Психология управления как наука. Психология управления и ее методы

Психология управления

Дисциплина ОПД. Р.05 «Психология управления» относится к дисциплинам специализации учебного плана подготовки национально-регионального (вузовского) компонента высшего профессионального образования. Курс рассчитан на подготовку специалистов по специальности 020400 «Психология». Ее структура и содержание согласованы с выпускающей кафедрой.

Цели дисциплины «Психология управления»: формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков применения современной психологической методологии к изучению психических процессов людей, причастных к управлению; введение в основные теоретические и практические понятия психологии управления; формирование практических навыков решения проблем управления трудовым коллективом.

Задачи дисциплины «Психология управления» способствуют развитию у студентов осознанных представлений о психологической сущности процесса управления; овладению практическими навыками анализа управленческой деятельности, социально-психологического анализа производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений людей в них; формированию умений оценки психологических процессов принятия индивидуальных и групповых решений. Задача курса обеспечивается лекционной, семинарской и практической частью.

Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина «Психология управления» является существенной составляющей социально-психологического направления подготовки студентов. Подготовка специалистов по данному курсу предполагает комплексное усвоение обучающимися знаний по психологии, менеджменту и смежным областям, их фундаментальных теоретических концепций, прикладных аспектов применительно к задачам подготовки этих специалистов. Методика курса содержит лекционные, семинарские занятия.

Тема 1

Предмет и методы психологии управления

Учебные вопросы:

1. Общее представление о психологии управления и предмет современной психологии управления.

2. Связь психологии управления со смежными науками

3. Основные методы психологии управления, их краткая характеристика.

Современная психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии. В современной психологической науке выделяются два основных направления - психология теоретическая и психология практическая (прикладная). В наши дни и теоретическая и практическая психология не являются единым целым. Каждая представляет собой набор разрозненных теоретических построений, неких исходных принципов, взглядов, подходов, языков описания разнообразных явлений психики и человеческих взаимоотношений. Все сказанное в полной мере относится и к психологии управления. Можно констатировать, что на сегодняшний день она представляет набор общих подходов к пониманию проблем. С другой стороны, в современной психологии управления накоплен колоссальный объем фактического, статистического и экспериментального материала, позволяющий делать достаточно точные выводы и разрабатывать конкретные рекомендации для специалистов в области менеджмента. Различия в подходах в данном случае, по-видимому, не являются фактором, осложняющим дело, наоборот, они способствуют новым поискам в попытках понять то, что называется человеческим измерением в менеджменте


Чем вызвана разобщенность в подходах?

1. Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального общества. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов:

Как сделать управление эффективным?

Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Можно сказать, что психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господствующей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стремящихся наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела.

Таким образом, психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе: современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте вы годно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессиональных психологов: «У нас много разных средств для решения проблем - что-нибудь кому-нибудь время от времени помогает» - обрела реальный смысл.

2. Сам предмет психологии - человек и его психика, внутренний мир, поведение, деятельность, общение - явление неоднозначное и неодноплановое. Сегодня мы вряд ли понимаем природу человека лучше (несмотря на попытки ее искусственного изменения), чем древнегреческие философы. Она остается такой же тайной, какой является происхождение жизни. Человек с его внутренним миром - существо очень сложное, грубо говоря, не вмещающееся в теоретические концепции и построения. Это лишает нас возможности получить какие-то окончательные ответы на поставленные вопросы. Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции человека в психологии вызвано вполне объективными причинами.

Предмет психологии управления

Психология управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом - специфика ее предмета. Раскроем данное положение более подробно и рассмотрим, какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте находятся в поле зрения психологии управления. Это:

1. Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.

2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

3. Коммуникативные умения менеджера.

4. Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Психология управления рассматривает эти проблемы с практической точки зрения. Познакомимся с ними поближе.

1. Личность менеджера, его самосовершенствование

и саморазвитие

Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Можно сказать, что данная отрасль знаний изучает не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. Нельзя сказать, что психологию управления вообще не интересуют проблемы личности как таковой и что она сосредоточивается только и исключительно на анализе сильных и слабых сторон личности руководителя. В поле зрения этой отрасли науки попадают также и рядовые сотрудники. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них.

Во-вторых, рассматривая личность руководителя, психология не ограничивается только описаниями, сравнительным анализом и констатацией фактов. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководите любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей целенаправленно развивать в себе качества лидера. В этом и проявляется практический, приклад ной характер психологии управления. Она учит руководите ля самое малое тому, как не совершать очевидных ошибок, а самое большое - как совершенствовать себя в менеджменте. Что будет взято на вооружение - минимум или максимум - дело личного выбора.

2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности

Любая деятельность должна быть организована - без этого она превращается в набор хаотических действий, которые, несмотря на все старания и искреннее желание чего-то достичь, заканчиваются весьма посредственными (и это в лучшем случае) результатами. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи.

Управленческая деятельность строится по определенным правилам, которые и исследуются психологией управления.

Можно сказать, что управление производит очень важный продукт - порядок из хаоса. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. «Кто производит - тот не управляет, кто управляет - тот не производит» - в этом, может быть, слишком прямолинейном девизе явно отражается важность организации деятельности вообще и управленческой в частности. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлексивно анализирует свою деятельность и совершенствует ее.

Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что, конечно же, имеет практическое значение.

3. Коммуникативные умения менеджера

Как связаны и как соотносятся между собой общение и управление? Что такое коммуникативная культура и коммуникативные умения менеджера? Как организовать общение с подчиненными самым эффективным образом? Как провести переговоры? Как научиться говорить публично? Вот далеко не полный перечень проблем, касающихся вопроса взаимосвязи управления и общения. В том, что роль общения в эффективном управлении огромна, едва ли нужно кого-то убеждать. Но понимать роль общения и уметь использовать его - совсем не одно и то же. Вот почему психология управления включает конкретные практические проблемы организации эффективного управленческого общения.

Коммуникативные качества личности не даются от рождения - они, подобно умению ездить на велосипеде или плавать, вырабатываются в результате специальных упражнений. Нужны только желание и время. Специалисты в области психологии управления давно и успешно разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но фактором управления. Все, что делает менеджер, должно быть нацелено на результат. А результатом является решение поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил и денег. Добиться такого результата помогает правильная организация управленческого общения в целом и каждого из его видов.

4. Конфликты в производственном коллективе

и роль менеджера в их преодолении

Любой коллектив - это группа людей, представляющая единый социальный организм, члены которого преследуют свои цели, решают свои задачи, стремятся сохранить или изменить свой формальный и неформальный статус. Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой невероятно сложных отношений. Как любой организм, коллектив может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправляемым и распадается). Конфликтология как часть современной практической психологии, имеющая непосредственное отношение к психологии управления, - наука еще молодая, но все же имеющая в своем активе достаточное количество материалов, позволяющих менеджеру относительно успешно справляться с кризисами в развитии коллектива.

1. Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта. Дело руководи теля, его профессия - управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого нужны не только знания, но и конкретные навыки.

Что такое конфликты и какими они бывают? Каковы психологические механизмы развития различных видов и типов конфликтов? Можно ли предотвратить конфликт, и если да, то как? Что делать и чего не делать, если конфликт уже происходит? Как минимизировать последствия конфликта и сохранить коллектив? Какую цену заплатить, чтобы она не оказалась чрезмерной? Эти вопросы весьма практического свойства и составляют суть искусства управления конфликтом, которым обладает или, по крайней мере, стремится обладать профессиональный менеджер. Искусство управления конфликтом - то, чем профессиональный менеджер отличается от руководителя (от «водить руками») - дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками, первый берет за дело и действует с максимальной пользой и минимальными потерями.

Психоло́гия управле́ния - раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области Психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т. д.

Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационной системы. Проблемы психологии управления рассматриваются в таких родственных областях научного знания, как организационная психология, психология организаций, менеджмент.

Психология управления опирается на научные знания, накопленные в психологии труда и социальной психологии, обогащая их в свою очередь результатами исследований проблем труда руководителей и психологии организационных отношений.

Предмет психологии управления – психологические явления (факты), механизмы и закономерности, возникающие и проявляющиеся в сфере организационных отношений, в деятельности и поведении руководителей (менеджеров) при реализации ими основных управленческих функций, а также в деятельности и поведении членов организации при достижении ими общегрупповых целей.

Психология управления (как наука и практика) призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать, изменить, или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического осмысления важнейших проблем управления, к которым следует отнести:

– природу управленческих процессов;

– структуру организации;

– ответственность менеджеров, руководителей на различных уровнях взаимодействия;

– способы повышения эффективности управления;

– информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом;

– особенности устной и письменной речи, позволяющие менеджерам, руководителям адекватно выразить свои мысли;

– управление людьми, отбор и подготовка специалистов, оптимизация служебных и межличностных взаимоотношений в организации;

– планирование и прогноз деятельности организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

– оценка менеджерами, руководителями собственной деятельности, способности делать правильные выводы, стремление повышать свою квалификацию исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;

– особенности структуры малых групп, мотивов и механизмов повеления человека в организации.

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческую деятельность. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в независимости от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

Закон неопределенности отклика.

Закон неадекватности взаимного восприятия.

Закон неадекватности самооценки.

Закон искажения информации.

Закон самосохранения.

Закон компенсации.

В психологии под задачей обычно понимается цель, данная в определенных условиях (по А.Н. Леонтьеву), которая достигается путем определенного преобразования этих условий. Задача включает в себя : требования (цель ), условия (известное ) иискомое (неизвестное ), котороеформулируется в вопросе. Когда употребляется термин "задача ", имеется в виду проблема, означающая объект мышления, для решения которой мышление рассматривается как особая деятельность.

В психологии термин "решение задач" употребляется в трех различных смыслах:

1) решение как план(способ, метод) осуществления задачи;

2) решение как процессосуществления требования задачи, как процесс выполнения плана решения;

3) решение как результатвыполнения плана решения.

Когда говорят о решении задачи, имеется в виду процедура разработки решения проблемной ситуации. Можно говорить об общих закономерностях, присущих мышлению человека независимо от характеристики мыслительных операций. Когда решаются задачи, при этом проявляются самые общие закономерности мышления.

Управленческие задачи можно отнести к разряду творческих задач и рассматривать их не только как развитие решения, но и как развитие самой проблемы. При анализе задач следует иметь в виду, что всякое решение реализуется в аспекте, что требуется решить.

Что касается мышления, то оно никогда не возвращается в точности к тому пункту, в котором оно уже однажды находилось.

Мыслительный процесс решения задач, включая и управленческие, есть сложная многоуровневая и полифункциональная система.

Предвосхищение и прогнозирование в мышлении является и изучением целеполагания в этой деятельности. Цель, или задача есть предвосхищение будущего, но еще не достигнутого результата, и в этом смысле мышление как прогнозирование есть всегда целеполагания, хотя целиком и не сводится к нему.

Предметным предвосхищением решения задач является внутренняя направленность субъекта, в результате чего обеспечивается нахождение нужного решения.

Необходимой предпосылкой успешного решения задач является рефлексия, т.е. осознание значимых аспектов, а также попытки включения их в определенные отношения. Успешность поиска решения задач находится в прямой зависимости от характера рефлексивно-личностной оценки актуальной значимости задач.

В процессе решения управленческих задач реализуются интеллектуальные и личностные возможности руководителей. Выделяются наиболее типичные стили мышления руководителей , несмотря на большое их разнообразие (по Ф. Пейну и Андерсону):

1. Системный стиль , при котором упор делается на определение метода решения задачи (проблемы). В такой ситуации делается попытка расчленить проблему на ее отдельные компоненты.

2. Интуитивный стиль , характеризующийся большой степенью осознания проблемы в целом и стремлением использовать различные методы решения задачи.

3. Рецептивный стиль , для которого характерно сосредоточение на отдельных деталях проблемы.

4. Перцептивны й стиль, при котором проявляются стремлений к установлению отношений между различными частями проблемы.

Управленческие задачи имеют свои характерные черты. Специфика их заключается в следующем:

а) задачи могут содержать неопределенные, а в некоторых случаях и противоречивые условия;

б) в задаче может отсутствовать достаточная информация о возможных средствах ее решения;

в) отсутствуют четкие алгоритмы решения;

г) задачи часто решаются в условиях дефицита времени.

Можно выделить три основных типа управленческих задач :

1. Задачи концептуального плана (стратегические задачи, связанные с долгосрочным планированием, прогнозированием).

2. Задачи, связанные с технико-технологической стороной функционирования производства (созданием и внедрением новой техники, технологии и пр.).

3. Задачи, связанные с действием человеческого фактора (кадровые вопросы, учет социально-психологического климата в коллективах и т.п.).

Существует парадокс между: а) объективной необходимостью в обеспечении большой строгости и научной обоснованности управленческой теории и б) сохранением личностного, интуитивного начала в процессе принятия решения.

Классификация управленческих задач .

При рассмотрении управленческих задач следует выделить определенные критерии, по которым они могут быть расклассифицированы. Согласно эмпирическим данным, полученным в нашей работе с руководителями различных управленческих звеньев, стало; возможным использовать следующие критерии в оценке управленческих задач.

2. Критерий выполнимости задач, на основании которого все управленческие задачи могут быть разделены на решаемые и нерешаемые .

3. Критерий знания руководителя о задачах . Согласно этому критерию все задачи управления делятся на входящие в сферу компетенции руководителей и не входящие в эту сферу.

4. Критерий степени функциональных затрат. В соответствии с ним все задачи управления делятся на легкие и трудные .

"Легкими" задачами бывают текущие производственные задачи, например, контроль за соблюдением техники безопасности. К разряду "трудных" относятся задачи стратегического планирования, прогнозирования, моделирования и т.п. При решении управленческих задач каждый руководитель использует систему субъективных оценокотносительно решения. Кроме того, каждый руководитель имеет определенную систему представлений об иерархии задач, которые нужно решать.

В соответствии со сформировавшимися представлениями о задаче руководитель оценивает:

1) какие задачи нужно решать в обязательном порядке;

2) какие в исключительных случаях можно не решать;

3) какие из задач можно полностью проигнорировать.

Задачи по своему существу определяют реальный объем управленческой деятельности.

Управленческое консультирование представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на оказание услуг руководителям организаций в области экономики и управления в форме независимой помощи и советов. В основе деятельности подобного рода лежит особый вид труда, обладающий специфическими элементами и характеристиками – интеллектуальный.

Субъектом управленческого консультирования как трудового процесса является специалист по управленческому консультированию или консультант по управлению. Маринко Г.И. под консультантом подразумевает специалиста, обладающего знаниями в конкретной области, который приглашен для выполнения работы, требующей специальных знаний и практических навыков. Специалисты по управленческому консультированию – особая категория рабочей силы, обладающая специфическими компетенциями, оригинальным опытом и исключительными знаниями в области управления организацией. Это позволяет консультантам выполнять в процессе производства более сложные, инновационные функции

27. Психоанализ: основные концепции и принципы (З.Фрейд). Психоаналитическая терапия в исследовании бессознательного.

П\а одно из наиболее известных направлений зарубеж. псих-ии возникшее в нач 20в. Предметом психоанализа является взаимосвязь сознания и бессознательного и содержание сферы бессознательного. Фрейд создал теорию, согласно которой психика человека содержат 3 компонента : компонент предсознание, компонент сознание, компонент бессознательное.

Содержание предсознания – это латентные знания, т.е. те знания, которыми обладает человек, но которые не актуализированы в данный момент в его сознании. При необходимости эти латентные знания достаточно легко могут переходить в сферу сознания, т.е. актуализироваться. Содержание сознания – совокупность представлений, знаний, установок, стереотипов. Содержанием сферы бессознательного являются неосознанные инстинкты и влечения агрессивного и сексуального характера. Агрессивные влечения, инстинкты складываются в стремлении к разрушению, в стремлении к смерти, в «тонатус». И сексуальные инстинкты и влечения складываются в стремлении к жизни, любви или соответственно в либидо. Первое отличительное св-во бессозн. Представлений-это их действенность. 2 их св-во- они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. По мнению Фрейда, психич.

Жизнь чел-ка определяется его влечениями- главное из которых- сексуальное(либидо).Ф выделил 3 осн. формы проявления бессоз-го: сновидения,ошибочные действия(забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки) и невротические симптомы. В п\а был разработан ряд методов выявления бессоз-ных аффективных комплексов, главные из них – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений, оба метода предполагают активную работу психоаналитика заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов(свободных ассоциаций) или сноведений. Фрейд впервые сделал попытку описать структуру личности , в которой он выделил 3 компонента : ИД или ОНО – является врожденной, существует по принципу удовольствия, ничего не знает о реальности. ИД является энергетическим регулятором личности, источником ее активности. В ИД хранятся ее неосознанные влечения, инстинкты сексуального, агрессивного характера. Когда ребенок начинает сталкиваться с первыми запретами, начинает формироваться 2-я инстанция личности ЭГО или Я. В ЭГО накапливается опыт взаимодействия личности с реальностью. Существует эта инстанция по принципу реальности. В последнюю очередь формируется инстанция СУПЕР ЭГО, где хранятся социальные нормы, требования, идеалы, совесть. Существует эта инстанция по принципу долженствования. Инстанция ЭГО испытывает давление и со стороны ИД и со стороны СУПЕР ЭГО. Для защиты от этого давления ЭГО используются механизмы психологической защиты, т.е. способы защиты либо от травмирующих человека информации, либо от социально-неодобряемых намерений, личностных качеств, мотивов и пр. Использование защитных механизмов имеют свои достоинства и недостатки. Достоинствами являются те, что они позволяют сохранить привычный уровень самооценки и самоуважения, внутренний психологический комфорт. Недостатками их использования являются провоцирование возникновения неврозов и препятствуют личностному росту с точки зрения Роджерса, т.к. при их работе существенно затруднена рефлексия. Фрейд впервые описал защитные механизмы. Впервые их экспериментально исследовала Анна Фрейд.

Фрейд разработал лечебный метод, ключевые понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация.

Основные положения.

1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению, трансформации, вытеснению.

2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное, то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют болезни в неправильном психосексуальном развитии.

3. Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства, особенно с эдиповым комплексом.

4. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, то есть у человека есть конфликты, но он этого не осознает.

5. Представление о том, что мы в основном имеем дело с психологической борьбой биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.

6. Представление о защитной роли ЭГО в отношении СУПЕРЭГО.

7. Приверженность концепции психологического детерминизма или каузальности, согласно которой все мысли, чувства, поведение не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не будут осознаны, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства, поведение человека.

Так как невроз результат конфликта между бессознательным и сознательным необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта).

Фрейд считал, что есть психические феномены, в которых бессознательное проявляется:

Связанные ассоциации

Символические проявления бессознательного

Перенос

Сопротивление

Общий пафос – осознание бессознательного за счет его анализа.

Связанные ассоциации (фантазировние) – основная процедура психоанализа. Это определенная техника: пациент ослабляет контроль и говорит обо всем, что приходит ему в голову.

Символические проявления – согласно Фрейду, бессознательное не может прямо попасть в сознание, оно проникает в символических проявлениях (компромиссные проявления) – сновидения, фантазии, мечты, оговорки, описки, ошибочные действия.

Перенос (трансфер) – это отношения, возникающие между психоаналитиком и пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и отрицательным (отрицательные чувства). Чаще он амбивалентен (при сочетании положительного и отрицательного возникает угроза). Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.

Контрперенос – проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе – негативное явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии его парциальности.

Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.

Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: - конфронтация

Прояснение

Интерпретация

Преодоление

Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает.

Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус.

Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным. Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий.

Тщательная проработка (преодоление)

Возникновение и развитие психологии как науки было обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Среди которых следует выделить: Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера. - СПб.: Каро, 2012. - С.112.

1) потребности практики управления;

2) развитие психологической науки;

3) развитие и усложнение структуры социальной организации;

4) возрастанием роли человеческого фактора в теории и практике управления.

Под психологией управления как наукой следует понимать междисциплинарную отрасль психологического знания, изучающую психические особенности и закономерности воздействия субъектов управления на объекты с целью оптимизации этого прогресса.

Так как социальное управление - предмет изучения многих наук, психология управления тесно взаимосвязана с такими отраслями научного знания как социология, общая психология, социальная психология, политология, философия, юриспруденция, культурология, педагогика, кибернетика, синергетика, эргономика и экономика под углом зрения их управленческих возможностей.

В своем становлении и развитии психология управления как наука прошла ряд этапов. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Давая краткую характеристику первому этапу, образно можно подчеркнуть, что первым гениальным менеджером был Великий творец, сотворивший мир за три дня. Как только человек осознал себя существом общественным, появилась потребность в практике, науке и искусстве управления.

Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, свидетельствуют, что древние менеджеры широко использовали такие элементы управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египта стали возможными благодаря организационным талантам древних строителей.

При археологических раскопках города Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс законов царя Вавилона Хаммурапи, жившего около 4 тыс. лет назад. Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.

Освоение новых технологий и методов управления в древние времена шло различными приемами и способами: Мазур И.И. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / И. И. Мазур и др. - Москва: Елима, 2012. - С.334.

1) путем обмена или заимствования идей;

2) с помощью силы;

3) с помощью торговли.

Марко Поло, например, вывез из Китая идею использования бумажных денег взамен золотых и серебряных монет; торговыми путями попали в Европу принципы банковской системы.

Значительный вклад в развитие науки об управлении обществом внесли мыслители Древней Греции и Рима. Афинский философ Сократ считался непревзойденным мастером искусства диалога (его именем назван один из методов искусства управления). Другой афинский мыслитель-историк современник Сократа Ксенофонт определял управление людьми как особый вид искусства. Ученик Сократа Платон ввел понятие специализации. В 325 г. до нашей эры Александр Македонский создал орган коллегиального планирования и управления войсками - штаб. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. - Москва: Гардарики, 2008. - С.209.

Древняя Греция представила две системы методов управления:

1) демократическую афинскую;

2) тоталитарную спартанскую.

Элементы этих систем встречаются и сегодня.

В рамках этого этапа выделяют три управленческие революции:

1) первая связана с возникновением власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения;

2) вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи и представляет собой образцы светского аристократического стиля управления;

3) третья относится к времени царствования Навуходоносора II и представляет собой соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

На втором этапе, свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме сменяется индивидуализмом. Это дало толчок к развитию идеи гуманизма, учений о естественном праве и общественном договоре, идеи раннего либерализма. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. - Москва: Гардарики, 2008. - С.61.

Дж. Локк и Т. Гоббс исповедуют буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу, что оказывает значительное влияние на развитие науки управления. По их мнению, основой социального управления должен выступать общественный договор, за соблюдением которого должно следить государство.

На третьем этапе значительный вклад в развитие науки управления внесли Ж.Ж. Pуcco, Вольтер, Д. Дидро, Э. Кант.

Четвертый этап развития науки управления связывается с четвертой революцией в области управления, обусловленной зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Значительный вклад в развитие теории экономического и государственного управления вносят А. Смит, Д. Рикардо Ч. Беббиджу.

А. Смит обосновал идею способности рыночной системы к саморегуляции, о разумности минимального воздействия государства на экономику. Впоследствии это положение было использовано одним из авторов «немецкого экономического чуда» XX века Людвигом Эрхардом.

Ч. Беббиджу разработал проект «аналитической машины», с помощью которой уже тогда управленческие решения принимали более оперативно.

Пятый этап развития связан с такими именами классиков менеджмента, как Ф.У. Тейлор и А. Файоль, М. Вебер, Ф. и Л. Джилберты, Г. Форд. Появление научных теорий управления было обусловлено бурным развитием новых технологий, невиданными ранее масштабами производства. Эти факторы со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем на разработку практических рекомендаций. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Юнити-Дана, 2009. - С.52.

Ф. Тейлор возглавил движение научного управления, разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

А. Файоль - основоположник административной школы управления. Он разработал вопросы, связанные с ролью и функцией управления. А. Файоль выделил 5 основных функций управления, выделил психологические факторы повышения производительности труда. Сформулировал 14 принципов управления.

Благодаря А.Файолю, управление стало признаваться самостоятельной и специфической профессиональной деятельностью, а психологии управления становится самостоятельной отраслью научного познании.

Особенностью этого этапа является то, что именно в этот период предпринимаются первые серьезные шаги по объединению усилий управленческих, социологических и психологических подходов. На смену персонифицированным отношениям в управлении приходит понятие «человек экономический».

Слабым звеном сторонников классической школы являлось представление о том, что существует единственный способ достижения эффективности производства. Поэтому их целью было стремление найти этот метод.

Шестой этап развития связан с именами Э. Мэйо, А. Маслоу, Ч. Барнарда, Д. Мак Грегора. На смену «человеку экономическому» приходит «человек социальный». Основателями этой школы считаются Э. Мэйо и Ч. Барнард. В частности Э. Мэйо выявил, что группа рабочих - это социальная система, которая функционирует в соответствии с опрИ деленными закономерностями. Действуя определенным образом на пу систему, можно значительно улучшить результаты труда.

Ч. Барнард стал одним из первых теоретиков деятельности организации, определив сущность внутриорганизационного взаимодействия как сотрудничество.

Большой вклад в развитие школы человеческих отношений внесли А. Маслоу, разработавший иерархическую теорию потребностей, и Д. МакГрегор, разработавший теорию характеристики работников, теорию «X» и теорию «Y».

Позже появилась количественная школа, связанная с применением математики и компьютеров в социальном управлении.

Седьмой этап характеризуется тем, что, начиная с 60-х гг. психологический подход полностью охватил всю область социального управления. Управленческие проблемы получают серьезное развитие в работах известных американских, английских, немецких исследователей Г. Минц-бсрга, П. Друкера, Г. Саймона, С. Арджириса, Т. Питерса, Р. Уотермена, Н. Зигерта, Л. Ланг, К. О"Делл, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса и др.

Представители системного подхода рассматривают субъект, объект управления, сам процесс управления как системное явление. Организация рассматривается как открытая система.

Ситуационный подход не отрицает системного, но делает упор на учет конкретных ситуационных факторов, возникающих в процессе управленческой деятельности. Эффективность управления определяется гибкостью системы управления, ее способностью адаптироваться к конкретной ситуации.

Эмпирический (прагматический) подход - его суть состоит в изучении и распространении конкретного управленческого опыта, с использованием соответствующих методик.

Количественный подход связан с использованием в управлении знаний математики, статистики, кибернетики, достижений науки и техники, внедрением компьютерных технологий. Количественный подход нашел свое отражение в ряде управленческих концепций.

Психология управления -- это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин -- теории управления и психологии. Этим обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В основе курса лежит понятие управленческой деятельности, как ключевое понятие практики управления, в котором находят свое отражение как закономерности организационной жизни, так и психологические особенности управленца.

Психология управления -- раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.

Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Предмет психологии управления

  • 1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
  • 2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.
  • 3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.

Таким образом, в психологии менеджмента четко просматриваются два течения:

  • * организационно-индустриальное направление делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов (например, исследования корпоративной культуры),
  • * клинически-консультативное направление специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих (например, теории лидерства, стиля управления).

Управленческая деятельность -- наиболее важный компонент функционирования коммерческих и государственных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Присущие людям потребность и способность работать вместе, необходимость координировать совместную деятельность привели к возникновению нового типа профессионала - менеджера.

В обыденной жизни менеджмент понимается по-разному:

Менеджмент - умение добиваться поставленных целей с помощью других людей.

Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент - собирательное от «менеджеров», определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент - управление, управленческая мысль, включающая в себя науку, опыт, инновации и управленческое искусство.

Менеджмент - психологический процесс осуществления руководства, с помощью которого удовлетворяются человеческие устремления.

Менеджмент - это научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

Г.С. Никифоров «Психология менеджмента »

Менеджер - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто это будет делать, разрабатывает рабочие процедуры и технологии применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

При анализе эффективности управления встает вопрос о критериях эффективности управления. Традиционно выделяют экономические показатели эффективности компании. Тем не менее психологические исследования дают основания выделять и психологические критерии. Подобные аспекты профессионального труда могут являться для компании конкурентными преимуществами.

Критерии эффективности управления:

Экономические:

  • * прибыль предприятия;
  • * качество и количество продукции;
  • * экономичность (себестоимость);
  • * новшество продукции Психологические:
  • * удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства;
  • * мотивация членов;
  • * авторитет руководителя;
  • * самооценка коллективом успешности функционирования и личной продуктивности.

Место психологии менеджмента в системе психологической науки.

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности. Тем не менее до начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования.

Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда, были описаны различные методы и технологии исследования. Таким образом управление стало самостоятельной наукой. В 20-е годы известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью, возникла особая прикладная междисциплинарная наука -- "психология управления". А. Файоль был первым, кто отметил, что менеджмент насквозь пропитан психологией, и выделил психологические факторы повышения производительности труда, например, такие, как власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, инициатива, корпоративный дух предприятия и др.

Таким образом, психология менеджмента (психология управления) является междисциплинарной наукой.

С одной стороны, психология управления - это часть комплексной науки управления предприятием, имеет тесные связи с экономикой.

Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например, философией, социологией организаций.

Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т. к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления. Также психология управления широкого использует общепсихологические методы исследования, такие как эксперимент, наблюдение, беседу.

Известна взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления являются малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, однако предметом исследования становятся психологические феномены развития и функционирования групп в условиях организационной среды.

Также как и организационная психология, психология управления изучает личность профессионала, тогда как особый акцент делается на профессионализме управленца.

Методы исследования в психологии менеджмента

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение, эксперимент, беседа, математические методы.

Метод в психологии - способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования; путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.

Психологические методы конкретизируется в исследовательских методиках. Методика - система конкретных методических приемов, используемых для решения задач исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик.

По своему характеру и сущности наблюдение -- сложный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой.

Как правило, наблюдение, которое проводит руководитель, является неструктурированным, включенным, полевым и несистематическим. Неструктурированное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Если руководитель имеет возможность определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, то открывается возможность проведения структурированного наблюдения, которое он может поручить кому-либо из подчиненных. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

К структурализованным методикам наблюдения могут относится технологии, разработанные в менеджменте: чек-лист (проверочный лист сотрудника), методика двойных визитов, методика тайного покупателя.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Основная цель его проведения -- проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования.

В психологии управления большую известность получили исследования Элтона Мейо, названные Хотторнскими экспериментами. Задачей целого цикла исследований в г. Хотторне на фабрике Вестерн электрик было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. Основное значение экспериментов определяется применением научного подхода к решению коммерческих задач компании, а также тем, что в Хотторне были впервые описаны собственно психологические факторы производительности труда, такие как социально-психологический климат и нематериальная мотивация сотрудников.

Профессиограмма -- метод и результат описания особенностей конкретной профессии, раскрывающие специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму-- портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

  • * требования к должностным обязанностям работника;
  • * требования к рабочему месту;
  • * возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • * варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

В практике данные профессиограмм можно использовать:

  • * абитуриентом для получения информации о специфике обучения, о характеристиках профессии, условиях и оплате труда, предъявляемых требованиях к особенностям психики;
  • * предприятием для составления должностной инструкции;
  • * для составления программы повышения квалификации;
  • * в кадровом деле, в качестве методического пособия и примерного положения при приеме на работу.

Психология управления - это отрасль психологической науки, которая изучает личность и социальные группы в системе управления трудовым коллективом, она призвана анализировать личностные и групповые функции с целью решения поставленных задач.

Психология управления в качестве объекта изучения рассматривает разные формы активности людей в сфере совместной работе по производству духовных и материальных ценностей, которые нуждаются у централизованной организации управления.

Предметом этой отрасли научных знаний является совокупность способов и приемов управления отдельными людьми или группами, свойства и процессы людей, которые в разной степени и разными способами проявляют себя как личности в процессе общего взаимодействия.

Сейчас личность работника изучается многими психологическими дисциплинами: общей труда, инженерной психологией, социальной и педагогической психологией. При этом отличительной управления является то, что объект ее изучения концентрируется на организованной деятельности людей. Под этой деятельностью понимается не просто совместная работа, а объединения людей на основе общих интересов, ценностей, симпатий, целей в одну группу, подчиняющуюся правилам и нормам этой организации.

Люди в этой группе выполняют совместную работу согласно определенным экономическим, технологическим, правовым, организационным и корпоративным требованиям. Нормы организации предполагают особые психологические отношения в коллективе между его отдельными членами - управленческие отношения.

Управленческие отношения координируют совместную делая ее логичной и организованной, что помогает добиваться более высоких производственных результатов. Психология управления рассматривает каждого отдельного работника как элемент социальной группы, только в рамках которой можно понять его поведение.

В психологии управления актуальна не проблема соответствия работника выбранной профессии, а проблема соответствия определенного работника той организации, в которой он работает или хочет работать. Поэтому объектом этой дисциплины выступают не просто отношения между людьми в коллективе, а отношения людей в рамках их принадлежности определенной организации, то есть в таких условиях, когда действия людей предписываются и подчиняются общему порядку. Частью психологии управления является психология переговоров, которая существенно помогает улучшать отношения между работниками предприятия.

Объектом психологии управления выступают люди, которые входят в финансовом и юридическом отношении в организации, чья деятельность направлена на достижение корпоративно полезных целей.

В области торговли отношения между людьми и в коллективе исследует и координирует психология трейдинга. Эта дисциплина занимается изучением эмоционального, психологического состояния трейдеров во время торговли, анализирует, насколько сознательно они мыслят и грамотно принимают решения.

Самыми актуальными для организации психологическими проблемами являются такие: повышение компетентности руководящих работников всех уровней, повышение эффективности подготовки и переподготовки руководящего состава, поиск человеческих ресурсов организации, подбор управленческого персонала для предприятия, улучшение психологической атмосферы внутри коллектива организации.

mob_info