Технология возобновления леса в ханты-мансийском автономном округе. Сохранение лесного подроста Зависимость динамики состояния подроста ели от давности рубки

Ель обыкновенная – самое распространенное хвойное дерево в западном секторе лесной зоны Евразии. Проще говоря, это обычная наша елка, прекрасно всем знакомая. Но и в знакомом, привычном, будничном можно находить новое и неизвестное.

Ель обыкновенная, или европейская

Обыкновенную ель называют еще елью европейской. Хотя в Западной и Центральной Европе дерево растет только в горах. Наиболее же обычна эта ель в Северной Европе, Беларуси, на севере Украины. И, конечно, на севере Европейской России, где она формирует значительные лесные массивы.

На востоке, ближе к Уралу, и на самом севере лесной зоны ель обыкновенная сменяется близким видом – елью сибирской. Вид близкий, но все же другой – с более короткой и колючей хвоей, более мелкими шишками, меньшей высотой. И способностью выживать в более суровом климате.

Вид другой, но все же близкий. Ели обыкновенная и сибирская скрещиваются, образуя жизнеспособные гибриды. Говорят даже об особом переходном виде – ели финской.

Если внимательно рассмотреть шишки елей обыкновенной и сибирской, можно заметить различия, считающиеся видовыми признаками. Край чешуи у ели сибирской закругленный и гладкий, а у обыкновенной — с небольшими зубчиками, зазубринками.

Ель относят к семейству сосновых. В самом деле, несмотря на очевидные различия, у этих деревьев немало общего. Кроме зеленой хвои, сохраняющейся несколько лет, ель обыкновенную объединяет с сосной двудомность – на одном дереве созревают и мужские, и женские шишки. Строение и происхождение шишек, строение пыльцы и семян, процессы, протекающие при опылении и оплодотворении, также сходны.

Различий много. В отличие от сосны, ели способны вырастать высокими и стройными деревьями независимо от того, растут ли они в густом лесу или же на открытом месте. Дело в том, что нарастает ель обыкновенная преимущественно своей верхушечной почкой. Именно она дает самые длинные побеги – от 30 до 50 см ежегодно.

Причем растет ель своей верхушкой всю жизнь. Правда, при условии – если верхушечная почка не повреждена. Или несущий эту почку побег почему-либо не удален. В этом случае функции верхушечной берет на себя одна из боковых почек. Но дерево уже никогда не вырастет высоким и стройным.

Верхушку ели всегда венчает «корона» из почек: одна верхушечная и несколько боковых. Весной они дают побеги. И образуется мутовка. Так же как у сосны обыкновенной. И возраст молодой ели также легко определить, сосчитав число этих мутовок и прибавив 5 – 7 лет. В течение первых лет жизни мутовки на дереве не образуются.

Боковые ветви тоже ежегодно нарастают, но значительно меньше верхушки. Причем и на боковой ветви ели каждый год подрастают боковые побеги – уже относительно самой этой ветви. Это тоже мутовки, только не полные – веточки отходят не во все стороны, а близко к одной плоскости. Образуется еловая ветвь, которую мы обычно называем еловой лапой.


Побеги у ели обыкновенной, в отличие от сосны, только одного типа – удлиненные. Напомню, что у , кроме ежегодно нарастающих удлиненных побегов, есть еще укороченные, длиной всего пару миллиметров. На них растет пара сосновых хвоинок. Вместе с хвоей побеги эти и опадают через 2 – 3 года, или чуть больше.

Еловая хвоя растет прямо на удлиненном побеге. Хвоинки, значительно короче сосновых, усеивают весь побег, располагаясь по спирали. Сидит хвоинка на листовой подушечке. Когда она опадет, на коре остается листовой след.

Еловая хвоя уплощенно-четырехгранная, с колючей верхушкой. Длина хвои 1 – 2 см. Держится на дереве она дольше . В естественных условиях срок жизни хвоинки составляет до 10 – 12 лет. Правда, у деревьев, растущих в условиях повышенного загрязнения воздуха, хвоясменяется значительно раньше.

Ель обыкновенная, как и другие представители этого рода, неплохо переносит затенение. Поэтому даже в густом еловом лесу крона дерева остается весьма развитой. Засыхают от недостатка света лишь самые нижние ветви. Крона ели, растущей на открытом месте, обычно пирамидальная. Ветви растут на стволе почти до самой земли.

Развитая крона хорошо обеспечивает дерево питательными веществами. Ведь чем больше на дереве листьев (хвоинок), тем больше производится сахаров при фотосинтезе. Но такая крона может доставить дереву и серьезные проблемы.

Зимой у нас выпадает много снега. Даже лишенные листьев березы под его тяжестью частенько гнутся, а то и ломаются. Ели обыкновенной обильные снегопады больших неприятностей не доставляют. Тонкие, но прочные и гибкие ветви под тяжестью снега тоже сгибаются. И сбрасывают его!

Но вот сильные ветры при большой парусности кроны часто выворачивают дерево целиком. Способствуют этому и особенности корневой системы ели. Только лет до пятнадцати у дерева растет стержневой корень. А затем активно разрастаются корни боковые, залегающие в верхнем слое почвы. Удержать высокое дерево при сильном ветре такие корни не могут. И рушатся лесные великаны.

Живет ель европейская до 250 – 300 лет. Вот только встретить в лесу такие деревья вряд ли удастся. Разве где-то в заповеднике. Большинство елей вырубается, не доживая и до столетнего юбилея.

Никогда не рубленный ельник оставляет впечатления незабываемые! Приходилось мне побывать в таком лесу много лет назад. Это на северо-западе Вологодской области, почти на границе с Карелией, в верховьях реки Андомы. Ассоциации … сказочные. Кажется, вот-вот из-за соседнего дерева выглянет Баба-Яга. Или Леший.

На десятки метров вверх уходят мощные колонны елей. Их диаметр у комля – более метра. Ветви увешаны бородами лишайника уснеи. Тихо в таком лесу и сумрачно. Почва, валежник, включая целые стволы упавших от старости или ветра огромных елей – все покрыто толстым слоем . Из кустарничков растет разве что черника, да и то не везде.

Там, где посветлее – возле лесного ручья, к примеру – появляются и некоторые травы. Сверкают белые звездочки седмичника европейского. А в местах близкого залегания грунтовых вод зеленые мхи сменяются болотным .

На свежих пнях на просеке под лесовозную дорогу, что достигла тогда уже этих мест, можно подсчитать годичные кольца, что не преминули сделать ботаники нашей экспедиции. Насчитывали 250 – 300 колец.

По итогам экспедиции, в которой я тогда работал, был создан Верхнеандомский государственный заказник. Массив коренных ельников взяли под охрану. Что там теперь – сказать не могу …

Ель обыкновенная гораздо требовательнее сосны к почвенным условиям. Она не будет расти ни на сухих песках, ни на верховом болоте. А еще она плохо переносит засухи. Потому уже на юге лесной зоны встречается реже.

Зиму деревья проводят в состоянии своеобразной «спячки», когда жизненные процессы замедляются. Не исключение и деревья хвойные. Устьица на хвое плотно закрыты – нужно экономить воду. Корни не могут в достатке обеспечить ею дерево, воду в холодной почве корешки практически не всасывают.

Впрочем, при температурах выше – 5 градусов в хвое все же начинается фотосинтез. Но такие температуры для наших зим не характерны.

Но вот приходит весна, и все начинает быстро меняться. Еще на рубеже сезонов, во время, поэтично названное М.М.Пришвиным « », в сухие солнечные дни вскрываются еловые шишки, высыпая семена, разносимые ветром. В мае, с приходом тепла, сначала набухают, а потом распускаются почки, давая начало новым вегетативным побегам.

Рассмотрите еловые лапы в это время. На концах веточек набухли крупные почки, прикрываемые бледно-желтыми колпачками почвенных чешуй. Кое-где чешуйки эти уже раздвинулись, а то и опали. Из-под них появляется на свет кисточка светло-зеленых иголочек. Это молодой побег.

Молодые иголочки отличаются от старых не только по цвету. Они мягкие и совершенно не колючие. Если же «кисточку» сорвать и разжевать, ощущается кисленький вкус. И никакого смолистого привкуса и аромата.

Молодые побеги быстро растут. В мае – начале июня они еще отличаются от старых цветом своей хвои. Но с приходом настоящего лета рост побегов прекращается, хвоя твердеет и приобретает обычные свойства.

Почти одновременно с вегетативными распускаются и генеративные почки. Из них появляются видоизмененные побеги ели обыкновенной – ее женские и мужские шишки. Ель «зацветает». Происходит это почти одновременно с цветением черемухи.

Конечно, биологи поправляют – хвойные не цветут, у них нет цветка. Но все же сходство большое, особенно если учесть, что шишки в это время выглядят весьма зрелищно.

Несколько подробнее о «цветении» ели есть отдельная статья .

Рассмотреть молодые шишки ели обычно довольно сложно, так как располагаются они в верхней части кроны. Разве что повезет … На верхушках прошлогодних побегов появились небольшие желтенькие или красноватые мужские шишки (или мужские колоски). В мешочках под чешуями созревает огромное количество пыльцы.

Пыльцевые зерна ели обыкновенной, подобно сосновым, имеют воздушные мешки, благодаря чему их удельный вес мал. Пыльца далеко уносится ветром, покрывает листья деревьев, траву. Если пройдет дождь, желтая пыльца хорошо заметна на лужах.

Если Вы все еще не подписаны на новости блога «Лесная кладовая», рекомендую сделать это прямо сейчас. Впереди еще много интересного и полезного!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области

Еловый лес и его подрост

Выполнил :

Бородинский Илья Павлович

ученик 8 класса

МОУ Октябрьская СОШ

Руководитель :

Смирнова Татьяна Валерьевна


1. Введение. 3

2.Методика исследования. 4 3.Результаты исследования.

3.1. Особенности елового леса. 5

3.2. Видовой состав елового леса. 7

3.3. Подрост елового леса. 8

3.4. Влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста ели. 8

3.5. Влияние взрослых деревьев на формирование подроста. 9

4. Выводы. 11

5. Заключение и перспективы 12 6. Список использованной литературы. 13 7. Приложения. 14

1.Введение

Большую часть нашей местности занимают еловые леса. Еловый лес - совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Если в жаркий летний день войдете в еловый лес с поля или луга, - сразу окажетесь в глубокой тени, почувствуете прохладу, влажность. Вся обстановка здесь резко отличается от того, что свойственно открытому месту. Ель сильно меняет окружающую среду, создает под своим пологом специфические условия.

Состав растений нижних ярусов леса во многом определяется свойствами почвы. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре мы обычно находим густые заросли черники. Такой тип леса, встречающийся у п. Октябрьский называют ельником-черничником.

Цель работы :

изучить еловый лес и подрост елового леса.

Задачи:

Узнать особенности елового леса;

Изучить видовой состав елового леса;

Изучить подрост елового леса;

Провести исследования и выявить влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста ели;

Выявить влияние взрослых деревьев на формирование подроста.

2.Методика исследования

Исследовательскую работу мы проводили летом в 2011 году.

Для нашего исследования мы использовали следующее оборудование: колышки, мерную вилку, рулетку.

При выполнении данной работы мы пользовались методами наблюдения, сравнения. С помощью метода наблюдения изучался видовой состав елового леса, внешние особенности подроста и всходы елового леса. Таблицы составлялись на основе метода сравнения. Этот метод позволил рассмотреть и сравнить количество всходов и подроста ели, а также помог определить конечные результаты в данной работе.

В результате анализа литературных источников по биологии и экологии мы познакомились подробно с растительностью елового леса, почвами, условиями произрастания ,,,

3.Результаты исследований

3.1. Особенности елового леса

Еловый лес - совершенно особое, своеобразное растительное сообщество (Приложение I фото1). Ель создает очень сильное затенение, и под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало. Растения, которые мы видим под пологом елового леса, достаточно теневыносливы, они не только нормально растут в глубокой тени, но даже цветут и плодоносят. Все эти растения хорошо переносят также сравнительную бедность почвы питательными веществами и ее повышенную кислотность (такие свойства характерны для почвы елового леса). В то же время многие растения ельников требовательны к влажности почвы.

Под пологом ельника почти никогда на бывает сколько-нибудь сильного движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдете растений, семена которых имели бы какие-либо «парашютики» или иные приспособления для распространения с помощью ветра. Зато много растений, семена которых чрезвычайно мелки, похожи на пыль и распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

Среди растений, встречающихся в ельниках, немало таких, которые имеют белые цветки.

Такая окраска цветков не случайна. Это - приспособление к скудному освещению под пологом елового леса. Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.

Почти все травянистые растения елового леса - многолетние. Каждую весну они продолжают свою жизнь, но не начинают ее сначала, с семени, как однолетние травы. Они занимают свое определенное место в лесу на протяжении многих лет. У большинства растений елового леса есть более или менее длинные ползучие корневища или надземные побеги, способные быстро разрастаться в стороны и захватывать новую площадь. Все это - приспособления к специфической обстановке под пологом ельника. Появление новых растений из семян здесь сопряжено с большими трудностями: прорастанию опадающих семян мешает толстый слой мертвой хвои на почве и моховой покров. Размножение с помощью семян в этих условиях очень ненадежно. Обитатели елового леса поддерживают свое существование в основном за счет вегетативного размножения. Всходы каких-либо растений могут появиться из семян только в особых условиях - там, где удален слой

опавшей хвои вместе с моховым покровом и обнажилась почва. Именно такие условия необходимы для массового появления всходов даже самой ели.

Подстилка в еловом лесу имеет сильно кислую реакцию (рН), ее разлагают почти исключительно микроскопические грибы. Грибное население очень обильно не только в подстилке, но и в верхних слоях почвы. Не удивительно поэтому, что многие растения елового леса имеют микоризу, корни их оплетены густым чехлом из тончайших грибных нитей - гиф. Микориза играет важную роль в жизни лесных растений, помогает им усваивать из почвы трудно доступные питательные вещества. Некоторые травы елового леса настолько тесно связаны в своей жизни с микоризным грибом, что даже их семена не могут прорасти без участия гриба.

Еще одна характерная особенность растений ельников - то, что многие из них остаются зелеными на зиму, сохраняют живую листву в холодное время года. Весной, как только сойдет снег, всегда можно видеть на почве их старые, перезимовавшие зеленые листья. Чуть потеплеет - и в листьях сразу же начинается процесс фотосинтеза, вырабатываются органические вещества. Сравнительно немногие травы елового леса полностью теряют осенью свою надземную часть и зимуют только в виде подземных органов.

В живом напочвенном покрове елового леса большую роль играют кустарнички. Все эти растения по особенностям своего строения не отличаются от кустарников, но имеют лишь значительно меньшие размеры.

Мхи, которые мы видим на почве в еловом лесу, - очень теневыносливые растения. Они могут существовать при довольно слабом освещении. Хорошо переносят они и механическое воздействие опадающей с деревьев сухой хвои. Мохового покрова нет лишь в очень густых еловых молодняках, где на почву почти совсем не попадает свет. Внешний облик ельника мало меняется на протяжении года. Ель все время остается зеленой, многие лесные травы - также. Неизменный зеленый цвет сохраняет и моховой покров. Только весной и в начале лета мы видим некоторое разнообразие, когда начинается цветение некоторых трав, находящихся по пологом елового леса.

3. 2. Видовой состав елового леса

В еловом лесу совместно главной породой является ель обыкновенная или ель европейская (Приложение I фото 2) Корневая система первые 10-15 лет стержневая, затем поверхностная (главный корень отмирает). Дерево слабо ветроустойчиво. Крона конусовидная или пирамидальная. Ветви мутовчатые, горизонтально-распростёртые или поникающие. В первые 3-4 года боковых побегов не даёт. Кора серая, отслаивается тонкими пластинками. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие, четырёхгранные, реже плоские, жёсткие и острые, с 2 килями на верхней и нижней стороне. Расположены спирально поодиночке, сидят на листовых подушечках. Сохраняются на побегах в течение нескольких (6 и более) лет. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. После сильного объедания хвои некоторыми насекомыми, например, бабочкой-монашенкой, возникают щёточные побеги - с очень короткими и жёсткими иглами, напоминающие по внешнему виду щётки.

Растения голосеменные. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3-4 см. Шишки состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, а в их пазухах - семенные чешуи, на верхней поверхности которых обычно развивается по 2 семяпочки, снабжённых так называемым ложным крылом.

Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Не теряют всхожести 8-10 лет.

Начало плодоношения - от 10 до 60 лет (в зависимости от условий произрастания).

Живёт в среднем до 250-300 лет (иногда до 600)

Чистые еловые леса очень плотные, густые, тёмные. Рядом с елями встречаются берёза обыкновенная, но очень редко. В ельниках почти не бывает подлеска, только единично встречаются можжевельник обыкновенный, рябина обыкновенная. Хорошо развит травянисто – кустарничковый ярус. Черника образует сплошной хорошо развитый ярус. К ней примешиваются иногда в значительном количестве брусника обыкновенная, майник двулистный, кислица обыкновенная, хвощ лесной, щитовник мужской. Моховой покров ельников черничных разреженный и состоит из пятен сфагнумов и кукушкина льна. После рубки на местах бывших ельников черничных возникают вейниковые, щучковые или кипрейные вырубки, затем березняки, осинники и сосняки чернично-широкотравные.

Изучив видовой состав елового леса, данные занесли в бланк описания (Приложение II)
8

3.3. Подрост елового леса

Подрост – молодое поколение, состоящее из древесных растений естественного происхождения, растущих под пологом леса, способное образовать основной полог древостоя, не достигшее высоты основного древостоя

У подроста под плотным пологом взрослого леса нелегкое существование. Всходы, оказавшиеся на опушке, на прогалине, на участках, где в просветы крон, образовавшиеся после вываливания старого дерева, проникает достаточно света, хорошо растут. У таких растений ветви начинаются от самой земли, они густо покрыты листвой или хвоей ярко-зеленого цвета, вершина у них хорошо развита.

Под пологом елового леса имеется много молодых елок, не попавших в такие удачные условия, и они вынуждены довольствоваться тем, что им досталось. А досталось им очень немного. Обычно подрост растет группами, концентрируется в условиях, благоприятных для прорастания семени и первоначального периода роста всходов. Но по мере роста начинается соперничество внутри группы подроста, кроме того, деревца затеняются верхним пологом взрослого леса, и им приходится довольствоваться остатками того света, что проник через кроны деревьев старшего поколения. Корни подроста развиваются в почве, уже занятой корневой системой старого леса, и им приходится ограничиваться меньшим количеством пищи и влаги. Часто можно наблюдать в густом еловом лесу в таком подросте однометровые елочки, возраст которых 30-50 лет.

У угнетенного подроста почти незаметен верхушечный побег, ветки находятся только в верхней части стволика и расположены горизонтально,- так на них попадает больше света.

В естественном лесу с годами старые деревья дряхлеют, постепенно в разное время вываливаются и между деревьями увеличиваются просветы. Больше света, больше влаги в лесу - меньше соперничество у молодого поколения с корневой системой материнского леса. Подрост оправляется, приспосабливается к новым условиям и убыстряет рост, вклиниваясь вершиной в верхний полог. Даже после 80-100-летнего угнетения ель может оправиться и войти в состав верхнего полога.

Подрост бывает семенного и вегетативного происхождения. Подрост семенного происхождения на ранней стадии называется самосевом (для хвойных и лиственных пород с тяжёлыми семенами) или налётом (для берёзы, осины и др. лиственных пород с лёгкими семенами). Растения до 1 года относятся к всходам. Одним из важных средств восстановления леса является сохранение подроста от повреждений при лесозаготовках. 3.4. Влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста ели

Выбрали участок зрелого елового леса (подальше от дорог) с хорошо выраженными мёртвопокровными пятнами под кронами взрослых деревьев и с моховым ковром между ними. Нашли ель, под кроной которой имеется большое число молодых всходов (Приложение III фото1), и заложили здесь 5 площадок размером 100 см 2 (10*10 см 2). Другую серию площадок разместили между кронами деревьев на толстом моховом ковре. Подсчитали количество всходов ели на каждой площадке, а затем высчитали средние данные на одну площадку. Результаты внесли в таблицу (Приложение III таблица 1)

На этих же участках (т.е. под кронами елей и между ними) заложить площадки большего размера – 1 м 2 и подсчитали количество имеющегося на них подроста (Приложение IV фото1) , без всходов. Данные внесли в таблицу (Приложение IV таблица 1)

Сравнили результаты и сделали вывод :

всходы ели появляются в большем количестве на единицу площади непосредственно под кронами взрослых деревьев, так как между кронами их появлению препятствует толстый слой мха; проростки погибают, не достигнув корнями почвы. Наоборот, наибольшее количество подросших ёлочек находится между кронами деревьев. Такое несовпадение мест обильного нахождения разновозрастных ёлочек обусловлено влиянием взрослых деревьев. Под кронами из- за сильной конкуренции (прежде всего за свет) все всходы быстро погибают. В межкроновых участках леса влияние взрослых деревьев ослаблено, и здесь сохраняется большинство, даже из общего небольшого числа, появившихся ёлочек.

3.5. Влияние взрослых деревьев на формирование подроста.

В ходе исследований описали состояние подроста ели в лесу и на опушке леса с целью выявления влияния взрослых растений на формирование подроста. Подрост является средним по высоте, средней густоты, неравномерным, жизнеспособным.

Выбрали молодые ёлочки примерно одинаковой высоты- 1-1,5 м, растущие в тени леса, на его опушке или на поляне; изучили их внешнее строение и данные занесли в таблицу (Приложение V таблица 1).

Сделали вывод:

на опушках и полянках состояние елового леса подроста, хорошее. Здесь кроны ёлочек конусовидные, с густо расположенными, хорошо охвоенными ветвями. Под пологом леса кроны ёлочек зонтиковидные, с редкими и слабо охвоенными ветками, которые сильно вытянуты в стороны. Причём на осветлённых местах леса подрост растёт густо, а в затенении ёлочки встречаются единично, редко. Эти различия в состоянии и обилии
10

подроста в разных участках леса свидетельствуют о неблагоприятном влиянии взрослых деревьев, которое осуществляется через изменение условий обитания: затенение и др.

Из сравнения результатов видно, что влияние взрослых деревьев ели сказывается и на подросте, произрастающем между их кронами, но оно здесь ослаблено по сравнению с подкроновыми участками; ещё меньше это влияние сказывается на подросте, выросшем на опушке леса.

Выводы

В результате проделанной работы, мы узнали намного больше о еловом лесе, его видовом составе, а также изучили влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста, а также на формирование подроста.

После проведённых исследований пришли к выводу


  1. Большого видового разнообразия в еловых лесах не наблюдается, а произрастают только теневыносливые растения.

  2. Всходы ели появляются в большем количестве на единицу площади непосредственно под кронами взрослых деревьев, так как между кронами их появлению препятствует толстый слой мха; проростки погибают, не достигнув корнями почвы. Наоборот, наибольшее количество подросших ёлочек находится между кронами деревьев. Такое несовпадение мест обильного нахождения разновозрастных ёлочек обусловлено влиянием взрослых деревьев. Под кронами из- за сильной конкуренции (прежде всего за свет) все всходы быстро погибают. В межкроновых участках леса влияние взрослых деревьев ослаблено, и здесь сохраняется большинство, даже из общего небольшого числа, появившихся ёлочек.

  3. На опушках и полянках состояние елового леса подроста, хорошее. Здесь кроны ёлочек конусовидные, с густо расположенными, хорошо охвоенными ветвями. Под пологом леса кроны ёлочек зонтиковидные, с редкими и слабо охвоенными ветками, которые сильно вытянуты в стороны. Причём на осветлённых местах леса подрост растёт густо, а в затенении ёлочки встречаются единично, редко. Эти различия в состоянии и обилии подроста в разных участках леса свидетельствуют о неблагоприятном влиянии взрослых деревьев, которое осуществляется через изменение условий обитания: затенение и др.
Из сравнения результатов видно, что влияние взрослых деревьев ели сказывается и на подросте, произрастающем между их кронами, но оно здесь ослаблено по сравнению с подкроновыми участками; ещё меньше это влияние сказывается на подросте, выросшем на опушке леса.

Заключение

На территории нашей местности находятся хвойные леса и преобладающей породой в этих лесах является ель обыкновенная. С каждым годом количество лесных насаждений сокращается, в результате лесозаготовок и несанкционированных вырубок.

Подрост – это молодое поколение, способное образовать основной древостой, Он является основной сменой погибшего или вырубленного леса, поэтому мы должны его исследовать и оберегать.

В дальнейшем, я хочу продолжить работу по изучению древостоя елового леса, а также других древесных культур.

Список использованной литературы

1. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М. С. Гиляров и др. - Издание 2-е исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989 г.

2. Лернер Г.И. Словарь-справочник для школьников абитуриентов и учителей. – М.: «5 за знания», 2006.

3. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.: « 5 за знания», 2005.

4. Розанов Л.Л. Словарь-справочник.- М.: НЦЭНАС, 2002.

Приложение Ι

Фото 1. Еловый лес

Фото 2. Ель обыкновенная

Приложение ΙI

Растительность елового леса

Описание 15июля 2010г.

Название ассоциаций: ельник - черничник

Общий характер рельефа: равнинный

Почва (название): дерново – подзолистые суглинистые

Условия увлажнения: не равномерное

Мёртвая подстилка (состав, мощность, степень покрытия, характер распределения): прошлогодняя хвоя, сплошное покрытие, равномерно распределена, 2 см

Видовой состав древесных пород


Видовой состав подроста

Видовой состав кустарникового яруса

Видовой состав травянисто – кустарникового яруса

п/п

Вид

Латинское название

1.

Черника обыкновенная

Vaccinium myrtillus

2.

Ландыш майский

Convallaria majalis

3.

Майник двулистный

Mojanthenum bifolium

4.

Брусника обыкновенная

Vaccinium vitisidaea

5.

Кислица обыкновенная

Oxalis acetosella

6.

Щитовник мужской

Dryopteris filix-mas

Приложение ΙII

Фото 1. Всходы ели



Условия произрастания

Количество всходов ели


Средние показатели

1

2

3

4

5

Под кронами деревьев

4

10

3

5

5

5,4

Между крон

(на слое мха)



2

4

7

4

1

3.6

Таблица 1. Количество всходов ели

Приложение ΙV

Фото 1. Подрост ели



Условия произрастания

Количество подроста ели

На отдельных учётных площадках

Средние показатели

1

2

3

4

5

Под кронами деревьев

1

1

1

1

1

1

Между крон

(на слое мха)



2

2

3

1

2

2

Таблица 1. Количество подроста ели

Приложение V


Таблица 1. Состояние подроста ели в разных условиях

ПОДРОСТ

Подростом называют молодые деревца, появившиеся естественным путем в лесу. Они выросли из семян, которые попали на поверхность почвы. Однако к подросту относят не всякое деревце, а только сравнительно крупное - от одного до нескольких метров в высоту. Более мелкие деревца называют всходами или самосевом.

Подрост, как мы знаем, не образует отдельного яруса в лесу. Однако он расположен большей частью на уровне подлеска, хотя иногда и выше. Отдельные экземпляры подроста могут сильно различаться по высоте - от низкорослых до сравнительно крупных.

В лесу почти всегда есть какое-то количество подроста. Иногда его много, иногда мало. И расположен он нередко небольшими скоплениями, куртинами. Особенно часто это бывает в старом ельнике. Когда встречаешь в лесу такую куртину, замечаешь, что она развивается в небольшой прогалине, там, где нет деревьев. Обилие подроста объясняется тем, что в прогалине много света. А это благоприятствует появлению и развитию древесного молодняка. Вне прогалины (там, где мало света) молодые деревца встречаются значительно реже.

Небольшие скопления образует также подрост дуба. Но это заметно в том случае, когда взрослые дубы встречаются в лесу поодиночке среди общей массы других деревьев, например берез, елей. Расположение молодых дубков группами связано с тем, что желуди не распространяются в стороны, а опадают непосредственно под материнским деревом. Иногда молодые дубки можно встретить в лесу очень далеко от материнских деревьев. Но они растут не группами, а по одному, так как выросли из желудей, принесенных сойкой. Птица делает запасы желудей, пряча их в мох или подстилку, но потом многие из них не находит. Эти желуди и дают начало молодым деревцам, находящимся очень далеко от взрослых плодоносящих дубов.

Для того чтобы в лесу появился подрост той или иной древесной породы, необходим ряд условий. Важно прежде всего, чтобы на почву попали семена и притом доброкачественные, способные прорасти. Должны быть, конечно, благоприятные условия для их прорастания. А дальше требуются определенные условия для выживания всходов и их последующего нормального роста. Если в этой цепочке условий не хватает какого-то звена, то не появляется и подрост. Так бывает, например, когда неблагоприятны условия прорастания семян. Представьте себе, что какие-то мелкие семена попали на толстый слой подстилки. Они сначала начнут прорастать, но затем погибнут. Слабые корешки всходов не смогут пробиться сквозь опад и проникнуть в минеральные слои почвы, откуда растения берут воду и питательные вещества. Или другой пример. На каком-то участке леса слишком мало света для нормального развития подроста. Всходы появляются, но затем погибают от затенения. До стадии подроста они не доживают.

В лесу лишь очень малая доля опавших на землю семян дает начало всходам. Подавляющее большинство семян погибает. Причины этого разные (уничтожение животными, загнивание и т. п.). Но даже если всходы и появились, то далеко не все они превращаются впоследствии в подрост. Очень многое может помешать этому. Неудивительно, что наши деревья производят огромное количество семян (например, береза многие миллионы на одном гектаре). Ведь только при такой странной, на первый взгляд, расточительности есть возможность оставить потомство.

В лесу нередко бывает так, что в древесном ярусе господствует одна порода, а в подросте совершенно другая. Обратите внимание на многие наши сосняки достаточно старого возраста. Подроста сосны здесь совершенно нет, зато очень обилен подрост ели. Нередко молодые елочки образуют в сосновом лесу густые заросли на большой площади. Сосновый молодняк отсутствует здесь по той причине, что он очень светолюбив и не выдерживает затенения, которое создается в лесу. В природе подрост сосны в массе появляется обычно только на открытых местах, например на пожарищах, заброшенных пашнях и т. д.

Такое же несоответствие между взрослыми деревьями и подростом можно наблюдать и во многих березняках, расположенных в таежной полосе. В верхнем ярусе леса растет береза, а под ней густой, обильный подрост ели.

При благоприятных условиях подрост со временем превращается во взрослые деревья. И эти деревья естественного происхождения с биологической точки зрения более ценны, чем выращенные искусственно (посевом семян или посадкой саженцев). Деревья, выросшие из подроста, лучше всего приспособлены к местным природным условиям, наиболее стойки к разнообразным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Кроме того, это самые сильные экземпляры, выжившие в суровой конкурентной борьбе, которая всегда наблюдается между деревьями в лесу, особенно в более молодом возрасте.

Итак, подрост - одна из важных составных частей лесного растительного сообщества. Молодые деревца при благоприятных условиях могут прийти на смену старым, погибшим деревьям. Именно так происходило в природе на протяжении многих веков и тысячелетий, когда лес мало подвергался воздействию человека. Но и сейчас в некоторых случаях бывает возможно использовать подрост для естественного восстановления вырубленного леса или отдельных крупных деревьев. Конечно, только тогда, когда молодые деревца достаточно многочисленны и при этом хорошо развиты.

Наш рассказ о лесных растительных сообществах подошел к концу. Вы могли убедиться в том, что, все ярусы леса, все группы растений и, наконец, отдельные растения в лесу тесно связаны между собой, в той или иной мере влияют друг на друга. Каждое растение занимает определенное место в лесу и играет ту или иную роль в жизни леса.

В строении и жизни лесных растений есть много примечательных особенностей. Именно о них будет рассказано дальше. Но, чтобы рассказ был более последовательным и четким, мы разделили материал на отдельные главы. В каждой главе растения рассматриваются с какой-то одной точки зрения. В одной главе говорится об интересных особенностях строения, в другой - размножения, в третьей - развития и т. д. Итак, познакомимся с некоторыми маленькими тайнами растений, обитающих в лесу.

Но прежде еще несколько слов. Книга состоит из отдельных небольших рассказов, своеобразных биологических зарисовок. В этих рассказах речь пойдет о самых разных обитателях леса - деревьях и кустарниках, травах и кустарничках, мхах и лишайниках. Будет сказано и о некоторых грибах. По новейшим представлениям, грибы не относят к растительному миру, а выделяют в особое царство природы. Но самое большое внимание будет, естественно, уделено деревьям - главнейшим, господствующим растениям в лесу.

Следует также отметить, что наше повествование коснется не только растений в целом, но и их отдельных органов - как надземных, так и подземных. Мы познакомимся с интересными биологическими секретами цветков и плодов, листьев и семян, стеблей и корневищ, коры и древесины. При этом будет обращено внимание главным образом на крупные внешние признаки, которые хорошо видны простым глазом. Лишь кое-где придется немного коснуться внутреннего, анатомического строения растений. Но и здесь мы постараемся показать, как разные микроскопические особенности отражаются на внешних признаках - на том, что заметно простому глазу.

И последнее. Принятое в книге подразделение на отдельные главы, посвященные тем или иным особенностям лесных растений (строение, развитие, размножение), конечно, условно. Так сделано лишь для удобства изложения, для некоторого упорядочения излагаемого материала. Между этими главами нет резкого разграничения. Трудно провести, например, четкую границу между особенностями строения и размножения. Один и тот же материал можно поместить почти с одинаковым правом либо в ту либо в другую главу. Например, рассказ об особом строении семян сосны и ели, позволяющем им очень быстро вращаться в воздухе при опадении с дерева, касается как строения, так и размножения. В книге этот материал помещен в главу, посвященную строению растений. Но это просто произвольное решение автора, которое, надеюсь, читатель ему простит, так же, как и некоторые другие подобные решения.

Оценка жизненного состояния хвойного подроста

К категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине :

Организация исследовательской и проектной деятельности в школе (пособие для учителя)
Организация образовательного процесса в массовой школе на основе проектной и исследовательской деятельности , которая коренным образом изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность педагогических кадров к претворению инновационной идеи. Снова учитель один на один оставлен с серьёзными проблемами, возникающими при освоении инноваций. Представляемое пособие для учителя призвано объяснить введение в школьный образовательный процесс таких инновационных технологий как исследовательская и проектная деятельность .
Основы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель
Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам, связанным с организацией гидроботанических исследований учащихся. Даны рекомендации к организации (подготовке и проведению) гидроботанических исследований и конкретные методики , относящиеся к определённым направлениям гидроботанических исследований. Методики, разработанные ведущими учёными в области гидроботаники, адаптированы для восприятия и понимания и предполагают свободное овладение ими самостоятельно или под руководством педагогов. Приводятся ключи для определения растений водной флоры в полевых условиях, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы можете оказаться на природе, найти там интересные для вас объекты исследования, понаблюдать за ними, измерить, сравнить, сфотографировать, оформить собранный материал в виде доклада, исследовательской работы и выступить на конференции. Пособие может быть полезно юным натуралистам, которым интересно знакомиться с природой и раскрывать ее тайны, учителям, работающим со школьниками по подготовке к конференциям. Пособие поможет заинтересовать и организовать ребят, сформировать у них множество полезных и нужных УУД (универсальных учебных действий) по ФГОС.

Данное пособие может пригодиться руководителям детских туристских кружков, а также будет интересно широкому кругу любителей самодеятельного туризма, так как содержит сведения по подготовке и проведению не очень сложных путешествий (от походов выходного дня до многодневных пеших или байдарочных). В книге, кроме специальных туристских сведений, описаны также способы приготовления походной еды, первая помощь, игры в свободное время и многое другое, что может пригодиться в туристском походе. В данном пособии содержится много полезных советов, основанных на многолетнем опыте автора, поэтому желательно его внимательно изучить до похода и обязательно взять с собой.
Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Пособие для учителя "

mob_info