Презентация на тему "традиционные общества востока". Государства востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени китай япония индия

Урок № 23

Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.

Воспитывать интерес и уважение к истории других народов.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие. Подготовка к уроку.

II . Проверка домашнего задания

Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме

«Международные отношения в XVI XVII веках»

III . Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

IV . Изучение нового материала

Работа с понятием

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.

Черты традиционного общества

1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель
2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов
3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением

Цель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество

1. Кто владел землёй?

2. Характерные черты крестьянской общины.

3. Какие сословия занимали господствующее положение?

4. Роль религии

2.Право верховной власти на землю принадлежит государству

3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

(стр.276-277)

Стр 277-278

1.жрецы (брахманы), 2.учёные

сановники, воины(кшатрии)

3.купцы, землевладельцы

крестьяне(вайшии), 4.слуги

неприкасаемые

Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.

Буддизм

(стр.283)

(стр277)

Стр 277-278

1.император – «богдыхан»

2.чиновники (мандарины)

3. крестьяне

4. ремесленники

5. торговцы

Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.

Конфуцианство

(стр.281-282

1.Государство верховный собственник на землю.

(стр.277)

Стр 277-278

1.воины – самураи

2. крестьяне

3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)

Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.

Синтоизм

Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.

1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

ИНДИЯ (в таблице)

    Земля должна принадлежать государству

    Право верховной власти на землю принадлежит государству

    Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

(заполняют самостоятельно стр.276-277)

    Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

    Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

    Земли никогда не передавались по наследству.

КИТАЙ (таблице)

    Земля должна принадлежать государству

(заполняют самостоятельно стр.277)

    Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

    Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

    Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

ЯПОНИЯ (в таблице)

    Государство верховный собственник на землю.

(заполняют сами стр.277)

    Основной земельный фонд в собственности князей

    Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.

    Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..

Вывод в таблицу - Государство является верховным собственником земли.

2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Признаки сельской жизни.

1.Натуральное хозяйство (объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)

2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.)

3.Круговая порука ( объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)

4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.

5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.

Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы

ИНДИЯ

    Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.

    За пределами общины, общинники становились бесправными.

КИТАЙ

    Деревня состояла из 100 дворов.

    Во главе общины стоял староста.

    Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.

    Община была самоуправляема.

    Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.

ЯПОНИЯ

    Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

    Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

    Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

    В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.

Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.

Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.

Религии Востока. (рассказ учителя)

Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия. Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

V . Закрепление Кроссворд

    Национальная одежда японцев?

    Моральный кодекс самураев?

    Кто такой богдыхан?

    Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?

    Чем изобилуют индийские блюда?

    Где впервые возник буддизм?

    Самая высокая гора в Японии?

VI . Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак»

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я понял…

Домашнее задание : таблица, составить синквейн – Индия, Китай, Япония


ГОСУДАРСТВО КИТАЙ Китай – страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией Крупнейшее государство в Восточной Азии Этнический состав около 50 национальностей Этнический состав около 50 национальностей III страна в мире по занимаемой территории




ГОСУДАРСТВО ЯПОНИЯ ГОСУДАРСТВО ЯПОНИЯ Япония – это «игрушечная страна» с гейшами и самураями, многочисленными старинными традициями Площадь страны – кв.км кв.км Площадь страны – кв.км кв.км Япония - страна восходящего солнца Япония – островная страна





ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ Индия - страна чудес и несметных богатств, родина шахмат и арифметических чисел Индия –страна различных народов, языков, религий, культурных традиций Площадь страны – кв.км. Площадь страны – кв.км.














1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель 2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов 3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением










Сословный строй стран Востока ремесленники торговцы купцы крестьяне(вайшии), слуги крестьяне(вайшии), слуги «неприкасаемые» крестьяне чиновники (мандарины) чиновники (мандарины) император (богдыхан) император (богдыхан) воины - самураи крестьяне ремесленники жрецы(брахманы), учёные сановники, воины(кшатрии) купцы, землевладельцы купцы, землевладельцы Китай Япония Индия








Буддизм Буддизм возник в 6 в.до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т. е. «просвет- лённый»или посланник Бога. На японские острова буддизм принесли корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды








СИНТОИЗМСИНТОИЗМ Синтоизм появился в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов» в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов» Синтоизм появился в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов» в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов»
















Её построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков Её построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков Чтобы пройти по ней понадобилось бы не менее 6 месяцев Чтобы пройти по ней понадобилось бы не менее 6 месяцев На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян Великая Китайская стена протянулась на 3500 км высота – 9 м Через равные интервалы были расположены сторожевых башен Через равные интервалы были расположены сторожевых башен

Тест 31. Итоговый по курсу «История Нового времени. 1500-1800 гг.» НИ – 7

Вариант 2

А1. Ранее других стран промышленный переворот начался:

1) в Германии 2) в Англии 3) во Франции 4) в США

А2. В период Нового времени республиканский строй утвердился в:

1) Великобритании 2) Испании 3) Японии 4) США

A3. О каком историческом деятеле идет речь в отрывке из стихотворения?

Он Африку когда-то обогнул. Впервые обогнул ее по морю. Сто раз тонул, но гнул ее и гнул. И обогнул, навек войдя в историю.

1) Мартин Лютер 2) Бартоломеу Диаш 3) Фернандо Магеллан 4) Эразм Роттердамский

А4. В политической жизни США большую роль сыграл:

1) Бенджамин Франклин 2) Оливер Кромвель 3) Жан Кальвин 4) Джеймс Уатт

А5. В эпоху Просвещения впервые возникла идея:

1) разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

2) важности наблюдений и опыта для изучения явлений природы

3) высшей ценности человека как личности

4) борьбы крестьян с феодалами

А6. В индустриальном обществе в отличие от традиционного:

1) формируется правовое государство 2) возникает ремесленное производство

3) господствует натуральное хозяйство 4) усиливается религиозное мировоззрение

А7. Общая причина всех буржуазных революций Нового времени - это стремление к

уничтожению:

1) системы рабовладения 2) цехового строя в городах

3) политической раздробленности страны 4) феодальных повинностей и ограничений

А8. В форме войны за независимость в XVIII в. буржуазная революция происходила:

1) в Нидерландах 2) во Франции 3) в Англии 4) в США

А9. Если промышленное предприятие использует труд наемных рабочих, то оно называется:

1) усовершенствованным 2) капиталистическим 3) централизованным 4) ремесленным

А10. В результате развития индустриальной цивилизации появляется общественный класс:

1) буржуазии 2) феодалов 3) крестьян 4) горожан

АН. Порядок правления государством, при котором правительство несет ответственность перед

представительным органом, а не королем, называется:

1) протекторат 2) абсолютная монархия 3) ограниченная монархия

4) парламентская республика

А12. Причина, вызвавшая начало Реформации:

1) прекращение Крестовых походов 2) строительство новых храмов

3) обязанность верить в Бога 4) продажа индульгенций

А13. Кому принадлежат слова?

Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!

1) Наполеону Бонапарту 2) Жан Полю Марату 3) Джордано Бруно 4) Вольтеру

А14 . Мужицким художником называли:

1) Питера Брейгеля Старшего 2) Альбрехта Дюрера 3) Рафаэля Санти 4) Дени Дидро

А15. В результате распространения Реформации в Германии:

1) сложилось единое национальное государство 2) были уничтожены феодальные порядки

3) установилась пресвитерианская церковь 4) церковь стала дешевле

А16 . Принцип веротерпимости в период Реформации провозгласил документ:

1) «Кровавое законодательство» 2) «Навигационный акт» 3) Нантский эдикт 4) «12 статей»

А17 . Итог Нидерландской революции - уничтожение:

1) сословно-представительных органов 2) капиталистических порядков

3) рабовладельческих порядков 4) феодальных порядков

А18 . Причина «Славной революции» в Англии:

1) стремление Якова II восстановить абсолютизм и католичество

2) введение парламентом новых феодальных повинностей

3) недовольство населения диктатурой Кромвеля

4) угроза интервенции со стороны Испании

А19 . Война в Европе в XVII в., в которой участвовали две мощные коалиции государств,

положившая конец религиозным войнам между протестантами и католиками,

получила название:

1) Северная 2) Столетняя 3) Семилетняя 4) Тридцатилетняя

А20 . Мануфактуру и фабрику объединяет признак:

1) наличие частной собственности работников на орудия труда

2) существование механизированного производства

3) использование труда наемных рабочих

4) отсутствие разделения труда

А21 . Согласно Конституции США исполнительная власть принадлежит:

1) Конгрессу 2) президенту 3) губернатору 4) Верховному суду

А22. О каком событии идет речь в отрывке из документа?

Главная пружина королевского могущества была сломлена 14 июля или, по крайней мере, она была настолько повреждена в этот день, что ей уже невозможно было когда бы то ни было действовать по-прежнему.

1) взятии Бастилии 2) об издании декрета о «подозрительных»

3) об отставке контролера финансов Жака Тюрго

4) о разгоне Наполеоном Законодательного корпуса

А23 . Название «переворот 9 термидора» означает:

1) принятие нового революционного календаря 2) установление власти Наполеона Бонапарта

3) свержение якобинской диктатуры 4) реставрацию абсолютизма

А24 . К истории Великой французской революции относится понятие:

1) гильотина 2) протектор 3) «Бостонское чаепитие» 4) иконоборческое движение

А25 . Империю Великих Моголов основал:

1) Надир-шах 2) Токугава 3) Бабур 4) Акбар

А26 . В Китае, Японии и Индии в Новое время:

1) господствовал аграрный строй 2) использовался труд негров-рабов

3) распространилось конфуцианство 4) существовала сильная центральная власть

В1. Каковы последствия Великих географических открытий?

    расширение межконтинентальной морской торговли

    расширение представлений европейцев о мире

    начало использования угля и железной руды

    усиление влияния католической церкви

    улучшение положения народных масс

В2. Какие изобретения были сделаны в период раннего Нового времени?

Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

книгопечатный станок 2) паровая машина 3) токарный станок 4) колесный плуг 5) компас

В3. Какие понятия относятся к истории Китая? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

    конфуцианство 2) деспотия 3) сёгунат 4) бусидо 5)сипай

В4. Какие события/процессы происходили в период Нового времени?

Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

    начало феодальной раздробленности 2) Великие географические открытия

3)возникновение христианства 4)начало религиозных войн 5)обмирщение сознания

В5. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Деятель науки/культуры

Сфера деятельности

A) Даниель Дефо

Б) Жан Антуан Гудон

B) Адам Смит

1) экономика 2) литература

3) живопись
4)скульптура

В6. Установите соответствие между понятием и определением.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) пуритане Б)самураи В)луддиты

1) защитники интересов английских лендлордов и англиканской церкви

2) сторонники Реформации в Англии

3) военное сословие 4) «разрушители машин»

В7. Расположите в правильной хронологической последовательности события.

Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    принятие Конституции США Б) открытие Америки X. Колумбом

    учреждение Директории во Франции

Г) подписание Аугсбургского религиозного мира

А 5.4 А 5. 1

А 6. 2 А 6. 1

А 7. 2 А 7. 4

А 8.1 А 8. 4

А 9.1 А 9. 2

А 10. 1 А 10.1

А 11.3 А 11. 4

А 12.1 А 12. 4

А 13. 3 А 13. 3

А 14. 2 А 14. 1

А 15. 1 А 15. 4

А 16. 3 А 16. 3

А 17. 3 А 17. 4

А 18. 1 А 18. 1

А 19. 3 А 19. 4

А 20. 1 А 20. 3

А 21. 2 А 21. 2

А 22. 3 А 22. 1

А 23. 3 А 23. 3

А 24. 4 А 24. 1

А 25. 1 А 25. 3

А 26. 3 А 26. 1

В 1.45 В1. 12

В 2. 13 В 2. 23

В 3. 34 В 3. 12

В 4. 34 В 4. 25

В 5. А2 Б3 В1 В 5. А2 Б4 В1

В 6. А3 Б4 В2 В 6. А2 Б3 В4

В 7.БГВА В7. БГАВ

УРОК НА ТЕМУ:

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

МБОУ ВИШНЕВСКИЙ УВК

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МАРШАЛ НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ

Тема урока: Государства востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. (Слайд 1)

Цели: определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

Задачи: реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления. (Слайд 2)

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебное пособие: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2014. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М.

Поурочные разработки по Новой истории. Юдовская А.Я, Ванюшкина Л. М. М., Просвещение, 2013.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие. Подготовка к уроку.

II . Актуализация знаний

Какие, на ваш взгляд, общие черты характерны для традиционных обществ стран Востока – Индии, Китая, Японии? (Слайд 3)

III . Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

Понятие: традиционное общество (Слайд 4)

IV . Изучение нового материала

Познавательное задание: Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI - XVIII вв.

Существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X -XIII вв., XIV -XV вв., XVI -XVIII вв.?

ПЛАН УРОКА

    Роль государства в экономической жизни государств Востока.

    Сословный строй.

    Религии Востока.

Вопросы для сравнения

Индия

Япония

Китай

Общие черты, главный вывод

1. Кто владел землёй?

2. Характерные черты крестьянской общины.

3. Какие сословия занимали господствующее положение?

1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

ИНДИЯ

    Земля должна принадлежать государству

    Право верховной власти на землю принадлежит государству

    Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

    Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

    Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

    Земли никогда не передавались по наследству. (Слайд 5)

КИТАЙ

    Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

    Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

    Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

    Земля должна принадлежать государству. (Слайд 6)

ЯПОНИЯ

    Основной земельный фонд в собственности князей

    Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.

    Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.

    Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано.

    Государство верховный собственник на землю. (Слайд 7)

2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. (Слайд 8)

? Назовите признаки сельской жизни.

Предполагаемые ответы учащихся.

Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.

Учитель:

Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.

Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.

Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.

Государство регулирует хозяйственную жизнь.

Ученикам раздаются карточки с характерными чертами общины . Ознакомившись с текстом, учащиеся должны кратко заполнить таблицу и выделить схожие черты.

ИНДИЯ

    Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.

    За пределами общины, общинники становились бесправными.

КИТАЙ

    Деревня состояла из 100 дворов.

    Во главе общины стоял староста.

    Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.

    Община была самоуправляема.

    Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.

ЯПОНИЯ

    Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

    Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

    Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

    В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Учитель. В нашем классе присутствуют путешественники, побывавшие в Китае и Японии. (Опережающее задание)

С их помощью раскрывается вопрос «Сословный строй в странах Востока».

(Слайд 9)

    Религии Востока . (Материал для учителя)

Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.

Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм (Слайд 11)

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.

Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.

Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.

Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм(Слайд 12)

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.

Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.

Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

V . Закрепление (Слайд 13)

Закрепление знаний и способов действий.

Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.

Закрепляют правила составления синквейна.

VI . Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак» (Слайд 14)

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я понял…

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание: проработать параграф 28, составить синквейн к религиям Востока.

mob_info