Рустам Минниханов на съезде народов Татарстана: Мы едины в понимании того, что успешность Татарстана напрямую означает успешность России. Съезд как прикрытие

Сейчас в республике проживают представители 173 национальностей. И главная задача форума — объединение всех наций, народностей и общин, поддержка их языков, культуры и духовности, сохранение межнационального мира и согласия в России.

Первый Съезд народов Татарстана был организован в 1992 году — по инициативе и при участии первого президента республики Минтимера Шаймиева. Тогда по итогам работы съезда в республике появилась «прародительница» нынешней Ассоциации народов Татарстана — Ассоциация национально-культурных объединений и первый Дом Дружбы народов. Второй съезд состоялся в Казани десять лет назад — в ноябре 2007 года и собрал более 700 участников и около 300 гостей.
В нынешнем году на съезд кроме 700 делегатов из Татарстана приглашены гости из федерального центра, других регионов, а также из-за рубежа.
В марте во всех муниципальных районах Татарстана прошли заседания общественных советов по избранию делегатов на III Съезд народов Татарстана. В целом они будут представлены на съезде 500 делегатами. Это представители органов местного самоуправления, ветеранских и общественных организаций, работники культуры, образования и других сфер общественной жизни.
В III Съезде народов Татарстана примут участие и представители 36 национальных общественных объединений (НОО), входящих в состав Ассамблеи народов Татарстана, а также — Молодежной Ассамблеи народов Татарстана. Заседания Советов НОО проходили с февраля по март. Открыла череду собраний региональная общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия Республики Татарстан», а завершила региональная общественная организация «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан».

В итоге было избрано 230 делегатов — представителей разных национальностей и возрастов (от студентов до активных пенсионеров).

— Количество делегатов зависит от численности НОО, — сообщил журналисту sntat.ru зампредседателя Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров. — Например, от русской национально-культурной автономии, а также от чувашской и кряшенской — по 14 человек. От Ассоциации работников татарского национального просветительского объединения РТ «Магариф» — тоже 14 делегатов. От удмурдского, мордовского, марийского, украинского, башкирского, азербайджанского, узбекского, армянского, таджикского и белорусского НОО избрано по 10 человек.

Есть в Татарстане и немногочисленные национально-культурные автономии, которые отправят на съезд по одному делегату. Это такие диаспоры, как бурятская, НКА турок-месхетинцев, индийская, ассирийская, афганская и ингушская.
— Все наши делегаты — обычные граждане Российской Федерации, которые живут и работают в нашей республике, — подчеркивает Николай Владимиров. — А в свое свободное время они занимаются на общественных началах сохранением своего языка, культуры и традиций.

Делегат III Съезд народов Татарстана от грузинской диаспоры Маринэ Хухунашвилли приехала в Казань еще в советские времена — на учебу. Сейчас работает директором Центра образования «Многонациональная воскресная школа». Одновременно она возглавляет НКА грузин в республике «Сиони» и является зампредседателя Совета Ассамблеи народов Татарстана.

— Меня выдвигали делегатом II Съезда народов Татарстана, — рассказывает Маринэ Хухунашвилли. — Мой доклад касался школы, которую я возглавляю с 2001 года. Тот форум был эпохальным событием, потому что тогда была создана Ассамблея народов Татарстана, которая приняла форму общественно-государственного партнерства. Это более высокий уровень общественной организации, нежели Ассоциация национально-культурных объединений, которая функционировала в республике ранее. На площадке II съезда обсуждали все документы, которые принимались потом: Концепцию национальной политики Республики Татарстана и Стратегию национальной политики РФ до 2025 года. И очень многие поправки, которые мы вносили, потом в этих документах появились.

Грузинской НКА Маринэ Хухунашвилли отдает едва ли не больше времени, чем своей основной работе в школе. Говорит, что, пройдя в свое время нелегкий пусть адаптации на чужбине, которая сейчас стала родной, помогает пройти этот же путь и своим землякам. Это и языковой барьер, и разница в менталитете, и поиск подходящей работы, и множество других проблем. Но, по словам главы НКА грузин, в Татарстане решать все эти проблемы проще, потому что приезжие не замыкаются в своем национальном вакууме, их сразу вводят в это многонациональное сообщество, благодаря тому что в республике есть Ассамблея народов Татарстана и Дома Дружбы народов. Поэтому люди не чувствуют себя оторванными от Родины.

— Каждый человек, очутившись за пределами своей исторической родины, сначала ощущает себя в чужой стране, потом в другой стране, и на каком-то этапе эта страна становится нам родной, — рассуждает Маринэ Хухунашвили. — Все эти этапы я тоже прошла. И я поняла, что нужно объединить соотечественников, сохранить культурные традиции, язык, передать все это детям, и не только своим собственным. Конечно, все это мне удалось благодаря поддержке супруга. Потому что когда в семье трое детей, а жена еще и общественной работой занимается, это не каждый выдержит. И я сейчас смотрю на педагогов, которые работают у нас в воскресной многонациональной школе, на руководителей национальных культурных автономий как на миссионеров XXI века. Они не только сохраняют свои национальную идентичность в России, в Татарстане, но обогащают ею другие народы, проживающие здесь.

По мнению главы грузинской диаспоры, ее народ объединяют со многими народами, живущими в Татарстане, гостеприимство, любовь к детям, отсутствие раболепия перед начальством — только уважение. Приказывать грузину или грузинке — это не прокатит, как выразилась Маринэ Хухунашвилли. По ее мнению, людей нужно заинтересовать, и тогда они горы свернут:
— Ка-а-ажж-дый из них, — подчеркивает она, мягко растягивая первый слог и на грузинский манер, — должен быть уверен, что делает что-то такое, чем будут гордиться его дети и внуки.

Ну и, конечно же, грузины славятся на весь мир своими застольями. Причем не только блюдами и тостами. Ни одно грузинское застолье не обходится без песни. Но, по мнению, Маринэ Хухунашвили, если человек не вырос в Грузии, эту музыкальность можно потерять, поэтому в ее школе грузинские дети обязательно занимаются музыкой, танцами и пением на грузинском языке. И детей не отбирают на эти занятия по способностям — берут всех.

— Мы всех принимаем — есть ли у ребенка слух или нет, — говорит директор школы. — Ребенок имеет право надеть национальный костюм и почувствовать себя грузином. Это самое главное.

Делегат III Съезда народов Татарстана от ассирийской диаспоры Арсен Савва — представитель россиян-ассирийцев в четвертом поколении. Он тоже принимал участие в предыдущем съезде и ждет от предстоящего еще большего — новых контактов с соотечественниками и представителями других диаспор.

Ассирийцы живут в Казани с 1918 года и всегда создавали свои диаспоры. А в наше время именно Арсен Савва стал инициатором и организатором создания НКА ассирийцев в Татарстане и до сих пор ее возглавляет. Сейчас, по его подсчетам, в республике проживает 326 ассирийцев. А 126 человек постоянно общаются в рамках НКА.

Арсен Савва считает, что статус ассирийцев в России очень специфический. Поскольку это древний народ, который когда-то жил на территории так называемой Передней Азии — в Месопотамии. Родным языком ассирийцев считается новоарамейский, который сейчас находится на грани исчезновения, потому что современные ассирийцы говорят на языках тех стран, где живут. Это преимущественно арабский, персидский и турецкий. А российские ассирийцы говорят по-русски.
— Это уникальный цветок в многонациональном букете народов России, — говорит про свой народ Арсен Савва. — В Татарстане сейчас живет сорок семей, чьи предки прибыли сюда с 1918 по 1921 год. И никто никуда больше не уезжает.
А вот свое традиционное ремесло — ремонт обуви, которым ассирийцы стали заниматься в России сто лет назад, этот народ сохранил. Председатель ассирийской НКА одновременно работает директором Казанской ремесленно-промысловой компании и возглавляет коммерческую структуру, которая оказывает населению республики услуги по ремонту обуви.

— Ассирийцы очень дружелюбный народ, — говорит Арсен Савва. — Они совершенно не умеют врать, им чужды какие-то интриги и подлости. Причем если между собой мы еще как-то можем поругаться и поспорить, как и в любой большой семье, то с другими народами мы дружим. Есть такая пословица, что ассирийцы всегда верны флагам, под которыми живут. Ведь у нас нет государственности как таковой. Все народы в крайнем случае могут уехать на родину. А нам некуда ехать. Наша родина — Россия, Татарстан. Все давно здесь живут, никуда не собирается, какая бы сложная ситуация ни возникла. Ассирийцы будут здесь жить и работать и, как все россияне, будут стараться, чтобы жизнь в России стала лучше. Мы взаимодействуем с ассирийскими диаспорами из других регионов, у нас очень плотные контакты.

Но если свой язык обрусевшие ассирийцы практически забыли, то другие традиции чтут. Так, например, в диаспоре существует Совет старейшин, без одобрения которого не решается ни один вопрос, вплоть до примирения поссорившихся супругов.

Председатель бурятской НКА Татарстна Сэсэгма Бубеева делегирована на Съезд народов Татарстана в первый раз. Она приехала в Казань в 2012 году, чтобы организовать Клинику тибетской медицины.

— Я чуть ли не с детства привыкла заниматься общественной деятельностью, — рассказывает она. — А так как я патриот своей Родины, своей культуры, то решила объединить всех бурятов, проживающих в Татарстане, чтобы общаться, вместе решать все проблемы и сохранять наши традиции и язык. Я была приятно удивлена, что мне не придется изобретать что-то с нуля, а просто войти в дружную семью Ассамблеи народов Татарстана. Не в каждом регионе есть такая организация. Мне просто везде дали зеленый свет, помогли юридически оформить все документы и зарегистрировать нашу НКА. Национальная политика в Татарстане на очень высоком уровне. Никаких сложностей не возникло. Наоборот, меня даже подгоняли. А за последний год наша диаспора увеличилась в разы. Если в 2012 году мы начинали с двух-трех человек, то на сегодняшний день в бурятской НКА Татарстана — свыше 100 человек. Включая тех, кто давно здесь живет. Я таких тоже знаю: одна бурятка вышла замуж за татарина, другая за местного корейца. Наши земляки из Бурятии и других регионов стали приезжать в Казань на наши мероприятия.

А между тем еще четыре года назад Сэсэгма Бубеева, ее друзья и родные о Казани знали только из учебников географии. Некоторые даже отговаривали подругу: дескать, лучше в Москву поезжай или в Питер. Она, конечно, побывала и в этих городах, но свой выбор все- таки остановила на столице Татарстана.

— И меня все стали спрашивать, дескать, ну что? Как там, в Казани? Что это за город, что за народ? — улыбается Сэсэгма Бубеева. — И я всем отвечала и сейчас отвечаю, что Казань — это московская инфраструктура и бурятская простота. Потому что здесь есть всё то же самое, что и в Москве, но в то же время очень радушные и открытые люди.

Мнения

Владимир Зорин, первый зампредседателя Совета Ассамблеи народов России, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям (Москва):
— У нас в России очень увлекаются съездами отдельных народов, это традиция еще 90-х годов и начала 2000-х. Они, безусловно, нужны. Но нужно откровенно сказать: собрать Съезд всех народов региона, чтобы шел откровенный разговор о важнейших межэтнических проблемах, — это уникальное событие. Татарстан стал первопроходцем в этом позитивном аспекте. И тут сыграло большую роль то, что в республике есть Ассамблея народов Татарстана, которая имеет статус государственного общественного органа, и она эффективно работает. Такая ассамблея на региональном уровне — это прецедент для многонациональной России. Это показатель того, что модель такого многонационального и мультиэтнического общества, которая создана в вашей республике, не только жизнеспособна, но и помогает развивать ее и двигать вперед.

Александр Сидякин, депутат Госдумы РФ от Татарстана:
— Мы всегда подчеркиваем, что наша сила — в нашей многонациональности. История нашей страны — главное тому доказательство. И великое переселения народов, и то, что Лев Гумилев называет пассионарностью — то есть взаимодействием развивающихся этносов как движущей силы исторического процесса. И скифы, и печенеги, и тюркские народы, которые жили на территории нашей республики, ковали нашу историю, наши традиции. Сейчас в Татарстане живут представители еще большего количества этносов, которые тоже развиваются, взаимно обогащают друг друга и движут нашу историю дальше. И Съезд народов — это тоже своеобразное движение к толерантности и взаимоуважению. Для многонациональной и многоконфессиональной страны это абсолютно правильный рецепт.

На III Съезде народов Татарстана , где, казалось бы, должны были обсуждать межнациональные вопросы, центральное место отвели совершенно другой теме. Первый президент РТ, а ныне госсоветник Минтимер Шаймиев , что Татарстан хочет продлить договор между республикой и Москвой о разграничении полномочий на старых условиях, которые довольно существенно отличаются от тех, что действуют для всех других регионов. Пикантность ситуации придало ещё и то, что на Съезд приехал замглавы Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов , который курирует тему межнациональных отношений, а вовсе не федеративное устройство.

Напомним, что накануне съезда прозвучало несколько провокационных заявлений от имени Всетатарского общественного центра . Эта общественная организация призывала расширить и без того большой перечень преференций Татарстану, дав региону , и даже перекроить административные границы так, чтобы .

Некоторые наблюдатели посчитали правильным обсуждение на Съезде народов Татарстана вопросов взаимоотношений субъектов федерации, другие уверены, что этнокультурный аспект используются республикой для прикрытия политических целей. Мнение экспертов о Съезде народов Татарстана – в материале "НацАкцента ".

Глава Комитета ГД по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов : Один из самых главных вопросов, поднятых на Съезде, – пролонгация договора Татарстана как субъекта РФ с федеральным центром. Конституция нашей страны эти нормы предусматривает. Все отметили, что видят в этом необходимость для дальнейшего плодотворного взаимодействия.

Важно и то, что все общественные организации независимо от национальности, которую они представляют, очень высоко оценили происходящее между ними взаимодействие и созданные для них условия помимо государственной системы. Все отметили наличие стратегии республики, нескольких госпрограмм по реализации национально-культурных отношений, Ассамблеи народов Татарстана, семи Домов дружбы народов в крупных городах РТ, системность работы и наличие всех необходимых правовых и организационных инструментов для реализации нацполитики.

Все, что могли и хотели, на Съезде обсудили. Вся работа, связанная с позициями и мнениями, происходит в преддверии мероприятия, подходы и приемы были обсуждены до этого, а на съезде уже идет некая констатация той ситуации, которая сегодня существует в Татарстане.

Председатель НКА казахов Татарстана Сагит Джаксыбаев : Основная особенность – тесное взаимодействие общественных национально-культурных объединений с силовыми структурами в широком круге вопросов, в том числе профилактике терроризма. Договор с Москвой не являлся темой Съезда народов, хотя руководители государства, выступая, касались этого вопроса, но просто объясняя общую политическую ситуацию.

В основном все собрались для того, чтобы отметить позитивные достижения. И они есть: существует сеть домов дружбы народов, более 200 общественных национально-культурных объединений, все активисты национально-культурных объединений входят в соответствующие советы при муниципальных образованиях, вопросы межнациональных отношений ставятся на повестку дня работы вот этих общественных организаций. Вроде бы это все небольшие вещи, но они очень важные. На мой взгляд, несколько снижается общественная составляющая межнационального движения, она больше превращается в бюрократическую систему. Но это неизбежная вещь.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов (на Съезде не присутствовал): Съезд сам по себе явление неплохое. Плохо то, что используют эту площадку как прикрытие для своих схем, для своих конструкций. Например, второй Съезд был для того, чтобы учредить уникальную Ассамблею народов РТ и поставить во главе ее статусного человека. О том, что до этого 15 лет Ассоциация культурных обществ, созданная на первом съезде, мыкалась по подворотням без денег, никто не говорил. Зато помпы было много.

Плохо то, что проблемы не поднимаются, а идут везде фасадные картинки. У нас все народы только поют и пляшут со сцены.

По факту проблемы не озвучивают, их не признают. С трибун все время врут, что у нас здесь поровну все достается русским и татарам. На этой волне лукавства русский язык объявили государственным языком Татарстана. Ну как может быть русский язык в регионе Российской Федерации объявлен государственным языком конкретного региона?

Подчеркну, что ни я, никто из русских не против татар. Татары – неотъемлемая часть страны. Но я считаю, пора кончать играть в эти игрушки с государственностью внутри России, с какими-то особыми преференциями для республики. СССР развалился из-за вот этой "государственности".

Руководитель исполкома общественной организации кряшен РТ Людмила Белоусова : Если на втором Съезде мы создали Ассамблею народов Татарстана и приняли национальную программу, то на этом Съезде было больше информации о проделанной работе. Мы говорили о том, что сделали за эти десять лет. Сделано на самом деле очень много. Хотя, конечно, не были поставлены какие-то проблемы на будущее. Вопросы ставились общереспубликанские и общенациональные.

Никого не выделяли: ни удмуртов, ни чувашей, ни татар, ни русских, ни армян, ни грузин. Вопросов ведь очень много, у каждого народа, а их не обсудили. Я не считаю, что конкретный кряшенский вопрос должен вытаскиваться на свет. Но чего-то не хватило.

Вопрос тоже не затрагивался. Это обращение было от инициативной группы граждан, и мы как организация узнали о нем только через СМИ.

Перед Съездом каждый делегат лично заполнял анкету, где писал о проблемах и выдвигал свои предложения. Я, например, написала о том, что нужно обратить внимание на этнические издания и СМИ. Я думала, что анкеты с аналитикой огласят на Съезде, но там сказали, что тщательно их проанализируют и составят по ним программу.

Мы 25 мая проведем отчетно-перевыборную конференцию, и на ней как раз поднимем те вопросы, проблемы и пожелания, которые так и не были обсуждены на Съезде, и все-таки доведем их до властей.

Некоторые из опрошенных "НацАкцентом " делегатов сначала весьма негативно высказались об итогах съезда, однако потом попросили их имена не называть. В региональной национально-культурной автономии удмуртов Съезд комментировать отказались, отметив, что есть "много невыясненных и непонятных вопросов".

22 апреля состоится III съезд народов Республики Татарстан, главная задача которого, как утверждают организаторы форума, – объединение всех наций, народностей и общин, поддержка их языков, культуры и духовности, сохранение межнационального мира и согласия в России.

Съезд созывается в соответствии с указом Президента Республики Татарстан. На сегодняшний день уже избраны 730 делегатов, которые представляют все муниципальные образования и национально-культурные организации республики. По всей республике проходит «Этнокультурная эстафета», приуроченная к съезду. Она включает в себя проведение широкого круга различных мероприятий. К съезду будет приурочено издание специального номера журнала «Наш дом – Татарстан».

Первый съезд народов Татарстана был организован в 1992 году. Его инициировал Межнациональный Казанский общественный центр. Новая общественная организация вышла к властям с предложением провести съезд народов Татарстана и была поддержана Президентом Минтимером Шаймиевым. Идея воплотилась в жизнь 22 мая. Представители почти всех крупных национальных диаспор, проживающих в республике, собрались вместе, чтобы обсудить проблемы реализации национальных потребностей людей. Съезд слегка сгладил обострение межнациональных отношений, вызванное создание милли меджлиса и ужесточение требований сторонников национальной независимости Татарстана.

Его итогом стало появление в республике Ассоциации национально-культурных объединений и первого Дома Дружбы народов. После принятия федерального закона

Второй Съезд состоялся в Казани десять лет назад, в ноябре 2007 года, и собрал более 700 участников и около 300 гостей, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Делегатам съезда была представлена Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан.

Позднее Ассоциация национально-культурных объединений была преобразована в Ассамблею народов Татарстана. Теперь на этой площадке все, даже самые малочисленные диаспоры, могут равноценно взаимодействовать друг с другом, а также с институтами власти республики, получать необходимую поддержку в случае необходимости и участвовать в общественной жизни своей малой Родины.

Решением Учредительной конференции Ассамблеи народов Татарстана 8 декабря 2007 года Председателем Совета единогласно был избран Фарид Мухаметшин. Затем он несколько раз переизбирался и занимает этот пост в настоящее время.

О необходимости проведения III съезда народов Татарстана Президент Рустам Минниханов впервые сказал в своем послании Государственному Совету в сентябре 2016 года. В нынешнем году на съезд, кроме делегатов из Татарстана, приглашены гости из федерального центра, других регионов, а также из-за рубежа.

Ирек Шарипов, директор Дома Дружбы народов Татарстана , депутат Государственного Совета РТ, член Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

Со времени проведения первого и второго Съезда народов Татарстана прошла целая эпоха. Первый Съезд проходил в сложнейшие годы становления новой России. Определялись места субъектов в федеративном поле. И Татарстан формировался как многонациональная республика, в которой были обозначены права всех народов, проживающих в республике. Тогда была поставлена задача обеспечить их гармоничное развитие, сохранение и развитие культур, традиций, обычаев.

Но все стремительно меняется. Нынешний Съезд будет проходить на фоне межнациональных конфликтов во всем мире. Мы видим новые явления, такие как, международный терроризм. На фоне всех этих явлений Россия выглядит как оазис стабильности в области межнациональных и межконфессиональных отношений. И сейчас перед нами стоит задача сохранить эту стабильность, оградиться от негативных явлений, а в дальнейшем укреплять эти взаимно обогащающие отношения между народами нашей страны, а также выстраивать добрососедские отношения с другими странами.

В рамках форума будут работать фотовыставки «Многоликий Татарстан» и «Мы – часть России», а также экспозиции Домов Дружбы народов и декоративно-прикладного творчества. Завершится съезд торжественным концертом, который состоится в театре имени М. Джалиля. В нем примет участие и под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой.

В рамках съезда он совершает гастрольный тур по республике. Первый концерт турне прошел 16 апреля в Лениногорске. 19 апреля коллектив с оркестром народных инструментов «Казан нуры » под управлением заслуженного артиста РТ Расима Ильясова выступил во Дворце культуры Нурлата с программой «Дружба народов». В программе концерта была обрядовая музыка народов Европы и Америки, горловое пение башкир, грузинские и армянские песнопения, русский и кряшенский фольклор, песни нагайбакских татар и казаков и другие этнические изыски.

Программа «Дружба народов» также будет представлена хором и оркестром 21 апреля в Казани (Дом Дружбы народов, начало в 18.00), 24 апреля в Набережных Челнах (Городской дворец творчества, начало в 18.00) и 26 апреля в Елабуге (Городской дворец культуры, начало в 18.00).

Дополнительная информация

Государственный камерный хор Республики Татарстан основан в 2007 году. Коллектив принимал участие во многих международных и российских фестивалях, среди них: «Невские хоровые ассамблеи», Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, «Сотворение мира», Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина, Международный фестиваль «Музыка веры», VII Международный фестиваль органной музыки (г. Пермь) и другие.

Оркестр народных инструментов «Казан нуры» – высокопрофессиональный коллектив, с виртуозным блеском исполнения, является участником многочисленных конкурсов и фестивалей. Коллектив успешно гастролирует по городам Республики Татарстан, Поволжья, России и за рубежом: в Голландии, в Тунисе, Германии, на Мальте, Италии и Греции.

По материалам Информационного центра Дома Дружбы народов Татарстана

Съезд народов Татарстана, прошедший на днях в Казани, не оставил ничего, кроме недоумения. На мероприятии, к которому готовились, пожалуй, не меньше, чем к саммиту Европейского банка реконструции и развития или конгрессу Организации городов всемирного наследия, не сказали ничего интересного и важного.

Съезд, собравший около семисот участников и трехсот гостей, прошел в "теплой, дружественной обстановке" советских слетов передовиков производства. Отмеченная в резолюции "важность преемственности общественно-политического курса, проводимого президентом РФ Владимиром Путиным и президентом республики Татарстан Минтимером Шаймиевым, нацеленного на развитие России как суверенного, подлинно федеративного демократического государства", заняла в выступлениях делегатов удивительно малое место.

Ни первый зампред председателя Госдумы Олег Морозов, ни министр регионального развития Дмитрий Козак (приславший своего заместителя Камиля Исхакова - бывшего мэра Казани), ни полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов (представленный замом Владимиром Зориным), которых напрасно ожидали на съезде, ничего не потеряли, занявшись другими неотложными делами. Характерно, на следующий день полпред Коновалов нашел время, чтобы отстоять литургию в честь праздника Казанской иконы Божией Матери.

Безусловно приятное впечатление оставили лишь выставки, развернутые в фойе зала заседаний. Там были и фотографии, и изделия народного промысла - куклы в национальных костюмах, серебряные браслеты и колье, украшенные полудрагоценными камнями, и праздничные столы с выпечкой и вином (отличавшим, естественно, грузинскую диаспору Татарстана), и симпатичные композиции, вроде улыбающихся татарского Бабая и русского деда Ивана, сидящих рядом на деревенской лавочке. Все это было так красиво и вкусно, что немало делегатов и гостей не спешили в зал, где зачитывались зануднейшие приветственные телеграммы от представителей федеральных и региональных властей.

Некоторые из присутствовавших, слушая все это, едва не заснули. Внимание привлекло короткое приветствие Минтимера Шаймиева. "Татарстан всегда был родным домом для людей разных национальностей, - напомнил глава республики. - Предыдущий съезд проходил в сложное время межнационального напряжения, но наша республика смогла избежать худшего. Мы смогли обеспечить поступательное социально-экономическое развитие РТ. Сегодня Татарстан - один из самых развитых регионов РФ, и в этом заслуга многонационального народа республики". Символично, что съезд собрался накануне выборов в Госдуму и президента России, добавил президент Шаймиев, высказав уверенность в том, что собравшиеся разделяют мнение о необходимости продолжения путинского курса развития России, борьбы с ксенофобией и национальным экстремизмом.

Но окончательно зал проснулся в ходе выступления председателя совета Ассамблеи народов России, посла РФ в Таджикистане Рамазана Абдулатипова. Прежде всего, он поздравил собравшихся "с праздником дружбы народов республики Татарстан". "Из Казани идут добрые вызовы дружбы всей России, - считает г-н Абдулатипов. - Надеюсь, они дойдут до каждого".

Успехи Татарстана достигнуты дорогой ценой: "Минтимер Шаймиев и его команда работают 24 часа в сутки", рассказал посол. "Во главе - президент, а рядом с ним - мой друг Фарид Хайруллович Мухаметшин (председатель Госсовета и оргкомитета съезда)", - продолжил Рамазан Абдулатипов, и Минтимер Шаймиев, не выдержав, перебил: "Значит, я - президент, а он - друг?". "Но вы все равно мой друг", - с улыбкой добавил он после небольшой паузы. "Вы старше, это вы должны подтверждать", - нашел выход посол Абдулатипов. Тогда глава Татарстана посоветовал всем покупать книгу Рамазана Абдулатипова, "небольшую по форме и очень глубокую по содержанию". "Ее трудно найти, - размышлял президент Шаймиев. - Наверное, придется еще издать". "Спасибо, Минтимер Шарипович, за поддержку малых народов России", - снова нашелся г-н Абдулатипов, пробормотав: "Вообще-то я готовил серьезное выступление...".

Посмеявшись, перешли к делу. По мнению Рамазана Абдулатипова, термин "россияне" не отменяет отдельных национальностей. "Если в тебе есть родовое, дух твоих предков - никто никогда не сможет это отменить, - констатировал посол России в Таджикистане. - У нас одна национальная идея - Конституция РФ, начинающаяся со слов: "мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Однако национальные проблемы не пользуются должным вниманием федеральных властей. На проведение фестиваля и конгресса своей Ассамблеи Абдулатипов, по его словам, "не получил и 36 копеек". Узнав, что на проведение съезда народов Татарстана было выделено целых 36 млн рублей, посол воскликнул: "Если бы я столько получил, я бы организовал Ассамблею народов мира!". Г-н Абдулатипов призвал татарстанское руководство не печалиться, что в президиуме нет ни Козака, ни Коновалова: "на конгресс народов России тоже никто не приходит". "Почему власть в России все время боится народов?", - горестно воскликнул он.

Посол Абдулатипов закончил несколькими концептуальными соображениями: "Россия всегда была духовной крепостью мира", "после распада СССР мы не сделали никаких выводов с точки зрения собирания многонационального Отечества", "если не будет нормального национального самочувствия русского народа в России, татарского - в Татарстане, хорошего ничего не будет". Свое выступление, множество раз сорвавшее аплодисменты, он завершил тостом: "Татарстан жаждет дружбы и дарит ее всей России".

Доклад председателя Госсовета Фарида Мухаметшина, занявший около сорока минут, носил типично советское название "В дружбе народов - сила республики, залог поступательного развития Татарстана". О важности сохранения межнационального мира и конструктивном развитии отношений между народами, непреходящем значении старого и нового Договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и республики Татарстан и шла речь.

Г-н Мухаметшин озвучит статистику, согласно которой в республике проживают представители 115 национальностей. 52,9% населения составляют татары, 39,5% - русские, остальных народов - около 300 тысяч человек. При этом в Татарстане, как и по всей стране, происходит рост представительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличилась таджикская диаспора (сейчас в Татарстане проживает около 4 тысяч таджиков), в 3 раза - армянская (около 6 тысяч), в 2 раза - азербайджанская община (почти 10 тысяч). Недавно появились вьетнамская и турецкая общины. Чуть позже глава русской общины Татарстана Александр Салагаев привел другие цифры. По его данным, русские составляют всего 6% членов республиканского Союза писателей и 8% - Союза композиторов. "Уж не дискриминация ли это?" - поинтересовался он, обратившись к Камилю Исхакову с просьбой взять под особый контроль строительство в Казани Русского дома.

Председатель Госсовета много говорил о проекте концепции национальной политики республики Татарстан. Ради ее обсуждения, в общем-то, и собирали съезд. Только вот его-то как раз не получилось - трудно обсуждать общие места. Зато было сказано немало общих слов: документ направлен "на объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений, профилактике экстремизма, созданию условий для удовлетворения татарстанцами своих этнокультурных потребностей".

В России нет главного - "качественного законодательства в сфере межнациональных отношений, основополагающего документа, отвечающего современным запросам общества", считает Фарид Мухаметшин. "Национальная политика сейчас уже не может ограничиваться лишь комплексом мероприятий по поддержке культур, языковых программ или самобытности народов, - полагает он. - Речь нужно вести о консолидации этносов, проживающих на одной территории. При этом работа должна идти в двух направлениях. С одной стороны, принятие единой рамочной Федеральной концепции, с другой - реализация поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями образа жизни народов республик, краев и областей".

Председатель Госсовета предложил "возобновить обсуждение законопроекта об Основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации с задачей завершить его разработку и принятие в 2008 году". "И Президент Татарстана, и Государственный Совет дали отрицательный отзыв на проект этого документа, - напомнил он. - В своих замечаниях мы рекомендовали уйти от каких-либо оценочных позиций, не отделять русский народ от других народов страны. Каждый народ сам по себе и государствообразующий, и самоопределившийся. И каждый - одинаков в своих правах". Г-н Мухаметшин также считает необходимым рассмотреть на правительственном уровне вопрос о включении в сетку федерального телевещания передач на национальных языках народов Российской Федерации и даже о создании специального телеканала. Кроме того, считает он, следует ускорить ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, которую Россия подписала еще 22 февраля 2001 года.

"В условиях полиэтничности республики необходимо усиливать политику многокультурности, основными чертами которой выступают многоязычие, поликультурное образование и упрочение духовных ценностей", - отметил Фарид Мухаметшин. Глава Госсовета высказал опасения в связи с планируемой отменой национально-региональной составляющей школьного образования. Он также призвал составить реестр традиционных художественных промыслов, принять федеральную программу по их сохранению, возрождению и поддержке, проложить в центры таких ремесел туристические маршруты, а СМИ - больше писать "о трудолюбии, сохранившихся обычаях народов, проживающих компактно в районах республики".

Концепция национальной политики должна свести воедино работу органов государственной власти по гармонизации законодательства в межнациональной сфере, продолжил разговор о проекте директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" Рамиль Хайрутдинов. В ее основе два основных принципа - паритет интересов всех национальностей и партнерство во всех сферах общественной жизни. Как отмечается в концепции, необходимо вести "постоянный мониторинг отошений между русскими и татарами", адаптировать мигрантов и развивать толерантность к ним со стороны принимающего населения. Требуется также постоянно отслеживать динамику межэтнических и межнациональных отношений в Татарстане.

Ознакомиться с полным текстом законопроекта оказалось непростой задачей. По словам представителей агентства "Татмедиа", занимавшегося аккредитацией на съезд, "раздача концепции для журналистов не предусмотрена". Почему - ответа не было. Они посоветовали взять проект с одного татарстанского сайта, где -удивительно! - текста концепции также не оказалось. Не дали прессе и никаких других материалов съезда - как, впрочем, и талонов на обед, и билетов на гала-концерт "Татарстан - наш общий дом", завершивший мероприятие. При этом создалось впечатление, что сотрудники агентства искренне не понимают, чем возмущены представители федеральных и местных СМИ.

Хочется верить, что это - лишь досадная недоработка, а не сложившийся стиль работы "Татмедиа".

http://www.rosbaltvolga.ru/print/428969.html

3 ноября 2007 года в Казани прошёл Съезд народов Татарстана. Учитывая, что в этой республике, согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 года, русские составляют около полутора миллиона человек или 39,5% всего населения (а по неофициальным данным – значительно больше), было бы крайне странным, если бы на нём так или иначе не прозвучала "русская тема".

Как сообщили недавно средства массовой информации, 3 ноября 2007 года в Казани прошёл Съезд народов Татарстана. Учитывая, что в этой республике, согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 года, русские составляют около полутора миллиона человек или 39,5% всего населения (а по неофициальным данным – значительно больше), было бы крайне странным, если бы на нём так или иначе не прозвучала "русская тема". То же самое касается и православной проблематики, которая является здесь ещё более значимой, так как, кроме русских, православие исповедуют проживающие в Татарстане в значительном количестве кряшены, чуваши, украинцы, марийцы, удмурты, мордва и представители других народов.

Однако из сообщений "масс-медиа", подавляющее большинство которых выдержано в бравурно-пропагандистских тонах и сильно отдаёт политическим "пиаром", практически невозможно создать на сей счёт определённого мнения. В связи с этим мы попросили одну из участниц съезда прокомментировать его деятельность применительно к проблемам русского населения республики. Наша собеседница согласилась ответить на ряд вопросов, но просила не афишировать своего имени.

- Каковы ваши общие впечатления от Съезда народов Татарстана?

Честно говоря, назвать его съездом в обычном понимании этого слова достаточно сложно. Данное мероприятие напоминало скорее идеологически выдержанную встречу руководства республики с представителями многонациональной общественности, декорированную под съезд. Съезд, тем более с претензиями на всенародное представительство, предполагает наличие серьёзных и продолжительных дискуссий. Этого же здесь явно не наблюдалось.

Впрочем, не стоит строго судить его организаторов и идеологов. Они вполне угадали желание руководства большинства местных национальных объединений, уповающих на поддержку государства и готовых ради этого идти на любые ограничения своей самостоятельности. Собственно говоря, за что боролись, на то и напоролись. Съезд прошёл гладко, по чёткому сценарию, наличие которого, никто и не скрывал. Одной из его основных задач, что сквозило в большинстве выступлений и итоговых документах съезда, было одобрение "от имени всего многонационального народа республики" проводимой руководством Татарстана национальной политики. Кроме того, перед выборами необходимо было продемонстрировать поддержку "конструктивным силам", под которыми, естественно, подразумевались В. В. Путин и "Единая Россия". Ну и, конечно, в задачи съезда входило выдвижение требований к "федеральному центру", отвечающих интересам местного руководства. Всё же остальное, как мне показалось, было лишь довеском к основному политическому сценарию.

Например, на съезде были одобрены Концепция национальной государственной политики республики и идея преобразования Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан в Ассамблею народов Татарстана. Но о том, изменит ли принятие новых декларативных документов и перевод руководства местного "межнацпрофсоюза" на казённый кошт ситуацию к лучшему, сейчас судить довольно сложно. Хотя многие делегаты на это искренне надеются.

Ничего нового организаторы съезда, похоже, не изобрели, но всё же лично я не склонна считать его политической "пустышкой". Несмотря на все идеологические "заморочки", съезд представил людям разных национальностей шанс высказать с высокой трибуны то, что они считают сегодня наиболее важным для себя и своего народа. Некоторые ждали этого пятнадцать лет – именно столько времени прошло с Первого съезда народов Татарстана. Другое дело, что многие не сумели или не захотели по каким-то причинам воспользоваться этим шансом. По крайней мере, я не заметила, чтобы на съезде кому-то открыто затыкали рот. Хотя некоторые делегаты (например, кряшены) и жаловались потом, что им "зарезали" заранее заявленные выступления. Видимо, у кого-то из чиновников в последний момент сдали нервы. А может быть, просто не хватило времени.

- Как было обеспечено на съезде представительство русских?

Я старалась фиксировать всё, что имело на съезде отношение к русской и православной темам, так как понимала, что нашу прессу этот вопрос будет интересовать в наименьшей степени.

Методика, которой пользовались организаторы при избрании делегатов съезда, до сих пор остаётся для меня загадкой. Но, тем не менее, им удалось обеспечить более-менее сносное представительство русских. Причём, в большинстве своём это были отнюдь не случайные люди, а те, кто действительно каким-то образом проявил себя в общественной работе. Бутафорские "рабочие и колхозницы" здесь, по крайней мере, не преобладали. В докладе оргкомитета съезда сообщалось, что русские составляли более двадцати двух процентов от общего числа делегатов, татары – более тридцати одного процента. Вместе получалось больше половины делегатов, что, по замыслу организаторов, должно было обеспечить паритет с представителями остальных народов.

Наблюдались среди делегатов и представители православного духовенства во главе с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным). Кстати, владыка произнёс на съезде небольшую приветственную речь. В ней он, в частности, отметил значительную роль местного ополчения, осенявшегося чудотворным Казанским образом Божией Матери, и великих казанских подвижников – патриарха Ермогена и митрополита Ефрема – в преодолении смуты, бушевавшей в России в начале семнадцатого века. Что же касается прочего, то казанский архиерей, по его же словам, не счёл нужным останавливаться на существующих проблемах, в очередной раз расписавшись в особых симпатиях к руководству республики и лично к Минтимеру Шаймиеву.

А ещё кто-нибудь на съезде касался вопросов, связанных с православием? Хорошо известно, что руководство Татарстана является одним их непримиримых борцов с "Основами православной культуры"? Эта тема на съезде фигурировала?

Вообще, религиозная составляющая съезда нашла своё отражение почти исключительно в выступлениях архиепископа Анастасия и председателя Духовного управления мусульман республики, муфтия Гусмана Исхакова. Светская направленность мероприятия поддерживалась неукоснительно. Не помню я также, чтобы кто-то возвращался к обсуждению вопроса, связанного с "Основами православной культуры". Хотя у меня и было опасение, что идеологи съезда попытаются инспирировать его обсуждение, чтобы организовать "всенародное осуждение" практики введения этого предмета в российских школах. Но этого, к счастью, не произошло.

- В какой мере на съезде затрагивалась собственно "русская тема"? Был ли на нём вообще слышен голос русских?

Слышен-то он был, но как-то приглушённо. Вообще, надо сказать, с "голосами" отдельных народов на съезде вообще были проблемы. Всё, как мне показалось, заглушал какой-то интернациональный хор под общим руководством местных чиновников. Хотя, конечно, "русская тема" периодически всплывала в речах и Минтимера Шаймиева, и председателя Государственного Совета республики Фарида Мухаметшина, и главного "московского гостя" Рамазана Абдулатипова, и других участников съезда.

Президент Татарстана, кстати, упомянул в своём приветствии в связи с Годом русского языка о той роли, которую сыграли и играют русский народ и русский язык в развитии местного общества. Положительно отозвался он и о роли русских этнокультурных организаций. Фарид Мухаметшин подчеркнул, что во многом благодаря Обществу русской культуры города Казани поднят и решается вопрос организации русского национального образования, что в республике возрождён праздник "Каравон", восстанавливаются православные центры русского народа. Впрочем, когда речь зашла об определении роли русского народа в законопроекте об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации спикер местного парламента, и по совместительству – председатель оргкомитета съезда, затянул свою старую песню о том, что не следует "отделять" русский народ от других народов страны. При этом он выдал весьма странный тезис о том, что каждый народ сам по себе является и государствообразующим, и самоопределяющимся, и вообще-то, что годится для других стран, то не годится для России.

Что же касается Абдулатипова, то он в привычной для себя манере всё больше жаловался на невнимание со стороны федеральных властей к своим "грандиозным" инициативам. Например, недоумевал, почему те обошли вниманием проведённую им 1 ноября в Ярославле "всероссийскую конференцию по русскому народу", под которой, по-видимому, имел в виду "круглый стол", организованный в рамках заседания Президиума Совета Ассамблеи народов России. Призвал не выдумывать никаких идей – ни русскую, ни татарскую, ни хакасскую, а следовать положению Конституции России о том, что "мы – многонациональный народ Российской Федерации". Затем, заявив, что русский народ является систематизирующей основой российского государства и национальной политики, осудил попытки поставить его над или вне последней, что якобы ударяет в первую очередь по самим русским. Короче говоря, всю путаницу, которая существует в его голове, Абдулатипов в очередной раз попытался экстраполировать на аудиторию.

На этом фоне заметно выделялось выступление руководителя Общества русской культуры города Казани Александра Салагаева, который сходу стал говорить о проблемах русского населения. Впрочем, начал он его в несколько аллегорической форме: рассказав о своём "русском сне". В результате получилось не столько выступление, сколько диалог с Шаймиевым, который мгновенно реагировал на замечания Салагаева. Но лично у меня сложилось впечатление, что президент был настроен к нему весьма доброжелательно и открыт для продолжения разговора.

- О чём конкретно шла речь в выступлении Салагаева?

Да о тех проблемах, которые давно уже "на языке" у представителей местного русского национального движения: о затягивании вопроса об открытии в Казани центра русской культуры "Русский дом", репертуаре Казанского русского драмтеатра, который далёк от его названия, о представительстве русских в местных творческих союзах… Касаемо последней проблемы Салагаев, кстати, привёл такую статистику: русские в Союзе писателей республики составляют примерно шесть процентов, а в Союзе композиторов – примерно десять процентов. По его словам, такое представительство не достойно полуторамиллионного русского населения республики.

Поблагодарив Шаймиева за участие в решении проблем русского населения, Салагаев пожаловался ему на бюрократические препоны, которые создаёт на этом пути бюрократический аппарат. И тут же обратился к другому высокому "московскому гостю" – заместителю министра регионального развития России Камилю Исхакову, бывшему мэру Казани, который, по словам Салагаева, ещё десять лет назад обещал построить "Русский дом". Салагаев выразил надежду, что на новом посту, уже из Москвы, он теперь сможет, наконец, реально поспособствовать этому делу. Шаймиев тут же пообещал поддержать Исхакова, если тот возьмётся за решение вопроса о строительстве "Русского дома" в Казани. Я думаю, что уже хотя бы в связи с этим эпизодом можно утверждать, что съезд не прошёл для местных русских даром. Конечно, хотелось бы большего, но в нынешних условиях приходится довольствоваться малым.

- Кстати, а в итоговых документах съезда "русская тема" нашла хоть какое-то отражение?

Я внимательно просмотрела розданные делегатам съезда проекты, но, кроме как в Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, о которой уже упоминала выше, ничего собственно "русского" не нашла. В Концепции подчёркивается ведущая роль, которую русские, наряду с татарами, играли и играют в процессе становления и развития многонационального народа республики. Отмечается, что на характере межнациональных и межконфессиональных отношений в Татарстане заметно отражаются специфика менталитета и ценностных ориентиров русских. Есть там ещё один любопытный пассаж. Цитирую: "Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан". Кроме этого, в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики республики прописано обеспечение функционирования в республике государственных языков, которыми, как известно, являются татарский и русский.

Повторюсь: конечно же, хотелось большего. Ранее заместитель председателя Общества русской культуры города Казани Михаил Щеглов на конференции Ассоциации национально-культурных объединений Татарстана уже поднимал вопрос о разработке альтернативного варианта Концепции, где бы русскому народу и русскому языку уделялось большее внимание. Но общее большинство его не поддержало. Но мы не намерены сидеть сложа руки: голос русских в Татарстане должен звучать уверенно и гордо, как ему это и подобает.

- Спасибо за столь обстоятельный комментарий.

Спасибо вам. Представители русского национального движения в Татарстане надеются, что "Русская линия" и дальше будет уделять нашим проблемам такое же большое внимание.

mob_info