Первым снегом понесло что значит. «Первый снег», анализ стихотворения Бунина

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Анализ стихотворения «Первый снег» Бунина

«Первый снег» — стихотворение, которое принадлежит к раннему творчеству поэта. Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. Детство автора прошло в деревне, поэтому он научился замечать красоту природы.

В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля. Это становится понятно с первой строфы. Кругом веет ароматом морозной свежести. Небо окрашено в багряные цвета. Все описано понятной речью, потому что есть присутствие лирического героя. Стих состоит из трёх частей, в каждую заложен определённый смысл.

Ощущаются изменения в природе. Используя объективные эпитеты, кажется, что все природные явления происходят в настоящий момент. С самого начала есть первые признаки зимы. Это заметно по морозной свежести в полях и лесах, цвету заката. Тем самым, предвещается наступление настоящей зимы.

Прочитав вторую строфу, можно заметить некоторую тревогу. В этой части, наблюдая за изменениями в природе, поэт ждёт, когда выпадет первый снег. Но не только он томится в ожидании. Природа тоже это предчувствует. Листья опали с деревьев, не наблюдается цветов. Поля и сады опустели. Все готово к наступлении холодного времени года.

В третьей части ожидания оправдываются. Ночью слышится буря, а когда рассветает, то видны летящие хлопья снега. Происходит прощание с осенью, которое подчеркивается запоздалой вереницей гусей. Герой становится свидетелем, который наблюдает за сменой времён года.

Описывая приход зимы, становится заметен положительный настрой героя, его мечта о преображении мира. Он видит в этом светлый праздник и принимает жизнь во всех проявлениях.

В последних строчках присутствует чувство грусти. Поэт немного грустит о прошедших тёплых днях. Но скоро они вернутся. А события и само время уже не сможет вернуться. Именно от этого присутствует небольшая тоска. Прошедшие дни выражаются с помощью улетевшей вдаль вереницей.

Совмещение красных и белых цветов помогают проще описывать, показав причастность природных явлений к мироощущению лирического персонажа. Он является частью природы. Этому свидетельствует его употребление местоимения «мы».

Стихотворение Бунина передаёт движущуюся природу, ее жизнь, наводит на раздумья. Умело демонстрируется иллюзия того, что действия происходят прямо сейчас. Видно, как сильно, автор любит родную землю.

Философская основа лирики И. А. Бунина - признание постоянной борьбы вечного и тленного, жизни и смерти. Бытие мыслилось поэтом как яркая вспышка, миг, принять который нужно всеми чувственными, эмоциональными способностями человека.

Зримая картина мира, меткая описательность, наводящая на раздумья, тонкими, ненавязчивыми штрихами сплетается в ткань стихотворения «Первый снег» .
Эта небольшая пейзажная зарисовка, передающая движение природной жизни, умело создает иллюзию, что действие происходит сейчас, в настоящем. Этому способствуют предельно объективные эпитеты .

Вслушиваясь и вглядываясь в поэтическую картину, разворачивающуюся в первой строфе стихотворения, нельзя не ощутить первые признаки зимы.
Вопреки ожиданиям вторая строфа исполнена немного тревожными нотками. В ней зима воинственно обозначает свое право на мир природы, подчиняя его себе. В символике зрительного ряда, прорисованного здесь, обязательно нужно выделить образ бури и пустынного сада.

Тревога природы перед новым статусом передается через градацию :

А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Развязка лирического сюжета предстает в третьей строфе: метафорично звучат финальные строчки произведения:

Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Мотив разлуки сопряжен здесь с мотивом принятия жизни во всех ее проявлениях, неразделимости зимнего сна и стихии бытия.

Эстетически безупречно выстроен бунинский текст. Четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию. Динамика природных явлений выражена через просторечный глагол «понесло» .

Лирический герой чувствует свою сопричастность всему живому, о чем свидетельствует местоимение «мы» . Он ощущает себя частью природного представления.
Почти разговорные интонации не снижают содержание, а, наоборот, делают картину понятнее, наполняя ее неизбывным чувством любви ко всему живому.

Перемежение цветов: красного и белого - помогают поэту преодолеть простую описательность, показывая сопричастность природы мироощущению лирического героя.
В обманчивой простоте бунинского стиха скрыто подлинное мастерство автора, умеющего о сложном сказать просто. Поэтическая миниатюра «Первый снег» проникнута подлинными, настоящими чувствами любви к родной природе, неброской ее красоте.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

-1-

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВО 2 КЛАССЕ.

Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким.

(первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

Цели.

1. Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтово первом снеге.

2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

3. Формировать умение сравнивать, анализировать литературные произведения.

4. Развивать внимание, речь учащихся, обогащать их словарный запас.

5. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

6. Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской природе.

Оборудование. Репродукция картины А.А.Пластова »Первый снег», учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, записи на доске.

ХОДУРОКА.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.1 мин.

Общая готовность рабочих мест.

II . ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 5 мин.

(ребятам было заданодома составить свои 10 слов из букв, которые составляют название стихотворения Д.Хармса «Очень вкусный пирог» и записать их в тетрадь по чтению, а если они узнают «новые» для них слова, то должны дать их объяснение и тоже записать в тетрадь)

Здравствуйте, ребята. Мы начнём урок с проверки домашнего задания. Откройте свои тетради по чтению.

-2-

Прочитайте слова, которые вы «нашли» в названии стихотворения Д.Хармса «Очень вкусный пирог». Свои слова читает Кисатаева Ульяна.

Ус, сук, рог, сок, нос, сон, конь, окунь, ров, пир.

Значение, каких слов было тебе непонятно?

Ров, пир.

Что они означают?

- Длинное, с высокими откосами углубление в земле – это ров. Пир- это многолюдное угощенье .

Откуда ты об этих словах узнала?

Мы с мамой нашли в толковом словаре Ожегова.

Молодец Ульяна, ты хорошо потрудилась, получаешь отметку «пять». А мы послушаем Реброва Василия.

Очи, очки, почки,вкус, ус, чеснок, носок, сок, кот, конус.

Какие «новые» слова для себя открыл?

Очи – это глаза. Конус – это геометрическое тело . Значение этих слов мне объяснил папа.

Очень хорошая работа Вася, отметка «пять». А теперь прочитайте те слова, которые ещё не прозвучали.

- Ось – земная ось - прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.

Молодцы, ребята, все тетради я соберу и проверю работу каждого.

А я составила слово (открываю на доске)- снег , как вы думаете почему?

Потому что на улице зима.

А ещё почему?

-3-

Наверное, это слово связано с новой темой.

III . ПОДГОТОВКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. 10 мин.

1. Введение в тему.

Да, ребята сегодня мы начнём знакомство с новой темой. А как она звучит, кто, как думает?

Зима.

На доске точный вариант. Прочитайте. (открываю запись)

Люблю природу русскую. Зима.

Произведения, какого жанра могут нам встретиться в этом разделе?

Стихи, рассказы, загадки, пословицы, сказки.

Найдите в учебнике эту тему. Какую страницу нужно открыть?

187 страницу.

2. Чтение вступительной статьи.

Послушайте вступительную статью. Следите за моим чтением по учебнику. (Читает учитель, а дети следят по тексту)

Ребята, что вспоминает мальчик, услышав слово «зима»?

Падающие снежинки, ёлку, Новый год.

Чем стихотворения отличаются от прозы?

В стихотворениях строчки рифмуются.

3. Чтение загадок.

Прочитайте самостоятельно загадки на 189 странице и найдите среди них стихотворные, отгадайте их.

Прочитаем их вслух. Читает Егорова Елена.

Снег на полях,

Лёд на реках,

-4-

Ветер гуляет.

Когда это бывает? Это бывает зимой.

Читает Галков Кирилл.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная. Это ель.

А теперь Евдокимов Андрей.

Покружилась звёздочка

в воздухе немножко,

Села и растаяла

на моей ладошке. Это снежинка.

Ребята, а что общего во всех этих загадках?

Они все указывают нам приметы зимы.

Молодцы! Скажите, а какая примета точно говорит о наступлении зимы?

Выпавший первый снег.

Правильно. А что вы представляете, услышав слова «первый снег»?

Это когда вся земля, деревья покрываются снегом.

Это когда вместо дождя падают снежинки.

У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по- разному. Например, нарисовать.

4. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Ребята,рассмотрите картину. Её написал Аркадий Александрович Пластов в 1946 году. Называется она «Первый снег».

-5-

Что здесь изображено?

Дети, которые наблюдают за падающими снежинками.

Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?

Восхищение, радость.

IV . ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ. 22 мин.

1. Стихотворение И.А. Бунина. (чтение учителем)

Откройте 190 страницу. Возьмите в руки карандаши, следите за моим чтением, под непонятными словами ставьте точку.

Какую погоду вы себе представили, слушая стихотворение?

Сначала была буря, а потом выпал первый снег.

Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

Грустное, задумчивое, печальное. А в то же время радость от того, что выпал первый снег.

Встретились ли вам непонятные слова? Какие?

Ярким пурпуром.

Найдите объяснение в словаре учебника. Какая страница?

216. Это значит «красным цветом».

А ещё, какие слова незнакомы?

- «Вереницею гусей».

Значит стаей гусей.

А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Взяли в руки карандаши.

-6-

- «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

Другие варианты есть? Продолжаем.

- «На поля и на леса ». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса » - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село », - маленькая пауза, подчеркну слово

« село».

- «На поля , на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей ». – подчеркну слово «гусей».

Прочитайте самостоятельно подготовленное стихотворение, потренируйтесь читать его выразительно вслух.

Первое четверостишие прочитает Васильев Павел.

Молодец! Ты прочитал громко, с правильной интонацией, не допустил ошибок. Второе четверостишие прочитает Ламехова Валерия.

Ты прочитала выразительно, но нужно читать громче.

-7-

Третье четверостишие читает Гимкаев Михаил.

Миша, ты меня очень порадовал своим выразительным чтеним.

А теперь слушаем выразительное чтение всего стихотворения Тимофеева Ивана, Румянцевой Арины, Обуховой Алины.

У кого из ребят получилось наиболее выразительное чтение? Почему?

Все ребята прочитали выразительно. Их было интересно слушать.

Я согласна с вами и поэтому Ваня, Арина и Алина, получают отметку «пять» за чтение этого стихотворения.

2. Стихотворение К.Д. Бальмонта.

А теперь послушайте ещё одно стихотворение о первом снеге, его автор К.Д.Бальмонт. Следите по учебнику за моим чтением, отмечая непонятные слова.

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Мне очень понравилось это стихотворение, потому что оно точно рассказывает о снежинке.

Прочитайте это стихотворение самостоятельно.

Какой день вы себе представили?

Ясный солнечный день, безветренный, морозный.

Почему? Докажите словами текста.

Высь лазурная, блистающие лучи, а снежинка скользит и земли касается.

Со звездой.

Самостоятельно подготовьте стихотворение для выразительного чтения и подготовьтесь читать его вслух.

-8-

Слушаем чтение Русаковой Екатерины.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Катя, ты хорошо подготовила стихотворение для чтения, выбрала правильную интонацию, отметка «пять».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 мин.

(Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского).

Ребята, под музыку исполняем танец снежинок.

-9-

3.Стихотворение Я.Л.Акима.

А с этим стихотворением мы знакомы с первого класса, поэтому прочтите его самостоятельно и подготовьтесь читать его выразительно вслух.

Радостное, весёлое, такое прекрасное.

Прочитаем хором, медленно и чётко проговаривая все слова, этого стихотворения.

Утром кот

принес на лапках
Первый снег!

Первый снег!
Он имеет

Вкус и запах,
Первый снег!

Первый снег!
Он кружится,

Легкий,

Новый,
У ребят над головой.
Он успел

Платок пуховый
Расстелить

На мостовой;
Он белеет

Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,

-10-

Очень скоро
Полетят салазки

С горок,
Значит, можно будет

Снова
Строить крепость

Во дворе!

Ребята, вы прочитали целым словом, дружно, одновременно. Молодцы!

4. Сравнение стихотворений.

А теперь давайте сравним все три произведения. Скажите, что в них общего?

У них одинаковый жанр – стихотворения.

А ещё что?

Они рассказывают о первом снеге.

Скажите, одинаково ли изображён первый снег в этих стихотворениях?

Одинаково. Он лёгкий, новый, укрыл землю.

А чем эти стихотворения отличаются?

Их написали разные поэты.

А какое настроение было у поэтов, писавших эти стихотворения?

Тоже разное: грустное, спокойное, весёлое.

Как вы думаете, какое из стихотворений подходит к картине А.А.Пластова? Почему?

Я думаю, что первое.Здесь изображено утро, красное небо.

-11-

Я тоже думаю, что первое, т. к.здесь подходят слова «снегом понесло».

Молодцы, ребята, вы правы.

V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1 мин.

Выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина или К.Д. Бальмонта, кто захочет можете придумать рассказ о первом снеге и записать его в тетрадь по чтению.

VI . ИТОГ УРОКА. 1мин.

Ребята, вы очень дружно и быстро работали на уроке, все, кто получили отметки, подойдите ко мне с дневниками.

Урок окончен.


«Первый снег» Иван Бунин

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

mob_info