Любовная лирика фета и тютчева. Любовная лирика Ф.И

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с лич­ными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по – разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при всей ее внешней схоже­сти, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и от­ношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись доволь­но редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е. А. Дени – сьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разруша­ющей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник по­эта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лири­ческим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А. А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но ина­че, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеаль­ную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестохий помещик и лиричный певец красоты. Приро­да, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслужива­ют быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении “Шепот. Робкое дыханье…”. Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано мно­жество романсов, таких как “На заре ты ее не буди…”.

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забы гь о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти. Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается “увидеть”, “узнать” образ люби­мой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению “чистому искусству”. Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тют­чева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга,...

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 16» г.о. Самара

Урок литературы в 10 классе

Учитель русского языка и литературы

Клинова Ольга Ивановна

«Особенности поэтического мира в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Тип урока : повторно-обобщающий.

Цель : Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.

Задачи :

Познакомить учащихся с основными чертами творческой манеры каждого из двух поэтов.

Развивать навыки сравнительного анализа поэтических текстов.

Воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Оборудование урока:
Тексты стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева, мультимедийная установка для презентации материалов к занятию: презентация включает портреты поэтов, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Борисова-Мусатова «Весна», видеофрагмент «Путешествие в Овстуг», словарную работу, высказывания великих людей о творчестве Фета и Тютчева, тестовое задание для учащихся). На уроке учащиеся звучат на фортепианнные пьесы: К. Дебюсси «Лунный свет», Э. Грига «Лирическая пьеса», Л.В.Бетховена «Соната № 14».

Ход урока

Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока).

Слово учителя:

На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.

«Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева.

-« О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева.
- А вот как сказал самый авторитетный в литературе человек - Л. Толстой: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».

П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». –

«Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», - под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие.

Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать».
Перед вами два текста:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижной, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А. Фет
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста –
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).

Работа с текстами

Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет : от уныния – к надежде и мечте Тютчев : созерцательность; это состояние наблюдения и размышления)

В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство . Тютчев: преобладает мысль ).

Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота , мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев: Чародейка, Зима, чудная жизнь , очарован, неподвижная, немая.)

Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (оксюморон ); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У Тютчева природа одухотворена, используется прием олицетворения ).

Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет: мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь - метафору: «серебряные змеи»; он любит этот мир. Тютчев : мир загадочный, таинственный).

Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? (Фет : «посвященным только зримо цветет весна и красота».Тютчев : тайна природы непостижима для человека.)
-Иллюстрацией к какому из прочитанных стихотворений могла бы быть картина И. Грабаря «Февральская лазурь? Почему? (Это Фет, т.к. мир такой же светлый; радость жизни, любование красотой, сильное эмоциональное впечатление сближают художника и поэта).

Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес »

Видение мира Тютчева пантеистично (пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют натурфилософской (натурфилософия – философия природы).
-В каких стихах Тютчева, прочитанных самостоятельно, есть размышление о тайне природы или ярко проявляется натурфилософское и пантеистическое видение мира?

Ф. Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьям изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь. Так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

- Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое?

А. Фет
Учись у них - у дуба, у березы
Кругом зима. Жестокая пора,
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

А. Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Что вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

В дымке – невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью,черешней..

Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?

Сравним еще два стихотворения:

А.Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Ф. Тютчев

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным хочет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

Сравните масштаб изображаемого в двух стихотворениях. (Фет : фиксация внимания на мелких, едва уловимых деталях. Можно ли эти детали сфотографировать? – нет! Все постоянно меняется, переливается, трудно уловить и зафиксировать оттенки, отблески, переливы. Тютчев : космический масштаб, беспредельность, это размышление, стремление постичь тайну мироздания).

Сопоставьте синтаксические особенности двух стихотворений. Как они связаны с воплощением авторской позиции ? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но чувства взволнованности, эстетического восторга перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство»)

Найдите ключевые образы стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)

Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке).

Посмотрите на репродукцию картины русского художника

В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой).

Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску (ночь, ветер, хаос , неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное. Высокая стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы.

Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов с понятием «хаос» (страх, смерть, бездна, ночь, ветер).

Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы в стихотворении, запишите их парами (глухо - шумно, понятный - непонятный, страшных - родимый, смертное – беспредельное).

Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы? (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как роковая , она и влечет, и страшит человека, его мучит сознание трагичности собственного существования в этой вселенной).

Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично:

ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

-«Последний катаклизм», кажется, о разрушении мира, конце света, а, может быть, перед нами первый акт нового творения Бога, ибо образ всему дает Бог?

Ф. Тютчев
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод,
горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.)

Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны:

И тайна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами,
Вот почему нам ночь страшна.
(«День и ночь»)

Мы рассмотрели общую для обоих поэтов проблему взаимоотношений человека и природы, места человека в мире. А какова роль любви в этом мире?
Сравним еще два стихотворения.

А.Фет
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ф. Тютчев
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой …

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет . Тютчев: страдание ).

Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви

Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора основана на явлении синестезии (греч: совместное чувство, одновременное ощущение) - дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания.

Как композиция помогает передать внутренне состояние лирического героя? («Зеркальная композиция помогает воплотить идею гармонии, благодаря такой композиции, читатель испытывает сильное эмоциональное воздействие стихотворения).

Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью стихотворения. Какова ее роль?

ПЕВИЦЕ
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль.
Где кротка, как улыбка, печаль,
И все выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

(Аллитерация на звуки З. С, Ц создает сложные звуковые, зрительные и эмоциональные ассоциации; ассонанс на звуки И, Э, А придает напевность, мелодичность стихотворению. Многие стихи Фета стали романсами, которые, по словам С. Щедрина, поет вся Россия).
-Вернемся к стихотворению Тютчева. Что вызывает страдания лирического героя? (противоречия любви, мучения, неизбежные в отношениях двух людей. Какой образ является ключевым? «Поединок роковой » двух сердец. Почему же любовь так трагична? Не поможет ли это понять другое стихотворение Тютчева:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески- неясный,
Как откровения духов…

Пускай страдальческую грудь
волнуют страсти роковые,-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Какова душа человека? Она тоже тайна, загадка, она разрывается от мучительных, неразрешимых противоречий).

Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души).

Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы:
1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.

1. Логизация хаоса.

2. «Мысль, чувствующая и живая».
3. Иррациональность и внелогичность.

4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия.

5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения».

6. Эстетизация окружающего мира.

7. Трагическое мироощущение.

8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.

9.Колдовская музыкальность.

10. «Тайновидец природы».

12.Ощущение счастья бытия.

13. Идеализация любви.

14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

А теперь проверьте себя:

ТЮТЧЕВ
Логизация хаоса
«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
Трагическое мироощущение
«Тайновидец природы»
«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
ФЕТ
Иррациональность и внелогичность
Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
Эстетизация окружающего мира.
Полутона и смутные оттенки душевных движений.
Колдовская музыкальность
-Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
Ощущение счастья бытия
Идеализация любви

Домашнее задание:

1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева.

2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.

Индивидуальное задание: сообщение «Фет и музыка» (проиллюстрировать звучанием романсов).

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись довольно редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е.А. Денисьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

…………………………….

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разрушающей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник поэта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лирическим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А.А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но иначе, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеальную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестокий помещик и лиричный певец красоты. Природа, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслуживают быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении "Шепот. Робкое дыханье…". Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано множество романсов, таких как "На заре ты ее не буди…".

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забыть о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти.

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается "увидеть", "узнать" образ любимой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению "чистому искусству". Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тютчева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.

Тема : «Две страницы большой любви» (любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Наглядность: 1) книжка-раскладушка «Страницы любви Ф.И.Тютчева»;

2) книжка-раскладушка «Страницы любви А.А.Фета».

Эпиграфы:

Жизни блаженство в одной лишь любви.

Ф.Тютчев

Целый мир от красоты.

А.Фет

Ход урока

Первая страница

(Звучит романс на слова Ф.Тютчева «Я встретил вас...»).

Вступительное слово учителя

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Лиля Брик, Елена Денисьева, Мария Лазич и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаём удивительные творения поэтов.

Сегодня мы поговорим о любовной лирике Тютчева и Фета, познакомимся с теми, кто вдохновил поэтов на создание прекрасных лирических стихов.

(Учитель представляет ведущих страниц лирики Тютчева и Фета).

Учитель.

Представьте себе юношу, брошенного в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами большого света, способного на увлечения страстные, безоглядные...

Ему не было и двадцати, когда молодой дипломат Фёдор Тютчев оказался в Германии. Пятнадцатилетняя красавица, златокудрая Амалия пленила сердце русского дипломата (демонстрируется портрет Амалии Крюденер).

Ведущий 1.

Она происходила из знатного германского рода и взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Можно ли было забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, отдых на берегах голубого Дуная, очаровательную спутницу, у которой было много поклонников? О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину воссоздают поэтические воспоминания Тютчева: «Я помню время золотое...»

Чтец 1. Выразительное чтение стихотворения « Я помню время золотое...».

Ведущий 2.

Поэт всерьёз подумывал о женитьбе. В числе поклонников Амалии оказался товарищ Тютчева, барон Крюденер. Набравшись смелости, Фёдор Иванович решился просить руки Амалии, но простой русский дворянин, без фамильных титулов, показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, девушка дала согласие на брак. Юный дипломат был убит горем. Произошла загадочная дуэль с кем-то из соперников, к счастью закончившаяся для Тютчева благополучно. И всё же он продолжал на что-то надеяться. Не поехал в отпуск; встречаясь с Амалией, рассчитывал, что она одумается, сможет уговорить родителей переменить решение.

Чтец 2. Выразительное чтение стихотворения «К Нисе».

Учитель

Время покажет, что ни он, ни она не забудут своей юной привязанности. Тютчев считал, что она никогда не будет счастлива так, как того заслуживает. Вряд ли это так. Эта милая женщина вызывала восхищение многих поэтов. Великий немецкий поэт Гейне сравнивал её с богиней красоты.

Посмотрите на портрет. «Божественной Амалий» называл её А.С.Пушкин. Она блистала в свете, восхищаясь своим умом и красотой. Последняя её встреча с Пушкиным была за день до его роковой дуэли.

Ведущий 1

В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали их обоих. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда приехала и Амалия с мужем. Они встретились. Несмотря на возраст, она была всё ещё очень хороша собой. Возвратившись с прогулки, поэт написал стихотворное признание: «Я встретил вас и всё былое в отжившем сердце ожило...».

Чтец 3. Выразительное чтение стихотворения «Я встретил вас...».

Ведущий 2

Слушая стихотворение, понимаешь, что чувства поэта на остыли...

Последняя их встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели своей разбитый параличом поэт вдруг увидел свою Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова... В июле поэта не стало.

Учитель

Любовная лирика Тютчева потрясает. Поэт был счастлив в любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чём же заключался секрет обоняния поэта? Наверное, он покорял женщин своим интеллектом, своей незаурядной романтической натурой.

Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда в его сердце вновь пришла весна... Помните у Пушкина? «И может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою печальной...». Последняя любовь... Какой она была в жизни поэта?

Ведущий 1

15 де длился его роман с Еленой Денисьевой, в течение которой поэт создал знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. Когда они встретились, ему было 47, ей - 24. Елена была студенткой Смоленского института, готовилась стать фрейлиной. Любовь эта была трудной, горькой для обоих, но особенно тяжело было ей. Будучи женатым и имея троих детей, Тютчев не считал себя в праве разорвать узы законного брака. Елена Денисьева, отторгнутая обществом и родным отцом, подвергнутся жесточайшим обвинениям, оказалась перед закрытыми дверями тех домов, где ещё недавно была желанной гостьей. Вокруг неё сплетни, пересуды, осуждения...

Чтец 4 Выразительное чтение стихотворения «Чему молилась ты с любовью...»

«Святыней» была любовь в жизни героини. Торжественная, возвышенная лексика подчёркивает высокое назначение любви. Мы видим жестокость окружающего мира: «толпа» предала на «поруганье» любовь. Мы видим незащищённость героини от «пошлости людской». Мне кажется, что поэт сочувствует ей.

Чтец 5. Выразительное чтение стихотворения «О, не тревожь меня укорой справедливой...».

В облике возлюбленной вызывает восхищение « искренняя и пламенная любовь». Лирический герой с горечью признаётся, что не способен ответить возлюбленной с той же силой страсти. Он ощущает себя немощным стариком, его преследуют укоры совести.

Чтец 6. Выразительное чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим...».

Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, где лирический монолог поэта насквозь пронизан мукой от сознания своей вины перед возлюбленной.

Ведущий 2

Смерть Елены Денисьевой была страшным ударом для поэта: «Всё кончено, вчера мы её хоронили... Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё... Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегчения».

Она умерла от чахотки. Вспоминают, как он каялся и жестоко укорял себя в том, что сгубил её...

Чтец 7. Выразительное чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Я думаю, никто до Тютчева не сумел с такой силой трагизма передать чувство, вызванное утратой любимой. Сын вспоминал, что «смерть любимого человека убила в нём даже желание жить и последние 9 месяцев он просуществовал под нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния».

Чтец 8. Мелодекламация стихотворения «Вот бреду я вдоль большой дороги...».

Чтец 9. Выразительное чтение стихотворения «Последняя любовь».

В основе стихотворения лежит метафорический образ «вечерней зари» - последней любви. Обилие побудительных предложений, глаголов повелительного наклонения, повторов... Это обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви, остановить «чудное мгновенье».

В словах поэта - вселенская грусть: человек не в силах замедлить бег времени.

Вторая страница

(Открывается романском на слова А.А. Фета «Не отходи от меня...»)

Учитель

Героиней любовной лирики Фета была Мария Лазич, дочь мелко поместного дворянина, отставного генерала Лазича. Когда они встретились ей было 24, ему - 28 лет. Мария Лазич обладала глубоким и тонким поэтическим вкусом, была на редкость музыкальна. Её игрой восхищался композитор и пианист Ференц Лист. Девушка покорила сердце молодого поэта, чьи стихи считала вершиной совершенства.

Чтец 10. Выразительное чтение стихотворения «Ты раз явилась мне, как дивное виденье».

Ведущий-мальчик

«Я встретил существо, которое люблю, глубоко уважаю, но... у ней ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развивают вследствие которой я ни с места» (из письма Фета другу).

Чтец 11. Выразительное чтение стихотворения «Помнишь час последнего свиданья!».

Ведущая-девочка

Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу, но у неё был один недостаток - она была бедна. Расчётливый разум человека, стремящегося стать самостоятельным и независимым, постепенно берёт верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и мечтавшем о семейном счастье.

Ведущий-мальчик

«Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Это несчастный гордиев узел или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, разрубить мечом не имею духу и сил» (из письма другу).

Ведущая-девочка

Фет убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношений не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Чтец 12. Выразительное чтение стихотворения «Долго снились мне вопли рыданий твоих...».

Учитель

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых. Произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех имениях херсонской губернии. Как рассказывали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. От неё загорелось кисейное платье, и через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти её не удалось. Её последние слова были: «Спасите письма!».

Умирая, она просила не винить того, кого любила.

Ведущий-мальчик

«Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма!» - и умирала со словами: он не виноват, а я. После этого не стоит говорить... Идеальный мир мой разрушен...» (из письма другу).

Чтец 13. Выразительное чтение стихотворения «Старые письма».

Учитель

Любил ли Фет Марию Лазич? Любил ли он так сильно, как она любила его? Кто может ответить на этот вопрос!? Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась за ним на край света, в одно мгновение стала недосягаемой. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло, и виновником был он сам.

Чтец 14. Выразительное чтение стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю...».

Учитель

Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чувства чистой любви и мученической смерти до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных печали, раскаяния и любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви, неповторимой и единственной, высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Чтец 15. Выразительное чтение стихотворения « Alter Ego” .

Героиня стихотворения умерла, но для поэта она всё ещё была живой. Тут и любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после смерти, и далёкая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого человека, могилой вечно свежей... А ведь это стихотворение Фет написал уже на склоне лет.

Ведущая-девочка

Интересна история создания другого стихотворения. Фет был близко знаком с сестрой жены Льва Толстого - Татьяной Берс, ставшей прообразом Наташи Ростовой.

Однажды в Ясной Поляне она пела в присутствии Фета, и он, любивший романсы, был растроган. Прошли годы и вновь состоялась встреча.

«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивание меня... За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... На другое утро Фет подошёл молча ко мне и положил исписанный лист бумаги: «Это вам в память вчерашнего райского вечера». (Из воспоминаний Татьяны Берс)

Чтец 16. Выразительное чтение (мелодекламация) стихотворения «Сияла ночь» и его анализ.

Это стихотворение очень живописное и музыкальное. Читая, представляешь и затемнённую гостиную, и сад, полный лунного света. Это образец русской любовной лирики. В стихотворении две основные темы - любовь и искусство - самое прекрасное в человеческой жизни. Фет использует звукопись - аллитерацию. Начало стихотворения строится на повторении сонорных звуков:

Сия л а н очь. Л у н о й бы л по л о н сад.

Л ежа л и л учи у н аших н ог.

Стихотворение «Сияла ночь» напоминает пушкинское: «Я помню чудное мгновенье». Две встречи, а между ними - дни одиночества и тоски.

Сравните:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

И много лет прошло

томительных и скучных...

Объединяя пушкинское и своё, Фет остаётся самим собой. Он был уже в преклонных годах, когда создавал это стихотворение, а от него веет свежестью и молодостью. Оно ведь о любви.

- Звучит романс на слова Фета (музыка Варламова) «На заре ты её не буди».

Учитель

Частичкой своего сердца вы прикоснулись сегодня к прекрасному - к поэзии Фета и Тютчева.

Стихи ни к чему недотёпам и нудным:

Сердец их не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивой!

Помните об этом, ребята!

mob_info