Составить план работы по самообразованию. План по самообразованию воспитателя доу

Обязательным элементом деятельности является самообразование воспитателя в ДОУ. Средняя группа детского сада - этот тот возраст детей, когда наставник уже знает их индивидуальные возможности, поэтому может уделять должное внимание не только их воспитанию, но и своему образованию.

Значимость самообразования

После введения в государственные дошкольные образовательные учреждения новых образовательных стандартов обязательным элементом стало самообразование воспитателя в ДОУ. Средняя группа детского сада - оптимальный период для проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому одним из направлений образовательной деятельности воспитателя может быть изучение и внедрение в практику проектных технологий.

Вариант повышения квалификации

Предлагаем план по самообразованию воспитателя ДОУ. Средняя группа подходит для реализации проектных технологий. Именно поэтому данный вопрос можно сделать основой для профессионального роста педагога.

В качестве темы можно взять материал: «Проектные технологии как способ формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО». Целью является изучение и внедрение в практику деятельности по совершенствованию познавательной активности дошкольников путем использования проектных образовательных технологий.

Задачи

С чего начать самообразование воспитателя в ДОУ? Средняя группа подходит для составления перспективного плана деятельности педагога. Работая с детьми данного возраста, воспитатель имеет отличную возможность повысить свой уровень теоретических знаний. Именно поэтому среди основных задач, которые ставит перед собой педагог в рамках ФГОС ДО:

  • изучение теоретической литературы;
  • посещение методических советов и конференций;
  • работа с банком педагогической информации

Педагог старается продумать собственную стратегию работы с родителями, детьми. Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ должны исходить из возрастных и индивидуальных особенностей малышей. Педагог старается продумать работу, позволяющую развивать самостоятельность воспитанников. На основе результатов, полученных после внедрения проекта в практику, педагог может обобщить опыт, распространить его благодаря выступлениям на конференциях и семинарах, при проведении мастер-классов, открытых уроков.

Предполагаемые результаты

Что представляет собой тетрадь самообразования воспитателя ДОУ? Образец (средняя группа) представлен на фото.

В тетрадь педагог вписывает не только цели и задачи, но и свои ожидания от внедрения проекта.

Например, у детей должны быть сформированы:

  • коммуникативные навыки, творческие способности, навыки экспериментирования;
  • возможность применения полученных навыков на практике;
  • повышена степень самостоятельной деятельности, инициативности, познавательной мотивации;
  • социальные навыки, опыт проектной и исследовательской деятельности.

Основные вопросы

Что важно включить в самообразование воспитателя в ДОУ (средняя группа)? План повышения квалификации воспитатель разрабатывает с учетом той темы, которую он выбрал. Например, в рамках выбранной проблемы, педагог старается не только повышать свой образовательный уровень, но и привлекать к совместным исследованиям родителей своих воспитанников. Только в этом случае можно рассчитывать на полноценное самообразование воспитателя в ДОУ? Средняя группа идеально подходит для группового взаимодействия, поэтому можно предлагать варианты семейной совместной работы. К примеру, ко Дню Победы дети могут вместе со своими родителями подготовить рассказ о своих прадедушках - ветеранах Великой Отечественной войны.

Что еще можно включить в самообразование воспитателя в ДОУ? Средняя группа, темы занятий в которой могут быть абсолютно разными, идеально подходит для повышения квалификации воспитателя.

Чтобы в полной мере достигнуть поставленных целей, необходимо уделить внимание следующим вопросам:

  • история и суть проектной методики;
  • актуальность использования технологии в данной группе;
  • практическая реализация создаваемых проектов.

Актуальность темы

В настоящее время в отечественном дошкольном образовании особое место принадлежит проектированию. Эта методика стала неотъемлемым элементом системы продуктивного образования. Его предназначение в детских садах - развитие творческой свободной личности ребенка. Проектная технология является способом организации воспитательного процесса, базирующегося на связи педагога, родителей, воспитанника. Он предполагает активное взаимодействие с окружающей средой, поэтапность практической работы по получению поставленной цели.

Выбор этой методики для воспитания детей среднего дошкольного возраста не является случайностью. У малышей нет жизненного опыта, недостаточно развиты интеллектуальные и творческие способности, поэтому они не могут самостоятельно выбирать оптимальные способы для решения возникающих проблем.

Перспективный план самообразования

Он рассчитан на учебный год, состоит из нескольких составных частей. В сентябре педагог повышает свой профессиональный уровень, развивает любознательность и познавательную активность. Для этого он изучает нормативные документы, знакомится с методической литературой по проектной методике.

С октября по апрель воспитатель занимается накоплением практического материала. Он использует метод проектов в практике ДОУ как инновационную педагогическую технологию, проводит циклы краткосрочных проектов с ребятами средней группы, привлекает родителей к совместным творческим проектам. Для этого можно участвовать в выставках и конкурсах разного уровня, пополняет свой «портфель достижений», публикует материалы в педагогической прессе.

В конце учебного года проводится самоанализ и самооценка деятельности, обобщаются результаты на заседаниях методических объединений, планируется деятельность на следующий учебный год.

Заключение

Проектная технология - отличная тема для самообразования воспитателя. В рамках реализации плана, намеченного педагогом в начале учебного года, осуществляется системная и целенаправленная работа по выявлению одаренных и талантливых малышей. Воспитатель для каждого ребенка подбирает свою развивающую и образовательную тематику для проекта.

Для создания оптимальных условий для выполнения социального заказа общества, установленного рамками новых образовательных стандартов, педагог вовлекает в работу родителей (законных представителей) дошкольников. Только тот педагог, который постоянно работает над собой, способен воспитывать ярких и талантливых детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г.Ростова-на-Дону

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Могилиной Алёны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

Тема:

«Игровая деятельность детей дошкольного возраста».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема : Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:



через игровую деятельность.
деятельность.
игровой деятельности.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Повышение педагогической компетентности

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Публикация материала
«Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников»

Изучение литературы по теме.

Подбор материала

Обмен опытом по проблеме.

Октябрь

Разработка дидактического материала из фетра для игры
«Домашние животные»

Интернет-ресурсы

Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь


О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка»

Знакомство с литературой.

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Разработка дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров»

Подбор материала по теме.
Интернет-ресурсы.

Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

Интернет-ресурсы

Развитие игровой деятельности дошкольников

Работа над темой
«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала.

Накопление опыта

Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»

Интернет-ресурсы

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»

Подбор материала.
Интернет-ресурсы.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики

Разработка картотеки
«Игры на сплочение детского коллектива»

Подбор материала

Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

Изучение методической литературы
«Игры-забавы на участке детского сада»

Чтение литературы, подбор материала.

Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

Работа над картотекой игр по ФЭМП

Подбор материала

Развитие интеллектуальных способностей.

Апрель

Разработка дидактической игры из фетра «Космос»

Интернет-ресурсы

Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.

Подбор материала

Всестороннее развитие ребёнка

Май

Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования.

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучила методическую литературу по данной теме.
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
для детей старшего дошкольного возраста».
О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
дошкольного возраста.
О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром».
Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
Е. Волкова «Играем в учёных».

Определила:
1. факторы реализации игры:
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

Включение всех видов игр в педагогический процесс;

Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

2. условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;

Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых

игрушек для осуществления детского замысла;

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их

интересами, настроением

3. целевые ориентиры по ФГОС

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами .
Для этого зарегистрировалась на сайтах :
http://pedrazvitie.ru
http://www.maam.ru

Принимала участие в конкурсе «Игровая деятельность дошкольников».

Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
дидактический материал из фетра для игры «Домашние животные»;
дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
дидактическая игра «Продукты питания»;
дидактическая игра «Космос»;
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»;
Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.

Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.

Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Заугарина Надежда
План по самообразованию воспитателя средней группы «Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС»

Тема самообразования: Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС

Актуальность те мы: ознакомление детей с основами книжной культуры выступает на дошкольном этапе как эффективное средство позновательно-речевого развития ребёнка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учить перенимать нормы поведения.

Сентябрь-Октябрь

Ознакомление с положениями ФГОС ДО и методическим

обеспечением;

Подбор методической и практической литературы для

изучения данной темы;

Организовать сотрудничество с детской библиотекой;

Создание библиотеки и «места книги», для детей в группе;

Обогащение предметно- развивающий среды играми,

иллюстрациями в работе с книгой;

Подбор портретов русских и зарубежных писателей.

Ноябрь

Тематическая неделя К. И. Чуковский.

Знакомство с произведениями К. И. Чуковского, чтение произведений, просмотр мультфильмов по его произведениям, беседы.

Развлечение «В гости к дедушке Корнею»

Просмотр презентации «История создания книги»

Декабрь

Консультация для родителей «Приобщение детей к книжной культуре», «Читаем дома»

Организация праздника «Моя любимая книга»

Посещение детской библиотеки

Январь Тематическая неделя С. Я. Маршак.

Знакомство с творчеством С. Я. Маршака;

Беседы о книге: о бережном отношении, какие бывают книги, кто делает книги

Работа с родителями: оформление выставки «Книга своими руками» по произведениям С. Я. Маршака.

Февраль

Проведение недели русского творчества

Оформление альбомов; загадки, пословицы, скороговорки.

Составление памятки для родителей «Примерный список художественной литературы, для чтения дома»

Конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение»

Март

Тематическая неделя С. А. Пушкин.

Знакомство с биографией А. С. Пушкина и его произведениями

Досуг «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Оформление выставки «Наши русские сказки»

Апрель Тематическая неделя В. Г. Сутеев

Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Книжная больница (ремонт книг)

Изготовление настольной игры «собери картинку» по мотивам произведений В. Г. Сутеева

Обобщающее занятие «В мире сказок»

Подведение итогов о проделанной работе.

Публикации по теме:

Организованная модель проектирования образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО 1 слайд Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая.

Перспективный план по самообразованию воспитателя средней группы «Использование развивающих игр» Актуальность – внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный.

План по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Ф. И. О. педагога - Косолапова Анжелика Юрьевна 2. Образование – высшее 3. Тема самообразования: «Социально-нравственное.

План по самообразованию «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО». Актуальность: Федеральные государственный образовательный стандарт основной.

План по самообразованию воспитателя дошкольной группы Тема: «Использование дидактических игр для формирования математических способностей детей дошкольного возраста» Проблема: как обеспечить.

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План по самообразованию воспитателя подготовительной группы Степановой Е. С. Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель:.

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников». План воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию на 2017\2018 учебный год. МБДОУ «Д/с «Золотая рыбка" «Экспериментальная деятельность детей, как средство.

МДОУ д/с №2 г.Лиски

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Ф.И.О. педагога

________________________________________________

должность

_

Общий стаж


ТЕМА: «________________________________________ ________________________________________ ________________________________________» название темы

Учебный год __________________ возрастная группа

Этап работы над темой: _________________

Дата начала работы над темой: _________________

Предполагаемая дата окончания работы: _________________

МДОУ д/с №2 г.Лиски

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

    Работа по теме самообразования не менее 1 года; Изучение научно-методической литературы; Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме; Создание современной предметно-развивающей среды в группе; Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе; Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; Обучение на курсах повышения квалификации; Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях; Активное участие в работе методического объединения района; Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе; Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

    Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.) Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…) Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Октябрь 2009г. По материалам методкабинета Старший воспитатель: Великжанина С.В.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

    Изучают необходимую литературу.

    Посещают РМО, для обогащения опытом работы.

    Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.

    Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

Тема: «…»

Цель: «…»

    повышение профессионального уровня;

    изучение методической литературы по теме самообразования;

    внедрение технологии или методики в практику;

    разработка конспектов или вариантов планирования;

    проведение семинара-практикума;

    обобщение и систематизация знания по _______
Задачи:
    Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...) Разработать перспективный план работы с детьми Подготовить диагностику на начало и конец учебного года Организовать работу кружка, создать учебную программу. Оформить в группе уголок….. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…», Подготовить (принять участие) в семинаре ….. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Выход темы:
    Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц) Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц) Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…» Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц) Сборник консультаций для родителей. Тема «…» Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Используемая литература: Автор, название, год издания, издательство.

Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

    Формирование основ педагогического мастерства;

    Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

    Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

    Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

    Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

    Проявление творческого потенциала педагога;

    Пропаганда своих достижений;

    Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

    Овладение методикой работы с детьми;
    Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

    одна из годовых задач ДОУ;

    проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Этапы самообразования

    Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
    План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)- установка их последовательности (В какой последовательности?)- определение сроков (Когда?)
    Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)- сбор информации для анализа (Как получается?)
    Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа- проведение анализа- выводы
    Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее

Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических

технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной деятельности по теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;

– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Индивидуальный план самообразования

На ______________________ учебный год

ФИО________________________________________________________________________Должность ______________________________________________
Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап работы над темой _______________Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список изучаемой литературы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Практический выход ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия Срок проведения __________________________________________________________________________________________________________/________________________
Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы в МДОУ д/с №2 г.Лиски

Возможная проблема

    Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

    Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

Подбор литературы:

    Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

    Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы:

    Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

    Включите современные взгляды на проблему

    Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

2009-2010 учебный год

Материалы методкабинета

Старший воспитатель: Великжанина С.В.

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в МДОУ д/с №2 г.Лиски

Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

В.А.Сухомлинский

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

    курсы повышения квалификации,

    участие в методических объединениях,

    учеба в институте,

    конкурсы профессионального мастерства

Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Основные критерии самообразования педагогов:

    Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.

    Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

    Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:

    • Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;

      Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.

      Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.

    Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

      презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).

    Составление общего плана работы педагогов по самообразованию

на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются

проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это

помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому

саду.

Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Ноябрь 2009г.

Старший воспитатель:

Великжанина С.В.

МДОУ д/с №2 г.Лиски

Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.

Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

Ф.И.О.педагога _________________________________________________

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное

время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

Дата заполнения______________________

МДОУ д/с №2 г.Лиски

Анкета « Достижения и трудности в моей педагогической практике ».

Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________

Аспект педагогической деятельности

Дата заполнения_______________________________

mob_info