Логопедическая неделя. Организация профилактической логопедической работы Массово просветительские мероприятия которые проводит логопед

В Красноярской СОШ прошли мероприятия по логопедии и психологии.

Психолого-логопедическая декада - это общешкольное мероприятие, которое планировалось провести в течение 10 дней с участием всей школы и ДОУ: в первую очередь школьников, воспитанников детского сада, а также учителей и воспитателей и родителей. Но декады оказалось недостаточно для проведения такого обширного мероприятия, поэтому пришлось выйти за рамки запланированного времени, т.е. расширить период проведения данного мероприятия.

Основные ц ели проведения психолого-логопедической декады были следующие:

  1. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
  2. Создание психологической, развивающей среды в ОУ и ДОУ.
  3. Повышение психологической компетентности всех субъектов образовательного процесса.

В ходе мероприятия решались такие задачи, как:

  1. Разнообразить формы работы психолого-логопедической службы в ОУ и ДОУ.
  2. Развитие и совершенствование речи.
  3. Уточнение, обогащение и активизация словаря.
  4. Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности.
  5. Вовлечь в рамках «Психолого-логопедической декады» в деятельность как можно больше детей, педагогов и родителей.
  6. Воспитание толерантности по отношению к детям с ОВЗ;
  7. Вовлечение детей с ОВЗ коллективные действия;
  8. Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога, логопеда.

Использовались следующие ф орм ы проведения:

  1. Групповая проективная диагностика участников образовательного процесса;
  2. Школьный забор откровений;
  3. Игровые логопедические занятия;
  4. Психологические игры и тренинги;
  5. Олимпиады, конкурсы, викторины

Проведение мероприятия проходило в ДОУ и в школе под руководством логопункта, были задействованы учитель-логопед Бабкина Е.Г., педагоги-психологи: Самоловова А.В., Кривоногова Р. В.

Участниками мероприятия стали воспитанники ДОУ, учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, родители.

В ходе проведения психолого-логопедической декады в детском саду с родителями проводились индивидуальные беседы о речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста: в 2-3 года, 4-5 лет, о дошкольном возрасте, изготовлены стенды-раскладушки о проблемах, с которыми могут столкнуться родители в эти периоды, индивидуально каждому родителю были вручены буклеты-памятки, включающие в себя небольшие консультации по воспитанию дошкольников, на родительское собрание был вынесен вопрос о том, когда нужно готовить ребёнка к школе. Учителем - логопедом и педагогом- психологом во всех группах были проведены групповые и массовые мероприятия. Логопедические - «Развлекалочка» (для детей 2-3 лет), «Дед Мороз заблудился» - для остальных детей, конкурсы загадок, логопедические игры. К проведению мероприятий в детском саду привлекались школьники, в том числе и дети с ОВЗ. Психологические - индивидуальные и групповые занятия, а также во всех группах: обследовалось состояние детей с помощью цветовой гаммы в течение недели. Результаты обследования взяты педагогами на заметку. Алёша Конев стал самым маленьким участником районного фестиваля «Будущее для всех».

Одним из вопросов общешкольного родительского собрания был вопрос об инклюзивном образовании, перед родителями выступила уитель-логопед Бабкина Е.Г. с докладом «Инклюзивное образование - шаг в новое гражданское общество будущего», в котором было рассказано о формах включения детей с ОВЗ в образовательное пространство нашей школы и видах работы с детьми с особенностями.

В течение месяца дети участвовали в различных мероприятиях, привлекались наравне со всеми и дети с ОВЗ:

Участие в заключительном этапе проекта по социокультурной реабилитации людей с особенностями здоровья через организацию семейного досуга «Перезагрузка - время семьи»;

Участие детей-инвалидов в районном фестивале «Будущее для всех»;

Посещение детьми-инвалидами игрового зала в КЦСОН;

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»- 1 класс;

Психологический тренинг «Заколдованное сердце» - 2 класс;

Общешкольная акция «Радуга настроений»- все учащиеся школы и педагоги;

Школьный забор на темы: «Что интересного тебе дает школа?», «Я хочу, чтобы в школе…», « Если бы я был директором школы, то…», «Я не хочу, чтобы в школе…», «Идеальный учитель глазами учащихся»

Логопедическая олимпиада 1-4 классы;

Игра по станциям «Путешествие в город Звукоград»;

Всеобщий диктант «Самый грамотный ученик»;

Конкурс «Песочные фантазии» (Учащиеся 1--7 классов);

Олимпиада для детей с ОВЗ, посвящённая году КИНО

Классный час «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» (10-11 классы)

Оформлен стенд «Говори правильно!»

Психологическая игра «Крестики-нолики» для учащихся 4 класса;

Заочное участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства» (06.12.) - тема работы: «Развитие математических представлений и компьютерной грамотности у детей с синдромом Дауна»

В ходе проведения мероприятия было выявлено следующее:

Дети с ОВЗ в школе и детском саду включены наравне со всеми другими детьми в учебно-образовательный процесс, хотя занимаются по своим индивидуальным образовательным маршрутам;

Отношение к детям с особенностями со стороны здоровых детей - толерантное;

Отношение педагогов и родителей к инклюзии в образовании - положительное;

- «Радуга настроений» показала, что взаимоотношения между участниками образовательного процесса - позитивные, более работоспособны дети и педагоги в понедельник - четверг, в пятницу наблюдается снижение активности. В среду - четверг участники образовательного процесса испытывают больше отрицательных эмоций, чем в первый и последний день недели. «Школьный забор» выявил то, что знания нужны в основном детям младших классов, старшеклассники же ходят в школу пообщаться друг с другом, отдохнуть, развлечься. Этот тревожный знак принят педагогами на заметку, в план воспитательной работы запланировано включить мероприятия о роли образования в жизни. Судя по высказываниям детей, идеальный учитель - тот учитель, который может назвать себя счастливым человеком.

Cледует отметить, что работа была обширной, мы включались в совместные мероприятия, проводимые другими организациями: АУДО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи» Уватского муниципального района, ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер», г. Тюмень, КЦСОН Уватского муниципального района, ТОГИРРО.

Вывод : работа, которая проводилась в ходе данного мероприятия, должна быть не разовой, а регулярной, постоянной, к чему мы и стремимся.

Учитель-логопед Е.Г. Бабкина.




В процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития семья должна занимать центральное место, но зачастую родители выступают в качестве наблюдателей, а не участников образовательного процесса.

Одной из причин такого отношения является их неосведомленность о структуре и основных направлениях логопедической работы, низкий уровень педагогических знаний.

Поэтому при включении членов семьи в коррекционный процесс нельзя недооценивать важность просветительской деятельности учителя-логопеда коррекционного учреждения.

Значимость трудно переоценить. На собраниях, семинарах, на «круглых столах» происходит знакомство и налаживание контактов между работниками ДОУ и родителями. Это взаимодействие особенно важно современным родителям, воспитывающим ребенка с задержкой психического развития.

В своей практике я наблюдала за многими родителями, как они следуют советам логопеда, дефектолога по выполнению домашних заданий с ребенком, отработке речевого материала. На основе этих наблюдений выделились несколько групп родителей.

1 группа: Родители, создающие иллюзию участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Такие родители выполняют задания логопеда со своим ребенком формально.

2 группа: Родители, необоснованно захваливающие своего ребенка, и не желающие замечать сложившихся и надвигающихся проблем.

3 группа: Родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к рекомендациям логопеда, дефектолога и других педагогов ДОУ.

Но «перед логопедом все равны» — и работа по педагогическому коррекционному просвещению со всеми родителями проводится одинаково. Для того, чтобы максимально эффективно проводить просветительскую работу с родителями, необходимо было изучить, в каком виде родители предпочитают получать информацию логопедического характера.

Оказалось, что компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Электронная почта как средство логопедического просвещения родителей

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы, одна из них - электронная почта.

Электронная почта (от англ. electronic mail) - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами) по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Особенности электронной почты, которые позволяют учителю-логопеду использовать ее в практике, следующие.

  • Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
  • Напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи Интернета.
  • Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков).

Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Медиапособия как средства логопедического просвещения родителей

Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги логопедической направленности.

Медиатека (англ. media - «носитель») - фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации учитель-логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, а также для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития (в том числе и речевого) и воспитания детей.

Кроме того, учитель-логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

Интернет — сайты как средство логопедического просвещения родителей

Сайт - это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а также имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный учитель-логопед может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями.

Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Ознакомительная информация сайта нашего ДОУ включает следующий материал:

  • о реализуемой образовательной программе;
  • о задачах и содержании логопедической работы на год;
  • о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т. д.
  • о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.

Обучающая информация может содержаться в следующих рубриках:

  • «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).
  • «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
  • «Советы логопеда-дефектолога» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования (материала)).

Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Также благодаря Интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. Полезные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.

Блог (англ. blog, от «web log» - сетевой журнал или дневник событий) - это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Особенности блога, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике, следующие.

  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения родителями.
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.

Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой «ленты новостей», где вверху располагаются более поздние, а внизу - более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).

Блог специалиста образовательного учреждения выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.

Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет учителю-логопеду создать электронное , методическую копилку.

Возможность пополнять, расширять и обогащать материал.

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.

Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов внутри дошкольного образовательного учреждения, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.

Долганюк Елена Викторовна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» компенсирующего вида»,
г. Великий Новгород

Литература:

Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.

Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей-сирот строится с учётом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности.

Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).

При её проведении решаются следующие задачи:

  • закрепление знаний, полученные за год обучения;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Для проведения “Недели” нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение неделипроводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, семинары, развлекательные и познавательные логопедические праздники в виде утренников, КВНа.

В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно- информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих уроках логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, семинары-практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Викторина “Угадай-ка” вывешивается в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. В этот же день ребятам предлагается Олимпиада “Грамотей” в виде тестовых логопедических заданий. В последний день, на закрытии “Недели”, обязательно проводится какой-либо логопедический праздник в виде утренника, КВНа, капустника и т.д., где можно проследить результаты логопедической работы за учебный год. Затем, подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий.

Предлагаем примерный план “Логопедической недели”:

ПОНЕДЕЛЬНИК

Открытие “Логопедической недели”

- “Почтовый ящик” (письмо другу, где дети могут высказать все свои мысли, пожелания, поздравления и т.д.)

Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме “Если бы я был волшебником…”

- “День открытых дверей” (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы)

Викторина “Угадай-ка”

Олимпиада для учащихся “Грамотей”

Семинар-практикум для педагогов “Умеем ли мы общаться”

Логопедический праздник“Путешествие в страну Правильной речи”

Закрытие “ Логопедической недели” (подведение итогов и награждения)

Каждый год план “Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с работниками библиотеки, вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении “Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение “Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей-сирот и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

В различных мероприятиях участвуют все желающие воспитанники. Как правило, учащиеся, занимающиеся у логопедов, имеют лучшие результаты в викторине, занимают призовые места в конкурсах. Это является высоким показателем логопедической коррекции.

Вашему вниманию предлагается собственная разработка логопедического праздника

Путешествие в страну “Правильной речи”

Цель: Закрепление знаний учащихся.

  1. Закреплять знания детей, полученные за год на логопедических занятиях.
  2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
  3. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
  4. Способствовать развитию учебной мотивации.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

Действующие лица: ведущая, Звуковичок, Волшебница Грамота, Незнайка, Звукомор, Злая Ошибка.

Реквизит: Замок Грамотеев, “волшебный мешочек” с кубиками, декорация “озеро”, уточки, картинки, схемы слов, плакат со словами, музыкальное оформление.

Ход занятия

Дети входят в зал под весёлую музыку.

Вед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.

(Выбегает Звуковичок).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной речи. Возьмите меня, пожалуйста, с собой. А я вам помогу.

Вед. – Ну что, ребята, возьмём Звуковичка с собой?

Звуковичок: Вот спасибо! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы).

Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
- Построгай, меня, дружок,
- Чтобы я трудиться мог. (Карандаш).

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик).

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши).

Вед. – Все загадки отгадали, молодцы, ребята!

Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой? Прочитайте.

(Замок грамотеев). В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота)

В. Грамота:- Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить это задание. (“Волшебный мешочек”). Вы вытащите 10 кубиков из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на кубиках, слова. (Ребята выполняют задание).

Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

Хлеба купить попросили Андрея
Вот и пошёл он, читать не умея
Вывесок много, а мальчик один
Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею
- Сядьте, я голову Вашу побрею
Только тогда, покраснев от стыда
Понял Андрей, что попал не туда.

Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает
Надо читать научиться скорей
А то ты впросак попадёшь, как Андрей.

Вед: - Вот видите, дети, как важно уметь читать?

Вед: Посмотрите, у нас на пути какое красивое озеро! Оно тоже, наверное, волшебное. (На озере уточки, а под ними схемы и картинки. Какая картинка подходит, какой схеме.)

Исполняется танец маленьких утят.

Входит Незнайка и плачет.

Вед: - Почему ты, Незнайка, плачешь?

Незнайка:- Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в Страну Правильной речи, потому что я не знаю ни одной скороговорки.

Вед: - Ребята, поможем Незнайке? (конкурс скороговорок).

Ну, теперь ты запомнил хоть одну скороговорку?

Незнайка: - Да (повторяет 1 скороговорку).

Вед: - Пошли с нами вместе.

(Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)

Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.

Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: “Тяйник”, “Суба”, “Ыба”, “Коска”, “Гуть”
Всё равно вас не боюсь!

(На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова.: кры – ка, но – ка, ро -, но -, сты -, сем-я). Злая Ошибка:

Ну а я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите
Да как правильно, скажите,
Ну а я вам помогу
И как надо, подскажу!

Проводит конкурс “Скажи правильно ”.

“Поставьте правильно ударение в выделенных словах”.

Люблю Зиму. Жду весну.
Строгаю доску. Разрезаю кору.
Вижу гору. Встречаю зарю.
Ломит спину . Точу пилу.
Пашу землю . Крошу траву.
Строю стену . Рублю сосну.

Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт,
Переставишь ударенье-
И на двери он висит. (За мок, замо к)

Если первый слог ударный,
Мы посуда для питья
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (Кру жки, кружки ).

Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье -
И в мишень стрелять
Мы будем. (Стре лки, стрелки ).

Звукомор: - Ничего мы не смогли с вами сделать.

Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.

Злая Ошибка: - Если только бы мы знали,

То сюда бы не попали!

Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят).

Вед: - Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия.

(Звучит музыка)

Вот мы и очутились в Стране Правильной речи.

Ребята читают стихи:

Вед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

Исполняется песня “Маленькая страна”

В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев.

Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Ни Звукомор и Ошибка Злая
Не приживутся там.
Нам Звуковик поможет точно
Звуки произносить
Надо нам научиться срочн
Правильно говорить.

«Логопедический досуг, как одна из форм совместной работы специалистов ДОУ по преодолению речевых нарушений»

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы работы, привлекать всех специалистов ДОУ и выстраивать коррекционную работу так, что бы получит максимальный результат.

В данной статье так же предлагается практическое занятие, которое позволяет комплексно решать поставленные задачи.

Досуг – это комбинированная, достаточно сложная форма работы, включающая в себя отдых, развлечение, праздник, решающий образовательные и творческие задачи. Это одно из средств обучения, воспитания и социализации ребенка.

Задачи, стоящие перед учителем - логопедом:

1. Работа по преодолению нарушений речи.

2. Осуществление взаимодействия специалистов ГОУ:

- музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение, формирование неречевых функций);

- воспитатель по физической культуре (развитие моторных навыков, все виды упражнений на сочетание речи и движения, развитие ритмико – интонационных компонентов речи, дыхательные упражнения);

- педагог – психолог (упражнения на релаксацию, ароматерапия, упражнения на зрительно – моторную координацию, на развитие межполушарных взаимодействий);

- воспитатель (отработка звуков в связной речи, работа над темпом и ритмом речи, развитие мелкой моторики);

- педагог по музейной педагогике (использование пальчиковых игр, обогащение словаря с помощью малых фольклорных форм, закрепление звукопроизношения в связной речи).

3. Совместная работа с родителями, вовлечение их в педагогический процесс.

Эта задача рассматривается в триаде: логопед – ребенок – родители. Активное вовлечение родителей в игру во время проведения досуга используется довольно широко.

И, естественно, логопедический досуг – это одна из форм отчетности о проделанной работе, т.к. в последнее время родители предъявляют очень высокие требования к качеству речи детей на момент поступления в школу.

4. Досуг это развлечение для детей, фактор повышающий интерес к логопедическим занятиям, делающий общение ребенка и логопеда более свободным. Позволяет увидеть педагога в другой, непривычной роли, среде, новом образе.

5. Применение здоровьесберегающих технологий.

Данная задача стоит перед педагогами в последнее время достаточно остро, ведь детей с речевой патологией трудно назвать здоровыми.

Досуг позволяет:

Использовать оздоровительные приемы (дыхательная, артикуляционная гимнастика, упражнения на укрепление осанки, глазной мышцы, профилактика плоскостопия);

Проводить физкультминутки и динамические паузы с помощью педагога по физической культуре;

Использовать упражнения на развитие мелкой моторики в сочетании с движением;

Упражняться в расслаблении и использовать психотерапевтические методы при помощи психолога.

Досуговая форма проведения занятий в полной мере позволяет обеспечить оптимальные условия физического и нервно – психического развития, что обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

Формы проведения досуга:

Досуг – путешествие

Досуг – ролевая сказка

Досуг – интегрированное занятие (например: экологическое воспитание и коррекция)

Викторина и др.

Тематика занятия:

Различная, может быть выделение одного из разделов логопедической работы (например: только словарная работа или работа над грамматическим строем речи) или комбинированное занятие, на котором показана работа по всем разделам.

Потенциал логопедического досуга в практике логопеда достаточно высок.

Это средство, которое:

Обеспечивает речевое развитие ребенка;

Позволяет решать в полном объеме все коррекционные задачи;

Помогает в осуществлении общения взрослого и ребенка, учитывая сложившийся в настоящее время дефицит последнего.

Приведем пример логопедического досуга – путешествия для детей подготовительной к школе группы с диагнозами ФНР и ФФНР.

«На веселых, на зеленых, Горизонтских островах»

Тема: «Звуки Р, РЬ и буква Р».

Цели занятия :

    Автоматизация звука Р в связной и спонтанной речи.

    Закрепление навыка слогового синтеза слов.

    Работа с зашумленным изображением буквы Р.

    Развитие фонематического восприятия.

    Дифференциация звуков РРЬ и ЛЛЬ.

    Развитие логического мышления.

    Продолжение работы по фонетической ритмике.

    Повторение и закрепление названий профессий.

    Обучение детей методам релаксации, профилактика плоскостопия.

    Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Оборудование : шапочка вороны, медвежонка и сороконожки, ромашка с 10 лепестками, деревянные ложки, фишки, слова, поделенные на слоги (таракан, барабан, карусель, кастрюля, горошек, паровоз, трамвай, прищепка), дорожка из букв для чтения, мыльные пузыри, картинки по теме «Профессии», массажные коврики, грамота для победителя.

Ход занятия :

Дети под веселую музыку входят в зал

Логопед :

Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать на наш праздник красивой речи и хорошего настроения! Сегодня мы с ребятами отправимся в веселое путешествие на острова, а на какие нам расскажет Владик (стихотворение «На веселых островах»).

На веселых, на зеленых, Горизонтских островах

По свидетельству ученых ходят все на головах.

Говорят, что там живет трехголовый кашалот

Сам играет на рояле, сам танцует, сам поет.

Дети там не ходят в школу! Вот такие, в двух словах,

Чудеса на тех веселых Горизонтских островах!

(Б. Заходер)

На эти острова мы с вами доберемся на волшебных мыльных пузырях. Полетели? (логопед пускает мыльные пузыри и дети их ловят).

Ребята, посмотрите как много островов и на каждом из них нам обязательно надо побывать и узнать много нового и интересного.

Логопед:

А вот и первый остров. Здесь живет Сороконожка и Медвежонок. Ей приятно встречать гостей, а еще приятнее ходить в гости! Но бывают разные случаи. Послушайте историю про то, как сороконожка собиралась в гости (стихотворение «Сороконожка»).

Как – то раз сороконожку пригласили на обед.

Ждут жуки, букашки, мошки, а ее все нет и нет.

Наконец сороконожка появилась у стола:

«Припозднилась я немножко, еле – еле приползла!

Ведь какое огорченье, как же мне не опоздать,

Ведь у входа объявленье, надо ноги вытирать!!!»

Логопед:

Следующему рассказчику – Медвежонку будет нужна ваша помощь - подскажите ему словечки!

Я захотел устроить бал, и я гостей к себе… (позвал)

Я взял муку, я взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не …(идут)

Я ждал, пока хватило сил.

Потом кусочек… (откусил)

Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту… (съел)

Когда же гости подошли, то даже крошки не… (нашли).

(Д. Хармс)

Логопед :

Вот как бывает. Давайте, поиграем вместе с Сороконожкой и Медвежонком в игру « Правда или нет?». Если я скажу правду, поднимите руки вверх, а если нет, то присядьте на корточки и обязательно исправьте меня.

В марте стаял снег и лед, это к нам зима идет?

Любит кошка на обед виноград и винегрет.

Лебедь плавает в пруду, спит под яблоней в саду.

Хоть улитка и мала, целый домик унесла.

Закудахтал пес Барбос и в гнезде яичко снес.

Логопед:

Верно дети, молодцы. Ну что – же, нам пора прощаться с Сороконожкой и Медвежонком и отправляться на другой остров. Где наши волшебные пузыри?

Психолог: А я предлагаю вам полететь не на мыльных пузырях, а на волшебных шариках. И родителей с собой позвать, им тоже будет интересно.

Упражнение на расслабление мышц живота «Шарик»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко проходит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох)

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Психолог:

Вот вы и на месте! Быстро добрались. Продолжайте свое путешествие, до свидания!

Логопед :

А вот и второй остров. Это остров Мастеров. Как – то здесь пусто и грустно, никто не работает. Ребята, посмотрите - конверт (логопед открывает конверт), в нем письмо. (Логопед читает: Сос! Сос! Помогите! Мы, жители этого острова, трудолюбивые Работники. Злая волшебница Абра - Кадабра захватила наш остров. Она перепутала наши любимые ремесла. Помогите! Наш остров превратился в настоящий остров Невезения, у нас все валится из рук, мы не можем жить без нашего любимого дела).

Ребята! Поможем жителям острова Мастеров? Я буду читать предложение, а вы найдите неточность, исправьте ее и назовите правильные профессии.

Автомобилем управляет продавец.

Игрушки продает строитель.

На стройке работает шофер.

Пожарный готовит завтрак.

Следит за порядком парикмахер.

Пожар тушит доктор.

Делает прическу повар.

Машинист лечит мальчика.

Как же хорошо, что мы заглянули на этот остров и помогли Мастерам, так важно в жизни найти и заниматься именно своим делом. Попрощаемся с Мастерами и полетели дальше на наших мыльных пузырях.

Логопед :

А сейчас мы на острове «Встречь старых друзей». Посмотрите, кто это? (Дети рассматривают фотографии, где они со своим воспитателем и воспитателем по физической культуре). С кем вы здесь? Соскучились? Надежда Ивановна и Наталья Николаевна тоже очень соскучились и прилетели на этот остров. Встречайте их!

(Под веселую музыку входят педагоги.)

Воспитатель : Так скучали, так скучали,

Не утерпели, прилетели.

Тихо в садике без вас,

Возвращайтесь сей же час.

Логопед : Но у нас еще дела,

Нам обратно не пора.

Нужно мир нам посмотреть,

А потом домой лететь.

Чтоб без нас Вам не скучать

Предлагаю поиграть.

Вот берите ложки,

Поиграйте нам немножко.

(Дети и воспитатель берут ложки. Воспитатель говорит чистоговорку, дети ее повторяют, пристукивая на ложках слова по слогам).

Ро-ро-ро – Рома уронил ведро.

Ра-ра-ра – мы поймали комара.

Ра-ра-ра – вот так игра.

Ру-ру-ру – ноту верхнюю беру.

Ар-ар-ар – мы поставим самовар.

Ир-ир-ир – Ира купит сыр.

Воспитатель по физической культуре:

Как же вы без физкультуры,

Пострадает же фигура!

Дети! В круг ко мне, сюда

Поправимая беда!

(Дети становятся в круг. Маршируют, проговаривая стихотворение).

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд (шагать по кругу и говорить под ритм шагов)

Барабанщик очень рад (делать движения руками, как бы ударяя в барабан)

Барабанит, барабанит (имитация ударов в барабан)

Полтора часа подряд (имитация ударов в барабан)

Левой, правой!

Левой, правой! (маршировать на месте, делая акцент на левую, затем на правую ногу)

Барабан (указательный жест рукой вперед)

уже дырявый! (руки развести в стороны, на лице изумление).

(А. Барто)

Спасибо Надежда Ивановна и Наталья Николаевна за то, что вы о нас беспокоитесь! Мы скоро вернемся домой! До свидания, мы полетели дальше!

Логопед : А это остров «Зоопарк» и нас встречает Ворона. Я знаю, что она очень взволнована. Расскажи, Ворона, что произошло?

(диалог логопеда и ребенка, стихотворение «Кража»)

Крра!!! Кричит Ворона.

Крража, карраул, прропажа!!!

Ворр прробррался утрром ррано

Бррошь укррал он из кармана

каррандаш, карртонку, прробку и кррасивую корробку!!!

Логопед:

Стой, Ворона, не кричи, не кричи и помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя же нет кармана!

Как!!! Воскликнула Ворона и моргнула удивленно.

Что ж вы рраньше не сказали?

Карраул, каррман, укррали!!!

(В. Орлов)

Логопед : На этом острове есть еще много разных животных. Подходите по – одному ко мне, я шепну на ушко название животного. Вы его покажите, но только ни слова не говорите, а остальные угадают.

(Фоном идет негромкая музыка. Дети по очереди показывают животных: цапля, крокодил, черепаха, сова, дятел, страус, жираф, лев, кролик. Другие ребята угадывают.)

Логопед : Молодцы! Нас ждет последний остров – «Остров будущих школьников». Вы ведь собираетесь в школу? (остров в виде круглого стола, на столе фишки, карандаши, зашумленные изображения буквы Р, комплекты слов, разрезанных на слоги по числу детей в конвертах, вокруг стоят стульчики, рядом магнитная доска).

Садитесь ребята! Будьте, как в школе, вы ученики, а я ваша учительница.

Для вас первое задание, я буду называть первые звуки слов, а вы по ним определите, какое слово я задумала. За каждое слово я буду давать вам фишку, в конце задания мы посчитаем у кого сколько фишек и определим «Самого лучшего знатока слов» (ра…, ру…, ро…, гру…, гри…, бро…, при…).

(Вручить грамоту победителю)

Логопед :

А теперь я вам предлагаю отгадать загадки, в отгадках которых есть звук «Р» .

За Калиновым мостом

Девять глав с одним хвостом (Горыныч)

Гулял по Африке злодей

И кушал маленьких детей (Бармалей)

Он в телефонной будке поселился

И с добрым крокодилом подружился (Чебурашка)

Логопед :

Потерялась буква Р

Что же делать нам теперь

Вы ребята потрудитесь

С этим горем разберитесь

Нам без Р никуда

Поправимая беда?

(раздать зашумленные изображения Р)

Логопед : Возьмите карандаши, найдите и обведите букву Р в круг.

Логопед :

Перепутались слова

Идет кругом голова

Вы слова те соберите

Четко вслух произнесите (комплекты слов, разрезанных на слоги со звуками Р и РЬ)

Логопед:

Весна в этом году не спешит наступать, а у нас в саду всегда весело и тепло. И от нашего хорошего настроения расцвела ромашка. Но ромашка не простая, а с последним заданием. Оторвите по очереди лепесток только с тем изображением предмета, в котором есть звук Р или РЬ.

(рак, лампа, ворона, роза, лента, голубь, кровать, кукуруза, лев, тетрадь, лошадь, горка, рукавицы, колокольчик, радуга, скрепка, ландыши, велосипед, слон, веревка).

Логопед :

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы у меня большие молодцы! Давайте вспомним наш девиз.

Занимались мы прилежно (дети делают из пальцев пирамидку)

Получали только пять (вытягивают вперед правую руку,

показывая пять пальцев)

И теперь любое слово

Можем правильно сказать (руки вверх)

Логопед : Ой, ребята, как же мы вернемся, пузыри кончились! Посмотрите вокруг, нет ли дорожки? Ах, вот она. То дорожка не простая, а заколдованная. Это продолжаются проделки Абры – Кадабры.

По дорожке вы ступайте

и слова все прочитайте.

Дорожка не подведет

Домой нас приведет

(дети идут босиком по дорожке из массажных ковриков, читая слова:

Гора, дорога, ворона, рулон, крыло, игра и т.д.).

Логопед: Вот мы и дома. Дома всегда хорошо. Вам понравилось путешествие?

Вы у меня молодцы. Я всегда знала, что все вокруг могут рассчитывать на вашу помощь.

Попрощайтесь с гостями.

До свидания.

Дети выходят из зала под музыку.

Сборник сценариев специальных праздников, развлечений и досугов, направленных на решение задач речевого развития; на закрепление приобретённых навыков правильного произношения. Интересные идеи для эффективного решения таких задач, как: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; формирования умений верно произносить звуки и слова, составлять предложения; развития самоконтроля за собственной речью. Логопедические праздники и досуги, сценарии которых созданы на основе популярных телешоу и викторин. Мероприятия в формате приключенческих игр - «квестов» и «бродилок». Конкретный опыт успешного использования театрализаций и спортивных состязаний на речевых праздниках.

Праздники, полезные для развития речи.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1427 .
Все разделы | Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии

Сценарий праздника «День логопеда» Сценарий «День логопеда » Ведущий «Поздравляем тех, кто правит слоги, Исправляет отклонений вред! Радости, удачи в жизни много-много! Будь здоров и счастлив, логопед !» Дорогие друзья, все вы достойны наилучших, самых добрых слов, потому что стараетесь жить достойно, с открытой...

Осенний праздник в подготовительной логопедической группе 2019 годОсенний праздник в подготовительной логопедической группе . 2019 год 1 Вед : Всех гостей сегодня вместе мы не зря собрали Танцы, песни, игры, шутки будут в этом зале Самый яркий и задорный праздник начинаем и И аплодисментами всех ребят встречаем! Под музыку» Осень снова...

Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии - Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Весна-красна, приди к нам» с детьми ранней группы

Публикация «Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому...» ТЕМА: «Весна – красна, приди к нам» Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми группы раннего возраста по речевому развитию Составитель: Гамолина А.А. воспитатель, первая квалификационная категория Образовательные технологии:  коммуникативные...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Цель: Формирование интереса к логопедической деятельности, пропаганда интеллектуальных игр и телевизионных передач, тесных родительско-детских отношений Задачи: Развивающие: Развитие логического мышления, коммуникативной речи, зрительного и слухового восприятия и памяти....

Сценарий праздника осени в старшей логопедической группе «Здравствуй, осень!» Дети входят в зал под музыку старинного вальса «Осенний сон», и располагаются по всему залу. На полу разбросаны осенние листья. Вед:Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льётся, Это время года. как зовётся? Дети:...

Развлечение с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Старость надо уважать» Цель: Привлечь внимание детей к проблемам и трудностям людей старшего поколения. Задачи: - формировать и расширить представление детей о праздновании "День пожилых людей"; - развивать познавательный интерес и логическое мышление; - вызвать желание поздравить своих бабушек и...

Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии - Сценарий квест-игры по пожарной безопасности в логопедической группе «Юные пожарные»

Цель: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. 2. Развивать внимание, логическое мышление, воображение. 3. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. 4. Вызвать положительные...


Открытое занятие для родителей детей логопедической группы и педагогов ДОУ: Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку» Работаю в детском саду учителем – логопедом 20 лет. К коррекционной работе всегда стараюсь привлечь родителей, чтобы повысить эффективность. Коррекционно -...

mob_info