Обучающее изложение как медведь сам себя напугал. Изложения с сохранением причинно-следственных связей

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.

Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Топик и Катя

Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего - Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.

Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.

Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт - тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет - Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.

Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться - трепыхаться и подскакивать, - к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит и поэтому просто начинает салат грызть.

Катя же научила Топика воровать с грядок и землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.

Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня.

Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.

Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.

Непослушные малыши

Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:

Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились.

Как так?! - рявкнул Медведь.

Да уж так! - отвечает Заяц. - Бунтуют, огрызаются. Всё по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.

А может, они того… выросли?

Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!

А может, пусть их бегут?

Мамы лесные обижаются. У Зайчихи семеро было - ни одного не осталось. Кричит: «Вы куда, лопоухие, потопали - вот вас лиса услышит!» А они в ответ: «А мы сами с ушами!»

Н-да, - проворчал Медведь. - Ну что ж, Заяц, пойдём поглядим, что к чему.

Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой - слышат:

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от мамы ушёл, я от папы ушёл!

Это что ещё за колобок объявился? - рявкнул Медведь.

И совсем я не колобок! Я солидный взрослый Бельчонок.

А почему тогда у тебя хвост куцый? Отвечай: сколько тебе годов?

Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне ещё ни одного. И с полгода не наберётся. Да только вы, медведи, живёте шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счёт - ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от медведицы стрекача задал?

Что правда, то правда! - проворчал Медведь. - Год ещё, помню, в пестунах-няньках ходил, а потом сбежа-а-ал. Да на радостях, помню, улей разворотил. Ох и покатались же на мне пчелы тогда - посейчас бока чешутся!

Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!

Это ещё что за поросёнок в лесу? - взревел Медведь. - Подать мне сюда этого киногероя!

Я, уважаемый Медведь, не поросёнок, я почти взрослый самостоятельный Бурундук. Не грубите - я укусить могу!

Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?

А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосёшь!

Хоть я лапу и не сосу, а правда! Забот у меня зимой мало, - пробурчал Медведь. - Идём, Заяц, дальше.

Пришли Медведь и Заяц на болото, слышат:

Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тёти в болоте.

Слышишь, как похваляется? - зашептал Заяц. - Из дома удрал да ещё и песни поёт!

Рыкнул Медведь:

Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

Как так - нельзя? - не унимается Медведь. - Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними они больше всего трясутся!

Трясутся, да не все! - отвечает Крысёнок. - Мама моя, старая Водяная крыса, за лето три раза крысят приносила. Две дюжины нас уже. Если всем вместе жить, то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот как, Медведушко!

Почесал Медведь щёку, посмотрел на Зайца сердито:

Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть по сему!

Утром у берега я увидел помятую осоку, и вода была от мути ржавая. Значит, не показалось: кто-то тяжёлый ворочался там. В полной растерянности я пошагал домой.

Другой весной, на том же озере, я опять повстречал «русалку». Но было это уже днём. Она лежала в осоке; виднелась мокрая спина и прижатые к бокам руки. Днём она была не чёрная, а зелёная, в буроватых и желтоватых разводах. Теперь-то я узнал её!

Это была огромная щука, которая выползла на отмель метать икру. Два щурёнка-молочника - её руки! - плотно стиснули её с боков.

Я подошёл слишком близко: щука-икрянка зашевелилась, молочники отошли - щука раскинула руки! И вдруг мощный удар пятнистым хвостом: рыбы рванулись, как стремительные торпеды, рассекая воду и волоча за собой водяные буруны! Ещё всплеск - и всё исчезло; лениво распрямлялась примятая осока, да мелкая волна бормотала у берега.

«Русалка» опустилась в свой тёмный омут.

Спортсмен

У сойки язык без костей и клюв закрывается редко. Любит похрипеть, поорать. И любопытная до смерти. Суёт нос даже в охотничий шалаш, ну и попадает под выстрел.

Я соек за любопытство не убивал. Охотнику её любопытство на пользу.

Если кричит, - значит, кого-то видит. Может, волка, может, лису или хоть зайца.

Шёл я с фоторужьём и услышал соечий крик.

Сердце не камень - полез я в чапыгу. Порвал рукав, оцарапал колено, угораздил в крапиву.

Перетерплю: вдруг и на самом деле волк, лиса или хоть заяц!

Сойка орёт - я лезу. Уже оба колена оцарапал, на сучок напоролся - наконец выдрался.

На полянке ни волка, ни лисы, ни зайца. Растёт посредине сыроежка; в сыроежке дождевая вода. А на краю сидит лягушонок! Выкупался в сыроежке, как в ванне, и на краешек загорать выкарабкался. Сидит, на меня смотрит. Слушает, как сойка орёт. Отдыхает после водных процедур. Свежим воздухом дышит, принимает воздушные ванны.

Будьте знакомы

Птиц надо знать. Что за охотник, если он не знает, за кем охотится!

Лучше всего различать птиц по окраске. Но это тогда, когда видишь их близко. А если они летят высоко над головой? Когда никакой окраски не разберёшь, когда виден один силуэт, когда даже белая чайка кажется чёрной? Тогда по силуэту нужно и опознавать. У птиц не только окраска разная, разный и силуэт.

Силуэт надо запомнить, а лучше зарисовать. И если он окажется точно такой, то это чёрный коршун.

Не разглядишь окраску птицы и в темноте. Тут тоже может выручить её силуэт.

Вот вальдшнеп.

Он в сумерках летает над лесом. То цвиркает, как сверчок, то урчит, как лягушка.

А это вот козодой. Он сидит всегда вдоль сучка и трещит. Или летит, звонко крича: «Уик! Уик!» - и хлопает крыльями, как в ладоши.

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина… Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.

Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе - охотников видит.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал.

Одни следы на грязи остались.

Скатерть-самобранка

По лесу идёшь - под ноги смотришь. Лес не тротуар, - можно и споткнуться.

Я ногу занёс, а под ногой живой ручеёк. Широкое шоссе.

Вперёд и назад торопятся муравьи: вперёд налегке - назад с добычей. Я посмотрел назад и увидел большой муравейник. Там, у самой муравьиной тропы, птичка - лесной конёк. Она нагибается и хватает муравьев одного за другим.

Не везёт муравьям: их все любят. Любят дрозды и зарянки, дятлы и вертишейки. Любят синицы, сороки и сойки. Любят хватать и глотать. Вот ещё один любитель - лесной конёк.

Только вижу, любитель это особый: не ест муравьев, а грабит! Отнимает от муравьев гусениц, мух и жучков. Высматривает, что повкусней, и, как увидит, - отнимет.

Тянется живой конвейер. На нём чего твоя птичья душа желает. Клюй - не хочу! Молочная река, кисельные берега. Скатертью муравьиная дорожка. Всё на ней припасено. Сам выбирай, сам бери. Скатерть-самобранка.

Забрался я как-то под свою ШАПКУ ночью. Приплёлся ко мне и Лесовичок. До рассвета было не близко, и мы, слово за слово, разговорились.

Скажи мне, Лесовичок, а лешего ты в лесу встречал?

Лесовичок хитренько усмехнулся, зыркнул на меня зелёными глазками и стал что-то шептать.

Чего ты там шепчешь? - не удержался я.

Да так, по привычке: сам с собой разговариваю. Да и нельзя про лешего-то громко говорить. Да ещё ночью.

А ты шепни: встречал или не встречал?

Как не встречать? Встречал, конечно. Вот только что встретил, как к тебе шёл. Во-он в той лядине.

Ну и какой же он, леший-то? Говорят, что у него на одной ноге копыто, а на другой лапоть?

И так бывает, - усмехнулся Лесовичок.

А верно, что он людей по лесу водит?

Ещё и как! Потеха: кружат, как зайцы, по одному месту, а он знай хохочет.

Ну вот что, Лесовичок, меня ты не проведёшь, не на простачка напал. Никаких леших в лесу нет.

Вот тут леший огород копал.

Тут леший дрова рубил.

Так уж и нет! Поменьше, правда, стало, но ещё порядочно. Ишь ты, прыткий какой - нету! А кто деревья зимой в дугу сгибает? Кто зимой стучит по ночам палкой по стволам? Кто в чащобе голосом дурным кличет? Вот тебе и нету.

Погоди, погоди! Деревья снег сырой гнёт, по ночам стволы от мороза потрескивают, а голосом дурным сова или филин кричит.

Лесовичок захихикал.

Гляди, знайка какой! А кто не знает - те всё на лешего валят. Особенно - кто один в лесу ночь проведёт. С вечера ещё хорохорится: никаких леших нет, всё суеверия, бабушкины сказки! А к утру, смотришь, глазки испуганные, ушки торчком, как у зайца, и от всякого шороха дёргается.

Так что же, Лесовичок, получается?

А то получается, что леший - это ваше незнание. Я в лесу каждый шорох, каждый запах, каждую тень могу объяснить. А незнайке всё то послышится, то покажется, то причудится.

Ну, а всё-таки: есть леший в лесу или нет?

А вот мы сейчас проверим. Ну-ка, приложи ладонь к уху.

Я прислушался. Кто-то возился в болоте и тихонько икал. Икнёт и губами мокрыми пошлёпает. Никогда раньше я такого не слышал.

Слышишь? - шепчет Лесовичок, и глазки его зелёные светятся.

Слышу, - шепчу и я. - Кто это?

Он это, леший… Огород в лесу копал, на болото мыться пришёл.

(по Н. Сладкову)

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формировать у детей навыки активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Продолжать учить детей приемам планирования собственного пере­сказа.

4. Закреплять навыки грамматически правильного оформле­ния высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графиче­ских схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраи­вание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой "теме.

Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Отгадайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), лов­кая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу­галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.



Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

Куда вошел медведь? {Медведь вошел в темный лес.)

Что хрустнуло под его лапой? {Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? {Белка испугалась и выронила шишку.)

На кого упала шишка? {Шишка упала на зайца.)

Что сделал заяц? {Заяц затопал по лесу.)

Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? {Лосирешили, что соро­ка охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

Как повел себя медведь? {Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? {Медведь сам себя напугал.)

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...

Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми вы­страивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыжки на месте, руки перед грудью,

ладошки вниз, как лапки.

Сели зайки на лужок,

Присесть на корточки.

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Изобразить соответствующие движения.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, па­мяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка речевой деятельности детей.

Что мы сегодня делали на занятии?

Чему научились?

Что запомнили?

Занятие 4.

(по Г. Скребицкому)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.

Основные задачи:

1. Формировать умение целенаправленного восприятия и анализа текста.

2. Развивать навыки планирования пересказа (с опорой на на­глядность).

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графи­ческих схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидакти­ческие игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.

Оборудование:

Набор схем для графического плана; предметные картинки: ку­кушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медаль­оны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиоза­пись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Птицы».

Наблюдения в природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вы­вешенные на доске.

2. Подготовка к восприятию текста.

Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

- Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстра­цией сюжетной картины к рассказу.

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как зак­ричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястре­бенка похожа.

Что я прочитала? (Рассказ.)

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слухо­вой памяти.

На вопросы дети отвечают полным предложением.

- На кого похожа кукушка?

5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предмет­ного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, яст­реба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.

Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.

У утки - утенок, а у кукушки - ... {кукушонок), у совы - ...,., у ястреба - ..., у воробья - ..., у гуся - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.

Давайте поговорим на языке птиц.

Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, пе­туха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изобра­жают птиц: «летают, поют» разными голосами.

Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)

8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рас­сказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделя­ются смысловые отрывки, выстраивается графический план расска­за из схем.

Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась тол­стенькой, головастой, вроде совы.)

Опишите птицу, которую он увидел.(Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)

- На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой графических схем. Развитие связной речи.

Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

10. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?

Страница 6 из 15

Послушный малыш
Смотрю, впереди бежит жёлтенький куличок-зуёк. За ним торопятся четыре зуйчонка величиной с напёрсток, на высоких ножках.
Путь зуйкам пересекла узкая лужица. Зуйчиха на крылья - и перелетела воду. А у зуйчат ещё и крыльев нет - один пух! А всё равно и они не остановились: мах-мах ножками по воде, как по песку! Такие лёгкие, что и вода их держит. Я даже вскрикнул от удивления.
Зуйчиха-мама оглянулась на меня с того берега лужи и негромко сказала своим зуйчатам: «пи-у!» («ложись»).
Трое зуйчат были уже на том берегу лужи. Услыхав команду, они разом припали к земле и пропали из глаз: их серо-жёлтые спинки слились с жёлтым песком и серой галькой.
А четвёртый зуйчонок не успел перебежать лужу - и плюхнулся прямо в воду. Только головка его была на песке, а всё тельце - в воде; он лёг там, где его застала команда «пи-у!».

Я перешагнул лужу, сел на камень рядом с послушным птенчиком.
«Дай, - думаю себе, - дождусь, что он дальше будет делать».
Птенчик лежал не шевелясь. Было ему плохо: вода холодная, пушок намок, пальчики упирались в камешки на дне лужи, - но он не шелохнулся. Даже чёрные бусинки-глазки не моргали. Мама велела лечь, и он послушно лежал.
Я сидел долго, так долго, что у меня нога затекла. Я шаркнул ею около самого носа зуйчонка, но он не шевельнулся.
Комары одолели. Один комар сел зуйчонку на голову, проткнул ему носом кожу и стал толстеть, наливаться кровью. На крошечной головке птенчика он казался чудовищем и всё рос, рос на глазах, наполняя брюхо алой кровью зуйчонка.
Зуйчонок терпел, чуть прижмурив от боли глаза, и не трогался с места.
А моё терпение лопнуло. Я наклонился и щелчком сшиб комара с бедного птенчика. Потом взял птенчика двумя пальцами поперёк тельца и поднял к своим губам.
- Полно тебе в прятки играть! - сказал ему. - Беги, догоняй маму.
Но он не ворохнулся, не моргнул. И остался всё так же неподвижен, когда я положил его на песок - подальше от воды.
«Уж не умер ли он?» - с тревогой подумал я. И вскочил с камня.
Это моё движение испугало зуйчиху-маму, скрывавшуюся где-то в камнях дальше на берегу.
«Кру-кру!» («выскакивай») - крикнула она оттуда.
В один миг вскочили на ножки все четыре зуйчонка и - чик-чик-чик! - стремглав понеслись к маме.
Чур-чура!
«Ну-ну! - сказал я себе. - Если бы я так свою маму слушал в детстве, так, верно, из меня бы вышел толк. Куда уж мне учить таких…»
И пошёл домой через большое лесное болото.


Шагаю да шагаю. Вдруг вижу: далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.
Я сразу сообразил, что это не журавль, а журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.
Подошёл к кочке - верно: в кочке - углубление и в нём на подстилочке из травы лежат два здоровых пятнистых яйца, каждое с мою ладонь. Одно целое, а другое с дыркой наверху. И рядом лежала толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.
Я так и замер на месте: что дальше будет?
Вдруг из окошка высунулась взъерошенная голова на тонкой шее и покрутила носом.
Мир, в котором журавлёнок собирался родиться, был полон солнца и яркой зелени.
- Привет тебе, привет! - громко поздравил я его. - Ну, как тебе здесь у нас, нравится?
Журавлёнок беспокойно заёрзал, но, видно, не понял, что я стою рядом и разговариваю с ним.
Тогда я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг - нырк! - журавлёнок исчез в яйце. В гнезде по-прежнему лежали два очень крупных яйца: одно - целое, другое - с дыркой в скорлупе.
«Вот это здорово! - удивился я. - Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура, я дома!»
Вспомнились мне тут говорящие яички серой куропатки, и я подумал: «А может, они тогда не со страха пикали, а между собой сговаривались, как от меня ловчее удрать? И ведь удрали! Видно, птичата, ещё не родясь из яйца на свет, мастера в прятки играть. А я их уму-разуму учить собрался!»
Размахнулся я корзиночкой, что была у меня приготовлена для будущих моих воспитанников-птенчиков, и закинул её далеко в траву.
А сам пошёл в деревню - щеночка себе доставать.
Щенок ни прятаться не умеет, ни плавать. И непослушный. Вот и буду его учить.

Как медведь сам себя напугал


Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Разработка, апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста.

Задание «Как медведь сам себя напугал»

Задание для 2 класса .

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает!

Страшно в лесу! Не уйти ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Задание:

1.Выбери наиболее подходящее название для текста и поставь V.

А) Жизнь зверей в лесу.

В) Мишка-трусишка.

2.Ответь на вопросы:

А) Как ты понимаешь значение выражения «дал стрекоча»?

Б) Почему медведь дал стрекоча?

______

В) Почему испугались лоси?

____________________________________________________

Г) Почему сорока подняла крик на весь лес?

____________________________________________________

Д) Почему испугался заяц?

____________________________________________________

Е) Почему испугалась белочка?

____________________________________________________

Ж) Почему медведь сам себя напугал?

____________________________________________________

З) Что значит насторожил уши?

____________________________________________________

3. Как ты думаешь, что произойдёт, если из рассказа убрать белочку? ____________________________________________

Задание для 3 класса .

Прочитай рассказ (по Н. Сладкову)

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась белка на ветке - выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Выпорхнула сорока и подняла крик на весь лес. Услышали лоси, испугались и пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Страшно в лесу! Не уйти ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

Слова для объяснения: хрустнула, угодила, выпугнул, насторожил уши, рявкнул, дал стрекоча.

Задание:

1. Выбери наиболее подходящее название для текста и поставьV.

А) Жизнь зверей в лесу.

Б) Как медведь сам себя напугал.

В) Мишка-трусишка.

2. Какая народная пословица наиболее точно отражает главную мысль текста? (выбери ответ)

А) Тому страх неведом, кто идет к победам.

Б) Волков бояться - в лес не ходить.

В) У страха глаза велики.

3. При чтении тебе встретилось выражение «дал стрекача » , которое употребляется нечасто, но его значение для этого текста вполне понятно. Найди и обведи верное толкование его значения.

А) Дал какой-то предмет кому-либо.

Б) Стремительно убежал.

В) Ударил.

4. Ответь на вопрос: Почему медведь сам себя напугал?

______________________________________________

5. Напиши основную мысль рассказа.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

6. Как ты думаешь, что произойдёт, если из рассказа убрать медведя? ________________________________________

__________________________________________________________

Критерии оценивания

Максимальный балл – 10.

Характеристика учащихся:

В апробации приняли участие учащиеся 2-3 классов в количестве 40 человек: 20 учащихся имеют нарушение чтения и письма обусловленное общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием (в том числе 2 ребёнка имеют задержку психического развития). 20 учащихся с нормой в развитии.

Результаты апробации

(учащиеся с нарушениями в развитии)

mob_info