Шестишаговый рефрейминг. Упражнение

Рефрейминг - это изменение рамки в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл.
Существует 2 вида рефрейминга.
1. Рефрейминг контекста (когда одно и то же событие, помещенное в разные контексты, приобретает разный смысл).
Пример 1: Если идет дождь, люди, приехавшие отдыхать к морю летом, говорят: «Сегодня плохая погода». Но фермер об этом же дожде скажет: «Как хорошо, что идет дождь. Будет хороший урожай».
Дождь не несет в себе никакого положительного или отрицательного смысла. Просто меняется рамка. В одной ситуации, в одном контексте (отдых на юге) дождь - это плохо. В другом контексте (долгая засуха на полях) дождь - это хорошо.
Пример 2: - Я толстая.
- Ты не толстая, а очень аппетитная. А на Востоке за такую женщину золотые горы отдают.
2. Рефрейминг содержания (когда со6ытие переименовывается, оно меняет свой смысл).
Примерами рефрейминга смысла могут служить следующие фразы.
Мы не отступаем, а просто выравниваем линию фронта
Это не поражение, а просто еще один жизненный урок
Это не проблема, а задача, которую надо решить.
Он не толстый, а большой и добрый и т. д.
Рефрейминг - это очень мощный инструмент коммуникации. В общей теории коммуникации есть базовая аксиома, что сообщение имеет смысл только в том контексте, в котором оно появляется. Эффективный рефрейминг приводит к изменению переживания опыта.
Иногда во время работы с возражениями полезно переименовывать что-либо или показывать преимуществ; в другом контексте. Это позволяет оппоненту посмотреть на ваше предложение, товар или услугу с другой точки зрения. (с)
От себя:
Я бы сделал это упражнение по типу упражнения «Решение проблемы», т. е. текст проблемы и кнопка для следующей проблемы. Можно еще сделать кнопку что-то вроде пальца из «Лингвистических пирамид», чтоб изменять контекст или содержание. И еще, как мне кажется, тут убеждения (проблемы) должны быть не шуточными как в упражнении «Решение проблемы», а вполне себе житейскими, с которыми встречается каждый да не по разу. Если надо, могу накидать их от себя. Моё почтение)

Цели:

Освоить на практике методику рефрейминга, поз­воляющего отказаться от прошлого опыта и уви­деть предмет исследования по-новому, в много­образии признаков;

Помочь участникам тренинга преодолеть внут­ренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

Продемонстрировать в ходе игры различия, при­сущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие мето­ды и подходы к ее разрешению.

Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож­ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат­ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Можно было бы назвать это задание "Антирекла­ма" по аналогия со смыслом предыдущего упражне­ния. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличи­тельного. Напротив, оно поможет переосмыслить ве­щи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборот­ную сторону медали"...

Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению!

Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

"Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспекти­вах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других лю­дей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффектив­ное общение. Открытый подход к собесед­нику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, мож­но придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-со­бачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержа­тельном рефрейминги. Измените угол зре­ния, сфокусируйте внимание на иных аспек­тах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор".

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группы на пары. В каждой паре про­сим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком восприни­мается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 .минут каждому участнику пары необхо­димо будет приготовить свой взгляд на это качест­во с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчи­востью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природ­ной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеяд­ность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеаль­ного...

На следующем этапе методика рефрейминга долж­на быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, ко­микса и т.д. - в форме, которая максимально отра­жает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успеш­нее результат упражнения.

Сам принцип изменения отношения к вещам на более позитивное и менее отягощающее присутствует во многих философских и психологических течениях, название рефрейминга и алгоритм этого процесса предложили создатели нейролингвистического программирования.

Сейчас мы рассмотрим теорию и возможность практического применения рефрейминга в повседневной жизни. рефрейминг

Наше восприятие во многом, если не во всём, определяет развитие наших жизненных сценариев. Наше отношение, оценка событий и действий, своих и окружающих людей, влияют на наше настроение, поведение и жизненные выборы. А значит, вся наша жизнь зависит от того, как мы относимся, как мы оцениваем всё происходящие с нами.

Например, человека, который зарабатывает разовыми заказами можно называть халтурщиком, у которого нет начислений в пенсионный фонд, нет стабильности и социального статуса, а можно называть его более нейтрально, фрилансером или предприимчивым человеком, который сам распоряжается своим временем и имеет возможности для развития бизнеса. рефрейминг

Так же и во всем остальном, со всеми происходят непредвиденные потери, трудности, кто-то относиться к этому, как к получению опыта и развитию, другие как к подтверждению несправедливости жизни и собственной неудачливости. Постоянное напоминание себе об ответственности за ежесекундный выбор своего отношения к чему-то, позволяют привить себе самый полезный навык – видеть во всем возможности, а не проблемы . рефрейминг

Речь не идет о том, чтобы пользоваться рефреймингом для бегства от реальности, закрывая глаза на свои проблемы и строя воздушные замки. Я говорю о тех ситуациях, когда уже невозможно что-то изменить вовне, понимаете, когда поезд уже ушел, или же в случаях, когда цена, которую нужно будет заплатить за изменение ситуации будет несоизмеримо выше ожидаемого результата. Именно в таких случаях полезно применять рефрейминг, он позволяет сберечь ваши силы, которые будут потрачены на внутреннюю борьбу, из-за несогласия с ситуацией. Именно пересмотр вашего отношения на более жизнеутверждающее, дающее возможности, позволяет эту сохраненную энергию из внутренней борьбы (фиксация на прошлом) направить на созидание чего-то (фокус в будущее). рефрейминг

Давайте рассмотрим немного больше примеров рефрейминга:

— Меня раздражает руководитель. рефрейминг
Если при всём этом ты продолжаешь выполнять свою работу – ты профессионал. рефрейминг

— Иногда я чувствую себя неудачником рефрейминг
— Хорошо что ты чувствуешь, если что-то не так, значит это не даст тебе прозябать и ты сможешь изменить это.

— Я часто обижаюсь на людей. рефрейминг
— Значит у тебя хорошо развита чувствительность, тебе просто нужно направить её в конструктивное русло. рефрейминг

— Меня уволили.
— Будет повод найти место получше или открыть свое дело, будет время отдохнуть, подумать куда двигаться дальше. рефрейминг

— Иногда я становлюсь очень агрессивным. рефрейминг
— Людям, которые держат эмоции в себе еще хуже, они болеют, а у тебя просто много энергии, займись спортом или начни публичные выступления.

Структура рефрейминга

Различают 2 вида рефрейминга:

Рефрейминг смысла – это когда меняется содержание всего сказанного. Например, когда речь идет о таких качествах как лень, жадность, агрессивность, мы не находим для их проявления какую-то положительную сторону проявления, мы просто меняем лень – на практичность, жадность – на бережливость, агрессию – на экспрессивность. рефрейминг

Рефрейминг контекста – в случае с изменением контекста, тем же самым определениям: жадности, агрессивности и лени, находятся положительные применения. Например, жадность может уберечь от лишних трат и позволит позаботиться о себе и семье в нужный момент. Агрессивность помогает не держать негатив в себе. А ленивый человек никогда не сделает лишнего движения, он может сохранять силы и жить себе в удовольствие. рефрейминг

Практическое применение. Алгоритм: рефрейминг

  • Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, приходя на консультацию к психологу, человек может думать: «Вместо того, чтобы зарабатывать сейчас деньги на летний отдых, сижу здесь и трачу время и деньги на разговорчики». Рефрейминг: «Те изменения, которые во мне произойдут после консультаций, позволят мне и зарабатывать больше и отдыхать полноценнее». Другой пример: «Сейчас я осваиваю новый язык программирования, ужасно скучно и долго». Рефрейминг: «Сейчас я работаю на перспективу, строю свое будущее, что позволит мне меньше работать и больше зарабатывать». рефрейминг
  • Использование «зато». Ошибся - зато теперь точно знаю, чего не стоит делать в будущем, получил хороший жизненный урок. Сейчас тяжелое время, меньше заказов на услуги - зато я могу больше времени проводить с семьей и прочитать книги, которые уже давно планировал. Этот человек слишком дотошный - зато грамотный и полезный в работе; у него многому можно научиться.
  • Сравнение. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни - два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас. рефрейминг

Формирование навыка. Измените свою жизнь рефрейминг

Это пожалуй, самая главная и сложная задача, приучить себя смотреть шире, видеть во всем возможности и позитивнее смотреть на жизнь. Если вы действительно устали от негативного мышления и хотите что-то кардинально поменять в вашей жизни, поставьте себе задачу, в течении 3-х недель сформировать навык позитивного восприятия. Для этого, запишите все ваши текущие проблемы, минусы, слабые стороны и сделайте рефрейминг описанными выше методами, чем больше положительный сторон вы найдете в каждой ситуации, тем лучше. А после этого, каждый день, перед сном, подводя итоги дня, проводите рефрейминг новых жизненных ситуаций. Со временем у вас начнет автоматически это получаться в реальном времени. рефрейминг

А теперь, для разминки, проведите рефрейминг этого списка самых распространенных негативных установок и качеств характера, так, как будто ими обладаете вы: рефрейминг

  • жадность, лень, раздражительность, придирчивость, навязчивость, влюбчивость, впечатлительность, трусость, пугливость, жадность, мнительность, робость, нерешительность, горделивость, скупость, дотошность, скрупулезность, стеснительность и т. д.
  • я неудачник, у меня ничего в жизни не выйдет, ничего не добьюсь, недостаточно умный, некрасивый, бездарный, уже поздно что-то менять, никто меня не уважает, все меня предали, от меня отвернулись, я никому не нужен и т.д. рефрейминг

С уважением к Вашему времени и психике,

Вся информация необходимая для записи ко мне на бесплатную ознакомительную консультацию по скайпу, находиться

Вы делаете 6 карточек для речевых стратегий:

1. Трюизмы.

2. Предположения.

3. Противопоставления.

4. Вопросы.

5. Ложные выборы.

6. Все выборы.

Режиссер их будет показывать Клиенту, тот их будет вставлять в свою речь, а Гипнотизер должен ответить конструкцией такого же типа, но, по возможности, используя другие связки (или другие смысловые обороты). То есть если Клиент сказал: "Если ты посмотришь в окно, то увидишь там что-то интересное", то Гипнотизер может ответить: "Да, действительно, в связи с тем, что я туда смотрю, я могу увидеть там что-то интересное".

Или: "Люди умеют разговаривать". - "А животные - бегать".

Шаг 7. Возврат человека из транса (переориентация).

Начинающего гипнотизера может беспокоить, какую длительность должен иметь транс. Самый простой и в то же время сложный ответ заключается в том, что транс следует заканчивать тогда, когда проведены необходимые внушения и проделана необходимая работа. Некоторые трансы могут длиться несколько минут, но возможен транс, который длится и более часа. Как правило, продолжительность транса в среднем составляет 20-30 минут. Однако у разных людей она может быть больше или меньше.

Достаточно часто переживание транса приводит человека к нежеланию выходить из него, поскольку он внутри транса испытывает положительные эмоции, которых, возможно, уже не испытывал давно в реальной жизни. Попытка вывести его может вызвать недовольство гипнотизером, а иногда даже и определенную агрессивность.

Чаще это проявляется тем, что, несмотря на внушение на выход из транса, человек остается в нем и демонстрирует сохранение всех признаков транса. Для решения подобных трудностей существует несколько приемов, которые мы опишем ниже.

Рекомендуем Вам давать внушения на ощущения комфорта, уверенности, умение почувствовать себя отдохнувшим. Эти и другие внушения стоит относить к постгипнотическим, т.е. к тем ощущениям, действиям, пожеланиям, которые мы рекомендуем человеку на период после гипноза. Мы можем внушать сохранение приятных ощущений в течение какого-либо периода времени, продолжение бессознательной работы даже после открывания глаз и при более активном функционировании сознания, даем внушения, которые должны привести человека к амнезии того, что проходило внутри транса.

Заметим: в момент, когда человек открывает глаза и начинает с Вами говорить, на самом деле, он еще не полностью вышел из транса. Это очень благоприятное для Вас время, поскольку оно характеризуется повышенной внушаемостью, активной работой бессознательного, но при этом человек считает, что работа закончилась, и поэтому он снимает активный контроль сознания, давая себе и своему сознанию передышку от контролирующих функций. В этот момент мы можем обсудить то, что он ощущает в данный момент и дать внушение, коррегирующее состояние. Например, если человек ощущает головную боль, мы можем дать ему внушение на легкость, расслабленность, уверенность, гармонизацию, иногда даже пройдут прямые внушения, когда гипнолог говорит: "Это нормально. В течение минуты ваша голова научится испытывать приятные ощущения".

В это время удобно давать домашние задания, которые при этом могут носить характер постгипнотических внушений. Вы можете сказать: "Через некоторое время Вы отправитесь домой, в Вас будут происходить изменения: они происходят в каждом, но у кого-то они начинаются сразу, а у кого-то проявляются через некоторое время. Я попрошу Вас отметить, когда у Вас начнутся изменения и как быстро они будут распространяться и усиливаться". Формально, это некое предположение, на самом деле, это не что иное, как постгипнотическое внушение, которое будет определять дальнейшую жизнь человека до следующей встречи. Внушения могут быть разными и зависят от запроса человека, который он принес на встречу с Вами. В таком состоянии, в зависимости от глубины и длительности предшествующего транса, человек может находиться до 20 минут, а в ряде случаев и больше.

Помимо необходимости использования такого состояния, важно помнить, что в нем человек не полностью адаптирован к реальному миру. Если мы считаем, что человек недостаточно включен в режим настоящего ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, это может быть заметно по частичному погружению снова в транс, когда взгляд клиента фиксируется, обездвиживается и как бы уходит от нас, а через несколько секунд возвращается. Это говорит о том, что у него продолжается внутренняя работа, она не завершена, а сознание еще не приобрело значимой доминанты. В таком состоянии человека нежелательно отпускать, особенно, если он пойдет по оживленной улице или поедет домой за рулем собственного автомобиля. Подобное отключение может грозить ему серьезными неприятностями. Поэтому, в первую очередь, мы должны усилить и ускорить выведение человека из транса. Иногда имеет смысл задержать его, заботясь о его безопасности.

Важным приемом бывает похвала Вами человека за погружение в транс и за его работу. Ваше поощрение носит стимулирующий характер для всей работы и для последующего транса, а также укрепляет доверие человека к Вам.

Когда человек отказывается выходить из транса, могут быть применены несколько приемов. Если Вы склонны к директивному стилю, то можете попробовать способы выведения из транса, используемые в классическом гипнозе, на счет от одного до 3, 5, 10 или на какой-нибудь другой знак, предъявляемый Вами, например, на прикосновение или на щелчок. Однако, если весь сеанс проводился не в директивном тоне, то подобное директивное выведение может смазать эффект от транса. Поэтому желательны более косвенные, хитрые способы выведения. Описанный в руководствах способ, направленный на жадность человека (гипнотизер говорит, что с данной минуты стоимость транса удваивается, утраивается), по опыту, эффекта не приносит. Зато эффективен другой способ, описанный Эриксоном, когда он предлагает клиенту остаться в этом приятном состоянии и надеется лишь на то, что человеку не захочется в туалет. Этот прием приводит к внутреннему раздумью, хочется или не хочется ему в туалет; в конце концов человек понимает, что хочется, и выходит из транса.

Еще один способ связывает нежелание человека выходить из транса с последующей невозможностью войти в транс снова: "И то, что Вы не выходите из этого состояния, может означать только то, что Вам уже никогда не удастся войти в него еще раз".

И все-таки наиболее используемым является способ более настойчивого приглашения к выходу и предоставления времени для этого. Обычно дисциплинированность клиента играет нам на руку, так что его нужно пригласить к выходу из транса повторно через несколько минут после первого приглашения, сочетая слова с использованием аналогового маркирования: повышения тона голоса, собственной активизации, иногда с наклоном в сторону клиента.

Рефрейминг – метафорический метод «помещение картины в новую рамку», разработан Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Любая проблема, ситуация или кризис имеют в основе позитивный ресурс, рефрейминг помогает переосмыслить и увидеть происходящее в новом контексте.

Что такое рефрейминг?

Рефрейминг (англ. frame – рамка) – набор приемов в современной позитивной психологии, обозначающий перестройку или переосмысление восприятия, поведения, мышления и в результате избавление от деструктивного (тревожного, невротического, зависимого) поведения. Метод рефрейминга широко применяется и в бизнес-технологиях, помогая вывести организацию на новый уровень развития.

Виды рефрейминга

Рефрейминг личности проводится с помощью речевых стратегий, влияние слова и попадание в карту ценностей человека изменяет его представление о своих качествах, сложившейся негативной ситуации. Существует два вида рефрейминга:

  1. Рефрейминг контекста . Прием, помогающий увидеть поведение, ситуацию, качество через придание нового смысла, например, где нежелаемое поведение, привычка приемлемы, а где нет. Изменив контекст, меняется подход к содержанию.
  2. Рефрейминг содержания . Утверждению или сообщению придается другой смысл за счет акцента внимания на другую часть содержания. Эффективность данного вида рефрейминга полностью зависит от понимания того, что конкретно содержит в себе заявленная проблема.

Рефрейминг в психологии

Поведенческая и позитивная психотерапия – рефрейминг используют для смены у человека восприятия и формирования у него новых точек зрения. Психолог предлагает взглянуть человеку на свою ситуацию, просит при этом представить что ситуация это картина, на которую можно взглянуть «обрамляя» ее в разные рамки. Психологический рефрейминг – терапевтические эффекты:

  • активизации личности клиента;
  • задействование творческой составляющей;
  • снижение эмоционального напряжения;
  • формирование альтернативной формы поведения взамен невротической.

Рефрейминг в менеджменте

Рефрейминг в современной организации – это сдвиг устоявшегося фрейма чем оно является и в перспективе как еще может развиться. Положительные эффекты использования рефрейминга в менеджменте:

  • помогает руководителям различных уровней интегрировать лучшие методы управления;
  • привлекать лучших специалистов;
  • мотивировать сотрудников на выполнение качественной работы;
  • раскрывает корпоративный потенциал;
  • формирует у сотрудников новое видение и желание меняться, чувство преданности организации.

Рефрейминг в продажах

Что такое рефрейминг в продажах знает каждый успешный продавец. Покупатель при этом видит свои выгоды, для продавца – это способ по-новому увидеть товар и мотивировать себя на новые достижения в продажах. Варианты рефрейминга:

  • акцент на выгоде («на товар нет скидки, но зато в нашем магазине самые низкие цены на этот продукт»);
  • альтернативные вопросы – продавец обращает внимание покупателя на достоинствах товара, услуги (зачем переплачивать за бренд, когда можно купить подобный продукт по приемлемой цене и больших функциональных возможностях).

Техника рефрейминга

Шестишаговый рефрейминг – техника считающаяся универсальной в НЛП, помогает работать с любой проблемой укладывая в шесть шагов. Практика простая и частом выполнении закрепляется на бессознательном уровне. Положительные эффекты от практики:

  • вырабатывает новое, более продуктивное поведение;
  • человек начинает видеть новые возможности там, где раньше не допускал их;
  • переоценка событий убирает тревожность, позволяет смотреть на жизнь с оптимизмом.

6 шаговый рефрейминг

Шестишаговый рефрейминг, выполнение техники:

  1. Формулировка и озвучивание проблемы, так как она видится. В качестве примера можно взять нежелательную привычку или поведение и обозначить это буквой, цифрой или цветом.
  2. Установление контакта с частью личности (бессознательным), ответственной за привычку. Можно спросить: «Я хочу пообщаться с той частью себя, которая ответственна за привычку». Важно определить сигнификаторы общения, что это будет, ответы «да» и «нет» или ощущения в теле.
  3. Определение позитивного намерения. Здесь вопрошается, позволит ли эта часть узнать чего она хочет достичь для себя позитивного через нежелательное поведение или . Если ответ «да», можно продолжить задавать вопросы: «Если бы у тебя были другие не менее эффективные способы реализовать намерение, захотела бы их попробовать? Если ответ «нет», важно спросить у себя: «Верю ли я, что мое подсознание имеет позитивное намерение, даже если не хочет сообщить мне это сейчас?»
  4. Обращение к творческой части. Кроме той части, что создала нежелательное поведение, есть творческая. Важно попросить первую, управляющую поведением сообщить позитивное намерение творческой. При ответе «да», человек обращается к творческой части с просьбой создать не менее 3 новых полезных форм поведения и сообщить об этом управляющей нежелательным поведением.
  5. Достижение договоренности. Спросить у своей части управляющей поведением, не хочет ли она воспользоваться одной из новых форм. Ответ «да» – бессознательное приняло альтернативу, если «нет», можно сказать этой части, что она может воспользоваться старым способом, но вначале пусть попробует новые.
  6. Проверка на экологичность. Спросить бессознательное, есть ли другие части, которые против или хотят присоединиться к новым формам поведения. Молчание – знак согласия.

Рефрейминг – упражнения

Приведенные ниже упражнения можно делать как в группе, так и самостоятельно. Рефрейминг – практические упражнения:

  1. «Другой эпитет». Упражнение в группе из 3 – 4 человек. На листе бумаги написано не менее 20 качеств (авантюрист, беспутный, высокомерный, жадина, изверг). Цель группы найти противоположный по смыслу рефрейминг к каждому качеству, например: обжора – гурман, любящий вкусно покушать, знающий толк в еде.
  2. «Я слишком….». Упражнение полезно для самостоятельного разбора. На листке бумаги надо выписать не менее 10 своих качеств, которые кажутся недостатками, например: «Я слишком… ленив / доверчив / чувствителен / раздражителен». Написать напротив каждого утверждения новое с положительным аспектом (поместить качества в другое обрамление). Проанализировать, что изменилось в восприятии.

Рефрейминг – примеры

Для каждого человека в разных ситуациях можно обнаружить свой рефрейминг, что работает для одних, других может не цеплять. Позитивный рефрейминг рассчитан на то, что человек, пребывавший до этого в унынии, чувства отсутствия перспектив меняет точку зрения и начинает понимать, что все, происходящее с ним имеет смысл. Примеры рефрейминга из практики НЛП-специалистов:

  1. Руководитель слишком требователен и придирчив, (негативный контекст). Положительный контекст: все понятно и четко, знаешь что делать, быстрее учишься и похвала всегда заслужена.
  2. Отсутствие карьерного роста (негативный контекст). Позитивный рефрейминг: меньше ответственности и отчетов перед руководством, нет зависимости от других, не надо разбирать конфликты, проблемы и засиживаться до позднего вечера.
  3. Очень шумные, неугомонные дети (негативный контекст). Рефрейминг ситуации в положительном аспекте: дети свободны от каких-либо комплексов, жизнерадостны и проявляют себя (родителям делается акцент – это их заслуга, что дети естественно и жизнерадостно ведут себя).

Рефрейминг – книги

Бендлер Ричард «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий» – эту книгу, написанную в соавторстве с Джоном Гриндером по праву можно считать учебником № 1 по рефреймингу. Литературы исчерпывающей данную тематику на сегодняшний день, не так много:

  1. «Reframing: NLP And The Transformation Of Meaning» Richard Bandler . Книга Р. Бендлера в оригинале, для тех, кто не любит читать в оригинале.
  2. «Как превратить кризис в выигрыш или провести рефрейминг ситуации» Вестник НЛП № 26. А.А. Плигин . Полезные техники по преодолению кризисных ситуаций.
  3. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство» Ли Д. Болмэн, Терренс Е. Дил . В книге даны инструменты, с помощью которых лидеры могут вывести свое предприятие на качественно новый уровень, преодолеть кризис.
  4. «НЛП-рефрейминг. Как изменить реальность в свою пользу» . Хрестоматия по рефреймингу, в которую вошли произведения знаменитых НЛП-практиков.
mob_info