Обучение грамоте конспекты. Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Буква Я».

Цели:

Закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;

Познакомить с буквой Я;

Развивать фонематический слух;

Определять позицию звука в слове;

Формировать навык печатания буквы Я;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Демонстрационный материал: буквы из кассы букв, картинки с изображением гномов, предметные картинки, карточки со словами, кубики Зайцева, плакат с изображением буквы Я и предметов, названия которых начинаются с буквы Я, пиктограммы.

Раздаточный материал: листы для самостоятельной работы, карандаши, сигнальные карточки «твердость-мягкость».

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я обнаружила в нашей группе мешочек. Кто его потерял? Узнаем, если слово прочитаем.

Педагог выкладывает слово «ГНОМЫ» кубиками Зайцева. Дети читают. На доску выставляется картинка с изображением гномов.

Что в этом мешочке? Педагог показывает, что в мешке лежат буквы.

Дети: - Буквы.

П.: - А может быть звуки? Чем различаются звуки и буквы?

Д.: Звуки говорим и слышим,

Буквы видим мы и пишем.

II . Повторение.

    Игра «Домики гласных и согласных».

Гномы дружно жили - были

Ели суп, компот варили.

Только вдруг в лесной глуши

Что-то странное нашли.

Что же это, посмотрите,

Гномам нашим объясните.

На доске – 2 домика: красный и синий.

П.: - В этих домиках живут буквы. Какие из них живут в красном доме?

Д.: - Гласные.

П.: - Что они умеют?

Все гласные звонко поют,

Словам напевность придают.

А в синем доме? (Согласные.)

П.: А согласные умеют

Рычать, стучать,

Свистеть, шипеть,

Но не хочется им петь.

Давайте, научим гномов различать гласные и согласные.

Дети по очереди достают из мешочка букву, называют и ставят на доску в соответствующий домик.

    Игра «В гости к согласным».

П.: - В домике согласных две комнаты: зеленая и синяя. Кто живет в этих комнатах?

Д.: - В синей комнате твердые согласные, а в зеленой - мягкие.

П.: - Согласные очень любят принимать гостей. Помогите правильно провести животных в нужную комнату. Я показываю картинку, а вы называете ее и определяете первый звук в слове. Если это твердый согласный, то провожаем гостя в синюю комнату, а если мягкий - в зеленую. Указываем верный путь с помощью сигнальных карточек.

Педагог показывает картинки: зебра, мышка, бабочка, лягушка, медведь, слон. Дети выделяют первый звук и показывают синюю или зеленую карточку.

    1. Новая тема.

1) Игра «Расшифруй и прочитай».

П.: Гномы в гости к нам пришли,

Что-то гномы принесли.

Что же это?

Мы узнаем, если слово прочитаем.

Педагог называет картинки, а дети повторяют только первый слог, затем составляют слово «подарок».

    Что это за подарок?

Круглое, румяное с ветки достану я.

На тарелку положу, «угощайтесь» - я скажу.

Д.: - Яблоко.

П.: - В слове «яблоко» первая буква - Я.

Выставляется плакат с буквой Я.

2) Представление буквы Я.

Любуется собою Я: «Я самая красивая!»

Влево ножку отвела и в словах плясать пошла!

Обращаем внимание на то, как пишется эта буква (смотрит влево).

П.: - Одному из наших гномиков так нравится буква Я, что он даже имя себе придумал на эту букву! Прочитайте это имя.

Педагог выкладывает имя «Яша» кубиками Зайцева. Дети читают.

А вот Яша увидел ящерицу и решил поймать ее, чтобы поиграть с ней. Помогите гному добраться до ящерицы.

Гномик может пройти только по картинкам, названия которых начинаются на букву Я.

Дети проводят маркером дорожку, соединяя картинки: ящик-яйцо-якорь-яблоки-ящерица.

П.: - Буква Я удивительная, она обозначает целое слово.

Скажет буква про себя:

«Посмотрите, это Я».

И про себя я могу сказать: Я – Евгения Александровна. А ты кто? (Дети отвечают.)

Ребята, сколько гномов к нам пришли? (7)

Если каждый скажет: «Это я». Что получится?

Вывешивается плакат:

Дети разгадывают ребус.

П.: - Что такое семья? Какая бывает семья?

3) Чтение слогов с буквой Я.

П.: - Гномики хотят поиграть с буквой Я. Давайте познакомим их с игрой «Братики-сестренки».

Игра с кубиками Зайцева. Сначала дети прочитывают большой кубик (например, МА), а потом маленький (МЯ) и строят башенку из двух кубиков. Далее прочитываются другие пары слогов: ла – ля, на – ня.

А теперь добавим слоги, и получатся слова: ля – поля, мя – имя, ня – баня.

Физкультминутка.

Наши гномы подустали,

Долго буквы изучали,

И, наверное, друзья,

Отдохнуть и нам пора.

Игра с мячом «Твердый-мягкий». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку и называет твердый согласный звук (например, «н»), а ребенок бросает мяч обратно, произнося мягкий согласный («нь»).

IV . Закрепление.

Игра «Замени букву». На доске размещаются карточки со словами: фе н , р а д, м е ч.

П.: - Мы сейчас с вами станем волшебниками, будем превращать одно слово в другое.

Выделенная буква меняется на букву Я:

фен – фея

рад – ряд

меч – мяч

V . Самостоятельная работа.

Ребята, постарайтесь выполнить задание аккуратно, красиво. Мы подарим ваши работы гномам. Они с радостью продолжат изучение букв.

VI . Итог.

Ребята, какие вы молодцы! Мы сегодня многое успели:

Букву новую узнали,

Со словами поиграли,

Гномов вместе обучали,

И подарки получали,

А во всем нам помогла – буква Я.

На доске - яблоня, на которой для каждого ребенка прикреплено именное яблочко (из красной бумаги). Каждый находит свое имя и забирает свое яблочко.

Литература:

1. Бирюкова И.В. Знакомство с буквой Я.

2. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.

3. Битно Г.М. Карты букв и слогов с пиктограммами.

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети: здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог: Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Педагог: Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети: У него острые иголки и его нельзя погладить.
Педагог: А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети: Ёж увидел гриб.
Педагог: Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети: В этом предложении 3 слова.
Педагог: Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети: Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог: Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Педагог: Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети: Три слова в предложении.
Педагог: Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети: Три прямоугольника.
Педагог: Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети: Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог: Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)

Педагог: А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко) . Сколько слов в этом предложении?
Дети: Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог: Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог: Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись» . Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.

Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог: Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети: Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог: Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.

Программное содержание.

  1. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
  2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
  3. Закреплять умение составлять предложение из двух слов; с заданным словом.
  4. Учить выкладывать предложение.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; доска; игрушка-грузовик; яблоки.

Раздаточный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; серебристые прямоугольники; карточки для выкладывания с изображением яблока; картинки с изображением различных предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I . АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения)

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро).

II. ИГРА С МЯЧОМ

«Назови слово»

— Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в веселую игру «Назови слово». Я вам скажу тему, а вы мне будете называть слова. При этом передаете мяч друг другу, пока я не скажу СТОП! (Темы: Домашние животные, Фрукты, Дикие животные, Головные уборы, Предметы мебели, Овощи.).

— А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Я назову вам звук, а вы мне любое слово, которое начинается на этот звук.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ

Предложение

Ребята, смотрите, что у меня в руках (показываю игрушку-грузовик). А теперь смотрите, что она делает (показываю, что грузовик едет).

— Грузовик (машина) едет. У нас с вами получилось предложение. Сколько слов в нашем предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово.

— А сейчас я научу вас выкладывать предложение. Посмотрите, у нас есть серебристые прямоугольники. Один прямоугольник обозначает одно слово предложения. Слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга. Давайте попробуем вместе выложить наше предложение МАШИНА ЕДЕТ.

— А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас есть картинки с изображением предметов. У каждого картинка своя. Ваша задача придумать предложение с этими предметами.

Даю детям время на самостоятельную работу.

— А теперь давайте послушаем, у кого какие предложения получились.

Предлагаю детям выложить свое предложение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Ветер»

Ветер дышит, дышит (Руки вверх — глубокий вдох)

И деревья все колышет (Затем — в стороны, взмах кистями)

Ветер тише, тише, (Снова вверх — глубокий вдох)

А деревья выше, выше (И вниз, продолжительный выдох)

Сядем тише, тише. (Дети садятся за парты)

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Звуковой анализ слова

Выкладываю яблоки в кузов грузовика и спрашиваю у детей, что везет грузовик. (Яблоки). Затем убираю яблоки и оставляю одно, спрашиваю, что сейчас везет грузовик. (Яблоко). Предлагаю детям сделать звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Предлагаю детям послушать, как звучит слово, интонационно выделяя каждый звук. Далее предлагаю самостоятельно сделать звуковой анализ слова и выложить его фишками на карточке с изображением яблока.

Далее ребенок у доски разбирает слово, называет звуки и характеризует их. Вспоминаем правило, что звук [й`] самый короткий в нашей речи и всегда мягкий согласный. Дети должны найти ошибки (если они есть) у себя и исправить их.

— А кто мне скажет, сколько твердых согласных звуков в слове? А сколько мягких согласных? А сколько гласных звуков?

— А сколько слогов в этом слове? А почему ты так решил(ла)? А давай проверим. Как мы можем это сделать? (подставить руку к подбородку). А на какой слог падает ударение? Выслушиваю ответы детей, при этом помогаю, где требуется помощь.

IV. ИТОГИ

— Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?

— А что нового мы узнали?

— А кто у нас сегодня был самым активным?

воспитатель, ГБОУ СОШ № 1995, г.Москва

Людмила Дзюба
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео

Дорогие коллеги!

Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией ("Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная. Часть 1"). Спасибо за поддержку и за советы. А, как Вы поняли, работа моя в "Части 1" затрагивала, скажем так, "техническую" сторону обеспечения образовательного процесса. Поэтому и видеоролик был такой короткий, -- только показать наработку и спросить совет (сейчас оно удалено с одной целью -- не отнимать Ваше время). В этой публикации (Часть 2)видео -- 20 минут. Также я обещала, что если кто-то изъявит желание -- добавлю и текстовый файл занятия. Что с удовольствием и делаю.

Итак, видео-занятие:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

воспитателя Дзюба Л. Ю. (для коллективного просмотра).

Тема: «Поможем звукам»

Программное содержание:

1 . Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, находить ударный слог.

2 . Составлять предложение по схемам.

3 . Учить различать гласные, согласные звуки.

4 . Закреплять знания о слово-различительной роли звука.

Демонстрационный материал : конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений, «Ромашка» со звуками.

Раздаточный материал : схемы предложений,слова с пропущенными буквами.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт с письмом.

Воспитатель : К нам пришло письмо, давайте его прочитаем.

Воспитатель читает:

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея звуков. Все вы знаете, что такое звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок -- полистать, почитать, вместе с воспитателем выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной, похитил Карабас-Барабас. Он посадил их в чулан и запер дверь на ключ, а ключ сломал.

Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам необходимо выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас.

Задания от Карабаса-Барабаса (находятся в конверте и зачитываются воспитателем по ходу занятия): Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.

Первое задание от Карабаса-Барабаса:

– Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?

Дети : гласные звуки произносятся с голосом.

Воспитатель : правильно, окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, обозначаются красным цветом.

А (красный В (синий

У столбец) С столбец)

Воспитатель: Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей и, значит, выполнить 5 заданий.

Второе задание от Карабаса-Барабаса: а это задание – более сложное. Это задание для внимательных:

Послушайте и определите, какой звук часто встречается в стихотворении?

Барабан боднул баран

Бух! И лопнул барабан.

Дети : звук [Б]

Дятел дерево долбит,

День–деньской кору дробИт

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дУбу люб.

Дети : [Д]

Воспитатель: Правильно, звук [Б] и [Д]. При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит.

Характеристика: Звуки [Б] и [Д] – согласные.

Следующее (3-е) задание от Карабаса – очень сложное, давайте прочитаем. (Чтение слогов).

Воспитатель : Молодцы ребята, у нас есть следующая часть ключа, осталось собрать еще 3 части и, значит, выполнить 3 задания. Давайте будем стараться правильно выполнять задания и спасем друзей.

Четвёртое задание от Карабаса-Барабаса : Разделить слова на слоги.

Картинки на экране: самолет, часы, дом, белка, барабан.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Дети показывают схемы этих слов. (и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Я смотрю, вы устали. Выходите на ковёр!

Физкультурная минутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Все слова сопровождаются движениями)

Воспитатель : Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 2 части и, значит, выполнить ещё два задания.

Пятое задание от Карабаса-Барабаса : Составьте схему предложения по картинке. (см. видео).

Воспитатель : Ребята, а ведь Карабас-Барабас не ожидал, что малютки бывают такими умными, и что придется отпускать наших друзей. У нас есть пятая часть ключа, осталось выполнить последнее задание!

Последнее задание Карабаса : Пробежала Шалунишкая-резинка, и стерла фрагменты букв: Слова -- машин_ ,ми_ка, _ети, ли_он, б_лка, м_лина, _латок, _иса, ко_, _ит. (см. видео).

Воспитатель: Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ.

(Дети составляют ключ из частей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. (Сверкает хлопушка -- замена ключа на целый). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!

Дети подходят к домику, на котором висит холст с нарисованным очагом. Поднимают холст – под ним изображение замкА. Дети открывают его. Из домика выходит Мальвина с азбукой и угощением.

Мальвина : Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выполнили все задания и освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).

Воспитатель (подводя итог): Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей).

Дорогие коллеги. Жду Ваши комментарии. Спасибо, что зашли на эту страницу и уделили своё время моей работе. С уважением -- воспитатель МАДОУ д/с №49 г. Калининграда Дзюба Людмила Юрьевна.

mob_info