НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов. Конспект образовательной деятельности «Домашние и дикие животные» по ознакомлению детей с окружающим миром Ход непосредственно образовательной деятельности

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Дикие животные зимой»

(старшая группа)

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствование синтаксического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных), зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование к занятию:

Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского), Ш. Перро «Красная шапочка».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».

Ход занятия.1. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.

Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…

2. Основная часть «Путешествие в зимний лес».

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.

(Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)

Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?

Дети. Мы попали в лес.

Воспитатель. Какое это время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.

(Включает лампу на ширме)

Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?

Дети. Дикие.

Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети. Нет, не всех.

Воспитатель. Почему?

Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.

(Раздается стук в дверь, «входит» кукла Вопросик Почемучкин)

Вопросик. Здравствуйте, ребята! Как я рад снова вас видеть! Я принес новые загадки.

  • Пышный хвост торчит с верхушки.
  • Что за странная зверушка?

    Щелкает орехи мелко.

    Ну, конечно это …

  • День и ночь по лесу рыщет,
  • День и ночь добычу ищет.

    Ходит – бродит он молчком,

    Уши серые торчком.

  • По снегу бежит – петляет.
  • К лету шубку он меняет.

    На снегу его не видно,

    Волку и лисе обидно.

  • Кто в лесу огромней всех?
  • Кто богатый носит мех?

    Кто в берлоге до весны

    Днем и ночью смотрит сны?

    (Медведь)

    Вопросик. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?

    Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…

    Вопросик. Все время забываю, чем покрыто тело животных?

    Дети. Тело животных покрыто шерстью.

    Вопросик. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

    Дети. Лиса рыжая, пушистая, хитрая…

    (Вопросик просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)

    Вопросик. Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?

    Игра « У кого кто?»

    Вопросик. Скажите, у лисы кто?

    Дети. У лисы лисята.

    Воспитатель. Вопросик, а что это выглядывает из твоего кармана?

    Вопросик. Это цифры, я все время их путаю. Помогите мне их запомнить!

    Воспитатель. Ребята, давайте поможем Почемучкину! На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.

    Игра «Разложи цифры»

    (Дети выполняют задание, а Вопросик спрашивает, сколько игрушек, какую цифру положил, почему)

    Вопросик. Спасибо! Теперь я все цифры запомнил. Давайте поиграем?

    Игра «На водопой»

    Как-то днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу

    Звери шли на водопой. друг за другом)

    За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

    За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

    За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно

    двигаются вперед)

    За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)

    За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)

    За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных ногах)

    Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

    Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения

    языком – «лакают»)

    Вопросик. Ребята, а правда, что белка живет в норе?

    Дети. Нет! Белка живет в дупле.

    Вопросик. Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие животные.

    Игра « Где живут?»

    Дети. Лиса живет в норе.

    Медведь спит в берлоге.

    У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.

    Волк живет в логове.

    Еж зимой спит в норе.

    Вопросик. Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.

    (Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких животных)

    Воспитатель. Расскажите Вопросику, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.

    Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.

    Вопросик. Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!

    (Вопросик Почемучкин «уходит»).

    3. Заключительная часть.

    Воспитатель. Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое узнал и, наверно, будет задавать меньше вопросов. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

    Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

    Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?

    Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

    Воспитатель. Вы порадовали Почемучкина своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.


    Чухманова Мария Александровна

    Занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром 2-я младшая группа

    Тема: «Дикие и домашние животные»

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме "Дикие и домашние животные"

    Тема: Дикие и домашние животные.

    Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

    Группа: Вторая младшая.

    Форма проведения: Путешествие.

    Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

    • 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
    • 2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
    • 3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

    Предшествующая работа:

    Дидактическая игра «Кто как кричит?»

    Рисование животных по трафаретам.

    Игры-перевоплощения в животных.

    Дидактическая игра «Кто где живет?»

    Лепка животных из пластилина.

    Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

    Заучивание стихов о животных.

    Русские народные потешки и загадки о животных.

    План занятия:

    • 1. Вводная часть (беседа) - 3 мин.
    • 2. Основная часть (путешествие) - 12 мин.
    • 3. Заключительная часть (беседа, игра) - 5 мин.

    Ход занятия

    I. Вводная часть (беседа)

    Дети входят в зал.

    • - Ребята, вы любите гулять?
    • - Куда можно пойти гулять?
    • (Ответы детей.)
    • - Когда люди отправляются на прогулку в далекие места - это называется путешествием.
    • - Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
    • - Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

    II. Основная часть (путешествие)

    В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.

    Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.

    Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:

    На воздушном шаре мы летим,

    На воздушном шаре мы летим, как птицы.

    Вот и домик виден там вдали,

    Поскорей бы нам на землю опуститься.

    Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.

    • - Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)
    • - Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:
    • - Здравствуйте, кто здесь живет?

    То мурлычет, то играет,

    То куда-то удирает,

    Убегает далеко.

    А когда придет обратно,

    То мяукает и с блюдца

    Пьет сырое молоко.

    • - Вы отгадали загадку? Кто же это?
    • - Кошка.
    • - Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
    • - Домашнее.
    • - Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
    • - Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
    • - Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
    • (Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок.Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
    • - А теперь назовите животное и его детеныша.

    Ответы детей:

    • - У собаки - щенок.
    • - У кошки - котенок.
    • - У курицы - цыпленок.
    • - У коровы - теленок и др.
    • - Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

    Показываем картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят как эти животные кричат.

    Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

    Под исполнение песни путешествие продолжается.

    Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.

    Ручки к тучкам тянем мы все выше.

    В лес зеленый мы скорей спешим,

    На полянку мы опустимся потише.

    Возле леса песня заканчивается.

    • - Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)
    • - А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)
    • - Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
    • - Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.

    Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.

    • - А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.
    • (Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
    • - Назовите животное и его детеныша.

    Ответы детей:

    • - У зайца - зайчонок.
    • - У волка - волчонок.
    • - У белки - бельчонок и др.
    • - Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

    Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.

    Наше путешествие кончается,

    Нам пора обратно в детский сад.

    С нашими зверями не прощаемся,

    Каждый их увидеть будет рад.

    III. Заключительная часть (беседа, игра)

    • - Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки. На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой - леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки».
    • - Молодцы, помогли животным разобраться.
    • - Вам понравилась наша прогулка? (Да.)
    • - Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)
    • - О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)
    • - Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

    Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные - к условному обозначению леса, домашние - к условному обозначению домика.

    Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки.

    Дидактические материалы:

    • 1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
    • 2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
    • 3. Макет домика.
    • 4. Макеты деревьев.
    • 5. Шапочки с животными.

    Муниципальное автономное учреждение

    дополнительного образования

    Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

    Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром

    «Дикие животные»

    Подготовила:

    Педагог дополнительного образования,

    Ладынская Н.А.

    Липецк- 2016

    Цель: научить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).

    2.Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».

    3. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Развивающие:

    1. Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.

    Воспитывающие :

    1.Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.

    Предварительная работа:

    Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

    Оборудование:

    Техническое оснащение:

      компьютер;

      мультимедийный проектор, экран.

    Демонстрационный материал:

    Иллюстрации с изображением диких животных.

    Предметные картинки.

    Конверт с письмом.

    Игрушка белочка.

    1. Организационный момент.

    Педагог:

    Ребята, я вам сейчас загадаю загадку.

    Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

    Кто по елкам скачет ловко

    И влезает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет?

    Сушит на зиму грибы?

    Правильно, это белка. А вот и она. А что это у нее в руке? Какое - то письмо.

    Педагог читает его:

    «Срочно приходите,

    Срочно помогите.

    Нас волшебник напугал.

    Нас он всех заколдовал.

    Мы забыли, кто мя есть.

    Что нам пить и что нам есть.

    Выручайте, помогите.

    И нас срочно помирите. «Жители леса».

    2. Педагог:

    Ребята, скажите, а кто же это - жители леса? Назовите.

    Дети перечисляют животных.

    Педагог: А как называют животных, которые живут в лесу?

    Ответы детей: Дикие, лесные.

    Педагог: А почему?

    Ответы детей: Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах.

    Педагог: Ребята, можем мы им помочь?

    Ответы детей.

    Педагог: Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

    1, 2, 3, 4, 5 - в лес идем зверей спасать. Звучит музыка - пение птиц.

    Вот мы с вами и в лесу.

    3. Дидактическая игра. «Угадай по описанию».

    Педагог:

    Ребята, мы пришли в лес. Посмотрите, на лесной полянке растут не грибы, а лежат белые карточки. Интересно, а что скажет белочка?

    Педагог от имени Белочки:

    Это волшебные карточки. Злой волшебник заколдовал наших лесных жителей… Теперь в лесу тихо и грустно. Если вы выполните задания и отгадаете загадки волшебника, то колдовство постепенно исчезнет.

    Как только догадаетесь, кто это, карточку можно будет перевернуть.

    Злой, голодный, серый (волк);

    Маленький, длинноухий, серый или белый (заяц);

    Рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса);

    Большой, неуклюжий, косолапый (медведь);

    Маленький, колючий, серый (еж).

    По мере называния открываются предметные картинки и появляются животные.

    Педагог : Вот, белочка, дети назвали лесных зверей.

    Педагог от имени Белочки:

    Вот спасибо, ребятки, отгадали все загадки. Скоро в нашем лесу снова наступит веселье!

    Педагог : А теперь, ребята мы присядем на лесные пенечки и назовем детенышей животных.

    4. Пальчиковая гимнастика.

    Это зайчонок,

    Это бельчонок,

    Это лисенок,

    Это волчонок,

    А это спешит, ковыляет спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

    А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка).

    5. Стихотворение. «Есть у каждого свой дом».

    Педагог:

    Белочка, а Полина хочет рассказать тебе стихотворение.

    У лисы в лесу глухом,

    Есть нора - надежный дом.

    Под кустами еж колючий,

    Нагребает листья в кучу.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет он лапу.

    Есть у каждого свой дом,

    Всем тепло, уютно в нем.

    6. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

    Педагог: Ребята, Белочка хочет узнать, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

    Ответы детей.

    Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

    А есть ли дом у зайца?

    Ответы детей: нет, он прячется под кустами.

    Педагог от имени Белки:

    А где живу я, - знаете?

    Ответы детей: в дупле.

    7. Дидактическая игра «Кто, что любит».

    Ребята, волшебник заколдовал зверей так, что они забыли, что им есть и что им пить. Давайте поможем им. Вы ведь знаете, чем питаются дикие животные.

    На столах у вас лежат предметные картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, какое животное любит это есть.

    Предметные картинки: малина, мед, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава.

    Дети:

    Заяц любит морковку, капусту.

    Белка - орешки, грибы.

    Еж любит грибы, яблоки.

    Медведь - мед, ягоды.

    Педагог от имени Белочки: Спасибо, ребята, спасли вы зверей, не дали умереть от голода.

    Я хочу вам показать, как звери передвигаются.

    Физкультминутка «Кто как передвигается».

    Жарким днем лесной тропой,

    Звери шли на водопой.

    За мамой лисицей крался лисенок.

    За мамой ежихой катился ежонок.

    За мамой медведицей шел медвежонок.

    За мамою белкой скакали бельчата.

    За мамой зайчихой косые зайчата.

    Волчица вела за собою волчат.

    Все мамы и дети напиться хотят.

    8. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Педагог от имени Белочки: Ребята, я хочу с вами поиграть, я называю начало предложения, вам нужно его закончить, называя противоположное по смыслу слово.

    Заяц зимой белый, а летом …

    У зайца хвост короткий, а уши …

    Еж маленький, а медведь…

    Белка зимой серая, а летом…

    У белки хвост длинный, а у зайца…

    Белка живет в дупле, а лиса в …

    Лиса хитрая, а заяц…

    Заяц пушистый, а еж…

    Педагог от имени Белочки :

    Молодцы, ребята, справились с заданием.

    9. Дидактическая игра. «Четвертый лишний».

    Педагог от имени Белочки: Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

    Лиса, медведь, заяц, дятел.

    Волк, еж, конь, лиса.

    Заяц, слон, медведь, белка.

    Ежонок, медведица, зайчонок, лисенок.

    Курица, белка, еж, лиса.

    10. Педагог от имени Белочки:

    Ребята, расскажите теперь про диких животных, чтобы злой волшебник не смог их больше заколдовать. Вспомните, чем питаются, где живут, какие части тела есть у них, как называются их детеныши.

    1-2 ребенка выбирают животное и описывают его.

    Белка - дикое животное. У нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи. У нее есть бельчата.

    Волк - дикое животное. У него есть голова, 4 лапы. Туловище его покрыто серой шерстью. У него большие, острые зубы, длинный серый хвост. У волка есть волчата. Живут они в логове.

    Аналогично описываются остальные животные.

    Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение - грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

    Педагог:

    А нам с вами пора возвращаться в наш Центр. Скажем волшебные слова.

    1, 2, 3, 4, 5 - в Центр мы пришли опять.

    1.Организационный момент.

    Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы её отгадаете, вы узнаете, кто к вам придёт на занятие.

    «Кто по ёлкам скачет ловко

    И влезает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет?

    Сушит на зиме грибы?»

    Правильно, это белка. А вот и она. А что это у неё в лапках? Какое-то письмо (воспитатель читает его).

    «Срочно приходите, срочно помогите!

    Нас волшебник напугал.

    Нас он всех заколдовал.

    Мы забыли, кто мы есть.

    Выручайте, помогите.

    И нас вы срочно помирите!» (жители леса)

    2. Беседа.

    Ребята, скажите, а кто это – жители леса? Назовите их. (Дети перечисляют диких животных). А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные). А почему их так называют? (Они живут в лесу, сами себе добывают пищу, строят жилища, заботятся о детёнышах). Что же случилось с лестными жителями? Сможем им помочь? Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу:

    1, 2, 3, 4, 5 – в лес идём зверей спасать. (Звучит музыка, дети заходят в группу). Вот мы с вами и в лесу.

    3. Д/и «Угадай по описанию».

    Ребята, посмотрите! Деревьев в лесу много, а животных совсем не видно. Что это за белые карточки, которые лежат под деревьями? Чтобы узнать, нужно внимательно послушать, что скажет белочка. Как только догадаетесь, кто это, карточку можно будет перевернуть. (Найдите следы).

    Злой, голодный, серый (волк)

    Маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)

    Рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)

    Большой, неуклюжий, косолапый (медведь)

    Маленький, колючий, серый (ёж)

    Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось)

    Маленький, рыжий зверёк, по веткам прыг-скок (белка)

    (По мере называния открываются предметные карточки и появляются животные).

    Вот, белочка, дети назвали лесных зверей. А теперь мы присядем на лесные пенёчки и назовём детёнышей животных.

    4. Пальчиковая гимнастика.

    Это зайчонок,

    Это бельчонок,

    Это лисёнок,

    Это волчонок,

    А это спешит, ковыляет спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

    А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка).

    5 . Стихотворение «Есть у каждого свой дом».

    Белочка, а Аделина хочет рассказать тебе стихотворение:

    «У лисы в лесу глухом

    Есть нора – надёжный дом.

    Под кустами ёж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосёт он лапу.

    Есть у каждого свой дом.

    Всем тепло, удобно в нём.»

    6.Д/и «Кто где живёт?».

    Белочка хочет узнать, а знаете ли вы, где живут дикие животные? Как называются их жилища?

    Ответы детей. (Дети берут животного и приставляют их к своим жилищам).

    Лиса живёт в норе, медведь спит в берлоге, волк живёт в логове. А есть ли дом у зайца? (Он прячется под кустами). А где живу я? Знаете? – спрашивает белочка. (В дупле).

    У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили им.

    7.Д/и «Кто что любит?».

    Ребята, в письме белочки было написано, что звери забыли, что им есть, и что им пить. Давайте поможем им. Вы ведь знаете, чем питаются дикие животные?

    На доске предметные карточки (малина, мёд, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава, мышка, заяц).

    Ребята, выберите карточку. Скажите, кто из зверей что любит есть.

    Заяц – морковку, капусту,

    Белка – орешки, грибы,

    Ёж – грибы, яблоко,

    Медведь – грибы, ягоды,

    Волк любит зайчат,

    Лиса охотится за мышатами, зайчатами, курами.

    А сейчас мы покажем, как кто передвигается.

    8.Физкультминутка «Кто как передвигается?».

    Жарким днём лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой лисицей крался лисёнок.

    За мамой ежихой крался ежонок.

    За мамой медведицей шёл медвежонок.

    За мамою белкой скакали бельчата.

    За мамой зайчихой косые зайчата.

    Волчица вела за собою волчат

    Все мамы и дети напиться хотят.

    9.Д/и «Закончи предложение».

    Белочка обращается к вам с просьбой. Начало предложения у неё есть, нужно закончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.

    Заяц зимой белый, а летом - …

    У зайца хвост короткий, а уши - …

    Белка зимой серая, а летом - …

    У белки хвост длинный, а у зайца - …

    Белка живёт в дупле, а лиса в …

    Лиса хитрая, а заяц - …

    Заяц пушистый, а ёж - …

    10.Д/и «Четвёртый лишний».

    Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто здесь лишний?

    Лиса, медведь, заяц, дятел

    Волк, ёж, лиса

    Заяц, слон, медведь, белка

    Ежонок, медведица, зайчонок, лисёнок

    Курица, белка, ёж, лиса

    Белочка благодарит за помощь и предлагает угощение – грибочки.

    Дети благодарят белочку за угощение.

    А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.

    1, 2, 3, 4, 5 - в группу мы пришли опять

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Ход занятия

    Дети сидят за партами.

    Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы с вами пойдем на экскурсию в необычный музей. А что такое - музей? Какие бывают музеи для чего люди ходят в них?

    Я буду вашим экскурсоводом. Кто такой экскурсовод?

    Перед тем как отправиться в музей, давайте вспомним, как там надо себя вести.

    Правильно, надо внимательно слушать экскурсовода и отвечать только тогда, когда он задает вопросы и самим задавать вопросы.

    Перед тем как отправиться на экскурсию, давайте отметим на горе знаний наш уровень подготовленности. Как вы думаете, где мы находимся и почему именно здесь?

    Да, мы уже не в самом начале пути познаний, вы уже узнали много интересного и продвинулись на ступень вперед, но нам еще предстоит узнать и открыть для себя много новых знаний. И в конце занятия мы с вами посмотрим, сделали ли мы новые открытия и продвинулись ли вперед. Хотите ли вы подняться еще выше?

    На стене оформлены материалы по 3 залам:

    1 зал: Северный полюс – картина;

    2 зал: Тундра – кроссворд;

    3 зал: Тайга – смешанный лес (перевернутые картинки с изображением животных – отгадки).

    Сейчас встали и прошли за мной в наш необычный музей.

    Посмотрите, какой необычный зал. Здесь висит только одна картина. Внимательно осмотрите ее и скажите, куда мы попали? (В Арктику, на Северный полюс).

    Но, если мы попали на Северный полюс, то, какое несоответствие есть в картине? (Художник перепутал места обитания бурого медведя и оленя).

    А почему эти животные не могут здесь жить? (Круглый год зимой и летом холодно. Здесь ледяная пустыня: нет растений и эти животные не приспособлены здесь жить: мех, окраска, пища).

    Какие животные обитают в Арктике?

    Так, что же надо иметь животным на Северном полюсе, чтобы выжить?

    Закрепить надпись “Северный полюс” и картинки с этими зверями на Северном полюсе (делает учитель).

    Ребята, давайте вспомним, а где мы с вами живем?

    Правильно, на Крайнем севере, в зоне тундры.

    А знаете ли вы, какие животные у нас обитают, вот это мы с вами сейчас и проверим.

    Посмотрите, что это такое у нас здесь висит? (кроссворд: волк, олень, песец, заяц)

    Назовите этих зверей.

    На какие две группы можно разделить этих зверей и почему. Чем они отличаются друг от друга? (травоядные и хищники).

    Скажите, так чем отличается зона тундры от Арктики?

    Хоть у нас и вечная мерзлота и верхний слой земли очень небольшой, но, тем не менее, у нас все равно есть растительность и поэтому животных становится больше: есть не только хищники, но и травоядные.

    А каких еще вы знаете зверей, которые обитают у нас на Крайнем Севере?

    Некоторые из них занесены в Красную книгу. Какие? Что это за книга, кто может объяснить?

    Вот послушайте стихотворение:

    Их осталось очень мало,

    Трудно выжить им сейчас,

    Смотрят со страниц и просят

    Защитите, люди, нас.

    Давайте поместим этих зверей в их климатическую зону. (учитель прикрепляет название зоны, дети – картинки).

    А теперь, чтобы узнать в какой зал мы с вами пришли, надо отгадать загадки:

    По снегу петляла -
    Следы заметала.
    И скрылась плутовка в чащобе лесной,
    Охотник угнаться не мог за …

    Ох, мохнатый, ох, большой
    Спит в берлоге он зимой.
    Летом ягоды жует,
    Дикий мед у пчел берет,
    Грозно может зареветь
    Косолапый зверь …

    С ветки на ветку
    Быстрый, как мяч,
    Прыгает по лесу
    Рыжий циркач.
    Вот на лету он
    Шишку сорвал,
    Прыгнул на ствол
    И в дупло убежал.

    Трав копытами касаясь,
    Ходит по полю красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога, раскинув широко. (лось).

    Молодцы! А сейчас будут загадки-обманки, будьте внимательны.

    Клубком свернулся, ну-ка тронь!
    Со всех сторон колючий …

    В чаще, голову задрав,
    Воет с голоду …

    После каждой загадки ответы переворачиваются.

    Посмотрите, сколько зверей у нас появилось. Как вы думаете, где они живут и почему их так много? (В тайге и смешанных лесах: там, где теплее, много растений, пищи).

    Давайте поместим их на карту: туда, где они живут. (учитель - название зоны, дети - картинки).

    А сейчас я хочу предложить вам игру, которая называется: “Отгадай-ка”. Вам надо подумать, вспомнить повадки зверей и изобразить какое-нибудь животное. Один будет показывать, но перед этим мне на ушко скажет, кого он хочет изобразить, а остальные отгадывать. 5-6 человек.

    Молодцы, как вы хорошо показали этих животных. А теперь все изобразите зайчика. И сейчас все зайчики будут заниматься зарядкой.

    Физкультминутка.

    Зайки белые сидят и ушами шевелят,
    Вот так, вот так, - и ушами шевелят.
    Зайкам холодно сидеть,
    Надо лапки им погреть.
    Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.
    Зайкам холодно стоять,
    Надо зайкам поскакать.
    Вот так, вот так, -
    Надо зайкам поскакать.

    Наша экскурсия закончилась, но занятие еще продолжается. Вам понравилось в музее? Что нового вы узнали, а что повторили?

    На доске схематическое изображение животных: хищники, травоядные, всеядные.

    Прошли, сели за парты.

    Посмотрите, у вас на партах лежат картинки с изображением разных животных. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

    Ваша задача:

    1 ряду – надо найти хищников

    2 ряду – найти травоядных

    3 ряду – всеядных

    (белка, еж, медведь)

    Проверим.

    Какие животные у нас хищники?

    Какие животные - травоядные?

    Какие животные - всеядные?

    И объясните почему.

    Что вы открыли нового для себя. Что вас удивило? О чем хотите рассказать маме и папе.

    Как вы думаете, мы продвинулись вперед по горе знаний?

    Но посмотрите, как нам еще далеко надо идти вперед, как много всего надо будет узнать. Что для этого надо сделать?

    Для этого надо будет много заниматься не только в школе, но и дома, надо читать книги, ходить в музеи, библиотеки. И с каждым открытием, новым знанием мы будем продвигаться все дальше и дальше по дороге к вершине “горы знаний”.

    mob_info