 3 корыта управлялись по огню с одного корабля и поэтому они брали «Гебен» в кольцо (а не в кильватерной линии, как немчура рассчитывала) и задолбали его так, что он спасся только за счёт своего хода:)
И ещё одно отступление. В отличие от англичан у русских была традиция именовать новую серию по выдающимся кораблям предыдущей. Поэтому у новой серии было название «Севастополь». Это броненосец, погибший в Порт-Артуре. А первенец балтийский был назван «Петропавловск» по имени броненосца, на котором погиб адмирал Макаров (тот самый, который сконструировал «Ермак», про который ты пишешь и про него есть отдельная история) и художник Верещагин, после того, как «Петропавловск» подорвался на японской минной банке в виду рейда Порт-Артура.


Ну а про «Марат» ты, наверное, знаешь уже. Та ещё история. И, кстати, участие «Марата» («Петропавловска») в боевых сражениях на Балтике в 1-ю мировую войну тоже очень небольшое:) И вообще морские сражения немцы-русские на Балтике в 1-ю мировую это отдельная тема! Там всё было скверно для русских ибо в отличии от черноморцев на Балтике было полное уныние. И немалую роль в этом сыграло то, что единственный адмирал способный надрать (и он сделал бы это!) был Н.О. Эссен, но он умер накануне, по-моему, от пневмонии.

Кстати (опять, кстати, потому что в русской морской истории всё очень тесно переплетается) Эссен был последним капитаном, который погиб в Порт-Артуре. Его подорвали японские миноносцы, когда он тайно готовился к прорыву из блокады в скрытной бухте у полуострова Тигровый мыс. Но уж очень хороша была у японцев агентура в Порт-Артуре. Так вот Эссен требовал дать сражение японцам в проливах Моонзунда, но умер. Сражение всё же состоялось, но не так и не теми силами русских и русские были разбиты. Об этом есть много литературы. Сражения русских в 1904-1905, в 1-ю и 2-ю мировую - это мой конёк и одна из любимых тем.

Для оформления использованы фотооткрытки с сайта Фотолаборатория от Steve

mob_info