Молодежь социальная группа выделяемая по. В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
Переходность положения.
Высокий уровень мобильности.
Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:
Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
Самоорганизация и независимость от официальных структур;
Обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения .
Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
Эпатажная (фр. epater - поражать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)
Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
2. Типология политических режимов .
Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.
Характеристики политического режима:
· объем прав и свобод человека,
· методы осуществления государственной власти,
· характер отношений между государством и обществом,
· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,
· пути формирования политических институтов,
· методы выработки политических решений.
2. Классификация политических режимов
Тема 12. Молодежь как социальная группа
Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.
Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
– Переходность положения.
– Высокий уровень мобильности.
– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
– Активный поиск своего места в жизни.
– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:
– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
– самоорганизация и независимость от официальных структур;
– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Агрессивная самодеятельность
Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
Эпатажная (фр. epater - поражать, удивлять) самодеятельность
Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность
Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность
Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Этнические общности
В древности люди жили замкнутой жизнью - каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась - появились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.
Этническая группа
- группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические группы.
Характерная черта этнической группы
- то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе:
самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Таким образом, этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.
Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей
, существовавших в истории человечества: племена,народности и нации.
Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.
Следующей ступенью объединения людей было племя - объединение нескольких родов.
Именно племена считаются исторически первым этническим объединением
. Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить - в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен - они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.
С возникновением государств племена стали превращаться в народности - более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями.
Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней - загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.
Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой.
Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения - экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI–XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.
Общность нации выражается в особой национальной культуре.
Межнациональные отношения
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи
. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими),
основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными
. При этом не всегда обходится без конфликтов.
Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной обстановки, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепаратизмом).
В мире достаточно примеров национальных конфликтов - кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны между центральноафриканскими государствами и так далее.
Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу - был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний - черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.
Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации
- сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане - обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев
- избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Сейчас появилось много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хочется слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает героической историей, а его предки господствовали над другими людьми? Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми переживаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.
Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений -дифференциации
(стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции
(тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия (консенсуса);
- признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Причины межнациональных конфликтов:
Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Переходность положения.
Высокий уровень мобильности.
Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Проблемы социализации молодежи.
Острая реакция на все недостатки общества
Рост преступности среди молодого поколения
Ухудшение уровня и качества жизни
Экономическая незащищенность молодых ученых
Социальная незащищенность молодежи в сфере труда
Молодежные субкультуры
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).
Молодежная субкультура обладает:
Своим языком; особой модой; искусством и стилем поведения.
Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.
Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:
В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;
Субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;
Помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.
К созданию субкультуры молодежь побуждают:
- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;
Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;
Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;
Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.
Виды молодежных субкультур
По специфике поведения членов группы выделяют:
1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;
2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;
3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.
По видам увлечений:
Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала.
Металлисты - поклонники хэви-мэтал. - Панки - поклонники панк-рока.
Растаманы - поклонники регги. - Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа.
Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:
Отаку - поклонники аниме - Ролевики - поклонники ролевых игр
Байкеры - любители мотоциклов - Фурри - поклонники антропоморфных существ.
Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур
Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:
Антифа - Хиппи - Яппи
Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.
2. Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)
Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.
Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1. психологический элемент (правовая психология);
2. идеологический элемент (правовая идеология);
3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).
Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.
Правовая культура личности зависит от следующих показателей :
§ знания и понимания права;
§ уважения к праву в силу личного убеждения;
§ умения пользоваться правом;
§ подчинения своего поведения требованиям норм права.
ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.
Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.
Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.
Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:
На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:
1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.
2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.
3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.
4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций
5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов
6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)
7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения
8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).
9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)
10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.
11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)
12. Возрастные особенности личности подростка.
Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.
Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.
Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.
Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.
Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().
Система молодежной политики слагается из трех составляющих:
- правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
- форм регулирования молодежной политики;
- информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.
Основными направлениями молодежной политики являются:
- вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.
Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.