Сицилия мессина землетрясение 1908 г. Русские ангелы итальянской мессины

Все прекрасно знают, что Мессина великолепное место для отдыха , которое славится не только на всю Италию, как прекрасный курорт, но и на весь мир. Древняя история, корнями, уходящая в восьмой век до нашей эры и отличное географическое расположение, делают этот город хорошим местом для всех любителей европейского отдыха. Красивые морские заливы, торговые площади, огромные цитрусовые сады – все это про Мессину. Но сегодня рассказ будет про одну из самых страшных страниц в истории Мессины и Сицлии: землетрясении на Сицилии 1908 года.

Древние греки верили, что именно в этой области живут страшные чудовища из мифов . Но, больше всего их пугали землетрясения, то и дело сотрясающие весь «итальянский сапожок».

Землетрясение в Мессине 1908 года

Однако самое жуткое землетрясение в Мессине, да и во всей Европе, кстати, произошло не в древности, а относительно недавно – 28 декабря 1908 года . Произошло это ранним утром, когда практически все жители города мирно спали в своих постелях. Один только первый толчок дал начало самому грандиозному и ужасающему из землетрясений Европе. На земле и под водой начались сдвиги, быстро расходящиеся в стороны. Через несколько часов Мессина и практически все близлежащие рыбацкие деревни уже не были похожи на места обитания людей, но выглядели сплошными мрачными руинами.

Но, это был далеко не конец. Спустя некоторое время воды моря отошли на пятьдесят метров от берега, а после все побережье от Катании до Мессины испытало на себе огромную шестиметровую волну , прорвавшуюся вглубь острова. Калабрия пострадала еще больше. Возле Реджио толчки были также большей силы, чем где-либо еще на Сицилии, но именно Мессина потеряла больше всего своих жителей и туристов, любивших город в качестве места своего отдыха. Связь со всеми другими поселениями Италии была полностью прервана, из-за чего помощь долгое время не высылали, попросту не зная об ужасном происшествии на острове.

Русская спасательная экспедиция в Мессину: Подготовка

Удивительно, но первыми на зов о помощи откликнулись моряки из России . Уже через сутки на берег высадились моряки русского военно-морского флота с целым штатом врачей, способных оказать первую помощь пострадавшим. Шесть сотен моряков быстро восстановили порядок среди руин, оставшихся от городов и деревень. Через несколько часов к берегу причалили и английские моряки , которые взяли под контроль города и деревни, где у русских матросов не хватало людей и времени установить порядок.

Русские моряки оказались поблизости не просто так. После того, как была завершена русско-японская война , в целом крайне неудачная для Российской Империи, военно-морской флот был в одном из худших своих состояний за всю историю. Чтобы обучить новый командный состав, в 1906 году командование сформировало целую эскадру для длительного похода за границу. Два линкора и два крейсера находились под командованием Литвинова В.И . Главная цель – обмен опытом с союзниками и обучение личного состава по новому образцу. Главное правило – с честью представить свое государство за рубежом и перенять как можно больше положительного опыта у своих коллег из других стран.

В 1908 году вся эскадра через Финский залив, огибая Европу, направилась в воды Средиземного моря, как и было указано в изначальном плане учений. Всего в нескольких километрах от берегов Испании было проведено несколько учебных маневров, которые были направлены на воспитание новых лучших офицеров для русских ВМС. После этого путь кораблей лежал в Италию – место прибытия порт Аугуста , который находится на востоке Сицилии , всего в 150 километрах от Мессины. Корабли прибыли в Аугусту в штатном порядке 15 декабря 1908 года и уже на месте продолжили учения.

Утро 28 декабря стало временем жуткой трагедии . Мессина содрогнулась от страшных подземных толчков, сместивших целые пласты земли и разрушив 95% всех построек в регионе. Трех толчков хватило для того, чтобы все на побережье Сицилии и Калабрии превратить в дымящиеся руины.

Ранним утром матросы русских военно-морских сил проснулись от очень сильного и громкого гула , после которого последовало несколько ударов по корпусам кораблей, пришвартованных в порту Аугусты. За этим последовала высокая волна , захлестнувшая бухту. Она была настолько сильной, что все корабли у берега развернуло вокруг своей оси . Прошло еще десять минут и ситуация успокоилась. О толчках напоминала только рябь на морской воде.

К вечеру до командования русской эскадры стали доходить слухи о масштабах случившегося. Уже вечером к Литвинову обратился А. Макеев , служивший на должности посла Российской Империи в Италии. Он попросил моряков помочь пострадавшим от землетрясения близ Мессины. Отправив письмо в Петербург, Литвинов незамедлительно организовал спасательную экспедицию, в которую вошел весь личный состав, находящийся под его командованием.

Пока корабли были в море на пути к побережью Мессины, на борту проводился инструктаж относительно оказания быстрой первой помощи людям, которые пострадали от мощного землетрясения. Формировались специальные спасательные группы, каждая из нескольких матросов, врача и других специалистов. Была организована грамотная выдача инструментов и продовольствия, которые могли понадобиться во время спасения пострадавших. Также оперативно подготавливались мед. части линкоров и крейсеров для приема людей на борт. Полное руководство над медицинским штатом экспедиции взял на себя доктор Бунге – известный специалист, долгие годы работавший в Заполярье .

Землетрясение в Мессине: Помощь пострадавшим

По прибытии в Мессину перед русскими матросами открылась ужасная картина . Практически все постройки лежали в руинах , от большого торгового порта города ничего не осталось. Жители , сумевшие остаться в живых, не помня себя от горя, просили им помочь . Тысячи завалов не были безмолвными – люди плакали и кричали среди обломков разрушенных зданий. По всей территории города были видны пожары разной величины.

Первым делом была организована расчистка завалов , под которыми находились люди. Сложнее всего было в первый день, когда толчки все еще продолжались время от времени. Новые обрушения могли стать причиной смерти и тех, кто оказывал помощь.

На берегу быстро развернули несколько крупных медицинских пунктов , где можно было получить первую помощь. Там перевязывали больных и даже делали операции , практически в полевых условиях. Как покажет время, эти пункты спасли тысячи жизней . Без помощи русских моряков и медиков многие жители Мессины погибли бы . Также, огромную поддержку оказали английские моряки , прибывшие в эпицентр землетрясения в Мессине всего на несколько часов позже.

Работа по спасению пострадавших от землетрясения на Сицилии продолжалась двадцать четыре часа в сутки . Из-под завалов только за первые два дня удалось извлечь почти две тысячи пострадавших. Детей, стариков, женщин и тяжело раненных больных российские корабли целыми группами переправляли к ближайшим уцелевшим населенным пунктам, где они могли получить квалифицированную медицинскую помощь, ночлег и пищу. На обратном пути корабли загружали провизией, водой и медикаментами, которые практически сразу раздавались нуждающимся.

Последствия землетрясения в Мессине на Сицилии

До сих пор точное количество погибших во время землетрясения в Мессине 1908 года неизвестно. По некоторым данным простились с жизнью почти 45% всего населения региона . Это около ста тысяч человек, которые просто были не готовы к столь мощному удару стихии и за день до случившегося ничего не подозревали.

Когда спасательная операция закончилась, итальянские врачи отправили командованию ВМС Российской Империи письмо со своими благодарностями , за труд и заботу, за помощь всем, кто пострадал от ужасного землетрясения.

Правительство Италии наградило русских врачей, работавших в Мессине, орденами и личной благодарностью. Также не забыли и о командирском составе русской эскадры, который сумел правильно скоординировать действия личного состава кораблей и вовремя оказать помощь жителям региона. В память о том, что сделали моряки из России , все они были представлены к награде серебряными медалями . В спасательной операции участвовали шесть тысяч моряков и три сотни медиков .

После завершения своей миссии, российские моряки продолжили свою экспедицию, отправившись к берегам Александрии .

Городские власти Мессины также не забыли подвига русских моряков. Два года спустя после землетрясения, жители собрали деньги на большую медаль из чистого золота , которую вручили всему российскому флоту. Также в городе находится скульптура , изображающая спасателей жителей Мессины, которые в 1908 году пришли на помощь в трудную минуту. Награды были переданы лично в руки командиру «Авроры» — корабль специально прибыл в порт Мессины в 1910 году.

Память о помощи моряков хранится мессинцами по сей день . Многие улочки города названы в честь русских матросов и врачей , которые особенно отличились во время спасательной операции. Одна из памятных досок на здании городского совета Мессины также установлена в честь всего состава эскадры , пришедшей на помощь во время землетрясения 1908 года.

Среди местных жителей до сих пор принято называть русских матросов «Голубыми ангелами». В памяти потомков людей, переживших страшную трагедию начала века, российский флот действительно остался именно таким – они пришли с моря, внезапно, в ярко-голубой форме, и спасли тысячи жизней. Годы идут, но память об этом подвиге останется еще на многие века…

Землетрясения на Сицилии в наши дни

Сицилия – сейсмоопасный регион. Периодически тут бывают землетрясения, но, как правило, они очень слабые. Последнее произошло в феврале 2016 года с амплитудой в 4 балла по шкале Рихтера. Никаких жертв и разрушений с 1908 года на Сицилии не было.

Землетрясение, потрясшее юг Италии в 1908 году, явилось одним из длинной вереницы событий такого рода, но отличалось особой разрушительной силой.

Располагаясь в области столкновения евразийской и африканской литосферных плит, Италия подвержена частым землетрясениям. Год за годом африканская плита медленно продвигается на север. Имеются сведения о серьезных землетрясениях, происходивших еще во времена Римской империи, и больше всего обычно страдал юг страны. Предполагаемое число жертв землетрясения 1693 года составило на Сицилии и в Неаполе 150 000 человек. В 1783 году жизнь примерно 50 000 жителей оплакивали после землетрясения в Калабрии, в том районе, что образует юго-западный «носок» итальянского «сапога». Позднее в этом же месте произошло землетрясение 1905 года, разрушившее 25 деревень и ставшее причиной гибели около 5000 человек.
Серьезность ущерба, нанесенного землетрясением 1908 года, объясняется тем, что его эпицентр находился в Мессинском проливе, разделяющем материк и остров Сицилия, ширина которого в самой узкой части равняется 3 км. Побережье по обеим сторонам пролива представляло собой хорошо развитые и густо населенные районы.

Северо-восточную часть Сицилии занимает город Мессина, насчитывавший ко времени землетрясения 150 000 жителей. На материке по другую сторону пролива находится город Реджо-ди-Калабрия, где в то время проживало 45 000 человек. Кроме них, по обеим сторонам пролива располагалось много других портов, больших и малых.

Захваченные врасплох во время сна
Эта природная катастрофа силой 7,5 баллов по шкале Рихтера разразилась в 5 часов 20 минут утра 28 декабря. Спавшие люди были захвачены врасплох, и многие погибли под обломками собственных домов. Зафиксировали два толчка: предварительный, слабый, продолжавшийся приблизительно 20 секунд, и основное колебание, которое длилось без перерыва 30 секунд.

В Мессине ушел под землю рыбный рынок, был разрушен до основания железнодорожный вокзал, от собора на большой площади остались одни руины. В Реджо-ди-Калабрия также обрушилось бессчетное количество домов, а на побережье Калабрии в полосе протяженностью 40 км не уцелел ни один дом. За толчками последовала приливная волна. В Мессине она не превысила 2,7 м, а в других местах достигала 12 м. Разрушение было полным, сообщение с внешним миром прекратилось. Но землетрясение и приливная волна пощадили несколько судов в порту Мессины. Когда стихия успокоилась, капитан корабля «Серпенте» повел свой корабль на поиски места, где не были повреждены телеграфные линии. Ему пришлось пройти 70 км на север, и только в курортном местечке Марина-ди-Никотера на побережье Калабрии он смог послать сигнал бедствия.

Отправленные на помощь корабли прибыли в район бедствия через двое суток. По рассказам моряков, они с трудом ориентировались, так как береговая линия изменилась до неузнаваемости. Во многих местах скрылись под водой обширные участки суши. Тем временем выжившие горожане и сотрудники местного филиала Красного Креста занялись организацией пунктов первой помощи и начали собирать тела погибших. На одном из кораблей из Рима прибыл король Виктор-Эммануил III и, потрясенный увиденным, отправил взволнованную телеграмму: «Разорение полнейшее: повсюду пожары, кровь и смерть; шлите корабли, как можно больше кораблей!»

Со временем корабли начали приходить не только из Италии, но и из других стран Европы и США. Было эвакуировано десять тысяч жителей, многие из них больше не вернулись в эти места. Так, например, произошло с несколькими тысячами сицилийцев, которые отправились на борту грузовых судов в Америку. Но кое-кому не суждено было туда добраться: их корабль «Флорида» столкнулся недалеко от Нью-Йорка с другим судном. Паника охватила 850 беженцев, и трое из них утонули. К счастью, к остальным помощь подоспела вовремя.

Извержения в последующие годы
После землетрясения Мессина и Реджо были отстроены заново. С тех пор стихийные бедствия обходили их стороной, но неспокойное состояние земной коры продолжало ощущаться. В 1968 году Сицилия вновь пережила землетрясение, в результате которого погибло 400 человек и был до основания разрушен город Джибеллина. В 2002 году землетрясение произошло в окрестностях Палермо, причинив некоторый ущерб, но на этот раз обошлось без человеческих жертв. Толчок ощущался на всей территории острова, и тысячи людей в панике выбежали из своих домов, не обращая внимания на позднюю ночь.

Землетрясения не дают покоя не только Сицилии и Калабрии. В 1915 году погибло 30 000 человек и был полностью разрушен город Авеццано в центре Италии. В 1976 году подземная стихия проявила себя в области Фриули, где погибло около 1000 человек. В 1980 году от землетрясения пострадал город Эболи, расположенный к югу от Неаполя, там количество жертв превысило 2700 человек. Серия землетрясений произошла в 1997 году в области Умбрия, в результате которых лишились крова 40 000 человек и 13 погибло. Была сильно повреждена всемирно известная базилика Св. Франциска в городе Ассизи.

Тем не менее за последние десятилетия итальянцы больше подготовлены к возможным землетрясениям и извержениям вулканов. Непрерывно ведутся исследования, касающиеся причин этих явлений, совершенствуются системы раннего предупреждения, а при строительстве дорог, жилых домов и офисных зданий учитывается опасность подземных колебаний. И все же в последние годы ведутся многочисленные споры по поводу планов строительства подвесного моста через Мессинский пролив. Для такого сооружения, длина которого будет составлять более 3 км. потребуются опоры с обеих сторон высотой с Эйфелеву башню. Конструкции моста должны, по плану, выдерживать землетрясение до 7,1 балла по шкале Рихтера, вопрос только в том, хватит ли такого запаса прочности. После многолетних дискуссий итальянский парламент одобрил план в 2005 году и предложил тендер на его реализацию с бюджетом в 4 млн евро Международному строительному консорциуму.
Новая администрация, пришедшая к власти в 2006 году, пока отложила реализацию этого проекта.

Памятник русским морякам в Мессине

Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию

Землетрясение в Мессине

Мессина – очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. Одним из самых страшных бедствий в его истории стало мощное землетрясение, случившееся утром 28 декабря 1908 года. В спасении Мессины и тысяч жизней её обитателей самое деятельное участие приняли моряки русского флота, корабли которого, по счастью, оказались неподалёку от места жуткой трагедии.

Гардемаринский отряд

После окончания Русско-японской войны (1904-1905 гг.) остро встал вопрос о возрождении Российского военно-морского флота. Наряду со строительством кораблей, проводилась подготовка личного состава и будущих командиров флота. Для этой цели в мае 1906 года на Балтике сформировали Особый отряд судов, предназначенный для плавания с корабельными гардемаринами, куда вошли линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Командовал соединением контрадмирал Владимир Иванович Литвинов .

15 (28) декабря 1908 года отряд, после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб, стал на якорь в порту Аугуста (восточное побережье Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда на 360 градусов.

Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение ещё некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, сыграли отбой.

Вечером из Катании к командиру отряда, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии произошло сильное землетрясение с эпицентром в Мессинском проливе. Портовый начальник вручил Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, приказал кораблям готовиться к походу.

Страшная катастрофа

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. В корабельных лазаретах развернули приёмные пункты для раненых, обеспеченные перевязочным материалом и медикаментами. Руководил этим флагманский врач отряда А. Бунге , в прошлом известный полярный путешественник.

На следующее утро корабли прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина. От некогда цветущего и благополучного города с населением свыше 160 тысяч человек остались одни дымящиеся руины. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении...».

Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Тут же организовали перевязочные пункты, на которые стали переносить раненых. Через некоторое время к русским морякам присоединились экипажи с кораблей английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалёку от бедствующего города.

Подвиг русских моряков

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий. Смена команд происходила через шесть часов, но многие отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!» .

Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Палермо. Линкор «Слава» с 550 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.

Позже итальянские врачи написали морскому министру России:

«Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили... Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии... Да здравствует Россия!!!».

Постепенно в пострадавшем городе установился относительный порядок. Здесь было сосредоточено более 6 тысяч войск, 40 военных кораблей и собралось до 300 врачей. На запрос командира отряда – нужна ли ещё помощь русских моряков, морской министр Италии ответил, выразив при этом глубокую признательность нашим соотечественникам, что теперь итальянские власти обойдутся собственными силами. 3 (16) января 1909 года линкоры «Слава» и «Цесаревич» ушли в Аугусту, а ещё через два дня отряд перешёл в Александрию.

Русские корабли были восторженно встречены итальянцами, проживавшими в Египте. К приходу отряда здесь была выпущена листовка, где говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!» .

По официальным данным, русские моряки извлекли из-под развалин и спасли более 2 тысяч человек . Итальянское правительство наградило врачей и командование кораблей итальянскими орденами. Контр-адмирал Литвинов получил золотую медаль и «Большой крест Итальянской короны», командиры кораблей и врачи – большие серебряные медали и «Командорские кресты». Кроме того, все моряки без исключения были награждены малыми серебряными медалями «В память содружества».

Благодарная Сицилия

По прошествии двух лет со дня катастрофы, итальянский комитет помощи пострадавшим в Мессине собрал средства на отливку золотой памятной медали, а скульптор Пьетро Куфереле выполнил очень выразительную скульптурную композицию, изображающую русских моряков, спасающих из-под развалин пострадавших от землетрясения жителей Мессины.

Золотой медалью решено было наградить Российский флот, а большими серебряными медалями – экипажи русских кораблей, отличившиеся при спасении жителей пострадавшего города.

1 (14) марта 1910 г. в мессинскую гавань под звуки оркестра вошёл крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нём были строки:

«Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдёт в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии...».

По сей день жители города продолжают бережно хранить память о подвиге российских моряков. В нынешней Мессине есть новые районы, которые когда-то были пригородными деревнями, полностью разрушенными, как и город, во время страшного землетрясения. Практически в каждом из этих районов есть улицы, названные в честь подвига русских моряков. Их названия похожи и звучат примерно одинаково: «Улица русских моряков», «Улица российских моряков-героев 1908 года», «Улица русских моряков Балтийской эскадры»...

На здании мессинского муниципалитета в 1978 году была установлена памятная доска с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей... жителям Мессины, пострадавшим от землетрясения 28 декабря 1908 года».

Видео об открытии памятника в Мессине – http://www.1tv.ru/news/world/209227

Источники с иллюстрациями

Мессина - город и порт в Италии, расположенный на острове Сицилия. Административный центр провинции Мессина. Кварталы города тянутся по берегу вдоль одноименного Мессинского пролива, протекающего между Апеннинским полуостровом и о. Сицилия. Длина его 33км., ширина 3-22км. Глубина судоходной части 72-1220м. Пролив известен своим коварством и водоворотами - Сцилла и Харибда. Мессина основана около 730 лет до н.э. под названием Занкла - греческими колонистами.

В настоящее время в городе проживает более 500 тысяч человек. Главная отрасль - судостроение и судоремонт, в основном кораблей среднего водоизмещения. Здесь же находится военно-морская база ВМС Италии, хотя протяженность причального фронта незначительна. Глубина у причалов до 9м., а у входа в гавань, ширина которой 457м., до 8м.

Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908 года навечно запечатлелось в памяти и сердцах жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, пришедших на помощь. Тот подвиг вошел почетной страницей в историю Российского военно-морского флота. Трагедия внесена во все справочники как одна из крупнейших в истории человечества, повлекшая за собой огромные жертвы.

Первый толчок поднял людей с кроватей в 5:25. Второй, нарастающий толчок длился около 10 секунд. Затем толчки последовали один за другим. От каждого очередного колебания земной поверхности разваливались здания. Рухнули гостиница и собор, в руины превратился целый городской квартал. В развалины превратился Большой Норманнский собор Благовещенья, хранивший на протяжении столетий в своих стенах сокровища древнего искусства. Теперь он похоронил их под гранитными обломками. В прах рассыпались замечательные архитектурные творения - театры Мунизоне и Виктора Эммануэля. Роскошные, переполненные туристами гостиницы "Виктория", "Метрополь", "Тринакриа" и "Франция" пошатнулись и рухнули, похоронив своих постояльцев. Развалился собор Диомо - еще одно хранилище бесценных сокровищ искусства. Уцелела только колоссальная мозаичная статуя Христа на куполе аспиды восточной оконечности собора.

Но все это составило лишь небольшую часть трагической истории. Дома похоронили целые семьи, городские кварталы своих обитателей. Развалившиеся армейские казармы Сантелия отняли жизни у спящих солдат и внесли свою лепту в трагедию. В своих домах погибли начальник полиции и большинство представителей городских властей. Землетрясение освободило в тюрьме Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по улицам и грабежами и убийствами создавали дополнительную опасность для жителей города.

Когда, наконец, толчки прекратились, из 147 тысяч жителей в живых осталось 65т. Остальные погибли. Кто был раздавлен обломками рухнувших зданий, кто сгорел в пожарах, возникших из-за повреждения газопровода, кто утонул в водах разлившихся городских резервуаров. Жители прибрежной полосы подверглись ударам цунами. Повсюду царил полнейший хаос, который стал превращаться в сумасшедший дом. Чтобы снять с погибших украшения, грабители обрубали им пальцы. Полуголодные толпы на полуразрушенных складах забивали друг друга до смерти из-за куска хлеба. Казалось, что нет никакой силы, способной противостоять разбушевавшейся стихии, панике, мародерству.

В это время у берегов Сицилии находился отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова в составе: "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". В октябре 1908 года корабли вышли из Либавы в практическое плавание и в декабре стояли на якорях в глухой бухте Аугуста на Сицилии, где занимались учебными минными и артиллерийскими стрельбами. Как только стало известно о сильном землетрясении командир отряда телеграфировал в Петербург, запросив инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Владимир Иванович Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: "Отряду готовиться к походу". Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины.

Войдя в гавань, моряки увидели, что города практически не существовало. Кругом груды развалин, подернутые облаками дыма и пыли. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем их доставляли в Неаполь. Так "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Причем ни докторов, ни санитаров не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин. Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших... но уже в первый день удалось спасти более ста человек. Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть. Команды отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. В пять дней по приблизительному подсчету русского штаба, было спасено нашими командами около 2400 человек, на деле, вероятно, спасенных было больше. Статистикой никто не занимался. В полдень прибыла английская эскадра. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами.

К этим строкам остается лишь добавить, что немало ярких свидетельств героизма и самоотверженности русских моряков содержится в мало кому известной книге А.М. Горького "Землетрясение в Калабрии и Сицилии" изданной в 1909 году в Санкт-Петербурге. Горький, живший в то время на Капри, выезжал в Мессину вскоре после землетрясения, провел там несколько дней и записал рассказы очевидцев.

Итальянское правительство в 1910 году наградило всех участников спасения. Контр-адмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года"

В феврале 1911 года крейсер "Аврора" (так нам хорошо знакомый) совершал учебное плавание в Средиземном море, в ходе которого зашел в Мессину за получением наград и подарков участникам спасательной эпопеи. Муниципалитет передал крейсеру и мемориальную грамоту, впоследствии попавшую в собрания Санкт-Петербургского военно-морского музея. После мессинских событий население Италии стало с еще большим уважением относится к русским морякам. Во всех итальянских приморских городах, которые они посещали, жители выражали им свою глубокую признательность. Командир крейсера "Олег", находившегося в Средиземном море в 1913-14 гг. писал в своем отчете, что экипаж "встречал в итальянских портах самое радушное и внимательное отношение...

Чувства благодарности русским за Мессину еще неизменно свежи в памяти итальянцев". Примером может служить и тот факт, что скульптор Куфферле создал макет памятника русским морякам, оказавшим помощь Мессине, разрушенной землетрясением в 1908 г. О тех днях Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита" , который нельзя не прочитать!

Помнят ли нынешние жители Мессины о самоотверженной помощи русских моряков? Помнят! В нынешней "большой Мессине" (как впрочем в любом городе) есть новые районы, прежде бывшие окраинными деревнями, которые, как и весь город, тоже были полностью разрушены землетрясением. Так вот, в каждом из этих районов есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят похожие названия: "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры". В последующие годы, неоднократно, местные городские власти приглашали наших военных моряков в гости. Так в январе 1930 году здесь впервые побывали советские моряки - балтийцы, совершавшие переход из Кронштадта в Севастополь в составе линкора "Парижская Коммуна" и крейсера "Профинтерн" во главе с Л.М.Галлером, а в октябре отряд кораблей Черноморского флота, включавший крейсер "Червона Украина", эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Шаумян" под командованием Ю.В. Шельтинга. В Мессине итальянцы в беседах с краснофлотцами с чувством признательности вновь вспоминали самоотверженные действиях русских моряков в 1908 году, а также выражали свою благодарность советским людям, принявшим в 1928 году активное участие в поисках экипажа дирижабля "Италия", потерпевшего аварию в Арктике. В том январе корабли посетил А.М.Горький. Он присутствовал на вечере самодеятельности и выступил с коротким докладом о своей творческой работе.

Как-то еще в период моей службы в кубрике зашел разговор о визитах, а их в ту пору было немало как официальных, так и деловых. Различались они и как по содержанию, так и по отношению к нам - советским военным морякам. Помнится, прикомандированный старшина рассказал нам о недавнем визите в Италию.

Упомянул о необычайно теплом приеме и радушии итальянцев. Честно говоря, я не совсем этому поверил. И вот почему. В те годы шла "холодная война", к тому же Италия - член НАТО. Нет, в это верилось с трудом, но оказывается я действительно ошибался. В том 1973 году после сорокалетнего перерыва возобновились взаимные визиты военных кораблей СССР и Италии. Во второй половине сентября в Севастополе и Одессе побывал отряд итальянских военных кораблей, а с 15 по 22 октября ответный визит нанесли советские корабли в составе крейсера "Адмирал Ушаков" и БПК "Отважный" под командованием контр-адмирала Л.Я.Васюкова. Сначала они побывали в порту Таранто, а затем и Мессина. Их пребывание здесь явилось большим событием для итальянских жителей.

Прошло 65 лет после мессинской трагедии 1908г, но подвиг русских матросов в Италии не забыт. Из поколения в поколение передается в семьях потомственных мессинцев рассказ о благородстве моряков российской эскадры. "Они первыми пришли к нам на помощь", - под таким заголовком была опубликована корреспонденция в местной газете перед визитом наших кораблей. В дни их визита советских моряков посетил Альмейдо Аттилло, который рассказал о том, как его, 11-летнего мальчика, извлекли из развалин российские моряки.

В те дни посланцы советского флота осмотрели знаменитые пещеры Гротта ди Кастелано, в окрестностях Таранто, древний театр на острове Сицилия, в котором некогда разыгрывались жестокие трагедии гладиаторов и другие достопримечательности. Военные и гражданские власти этих городов, где активно действуют не только прогрессивные общественные организации, но и неофашистские элементы, сделали все, чтобы визит прошел успешно.

Через три года, в 1976 г. с 17 по 22 сентября в порту Мессина гостил другой отряд советских кораблей в составе крейсера управления "Жданов" и большого противолодочного корабля "Смелый". К тому времени корабли уже четыре месяца находились на боевой службе в Средиземном море. Возглавил визит командующий 5 эскадрой вице-адмирал В.И.Акимов.

Вот что вспоминает о том событии старшина 1 статьи запаса Владимир Патосин, служивший на крейсере в БЧ-5, первое машинное отделение. "Заход великолепный и по теплоте приема, и по красоте мест. Запомнилась необычная бухта со старинной крепостью. Самое потрясающее, что в городе до сих пор помнят события 1908 года и чтят! Для посещения крейсера был прибран носовой кубрик, за дни визита на корабле побывали тысячи мессинцев. В город на экскурсии удалось сходить по 1-2 раза, кто-то побывал в городе Таормина и еще где-то.

фото В.Патосина

А вот, что пишет о тех днях Сергей Филипповский, служивший в РТС. "Мне, как пожалуй и другим, запомнилось радушие мессинцев, их открытость. Все это мы ощущали и во время автобусных экскурсий в Таормино и Серакузы, пеших прогулок по городу и встречах на борту кораблей. Вспоминая те дни, припомнился и такой курьезный момент, случившийся в первые минуты визита. Наш крейсер первым подошел к причалу. После оканчания шватровки, флаг перенесли с гафеля на флагшток на корме. По кораблю был обьявлен "Большой сбор" на юте. В это время рядом с нами швартовался БПК "Смелый". Однако командир "Смелого" чуток не подрасчитал скорость, вследствии чего БПК стал наваливаться форштевнем на наш флагшток с флагом. На глазах сотен мессинцев и всего нашего экипажа флаг упал... Это были непередаваемые секунды, возникло смешанное чувство ужаса, позора и обиды... Спасли положение сигнальщики. От какой-то швабры быстренько оторвали черенок и приладили к нему флаг, а один из них встал вместо флагштока. Ну, а после построения устранили повреждение".

Другой участник того визита Валерий Дмитриенко, служивший на "Жданове", в БЧ-4, первый дивизион, рассказывает: "Во второй декаде сентября 1976 года штаб эскадры перешел на ПКР "Ленинград". Экипаж крейсера приступил к подготовке официального визита в Италию, порт Мессина. Рано утром 11 сентября связисты нашего дивизиона установили УКВ связь с итальянцами. Об этом я как помощник дежурного по связи доложил командиру боевой части связи капитану 2 ранга Фещуку Ан.А. Вскоре пред нами раскинулась величественная панорама бухты, города и его окрестностей. Крейсер "Жданов" и БПК "Смелый" были пришвартованы как бы в центре города и как нам говорили итальянцы, именно в том месте, где стояли корабли Балтийской эскадры.

Принимали нас хорошо. В один из дней состоялась торжественная церемония возложения венка. В ней участвовал почетный караул с наших кораблей, а также военный атташе СССР в Италии, командир крейсера капитан 1 ранга Шакун Ан.М., командир "Смелого", командование военно-морской базы и другие официальные лица.

На баке и юте крейсера были организованы небольшие экспозиции о ВМФ СССР, на кораблях побывало множество жителей города, матросов и офицеров итальянских военно-морских сил. Под теплым солнцем Мессины на этих встречах часто звучал смех, на лицах светились улыбки и, конечно, бойко шел обмен сувенирами. Особенно из флотской атрибутики. Экипажам наших кораблей были выделены автобусы, на которых мы совершили поездки в соседние города, такие как Сиракузы и в ту же Таормину. Получились они интересными, познавательными. Одно могу сказать, что те впечатления остались на всю жизнь!

фото из альбома Валерия Дмитриенко

фото из альбома Алексея Курданина

В 1978 году Мессина отметила семидесятилетие трагических событий. В связи с этим была издана книга Розы Марии Палермо ди Стефано и Витторио ди Паоло. "1908. Русские моряки в Мессине". В тот год на здании городского муниципалитета была установлена памятная доска. Надпись на ней гласит: "В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей "Богатырь", "Цесаревич", "Макаров", "Слава" - жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 года. Муниципалитет, высоко оценивающий жест человеческой солидарности и высочайшего героизма, установил эту мраморную доску по случаю желанного визита советских представителей как свидетельство вечной памяти и братской дружбы города Мессина с русским народом”.

Как почетного гостя, принимала Мессина тогда большой противолодочный корабль "Решительный", прибывший с визитом. Отмечалась та дата и в Советском Союзе. Так, например, была выпущена вот эта почтовая марка.

Прошло еще двадцать лет, когда по приглашению муниципалитета Мессины, туда отправился БПК "Керчь", чтобы принять участие по случаю 90-летия мессинского землетрясения и героической помощи русских матросов. Возглавил тот визит заместитель командующего Черноморского флота контр-адмирал А.Ковшарь.

Летят годы. Но есть полная уверенность, что пока жива благодарная Память мессинцев, в гавани этого чудесного города-порта еще не раз будет развиваться российский Андреевский флаг!







Мессина является прекрасной жемчужиной в короне городов Италии. Он имеет древнюю историю – первые упоминания об этом поселении датируются 730 годом до н.э. Расположившись на береговой линии Мессинского пролива, город стал не только торговым центром, но и ядром всего сельскохозяйственного района, специализирующегося на выращивании цитрусовых культур.

В истории города было много событий, которые приводили к его упадку, но Мессина восстанавливалась и расцветала вновь. Одним из таких трагических для города событием было землетрясение, происшедшее 28 декабря 1908 года. Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки.

После завершения русско-японской войны, в результате которой был обескровлен российский военно-морской флот, перед властью остро стоял вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. С этой целью весной 1906 года был сформирован особый отряд судов, в который входили два линкора – «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командование отрядом было поручено контрадмиралу В.И. Литвинову. На кораблях разместились практиканты: 135 выпускников морского корпуса Петра Великого, 23 механика, 6 выпускников инженерного института и несколько человек учеников квартирмейстеров Балтийского флота. Перед походом отряд посетил Государь Император, который призвал моряков вести себя в заморских странах подобающим образом, поскольку они являются посланниками своей Родины.

В октябре 1908 года корабли вышли в Финский залив и направились в Средиземное море, согласно плану учений.
После выполнения учебных задач похода 15 декабря 1908 года отряд прибыл в итальянский порт Аугуста, расположенный на восточном побережье Сицилии на расстоянии около 70 миль от Мессины.

Утром 28 декабря в Мессине произошли подземные толчки, которые привели к смещению участков дна Мессинского пролива. Огромные волны, внезапно обрушились на утренний город. Одновременно произошло три сильных подземных толчка, что стало причиной обрушения зданий почти в двадцати населенных пунктах, расположенных в прибрежной полосе Сицилии и Калабрии.

Моряков русской эскадры разбудил мощный гул, а затем, все услышали удары по корпусу корабля. Огромная волна ворвалась в бухту порта, развернув стоявшие в ней на якоре корабли на 180 градусов. Через несколько минут ситуация нормализовалась, лишь на водной глади наблюдалось небольшое волнение.

Вечером этого же дня к командиру отряда обратились капитан порта и российский консул А. Макеев с просьбой оказать помощь населению Мессины, оказавшемуся, практически, в эпицентре землетрясения. Направив информацию о случившемся в Петербург, командир отряда приказал судам готовиться к отплытию в Мессину.

Во время перехода моряки отряда готовились к оказанию экстренной помощи пострадавшим: формировали подразделения спасателей, группы снабжались инструментами, продовольствием и водой. Лазареты подготавливались для приема пострадавших. Руководил медиками опытный врач А. Бунге, прошедший хорошую практику работы в экстремальных условиях Заполярья.

Когда корабли прибыли на рейд Мессины, моряки увидели огромные разрушения: уничтожены все дома, портовые сооружения. Оставшиеся в живых жители, обезумевшие от горя, боли, потери близких, просили о помощи. Из-под завалов доносились крики раненных, в городе наблюдались многочисленные очаги пожаров.

Российские моряки начали расчистку завалов. Работа осложнялась еще тем, что подземные толчки продолжались, обрушения в завалах угрожали жизни моряков, разбирающих остатки зданий.




Вот,что пишет Гаральд Карлович Граф: << крейсер,Адмирал Макаров, первым поднял пары и вышел в море. Мы снялись с якоря ещё не имея достаточно паров во всех котлах и по этому шли средним ходом, но потом подняли до полного. Все только и говорили об этой катастрофе, но не представляли грандиозности разрушений и гибели такого количества людей. Во время перехода командир приказал докторам собрать все наличные перевязочные средства и со всем медицинским персоналом приготовится к съеду на берег. Кроме того, было приказано двум ротам надеть рабочие платье и высокие сапоги и приготовить верёвки, ломы, кирки и лопаты. Скоро на горизонте показались высокие столбы дыма, и чем ближе мы подходили к Мессине, тем ярче вырисовывались пожары и разрушения. В нескольких местах вырывалось пламя. Фактически весь город был разрушен.Всюду виднелись полуразрушенные дома. В гавани затонуло несколько пароходов, и их стенки покосились и дали трещины. Кое где на набережной виднелись люди, которые махали руками и что-то кричали. Очевидно звали на помощь. Перед командиром встал вопрос отдать ли якорь на рейде или войти в гавань. Если встать на рейде,далеко от берега, то нельзя оказать быструю и интенсивную помощь, а войдёшь в гавань- подвергнешься большому риску, так как несомненно,что её дно деформировалось… и тогда там застрянем. Но командир не долго колебался и решил рисковать и войти в гавань…Увидя входящий крейсер, на набережной стала собираться толпа обезумевших от пережитых ужасов жителей. Все кричали и размахивали руками, разобрать,что они кричат, мы не могли. Во всяком случае, они с большой готовность помогали нам завести швартовы и притащили большую сходню…
Наша помощь оказалась особенно ценной, потому что мы первыми пришли к месту катастрофы. Уговаривать нас не пришлось. На берег немедленно сошли обе роты, доктора, фельдшеры и санитары. Последние немедленно открыли санитарный пункт. А роты разделились на маленькие группы и начали раскопки, по указанию местных жителей. Встала задача искать живых. Но этим помощь моряков не ограничилась. Раненых брали на крейсер, оказывали им первую помощь, готовили к отправке в Неаполь. Весть о русских спасателях быстро распространилась по городу, изо всех районов в порт, к крейсеру, Макаров, стали доставлять тяжелораненых, их размещали на палубе и в каютах. Но прибывали всё новые и новые тысячи пострадавших средств не хватало… из семьи русского консула в Мессине в живых осталось одна жена, тяжело раненная, она была отправлена на броненосце,Цесаревич, в Сиракузы. А меж тем оставшиеся на берегу моряки, рискуя каждый момент жизнью, под угрозой новых обрушений, продолжали раскапывать завалы. Раздававшиеся из под руин стоны заставляли спешить, забывая усталость и страха за свою жизнь. Мольбы родных, чьи близкие оказались под обломками зданий,только усиливали колоссальный стресс, в котором наши матросы и офицеры вели свои спасательные работы. Когда вечером пришла команда возвращаться на крейсер, многие поначалу ослушались приказа, продолжая опасную и тяжёлую работу, от которой тогда зависела жизнь сотен и сотен мессинцев. >>

В развернутых в кратчайшее время перевязочных пунктах оказывалась медицинская помощь. Как потом оказалось, многим жителям это благодеяние спасло жизнь. Впоследствии к российским спасателям присоединились экипажи прибывшей английской эскадры.

Yи докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.

Группы спасения работали круглосуточно. Российскими моряками из завалов было извлечено более двух тысяч пострадавших.

Раненых, больных, детей и стариков на российских кораблях отвозили в ближайшие города Италии, которые не пострадали от стихии: Неаполь, Палермо и Сиракузы. Возвращаясь в Мессину, суда доставляли закупленную провизию, перевязочные материалы и средства для дезинфекции.

По имеющейся информации в результате мессинского землетрясения погибло около 44% жителей населенных пунктов, которые приняли на себя самые сильные удары стихии. 100 тысяч жизней унесло это самое мощное европейское землетрясение.

В последствие, итальянские медики написали российскому морскому министру благодарственное письмо, в котором отметили самоотверженный труд моряков и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.

Итальянское правительство наградило орденами врачей и командование кораблей.

За участие в спасении людей правительством Италии 1910 году были награждены:

контр-адмирал Владимир Литвинов - Большим Крестом ордена Итальянской Короны,
флагманский врач Балтийского отряда Александр Бунге - Большим офицерским крестом ордена Итальянской короны,
командорским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены: флаг-капитан капитан 2 ранга Казимир Погребенский, командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Павел Любимов, старший врач линейного корабля «Цесаревич» Николай Новиков, командир линейного корабля «Слава» капитан 1 ранга Эдуард Кетлер, старший врач линейного корабля «Слава» Е.Емельянов, командир крейсера «Богатырь» капитан 1 ранга Николай Петров 2-й, старший врач крейсера «Богатырь» Ф. Гласко, командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга Владимир Пономарев, старший врач крейсера «Адмирал Макаров» Ю.Каружась,
офицерским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены младшие врачи: линейного корабля «Цесаревич» - Адам Шишло, линейного корабля «Слава» - Евгений Каллина, крейсера «Богатырь» - Петр Бачинский, врач канонерской лодки «Кореец» Николай Востросаблин,
командорским крестом ордена итальянской короны были награждены: младший врач крейсера «Адмирал Макаров» - Владимир Лубо, командир канонерской лодки «Гиляк», капитан 2 ранга Петр Патон-Фантон-де-Веррайон, командир канонерской лодки «Кореец» капитан 2 ранга Федор Римский-Корсаков, врач канонерской лодки «Гиляк» Владимир Госс.

Орден Итальянской короны (степенями не заморачивался)



Маврикий и Лазарь

В спасательной операции принимали участие более 6 тысяч военных и 300 врачей. Только 3 января местные власти, поблагодарив российских военных, уведомили их, что теперь в состоянии справиться собственными силами. Отряд российских кораблей продолжил свой путь: сначала в Аугусту, а затем в Александрию.

Мессина не забыла своих спасителей. Через два года, на собранные жителями Мессины деньги, была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий.
Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в Мессинскую гавань в марте 1911 г.


До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.

Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.

В 1910 г. правительство Италии приняло решение о награждении участников спасательной операции. Королевским декретом от 5 июня 1910 года, награждались:
- командир отряда - орденом и золотой медалью;
- командиры кораблей - орденами и большими серебряными медалями с надписью «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии»;
- Российский флот - большой золотой медалью;
- корабли - большими серебряными медалями;
- все участники без исключения - малыми серебряными медалями с надписью «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».
Такие же награды предназначались и другим экипажам иностранных кораблей, принявшим участие в спасении жителей Мессины.
Так как необходимое количество медалей не было готово, вручение их было перенесено на 1911 г.
Крейсер «Аврора», совершавший в 1910-1911 гг. практическое плавание, в это время находился в Средиземном море. Командование поручило командиру крейсера капитану 1 ранга II.Н. Лескову посетить порт Мессина и принять награды и подарки.
1 марта 1911. г. крейсер «Аврора» прибыл в Мессину. На следующий день на борту корабля состоялась торжественная церемония, на которой итальянская делегация вручила П.Н. Лескову:
- большую золотую медаль и художественно выполненный благодарственный адрес русскому флоту;
- большие золотую и серебряную медали для В. И. Литвинова;
- большие серебряные медали для командиров кораблей;
- большие серебряные медали и дипломы для кораблей;
- серебряные медали для всех участников спасательной операции;
- многочисленные подарки.

По данным Главного морского штаба, в спасательных работах в Мессине принимало участие следующее количество моряков Российского флота:

– с кораблей Балтийского отряда: 113 офицеров, 164 корабельных гардемарина, 42 кондуктора и 2559 нижних чинов;

– с канонерских лодок "Кореец" и "Гиляк", присоединившихся к кораблям Балтийского отряда: 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

Русским морякам были вручены серебряные шестистрочные медали в память мессинского землетрясения.

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 629.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: На принятие отчеканенных. Итальянским Правительством медалей в память бедствия, постигшего в конце 1908 года Мессину и Калабрию:

Золотых:
ИМПЕРАТОРСКОМУ Российскому Флоту
Бывшему Начальнику Балтийского Отряда, ныне Члену Адмиралтейств-Совета, Вице-Адмиралу Литвинову

Серебряных:
Линейным кораблям:
"Слава" и бывшему командиру его, ныне отставному Капитану 1-го ранга Кетлеру "Цесаревич" и
бывшему командиру его Капитану 1-го ранга Любимову
Крейсеру "Богатырь" и командиру его Капитану 1-го ранга Петрову-Чернышеву
Канонерским лодкам: "Кореец" и бывшему командиру ее, капитану 1-го ранга
Римскому-Корсакову 2-му
"Гиляк" и бывшему командиру ее Капитану 1-го ранга Паттону-Фантону-де-Веррайону,

с тем, чтобы пожалованные лица носили означенные медали, пожалованная Флоту – хранилась в Морском Корпусе, а пожалованные судам хранились на судах, до исключения их из списков, а затем были передаваемы для дальнейшего хранения в Морской Корпус.
На подлинном рукою Морского Министра написано: "Высочайше соизволено. В Царском Селе, Мая 16 дня 1911 года. Морской Министр Вице-Адмирал Григорович".

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 650.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: на принятие и ношение серебряных медалей.
Командиру отряда, командирам кораблей, офицерам, чиновникам, гардемаринам и нижним чинам – 3029 человек.
Разрешено: 4 октября 1911 г.

ОТНОШЕНИЕ ВТОРОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ.
21 сентября 1911 г., № 11677.
Препровождая у сего в двух запечатанных ящиках 3170 итальянских серебряных медалей, пожалованных лицам, оказавшим помощь пострадавшим во время землятресения в Сицилии и Калабрии в 1908 г., Второй Департамент имеет честь покорнейше просить Главный Морской Штаб не отказать передать 3163 из них чинам Морского Ведомства, поименованным в списках, приложенных к отношениям Главного Морского Штаба от 1 Апреля 1909 г. за № 6594 и от 3 Апреля того же года за № 6818, благоволив об исправном получении медалей уведомить Департамент, с возвращением остальных 7 медалей для передачи таковых Департаментом по принадлежности.
Вместе с тем Департамент препровождает 143 удостоверения, подлежащие выдаче, поименованным в них лицам, присовокупляя, что гардемаринам и нижним чинам удостоверения Итальянским Правительством изготовлены не будут и что пожалование таковых медалей награжденным лицам должно быть удостоверено подлежащим начальством.
Медали, которые, по каким-либо причинам, не представляется возможным вручить лицам, которым они пожалованы, Департамент, по ходатайству Итальянского Министерства Иностранных Дел, покорнейше просит возвратить,
Участвовало в спасении жителей Мессины:

Офицеров:
Балтийского отряда 113, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 20, итого 133
Корабельных гардемарин:
Балтийского отряда 164, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 0, итого 164
Кондукторов:
Балтийского отряда 42, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 4, итого 46
Нижних чинов:
Балтийского отряда 2559, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 260, итого 2819
Всего:
Балтийского отряда 2878, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 284, итого 3162



Носили русские моряки мессинские медали как на пятиугольных колодках, так и на треугольных - кто как мог и хотел.

Русская пятиугольная колодка с шестистрочной мессинской медалью








Матрос с "Богатыря" с медалью за Мессину на треугольной колодке





В чем разница между мессинскими медалями?

Было несколько разных наград, у каждой из которых имелись свои разновидности:
- по металлу
золото-серебро-бронза у четырехстрочных и серебро-бронза у памятных шестистрочных;
- по размеру
40мм для юридических лиц (корабли, организации) и 35мм (четырехстрочка) и 32мм (шестистрочка) для физических лиц, людей.

I. Четырехстрочная
Medaglia di benemerenza per il terremoto calabro-siculo

Медаль заслуг во время землетрясения в Калабрии и Сицилии 28 декабря 1908
Учреждена в Риме 6 мая 1909 года в двух видах:
Диаметр
4 см для учреждений
3,5 см для людей
Степени: золото, серебро, бронза

Надпись на реверсе в четыре строки «Terremoto 28 dicembre 1908 in Calabria e in Sicilia»

Кроме этого, были различия в ленте медали. С 6 мая по 21 октября лента была зелёной с красными полосками 6 мм по краям. Королевским указом № 719 от 21 октября 1909 года вводился указ о том, что цвет кантов становится белым.

Малое золото получили командиры российских кораблей, большое золото флот и корабли.

Плюс командирам кораблей было вручено памятное шестистрочное серебро (см. ниже).

II. Шестистрочная памятная.
Более поздняя La medaglia commemorativa per il terremoto calabro-siculo
«Медаль в память землетрясения в Калабрии и на Сицилии» была учреждена Королевским указом № 79 от 20 февраля 1910 года, чтобы отметить работу наградить за ликвидацию последствий стихийного бедствия, в местах, опустошенными землетрясением 28 декабря 1908 года. Медаль выдавали бесплатно, за счет государства, иностранцам [в т.ч. офицеры и матросы Российского императорского флота с кораблей «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров», «Богатырь» и канонерских лодок «Гиляк II» и «Кореец II»], для солдат королевской армии и военно-морского флота, стражам правопорядка города и членам Ассоциации Красного Креста Италии, участвующим в ликвидации последствий землетрясения 28 декабря 1908 года в Калабрии и Сицилии.

Медаль была изготовлена в единственном размере из серебра и бронзы диаметром 32 мм.
Памятной шестистрочной награждали только людей.



Надпись на реверсе в шесть строк : «Medaglia commemorativa - Terremoto calabro-siculo 28 dicembre 1908»

С лентой у этой медали всё тоже не совсем просто.
Медаль носилась на левой груди на шелковой ленте синего цвета шириной 33 мм, с вертикальной белой полосой в центре шириной 11 мм.

Королевским указом № 497 от 7 июля 1910 лента была изменена. Теперь она стала зелёного цвета, шириной 36 мм, с тремя вертикальными белыми полосами, шириной по шесть мм. Этот вариант является самым распространённым.

Русские моряки получили малое памятное серебро - шестистрочную мессинскую медаль.





Автор серебряных шестистрочных мессинских медалей Луиджи Джиоржи (итал. Luigi Giorgi, 1848-1912) - золотых дел мастер, главный гравер Королевского монетного двора в Риме и первый директор-профессор Школы медальерного искусства.
Шестистрочная бронза, показанная выше, в обрезе шеи S.J. (фирма S.Johnson) - Стефан Джонсон, Милан.

А вот итальянцы могли получить и носить сразу две медали - непосредственно за участие в ликвидации - четырехстрочную и памятную шестистрочную, и серебро и бронзу.
Первой наградой у итальянца орден Итальянской короны.

mob_info