Прогулка наблюдение за одуванчиками средней группе. Конспект прогулки весной в подготовительной группе «Наблюдение за одуванчиком

Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением - одуванчиком;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход наблюдения

Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда (С. Красиков).

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки (Д. Зуев).

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек а все растение - до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит одуванчик?

Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки. Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения. Подвижные игры Совушка.

Цель: учить действовать по сигналу. У оленя дом большой.

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом. Индивидуальная работа Смелые ребята. Цели: упражнять в быстром беге;

развивать ловкость.

Наблюдение за муравьем

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

вызывать интерес к окружающему миру. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он - работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои С троят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой С тавят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети М ирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

Как выглядят муравьи?

Как они передвигаются?

Чем питаются?

Как называется муравьиный дом?

Из чего муравьи строят свой дом?

Какие враги есть у муравьев?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?

Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей - самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - великолепные строители. Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижные игры

Один - двое, Пройди бесшумно.

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей Выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели: продолжать знакомство с лекарственными растениями;

пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой - парашютиком, - которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Трудовая деятельность

Сбор лекарственных растений.

Цель: пополнить фитобар детского сада.

Подвижная игра

Каких листьев больше?.

Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Ольга Федоровская

Цель: учить описывать растение, закреплять знания о строении одуванчика; продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ход прогулки: Загадывание загадки:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потом потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)


Рассматривание цветка. Обратить внимание детей на то, что одуванчик – это не одиночный цветок, а целое соцветие, которое напоминает корзинку, оно так и называется – корзинка. И семена - «парашутики», когда созреют, будут собраны в пучок, который затем ветер разнесет в разные стороны.

Отметить, что одуванчики – это цветки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).

Предложить сравнить величину стебля на солнце и в тени. (На солнце более толстый, более высокий стебель.) Уточнить, как влияют тепло и свет на рост растений? Цветы растут лучше в местах, где больше тепла и влаги.

Чтение стихотворения: «ОДУВАНЧИКИ»

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке. И. Полянский


Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Взойдет солнышко на востоке – одуванчики на восток смотрят, поднимается в зенит – одуванчики поднимают голову кверху, приближается к западу – одуванчики не спускают с заката глаз.

Когда на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, «луговое» солнышко тоже спрячется, с головой укроется зелеными листочками.

Познакомить детей с приметами: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цель: учить находить прилагательное к определенному существительному (например, одуванчик желтый, солнечный, пушистый и т. д.)

Подвижная игра «Цветы».

Цель: Называть и различать цветы. Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Правила игры:

Дети вспоминают садовые и луговые цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей. По считалке выбранный ребенок -цветок, например, василёк, начинает игру. Он называет какой-нибудь цветок, например, одуванчик или роза. Одуванчик бежит, а василёк догоняет его. Когда одуванчику грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Индивидуальная работа по физическому развитию: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, с зажатым между коленями мячом.

Труд на участке: подготовка клумб к посадке семян или рассады цветов.


Спасибо всем за внимание!

Публикации по теме:

«Наблюдение за березой весной». Прогулка в старшей группе Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать учить развивать речь как средство общения;.

Конспект организации прогулки. (младшая группа № 9 «Улыбка») «Наблюдение за одуванчиками» Цель: развивать наблюдательность, любознательность.

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» Цель: уточнить и систематизировать знания детей об одуванчике; научить различать.

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» (младшая группа) Задачи: обобщить и систематизировать представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик); научить узнавать, называть, различать.

Цель. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах деятельности на прогулке; формирование двигательной сферы и.

Прогулка - наблюдение «Далеко-близко» Цель: Развивать умение детей видеть перспективу (разницу между величиной предметов, находящихся близко, и предметов, находящихся далеко.

Картотека наблюдений по весне в средней группе

Наблюдение – сложная познавательная деятельность. В средней группе наблюдения не связаны с действиями объектов. Они направлены на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях. Появляются вопросы на установление связей и отношений. Важно формировать умение рассказывать о результатах наблюдения, активизировать речь детей: один вопрос задавать в разных вариантах разным детям, проговаривать хором новые и трудные слова. Результат наблюдения – обобщение полученных знаний. Всех этих принципов мы старались придерживаться при разработке картотеки наблюдений по весне для детей средней группы. Самые интересные, на наш взгляд, мы предлагаем Вашему вниманию.

Наблюдение за капелью

Задачи:

Способствовать:

Формированию эмоционально-положительного отношения к природе.

Вопросы:

Что лежит на крыше веранды? (снег)

Почему с крыши капает вода? Откуда она взялась?

Как из снега появилась вода?

Почему капель так называют? (Что делает вода?)

Предложить послушать, как звенит капель, собрать капельки в формочку.

Наблюдение за сосульками

Задачи:

Способствовать:

Уточнению представлений о признаках весны (таяние снега, капель);

Формированию умения логически мыслить, устанавливать связи между изменениями в неживой природе;

Воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе.

Вопросы:

Что свисает с крыши веранды?

Откуда она взялась?

Что мы наблюдали здесь недавно? (капель)

Что такое сосулька? Из чего она?

На что она похожа? Как выглядит? (посмотреть, потрогать)

Можно ли брать сосульки в рот? Почему?

Наблюдение за птицами

Задачи:

Способствовать:

Развитию умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости от сезона;

Проявлению любознательности;

Воспитанию заботливого отношения к птицам.

Вопросы:

Какие птицы к нам сегодня прилетели?

Как они выглядят?

Что делают?

Издают ли звуки? Какие? (На что они похожи?)

Рады ли птицы наступлению весны? Как вы догадались?

Предложить покормить птиц.

Наблюдение за состоянием снега в тени и на солнце

Задачи:

Способствовать:

Формированию представления о типичных весенних явлениях в неживой природе;

Умению анализировать и устанавливать некоторые закономерности и взаимосвязи в неживой природе в зависимости от условий;

Развитию кругозора детей.

Вопросы:

Какого цвета снег на солнце и в тени? Почему?

Какой на ощупь снег в разных местах?

Где снега больше? Куда он делся?

Где снег тает быстрее?

Из какого снега можно слепить снежок? Почему?

Наблюдение за лужами

Задачи:

Способствовать:

Формированию представления об изменениях состояния воды в зависимости от температуры воздуха;

Обучению исследовательским действиям;

Расширению кругозора.

Вопросы:

Что вы видите на асфальте?

Откуда взялись лужи?

А почему снег и лед тает?

В какое время года это происходит? Почему? (весенние признаки)

Опустить в лужу щепочку и камень. Что с ними случилось и почему?

Наблюдение за первыми проталинами

Задачи:

Способствовать:

Созданию условий для наблюдения детьми за сезонными изменениями в неживой природе;

Формированию умений сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости.

Вопросы:

Что вы видите вокруг ствола дерева?

Что случилось со снегом?

Как называются места, где снега стало меньше? (проталины)

В каких еще местах вы наблюдали проталины?

Почему первые проталины появились возле дерева?

Предложить потрогать ствол дерева.

Наблюдение за насекомыми (в начале весны)

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений о жизни объектов живой природы, в зависимости от сезонных изменений в природе;

Способствовать развитию мыслительной деятельности.

Вопросы:

Видим ли мы сейчас жуков или мух?

Почему?

А как вы думаете, где они?

Что нужно, чтобы они появились?

Наблюдение за насекомыми в середине весны (муравей, муха)

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений об особенностях поведения насекомых в первые весенние месяцы;

Развитию деятельности наблюдения, установлению причинно-следственных связей между изменениями в жизни насекомых в зависимости от температурного и светового режима;

Воспитанию чувства сопереживания живому организму, при нарушении его целостности.

Вопросы:

Каких насекомых вы видите?

Как они выглядят?

Что они делают?

Почему они проснулись?

Как нужно обращаться с насекомыми?

Наблюдение за кошкой

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений о поведениях и повадках кошки;

Воспитанию заботливого отношения к животным, желание оказывать им посильную помощь.

Вопросы:

Кто это?

Как она выглядит?

Что делает кошка?

Зачем она сюда пришла?

Можем ли мы ее погладить? Почему?

Что мы можем сделать ей приятного?

Предложить кошке молоко в блюдце.

Наблюдение за одуванчиком

Задачи:

Способствовать

Формированию представлений о появлении первоцветов;

Развитию наблюдательности детей путем выявления новых признаков весны: появление первых цветущих растений;

Вопросы:

Какого цвета полянка? Почему?

Как называются эти цветы?

На что они похожи?

Что есть у цветка?

Нравятся ли вам эти цветы? Какое создают настроение?

Можно ли рвать много цветов? Почему?

Наблюдение за набухшими почками тополя

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений детей об изменениях в жизни деревьев в разные сезоны;

Обогащению словаря (почки, мягкие, липкие);

Формированию эмоционально-положительного и бережного отношения к объектам живой природы.

Вопросы:

Что вы видите на ветке?

Как они выглядят?

Какие у тополя почки на ощупь? Пахнут ли они?

Как вы думаете, что прячется внутри почки?

Можно ли обрывать почки с ветки? Почему?

Наблюдение за первыми листочками

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений детей о деревьях как живых организмах (растет и развивается);

Вопросы:

Что вы видите на ветке дерева?

Вспомните, из чего они появились?

Как они выглядят?

Какие на ощупь? (осторожно потрогать)

Чем вам нравятся листочки?

Можно ли срывать листья с дерева? Почему?

Наблюдение за цветущими яблонями на участке

Задачи:

Способствовать

Закреплению представления о признаках и свойствах растений, как живых организмов (растет, размножается);

Развитию деятельности наблюдения;

Воспитанию эмоционально-положительного и бережного отношения к объектам живой природы.

Вопросы:

Что растет у нас на участке?

Что появилось рядом с листочками?

Как выглядят цветы?

Пахнет ли яблоня? Нравиться ли вам запах?

Можно ли рвать на яблоне цветы? Почему?

Наблюдение за одуванчиком после цветения

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений о признаках живых организмов у отдельных представителей растений (растет, размножается);

Развитию мыслительной деятельности;

Воспитанию умения эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой.

Вопросы:

Кто узнал этот цветок?

Как он изменился?

Из чего теперь состоит цветок?

Что будет если на него подуть?

Кто знает, для чего одуванчику парашютики?

После наблюдения предложить детям подуть на одуванчик и прочитать стихотворение «Одуванчик».

Наблюдение за первой травой

Задачи:

Способствовать:

Формированию представлений о признаках живых организмов у травянистых растений (растет);

Умения эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой.

Вопросы:

Что появилось на земле?

Как она выглядит?

Какая на ощупь первая трава? Почему?

Чем нравится вам первая травка?

Кто может в ней спрятаться?

Можно ли ее топтать? Почему?

Наблюдение за дождевыми червями на огороде

Задачи:

Способствовать:

Формированию конкретных представлений о признаках живых организмов у отдельных представителей (движение, питание);

Воспитанию доброжелательности и осторожности в поведении в природе.

Вопросы:

Кого вы видите в земле?

Как выглядит? На что похож?

Что делает?

Где живет? Почему?

Чем питается?

Нужно ли оберегать червей?

Используемая литература:

1. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др.;

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию: Методическое пособие для педагогов ДОУ.

воспитатель

МАДОУ «ЦРР Детский сад № 364»

г. Челябинска Челябинской области

я/с. Айголек

Прогулка

Наблюдение за одуванчиком

Воспитатель: Муратбекова Ш.К.

2015 г. Наблюдение за одуванчиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растениях. Воспитывать любовь к растениям.

Ход наблюдения

Наблюдать за цветком - одуванчиком. Рассмотреть желтую головку, состоящую из множества желтых лепестков. Она окружена двумя рядами зеленых листочков, которые образуют обертку. Днем одуванчик широко раскрывает свой цветок, вечером плотно закрывается; листья темно-зеленого цвета, длинные, резные. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Художественное слово

Загадка

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два -

Облысела голова.

Спрячука в карманчик

Бывший... (одуванчик).

Стихотворения

Желтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

В. Мирясова

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки - зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.

Одуванчик лекарственный - многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.

Трудовая деятельность

Работа на участке. Уборка песка вокруг песочницы

Учить детей выполнять поручения (убирать лопаткой песок вокруг песочницы). Воспитывать у детей стремление к аккуратности, чистоте.

Подвижные игры

«Спящая лиса».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельная игровая деятельность

Рисование мелками на асфальте

Привлечь детей к рисованию мелками на асфальте. Воспитывать способность занять себя игрой. Поощрять инициативу, самостоятельность, совместные действия детей в группах.


Воспитатель МБДОУ «Д.\С № 37 Касаткина А.Е.
Тема: «Рассматривание одуванчиков»
Программные задачи: обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик), научить узнавать и называть их, различать по цвету строению (цветок и стебелек одуванчика), вызвать радость от непосредственного общения с природой. Учить длительно (2-3 секунды) и довольно сильно дуть на одуванчик.
Предварительная работа: прогулка по участку детского сада, рассматривание различных растений, рассматривание альбома «Цветы», иллюстраций, открыток с изображением цветов, чтение стихотворения Е. Благининой «Одуванчик».
Словарная работа: активизировать словарь детей: стебель, цветок, одуванчик, желтый – желтенький, мягкий, гладкий.
Ход занятия:

Во время одевания детей на прогулку, раздается стук в дверь. В гости к детям приходит знакомая кукла Оля. Она говорит, что когда шла к ребятам в детский сад, на лужайке увидела много желтеньких красивых цветов (показывает), но она не знает, как называются эти цветы. «Дети, посмотрите, какой же цветок принесла Оля? Как называется этот цветок? (Одуванчик). Оля, мы с ребятами как раз сейчас идем гулять, пойдем с нами, у нас на участке много таких цветов, наши ребята тебе покажут их и расскажут как они растут.»
На участке предлагаю детям походить по травке, полюбоваться красотой зеленой травки, желтых одуванчиков: травка зеленая, а одуванчики желтенькие – это очень красиво, Не правда ли!?
Дети, травка какая? (зеленая, густая) А одуванчики? (желтые, желтенькие). Дети, давайте подойдем к одуванчику, но не будем его срывать. Оля, иди к нам поближе. Дети, потрогайте цветок. Какой он? (мягкий, мягонький). Смотрите, одуванчик растет на длинном стебельке (раздвигая траву, обнажаю стебель). Скажи, Элина Оле как растет одуванчик. (Оля, смотри, одуванчик растет на стебельке, стебелек длинный). Стебель длинный и гладкий. Найдите одуванчик и осторожно потрогайте стебель. Он? (гладкий). Проверьте длинный ли стебель? Легонько ведите рукой по стебельку одуванчика сверху вниз (Длинный. Хоровые и индивидуальные ответы. Воспитатель проделывает это движение куклой).
- Вот какой чудесный цветок одуванчик (срывает цветок, показывает детям, кукле). У него длинный и гладкий стебель, а наверху мягкая желтенькая шапочка. (Дети повторяют описание для куклы). Созреет одуванчик и шапочка станет как белый пушистый шарик.
Читаю:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет нарядится
В беленькое платьице.
Найдите одуванчики с белыми пушистыми головками (шариками). И мы с Олей нашли такой одуванчик. Дети срывают по одуванчику и дуют на них сильно, чтобы с 3-4 раз облетели все пушинки. (Упражнение на развитие дыхания).
Пушинки это семена одуванчика. Из них вырастут новые одуванчики (сопровождаю показом пушинок).
- Теперь, Оля, ты знаешь какие это цветы, знаешь где они растут и как. Оля благодарит ребят. Предлагает выбрать по одному самому красивому одуванчику и составляет красивый букет. Вместе с детьми дарит его одному из сотрудников детского сада (заранее договаривается с этим человеком, кому предназначен букет, чтобы в определенное время он был на своем рабочем месте).

mob_info