Тема: сравнение предметов по размеру, цвету. План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: конспект нод: фэмп

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО РАЗМЕРУ, ЦВЕТУ

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Дидактическая задача: формировать понятия «разные», «одинаковые».

Оборудование: 1. Дидактический материал - набор цветных фигур (круги, квадраты, треугольники, пятиугольники разных цветов и размеров; 2. Демонстрационный материал - плакат (образец выполненного задания), картонный «Буратино».

Дается задание построить два красивых дома - красный и зеле¬ный так, чтобы красный был выше зеленого, а зеленый был длиннее красного. Крышу сделать цветом по выбору. Дети «строят» дома на партах. В конце работы на доску вывешивается плакат с образцом. Буратино «оценивает» работу каждого учащегося. Лучшему строителю он вручает флажок и улыбку учителя (рис. 1 ).

^ ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМ»

Дидактическая задача: формировать понятие «одинаковые по цвету».

Оборудование:

Содержание. Дети имеют карточки вида (рис. 2 ). Учитель объясняет, что в красном доме должны быть красные фигуры, в зеленом - зеленые и в желтом - желтые. Надо проложить (нарисовать) «дорожки» от фигур к «домикам» карандашами такого же цвета. Выигрывает тот, кто сделал правильно, аккуратно и быстро.

^ ИГРА «ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»

Дидактическая задача: проверить умение различить предметы по величине (больший, меньший, самый маленький).

Оборудование: 1. Раздаточный материал - карточки, цветные карандаши; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением домиков; 3. Картонные Незнайка и звери, фишки.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня к ребятам пришел очень грустный Незнайка. Ему надо помочь расселить на зиму зверей в теплые домики. Это надо сделать правильно, чтобы всем было удобно жить в домике. Звери: медведь, жираф, зайка, мышка-норушка. Далее учитель говорит, что когда дети продумают, как надо помочь Незнайке, они должны будут посмотреть на свои карточки и найти среди красных мячей самый маленький и подумать, кому они его подарят, а среди синих - самый большой и подумать, кому его подарят. На эти мячи надо поставить фишки цвета, одинакового с цветом мячей.

Учитель проверяет и делает грустное лицо, если находит ошибки (рис. 3 ).


УРОК 2

^ ТЕМА: ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Дидактическая задача: 1) выявить умение вести счет, воспроизводить последовательность чисел в пределах 10; 2) различать предметы по форме, цвету, размеру.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал - плакат, где слева изображен квадрат, внутри которого изображены 3 малых квадрата одинаковых по размеру и 2 большего размера, но равные между со бой. Справа - круг, внутри которого 4 малых круга одинакового размера и два больших разного размера; 2. Дидактический материал - карточки вида, как и плакат.

Дается задание: 1. Посчитать, сколько квадратов и сколько кругов. Учитель говорит, что каждый ученик будет сообщать ему свой ответ шепотом на ухо и нужно поднять руку, когда, ответ будет готов. Если ответ ученика верный, учитель говорит: «Правильно. Молодец! Спасибо…». Если ответ неправильный, то учитель громко ничего не говорит, но сам ученику шепотом на ухо говорит: «Ты ошибся. Посмотри еще раз внимательно на рисунок слева и посчитай, а я к тебе еще раз подойду».

Можно тем, кто ошибается, и помочь, попросив показать самый большой по величине квадрат, а затем средние по величине и маленькие. То же самое и по второму рисунку. Спросить, сколько их.

Если большинство ответят неверно, учитель говорит: «Ребята, я вам, водимо, дал слишком сложное задание. Давайте вместе выполним задание». И учитель учит, как это надо выполнять.

Если же большинство сделает правильно, то можно одному из учащихся «доказать» правильность своего ответа всему классу.

Затем дается задание 2. Раскрасить маленькие круги одинаковым цветом, а два разных по размеру квадрата - разными цветами. Учитель проверяет и на доске вывешивает образец (обратная сторона плаката) для проверки. Поощряет самых внимательных (рис. 4 ).

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ФИГУР ПО ФОРМЕ

ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Дидактическая задача: формировать умение различать фигуры по форме.

Оборудование: карточки, карандаши.

Содержание. Раздаются карточки вида (рис. 5 ). Учитель сообщает, что каждая фигура должна стоять в одном ряду со своими братьями и сестрами, которые друг на друга похожи, но некоторые из них заблудились. Им стало скучно. Поможем им найти свои братьев и сестер, укажем карандашом дорожки со стрелочками, идя по которым фигура попадут в свой ряд.

Выигрывает тот, кто быстрее все правильно выполнил. Его работу учитель показывает классу.

^ ИГРА «В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ»

Дидактическая задача: научиться различать геометрические фигуры; учиться выделять предметы и группы предметов по двум заданным свойствам.

Оборудование: карточки, цветные карандаши.

рис. 6а ). В конце работы показывается образец. Учитель находит лучшую работу и показывает классу. Говорит, что ученика, который так все правильно сделал, можно отправить поработать учителем в лесную школу.

^ ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-1

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по цвету и форме.

Оборудование: 1. Дидактический материал - карточки; 2. Демонстрационный материал - плакат «Паровоз» с изображением паровоза.

Учитель спрашивает, что изображено на плакате, из каких фигур составлен «паровоз». Проводит краткую беседу о том, какую работу выполняют паровозы, каким внимательным должен быть машинист паровоза, который его ведет. «А теперь», - говорит учитель, - посмотрим, как внимательны ребята к тому, что я говорю. Посмотрим, как они могут выполнить мои задания. Кто сделает все правильно и быстро, может стать, когда окончит школу, хорошим машинистом».

1. Обведите контуры сходных по форме фигур карандашом одного цвета.

2. Раскрасьте рисунок так, чтобы одинаковые по форме фигуры были раскрашены одним цветом, а разные - другими (например, синим, зеленым, красным, желтым).

3. Раскрасить все треугольники в разные цвета.

4. Раскрасить одинаковые по величине круги в разные цвета, а разные по величине - в одинаковый цвет.

^ ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-2

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме к цвету, называть геометрические фигуры, учить видеть главную часть предмета.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал - плакат с изображением инструментов труда; 2. Дидактический матерная - листы бумаги, цветные карандаши.

Содержание. Учитель просит учащихся назвать орудия труда. Замечает, кто большее количество их назвал. Вывешивает плакат вида (рис. 6б ). Спрашивает, что изображено и назначение каждого предмета. Далее учитель сообщает, что сегодня ребята сами будут изготовлять (рисовать) орудия труда, а Буратино посмотрит, как ребята умеют делать, но прежде, чем приступить к работе, ребята должны продумать ответы на вопросы:

1. Из скольких частей состоит каждый предмет на плакате?

2. Какие части главные?

Дается задание самим нарисовать орудия труда, каких нет на плакате, или какие есть на плакате, но другой формы. (Это могут быть грабли, лопата прямоугольной формы, щипцы, отвертка, шило, спицы, крючок, удочка, коса и др.). Выигрывает тот, кто больше придумал предметов и правильно раскрасил. Буратино его благодарит. Лучшая работа демонстрируется, еще раз обращается внимание на то, каким одним словом можно назвать эти предметы.

На обратной стороне плаката изображено значительно большее число орудий труда, чем на той, которая изображена выше. Это как образец.

УРОК 3

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

ИГРА «ПОРТНИХИ»

Дидактическая задача: закреплять понятия «длинный», «короткий».

Оборудование: дидактический материал - карточки, цветные карандаши.

Содержание. Учитель проводит небольшую беседу о профессии портного, заостряет внимание на том, что у портного должны быть очень умелые и ловкие руки, зоркий глаз и очень хорошее прилежание, что некоторые из наших ребят, наверное, захотят быть хорошими портными и шить красивую и удобную одежду, чтобы радовать людей. Он говорит, что к такой профессии надо заранее себя готовить, уже даже с первого класса, и что сегодня мы посмотрим, кто же у нас может стать хорошим портным.

Дается задание: в самую длинную иголку «продеть» (нарисовать) короткую красную нитку. В самую короткую иголку «продеть» длинную желтую нитку.

Выполненную работу сравнивают с образцом на доске, выполненном цветными мелками. Даются поощрения тем, кто все сделал правильно, исправляются ошибки, присваивается звание лучшего портного. Образец (рис. 8 ).

^ ИГРА «ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме и цвету, различать главную часть предмета, развивать конструкторские способности.

Оборудование : 1. Дидактический материал - карточки с изображением неоконченных рисунков, карандаш; 2. Демонстрационный материал - карточка с изображением «карандаша».

Содержание. Учитель раздает детям карточки вида (рис. 9 ), где изображена главная часть предметов (пунктиром изображены недостающие части). Дети заканчивают рисунок. Учитель говорит, что в конце работы «карандаш» проверит, кто лучше справился с заданием, и объявляет лучшего конструктора класса.

Можно дать и такое задание : Художник дорисовал картинки. Был круг - стала матрешка. Рисуй дальше мяч, солнышко, яблоко и т. д. (рис. 10 ). Выигрывает тот, кто за определенное время придумал больше рисунков и выполнил их правильно и красиво. Лучшие работы показываются классу. Можно показать и плакат-образец, вывесив его на доске.

^ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ»

Дидактическая задача: формировать умение видеть в предметах одинаковое и разное, объединять предметы по разным признакам в одно множество.

Оборудование: 1. Дидактический материал - карточки с рисунками, карандаш; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением предметов и мышки.

Содержание. Детям раздаются карточки вида (рис. 11 ). Учитель сообщает, что мышка хочет утащить «лишний» предмет, который отличается от других, что ребята спрячут этот предмет, закрасят его легонько карандашом (простым). Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Далее дается задание такого вида; на карточках (рис. 13 ) легонько перечеркнуть «лишние» предметы. Выигрывает тот, кто первым сделал все верно.

^ ИГРА «ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОЖИ ФИГУРЫ»

Дидактическая задача: учить видеть в геометрических фигурах признаки, которыми они отличаются.

Оборудование: 1. Листы бумаги, разбитые на 9 больших квадратов, набор геометрических фигур малых размеров; 2. Дидактический материал - плакат с изображением геометрических фигур.

Содержание. Вывешивается плакат вида (рис. 12 ). Даются задания: положить на своих листах фигуры так, как на плакате. Далее из имеющегося у каждого учащегося набора геометрических фигур необходимо разместить в пустые клетки нужные по форме фигуры, причем так, чтобы круги все были одинакового цвета, а треугольники разных цветов.

Выигрывает тот, кто все сделал первым и правильно. Этот ученик подходит к доске и на плакате вставляет в клетки фигуры так, как он сделал у себя на листе.

^ ИГРА «ЧТО ПРЕДМЕТ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ»

Дидактическая задача: учить различать в предметах цвет, форму, величину, назначение; развивать наблюдательность, умение видеть целое и части предметов; упражнять детей в составлении короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе»; приучать слушать друг друга, не мешая, дополнять товарища.

Оборудование: «Чудесный мешочек» с набором предметов.

Учитель говорит о том, что каждый предмет может рассказать сам о себе не только словами, а и своими признаками и качествами: о цвете, форме, величине, назначении, т. е. для чего нужна вещь, как ею пользуется человек.

Каждый ученик должен подумать, подобрать нужные и точные слова и составить маленький рассказ о том, «что предмет рассказывает о себе».

Примерный образец рассказа должен дать учитель: «У мальчика была игрушка-вагон. Цвет вагона голубой, крыша красная, колеса желтые. Вагон длинный, у него четыре колеса. У вагона много окон. Они прямоугольные. Вагон пассажирский, красивый. Я бы хотела поехать в таком вагоне».

По окончании игры надо детей похвалить за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказали о том, что в нем заметили. Можно, если в этом необходимость, оказать, что некоторые дети лишь перечислили признаки, но рассказ не получился. Предложить поменяться предметами и еще раз проделать ту же работу.

УРОК 4

^ ТЕМА: СТОЛЬКО ЖЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ

ИГРА «ПОМОГИТЕ ПЧЕЛКАМ»

Дидактическая задача: формировать умение соотносить элементы равных множеств; правильно употреблять предложение «столько же, сколько и…»

Оборудование: дидактический материал - карточки с рисунками, простой карандаш.

Учитель: «Пчелки вылетели собирать с цветков нектар (сок), чтобы из него в ульях приготовить мед. Они нашли поляну, где уже расцвело несколько цветов. Хватит ли на всех пчелок цветков? Как это можно определить?» (Можно подсказать, чтобы от каждой пчелки помогли найти дорожку к цветку). Это дети выполняют самостоятельно. В конце надо спросить, что можно сказать о количестве цветков и пчелок, требуя «доказать» свой ответ. Того, кто сделал все правильно и быстрее всех (помог пчелкам), пчелки «угощают медом».

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ («БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»)

ИГРА «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПОМОЩНИКОМ АЙБОЛИТА»

Дидактическая задача: закрепить понятия «столько же», «больше», «меньше». Повторять счет предметов.

Оборудование: дидактический материал - плакат, изображающий Айболита и больных зверей.

Содержание. Учитель предлагает внимательно рассмотреть рисунок (рис. 15 ). Составить как можно больше предложения со словами: «сколько», «столько же», «больше», «меньше». Подумать, «как помочь доктору быстрее вылечить зверят?» Дети возможно и ответят, что они бы дали доктору еще один градусник, чтобы измерять температуру сразу всем животным, что принесли бы еще две таблетки витаминов, чтобы всем хватило, что укрыли бы две лапы у зайца и спрятали бы еще по одной лапе под одеяло у лисички и медвежонка.

Учитель поощряет тех, кто больше придумал предложений и правильно их составит.

^ ИГРА «КАК СОСЧИТАТЬ КРОЛИКОВ»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов, умение соотносить элементы двух множеств, закреплять знания Понятий «столько же», «больше», «меньше».

Оборудование: демонстрационный материал - плакат, картонные Еж, Буратино, Сорока.

Учитель говорит, что Ежу, Буратино и Сороке поручили сосчитать в клетках кроликов, а чтобы они не бегали, посоветовали дать каждому морковь. Подумайте, кто правильно посчитал? Кто ошибся и почему?

Учитель поощряет тех, кто правильно обосновал ответ.


УРОК 5

^ ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов и знания понятий «столько же», «меньше», «больше»; совершенствовать умение работать с карандашом.

Оборудование: дидактический материал - листы плотной бумаги со схематическими рисунками, цветные карандаши.

Учащимся предлагается найти где кто живет. Показать это линиями равного цвета и около домика на линии делать стрелочку. Один «домик» можно найти вместе.

Ответить на вопрос: «Всем ли хватило «домиков»? Если нет, то почему? Чего больше - домиков или животных? Почему?»

Учитель поощряет тех, кто все сделал правильно и правильно ответил.

УРОК 6

^ ТЕМА: НАЛЕВО. НАПРАВО

ИГРА «КТО МОИ СОСЕДИ?»

Дидактическая задача: учиться понимать правильно смысл слов, характеризующих взаимное расположение предметов (налево, направо, левее, правее).

Оборудование: 1. Дидактический материал - рисунки, флажки на листах бумаги; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением «домиков» и зверей, которые в них живут. Картонный Карандаш.

Задание: Вспомнить, как называется каждое животное и определить для каждого, кто от него живет справа, а кто - слева.

Далее работу можно продолжить так: Учитель: К празднику все решили украсить свои домики флажками. Флажки должны быть цветными, яркими. Поможем жильцам их раскрасить: красным цветом те, что повернуты вправо, а синим те, что повернуты влево. Детям розданы листы с рисунками (рис. 19 ). Картонный Карандаш проверяет, правильно ли выполнили все задания, и объявляет, кто сделал лучше.

  • 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
  • 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
  • 10. Формы организации работы по математическому развитию.
  • 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
  • 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
  • 2. Гностическими умениями
  • 15. Концепции развития количественных представлений.
  • 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.

    При формировании представлений о величине предметов исполь­зуется специальный дидактический материал.

    ВО ВТОРОЙ МЛАД­ШЕЙ ГРУППЕ для сравнения достаточно взять два предмета , предлагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче).

    Основное требование к дидактическому материалу в этой группе - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

    На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы , постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные - корот­кие, длиннее - короче ; разной ширины - широкие - узкие, шире - уже и т.д.

    Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину , поэтому сначала нужно предлагать для срав­нения разноцветные предметы .

    На каждом занятии следует предо­ставлять детям возможность действовать с раздаточным матери­алом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наобо­рот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раз­даточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком .

    Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно .

    Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов по­казывать и называть длину как наиболее легко выделяемую про­тяженность, затем другие измерения.

    Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 за­нятиях.

    Исходным в работе с малышами является обследование - специально организованное восприятие предметов с целью исполь­зования его результатов в той или иной содержательной дея­тельности.

    Положительный эффект дает применение таких приемов обсле­дования , как показ длины, ширины и т.д.:

      проведение пальцем по указанной протяженности,

      «измерение» разведенными пальцами или руками,

      сравнение разных признаков величины путем приложе­ния или наложения.

    Обследование дает возможность установить направление каж­дой конкретной протяженности , что имеет существенное значе­ние для их различия.

    Дети узнают, что

      при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,

      показывая ширину, ру­ка движется поперек предмета,

      высота показывается снизу вверх или сверху вниз,

      толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,

      толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.

    Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

    Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом , необходимо называть обследуемые признаки величины . Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина .

    Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения : приложению и наложению . При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

    Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания :

      из двух полосок разной длины, разложенных на столе, пока­зать длинную или, наоборот, короткую;

      детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

      нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

      найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

    Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, пред­лагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяс­нить, почему именно этот предмет они выбрали.

    В процессе этих упражнений у детей

      развивается глазомер,

      накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний;

      обогащается и совершен­ствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов, постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т.п.

    Необходимо учить детей называть размер предметов, сопо­ставляя и противопоставляя их друг другу : «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже ниж­ней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полно­стью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.

    Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям . Например: «Посадим мишек на ска­мейки» (на длинную - много, на короткую - одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие - узкие, высокие - низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная - короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

    Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ учат сравнивать три - пять предметов, менее контрастных по размеру .

    При этом дети овладевают сравни­тельной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений.

    Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьша­ется от 5 до 2 см .

    Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом , а затем по правилу (на­чинай с самого длинного бруска и т. п.).

    Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рас­сматривая его , воспитатель обращает внимание на последователь­ное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными пред­метами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (мет­кой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последую­щего элемента по сравнению с предыдущим.

    Анализ образца - эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

    Правило выбора - выбирай каждый раз из всех полосок са­мую длинную или самую короткую - также служит средством по­строения упорядоченного ряда . Оно определяет

      последовательность действий - практическое или зрительное сопоставление элементов

      выбор нужного действия.

    Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, само­стоятельно, в результате выполнения задания.

    Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду , так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит отно­сительный характер .

    Здесь так же, как и в младшей группе, широ­ко используются игровые ситуации : «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

    В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но раз­ной ширины и т. п.).

    Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положе­ние в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктив­ных поделок и т. п.).

    Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема . В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы на­зываются в зависимости от размера всех трех измерений.

    Конспект занятия по математике во второй младшей группе.

    Конспект занятия по ФЭМП во 2 мл. группе.

    Тема: Сравнение по величине.

    Цель: Формирование навыков учебной деятельности.

    Программное содержание: Формировать умение сравнивать два предмета по длине путем приложения. Закрепить понятия «один», «много». Развивать моторику рук, мышление, внимание, умение рассуждать. Закрепить цвет предметов. Воспитывать желание помогать окружающим.

    Оборудование: демонстрационный материал: кубики красного и синего цвета, две полоски разного размера, указка, два плоскостных домика, две игрушки - мишки, два ведра, шишки, ребристая доска, карточка с овощами.

    Раздаточный материал: две полоски разного размера, карандаши цветные.

    Ход занятия.

    1. Мотивационно-побудительный этап.

    Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие на поезде.

    Дети становятся друг за другом, подают сигнал и приезжают в страну игрушек.

    2. Организационно-поисковый этап.

    Посмотрите, как много здесь игрушек. Что лежит на этом столе? (кубики)

    Сколько их? (много)

    Детям предлагается взять по одному кубику синего цвета.

    Сколько кубиков взял Вова (один). Сколько кубиков у Тани? (один). Сколько осталось на столе? (ни одного).

    Затем дети кладут обратно, по одному кубику и называют действия (я положил один кубик)

    У нас в группе тоже есть предметы, которых много, давайте их назовем (цветы, игрушки, столы, окна и т. д.)

    Устали, давайте сядем, отдохнем.

    На доске две полоски разного цвета и размера.

    Посмотрите на эти дорожки и скажите они одинаковые или разные? Как узнать? Что нужно сделать? (сравнить)

    Посмотрите, я приложу одну дорожку к другой, слева подравняю их концы. Видите, один конец выступает, значит, красная полоска - длиннее, а зеленая - короче.

    Воспитатель проводит рукой по дорожкам. Затем вызывает нескольких детей показать длинную и короткую дорожки. Дети также показывают руками длину дорожек.

    Физкультминутка.

    А теперь все по порядку дружно делаем зарядку:

    Руки в стороны, согнули, верх подняли, помахали,

    Спрятали за спину их,

    Повернулись через левое плечо, через правое плечо.

    Дружно присели, пяточки задели.

    На носочки поднялись, опустили руки вниз.

    Самостоятельная деятельность.

    У вас на столах лежат дорожки, разной длинны, сравните их, и длинную дорожку закрасьте красным цветом, короткую - зеленым.

    Каким цветом вы закрасили короткую дорожку?

    А теперь продолжим наше путешествие дальше. Мы отправляемся с вами в лес. Чтобы быстрее прийти в лес, по какой дорожке мы пойдем? (по короткой)

    Дети встают, идут по досочке-дорожке и попадают в лес. Встречают в лесу двух медвежат, которые плачут, потому что заблудились. А один медвежонок рассыпал шишки.

    Давайте поможем ему собрать шишки в ведерко.

    Дидактическая игра «собери шишки»

    Ребята, а теперь давайте покажем мишкам дорогу домой.

    Дети снова идут по досочке-дорожке и останавливаются перед двумя домиками разного размера.

    • Абуганипаева Айзанат Алиевна, воспитатель. МАДОУ "Машенька";
    • Маллаева Гури Керимовна Воспитатель МАДОУ "Машенька".

    Программное содержание:

    Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине - длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

    Задачи:

    Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

    средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

    самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.

    2) Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества

    3) Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

    Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

    Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

    Ход НОД:

    Вводная часть:

    (Дети сидят на стульчиках на ковре)

    Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно

    Основная часть:

    Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

    Дети: Три

    Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?

    Дима - Три!

    Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?

    Мила: У меня получилось три

    Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?

    Оскар: Три!

    Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

    Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?

    Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

    Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине

    Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая

    Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?

    Леша: Мне кажется разные

    Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

    Дети: Большую

    Воспитатель: На второе место?

    Дети: Среднею

    Воспитатель: На третье?

    Дети: Маленькую

    Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?

    Кристина: Да.

    Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?

    Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.

    Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

    Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?

    Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее

    Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки

    Какой он по длине?

    Мила: Длинный

    Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!

    Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?

    Настя: Да

    Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?

    Саша - Длинный

    Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

    Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

    Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

    Дети: Маленькой матрешке

    Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?

    Катя - Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф

    Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?

    Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке

    Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?

    Максим - Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.

    Воспитатель: Давайте немного отдохнем

    Физминутка «Буратино»

    Буратино потянулся,
    Раз-нагнулся, два-нагнулся,
    Руки в стороны развел
    Видно ключик не нашел.

    Чтобы ключ ему достать,
    Надо на носочки встать.
    Крепче Буратино стой,
    Вот он – ключик золотой

    Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?

    Дети: Три

    Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

    Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

    Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

    Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?

    Дети: Большая

    Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки

    Кристина – Вот, большая

    Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?

    Тимофей – Из маленькой

    Воспитатель: Дети вы согласны?

    Дети: Да из маленькой

    Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?

    Мила, она какая по размеру?

    Мила: Средняя

    Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.

    Дети: Одну!

    Воспитатель: Спросить 5-6 детей

    Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры

    Заключительная часть:

    Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!

    Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали

    Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры

    Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?

    Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.

    Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

    Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

    средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

    самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ детский сад №7 Московского района Санкт-Петербурга.

    Конспект.

    Непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Солнышко»

    Тема «Сравнение предметов по величине, ширине»

    Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

    Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

    средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

    самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

    Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

    Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

    Ход занятия:

    Вводная часть:

    (Дети сидят на стульчиках на ковре)

    Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно.

    Основная часть:

    Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

    Дети: Три

    Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?

    Дима – Три!

    Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?

    Мила: У меня получилось три

    Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?

    Оскар: Три!

    Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

    – Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?

    Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

    Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине

    Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая

    Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?

    Леша: Мне кажется разные

    Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

    Дети: Большую

    Воспитатель: На второе место?

    Дети: Среднею

    Воспитатель: На третье?

    Дети: Маленькую

    Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?

    Кристина: Да

    Также интересное занятие по математике: Конспект занятия по математике в средней группе детского сада «Математика в детском саду»

    Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?

    Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.

    Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

    Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?

    Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее

    Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки

    – Какой он по длине?

    Мила: Длинный

    Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!

    – Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?

    Настя: Да

    Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?

    Саша – Длинный

    Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

    Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

    Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

    Дети: Маленькой матрешке

    Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?

    Катя – Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф

    Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?

    Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке

    Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?

    Максим – Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.

    Воспитатель: Давайте немного отдохнем

    Физминутка “Буратино”

    Буратино потянулся,

    Раз-нагнулся, два-нагнулся,

    Руки в стороны развел

    Видно ключик не нашел.

    Чтобы ключ ему достать,

    Надо на носочки встать.

    Крепче Буратино стой,

    Вот он – ключик золотой

    Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?

    Дети: Три

    Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

    Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

    Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

    – Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?

    Дети: Большая

    Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки

    Кристина – Вот, большая

    Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?

    Тимофей – Из маленькой

    Воспитатель: Дети вы согласны?

    Дети: Да из маленькой

    Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?

    – Мила, она какая по размеру?

    Мила: Средняя

    Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.

    Дети: Одну!

    Воспитатель: Спросить 5-6 детей

    Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры

    Заключительная часть:

    Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!

    – Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали

    Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры

    Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?

    Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.


    mob_info