Пространственные понятия: «вверху – внизу». Конспект оод по разделу рэмп «понятия «сверху», «снизу» Методическое обоснование темы

Конспект занятия по математике в средней группе детского сада. Сначала проходит организационный момент, затем - введение в игровую ситуацию. Детям предлагается выполнить первое задание. Затем - физкультминутка. Выполняются еще два задания и подводятся итоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №29 г.Липецка

Методическая разработка по ФЭМП

в средней группе

Тема: «Вверху, внизу»

Воспитатель: Дюсекеева В.О.

г.Липецк, 2016г.

Тема: «Вверху, внизу»

Цель: Формирование пространственных представлений «вверху», «внизу» у дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять на предметной основе представление о геометрических фигурах, счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству.
  2. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять их в группы.

Раздаточный материал: листы бумаги, по два круга разного цвета и два треугольника разного цвета.

Ход занятия.

Организационный момент.

Давайте поздороваемся!

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Введение в игровую ситуацию.

Ребята, сейчас мы с вами представим, что находимся на кухне и помогаем маме по хозяйству. Какая мебель есть на кухне?

Ответы детей.

Правильно. На кухне есть стол, стулья, а также шкафы и полки.

Задание №1. Сейчас я раздам каждому из вас листок бумаги, который разделен на две части линией. Ребята, это – две кухонные полки: верхняя и нижняя. Проведем пальчиком по верхней полке. А теперь по нижней (дети проводят пальчиком). Теперь я даю каждому два круга – это тарелки и треугольники – это стаканы. Вы должны поставить тарелки на нижнюю полку, а стаканы на нижнюю (дети выполняют задание). Давайте посчитаем, сколько у нас тарелок, сколько стаканов (считаем вместе). Какого цвета кружки? Какого цвета тарелки?

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали (выпрямиться).

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (руки поднять вверх),

И немножечко встряхнулись (встряхнуть руками).

Как пружинки мы присели (присесть).

И тихонько разом сели.

Задание №2:

Игра. Ребята, сейчас я буду называть предметы, а вы должны ответить, где они находятся в пространстве – вверху или внизу. Если вверху – поднимаем руки вверх, если внизу – опускаем вниз.

Итак, самолёт, машина, птичка, цветочек, трактор, солнышко.

Речевой контроль: где самолёт? (вверху…)

Задание№3:

Сейчас я буду показывать картинки. На них изображены герои сказок. На какой части листа изображен Карлсон?

Ответы детей.

А в какой части листа расположен доктор Айболит?

Ответы детей.

Итог.

Что мы помогли маме сегодня сделать на кухне?

Полные ответы детей.

Смогли ли мы расставить посуду на верхней и нижней полке?

Ответы детей.

Чем вам понравилось заниматься больше всего?

Ответы детей.

Спасибо, ребята. Занятие закончено.


Конспект занятия по математике

«Вверх-вниз»

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете дома?

Ответы детей: ……

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь двум медведям и кукле Насте расставить посуду на полки.

Воспитатель:

выставляет на стол дом и двух медведей с куклой.

Игра « Найди свое место»

Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на пары.

На столах разложены карточки с цифрами 1-4. Дети должны соотнести количество точек на своей каточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются два, три ребенка с одинаковым количеством точек на своих карточках.

Игра «Расставь посуду»

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «вверхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

Закрепить счет в пределах 4, умение определять, назвать и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформуровать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда)-3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Сколько полок на кухне у медведя?

Воспитатель:

Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.

Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:

Одна, две, три-всего три тарелки.

Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?

На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

Чем похожи эти тарелки?

Дети отвечают: они все круглые – у них одинаковая форма; они все желтые-у них одинаковый цвет.

Воспитатель:

Чем отличаются тарелки?

Дети: у них разный размер.

Воспитатель:

Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит медведю? Насте? Мишутке?

Дети: самый большой-медведя, круг поменьше- Настин, самый маленький-мишутки.

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Игра «Наведи порядок»

Организовать активный отдых детей, тренировать умение изображать реальные действия с помощью мимики и жестов, развивать фантазию.

Воспитатель: Ребята, к трем медведям собирается в гости заяц.

Что обычно делают перед приходом гостей?

Дети: наводят порядок

Воспитатель: Что значит «навести порядок»? Разложить по местам вещи, подмести и т.д.

Воспитатель: предлагает поиграть в игру « Где мы были мы не скажем, а что делали –покажем» подметать пол, вытирать пыль, пылесосить, убирать на место игрушки и т.п. Дети имитируют названные действия.(воспитатель отгадывает движения детей)

Игра « Накрой на стол»

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на столе рядом с медведями и куклой изображение зайца. К медведю в гости пришел заяц.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?

Дети: нет

Воспитатель: Почему вы думаете, что не хватит?

Дети: Потому что тарелок три, а зверушек на столе-четыре.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем?

Дети: надо поставить на стол еще одну тарелку.

Воспитатель: Где можно взять недостающую тарелку?

Дети: с нижней полки.

Воспитатель: Какую тарелку вы поставили зайцу?

Дети: квадратную, треугольную.

Воспитатель: Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок?

Дети: формой

Воспитатель: медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

Игра «Что где?»

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху», «внизу», связать их с движением детей;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где-вверху или внизу-он находится.

Можно предложить не только говорить, но и показывать, где что находится. Звучит слово «луна», дети должны поднять руки вверх, встать на цыпочки и сказать: «вверху», а если звучит слово «камень»-присесть на корточки и сказать «внизу».

Слова могут быть: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, и т.п.

Воспитатель:

Что у человека вверху (голова), внизу-ноги)

Что у дерева на вверху-ветки, внизу-корни.

Итог занятия:

Восстановить в памяти то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Воспитатель: У кого в гостях вы сегодня побывали?

Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они сегодня смогли помочь медведям потому, что хорошо считают, знают, где вверх, а где вниз, и не боятся трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми среднего возраста

«Вверх-вниз».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Технологии:

Речь с движением, игровая, здоровьесберегающие, триз.

Конспект составила:

Воспитатель: Керимова Л.А.

Санкт-Петербург

2016г

Программное содержание:

1. Социально-коммуникативное развитие :

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой группе, к взаимодействию в практической деятельности

2. Познавательное развитие:

Закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, фантазию, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля.

3. Речевое развитие:

Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

4. Художественно-эстетическое развитие:

Развивать эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

5. Физическое развитие :

Развивать умение уверенно и активно выполнять элементы пальчиковой гимнастики

Материал к занятию:

Демонстрационный:

2 игрушечных медведя, игрушка кукла, 1 заяц, карточки с цифрами от 1-4.

Раздаточный:

Листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного размера от 1-4.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете дома?

Ответы детей: ……

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь двум медведям и кукле Насте расставить посуду на полки.

Воспитатель:

выставляет на стол дом и двух медведей с куклой.

Игра « Найди свое место»

Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на пары.

На столах разложены карточки с цифрами 1-4. Дети должны соотнести количество точек на своей каточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются два, три ребенка с одинаковым количеством точек на своих карточках.

Игра «Расставь посуду»

Задачи:

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «вверхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

Закрепить счет в пределах 4, умение определять, назвать и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформулировать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда)-3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Сколько полок на кухне у медведя?

Воспитатель:

Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.

Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:

Одна, две, три-всего три тарелки.

Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?

На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

Чем похожи эти тарелки?

Дети отвечают: они все круглые – у них одинаковая форма; они все желтые-у них одинаковый цвет.

Воспитатель:

Чем отличаются тарелки?

Дети: у них разный размер.

Воспитатель:

Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит медведю? Насте? Мишутке?

Дети: самый большой-медведя, круг поменьше- Настин, самый маленький-мишутки.

Пальчиковая игра: «Дикие животные»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Игра «Наведи порядок»

Задачи:

Организовать активный отдых детей, тренировать умение изображать реальные действия с помощью мимики и жестов, развивать фантазию.

Воспитатель: Ребята, к трем медведям собирается в гости заяц.

Что обычно делают перед приходом гостей?

Дети: наводят порядок

Воспитатель: Что значит «навести порядок»? Разложить по местам вещи, подмести и т.д.

Воспитатель: предлагает поиграть в игру « Где мы были мы не скажем, а что делали –покажем» подметать пол, вытирать пыль, пылесосить, убирать на место игрушки и т.п. Дети имитируют названные действия.(воспитатель отгадывает движения детей)

Игра « Накрой на стол»

Задачи:

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на столе рядом с медведями и куклой изображение зайца. К медведю в гости пришел заяц.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?

Дети: нет

Воспитатель:

Почему вы думаете, что не хватит?

Дети: Потому что тарелок три, а зверушек на столе-четыре.

Воспитатель:

Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем?

Дети: надо поставить на стол еще одну тарелку.

Воспитатель:

Где можно взять недостающую тарелку?

Дети: с нижней полки.

Воспитатель:

Какую тарелку вы поставили зайцу?

Дети: квадратную, треугольную.

Воспитатель:

Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок?

Дети: формой

Воспитатель:

медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

Игра «Что где?»

Задачи:

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху», «внизу», связать их с движением детей;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где-вверху или внизу-он находится.

Можно предложить не только говорить, но и показывать, где что находится. Звучит слово «луна», дети должны поднять руки вверх, встать на цыпочки и сказать: «вверху», а если звучит слово «камень»-присесть на корточки и сказать «внизу».

Слова могут быть: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, и т.п.

Воспитатель:

Что у человека вверху (голова), внизу-ноги)

Что у дерева на вверху-ветки, внизу-корни.

Итог занятия:

Задачи:

Восстановить в памяти то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Воспитатель: У кого в гостях вы сегодня побывали?

Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они сегодня смогли помочь медведям потому, что хорошо считают, знают, где вверх, а где вниз, и не боятся трудностей.


Верх (картины, листа книги, тетради) — это са-мая высокая часть этого предмета: картины, листа книги, тет-ради, дома, дерева».

Заучивание слова «верх» — дети повторяют его хором и ин-дивидуально несколько раз.

Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся сверху, над нами? (Люстра, потолок, верх-няя часть стен.)

«Низ (картины, листа книги, тетради) — это часть этого предмета у основания: картины, листа книги, тетради, дома, дерева. Основание — это часть, с которой начинается предмет».

Заучивание слова «низ» — дети повторяют его хором и инди-видуально несколько раз.

Затем дети находят низ предметов (шкафа, стола, стены, до-ски, окна, двери, проговаривая: «Это низ шкафа»).

Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся внизу, под нами? (Пол, ковер, стул.)

  1. Физкультминутка. Игра «Верх, низ». На команду дефектолога: «Верх» дети встают на носочки и тянутся вверх; на команду: «Низ!» — при-седают 3—4 раза.
  • Покажите нижнюю часть стола.
  1. Работа в тетради

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по разделу РЭМП «Понятия «сверху», «снизу».»

Тема: Понятия «сверху», «снизу»

Лексическая тема. «Деревья».

Цель: Учить детей ориентироваться в окружающем простран­стве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – Сюжетная картинка (вверху - Солнце, облака, птицы; внизу - деревья, цветы, грибы, насе­комые, животные).

Раздаточный – Набор предметных картинок (Солнце, облако, дерево, гриб).

Ход занятия:

    Организационный момент.

На доске выставлена сюжетная картинка, на которой вверху изображено Солнце, облака, птицы; внизу - деревья, цветы, грибы, насекомые, животные. Дефектолог задает вопросы по картине, каждый ребенок называет один предмет.

    Работа с демонстрационным материалом

    • Что изображено вверху картины? Что изоб­ражено внизу картины?

Дефектолог показывает указкой на верхнюю часть картины и сообщает: «Верх (картины, листа книги, тетради) - это са­мая высокая часть этого предмета: картины, листа книги, тет­ради, дома, дерева».

Заучивание слова «верх» - дети повторяют его хором и ин­дивидуально несколько раз.

Затем дети находят верх предметов (шкафа, стола, стены, доски, окна, двери), проговаривая: «Это верх шкафа».

- Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся сверху, над нами? (Люстра, потолок, верх­няя часть стен.)

Дефектолог показывает указкой на нижнюю часть картины и сообщает: «Низ (картины, листа книги, тетради) - это часть этого предмета у основания: картины, листа книги, тетради, дома, дерева. Основание - это часть, с которой начинается предмет».

Заучивание слова «низ» - дети повторяют его хором и инди­видуально несколько раз.

Затем дети находят низ предметов (шкафа, стола, стены, до­ски, окна, двери, проговаривая: «Это низ шкафа»).

- Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся внизу, под нами? (Пол, ковер, стул.)

    Физкультминутка. Игра «Верх, низ». На команду дефектолога: «Верх» дети встают на носочки и тянутся вверх; на команду: «Низ!» - при­седают 3-4 раза.

    Работа с раздаточным материалом.

Определение верха и низа на плоскости стола. Перед каждым ребенком предметные картинки: Солнце, облако, дерево, гриб.

    Покажите верхнюю часть стола.

    Покажите нижнюю часть стола.

    Какие картинки можно расположить сверху? (Дети выполняют соответствующее действие.)

    Какая картинка расположена сверху?

    Какие картинки можно расположить снизу?

    Какая картинка расположена снизу?

    Работа в тетради

    Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.

Урок 3. Тема: Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Цель урока.
Планируемые
результаты.
Тип урока.
Формы организации
УПД учащихся:
Методы организации
УПД учащихся:
Основное содержание
темы, понятия и
термины.
Необходимое
оборудование и
программное
обеспечение:
Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверх»,
«вниз», «налево», «направо»; развивать навык определения местоположения предметов
(вверх, вниз, слева, справа); продолжать работу по формированию умения вести счет
предметов; создать условия для развития мыслительных операций – анализа, сравнения.
Предметные.
Учащиеся научатся:
­ оперировать понятиями: вверх, вниз, слева, справа;
­ определять пространственное расположение предмета, используя слова: вверху, внизу,
слева, справа.
­ называть числа в порядке их следования при счёте;
­ отсчитывать из множества предметов заданное количество (8­10 отдельных предметов).
­ ориентироваться в тетрадях по клеточкам, при выполнении заданий в рабочих тетрадях.
Метапредметные.
Личностные.
Будут сформированы:
­ положительное отношение к школе и учебной деятельности;
­ интерес к учебному труду;
­ основные моральные нормы поведения.
Получит возможность для формирования:
­ положительного отношения к математике как предмету изучения.
Регулятивные.
Научится: принимать и сохранять учебную задачу;
­ оценивать результат своих действий.
­ адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
­ определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные.
Научится:

­ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
­ осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках;
­ понимать знаки, символы.
Получит возможность научиться:
­ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
­ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
­ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные.
Научится: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
­ отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
­ умение слушать и понимать других;
­ участвовать в паре.
Получит возможность научиться

Комбинированный.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
: строить понятные для партнёра высказывания.
Словесный (беседа, объяснение, работа с учебником); наглядный (иллюстрации, показ
слайдов); практический.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в
пространстве: выше­ниже, слева­справа, левее­правее, сверху­снизу, между, за.
Направления движения: вверх, вниз, налево, направо
Презентация PowerPoint, учебник, печатная тетрадь, счётный материал, линейка, цветные
карандаши.

УУД
Личностные.
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость
к
весёлым вопросам,
пробуждающим
любознательность.

Предметные.

Называют числа в
порядке
их
следования при счёте.
Личностные.
Проявляют интерес к
учебному труду;
Соблюдают основные
моральные
нормы
поведения.
Познавательные.
Понимают заданный
вопрос, в соответствии
с ним строить ответ в
устной форме;
Коммуникативные.
отвечают на вопросы
учителя, товарищей по
классу;
умеют слушать и
понимать других;
участвуют в диалоге
на уроке и в
жизненных ситуациях.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
1.Мотивация
учебной
деятельности.
2 мин.
2.Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
4 мин.
­Ребята, вам тепло?
­В классе светло?
­Прозвенел для вас звонок?
­Уже закончился урок?
­Только начался урок?
­Хотите учиться?
­Значит, можно садиться!
­Проверим готовность к уроку.
­Сегодня на уроке нам понадобится
учебник,
цветные
карандаши, линейка.
рабочая тетрадь,
Устный счет.
­Вспомните, чему мы научились на
прошлом уроке.
­Давайте вместе посчитаем. Покажите
ваши руки.
­ Будем сгибать пальчики, и считать,
начиная с мизинца левой руки.
(показывает)
­ А теперь будем выпрямлять пальчики, и
называть числа в обратном порядке,
начиная с мизинца правой руки.
Положите руки на парту.
­ Следующее задание: я буду хлопать в
ладоши, а вам нужно сосчитать сколько
раз я хлопнула и показать с помощью
числового веера.
(Хлопает 3 раза).
­ Сколько раз я хлопнула?
(Такая же работа с числами 6,4, 8).
Молодцы!
Задание.
Мне нужны помощники (к доске
выходят 5 человек и встают в ряд)
­ Сколько человек у доски? (Отвечают
на вопрос «Какой по счету?» стоит
ученик).
­ Ребята, вы справились с заданиями,
молодцы!
­ Скажите, что мы вспомнили, выполняя
задания?
Вместо маленького красного шарика
появился большой желтый шари
величине. По цвету ша
Деятельность
обучающихся.
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы
учителя.
Организуют своё рабочее
место, проверяют наличие
индивидуальных учебных
принадлежностей
на
столе.

Считали, отвечали на
вопросы сколько, который
по счету.
Выполняют задание.
Показывают результат,
один ученик обобщает
(если допустили ошибку,
учитель еще раз хлопает и
помогает учащимся)
Мы считали, отвечали на
вопросы «Сколько», «Какой
по счету?»

Физкультминутк
а.
2 мин.
3. Выявление
места и причины
затруднений.
3 мин.
4. Построение
проекта выхода
из затруднения.
4 мин.
5. Реализация
построенного
проекта.
5мин.
Мы топаем ногами,
Топ­топ­топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп­хлоп­хлоп!
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
На месте мы пойдем.
Топ­топ­топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп­хлоп­хлоп!
Качаем голов
Топ­топ­топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп­хлоп­хлоп!
Качаем голов
Топ­топ­топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп­хлоп­хлоп!
Качаем голов
Топ­топ­топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп­хлоп­хлоп!
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
На месте мы идем!
­ Поднимите правую руки вверх. Какая
это рука?
­ Опустите вниз.
­ Покажите правой рукой правый глаз.
Какой это глаз?
Какой это глаз?
­ Покажите правое ухо. Какое это ухо?
­ Топните правой ногой. Какой ногой
топнули?
­ Поднимите левую руку вверх. Какая это
рука?
­ Опустите вниз (аналогично предыд.)
­ Сложно было выполнять задания, все ли
правильно поднимали руки?
­ Садитесь на места. Проверьте,

Ли вы сидите (обращает
правильно
внимание на плакат «Правильная
посадка»).
­Ребята, что мы сейчас с вами делали?
­ Мы с вами вспомнили, какая рука у нас
правая, какая левая. Правый, глаз, ухо,
щека, нога находятся с той же стороны,
что и правая рука, а левый глаз, ухо,
щека, нога – стой же стороны, что и левая
рука.
­ А что еще вспомнили, когда поднимали
и опускали руки?
­ Выглянуло солнышко, что должны
сделать?
­ Прочитайте тему урока на стр.6.
Правый глаз, ухо,
щека, бок, нога находятся с т
правая, а какая левая. Правый глаз, ухо,
щека, бок, нога находятся с той же
стороны, что и правая рука, а левый глаз,
ухо, щека, бок, нога – с той же стороны,
что и левая рука. Се
­Вы догадались, чему должны сегодня
научиться?
­ Проверьте свои предположения в
учебнике, прочитайте цель урока.
­ Какие слова будем использовать,
указывая расположение предметов?
­ Ребята, в какие игры вы любите играть
летом.
­ Рассмотрите рисунок на с.6 в учебнике.
Внимание задание.
­ Расскажите, что вы видите на рисунке,
используя слова: вверху, внизу, слева,
справа, левее, правее.
Выполняют действия и
отвечают на
поставленные вопросы.
Регулятивные.
оценивают результат
своих действий.
Показывали правую и
левую руки, глаза и т.д.

Регулятивные.
Принимают
и
сохраняют учебную
задачу;
Коммуникативные.
Отвечают на вопросы
учителя.
Вспомнили, где верх, где
низ.
Сформулировать тему и
цель урока.
Вверху, внизу, слева, справа.
Будем определять левую,
правую сторону, верх, низ.
Будем учиться
определять, кто где
находится.
Будем использовать слова:
вверху, внизу, слева, справа.
Поднимают руку и
отвечают.
Отвечает один ученик.
Дети играют на детской
площадке.

Регулятивные.
Принимают
и
сохраняют учебную
задачу;
Коммуникативные.
Отвечают на вопросы
учителя.

вверх,
Предметные.
Оперируют
понятиями:
вниз, слева, справа;
определяют
пространственное
расположение
предмета,
используя
слова: вверху, внизу,
слева, справа.

­ Сколько детей?
­ Сколько мальчиков, девочек?
­ Кто ещё есть на площадке?
­ Кто находится в верхней части рисунка?
­
В какую игру играют дети,
изображённые в нижней части рисунка?
­ Рассмотрите детей, качающихся на
качелях.
­ Кто находится вверху?
Кто внизу?
­ Расскажите об игре на горке.
­ Кто выше всех?
­ Кто находится в самом низу?
Задание.
­ Ребята, что выше: стол или стул?
­ Что находится в классе вверху?
­ Что находится внизу?
Два ученика выходят к доске, учитель
задает вопрос классу кто из детей выше,
кто ниже.
­ Рассмотрите рисунок в учебнике на
стр.7.
Задание.
­Расскажите,
школы?
­А как до кинотеатра?
как мальчику дойти до
­Молодцы, ребята. Вы помогли мальчику.
­ Сколько цветов слева от мальчика?
­ Сколько цветов справа от мальчика?
Сделайте вывод, чему мы научились,
работая с картинками?
­ Для чего нужно уметь определять
левую, правую стороны, верх и низ?
Личностные.
положительное
отношение к школе и
учебной деятельности;
Регулятивные.
оценивают результат
своих действий.
Познавательные.
понимают заданный
вопрос, в соответствии
с ним строить ответ в
устной форме;
осуществляют поиск
необходимой
информации в разных
источниках;
Коммуникативные.
Отвечают на вопросы
учителя.
6
3 мальчика, 3 девочки.
Один кот и две собачки,
одна птичка и одна
бабочка.
Дети, катающиеся с
горки.
Они строят из песка.
Девочка.
Мальчик.
Собака.
Девочка.
Сравнивают предметы,
отвечают на вопросы.
Пойти вперед, а потом
свернуть направо.
Пойти вперед, а потом
свернуть налево.
3
2
Научились определять, где
кто
находится,
использовать слова вверх,
вниз, слева, справа.

Чтобы не заблудиться,
найти дорогу,
объяснить,
предмет и т.д.
где лежит
Физкультминутк
а
2 мин.
Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим,
И в окошечко глядим,
Весело глядим.
Едет, едет паровоз,
чух­чух­чух, чух­чух­чух,
Ребятишек он повёз,
чух­чух­чух­чух­чух.
А колёсики стучат: «Так­так­так, так­
так­так».
Будто с нами говорят: «Так­так­так­так­
так».
Громко подаём гудок: ду­ду!
Подъезжает паровоз: ту­ту!

Регулятивные.
Получили
возможность
научиться определять
цель выполнения
заданий на уроке под
руководством
учителя.
Познавательные.
Понимают заданный
вопрос, в соответствии
с ним строить ответ в
форме;
устной
понимать
знаки,
символы.
Коммуникативные.
Умеют слушать и
понимать других.

Регулятивные.
Оценивают
результат своих
действий.
Предметные.
Определяют
пространственное
расположение
предмета, используя
слова: вверху, внизу,
слева, справа.
Коммуникативные.
Умеют участвовать в
паре.
Регулятивные.
Озвучивают
личностные
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала.
6.Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
5 мин.
7.Самостоятельн
ая работа.
3 мин.
8.Включение в
систему знаний.
Повторение.
3 мин.
9. Рефлексия.
2 мин.
­ Ребята откройте рабочие тетради на
стр.4.
Внимание задание.
­Раскрасьте вагончики так,
чтобы
красный был между синим и желтым, а
зеленый – слева от желтого.
(Задание моделируется на доске, затем
учащиеся выполняют его в тетради).
­ Как это сделать? Кто догадался?
­ Все согласны, у кого не так?
(учитель читает вторую часть задания)
­ Сделайте вывод, чему мы научились,
выполняя задание с вагончиками и
флагами?
­ А что вам понадобилось при
выполнении задания?
(Внимание и
мышление).
­Самостоятельно выполните задание 2 в
рабочей тетради с. 3.
­ Кроликов, которые смотрят направо,
оставьте белыми, а тех, которые смотрят
налево, закрасьте чёрным цветом.
­Дорисуйте морковки так, чтобы у всех
кроликов их стало поровну.
­Поднимите руки у кого не получилось?
Сделайте вывод,
выполняя задание?
чему научились,
Работа в парах.
­Возьми карандаш, ручку и линейку.
Сложите их на середину стола.
­А теперь задание!
­Положите их так, чтобы карандаш был
справа, а ручка – слева.
­ Посмотрите на доску, у всех так?
Поднимите руки, кто допустил ошибку.
Сделайте вывод, чему учились выполняя
задание?
­ Какая учебная цель стояла перед нами
на уроке?
­ Смогли ли вы её выполнить?
­ Что вам помогло достичь цели урока?
­ Где смогут пригодиться полученные
сегодня знания?
А теперь нам пригодятся свитофорики.
красным – все усвоил, все понравилось;
желтым – не совсем все понятно, есть
­ ничего не
затруднения;
зеленым
К доске выходит ученик и
моделирует ситуацию с
вагончиками.
Все остальные выражают
свою точку зрения.
Выполняют задание.
Научились распределять
предметы по цвету и по
величине.
Выполняют работу.
Вместе с учителем
разбирают, случаи ошибок.
Определять право, лево.
Сравнивать количество
предметов.
Вместе с учителем
разбирают случаи ошибок.
Учились определять право,
лево.
Научиться определять, где
находятся предметы.
Указывая расположение
использовать
предметов,
слова: «вверху», «внизу»,
«слева», «справа».

усердие,
Внимание,
трудолюбие, терпение.
Знания, полученные
сегодня на уроке
пригодятся, чтобы не
заблудиться, найти дорогу,
объяснить, где лежит
предмет и т.д.

10. Д.з.
понятно.
Спасибо за урок! Вы хорошо поработали,
можете отдыхать.
Рабочая тетрадь с.4, задание под 3­м, 4­м
кружочками.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №129»

г.Перми

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету «Математика» в 1 классе

Тема: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу»

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №129» г.Перми

Аннотация к уроку математики в 1 классе

«Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу»

Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету математика по учебнику для 1 класса авторов Муравина Г.К, Муравиной О.В.

Урок проводится в 1 классе по теме: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу».

Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний. На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно. Групповая форма работы является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала – формируются универсальные учебные действия. Урок проведен с использованием ИКТ. Данный урок предназначен учителям начальной школы.

Основная часть

Тема урока «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу» актуальна, так как формирует навыки ориентирования в пространстве, необходимые в жизнедеятельности каждого человека. Раздел программы «Пространственные отношения» является обязательным компонентом начального курса математики, который способствует развитию пространственного воображения и усилению его прикладного значения. Рассмотрение пространственных отношений между предметами (вверху - внизу, слева - справа, ниже - выше, между) помогает учащимся сначала ориентироваться на плоскости собственного стола, листа бумаги, рабочей тетради, а затем на плане класса, местности или на географической карте.

Методическое обоснование темы

На основе рабочей программы уроков математики в 1 классе – 1 урок отводится на изучение темы: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу» В ходе урока реализовываются умения:

    Моделировать различные ситуации расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию.

    Описывать расположение объектов с использованием слов: слева , справа , вверху , внизу и др.

    Играть в паре с соседом по парте: задавать и отвечать на вопросы, исправлять ошибки; оценивать ответы.

    Искать антонимы к изученным словам; отгадывать загадки, в которых используется изученная терминология.

    Выполнять проект на тему «Мой сборник математических загадок»: подбирать и систематизировать математические загадки, оформлять сборник загадок.

На уроке используются современные образовательные технологии. Урок строится с позиции компетентностного подхода. Непосредственным результатом образовательной деятельности становится способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Для развития умения ориентироваться в пространстве и на плоскости детям предлагаются разнообразные деятельностные задания, моделируется практическая, жизненная ситуация; строится на актуальном для учащихся материале.

Изучение материала опирается на знания детей. Обучающимся предлагаются задания, требующие нового способа деятельности, фиксируются затруднения. На протяжении всего урока они учатся рассуждать, отстаивать свои мнения. Обучающиеся учатся строить план своих действий, определяют шаги выполнения задания.

Работая, над изучением новой темы, учитель использует групповую работу, направленную на исследование. При проведении проверки используются: самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка.

Обучающиеся приобретают новые знания в процессе игровой деятельности, учитель использует литературные произведения, опирается на жизненный опыт учащихся. На этапе проверки полученных знаний обучающиеся выполняют задание самостоятельно, которое позволяет сделать выбор.

В конце урока обучающиеся самостоятельно делают выводы, подводят итог урока, выясняют, что на уроке узнали нового, а что уже было знакомо. По окончанию урока учитель проводит рефлексию.

План урока

Предмет: математика.

Класс: 1

Тема урока: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу».

Тип урока: Урок по первоначальному формированию умений и навыков

Время реализации урока : 35 мин.
Цель: умение определять пространственное расположение предмета

Предметные результаты:

определять пространственное расположение предмета, используя слова «вверху», «внизу», «слева», «справа»; обобщать имеющие знания счёта.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать и находить различия в предметах;

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Личностные результаты:

проявлять интерес к предмету

проявлять уважение к своим товарищам;

проявлять умение работать в коллективе.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер;

    мультимедийный проектор;

5. учебник математики: учебник для 1 класса начальной школы/ Москва, Дрофа, 2013,

6. рабочая тетрадь,

7. электронное приложение к учебнику,

8. презентация к уроку Microsoft PowerPoint (Приложение 1)

9. Карточка для групповой работы (приложение 2)

Связь с изученными темами: умение сравнивать предметы по различным признакам

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружаюший мир.

Реализация целей урока будет достигнута через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Тема урока: Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Тип урока: Урок по первоначальному формированию умений и навыков

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Активное слушание учителя,

эмоциональный настрой на урок

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

выявление готовности к уроку

Актуализация необходимых знаний. Целеполагание

Выделять из потока информации сведения, приводить пример,

выдвижение предложений о теме урока,

выполнять задания на ориентацию предметов на плоскости

Определение правой и левой руки, что они умеют ими делать Выполнение действий под музыку с ориентацией в пространстве

формулирование собственных ожиданий,

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Анализ информации, навык чтения

Правило определение правой и левой стороны

Установление причинно-следственных связей

Слушает, рассуждает, приводит примеры из жизни, отвечают на вопросы,

активизация имевшихся ранее знаний

активное погружение в тему,

высказывание различных вариантов решения данной проблемы

умение слушать в соответствии с целевой

установкой,

принимать и сохранять учебную цель и

построение понятных для собеседника высказываний,

развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения,

умение полно и точно выражать свои мысли

Принятие целей и задач урока,

составление алгоритма действий по достижению цели и задач самоконтроль

Проблемное изложение нового знания

Развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

Ориентироваться на плоскости

Распределять предметы в пространстве по заданию

Строят предложения с использованием слов «вверху», «внизу, «слева», «справа»

Умение общаться в группе,

Умение слушать, высказывать свою точку зрения

Организация работы в группе,

Осуществление взаимоконтроля

Первичное закрепление

Умение сравнивать, анализировать, находить сходство и отличия Составлять рассказ по теме

Работать в электронном приложении

Ориентироваться на клетчатой бумаге

Составляют рассказ по картине с описанием местоположения предметов

Умение грамматически правильно строить предложения, составлять текст-описание,

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Организация работы в группе, паре

Осуществление взаимоконтроля, самоконтроля (сравнение с образцом) восприятие, осмысление, запоминание учебного материала,

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Рефлексивно-оценочный

Рефлексия, оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний,

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Умение оценивать степень своих достижений,

Подведение итогов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Мотивационно-целевой этап

Приветствие,

проверка готовности учащихся к уроку,

настрой учащихся на работу:

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Слушай внимательно,

Работай старательно.

Проверяют готовность к уроку

Чтение учителем стихотворения В.Берестова «Где право, где лево?» стр 22, 1 часть. (Приложение 1)

Беседа по вопросам: Как ученик определил, какая рука у него правая?

Для чего нам необходимо уметь определять, где лево, где право? Какие ещё слова можем использовать для определения местоположения предмета или объекта?

Коллективное исполнение танца «Буги-Вуги» (Приложение 1)

Определение целей и задач урока, построение плана урока

Выполняют движения под музыку, ориентируясь в пространстве

Практический этап урока

Организует групповую работу по распределению предметов по заданию

(Приложение 2)

Распределяют картинки по заданию на листе бумаги

формирование умения работать в группе

Учит детей сравнивать картинки, строить предложения, используя слова «вверху», «внизу, «слева», «справа»

Учит подбирать антонимы (физкультминутка)

Организует работу в паре по составлению рассказа по картинке с описанием местоположения объектов

Организует работу с электронным приложением по распределению предметов в пространстве

Организует работу в тетради

Сравнивают картинки, анализируют,

Составляют рассказ по картинке учебника

Выполняют задания в электронном приложении по распределению предметов в пространстве

Выполняют графический диктант

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

формирование умения работать в парах, в группах,

самоконтроль выполнения задания,

взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока,

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

Самоконтроль

Заключение

Данный урок рассчитан на 1 класс общеобразовательной школы, занимающийся по учебникам Муравина Г.К. , Муравиной О.В.

Урок строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения первоклассников. Время на уроке было распределено оптимально для реализации каждого задания. При организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому методу. Тема этого урока раскрывается в определенной последовательности:

Постановка проблемы и ее анализ учащимися совместно с учителем;

Самостоятельная формулировка детьми правил, определений, способ деятельности;

Проверка сформулированных учащимися выводов, правил учителем;

Закрепление и обобщение знаний

mob_info