Специалисты Greensad расскажут, чем отличаются лиственные и хвойные растения. Конспект НОД «Лиственные и хвойные деревья» (старший дошкольный возраст)

Ель и сосна

Все голосеменные растения являются деревьями или кустарниками. К этой группе принадлежат хвойные деревья, имеющие очень широкое распространение. Примерами голосеменных растений являются обыкновенные деревья, часто встречающиеся в средних широтах, — сосны и ели.

Сосна практически не требовательна к почве и влаге. Её мощные корни глубоко уходят в землю. Поэтому сосна может получать воду и питательные вещества из глубоких слоев почвы. Она часто произрастает на сухой, почти бесплодной, песчаной почве. Сосны часто заселяют пески, где снят верхний плодородный слой почвы, например, на выемках вдоль железной дороги. Посадки сосны применяются для закрепления и облесения песков в степных районах.

Сосна является светолюбивым растением. Она не выносит даже небольшого затенения. В местах с густым травянистым покровом всходы сосны заглушаются травами; не может расти она и в тени леса.

Сосна достигает значительной величины.

Нередко можно встретить сосну высотой в 40 м. Сосны доживают до 400-летнего возраста, а иногда и больше, и образуют сплошные леса - боры.

В лесу сосна вырастает прямая и стройная. Нижние ветви её затеняются верхними; из-за недостатка света они скоро лишаются зелёных игл, засыхают и опадают. Так ствол очищается от боковых ветвей. Ветви сохраняются только на самой вершине дерева. Древесина сосен, выросших в лесу, ценится гораздо выше, чем древесина раскидистых сосен, выросших на открытом месте.

Молодые концы ветвей у сосны покрыты сизо-зелёными иглами, или хвоями. Они расположены по две в пучке. От слова хвоя и происходит название «хвойные» деревья. Иглы - это листья сосны. Они очень узки и поэтому имеют небольшую испаряющую поверхность; кроме того, они покрыты кожицей из толстостенных клеток с небольшим количеством устьиц. Поэтому сосна испаряет воду очень медленно. Сосна - типичное засухоустойчивое растение.

Хвоя сосны находится только на самых концах веток, то есть на самых молодых участках (однолетнего, двухлетнего и иногда трёхлетнего возраста). На участках веток старше трёхлетнего возраста хвоя опадает. Таким образом, хвоя держится на ветвях всего два-три года.

Весной, в конце мая, сосна пылит. Тогда при порывах ветра поднимаются с сосен целые тучи жёлтой пыльцы. Пыльца сосны иногда покрывает сплошным налётом землю, лужи, пруды, озёра. Люди, не знающие причины этого явления, называют его «серным дождём».

В это время на соснах легко найти светло-зелёные и красноватые шишечки. Шишечки светло-зелёного цвета сидят на молодых побегах. Каждая шишечка состоит из чешуек. На каждой чешуйке развивается по два пыльника. После созревания они лопаются. Пыльца высыпается наружу и разносится ветром. Пыльца сосны имеет два воздушных пузырька. Благодаря этому, она может долго держаться в воздухе и далеко переноситься воздушными течениями. Сосна, как и другие голосеменные, - ветроопыляемое растение.

Красноватые шишечки находятся на верхушках других молодых побегов того же дерева. Каждая шишечка состоит из чешуек. На верхней стороне чешуйки помещаются по две семяпочки. У голосеменных растений пестика нет. Семяпочки у них расположены не в завязи пестика, а открыто (голо), и пыльца прямо попадает на них. После опыления чешуйки шишки плотно смыкаются и склеиваются между собой смолой.

Семена у сосны созревают через полтора года после опыления. Они высыпаются ранней весной. В солнечные дни шишки раскрываются, чешуи их раздвигаются, и из шишек выпадают семена. Так как семена снабжены крылышками, то они разносятся ветром на большое расстояние.

Сосна используется в хозяйстве. Древесина сосны даёт ценный материал для построек и столярных поделок. Она употребляется на топливо. Из неё добывают дёготь, смолу, скипидар.

К хвойным деревьям принадлежит и обыкновенная ель. Она имеет также игольчатые, но более короткие хвои. Хвоя на ветках ели держится 6-7 лет. Корни ели не идут вглубь, а расположены в поверхностных слоях почвы. Поэтому ель нуждается в плодородной и влажной почве. Различие ели и сосны состоит в том, что ель теневынослива, а сосна светолюбива. Перекрёстное опыление происходит при помощи ветра, как и у сосны. Семяпочки располагаются открыто на семенных чешуйках шишки. Семена далеко разносятся ветром. Древесина ели используется для производства бумаги.

Таким образом, голосеменные растения не имеют пестиков. Семяпочки у них расположены открыто (голо) на чешуйках шишечек. Опыление происходит при помощи ветра. При этом пыльца непосредственно попадает на семяпочки. Так как у голосеменных растений нет пестиков, то они не образуют плода. Семена расположены у них также открыто (голо) на одеревеневших чешуйках шишки. Отсюда и происходит название голосеменные.

Больше информации по теме: http://beaplanet.ru

Понятие пиломатериалов является общим термином, под которым подразумевается целая группа различaных видов продукции из древесины. Причем они должны отличаться определенным качеством и размерами. Эта продукция вырезается продольным куском из древесного ствола и имеет сечение в форме квадрата либо прямоугольника, в отличие от свай или столбов, имеющих круглое сечение.

Пиломатериалы могут быть хвойными или лиственными. Эти разновидности, естественно, имеют свои особенности, о которых вы узнаете ниже.

Основой для хвойных пиломатериалов являются пихты, ель, кедр, лиственница и сосна. Среди их плюсов можно назвать:

  • прямизну ствола;
  • высокое качество древесины;
  • легкость в обработке.

На особом счету среди таких материалов находится сосна, для древесины которой характерна удивительная прочность в сочетании с простотой обработки. Кроме того, преимуществом этой хвойной породы является меньшая, по сравнению с лиственными деревьями, способность впитывать влагу. Не менее ценной является лиственница, которая отличается особым свойством - под воздействием влаги она словно каменеет.

Материалом для лиственных пиломатериалов служат липа, тополь, береза, осина и др. На рынке стройматериалов выделяют необрезную, отшлифованную и обрезную доску, брус обрезной и необрезной. Более продаваемыми являются обрезные пиломатериалы, что, впрочем, относится и к изделиям из хвойных деревьев.
Главными достоинствами материалов из лиственных деревьев являются:

  • повышенная плотность древесины;
  • красивая фактура и рисунок;
  • долговечность изделий.

Недостатки лиственных и хвойных лесоматериалов

Среди минусов пиломатериалов из хвойных пород основным недостатком является возможность самовозгорания из-за присутствующих в породе смолистых веществ, которые выходят на поверхность коры при повышении температуры воздуха.

Для предотвращения этой проблемы древесину пропитывают антипиренами - составами, предотвращающими горение.

Лиственные пиломатериалы тоже характеризуются определенными недостатками, а именно - склонны к быстрому загниванию дерева и размножению грибка при высокой влажности. Поэтому древесина нуждается в тщательной просушке и дальнейшей обработке антисептическими составами.

Сфера применения хвойных и лиственных материалов

Пиломатериалами из лиственных пород обшивают потолки, из них изготавливают внутренние элементы архитектуры и двери, обшивают перегородки, панели и стены, их используют в качестве покрытия для пола. А истинные ценители прекрасного не смогут пройти мимо великолепной и прочнейшей мебели из дуба и других ценных пород дерева!

Из древесины хвойных пород чаще производят стойки стен, балки для перекрытий, доски, стропильные системы для кровли, делают основу пола и обшивку. Для внутренних работ используют вагонку из хвойных пород, которая имеет более эстетичный вид благодаря присутствующим на ней желобкам.

Хвойные растения, плюсы и минусы

15-01-2018, 15:47

Если вы решили озеленить свой загородный участок, и ваш выбор пал на хвойные растения, но вы сомневайтесь подойдут ли они именно вам, то прочтите данную статью.

В ней мы постараемся рассмотреть все плюсы и минусы хвойных.

Плюсы хвойных растений:

Круглогодичная декоративность растений: 95% хвойных сохраняют свои декоративные свойства на протяжении всего года, чем не могут похвастаться лиственные.

Формирование кроны: Хвойные без каких либо повреждений переносят формирующею крону стрижку, благодаря этому практически из любого растения можно создать декоративную фигуру, в отличие от хвойных, лиственные хуже поддаются стрижке, для формирования определенной формы требуется гораздо больше времени, а некоторые сорта и вовсе не переносят её.

Разнообразность внешнего вида, большинство лиственных деревьев и кустарников, имеют практически одинаковую форму, чего нельзя сказать о хвойных растениях, их разнообразие настолько велико что можно встретить экземпляры достигающие всего 20 сантиметров вы высоту, но зато диаметром кроны до 5 метров, таким свойством к примеру обладают некоторые сорта можжевельника. А также можно встретить колонновидные растения которые при диаметре кроны не более полуметра, достигают высоты 8 и более метров, такими свойствами обладают некоторые сорта тиса.

Окраска хвои в разное время года: У большинства хвойных молодой прирост сильно отличается от основного цвета хвои, к примеру некоторые сорта ели обладают тёмно-зелёным цветом хвои, а молодые побеги окрашены в золотистый цвет. Также большинство хвойных растений меняют свою окраску на протяжении всего года, чаще всего хвойные растения за год всего дважды меняют свою окраску, но некоторые сорта делают это трижды в год. К примеру некоторые сорта туи весной и летом окрашены в зелёный цвет, а с наступлением осени и на протяжении всей зимы имеют ярко выраженный золотой цвет хвои.

Морозоустойчивость хвойных гораздо выше чем у лиственных, хвойные растения без труда выдерживают температуру до -40С°, у лиственных при этом морозоустойчивость редко превышает -30С°. Это означает то что вам не придется беспокоится за сохранность растений в зимний период.

Теперь рассмотрим некоторые минусы хвойных растений:

Некоторые требования к посадке: 95% хвойных плохо переносят застой влаги в корнях, поэтому при посадке требуется выложить дренажный слой, это создает некоторые трудности при посадке, к примеру то что придется выкапывать более глубокую посадочную яму.

Солнечные ожоги: Хвойные в молодом возрасте до 5 лет, часто весной получают солнечные ожоги, поэтому по весне рекомендуется создавать искусственную полутень рядом с молодыми растениями, а также проводить вечернее дождевание кроны.

  • Выбираем хвойные растения для сада – туя смарагд
  • Народный любимец — хлорофитум хохлатый
  • Туя Брабант
  • Черенкование хвойных растений в зимнее время
  • Покупка саженцев, не выходя из дома
  • Как вы зна-е-те, у каж-до-го де-ре-ва есть свои от-ли-чи-тель-ные при-зна-ки. Одним из таких при-зна-ков яв-ля-ют-ся ли-стья. Лист - это один из ос-нов-ных ор-га-нов рас-те-ния, вы-пол-ня-ю-щий функ-цию ды-ха-ния и пи-та-ния. Ли-стья де-ре-вьев очень раз-но-об-раз-ны по форме и ве-ли-чине.

    Бе-ре-за имеет ма-лень-кие рез-ные ли-стья.

    Ли-стья липы по форме на-по-ми-на-ют сер-деч-ко.

    Ду-бо-вые ли-стья рас-ши-рят-ся в верх-ней части листа.

    Ши-ро-кую ли-сто-вую пла-сти-ну с за-ост-рен-ны-ми кон-ца-ми имеет клен.

    У ря-би-ны лист слож-ный, на цен-траль-ном че-реш-ке на-хо-дит-ся до 15 ма-лень-ких ли-сточ-ков.

    Слож-ный лист и у каш-та-на. Слег-ка за-ост-рен-ные ли-стья со-еди-ня-ют-ся на вер-хуш-ке ос-нов-но-го че-реш-ка.

    Бе-ре-за, ря-би-на, дуб, клен, липа - это лист-вен-ные де-ре-вья. Они имеют свои от-ли-чи-тель-ные при-зна-ки.

    1) На-ли-чие ли-стьев.

    2) Осе-нью окрас-ка ли-стьев ме-ня-ет-ся.

    3) Все лист-вен-ные де-ре-вья сбра-сы-ва-ют свою лист-ву. Это яв-ле-ние на-зы-ва-ет-ся ли-сто-пад.

    Боль-шое ко-ли-че-ство де-ре-вьев об-ра-зу-ют лист-вен-ный лес .

    Да-вай-те по-зна-ко-мим-ся с неко-то-ры-ми пред-ста-ви-те-ля-ми лист-вен-ных де-ре-вьев.

    Самым мо-гу-чим де-ре-вом леса счи-та-ет-ся дуб . Наши пред-ки счи-та-ли дуб свя-щен-ным де-ре-вом. Вы-со-та дуба со-став-ля-ет около 50 мет-ров, про-дол-жи-тель-ность жизни - 500 лет. Но есть и дол-го-жи-те-ли более ты-ся-чи лет. Осе-нью на дубах со-зре-ва-ют же-лу-ди .

    Это сыт-ные и пи-та-тель-ные плоды. Белка любит по-ла-ко-мить-ся же-лу-дя-ми, еще в дупло про запас спря-чет. Лес-ная птица сойка тоже лю-би-тель-ни-ца вкус-ных пло-дов. Мчат-ся за же-лу-дя-ми и дикие ка-ба-ны, ведь им необ-хо-ди-мо на-ко-пить жир, чтобы пе-ре-зи-мо-вать зиму.

    Наши пред-ки знали: много же-лу-дей на дубе - к су-ро-вой зиме. Сеять пше-ни-цу нужно, когда раз-вер-нут-ся ду-бо-вые ли-стья. А еще дуб счи-та-ет-ся сим-во-лом мощи и силы. Ду-бо-вы-ми вен-ка-ми на-граж-да-ли самых храб-рых во-и-нов.

    В на-ро-де о трус-ли-вых людях го-во-рят: «Дро-жит, как оси-но-вый лист». В дей-стви-тель-но-сти оси-но-вый лист дро-жит от ма-лей-ше-го ду-но-ве-ния ветра. Свя-за-но это со стро-е-ни-ем че-реш-ка. Че-ре-шок осины очень тон-кий и длин-ный, даже в без-вет-рен-ную по-го-ду, ли-стья осины тихо ше-ле-стят . Вес-ной до по-яв-ле-ния ли-стьев на осине по-яв-ля-ют-ся се-реж-ки. В на-ро-де го-во-рят: «По-ле-тел пух с осины, иди в лес за под-оси-но-ви-ком».

    Под-оси-но-вик

    Это грибы, ко-то-рые любят расти под оси-ной. Шляп-ки этих гри-бов на-по-ми-на-ют осен-нюю окрас-ку оси-но-вых ли-стьев.

    О каком де-ре-ве эта за-гад-ка?

    С моего цвет-ка берет

    Пчел-ка самый вкус-ный мед.

    А меня все оби-жа-ют,

    Шкур-ку тон-кую сни-ма-ют.

    Это липа. Ду-ши-стые аро-мат-ные цветы липы при-вле-ка-ют пчел. И неда-ром пчелы про-из-во-дят ли-по-вый мед, он об-ла-да-ет це-леб-ны-ми свой-ства-ми. Наши пред-ки хо-ди-ли к липе за лыком. Это внут-рен-няя часть коры. С де-ре-ва сни-ма-ли тон-кие по-ло-сы и плели лапти. Дре-ве-си-на липы очень мяг-кая и белая. Из нее из-го-тав-ли-ва-ют ме-бель, по-су-ду и му-зы-каль-ные ин-стру-мен-ты.

    Вто-рая груп-па де-ре-вьев - это хвой-ные.

    Хвоя - это ви-до-из-ме-нен-ные ли-стья. К хвой-ным де-ре-вьям от-но-сят-ся ель, сосна кедр, пихта, лист-вен-ни-ца. Лес, со-сто-я-щий из хвой-ных де-ре-вьев, на-зы-ва-ет-ся хвой-ным . В от-ли-чие от лист-вен-ных де-ре-вьев хвой-ные де-ре-вья не сбра-сы-ва-ют хвою осе-нью, по-это-му дру-гое их на-зва-ние - веч-но-зе-ле-ные .

    Ель - веч-но-зе-ле-ное хвой-ное де-ре-во. Крона де-ре-ва опус-ка-ет-ся до самой земли, по-это-му в еле-вых лесах темно и сыро. Ело-вые леса на-зы-ва-ют-ся ель-ни-ка-ми . Корни ели рас-по-ло-же-ны близ-ко от по-верх-но-сти земли. По-это-му от силь-но-го ветра ели па-да-ют, об-ра-зуя непро-хо-ди-мые чащи и бу-ре-ло-мы. Так вы-гля-дит ветка ели с шиш-ка-ми. Шишки про-дол-го-ва-тые.

    Ель - очень ин-те-рес-ное и по-лез-ное де-ре-во. Ее дре-ве-си-на идет на из-го-тов-ле-ние му-зы-каль-ных ин-стру-мен-тов и бу-ма-ги. Хвой-ные де-ре-вья вы-де-ля-ют осо-бые ве-ще-ства, они на-пол-ня-ют воз-дух при-ят-ным аро-ма-том и очи-ща-ют его. Сколь-ко ра-до-сти при-но-сит зе-ле-ная кра-са-ви-ца в дом под Новый Год!

    Сосна - хвой-ное де-ре-во. Крона де-ре-ва на-хо-дит-ся у самой вер-хуш-ки, по-это-му в сос-но-вых лесах свет-ло. Такой лес на-зы-ва-ет-ся сос-но-вым бором . У сосны мощ-ные корни, по-это-му ей не страш-ны силь-ные ветра. А еще сосна может расти на ска-лах и овра-гах. Так вы-гля-дит ветка сосны с шиш-кой.

    У сосны хвоя длин-нее, чем у ели. Игол-ки рас-тут на ветке по две вме-сте. Шишки ко-рот-кие, округ-лой формы.

    Есть среди хвой-ных де-ре-вьев де-ре-во с необыч-ны-ми свой-ства-ми - это лист-вен-ни-ца . Как ель и сосна лист-вен-ни-ца имеет хвою, осе-нью лист-вен-ни-ца жел-те-ет и сбра-сы-ва-ет хво-ин-ки, как ли-стья, по-это-му ее на-зы-ва-ют лист-вен-ни-ца. Вес-ной из почек снова по-яв-ля-ют-ся мо-ло-дые игол-ки.

    Если в лесу есть и хвой-ные, и лист-вен-ные де-ре-вья, такой лес на-зы-ва-ет-ся сме-шан-ным.

    Де-ре-вья - это лег-кие нашей пла-не-ты. По-гло-щая вред-ные ве-ще-ства, де-ре-вья вы-де-ля-ют воз-дух, кис-ло-род. Ли-стья удер-жи-ва-ют гарь и ко-поть. Де-ре-вья нужно бе-речь.

    На сле-ду-ю-щем уроке будет рас-смот-ре-на тема«Осень в жизни рас-те-ний». В ходе урока мы узна-ем о важ-ней-ших се-зон-ных из-ме-не-ни-ях, ко-то-рые про-ис-хо-дят прак-ти-че-ски со всеми рас-те-ни-я-ми. По-смот-рим, как про-яв-ля-ет себя осень, а затем вы-яс-ним роль осени в жизни рас-те-ний.

    ИСТОЧНИКИ

    http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/listvennye-i-hvoynye-derevya?seconds=0

    Файлы

    Нет дополнительных материалов для этого занятия.

    Несмотря на большую распространенность культур сосны в хвойных лесах, природные еловые леса (Piceeta abietis) растут в высотном поясе 1200-1650 метров над уровнем моря, где лесная подстилка преимущественно состоит из слоев недозрелого гумуса. Особенно хорошо сформировались такие насаждения в условиях Мармароского кристаллического массива и Черногорского хребта. Здесь ель образует чистые насаждения на больших площадях.

    Пихтово-еловые леса (Abieto-Piceetum) сформировались на очень кислых, бедных, но с высокой долей мелкозема, преимущественно на переувлажненных почвах в горном пихтово-буковом поясе. При таких условиях местообитания бук не является конкурентоспособным.

    Кое-где на границе леса растут сосна кедровая (Pinus cembra) и лиственница (Larix decidua). В резервате Кедрин и на склонах горы Попадья под охраной находятся реликтовые кедрово-пихтовые и лиственнично-кедрово-пихтовые насаждения.

    Сосна горная (Pinus mugo), ольха зеленая (Alnus viridis) и можжевельник сибирский (Juniperus sibirica) по всей площади образуют почти полностью чистые заросли с подлеском, меняющийся в зависимости от свойств субстрата, экспозиции и других факторов местообитания.

    Дугласия зеленая

    (Другое название: псевдотсуга зеленая) (Род "дугласия")

    Дерево высотой до 125 м., и диаметром 5 м. Живет 500-800 (1500) лет. На территорию России завезена в 1827 году. Ствол прямой, колоновидный, полнодревесный, очищенный от сучьев на 55-75%, а потому дает большой выход чистых пиломатериалов. Крона густая, ширококонусовидная или широкопирамидальная, заостренная. Ветвления неправильно-кольцеобразные. Хвоя многолетняя (до 8 лет), размещенная на удлиненных однолетних побегах спирально. Возраст возмужания дугласии достигает в 10-20 лет. Плодоносит ежегодно. Данная порода средне прихотливая к теплу. Большие морозы, жару, поздние весенние заморозки, долгие засухи и сухие ветры переносит плохо.

    Лиственница сибирская

    (Род "лиственница")

    Дерево высотой 30-37 метров и диаметром 80-160 см. Живет 400-500 лет. Ствол прямой, полнодревесный, цилиндрический, высоко очищен от сучьев. Кора молодых деревьев тонкая, в старых — толстая, глубоко трещиноватая, на рубеже — красная. Крона в молодом возрасте узкая, в старшем — широкая. Хвоя длиной 2,5-5,0 см, и до 1 мм, шириной размещена одиночно, спирально. На укороченных побегах хвоя собрана в пучки по 25-60 шт. На пространстве цветет с 12-15 лет. Шишки длиной 1,5-3,0 см, и толщиной 18-35 мм. Корневая система прочная (сильно развитый главный стержневой корень и глубокие боковые). Данная порода значительно требовательна к свету, морозостойкая, зимостойкая и жаростойкая. Не прихотлива к плодородию почв.

    Лиственница европейская

    (Род "лиственница")

    Фото лиственницы европейской

    Дерево высотой 25-45 м., и диаметром 80-100 (160) см. Живет 450-500 лет. Ствол прямой (иногда снизу саблевидно изогнутый), полнодревесный. У молодых деревьев крона узко-конусная, островершинная, а в старых — неправильной формы. Продольные побеги голые, тонкие и желтовато-бурые. Хвоя длиной 1-4 см. и шириной 1,5 мм, светло-зеленая, острой желтоватой вершинки. Появляется хвоя в марте-апреле, осенью желтеет и опадает. Размножается семенами. Плодоносит с 15-20 лет и повторяется каждые 3-5 лет. Очень светолюбивая порода. Относительно морозостойкие и зимостойкие. Ветростойкая, хорошо переносит загрязнение воздуха, к влаге и почве мало требовательна.

    Ель

    (Другое название: ель обыкновенная, ель европейская) (Род "ель, пихта")

    Дерево высотой 30-45 м., и диаметром до 1,5 м. Живет 250-300 (500) лет. Ствол до 1/3 высоты почти цилиндрический, стройный. Мертвые сучья долго не отпадают. Кора тонкая. Крона густая компактная. Хвоя блестящая, жесткая, колючая, длиной 2-3 см., и до 1,5 мм, шириной. Шишки свисающие, цилиндрические, длиной 10-15 см. и диаметром 3-4 см. На воле плодоносит с 15-20 лет. Урожайные годы повторяются каждые 4-7 лет. Семена созревают в год цветения. Корневая система поверхностная, но на рыхлых почвах боковые корни глубокие. Теневынослива, средне прихотливая к плодородию почв.

    Ель или ель европейская (Picea abies) — доминирующая древесная порода высокогорного и субальпийского поясов в Альпах и северной тайге. В лесах Черногорья для нее существуют оптимальные условия произрастания. Она может достигать возраста 500-600 лет, высота 60 метров и диаметром 2 метра. Ее крона бывает конусообразной или пирамидальной, причем внешняя форма очень различна и определяется типом ветвления. В зависимости от расположения ветвей — свисающие, щеткоподобные. Поражают стройные, похожие на колонны кроны сосен в высших поясах Черногорья. Благодаря таким кронам они не испытывают большой снеговой нагрузки.

    Молодая хвоя появляется здесь, в зависимости от высоты над уровнем моря, от середины мая до начала июня и растет 5-7 лет. Строгие условия в верхних поясах обусловливают некоторые особенности в биологии сосны. Так, в нижних поясах обильные урожаи повторяются через 3-6 лет, а высоко в горах — лишь через 6-9 лет. Также с высотой уменьшается и размер шишек, и вес семян. Тысяча семян сосны весит всего 5-8 гр.

    Ель сибирская

    (Другое название: ель) (Род "ель, пихта")

    Дерево высотой 25-30 м., и диаметром 0,7-0,9 м., Живет 250-300 лет. Вид близкий к предыдущему. Крона узкая и густая. Стволы прямые. Плохо очищенные от сучков. Побеги относительно тонкие. Хвоя длиной 10-15 (20) мм, и шириной 1 мм. Зацветает в июне с 20-25 лет. Шишки свисающие. По экологическим показателям близка к ели обыкновенной. Но более морозоустойчивая, холодоустойчивая и засухоустойчивая.

    Сосна обыкновенная

    (Род "сосна")

    Дерево высотой 25-40 м и диаметром более 1 м. Живет до 350 (600) лет. Хвоя парная, выходит из кожистых коричневы ножен, длиной 4-9 см. (все зависит от возраста дерева) и шириной до 2 мм, линейно-спирально размещена на побеге, твердая, колючая. Сверху: темно-зеленая, снизу: сизовато-зеленая от воскового налета. Хвоя живет 2-3 (8) лет. Семена созревают осенью следующего года после цветения. Шишки одиночные или сидят по 2-3 шт., продолговато-яйцевидные, коротко обостренные, длиной 3-7 см., диаметром 2-4 см. Раскрываются шишки в марте-апреле. Например, один гектар старого соснового леса дает 4-15 кг, семян. Плодоносит ежегодно, но урожайные годы только через 3-4 года. Сосна обыкновенная очень светолюбивая порода, о чем свидетельствует ажурная крона. Ствол очищен от сучков. О конкуренции: легко вытесняется более теневыносливыми и быстрорастущими породами. К плодородию и влажности почв не требовательна. Порода морозостойкая и холодостойкая.

    Сосны Банкса

    (Род "сосна")

    Дерево высотой 18-25 м., и в диаметре 50-70 см. Живет до 120 лет. Крона средней густоты, компактная, а в старых деревьях широкораскидистые, сжиженные. Стволы часто разнобоко искривленные, часто раздвоенные и сучковатые. Хвойная парная, длиной 2-4 см. и шириной до 1,5 мм, скрученная, согнута. Плодоносит сосна Банкса с 5-7 лет ежегодно и обильно. Шишки боковые, сидячие, по 2-3 (7) шт., продолговато-овальные, сильно изогнутые. Корневая система крепкая. Порода морозоустойчивая и засухоустойчивая, более теневынослива, чем сосна обыкновенная. Быстрорастущая порода, но в 40-50 лет рост прекращается.

    Сосна Веймутова

    (Род "сосна")

    Дерево высотой 30-35 (50) метров и диаметром 120-150 см. Живет 220-270 лет. Эта порода завезена из Северной Америки в 1705 г., Веймутовым. Крона широкопирамидальная, густая. Побеги тонкие, зеленоватые. Стволы прямые. Высоко очищены от сучков. Кора на деревьях до 30 лет тонкая, в среднем возрасте — пластинчатая, а в старом — становится толще. Хвоя линейная, длиной 6-11 см. и шириной до 0,5 мм, в пучках по 5 шт. Живет хвоя 2-3 года. Сосна Веймутова цветет в мае. Шишки созревают осенью следующего года. Плодоносит с 15-25 лет (в зависимости от условий роста дерева). Урожайные годы повторяются через 2-5 лет. Шишки висячие, немного согнуты. Порода мало требовательна к плодородию и влажности почвы. Хорошо переносит влажные почвы и даже проточные заболачивания, где корневая система поверхностная, может наблюдаться ветровальность. Требует влажного воздуха. Среднеприхотливая к свету.

    Сосна горная

    (Род "сосна")

    Ползучая древесная порода сосна горная (Pinus mugo), распространенная в субальпийской зоне. Отдельные экземпляры горной сосны достигают возраста 350 лет. В высоту стволы растут до 12 метров при диаметре до 25 см. Народная медицина использует горную сосну в лечении различных простудных заболеваний. До первой мировой войны в Черногории существовала даже небольшая фабрика для извлечения из нее эфирных масел.

    Горная сосна часто образует на больших площадях густые заросли до 3 метров высотой, почти не проходимые человеком. Это, согласно легенде, использовал один молодой овчар, который должен пасти овец одного богатого крестьянина. Было условие: ни одну из овец не должны разодрать волки. Пастух выгнал овец на Говерлу, где были пастбища, окруженные густыми зарослями сосны. Естественная защита подействовала — ни одна овца не пропала. Осенью согнал всех овец в долину и попросил себе за это дочь богача в жены. Старый согласился. Так горная сосна помогла молодому пастуху не только сохранить все стадо невредимым, но и найти себе жену.

    Сосна кедровая европейская

    (Другое название: кедр европейский) (Род "сосна")

    Дерево высотой 20-27 м., и диаметром 100-130 см. Живет 500-600 (1000) лет. Ствол прямой, плохо очищенный от сучков. Кора в молодости гладкая, затем становится толстой и трещиноватой. Крона в молодости густая, конусовидная, а затем пирамидальная и широкоцилиндрическая. Хвоя по 5 штук, шишки расположены на концах побегов, прямостоячие. Корневая система широкая, мощная, даже на каменистых почвах они проникают глубоко в землю. Порода ветростойкая, растет медленно. Требовательна к влажности грунта, достаточно теневыносливая.

    Сосна кедровая корейская

    (Другое название: кедр корейский) (Род "сосна")

    Дерево высотой 30-35 (60) м., и диаметром до 2 м. Живет 400-700 лет. Крона средней густоты, широко-конусовидная, низко опущена. Стволы прямые средне сбежистые, плохо очищенные от сучков. Побеги не толстые, зеленые. Хвоя растет по 5 штук в редких пучках. Длина 7-15 (20) см, и шириной до 1 мм. Семена серо-бурые. Содержат 65% жиров. Урожай каждые три года. Порода медленно растущая. Например, в 20 лет высота достигает всего 3 метра. Морозостойкая, теневыносливая.

    Сосна кедровая сибирская

    (Другое название: кедр сибирский) (Род "сосна")

    Дерево высотой до 35 м., и диаметром до 180 см. доживают до 500 лет. Ствол в насаждениях — цилиндрический, прямой, малосбежистый, а на просторах — сбежистый, сильно утолщенный в нижней части. Крона густая, яйцевидная или овально раскидистая, широкая. Ветви первого порядка отходят от ствола под прямым углом. Цветет в июне. Шишки прямостоячие. Плодоношение наступает в 25-30 лет. Больше всего в 80-180 лет. Размножается с помощью грызунов и птиц. Данная порода не требовательна к плодородию и влажности почвы. Морозостойкая и холодостойкая, относительно теневыносливая. Плохо переносит загрязнения.

    Сосна крымская

    (Род "сосна")

    Дерево высотой 25-30 м., и диаметром 70-90 (110) см. Живет 250 (350) лет. Крона в молодом возрасте густая, пирамидальная; в старом возрасте — плоская зонтиковидная. Хвоя парная, длиной 10-18 см. и шириной до 2,5 мм. Живет хвоя 3-5 лет. Цветет сосна крымская в мае. Семена созревают на третий год. Шишки сидячие. Естественное возобновление не всегда успешное. Порода засухоустойчивая, жаростойкая, светолюбивая и дымостойкая.

    Тис

    (Род "тис")

    Есть мало растений, которые бы так часто упоминались в легендах как тис (Taxus boccata). Должно быть, нечто особенное в этом дереве, которое может жить более 5000 лет, древесина которого не гниет в течение веков и тонет в воде как камень. В возрасте от 100 до 150 лет деревья тиса достигают высоты около 10 метров и диаметра от 20 до 25 см.

    Ранее тис был очень распространен, о чем свидетельствует название реки Тиса. За свою ценную древесину тис в 1400-1700 годах был сильно вырублен. Из-за декоративной, твердой и устойчивой к гниению древесины изготавливали мебель, посуду, украшения, и даже пушечные ядра для замка в Хусте. Тисовая древесина дорого стоила и местное население, очевидно, платила им свою дань.

    В греческой мифологии, согласно Плинию и Диоскориду, тис считался деревом смерти. Это справедливо, потому что почти все части тиса, за исключением съедобной красной мякоти плода, является сильно ядовитыми. Составляющие части токсина сегодня применяется в медицине в лечении некоторых заболеваний нервной системы и опухолей.

    Пихта

    (Другое название: пихта европейская) (Род "пихта)

    Дерево высотой 42-50 (60) г., диаметр — 1,5-2,0 м. Живет 350-450 (700) лет. Ствол прямой, колоновидный, полнодревесный, высоко очищен от сучьев. Кора до 50-60 лет гладкая, тонкая, светло-серая. Крона густая, в молодости остропирамидальная или коносовидная. В старшем — цилиндрическая. Хвоя имеет длину 12-30 мм, и шириной 2-3 мм, плоская, твердая, прямая или чуть согнута. На вершине тупая. Хвоя живет 8-10 лет. Плодоносит пихта белая с 30-40 лет. Шишки длиной 10-18 (25) см, и диаметром 3-5 см., прямостоячие. Корневая система дерева на легких почвах — стержневая, а на тяжелых стержневой корень отсутствует. Плохо переносит низкие температуры, сухость воздуха и почвы, большую жару. А также порода чувствительна к поздним весенним заморозкам.

    На территории России пихта белая (Abies alba) образует главным образом смешанные древостой с участием пихты и бука, реже ильмы и ясеня. Пихта может достигать 500-600-летнего возраста, 65 метров высоты, диаметра 2 метра. Крона молодых деревьев преимущественно конусообразная, позже приобретает цилиндрическую форму. У старых деревьев прирост ствола значительно замедляется по сравнению с приростом верхних буковых ветвей, в связи с чем, вершина их кроны приобретает приплюснутую или гнездоподобную форму. В отличие от ели, шишки которой свисают, цилиндрические шишки пихты, длиной до 20 см, стоят на ветвях прямо, словно свечи. После созревания семян в конце сентября — начале октября шишки быстро распадаются после первых заморозков и остаются только стержни, которые виднеются на ветвях деревьев еще несколько лет.

    На данном уроке будет рассмотрена тема «Деревья лиственные и хвойные», которая поможет школьникам узнать о двух группах деревьев – лиственных и хвойных. Рассмотрим их отличительные признаки.

    Урок: Деревья лиственные и хвойные

    Как вы знаете, у каждого дерева есть свои отличительные признаки. Одним из таких признаков являются листья. Лист - это один из основных органов растения, выполняющий функцию дыхания и питания. Листья деревьев очень разнообразны по форме и величине.

    Береза имеет маленькие резные листья.

    Листья липы по форме напоминают сердечко.

    Дубовые листья расширятся в верхней части листа.

    Широкую листовую пластину с заостренными концами имеет клен.

    У рябины лист сложный, на центральном черешке находится до 15 маленьких листочков.

    Сложный лист и у каштана. Слегка заостренные листья соединяются на верхушке основного черешка.

    Береза, рябина, дуб, клен, липа - это лиственные деревья. Они имеют свои отличительные признаки.

    1) Наличие листьев.

    2) Осенью окраска листьев меняется.

    3) Все лиственные деревья сбрасывают свою листву. Это явление называется листопад.

    Большое количество деревьев образуют лиственный лес .

    Давайте познакомимся с некоторыми представителями лиственных деревьев.

    Самым могучим деревом леса считается дуб . Наши предки считали дуб священным деревом. Высота дуба составляет около 50 метров, продолжительность жизни - 500 лет. Но есть и долгожители более тысячи лет. Осенью на дубах созревают желуди .

    Это сытные и питательные плоды. Белка любит полакомиться желудями, еще в дупло про запас спрячет. Лесная птица сойка тоже любительница вкусных плодов. Мчатся за желудями и дикие кабаны, ведь им необходимо накопить жир, чтобы перезимовать зиму.

    Наши предки знали: много желудей на дубе - к суровой зиме. Сеять пшеницу нужно, когда развернутся дубовые листья. А еще дуб считается символом мощи и силы. Дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

    В народе о трусливых людях говорят: «Дрожит, как осиновый лист». В действительности осиновый лист дрожит от малейшего дуновения ветра. Связано это со строением черешка. Черешок осины очень тонкий и длинный, даже в безветренную погоду, листья осины тихо шелестят . Весной до появления листьев на осине появляются сережки. В народе говорят: «Полетел пух с осины, иди в лес за подосиновиком».

    Это грибы, которые любят расти под осиной. Шляпки этих грибов напоминают осеннюю окраску осиновых листьев.

    О каком дереве эта загадка?

    С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед.

    А меня все обижают,

    Шкурку тонкую снимают.

    Это липа. Душистые ароматные цветы липы привлекают пчел. И недаром пчелы производят липовый мед, он обладает целебными свойствами. Наши предки ходили к липе за лыком. Это внутренняя часть коры. С дерева снимали тонкие полосы и плели лапти. Древесина липы очень мягкая и белая. Из нее изготавливают мебель, посуду и музыкальные инструменты.

    Вторая группа деревьев - это хвойные. Хвоя - это видоизмененные листья. К хвойным деревьям относятся ель, сосна кедр, пихта, лиственница. Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным . В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название - вечнозеленые .

    Ель - вечнозеленое хвойное дерево. Крона дерева опускается до самой земли, поэтому в елевых лесах темно и сыро. Еловые леса называются ельниками . Корни ели расположены близко от поверхности земли. Поэтому от сильного ветра ели падают, образуя непроходимые чащи и буреломы. Так выглядит ветка ели с шишками. Шишки продолговатые.

    Ель - очень интересное и полезное дерево. Ее древесина идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его. Сколько радости приносит зеленая красавица в дом под Новый Год!

    Сосна - хвойное дерево. Крона дерева находится у самой верхушки, поэтому в сосновых лесах светло. Такой лес называется сосновым бором . У сосны мощные корни, поэтому ей не страшны сильные ветра. А еще сосна может расти на скалах и оврагах. Так выглядит ветка сосны с шишкой.

    У сосны хвоя длиннее, чем у ели. Иголки растут на ветке по две вместе. Шишки короткие, округлой формы.

    Есть среди хвойных деревьев дерево с необычными свойствами - это лиственница . Как ель и сосна лиственница имеет хвою, осенью лиственница желтеет и сбрасывает хвоинки, как листья, поэтому ее называют лиственница. Весной из почек снова появляются молодые иголки.

    Если в лесу есть и хвойные, и лиственные деревья, такой лес называется смешанным.

    Деревья - это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь.

    На следующем уроке будет рассмотрена тема«Осень в жизни растений». В ходе урока мы узнаем о важнейших сезонных изменениях, которые происходят практически со всеми растениями. Посмотрим, как проявляет себя осень, а затем выясним роль осени в жизни растений.

    1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

    2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

    3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

    1. Охарактеризуйте лиственные деревья.

    2. Охарактеризуйте хвойные деревья.

    3. Отгадайте загадки.

    1. У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту - в высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке. (Сосна)

    2. Её всегда в лесу найдёшь -

    Пойдёшь гулять и встретишь:

    Стоит колючая, как ёж,

    Зимою в платье летнем. (Ель)

    3. В этот гладкий коробок

    Бронзового цвета

    Спрятан маленький дубок

    Будущего лета. (Желудь)

    4. Кто знает, что это за дерево?

    Есть у родственницы ёлки

    Неколючие иголки.

    Но в отличие от ёлки -

    Опадают те иголки. (Лиственница)

    5. С моего цветка берёт

    Пчёлка самый вкусный мёд.

    А меня все ж обижают,

    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

    Конспект НОД «Лиственные и хвойные деревья», старший дошкольный возраст.

    Обучение распознаванию и называнию деревьев, кустарников (3 – 4 вида), по внешнему виду, листьям, коре, плодам. Дифференциация хвойных и лиственных деревьев. Ознакомление детей с особенностями смешанного леса, обращая внимание на внешний вид и состояние деревьев в зависимости от времени года. Уточнение знаний о зависимости роста от условий произрастания, о взаимосвязи и взаимозависимости в экосистемах: неживая природа, растения, насекомые, птицы, животные, человек. Рассматривание нарушений этих связей (экологические катастрофы). Ознакомление с красной книгой, воспитание бережного отношения к природе. Пособничество развитию познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД «Лиственные и хвойные деревья»

    (старший дошкольный возраст).

    Цель: обучение распознаванию и называнию деревьев, кустарников (3 – 4 вида), по внешнему виду, листьям, коре, плодам. Дифференциация хвойных и лиственных деревьев. Ознакомление детей с особенностями смешанного леса, обращая внимание на внешний вид и состояние деревьев в зависимости от времени года. Уточнение знаний о зависимости роста от условий произрастания, о взаимосвязи и взаимозависимости в экосистемах: неживая природа, растения, насекомые, птицы, животные, человек. Рассматривание нарушений этих связей (экологические катастрофы). Ознакомление с красной книгой, воспитание бережного отношения к природе. Пособничество развитию познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

    Словарь:

    существительные

    лист, листопад, береза, рябина, дуб, клен, ель, сосна, осина, тополь, ельник, лиственница, кедр, влага, почва, свет, хвоя, корни, ствол, ветки, кора, плод, шишка, ягода, желудь, семена, сережка, смола, «этажи леса» - верхний ярус, подлесок, лесная подстилка, красная книга, охрана, посадка, мох, лишайник, роща, чаща, спил, кольца, крона, макушка, почка, чечевички.

    глаголы

    Идти, дуть, желтеть, опадать, питается, дышит, размножается, растет, высаживать, сплавлять, ухаживать, охранять, прививать, менять окраску.

    прилагательные

    Короткий, длинный, белоствольный, тонкий, толстый, высокий, низкий, могучий, вечнозеленый, лиственные, хвойные, сосновая, смешанный, плодовый, лесной, темно – зеленый, круглый, шершавый, кудрявая, кедровый, голые, «живая», сосновый, березовая, еловый, густой, круглые, смешанный, стройный, кудрявый,

    наречия

    Рано, поздно, шершаво, вечно, страшно, темно.

    Материал, оборудование: ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в подложках;плоды деревьев (ягоды рябины, калины, желуди, шишки сосны, ели, кедра); кора разных деревьев; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры; раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны; гербарий с листьями деревьев.

    Ход занятия.

    Отгадайте загадку:

    «Его зимой и летом,
    Мы видели одетым,
    А осенью с бедняжки,

    Упали все рубашки» (дерево ).

    Ребята, а вы знаете названия деревьев?

    Игра с мячом «Назови дерево » (взрослый бросает мяч поочереди каждому ребенку, ребенок, называя любое дерево, возвращает мяч взрослому).

    Ребята, чем похожи все деревья между собой? (строением, у них есть ствол, ветки, листья, корни).

    Взрослый показывает детям вазу с ветками лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все ветки с листьями. Предлагает детям разделить ветки на две группы: с листьями поставить в одну вазу, а без листьев в другую.

    Во время работы детям задаются вопросы.
    - Почему на этих ветках нет листьев? (Опали).
    - Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья?
    (Листопад).
    - В какое время года мы наблюдаем это явление?
    (Осенью).

    Ребята, почему же у лиственных деревьев осенью опадают листья? (Меньше солнечного света, вода медленно движется по стволу).

    Я загадаю вам загадку, а вы назовите дерево, о котором в ней говорится:
    Русская красавица,

    Стоит на поляне,
    В зеленой кофточке,
    В белом сарафане. (Береза)

    А кто из вас знает подружку березы?

    Послушайте загадку и вы догадаетесь, о каком дереве идет речь.
    Если дунет ветерок,
    Задрожит ее листок.
    Ветерок совсем не сильный,
    Но дрожит листок… осины ».


    - Как вы думаете, чем отличается береза от осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый).
    - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (Белоствольная береза). Береза, единственное в мире дерево с белой корой.
    - Ребята, как вы думаете, для чего березе черные черточки на стволе?
    - Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
    - Чем еще отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
    - Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
    - Давайте рассмотрим ветки. Потрогайте их и сравните.
    - У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
    - Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
    - Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
    Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
    - Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет берез – подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняком
    - Лес, в котором растут только осины, называется –
    осинник или осиновый лес (хоровые и индивидуальные повторения).
    - Ветки, каких деревьев
    (без листьев) стоят в этой вазе? (Березы и рябины).

    Воспитатель просит детей показать ветку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили (по коре и ягодам.)

    Все эти листья мы собрали на земле, они опали с деревьев, потому что (дети добавляют - листопад).

    Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ и с нихосенью опадают листья.

    Игра «С какой ветки детки?»
    Взрослый демонстрирует сухие листья с деревьев.

    Лист с березы какой? (Березовый)
    - Лист с рябины какой?
    (Рябиновый)
    - Лист с дуба какой?
    (Дубовый)
    - Осины, клена, тополя, сосны и т.д.

    Ветка сосны – сосновая; ели, тополя, осины, рябины, дуба…
    Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали.

    Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
    - Как вы думаете, зеленые ветки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)

    - «Иголки» ели и сосны, называют «хвоей», а деревья с хвоей называют хвойными.

    Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

    А вы знаете почему?Хвойные растения остаются вечнозелеными весь год, благодаря тому, что в хвое содержится смола, которая не замерзает даже в сильные морозы (показ смолы).

    Так чем же наполнены хвоинки?
    - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
    - Что вы можете рассказать о ёлке?
    - Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. Посмотрите на сосну.
    - Какой ствол у сосны?
    - Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
    - Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
    - Давайте рассмотрим ветви сосны и ели, их шишки.
    - Чем они похожи? (Ветки сосны и ели зеленые, у них иголки).


    Даже елки мы вначале,
    От сосны не отличали:

    Раз растут иголочки,
    Значит, это елочки.
    А когда на ветку ели
    Мы поближе поглядели,
    Оказалось, что она,
    Не такая как сосна.


    - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? (Иголками).
    - По – другому, их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

    Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и сосны рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать о них, какие они?

    Какие хвоинки у сосны? (Светло - зеленые, длинные, мягкие).
    - А у ели? (Темно – зеленые, короткие, колючие).
    - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
    - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной, хвоинки обоих деревьев – пахучие.
    - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
    - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
    - Какие шишки у ели? (еловая шишка удлиненная, у нее более мягкие чешуйки, она светло - коричневая).
    - Что вы расскажете про сосновые шишки? (круглые с твердыми чешуйками, темно -коричневые).
    - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созревают, раскрываются чешуйки, в которых находятся семена, и ветер разносит их по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые с о сенки.

    Но есть такое дерево – пихта, которое осенью сбрасывает свои иголки (рассматривают иголки, ветки дерева).

    Игра «Назови ласково».

    Береза – березка; клен – кленок;

    осина – осинка; дуб – дубок;

    тополь – тополек; шишка – шишечка;

    сосна – с о сенка; ветка – веточка;

    елка – елочка; лист – листик;

    рябина – рябинка; иголка – иголочка;

    калина – калинка; лес – лесок;

    тополь – тополёк.

    Физминутка: « Выросли деревья в поле».

    Выросли деревья в поле.
    Хорошо расти на воле! (Потягивание - руки в стороны).
    Каждое старается,
    К небу, к солнцу тянется.
    (Потягивание, руки вверх).
    Вот подул веселый ветер,
    Закачались тут же ветки,
    (дети машут руками).
    Даже толстые стволы,
    Наклонились до земли.
    (Наклоны вперед).
    Вправо - влево, взад - вперед,
    Так деревья ветер гнет.
    (Наклоны вправо - влево, вперед - назад)
    Он их вертит, он их крутит,
    Да когда же отдых будет?
    (Вращение туловищем).
    Ветер стих. Взошла луна.
    Наступила тишина.
    (Дети садятся).


    Игра «Узнай и назови дерево».
    Взрослый вывешивает по одной картинке дерева на магнитную доску, дети называют дерево и определяют, какое оно, лиственное или хвойное.

    2 вариант игры: «Каждое дерево в свой лес».
    На карточках, хвойные и лиственные деревья. Дети берут по одной карточке и находят каждому дереву свой лес (в процессе игры взрослый спрашивает, почему дети поместили то или иное дерево именно в этот лес).

    Ребята, вы заметили, что деревья все разные, но строение у них у всех одинаковое.

    Давайте рассмотрим, что есть у всех деревьев? (Корень, ствол, ветки, листья).

    Для чего дереву нужны корни, что они делают? (Поглощают воду и питательные вещества из почвы, удерживают дерево, корень находится под землей).

    Какую функцию выполняет ствол? (По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям).

    Что есть на ветках?(Листья, цветы, плоды).

    Ребята, что выделяют листья? (Кислород, а поглощаютуглекислый газ; плоды падают, семена, падая в землю, прорастают).

    Когда листья падают, что происходит? (Гниют, образуют питательные вещества для дерева).
    - Чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (Наличием листьев).

    А можно ли сказать, что деревья живые?

    Действительно, деревья живые, так как они растут, питаются, дышат, размножаются - значит, они живые.

    Деревья нужно беречь. И если бы деревья умели разговаривать, они бы сказали нам так:

    Нам по нраву только тот,

    Мир лесной кто бережет,
    Тот, кто веток не ломает,
    Тот, кто птичку не спугнет,

    Мухомор пинать не станет,

    И костер не разведет.
    Кто всегда, всегда в лесу,
    Уважает тишину.

    Игра «Один – много».

    Клен – клены, много кленов; рябина – рябины, рябин;

    тополь – тополя, много тополей; ель – ели, елей;

    осина – осины, осин; сосна – сосны, сосен;

    дуб – дубы, дубов; плод – плоды, плодов;

    береза – березы, берез; шишка – шишки, шишек;

    желудь – желуди, желудей; корень – корни, корней;

    ствол – стволы, стволов; ветка – ветки, веток;

    иголка – иголки, иголок; лес – леса, лесов;

    чаща – чащи, чащ; ёлка – ёлки – ёлок.

    Игра «Для чего нужны деревья?» .

    В этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

    Ответы детей:

    Это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;

    Это место для постройки гнезда;

    Для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

    Для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

    Для художника это объект для картин;

    Для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

    Дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха);

    Очищают воздух;

    С них собирают урожай плодов;

    Они радуют глаз;

    Из деревьев изготавливают различные предметы;

    Строят дома, делают бумагу и т. д.

    Игра «Найди и назови предметы, сделанные из дерева».

    Взрослый показывает иллюстрации осеннего леса.

    - Красивы леса в любое время года! Но в осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья? (В красный, желтый, коричневый, золотой).
    - Как сберечь такую красоту? (Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в парке, сквере, чтобы они хорошо перезимовали).


    Ты чего скрипишь, береза?
    Стынут корни от мороза.
    Ты чего вся побелела,
    Прячешь ветки в кружева?
    Я совсем заледенела.
    Но не бойся,…я жива».


    - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

    Малоподвижная игра «Можно - нельзя » (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

    Предположительные ответы детей: ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя. Проверка правильности выбранных знаков.

    Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

    Игра «Что растёт в краю родном?».

    Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.)

    Игра «Посчитай» со словами: береза, дуб, сосна, ветка, шишка и т.д.; высокое дерево, сосновая ветка, могучий дуб, стройная береза и т.д.

    Одно дерево, два дерева, пять деревьев;

    Одно высокое дерево, два высоких дерева, пять высоких деревьев.

    Игра «Назови предмет со словом «сосновый».

    Бор какой? – сосновый;

    кресло какое? – сосновое;

    мебель какая? – сосновая;

    полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки…

    Игра «Узнай дерево» по его плодам и закончи предложение.

    Желуди растут на - ….(дубе);

    Круглая шишка на - …(сосне);

    Длинная шишка на - …(ели);

    Грозди рябины растут на - …(рябине);

    Сережки растут на - …(березе, ольхе, иве).

    Игра «Подбери действия».

    Лист что делает? - желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет…

    Дерево, корни, ветви, крона, почки…

    Игра «Четвертый лишний».

    Клен, рябина, ель, тюльпан;

    Береза, дуб, тополь, кедр;

    Осина, липа, дуб, ель;

    Сосна, тополь, рябина, калина;

    Ель, сосна, дуб, кедр.

    Итог занятия:

    Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (Хвойный).

    А если в лесу больше всего берёз, осин как мы назовём такой лес? (Лиственный).

    А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

    (Смешанный).

    Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

    Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса.

    Предложить детям выбрать по предпочтениям средства выразительности (краски, карандаши, восковые мелки) и нарисовать любое дерево по выбору. (Рисование в свободное время в группе).

    В группе, помогите ребенку составить описательный рассказ о дереве по плану:

    • как называется дерево;
    • хвойное, лиственное или фруктовое;
    • в каком лесу растет;
    • как выглядит дерево, описать (ствол, ветки, плоды, листья);
    • какую пользу приносит.

    mob_info