Почему берлин разделили на восточный и западный. Как союзники делили германию после второй мировой войны

13 августа 1961 года в ГДР было начато строительство Берлинской стены. Она не только разделила город на две непохожие друг на друга части, но и стала главным символом холодной войны. Лайф выяснил причины возведения Берлинской стены и последствия, к которым оно привело.

По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха - Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы - юго-западную, англичане - западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.

Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.

Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.

В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.

Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев "сбрасывать" деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры "изюмных бомбардировок", когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.

Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.

СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.

Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.

Вольный город Берлин

В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его.

Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.

Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Начало строительства

12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану "границы". Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.

Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.

На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа.

Возведение Берлинской стены. 20 ноября 1961 года. Фото: Wikipedia

Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.

Третья мировая близко

Возведение Берлинской стены привело к серьёзному политическому кризису, который едва не обернулся полномасштабным военным столкновением. В ответ на начало строительства укреплений в США был объявлен набор резервистов. Затем в принудительном порядке был продлён на один год срок службы офицеров, которые должны были уволиться в запас. В Западный Берлин дополнительно было переброшено полторы тысячи американских солдат, с перспективой переброски дивизии. Отдельные части были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.

Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП "Чарли" к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.

Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских "фашистов" помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Вид на стену со стороны Западного Берлина. 1986 год. Фото: Wikipedia

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Разрушение

Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.

Стена с взобравшимися на неё немцами на фоне Бранденбургских ворот. Фото: Wikipedia

Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.

Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.

Уникальное явление, являющееся теперь, наверное пожизненно одной из ключевых особенностей Берлина - это Стена. Именно Берлину не повезло в 20-м веке городом, разделённым на две независимые никак не пересекающиеся друг с другом части. В мировой истории подобных прецедентов да и подобного масштаба крайне мало.

Поэтому, находясь в Берлине, крайне интересно сравнивать две разных его части, которые на протяжении полувека развивались абсолютно по-разному. Но не менее интересно и пройти вдоль линии, которая столько лет разделяла единый город

1. Вопросов относительно Стены может быть потрясающее множество. Причём как относительно разъединения, так относительно 30-летнего раздельного существования, так и относительно объединения. Как менялись маршруты общественного транспорта, телефонные коммуникации, канализация, почта? Как Западный Берлин сообщался с внешним миром. Как при объединении всё это восстанавливалось - ездили ли ГДР-овские автобусы по Западному Берлину и наоборот?

2. Как известно, Западный Берлин возник из-за деления Германии после 2-й Мировой войны. Как и вся Германия, так и столица были разделены на 4 сектора: британский, американский, французский и советский. Первые три в итоге объединились и стали ФРГ, а советский превратился в ГДР. Поскольку европейцы проявили упоротую принципиальность и не захотели во имя удобства жителей отдать весь Берлин ГДР-у, такая ситуация и сложилась.

3. Жёсткая граница между ГДР и ФРГ появилась где-то в 1954 году. Однако в Западный Берлин можно было въехать свободно. Чем многие ГДР-овские диссиденты, желавшие свалить из совка в прекрасный Западный мир долгие годы и пользовались. Лавочку прикрыли в 1961 году, когда стена, окружавшая буржуйский анклав, выросла буквально за одну ночь.

4. Все последующие годы отдельные ГДР-овские немцы искали дыры и проникали в Западный Берлин. А ГДР-овские погранцы их ловили, и иногда это заканчивалось летально. Стена все эти годы укреплялась и укреплялась. Кстати, вопреки расхожему мнению, существовала и обратная "миграция". Куда меньшая, чем туда, но была. Не всё уж было гладко в ФРГ, по многим аспектам, в основном социальным, ГДР её опережал. Что и привлекало отдельных западных немцев, не разделявших принципы капитализма.

5. Рухнула стена в 1989 году. Кстати, как раз во время моего пребывания в Берлине проходило празднование 25-летия её падения. На которое мы, конечно же, сходили. Сейчас напоминают о стене только отдельные фрагменты. Всего в нескольких местах остались блоки от неё, а вдоль всей протяжённости идёт выложенная плиточкой линия с табличками "Berliner Mauer".

6. При желании можно пройти её всю, но на это нужно несколько дней, да и не так уж это и интересно, наверное. А самый интересный участок находится в центре Берлина.

7. Итак. Стартуем от станции Treptower Park (юго-восток карты). Здесь граница Берлинов шла по реке Шпрее. Прямо на воде поставлен монумент объединению двух Берлинов.

8. Культура

9. Отличительная особенность всей пристенной территории: огромные пустыри. Стена вынуждена была занимать широкую территорию (чтобы проще было отлавливать нарушителей). Фактически - это полоса препятствий, располагавшаяся между двух стен. После падения Стены, эти территории много где остались невостребованными.

10.

11. Дальше подходим к уникальному метромосту Обербаумбрюке - памятнику архитектуры. Это самая первая линия Берлина, открыта в 1902 году. Во время Стены поезда доходили до последней станции с той стороны (мы смотрим с восточной стороны). С нашей восточной стороны до сих пор только одна станция Warschauer Strasse

12. За мостом сразу начинается сохранившаяся часть Стены. Одно из наиболее популярных среди туристов мест. То самое известное граффити, что в заголовке поста, находится именно здесь.

13. Я, честно говоря, представлял стену несколько более толстой и высокой.

14. По граффити тут прямо музей

15. Наши художники тут часто встречаются

16.

17. Тут же сувениры с всякими артефактами

18. Транзитная виза ГДР для перемещений из ФРГ в Западный Берлин.

19. Вот так дружелюбно выглядит это место сейчас. Лет 30 назад дружелюбности было явно меньше

20. Здание, оказавшееся в зоне Стены, в результате чего обречено было стать заброшенным. Его решили не восстанавливать, сейчас там что-то вроде сквота

21. Далее, стена сворачивает на другую сторону Шпрее. Поток туристов сразу спадает. Здесь же зона отчуждения превращена в бульвар.

22. Проходим озеро. Прямо к стене примыкают восточноберлинские брежневки

23. Тот самый случай, когда стена шла вдоль узкой улицы и дома примыкали прямо к ней. Хрущёвка справа - восток, особняки слева - запад.

24.

25. Это же место 30 лет назад

26. Совсем какие-то глухие места. Окрестности Морицплац

27. Бескультурные немцы паркуются на газонах. Ай-ай-ай! Кстати, это справа от стены, т.е. Восточный Берлин. Вот оно - наследие совка!

28. Казалось бы, фиг узнаешь, что тут могла быть Стена. А вот.

29. Или вот тут

30. Памятник одному из перебежчиков через Стену

31. Циммерштрассе. Улица полностью перестроена, о стене напоминает только лишь линия

32. А вот Чекпоинт Чарли. Довольно известное место, также популярное среди туристов.

33. Занятно, что сразу за КПП американцы на бывшей своей стороне сразу же запилили макдоналдс. Рядом центр Берлина теперь с американским флагом охраняют негры афроамериканцы!

34. Тут есть небольшая экспозиция, посвящённая стене, многочисленным попыткам её перелезания. Вот, например, группа юношей и девушек умудрилась прорваться через один из КПП на автобусе.

35. Вид на советскую сторону.

36. Здесь же расположен музей Берлинской Стены. При желании узнать более подробно об этом явлении, можно его посетить. Кстати, советский флаг! Привет одной хорошей стране, где теперь так его не повесишь.

37. Подходим к бывшему зданию гестапо. Сейчас там музей гестапо.

38. Здание парламента Берлина

39. Приходим на Потсдамерплац. Сейчас это крупнейший транспортный узел города. А в эпоху Стены сюда практически нереально было попасть, было всё глухо и заброшено. Правительство ГДР вообще старалось уменьшить пребывание людей в окрестностях стены.

40. Страж границы

41. Дальше стена проходит через Бранденбургские ворота. Рейхстаг. Затем выходит к новому ж.д. вокзалу Berlin Hauptbahnhof.

42. Огромное стеклянное сверкающее здание. Открыто несколько лет назад.

43. Тут ещё строят новую трамвайную линию. Кстати, трамвай имеется только в Восточном Берлине. Даже сейчас, когда сеть активно расширяется, он почти не заходит на западную часть.

44. Далее стена идёт на север. Снова брежневка. Впрочем о советских кварталах Берлина надо будет обязательно рассказать отдельно.

45. Порой стена появляется в совершенно неожиданных для того местах. Где-то отдельные блоки забыли снести, где-то переоборудовали их под что-то другое. Вот, например, какой-то двор.

46. А вот в другом дворе сохранилась дозорная вышка!

47.

48. Идём дальше. Лизенштрассе. Совсем какие-то промзонные места.

49. Кстати, вы обратили внимание на вот эти странные палки? Мы их встречали в разных местах, долго не могли понять, зачем они нужны. Удивительно, что они как раз были расставлены вдоль стены. Оказалось, это была подготовка к празднованию 25-летия. На эти палки были поставлены шарики, которые в 19.00 9 ноября были дружно запущены в небо.

50. Снова чувствуется зона отчуждения, которая теперь преобразована в полу-парк, полу-пустырь, идущий вдоль ж.д. путей. Здесь стена поворачивает ненадолго обратно на юг.

51. Сохранившийся кусочек.

52.

53.

54. Вход в метро, а точнее на подземную станцию электрички S-Bahn с названием Nordbahnhof. Тут раньше ещё до войны располагался Северный вокзал. Из-за стены вокзал сначала закрыли, потом вообще разобрали.

55. Тут небольшая экспозиция, посвящённая тому, как было разделено метро во время Стены. Уникальные схемы! Западный Берлин.

56. Восточный Берлин. Фактически большая часть метро оставалась в Западной части. На востоке была только полностью линия 5, частично линия 2. Также по его территории проходили линии 6 и 8 из Западного Берлина в Западный. На станциях Восточного Берлина они не останавливались.

Берлинская стена – самый одиозный и зловещий символ «холодной войны»

Рубрика: Берлин

В результате Второй мировой войны Германия оказалась разделенной на четыре оккупационные зоны. Восточные земли достались Советскому Союзу, а британцы, американцы и французы контролировали запад бывшего рейха. Та же участь постигла и столицу. Разделенному Берлину предстояло стать настоящей ареной «холодной войны». После провозглашения 7 октября 1949 года Германской Демократической Республики восточная часть Берлина была объявлена ее столицей, а западная стала анклавом. Спустя двенадцать лет город окружила стена, которая физически отделила социалистическую ГДР от капиталистического Западного Берлина.

Нелегкий выбор Никиты Хрущева

Сразу после войны берлинцы могли свободно перемещаться из одной части города в другую. Разделение практически не ощущалось, если не считать разницу в уровне жизни, которая была видна невооруженным глазом. Полки магазинов Западного Берлина ломились от товаров, чего нельзя было сказать о столице ГДР. В капиталистическом анклаве лучше обстояло и с оплатой труда, особенно квалифицированных кадров – их здесь встречали с распростертыми объятиями.

В результате начался массовый отток специалистов из Восточной Германии на запад. Не отставала и та часть простого населения, которая была недовольна своей жизнью в «социалистическом раю». Только в 1960 году ГДР покинуло более 350 тысяч ее граждан. Восточногерманское и советское руководство серьезно озаботились таким оттоком, фактически массовым бегством людей. Все понимали, что если не остановить его, молодую республику ждет неминуемый крах.

Появление стены обусловили и берлинские кризисы 1948-1949, 1953 и 1958-1961 годов. Особенно напряженным выдался последний. К тому моменту СССР фактически передал ГДР свой сектор оккупации Берлина. Западная же часть города по-прежнему оставалась под властью союзников. Был выдвинут ультиматум: Западный Берлин должен стать свободным городом. Союзники отвергли требования, посчитав, что это в будущем может привести к присоединению анклава к ГДР.

Ситуация усугублялась политикой правительства Восточной Германии внутри страны. Тогдашний лидер ГДР Вальтер Ульбрихт проводил жесткий экономический курс по советскому образцу. В стремлении «догнать и перегнать» ФРГ власти не гнушались ничем. Увеличивали производственные нормы, провели насильственную коллективизацию. Но оплата труда и в целом уровень жизни оставались низкими. Это и спровоцировало бегство восточных немцев на запад, о чем мы упомянули выше.

Что делать в сложившейся ситуации? 3-5 августа 1961 года по этому поводу в Москве экстренно собрались руководители государств-участников Варшавского договора. Ульбрихт настаивал: границу с Западным Берлином нужно закрыть. Союзники согласились. Но как это сделать? Глава СССР Никита Хрущев рассматривал два варианта: воздушный барьер либо стена. Выбрали второе. Первый вариант угрожал серьезным конфликтом с США, возможно даже войной с Америкой.

Разделение на две части – за одну ночь

В ночь с 12 на 13 августа 1961 года к границе между западной и восточной частями Берлина были подтянуты войска ГДР. В течение нескольких часов они блокировали ее участки в черте города. Все происходило по объявленной тревоге первой степени. Военнослужащие вместе с полицией и рабочими дружинами одновременно взялись за работу, ведь стройматериалы для возведения заграждений были заготовлены заранее. До утра 3-миллионный город был разрублен на две части.

Колючей проволокой перегородили 193 улицы. Та же участь постигла четыре линии Берлинского метро и 8 трамвайных линий. В прилегающих к новой границе местах отрезали линии электропередач и телефонной связи. Даже успели заварить здесь трубы всех городских коммуникаций. Ошеломленные берлинцы собрались наутро с обеих сторон колючей проволоки. Прозвучал приказ разойтись, но люди не послушались. Тогда их разогнали в течение получаса с помощью водометов…

Обтягивание колючей проволокой всего периметра западноберлинской границы завершилось ко вторнику, 15 августа. В последующие дни ее заменили собственно каменной стеной, строительство и модернизация которой продолжались до первой половины 70-х годов. Жильцов из приграничных домов выселили, а их окна, выходящие на Западный Берлин, заложили кирпичом. Также закрыли приграничную Потсдамскую площадь. Свой окончательный вид стена обрела только в 1975 году.

Что представляла собой Берлинская стена

Берлинская стена (по-немецки Berliner Mauer) имела протяженность 155 километров, из которых на городскую черту приходились 43,1 км. Канцлер ФРГ Вилли Брандт называл ее «позорной стеной», а президент США Джон Кеннеди «пощечиной всему человечеству». Официальное название, принятое в ГДР: Антифашистский оборонительный вал (Antifaschischer Schutzwall).

Стена, физически разделившая Берлин на две части по домам, улицам, коммуникациям и реке Шпрее, представляла собой массивное сооружение из бетона и камня. Она была чрезвычайно укрепленным инженерно-оборудованным сооружением с датчиками передвижения, минами, колючей проволокой. Поскольку стена была границей, то здесь находились и пограничники, стрелявшие на поражение в каждого, даже в детей, кто посмеет незаконно пересечь границу с Западным Берлином.

Но самой стены властям ГДР было мало. Вдоль нее оборудовали специальную запретную зону с табличками-предупреждениями. Особенно зловеще смотрелись ряды противотанковых ежей и усеянная металлическими шипами полоса, ее называли «газоном Сталина». Была и металлическая сетка с колючей проволокой. При попытке проникнуть через нее срабатывали сигнальные ракеты, оповещавшие пограничников ГДР о попытке незаконного перехода границы.

Колючая проволока была натянута и поверх одиозного сооружения. По ней пустили ток высокого напряжения. По периметру Берлинской стены возвели смотровые вышки и контрольно-пропускные пункты. В том числе и со стороны Западного Берлина. Один из самых известных – «Чекпойнт Чарли», находившийся под контролем американцев. Здесь произошло немало полных драматизма событий, связанных с отчаянными попытками граждан ГДР бежать в Западную Германию.

Абсурдность затеи с «железным занавесом» достигла своего апогея, когда решено было обнести стеной Бранденбургские ворота – знаменитый символ Берлина и всей Германии. Причем со всех сторон. По той причине, что они оказались на пути одиозного сооружения. В результате ни жители столицы ГДР, ни жители Западного Берлина не могли даже приблизиться к воротам вплоть до 1990 года. Так туристическая достопримечательность стала жертвой политического противостояния.

Падение Берлинской стены: как это было

Заметную роль в крушении Берлинской стены невольно сыграла… Венгрия. Под влиянием перестройки в СССР она в мае 1989 года открыла границу с Австрией. Это стало сигналом для граждан ГДР, которые устремились в другие страны восточного блока, чтобы попасть в Венгрию, оттуда в Австрию и затем в ФРГ. Руководство ГДР потеряло контроль над ситуацией, в стране начались массовые демонстрации. Люди требовали гражданских прав и свобод.

Достигшие кульминации протесты привели к отставке Эриха Хонеккера и других партийных вождей. Отток людей на Запад через другие страны Варшавского договора стал настолько массовым, что существование Берлинской стены потеряло всякий смысл. 9 ноября 1989 года по телевидению выступил член Политбюро ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовски. Он объявил об упрощении правил въезда-выезда из страны и о возможности немедленного получения виз для посещения Западного Берлина и ФРГ.

Для восточных немцев это стало сигналом. Они не стали ждать официального вступления в силу новых правил и вечером того же дня устремились к границе. Пограничники поначалу попытались оттеснить толпу водометами, но потом уступили напору людей и открыли границу. С той стороны уже собрались западные берлинцы, которые устремились в Восточный Берлин. Происходившее напоминало народный праздник, люди смеялись и плакали от счастья. Эйфория царила до самого утра.

22 декабря 1989 года были открыты для прохода Бранденбургские ворота. Берлинская стена еще стояла, но от зловещего облика уже ничего не осталось. Она была местами разбита, ее расписали многочисленными граффити и нанесли рисунки и надписи. Горожане и туристы откалывали от нее кусочки на память. Стену снесли спустя несколько месяцев после вхождения ГДР в состав ФРГ 3 октября 1990 года. Символ «холодной войны» и разделения Германии приказал долго жить.

Берлинская стена: день сегодняшний

Сведения о погибших при пересечении Берлинской стены разнятся. В бывшей ГДР утверждали, что их было 125 человек. Другие источники утверждают, что таковых 192 человека. В некоторых СМИ со ссылкой на архивы «Штази» приводилась такая статистика: 1245. Памяти погибших посвящена часть большого мемориального комплекса «Берлинская стена», открытая в 2010 году (весь комплекс был завершен спустя два года и занимает четыре гектара).

В настоящее время сохранился фрагмент Берлинской стены, протяженностью 1300 метров. Он стал воспоминанием о самом зловещем символе «холодной войны». Падение стены вдохновило художников со всего мира, которые съехались сюда и расписали оставшийся участок своими картинами. Так появилась East Side Gallery – галерея под открытым небом. Один из рисунков, поцелуй Брежнева и Хонеккера, выполнил наш соотечественник, художник Дмитрий Врубель.

Берлинская стена была одна из символов холодной войны. В Восточной Германии ее называли «Die anti-Faschistischer Schutzwall» («Антифашистская защитная стена»). По словам представителей СССР и ГДР, эта стена была необходима, чтобы предотвратить проникновение западных шпионов в Восточный Берлин, а также, чтобы жители Западного Берлина не ездили в Восточный Берлин за дешевыми товарами, которые продавались по государственным субсидиям.

В Западной Германии об этой стене говорили как о попытке Советского Союза остановить миграцию восточных берлинцев в Западный Берлин. Итак, что же сегодня уже мало кто знает о знаковой стене.

1. Она не разделяла восточную и западную Германию

Среди людей ходит распространенное заблуждение, что Берлинская стена разделяла Восточную и Западную Германию. Это в корне неверно. Берлинская стена отделяла только Западный Берлин от Восточного Берлина и остальной Восточной Германии (Западный Берлин находился в Восточной Германии). Чтобы понять, как Западный Берлин оказался в Восточной Германии, сначала нужно понять, как Германия была разделена после войны. К концу Второй мировой войны союзники согласились разделить Германию на четыре зоны влияния: Соединенных Штатов, Великобритании, Советского Союза и Франции.

Берлин же (который находился в зоне, контролируемой Советским Союзом) также был разделен на четыре сектора, распределенных между союзниками. Позднее разногласия с Советским Союзом привели к тому, что США, Великобритания и Франция объединили свои зоны, сформировав Западную Германию и Западный Берлин, а за Советским Союзом осталась Восточная Германия и Восточный Берлин.

Длина внутренней границы между Западной и Восточной Германией была более 1300 километров, что в восемь раз превышает длину Берлинской стены (154 километра). Кроме того, только 43 километра Берлинской стены фактически отделяли Восточный Берлин от Западного Берлина. Большая часть стены отделяла Западный Берлин от остальной Восточной Германии.

2. Фактически было две стены

Сегодня уже мало кто вспомнит, что Берлинская стена была не одной стеной, а двумя параллельными стенами, находящимися на расстоянии 100 метров друг от друга. Однако та, которую все считают Берлинской, находилась ближе к Восточному Берлину. Работы по возведению первой стены начались 13 августа 1961 года, а вторую стену начали строить через год.

Между двумя стенами была так называемая «полоса смерти», где любого нарушителя могли сразу же застрелить. Здания внутри «полосы смерти» были уничтожены, а вся область была тщательно выровнена и засыпана мелким гравием, чтобы выявить следы любых беглецов. Также с обеих сторон полосы через определенные промежутки были установлены прожекторы, чтобы предотвратить побег ночью.

3. Церковь, стоявшая между двумя стенами

Внутри «полосы смерти» восточногерманская и советская власти уничтожили все здания, за исключением так называемой Церкви примирения. Прихожане не могли попасть в нее, поскольку церковь находилась в запретной зоне. История, связанная с этой церковью, довольно интересна. После разделения Берлина площадь вокруг церкви попала прямо на границу между французским и советским секторами. Сама церковь находилась в советском секторе, а ее прихожане жили во французском секторе. Когда построили Берлинскую стену, она отделила церковь от паствы. А когда достроилась вторая стена, немногим оставшимся прихожанам, живущим в советском секторе, также был закрыт доступ в храм.

В Западном Берлине заброшенная церковь пропагандировалась как символ угнетения Советским Союзом восточных берлинцев и восточных немцев. Сама церковь вскоре стала проблемой для восточногерманской полиции, поскольку ее нужно было постоянно патрулировать. В итоге 22 января 1985 года ее решили снести, чтобы «повысить безопасность, порядок и чистоту».

4. Как стена повлияла на метро

Хотя Берлинская стена была надземной, она затронула и метро в Берлине. После разделения Берлина, станции метро по обеим сторонам перешли под управление Запада и СССР. Это быстро стало проблемой, потому что поездам, проезжающим между двумя точками в Западном Берлине, иногда нужно было проезжать через станции под Восточным Берлином. Чтобы избежать побегов и смешения среди граждан обеих сторон, восточным берлинцам запретили заходить на станции, через которые проезжали западные поезда. Эти станции были запечатаны, окружены колючей проволокой и сигнализацией. Поезда из Западного Берлина также не останавливались на «восточных» станциях. Единственной станцией в Восточном Берлине, на которой они останавливались, была Фридрихштрасе, предназначенная для западных берлинцев, направляющихся в Восточный Берлин. Западный Берлин признавал существование метро в Восточном Берлине, но на картах эти станции были помечены как «станции, на которых поезда не останавливаются». В Восточной Германии же эти станции были полностью удалены со всех карт.

5. Небольшая «Берлинская стена» разделила деревню

После разделения Германии речушка Таннбах, протекающая через село Мёдларойт, находящееся на границе современных Баварии и Тюрингии, использовалась как граница между зонами, контролируемыми США и Советским Союзом. Первоначально жители деревни не понимали того, что часть Мёдларойта находится в ФРГ, а другая - в ГДР, поскольку они могли свободно пересекать границу, чтобы посещать членов семьи в другой стране. Деревянный забор, возведенный в 1952 году, частично ограничил эту свободу. Затем, в 1966 году, эта свобода была ограничена еще больше, когда забор заменили цементными плитами высотой 3 метра - такими же, которые использовались для разделения Берлина. Стена не позволяла жителям деревни перемещаться между двумя странами, фактически разделив семьи. На Западе эту деревню называли «Маленький Берлин». Однако бедственное положение сельских жителей не закончилось на стене. Власти Восточной Германии также добавили электрические заграждения, после чего из деревни стало трудно даже выехать. Часть стены все еще стоит сегодня, в комплекте с несколькими сторожевыми башнями и постами. А сама деревня остается разделенной между двумя федеративными землями.

6. Знаменитые граффити целующихся президентов

Как уже говорилось выше, Берлинская стена состояла из двух параллельных стен. Со стороны Западного Берлина ее сразу после строительства начали разрисовывать различными граффити. Однако со стороны Восточного Берлина стена продолжала сохранять девственную чистоту, поскольку восточным немцам было запрещено подходить к ней. После падения Берлинской стены в 1989 году несколько художников решили разрисовать восточную часть берлинской стены граффити.

Одно из самых известных произведений изображает бывшего лидера Советского Союза Леонида Брежнева, слившегося в глубоком поцелуе с бывшим главой Восточной Германии Эрихом Хонеккером. Граффити называется «Поцелуй смерти» и было написано художником из Советского Союза Дмитрием Врубелем. Граффити было воссозданием сцены 1979 года, когда оба лидера поцеловались на праздновании 30-летия образования Восточной Германии. Этот «братский поцелуй» на самом деле был обычным явлением среди высокопоставленных особ коммунистических государств.

7. Более 6000 собак патрулировали полосу смерти

«Полоса смерти» – пространство между двумя параллельными стенами Берлинской стены – было названо так не зря. Оно тщательно охранялось, в том числе тысячами свирепых животных, прозванных «стеновые собаки». Обычно использовались немецкие овчарки, но также можно было встретить и другие породы, такие как ротвейлеры и доги. Никто не знает, сколько всего использовалось собак. В некоторых учетных записях упоминается цифра 6 000, в то время как другие утверждают, что их было до 10 000. Стоит отметить, что собаки не бродили свободно по полосе смерти. Вместо этого каждое животное было привязано к 5-метровой цепи, прикрепленной к кабелю длиной 100 метров, который позволял собаке ходить параллельно стене. После падения Берлинской стены этих собак хотели раздать по семьям в Восточной и Западной Германии. Однако западные немцы скептически отнеслись к тому, чтобы обзавестись подобными животными, поскольку средства массовой информации пропагандировали «стеновых собак» как опасных зверей, которые могли разорвать человека на куски.

8. Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттеран хотели, чтобы стена осталась

Первоначально премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и президент Франции Франсуа Миттеран не поддерживали разрушение Берлинской стены и воссоединение Германии. Когда переговоры о воссоединении проводились на высоком уровне, она сказала: «Мы дважды победили немцев, и теперь они снова возвращаются». Тэтчер сделала все возможное, чтобы остановить процесс и даже попыталась повлиять на правительство Великобритании (которое не было согласно с ней.) Когда Тэтчер поняла, что не может прекратить процесс воссоединения, она предложила, чтобы Германия была воссоединена после переходного периода в пять лет, а не сразу. Миттерана же беспокоили люди, которых он называл «плохими немцами». Он также опасался, что воссоединенная Германия будет слишком влиятельной в Европе, даже больше, чем при Адольфе Гитлере. Когда Миттеран понял, что его оппозиция не остановит воссоединения, он изменил свою позицию и начал поддерживать ее. Тем не менее, Миттеран придерживался мнения о том, что Германия может контролироваться только в том случае, если она будет частью союза европейских стран, который сегодня известен как Европейский союз.

9. Недавно была обнаружена забытая часть стены

Большая часть Берлинской стены была снесена в 1989 году. Остальные части, которые оставили специально, являются реликвиями разделения Германии. Однако одна часть стены была забыта до тех пор, пока ее заново не нашли в 2018 году. О существовании 80-метрового участка стены в Шонхольце (пригорода Берлина) заявил историк Кристиан Борман. В блоге, опубликованном 22 января 2018 года, Борман рассказал, что он фактически открыл эту часть стены в 1999 году, но решил сохранить ее в секрете. Сейчас же он раскрыл ее существование из-за опасений, что стена находится в плохом состоянии и может рухнуть. Скрытый участок стены находится в кустарнике между железнодорожными путями и кладбищем.

10. Она все еще разделяет Германию сегодня

Разделение Германии и Берлина заключалось не просто в строительстве стены. Это была идеология, и ее последствия все еще ощущаются и сегодня. Во-первых, Западная Германия была капиталистической, а Восточная Германия была коммунистической. Это само по себе повлияло на политику каждой страны. Восточный Берлин от западного Берлина можно отличить даже на фотографии из космоса, сделанной астронавтом Андре Кюйперсом на Международной космической станции в 2012 году. На ней четко виден бывший Восточный Берлин с желтым освещением и бывший Западный Берлин с зеленоватым освещением. Резкое различие было результатом применения различного типа уличных фонарей, используемых в обеих странах (свет в Западной Германии более экологичен, чем в Восточной Германии). Сегодня в Восточной Германии средняя заработная плата ниже, чем в Западной Германии. Поскольку многие фабрики в Восточной Германии не могли конкурировать со своими западными коллегами после того воссоединения, они просто закрылись.

Это привело к тому, что в Западной Германии в большинстве отраслей промышленности были вынуждены увеличить заработную плату для привлечения талантливых рабочих. Следствием этого является то, что люди, ищущие работу в восточной части страны, предпочитают мигрировать в западную, чтобы найти ее там. Хотя это привело к снижению уровня безработицы в Восточной Германии, это также создало «утечку мозгов». Если говорит о положительной стороне, Восточная Германия производит меньше мусора, чем Западная Германия. Это также является следствием дней коммунизма, когда восточные немцы покупали только то, что им было абсолютно необходимо, по сравнению с западными немцами, которые были не такими экономными. В Восточной Германии также лучше уход за детьми, чем в Западной Германии. Восточные немцы также имеют более крупные фермы.

В результате Второй Мировой войны Германия оказалась разделена на четыре оккупационные зоны - восточную - советскую, и три западных - британскую, французскую и американскую. На оккупационные зоны был поделен и Берлин. 24 июня 1948 года советские войска начали блокаду Западного Берлина.

После Второй мировой войны Берлин был поделен между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала называться Восточным Берлином. В трех западных зонах, которые все вместе по размеру не превышали восточной, контроль осуществляли власти США, Великобритании и Франции. Высшим органом управления Берлином стала Союзная комендатура, куда входили представители всех стран.

Блокада Западного Берлина советскими войсками, начатая 24 июня 1948 года, ознаменовала собой один из первых кризисов "холодной войны". Поводом для введения блокады стала денежная реформа, которую США, Англия и Франция провели в западных зонах без согласия СССР, введя в обращение 21 июня 1948 года новую немецкую марку.

В 1949 году Восточный Берлин стал столицей ГДР, в его состав входило 11 округов: Центр (Mitte), Пренцлауэр‑Берг (Prenzlauer Berg), Фридрихсхайн (Friedrichshain), Панков (Pankow), Вайсензее (Weissensee), Хохэншенхаузен (Hohenschцnhausen) (с 1985 года), Лихтенберг (Lichtenberg), Марцан (Marzahn), Хеллерсдорф (Hellersdorf), Трептов (Treptow), Кёпеник (Kцpenick).

Западный Берлин фактически был анклавом, со всех сторон окруженным территорией ГДР. В Западный Берлин входили городские округа: Тиргартен, Шарлоттенбург, Вильмерсдорф, Шпандау (брит. сектор оккупации), Кройцберг, Нойкёльн, Темпельхоф, Шёнеберг, Целендорф, Штеглиц (амер. сектор оккупации), Веддинг, Райни‑кендорф (французский сектор оккупации).

Граница между западной и восточной частью Берлина первоначально была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,75 км (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 км) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам и т. д. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать Парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая Конрад Аденауэр провозгласил создание Федеративной Республики Германии (ФРГ).

Реакция Советского Союза на создание Западной Германии не заставляет себя долго ждать. 7 октября 1949 года временный парламент Восточной Германии ‑ Народный совет ‑ объявил о создании Германской Демократической Республики (ГДР).

Так был конституирован послевоенный раскол Германии, просуществовавший более 40 лет.

Со временем СССР разорвал все договоренности и, выйдя из союзного органа управления, объявив Восточный Берлин столицей ГДР.

Оба военно‑политических блока - НАТО и Организация Варшавского договора (ОВД) подтвердили непримиримость своих позиций в "Германском вопросе".

В 1957 году Правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие "доктрину Хальштейна", которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в "демилитаризованный вольный город" и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев (эти требования в международной политике назвали "Ультиматумом Хрущева"). Западные державы ультиматум отклонили.

В свою очередь, власти ГДР в 1958 году заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином на том основании, что он находится "на территории ГДР".

В сентябре 1959 года после визита Никиты Хрущева в США советский ультиматум был отложен. Но стороны продолжали настаивать на прежних позициях.

В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как "экономическую войну". После длительных и тяжелых переговоров соглашение было все же введено в действие - с 1 января 1961 года. Но кризис этим не разрешился.

В марте 1961 года на заседании Политического консультативного комитета государств‑участников Варшавского договора, состоявшемся в Москве, идея закрыть границу с Западным Берлином была отклонена. В свою очередь, министры иностранных дел стран НАТО подтвердили в мае 1961 года намерение гарантировать пребывание вооруженных сил западных держав в западной части города и ее "жизнеспособность".

В этот период власти ГДР жаловались на западные угрозы и маневры, "провокационные" нарушения границы страны и обвиняли "агентов ФРГ" в организации десятков актов саботажа и поджогах. Большое недовольство руководства и полиции Восточной Германии вызывала невозможность контролировать потоки людей, перемещавшихся через границу. Руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт тогда энергично убеждал лидеров социалистического лагеря в необходимости сооружения барьера между немцами.

Ситуация усугубилась летом 1961 года. Жесткий курс восточногерманского лидера Вальтера Ульбрихта, экономическая политика, направленная на то, чтобы "догнать и перегнать ФРГ", и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957‑1960 годов, внешнеполитическая напряженность и более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад. Тогда власти Восточной Германии обвиняли Западный Берлин и ФРГ в "торговле людьми", "переманивании" кадров и попытках сорвать их экономические планы.

На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ - восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. Соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР 12 августа.

Сооружение Берлинской стены было начато 13 августа 1961 года. Вначале это были, главным образом, проволочные заграждения. Вооруженные силы ГДР раскатали колючую проволоку длиной 46 км. Позже стали воздвигать стену. В середине сентября 1961 г. ее протяженность составляла уже 3 км. Долгие годы она постоянно укреплялась: сначала ее возвели из пустотелых блоков, потом - из бетонных плит, позже - из серийно изготовленных сегментов.

Первоначально "Антифашистская защитная стена" ("Antifaschistishe Schutzwall"), как ее тогда называли, состояла из бетонного забора двухметровой высоты протяженностью 45,1 км. В период строительства стены городские коммуникации, линии метро и других транспортных средств, связывавшие восточную и западную части Берлина были заблокированы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

mob_info