Рассказ по ключевым словам. Что такое ключевое слово в тексте, и как его найти? Прием “Дерево предсказаний”

(БУНИНОЙ, БУНИНА, БУНИНУ, БУНИНЕ)

В списке не показаны особо часто встречающиеся слова типа "МНОГО", "БОЛЬШЕ", "БЫТЬ" и другие.

Несколько случайно найденных страниц

1. Макаров А. Г., Макарова С. Э.: Цветок–Татарник. В поисках автора "Тихого Дона". Часть вторая. II. Верхнедонское восстание 1919 г. Опыт восстановления первоначального текста. 2. Далекий-далекий месяц

Сайт: http://sholohov..

Часть текста: соединяющие воедино самые различные элементы повествования. Один из ярких и показательных примеров такого рода дают нам несколько эпизодов, в которых мы встречаем попытку автора соотнести земные события с явлениями астральными. Итак, лето 1919-го года. Фронт ушел куда-то на Север, а в мелеховском курене новая трагедия: умирает Наталья. Автор, рассказывая о дальнейших событиях, всего несколькими, словами вводит маленькую, но важную (не только в художественном плане) деталь. Ночью, когда накануне своей смерти Наталья возвращается в курень, автор обращает свой взгляд на ночное небо. И мы вместе с ним видим, что развитие всех этих событий приходится на полнолуние. «Бледная как смерть, Наталья, хватаясь за перильце, тяжело всходила по крыльцу. Полный месяц ярко освещал ее осунувшееся лицо...» (VII,16,569) « Полный месяц ярко освещал...» Что это - яркий художественный вымысел автора или точная, достоверная картина происходящего в реальном историческом пространстве? От ответа на этот вопрос зависит многое в осмыслении авторской работы над «Тихим Доном». Ведь если даже эпизоды, созданные его воображением, строго соотнесены с реальным историческим временем и пространством, то мы в таком случае можем использовать исторические источники при анализе художественного текста, его хронологии и композиции. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо, во-первых, определить по возможности точно дату смерти Натальи и, во-вторых, рассчитать для этой даты фазу Луны. Датировка ее смерти - вопрос весьма непростой, поскольку в тексте прямого указания на дату не имеется. Попытаемся сначала восстановить общий ряд событий, выделив в нем относительную, внутреннюю хронологию. Начало им положил приезд в хутор главнокомандующего Донской...

2. Тихое пристанище. Глава 7.

Сайт: http://saltykov-schedrin..

Часть текста: тем опаснее, что все они или находились, или даже о сю пору находятся в самом сердце сектаторского дела, и следовательно, коротко знакомы со всеми его подробностями. В уездах и по селениям такие люди состоят под особенным покровительством местных городничих и исправников и служат надежнейшими для них агентами по раскольническим делам; старообрядцы их знают; и, разумеется, насколько возможно, блюдутся от них; тем не менее нигде известная пословица «от своего вора не убережешься» не встречает такого обширного приложения, как здесь; здесь вор простирает свои претензии не на имущество только, но на всю жизнь, на всякое действие, на всякую мысль своего ближнего. Можно себе вообразить, какая бездна безнравственности должна лечь в отношения между людьми, которых судьба часто соединяет в одной деревне и даже под одной кровлею; попятно также, сколько здесь должно быть явного нахальства с одной стороны и скрытной ненависти и презрения - с другой. Однако можно сказать, что это еще не воры, а воришки, потому что от предательств их можно отбояриться деньгами, и даже не очень значительными, да и от полиции-то, если уж...

3. Зрянина Татьяна: * * * ("Тихий час вечернего покоя... ")

Сайт: http://severyanin..

Часть текста: Зрянина Татьяна: * * * ("Тихий час вечернего покоя... ") * * * Тихий час вечернего покоя, на волне играют тень и свет. Ласточка метнулась над водою, по воде черкнув мгновенный след. Полумесяц лодки повторила впавшая в задумчивость река. А на лодке — с удочкой застыла темная фигура рыбака. Ищет он в изменчивости зыбкой, легкой, как дыханье облаков, — не мелькнет ли золотая рыбка строк, еще не найденных, и слов?! Струи вод. Изменчивые тени, наплывая, исчезают вмиг, как неуловимые фосфены, разом изменяющие стих. Чтоб потом торжественно и дивно зазвучала музыкой строка. ... Летний вечер. Лодка у залива. Темная фигура рыбака.

4. * * * (Буду тихо на погосте)

Сайт: http://ahmatova.niv.ru Размер: 2кб.

Часть текста: Буду тихо на погосте Под доской дубовой спать, Будешь, милый, к маме в гости В воскресенье прибегать - Через речку и по горке, Так что взрослым не догнать, Издалека, мальчик зоркий, Будешь крест мой узнавать. Знаю, милый, можешь мало Обо мне припоминать: Не бранила, не ласкала, Не водила причащать. 1915

5. Бар-Селла З.: "Тихий Дон" против Шолохова. Столыпинский галстук

Сайт: http://sholohov..

Часть текста: галстук Столыпинский галстук Сюжет главы 14-ой части первой несложен: Степан Астахов, извещенный об измене жены, возвращается домой после лагерных сборов; дома он зверски избивает Аксинью; расправе пытаются помешать два брата Мелеховы - Петро и Григорий... Финал главы: «С этого дня в калмыцкий узелок завязалась между Мелеховым и Степаном Астаховым злоба. Суждено было Григорию Мелехову развязывать этот узелок два года спустя в Восточной Пруссии, под городом Столыпиным». И, действительно, согласно 4-ой главе части 4-ой, в бою под городом Столыпиным Григорий Мелехов спасает Степану Астахову жизнь. Рассказ об этом спасении включен в занимающее три страницы изложение воспоминаний Григория о военных событиях 1915-16 годов (майские бои под деревней Ольховчик; июльские - под Равой-Русской; стычка под Баянцем; город Столыпин; Луцкий прорыв в мае 1916-го)... Никаких противоречий здесь, вроде бы, не обнаруживается. Разве что захочется задать один вопрос....

Название . Коммуникативное упражнение "Ключевые слова"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию.

Ведущий вызывает одного добровольца. Ему предстоит совершить небольшой рассказ о каком-то эпизоде из своей личной жизни. Желательно, чтобы этот эпизод содержал какую-то проблему, и эту проблему, быть может, сам человек до сих пор еще для себя не решил. Ведущий предупреждает добровольца, что его рассказ будут тщательно анализировать. Если он этого не хочет, то может отказаться.

Доброволец производит рассказ. Остальные участники внимательно его слушают. Если доброволец сбивается, не знает как продолжить рассказ, ведущий в мягкой манере ему помогает.

После окончания рассказа ведущий предлагает участникам проанализировать рассказ и выделить в нем семь ключевых слов (понятий):

Эти ключевые слова должны отражать наиболее характерные моменты рассказа,

Ключевые слова должны отражать проблему,

Можно использовать сочетания из двух-трех слов, если нельзя ограничиться одним, и это будет считаться за одно ключевое понятие.

Список ключевых слов составляется участниками тренинга сообща. Сам автор рассказа в обсуждении участия не принимает. Если ключевых слов набирается больше семи, надо отсеять лишние. При этом какие-то можно объединять.

Когда список составлен, происходит переход к другому добровольцу и его рассказу. Так желательно повторить несколько раз.

В конце проводится обсуждение, на котором ведущий вместе с участниками рассматривает ситуации, в которых может помочь это умение выделять в речи собеседника ключевые слова. Ведущий обращает внимание участников на то, что каждое ключевое слово - это точка, в которой можно развить диалог в каком-то особенном направлении. Иногда собеседник специально, сознательно подбрасывает эти ключевые слова. Иногда он это делает бессознательно. Иногда даже вопреки своей воле.

1. Коммуникативное упражнение "Ключевые слова" [Электронный ресурс] // А. Я.. 6.11.2012..html (6.11.2012).

74. В данном тексте много ключевых слов, что объясняется его основной задачей - рассказать о правилах поведения молодых дворян в Петровскую эпоху. Прочитайте текст. Запишите выделенные ключевые слова, словосочетания, предложения. Перескажите текст, используя ваши записи.

По указанию Петра 1; в 1717 году; учебник этикета "Юности честное зерцало; или Показание к житейскому обхождению"; юные дворяне; учтивость и вежливость; уважение к родителям; при приветствии снимали шляпу; не много говорить; слушать и не перебивать; правила поведения за столом; смирно прямо сидеть.

75. Какие из этих правил вам кажутся современными? О каких других правилах вежливого поведения вы могли бы рассказать? Запишите ключевые слова вашего рассказа.


76. Выпишите 7-10 ключевых слов (словосочетаний) из рассказа ученицы Н. Терешиной. К какому типу речи можно отнести это сочинение?

Ключевые слова: собака Тайга, тревожный лай, маленького птенца, жалобно пищал, мама, просила о чем-то, спас птичью семью.

Это сочинение по типу речи можно отнести к повествованию, потому что здесь рассказана история.

77. Определите по ключевым словам и запишите названия литературных произведений.

1. Царь, мудрец, золотой петушок, шамаханская царица.
2. Царевна, мачеха, зеркальце, королевич Елисей.
3. Руслан, Людмила, Черномор.

1. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
2. А.С, Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
3. А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"

78. Запишите ключевые слова, которые вы использовали бы при А описании картины Т. Н. Яблонской «Утро» (см. в конце книги).


79. Прочитайте начало «Мишиной сказки» А. Яшина (в тексте А выделены ключевые слова). Продумайте продолжение сказочной истории. Озаглавьте свой текст.








5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему

37. Прочитайте, объясните данный пример.

Вы уже знаете, что в тексте бывают более важные и менее важные части содержания. То же самое можно сказать об отдельных словах.

Вам, наверное, приходилось замечать, что при быстром о чтении можно пропустить некоторые слова - и все-таки понятий написанное. А можно пропустит всего одно слово - и ничего не понять! Это потому, что слово было ключевым - таким важным, что его пропуск затруднял понимание всего остального.

Нет сомнений, что в хорошо тексте все слова нужны и важны, но все-таки они играют разные роли. Одни как бы «держат» текст, а другие объясняют, уточняют, делают более выразительным сказанное.

Например: Утром... сильный дождь (пошел, перестал). - Утром пошел... дождь.

38. Просмотрите текст, не читая его. Обратите внимание на то, что некоторые слова в нем выделены более жирным шрифтом. Это ключевые слова. Пробегите глазами по тексту, «выхватывая» только ключевые слова.

ДИКИЙ ЗВЕРЬ

У Веры был бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, лазил на абажур, обнюхивал тарелки на столе, карабкался по спине, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи.

Рыжик был ручной и послушный.

Но однажды все изменилось. Рыжик не бегал больше по столу, не катался на двери, не разжимал у Веры кулак. Он с утра до вечера запасался. Увидит кусочек хлеба - схватит, увидит семечки - набьет полные носа и все спрячет.

Рыжик и гостям в карманы положил семечки про запас.

Никто не знал, зачем Рыжик делает запасы.

А потом приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.

Вера посмотрела на Рыжика и сказала:

Ты не ручной зверь, а дикий! Только совсем не понятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.

По Геннадию Снегиреву

Проверьте, как вы поняли текст при быстром о чтении (просматривании по ключевым словам). Ответьте на вопросы: 1. Кого назвали диким зверя? 2. Каким был Рыжик вначале? 3. Чем он стал заниматься со временем? 4. Почему Рыжик запасал продукты? 5. Как Рыжик узнал, что в тайге голод?

Это интересно!

Учеными установлено, что некоторые животные понимают язык других животных. Так, большие морские черепахи понимают сигналы дельфинов. Сотни черепах приплывают для откладки яиц к побережью Никобарских островов в Индийском океане. Но они не сразу выходят на берег, а ждут особого сигнала, который подают им дельфины, оценивая обстановку на побережье. В подходящий момент с помощью специального звука они дают понять, что можно двигаться к берегу. И только тогда черепахи выходят откладывать яйца. Любопытно, что новорожденных черепашек дельфины охраняют, отгоняя от берега их врагов.

39. Поработайте в парах. Прочитайте рассказ «Дикий зверь» вполголоса, ничего не пропуская (один читает до половины, другой - остальное).

Обсудите, что было упущено при просматривании текста. Составьте вопросы по этим частям содержания.

40. Составьте устное высказывание о том, как, по-вашему, надо читать художественное произведение: медленно, быстро, очень быстро. Почему? В каких случаях бывает нужно быстро просмотреть текст? Постарайтесь последовательно развивать мысль, связывать одно предложение с другим.

41. Дополните предложения, нибудь запишите их.

Желательно уметь быстро просматривать текст по ключевым словам в тех случаях, когда.... Если же мы читаем..., то не стоит....

42. Нибудь запишите предложение, поставьте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Проявите с помощью стрелок связи между словами.

Тайны природы часто изумляют человека.

43. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ж..л у Веры, местопол..ть в карманы, не зал..гли в берлоги, был руч(?)ным, карабкался по спин.., кусоч..к хлеба,

наб(?)эт носа, пр..ехал из тайги, не ур..дились в тайге, кедровые..решки, с утра до веч..ра, с..брались в стаи, тольк.. не п..нятно.

44. Подберите текст из предыдущих уроков и постарайтесь самостоятельно определить в нем ключевые (самые важные) слова, с помощью которых можно было бы получить общее представление о его содержании.

Вечер

У читель русского языка и литературы Н.А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, «Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”», «Основная идея “Слова…”», «Русские князья в “Слове…”» и др.).

Добавим в список Н.А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, тёмные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения «Слова…». Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.

Вообще рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т.И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приёмы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после лекции о биографии Толстого. Между ними - неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя - “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нём пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.

У добно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные - пронумеровать эти слова, отметив таким образом порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имён авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) - тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.

Конечно, это только отдельные примеры использования опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.

Диктант 1

Подлинная народность «Слова…», самосознание просвещённых русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приёмы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещённый в ряд реальных лиц.

Диктант 2

Созданный на основе, опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, обнажённый меч, калёными стрелами, по орошённой кровью земле, вооружённая охрана, вооружены мечами, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одарённый поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.

mob_info