Масленица: история праздника, традиции и обычаи. Масленица широкая Масленица: значение каждого дня

Последнее обновление: 25 .01.2017 г.

20 февраля в 2017 году начинается Масленица. Традиционно на Руси Масленая (или Сырная) неделя — это время народных гуляний, которыми в весеннее равноденствие праздновали окончание зимы и приход весны.

После принятия христианства на Руси этот народный праздник был совмещён с Сырной седмицей перед (в 2017 году он начнётся 27 февраля).

АиФ.ru решил напомнить, как Масленицу праздновали на Руси. Мы расскажем об особенностях каждого дня Масленой недели.

Что такое Узкая и Широкая Масленица?

Масленичная неделя делится на две части — Узкую и Широкую масленицу. В первые три дня — «Узкую масленицу» — крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, начиналась «Широкая Масленица». У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Что означают дни Масленицы?

В день начала Узкой Масленицы, согласно традиции, обговаривали время и место гуляний и состав гостей. В этот день завершали все приготовления к гуляниям: из соломы мастерили чучело Масленицы, а хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали малоимущим на помин усопших.

Вторник — заигрыш, день, когда устраивали смотрины невест, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомка, в этот день зять приходил к тёще на , которые она сама готовила.

Четверг — разгул предвещал начало Широкой Масленицы. С четверга начинались настоящие празднования и гуляния: катания на санках, лошадях, кулачные бои и главное занятие в этот день — захват снежной крепости.

Пятница — тёщины вечёрки: тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла её дочь. Полагалось не просто пригласить тёщу накануне, а зазывать старательно, уважительно и неутомимо, а утром в пятницу зять присылал за ней нарядных нарочных, передающих его желание угостить тёщу. Тёща приходила в гости с родственниками и подругами. Ещё в четверговый вечер она должна была прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а тесть — обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло. Зять должен был показать своё расположение к тёще и её близким..

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала в гости сестёр мужа, а если она новобрачная — то и одаривала их. При незамужних золовках на посиделки с блинами можно было звать своих незамужних подруг, а при замужних — только тех, кто уже обзавелся семьёй.

Прощёное воскресенье — древнейшая церковная традиция. Её начало положено словами Христа в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, подражая древним инокам Палестины, которые прощались друг с другом перед уходом в пустыню на время Великого поста, зная, что не все из них вернутся в монастырь в Страстную неделю. Отсюда, как мы видим, и произошло Русское «прощаться».

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. В кульминации народного празднования сохранились отголоски древних языческих обычаев: жечь чучело Масленицы, а заодно и старые ненужные вещи и остатки скоромной еды и развеивать прах в поле или над речной водой, как бы сжигая смерть и зиму и очищая дорогу весне, теплу, жизни и плодородию.

Фото: пресс-служба музея «Малые Корелы»

лово «золовка» происходит от древнего свадебного обряда: при вхождении в дом новобрачной жены брата сестра должна была обвести её вокруг печки и осыпать золой, как бы представляя её домовому как «свою».

Штурм снежного городка

Бог Велес

Бог Ярило

Кулачные бои

В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса - языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, один из любимых наших праздников сохранился, а с 16 века стал назваться - МАСЛЕНИЦЕЙ.

Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам. Масленица часто становилась похожей карнавал.

« Тещины вечерки » и « Золотые посиделки »

Народ отмечал масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и названа, что русские люди до Поста ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.

Шуточное изображение масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до двенадцати лошадей (а иногда запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.

Борьба и кулачные бои издавна были во время масленицы любимой народной потехой. А в некоторых губерниях в дни празднования непременно разыгрывали «штурм снежного городка», который так красочно запечатлел на своей картине русский художник В.И.Суриков.

Деревенские ребята строили из снега на реке целый город с башнями и двумя воротами, между которыми была сделана прорубь. Все участники разделялись на две команды - конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота его защищала. Не всегда конникам было легко прорвать оборону защитников, ведь те были тоже вооружены…метлами и тому подобным оружием. Если же все-таки конники прорывались сквозь ледяные ворота - это означало что снежный городок взят. Победителей купали в проруби, а после этого всех «ратоборцев» угощали вином.

Терские казаки наступление Масленицы встречали стрельбой из ружей, причем стреляли все - и стар, и млад. В масленичную неделю, если зима была снежной, ездили кататься на санях, наряжаясь медведями. Ряженые могли заезжать в любой двор и брать все, что понравится. Везде были слышны шум смех и веселье.

И, конечно, устраивались скачки. Разве казак не может похвастаться своей удалью, погарцевать на лихом коне?! Во время таких скачек всадник сам должен был заработать себе приз - достать с земли деньги, кисет с табаком или кусочек ситца. Все подарки специально для этой цели выделяли местные лавочники. Устраивали казаки и джигитовки - юноши на скачущих во весь опор конях показывали свою удаль и мастерство.

У дворов зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, приносили вино. Здесь гуляли «сотнями», зачастую зазывая всех прохожих.

Каждый день на Масленице имел свое название.

Понедельник - встреча, в этот день встречали гостей. К этому дню устраивались общие горки, качели, столы со сладкими яствами, дети утром делали соломенную куклу Масленицы и наряжали ее.

Вторник - заигрыши. С утра девушки и молодцы приглашались покататься на горках и поесть блинов. Здесь они приглядывались друг к другу, выбирали себе пару.

Среда - лакомка. В этот день стряпали блины с самыми разнообразными приправами и начинками. Тещи приглашали своих зятьев полакомиться блинами.

Почему именно блины стали символов Масленицы?

Блин - круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару» - напоминал солнце. А древние славяне, наши предки, особо почитали Ярилу - бога солнца. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась в природе новая жизнь. Вот и стал блин символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнышка.

Четверг - широкий четверток, разгул. Название этого дня говорит само за себя; по улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песни.

Пятница - тещины вечерки. В этот день уже зятья угощали своих тещ (теща - мама жены), а иногда и всю родню.

Суббота - золовкины посиделки, в этот день посещали сестер мужа. Но иногда молодая невестка приглашала к себе в дом всех родных. Именно в субботу устраивалось последнее масленичное игрище - «взятие снежного городка».

Наступало воскресенье - прощеный день. Родственники и друзья в этот день ходили друг к другу, но уже не праздновать, а с «повинением»: просили прощение за все случайные и умышленные обиды и огорчения, причиненные в прошлом году. Поклоны и мольбы не считались унизительными - важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения. Прощеным воскресеньем заканчивалась Масленая неделя. Она казалась длинной, и люди успевали навеселиться всласть. Провожали Масленицу очень торжественно. Куклу из соломы - Масленицу, наряженную в кафтан и шапку, обутую в лапти, с песнями катали а санях, а потом торжественно сжигали и пепел рассеивали по полю, чтобы придать силы посевам и будущему урожаю.

После Прощеного воскресенья Масленица затихала до следующего года.

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Ряженые в Коломенском. Фото 1996 года.

Излюбленная забава на масленицу - катание на качелях - живет и в наши дни.

Бег в мешках - это, пожалуй, уже новый вид состязаний.

Ряженые. Только сегодня они пользуются современным транспортом. Но на тройке - куда как приятнее.

Уличный торг у Кремля в конце XVIII века. С гравюры Колпашникова.

Вид Кремля из Замоскворечья. С гравюры Махаева. 1764 год.

Кулачный бой. С гравюры Гейслера. XVIII век.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы".

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль".

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел".

Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..."

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".

леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: "Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями".

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В "Записках" А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей".

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе "царя", с великим торжеством водили его по деревням и "всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем". Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать,

Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...

В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней веселых песен, угощений и игр на свежем воздухе. А потом - Великий пост, самый долгий и строгий в году.

В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней приготовления к Великому посту, самому длинному и строгому в году. Масленицу называют сырной седмицей, потому что разрешены молочные продукты, и мясопустом, потому что мяса уже не едят.

Она начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.

Церковный календарь с первых веков христианства включил в себя видоизмененные языческие празднества урожайного цикла. Масленица у нас, как и карнавал ("прощай, мясо" в переводе с латыни) в западной традиции, не единственный праздник языческого происхождения.

Если западный карнавал - это площадная демонстрация нарядов и чувственные удовольствия, то русская Масленица - пир горой с кулачными боями и прочим удальством. Церковь не одобряла ни того ни другого, но с течением времени конфликт между Церковью и народными обычаями потерял остроту - сегодня нам больше угрожает утрата национальных традиций, чем разгул на Масленицу.

Из всех 15 православных Церквей Масленица с блинами и снежными городками существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.

Седмица "согласия и примирения"

Масленица в церковном календаре именуется сырной седмицей (семидневная неделя на церковнославянском - неделя, а воскресенье - седмица). Название "сырная" напоминает, что мясо уже запрещено, а молочные продукты, яйца и рыба разрешены. Сырная седмица является сплошной, то есть без поста в среду и пятницу.

Она начинается после мясопустной недели (когда нельзя есть мясо) и завершается Прощеным воскресеньем, заговеньем (запретом) на молочное и подготовкой к Великому посту.

На Масленице уже не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников. Суббота перед Масленицей называется Великой родительской - в этот день принято поминать усопших.

В мясопустное воскресенье на церковной службе напоминается о всеобщем последнем и Страшном суде над живыми и мертвыми, на который предстанут во плоти все существовавшие души.

Несмотря на языческую символику блина как символа солнца, это кушанье Церковь никогда не запрещала. Православные едят блины все дни сырной седмицы. Позвать на блины - лучший повод в году для того, чтобы помириться, загладить вину и великодушно простить обидевших вас людей. На Масленице принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным - эта традиция не языческая, она восходит к первым векам христианства, когда небольшие тайные общины старались сохранять братские отношения. До революции все прихожане знали друг друга, своего священника и архиерея - так что просить прощения для них было естественным, а не театральным жестом.

На службе в Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Рая после нарушения ими первого божественного предписания - послушания. В проповедях преобладает тема взаимного прощения. К вечеру заканчивается употребление в пищу молока и яиц.

В храмах совершается чин прощения: священники просят прощения у прихожан, а те друг у друга. Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости".

В Чистый понедельник, который следует за Прощеным воскресеньем, начинается Великий пост - семь недель молитвы и покаяния в память о сорокадневном удалении Иисуса в пустыню.

Масленичная неделя

Понедельник. "Встреча"

В этот день встречали Чистую Масленицу - широкую боярыню, наряжали куклу-чучело, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы с посещения родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Вторник. "Заигрыш"

С этого дня начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания на санях, народные гулянья и представления. На "заигрыш" с утра девицы и юноши ходили в гости - покататься на горках, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. "Позываток" встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "У нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "Здесь-де, начинается разлад и дочку прочат за другого". Надо сказать, что все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Кроме того, в больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. По улицам ходили ряженые в масках и катались большие компании на тройках и простых розвальнях.

Среда. "Лакомка"

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же можно было выпить чаю из самовара. На "лакомку" тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами. Кроме того, разыгрывали фарсы про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Четверг. "Разгульный четверток"

В четверг начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. Кроме того, в "разгул" начинали возить по улицам чучело Масленицы и колядовать.

Пятница. "Тещины вечерки"

В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости матерей своих жен и угощать их блинами и сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Однако прежде чем идти в гости, теща должна была с вечера прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота. "Золовкины посиделки"

В субботу невестка приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки. Если золовки (сестры мужа) были еще не замужем, тогда невестка созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Прощеное воскресенье. "Целовальник. Проводы"

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на костре. В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы.

Воспоминания о Масленице

Ни один человек, собственными глазами увидевший, что такое Русская масленица, не остается равнодушным к этому поистине грандиозному празднику. И об этом свидетельствуют воспоминания многих известных людей:

Масленица в развале. Такое солнце - что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блина» играют: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами…

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно, дает по плеши. Слышится сочно - ляппп! По всему череду: ляп. .ляп.. ляпп! пар идет от блинов винтами. Стоит благодатный гул: довольны!»

А в начале ХХ века были еще и специальные масленичные пряники-подарки. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, - вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые - всех расцветов. И над всей этой «масленицей» подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.

И.С. Шмелев

Масленица. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности московиты, пожалуй, сродни итальянцам. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.

Г. А. Шлейссингер

Масленица, вероятно, родилась на севере - она дочь мороза. Человек увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, с обнаженной …, но с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, охватила его руки и пустилась танцевать с ним до обморока.

Жюль Жанен

Русская Цивилизация

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 "встречать масленицу": давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и зазывал Масленицу. С субботы же начинали праздновать "малую Масленку" и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал отрицательно, того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать гостей к себе. В этот день тесть ездил звать зятя "доедать барана".

Приметы, пословицы и поговорки про Масленицу

  • Ненастье в воскресенье перед Масляной - к урожаю грибов.
  • Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу.
  • Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи.
  • Масленица - объедуха, деньгам приберуха.
  • Не житье, а Масленица.
  • Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.

Про Масленицу

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, делая дни длиннее. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Этот яркий, солнечный праздник приходит к нам в начале весны. В нем все - и прощание с долгой зимой, и мысли о ласковом лете, и ожидание светлого дня Воскресения Христова.

Масленица - самый древний и самый любимый праздник на Руси. Он родился в давние, языческие времена, когда крестьяне-землепашцы готовились к первому весеннему севу. Теперь мы отмечаем Масленицу за неделю до Великого поста. В церковных книгах масленица называется сырною неделею, которая заканчивается Прощёным воскресеньем. В этот день все мы просим друг у друга прощения. На Руси каждый день масленой недели имел свои особенные названия: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - прощёный день.

Первыми масленицу, конечно же, встречали мальчишки и девчонки. Они выбегали на улицу и кричали:

Уж ты ль, моя масленица,
Красная краса, русая коса,
тридцати братов сестра,
сорока бабушек внучка,
трех-материна дочка,
кветочка, ясочка,
ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне во тесовый дом
душой потешиться, умом повеселиться,
речью насладиться...!

А потом строили снежные горы, катались на санках, играли в снежки. Впрочем, это все больше мальчишки. А девочки делали из соломы куклу, которую так и называли - Масленица. Они надевали на нее кафтан, шапку, опоясывали кушаком и возили по деревне на салазках. Ну а что же взрослые? Конечно же, они готовили разные угощения, варили мед и пиво, и, разумеется пекли блины.

Традиции Масленичной недели

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения:

  • Понедельник - встреча,
  • вторник - заигрыш,
  • среда - лакомка, разгул, перелом,
  • четверг - разгуляй-четверток, широкий,
  • пятница - тещины вечера, тещины вечерки,
  • суббота - золовкины посиделки, проводы,
  • воскресенье - прощёный день.

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица". По материалам прошлого столетия, Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: "Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася". После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"

В Дмитровском районе, под Москвой, в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку, в руки этой фигуры дается помазок и блин - главные символы Масленицы.

О каждом дне Сырной седмицы

Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день, в Прощёное воскресенье, идти на кладбище? Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица - не исключение. Вероятно, поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, нелишне для организма после тощей зимы да перед Великим постом. Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го.

Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно. Мышиного цвета - в кулинарии и закусочных. Ноздреватые, с золотистой корочкой, пышные - дома. Тонкие на молоке, толстые на кефире, оладьи на дрожжах. Или сложные в приготовлении блинчики - толщиной в полмиллиметра. Впрочем, куда нашим воспоминаниям до щедрой на запахи и вкусы памяти писателя Ивана Шмелева: "Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница с зелеными глазками, огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым шипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки... За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними - наливное, опять блины, уже с двойным припеком, за ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины с грибами, с кашей, наважка семивершковая с белозерским снетком в сухарях, политая грибной сметанкой... Блины молочные, легкие, блинцы с яичком, еще разливная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный, ванильный".

Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось. Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.

С понедельника начинали печь блины. Кажется, чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь простую радость человеческого общения ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему? Разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

Второй день Масленицы, вторник , называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...

Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтобы парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Третий день Масленицы, среда , - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг . Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.

"Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами", - вспоминал этот день Иван Шмелев.

"Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств - значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног", - пишет известный этнограф И.П.Сахаров.

Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - это сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел нужно было развеять по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день - Прощёное воскресенье , проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.

Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват" - "И ты меня прости" - "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.

Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

По окончании Масленицы принято ходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнется Великий пост.

Масленичные обряды мало изменились за последние четыре века. Может быть, именно потому, что они необходимы. И, повторяю, дело тут не во вкусных блинах и не в возможности попировать, повеселиться. Для этого не было бы смысла вторую тысячу лет тщательно высчитывать именно эту неделю.

Блины на Масленицу

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. "Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки. На Масленице - первый блин за упокой.

Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе, кладут на слуховое окошко "для душ родительских" со словами: "Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!"

Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

  • Блин добро не один.
  • Блины брюха не портят.
  • Блин не клин, брюха не расколет.

Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!

Так припевали хозяйки, и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие.

Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Так шутили и посмеивались сами над собой.

Загадки о блинах

  • Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде)
  • На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины)
  • Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло)
  • Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях)

Катание с горы на Масленицу

После обеда дети собирались на горе и катались, не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали "на Масленицу", припевая. Дети катались с гор во все дни, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен. В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на Масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году. Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: "Молоду такого-то на горку!" Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза, но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: "Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!" - и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более, и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз.

Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.

Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.

Свадьбы на Масленицу

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Например, костромичи "выборанивали девок" - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием "Столбы". Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами ("столбами") по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: "Порох на губах!" - и предлагают целоваться. "Покажите, как вы любитесь!". "Столбы" продолжаются час, потом едут кататься.

В Тверской губернии к молодухе, вышедшей замуж в прошлом году, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне. У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: "Молодых затьев зарывать пойдем!"). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести "зарывальщикам" угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Традиционный вятский "целовник" имел место в масленичную субботу, когда подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней".

Тёщины блины

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен. В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомки", в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

  • Зять на двор - пирог на стол.
  • У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?
  • Был у тещи, да рад утекши.
  • У тещи зять - первый гость, а принят в дом - первый разбойник.
  • Нет черта в доме - прими зятя. Зять в дом - и иконы вон.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Гуляния на Масленицу

С четверга, недаром называвшегося "широким", масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега.

Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.

В пошехонском селе Давшино (Ярославская губерния) масленичный поезд выглядел следующим образом: запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в "мужичье" платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто.

Прощеное воскресенье и проводы Масленицы

В воскресенье - Прощёный день - устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы жечь Масленицу. В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь, где на приготовленном костре чучело сжигала.

Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны Масленицы. Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуя!", а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, выкрикивали: "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!". Кидали в костер блины: "Гори, блины, гори, Масленица!"; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!".

Для блинов сгодится любая сковородка - хоть чугунная, хоть тефлоновая, но обязательно с толстым дном. Сначала ее надо хорошенько разогреть. Новую, только что из магазина сковородку надо поставить на маленький огонь, налить масла и нагревать 10-15 минут. После чего масло слить, а сковородку протереть солью.

Пекут блины из пшеничной и соевой муки. Гречневая мука, к сожалению, практически исчезла из магазинов, хотя из нее как раз и делали в старину настоящие русские блины. Впрочем, дома можно смолоть гречневую крупу в обыкновенной кофемолке. Блины с приправами готовят следующим образом: сначала кладут на сковородку зеленый лук, рубленые яйца или кусочки семги, а потом заливают все тестом, и далее по рецепту. Блины подают на стол с пылу, с жару, а к ним - масло, варенье, мед, сметану, икру, лососину, семгу.

Блины на опаре

Вылить в посуду два стакана теплой воды, положить дрожжи, всыпать 500 г муки, размешать, чтобы не было комочков, накрыть, поставить в теплое место на час.

Опара подойдет - прибавить соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное масло, муку, хорошенько тесто вымесить, после чего прибавить три стакана теплого молока. Опять упрятать в тепло. Когда тесто подойдет, размешать, чтоб осело, снова дать подойти. Еще раз опустить и добавить сбитые в пену яичные желтки. Хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее двух-трех раз.

Чтобы блины получились сухие, тесто наполовину нужно готовить из гречневой муки. Замешивается опара на муке пшеничной, а гречневая добавляется вместе с яйцами и маслом.

Блины традиционные
Готовятся по описанной выше рецептуре. На 1 кг пшеничной муки нужно 4-5 стаканов молока, 3 ст. ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 1,5 чайной ложки соли, 40 г дрожжей.

Блины скороспелые
Яйца смешать с тремя стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать. Развести в стакане воды лимонную кислоту, влить в подготовленное тесто и перемешать. На 500 г муки - 3 стакана воды, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара, по 0,5 чайной ложки соли, соды и кислоты.

Блины украинские
Сварить пшеничную кашу, дать ей остыть и протереть сквозь сито. В кастрюлю влить 0,5 стакана молока, добавить 1 ст. ложку масла, довести до кипения, всыпать 1 стакан гречневой муки, заварить густое тесто и дать ему остыть до комнатной температуры. После этого в тесто влить разведенные в теплой воде дрожжи, дать подойти, добавить протертую кашу и остальную муку, сырые желтки, перетертые с сахаром. Посолить. Влив теплое молоко, тщательно размешать и дать еще раз подойти. Добавить взбитые белки и выпекать. На 300 г пшена - 300 г гречневой муки, 3-4 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 1 стакан сметаны, 2 ст. молока, 15 г дрожжей.

Блинчики с медом
Смешать 3 яичных желтка с 0,5 стакана молока, прибавить соль, сахар, помешивая, всыпать муку. После чего положить разогретое сливочное масло, снова тесто гладко вымесить, прибавить молоко и взбитые в пену яичные белки. Выпекать блинчики надо как можно более тонкими, на разогретой сковородке, предварительно смазанной маслом. Каждый готовый блин, не снимая со сковородки, сложить вчетверо. Подавать с медом. На 250 г муки - 2,5 стакана молока, 3 яйца, по 2 ст. ложки сливочного и топленого масла (для смазывания сковороды), четверть чайной ложки соли.

Блинчики с творогом, яйцами и другой начинкой
Смешать сырые яйца с солью, сахаром, прибавить 0,5 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто без комков. Добавить оставшееся молоко. Блинчики выпекать тоненькими, складывать их стопочкой на доске. Затем в середину каждого положить столовую ложку творожной, яблочной начинки, варенье или густое повидло. Блинчики завернуть в виде конверта и поставить в духовку. При подаче на стол блинчики посыпать сахарной пудрой.

Блинчики с семгой
Таким же образом можно приготовить блинчики с семгой. В этом случае к ним подают сметанный соус с томатом. На 250 г муки - 2,5 стакана молока, 3 яйца, 0,5 ложки сахара, четверть чайной ложки соли. Для обжаривания потребуется 1 ст. ложка топленого масла.

Рецепты блинов на Масленицу

Блины - это символ масленицы. Они чем-то напоминают яркое весеннее солнце. Масленичные блины особые, праздничные.

Блины из гречневой и пшеничной муки
Поставить опару из 0,75 стакана теплого молока, дрожжей и пшеничной муки. Когда тесто подойдет, ввести в него желтки, теплое масло, сахар и соль. Хорошо взбить, добавляя постепенно гречневую муку и столько теплого молока, чтобы тесто было консистенции сметаны, дать подняться вторично. Затем ввести взбитые белки, перемешать и испечь на раскаленной, смазанной маслом сковороде, тонкие блины. Подать со сметаной, подрумяненным с луком маслом, тертым сыром. Для приготовления потребуется 3 стакана пшеничной муки, 1,5 стакана гречневой муки, 30 г дрожжей, 6 яиц, 1 ч. ложка сахара, 4 ст. ложки сливочного масла, молоко, соль.

Блинчики из пшеничной муки
Желтки растереть с солью, сахаром. Продолжая растирать, добавить молоко и взбитые белки. Смазывая сковороду маслом, испечь тонкие блинчики. Для приготовления потребуется 2 стакана пшеничной муки, 3 яйца, 4 стакана молока, 2 ч. ложки сахара, соль.

Блинчики на простокваше
Простоквашу смешать с яйцами, солью, сахаром. Добавить, постоянно растирая, муку. Испечь блинчики и подать их с вареньем. Для приготовления потребуется 400 г пшеничной муки, 6 стаканов простокваши, 6 яиц, 0,5 стакана сахара, растительное масло.

Блины манные
В 2 стакана кипящего молока засыпьте манную крупу и положите масло. Сварите кашу и поставьте ее в холодное место на 50-60 минут. Из муки, желтков, оставшегося молока замесите тесто, добавьте соль и смешайте с остывшей кашей. Массу вымесите до гладкости и пеките блины. Для приготовления потребуется 1 стакан манной крупы, 1 стакан муки, 6 стаканов молока, 3-4 желтка, 4 ч. ложки сливочного масла, 1 ч. ложка соли.

Блины картофельные (из старинных русских рецептов)
Отварите картофель, разомните его тщательно, посолите. В другую небольшую кастрюлю влейте молоко, 1 ложку масла и всыпьте 1,5 столовые ложки муки. Размешайте, поставьте на огонь и варите, помешивая, пока не загустеет. Снимите с плиты и введите в это горячее тесто взбитые желтки. Положите размятый картофель, размешайте. Белки взбейте в густую пену, добавьте, продолжая взбивать, сахарный песок. Соедините белки с тестом, осторожно перемешайте и выпекайте. Для приготовления потребуется 10-15 картофелин, 4 ст. ложки растительного масла, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки муки, 1 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Совет: сковороду смазывайте маслом с помощью половинки картофелины, насаженной на вилку. Такой помазок не впитывает в себя лишний жир. Можно печь блины и не смазывая сковороду, но тогда в готовое тесто надо добавить несколько ложек растительного масла, размешать его так, чтобы не было видно на поверхности.

Блины русские
С вечера поставить на молоке с дрожжами довольно жидкое тесто из пшеничной муки. На завтра, за два часа перед печением, подбить гречневой мукой, хорошенько взбить, развести теплым молоком и дать взойти. Тесто должно быть немного гуще, чем для блинчиков.

Блины гречневые отличные
4,5 стакана гречневой муки и столько же пшеничной развести теплой водой и двумя ложками дрожжей, посолить и дать подняться. Когда тесто поднимется, развести горячей водой до нужной густоты, хорошенько взбить, дать еще раз взойти и печь.

Блины на соде
Взять по фунту гречневой и пшеничной муки, развести 4,5 стакана теплой воды, посолить, взбить. Взять чайную ложку лимонной кислоты и развести ее в половине стакана холодной воды, влить в тесто. Также в половине стакана воды развести ложечку соды и тоже влить в тесто, размешать и печь обыкновенным способом.

Превкусные манные блины
Вскипятить 1 стакан молока, всыпать 0,75 стакана манной крупы, положить половину ложки масла и сварить кашу обычным способом. Остудить. Незадолго перед выпечкой всыпать 0,75 стакана муки, разбавить 2 стаканами молока, вбить 2 яйца, посолить, размешать до гладкости и жарить на маленьких сковородках.

Блины самые лучшие
Взять полтора стакана пшеничной муки и 2,5 стакана гречневой, 2,5 стакана теплой воды, 4 ложки дрожжей и сделать тесто. Когда оно поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки и дать снова подняться. За час до выпечки заварить тесто 2 стаканами кипящего молока и размешать до гладкости. Когда тесто остынет, посолить, можно прибавить 2 или 3 яйца, 50 г масла и опять дать подняться. Не мешая более тесто, печь блины обыкновенным способом.

mob_info