Томмазо кампанелла - философия, цитаты. Кампанелла: биография жизнь идеи философия: томмазо кампанелла

Томмазо Кампанелла (1568-1639) был одним из представителей итальянской философии природы; однако более значительную роль сыграло его социальное учение: кроме «Города Солнца» он написал «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами.

Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Кампанелла становится во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе «Город Солнца».

Книга «Город Солнца» возникла не случайно, как пытаются представить современные католические исследователи, она находится в полном соответствии со всей духовной и политической жизнью автора, который на собственном опыте познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.

Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник. Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть, Мудрость и Любовь - занимаются вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении.

В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть требование всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа. Римский сенат, состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем.

Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.

Мы говорим о них как о предшественниках последующего утопического социализма, являющегося продуктом более высокой ступени развития капиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при разработке своих систем.

29.12.2014 0 4950


Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Им был Томмазо Кампанелла , будущий автор утопического романа «Город Солнца».

Кампанелла был последним в ряду итальянских философов эпохи Возрождения. Как и Бруно, Кампанелла считался не только философом, но и магом, одним из преемников Марсилио Фичино, флорентийца, автора перевода знаменитой «Герметики», книги знаний, приписываемой древними египтянами Гермесу Триждывеличайшему.

Как и Бруно, Кампанелла верил в то, что ему предназначено... возглавить вселенскую магическо-религиозную реформу в духе верований Древнего Египта. В отличие от Бруно, Кампанелла не был сожжён на костре, хотя несколько раз подвергался пыткам и провёл в тюрьме более 27 лет.

Кампанелла вступил в орден доминиканцев в 1583 году в возрасте 15 лет, но через шесть лет покинул его. Он поселился в Неаполе, где в 1591 году была опубликована его первая книга «Философия, основанная на ощущениях». Церковь ограничилась обвинением его в пренебрежительных высказываниях и предупреждением.

В феврале 1594 года Кампанелла впервые пострадал от рук инквизиции. Его жестоко пытали и бросили в ту же тюрьму, где находился Бруно. Здоровье философа было подорвано: он страдал от грыжи, радикулита и частичного паралича. Освобождение пришло лишь после того, как он отрёкся от своих «ересей» и обязался провести остаток жизни в своей родной провинции Калабрия к югу от Неаполя.

Больной, но не знающий покоя Кампанелла, очутившись на родине, начинает пророчествовать, предсказывая «великие потрясения» и скоро оказывается в центре революционного заговора, направленного в целом против испанского владычества. Будучи вождём революции он выдвинул манифест об основании герметического «Города Солнца» в своей предполагаемой республике, которую собирался установить.

Идея Кампанеллы о строительстве на земле несовершенной копии Небесного Града, Града Божьего или Города Солнца, по мнению авторов нашумевшей книги «Власть талисмана» Г.Хэнкока и Р.Бьювэла, восходит к древнеегипетским «Текстам пирамид», родившимся на свет около 2300 г. до н.э. Кампанелла мечтал о государстве, чья целостность и неприкосновенность обеспечиваются жреческой магией. Правитель Города Солнца, как и в древнем Гелиополе, являлся одновременно жрецом и царём. Иными словами, он был подобием Гермеса Триждывеличайшего, который считался жрецом, философом и правителем в одном лице.

В августе 1599 года, затеянная калабрийская «революция» провалилась, и Кампанелла вновь оказался в неаполитанской тюрьме замка Кастель Нуово. Он был неоднократно допрошен перед трибуналом инквизиции. Но лишь через несколько недель от Кампанеллы удалось добиться частичного признания в том, что он действительно хотел создать новую республику.

Во время допросов в пыточной камере он стойко имитировал сумасшествие, дабы избежать ответственности за свои поступки. Инквизиторы были поставлены в тупик. По указанию папы, чтобы окончательно решить безумен Кампанелла или только симулирует безумие, палачи предприняли изощрённую пытку вельей.

Это была пытка, которую никто не выдерживал. Жертве вельи (что означает «пробудитель») связывали руки и сажали на треножник с остриём. Верёвку подтягивали и опускали, остриё со всей силой вонзалось в тело. Дикая боль, струившаяся из раны кровь, и так в течение сорока часов.

Если бы Кампанелла смог выдержать муки всё это время, то по закону его сочли бы безумным. Это означало, что независимо от окончательного приговора инквизиторы уже не могли сжечь его на костре.

Кампанелла выдержал! Через сорок часов пленника освободили в состоянии, близком к смерти, однако духовно не сломленного. Его симуляция безумия так и осталась нераскрытой. Тем не менее, приговор гласил: пожизненное заключение.

За долгие годы, проведённые в заточении, он постиг не только науку конспирации, позволившую написать и переправить за пределы тюрьмы его философские труды, он изучал астрологию, магию и медицину.

Через 25 лет, когда философу перевалило за 60, он сумел отвоевать свободу не без помощи влиятельных персон, и в 1634 году тайно выехал из Италии во Францию.

В Версале, при дворе короля Людовика XIII, он нашёл тёплый приём и покровительство. Король был бездетен, но к его удивлению Кампанелла предсказал ему скорое рождение наследника мужского пола, который, словно солнце, озарит весь мир и станет предвестником наступления золотого века для человечества.

Так итальянский маг и астролог предсказал появление на свет короля Людовика XIV, а когда тот родился заявил во всеуслышание, что божественное предназначение наследника заключается в осуществлении великой «христианско-герметической» реформы, о которой мечтал ещё Джордано Бруно.

Иными словами, Кампанелла был убеждён, что сможет, очевидно с помощью магии, заставить короля построить утопический град неподалёку от Парижа. Чуду не удалось свершиться, ибо через восемь с половиной месяцев после рождения будущего «короля - Солнца» Кампанелла умер.

Рассказывая в своём главном утопическом труде о городской коммуне, прообразом которой был египетский Гелиополь с его жреческим общежитием, Кампанелла имел вполне определённую цель: увлечь людей идеей создания государства, свободного от частной собственности, от социального неравенства, а также семьи, государства, в котором все дети взяты на общественное воспитание, а трудоспособные граждане работают, но всего четыре часа в день, в остальное время они заняты науками и просвещением.

По мнению исследователя жизни философа Фрэнсис Йейтс идеалом Кампанеллы была республика, которая всё-таки больше напоминает египетскую теократию. «С помощью научной магии, - пишет Йейтс, - эта теократия имела возможность управлять небесными влияниями, а через них -жизнью всего народа».

Книгу - утопию «Город Солнца», написанную в тюремном каземате, читали многие беспокойные головы на протяжении всех последующих веков: итальянские карбонарии и французские коммунары, польские повстанцы и русские революционеры; знал и читал Ленин.

В первые годы после победы Октябрьской революции в Москве у Кремлёвской стены был воздвигнут обелиск «в память о самых замечательных борцах за свободу», среди других имён на сером граните было высечено имя Томмазо Кампанеллы.

Ирина СТРЕКАЛОВА

Томма́зо Кампане́лла (итал. Tommaso Campanella , при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico ; 5 сентября1568 - 21 мая 1639, Париж) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма

Философия

Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии - эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в 1588 г., а первое произведение Бэкона только в 1605 г.).

Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio Magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение . Сохраняемыепамятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт - основание всякой «мирской» науки (ср. с Бэконом).

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно:

    недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);

    недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бредумы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут бытьсновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito - ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. сШопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество , знание есть только всеведение, или премудрость , воля - только совершенная любовь . Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено , 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию , а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия , предполагает в основе всего творения единую мировую душу - универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание . В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищалГалилея, на что после него не осмелился Декарт.

Итальянский мыслитель, поэт, политический деятель.

Возглавил заговор в Неаполе против испанского владычества в Италии, за что был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27 -летнего пребывания в тюрьмах написал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. Свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе…

«Кампанелла следующим образом перечисляет свои страдания: «Пятьдесят раз я был заключён в тюрьму и семь раз подвергался самой жестокой пытке. Последняя пытка длилась 40 часов. Меня крепко связали верёвками, впившимися до костей в мое тело, и с завязанными назад руками подвесили на заострённый кол, который изорвал мне тело и выпустил из меня 10 фунтов крови. После шестимесячной болезни я каким-то чудом выздоровел и был снова посажен в яму. Пятнадцать раз меня призывали в суд и судили. Когда меня в первый раз спросили: «Как Вы можете знать то, чему Вас никогда не учили? Уж не по дьявольскому ли это наваждению?» Я отвечал: «чтобы обладать моими познаниями, мне пришлось сжечь в течение многих бессонных ночей больше масла, чем Вы за всю вашу жизнь выпили вина». В другой раз меня обвинили в том, что будто бы я написал книгу «о 3-х лжеучителях», между тем как она была написана за 30 лет до моего рождения. Мне приписывали мнения Демокрита , между тем как я был его противником. Меня обвиняли в том, что я питаю враждебные чувства к церкви, тогда как я написал сочинение «о христианской монархии», где доказывается, что ни один философ не мог измыслить республики подобной той, которая была учреждена в Риме во времена апостолов. Меня называли еретиком, тогда как я публично восставал против еретиков моего времени. Меня обвинили наконец, в мятеже и ереси за предположение возможности существования пятен на солнце, луне и звездах, тогда как Аристотель считал мир вечным и нетленным. И за всё это я был брошен, подобно Иеремии, в преисподнюю, лишенную воздуха и света».

Такое продолжительное и тяжкое заключение Кампанеллы возбудило во всех ужас. Даже папа Павел V был поражён жестоким обращением и лично ходатайствовал пред испанским королем о помиловании, но Филипп III оставался непреклонным и только со смертью этого государя настал наконец час освобождения Кампанеллы».

Гастон Тиссандье , Мученики науки, М., «Капитал и культура», 1995 г., с. 170-171.

«У него отбирали книги - он писал стихи. Память заменяла ему библиотеку. Лишённый бумаги, он на стенах камеры, используя систему знаков собственного изобретения, записывал свои мысли. […] Своё главное философское сочинение - огромную «Метафизику» (в последнем варианте это был фолиант около 1000 страниц мелкого шрифта) Кампанелла был вынужден восстанавливать по памяти пять раз […] Обширное и многообразное литературное наследие Томмазо Кампанеллы не раз ставило в тупик исследователей его политических и философских воззрений. Более 30 000 страниц, книги по астрологии и математике, риторике и медицине, богословские трактаты и политические памфлеты, латинские эклоги и итальянские стихи».

Горфункель А.Х., Томмазо Кампанелла, М., «Мысль», 1969 г., с. 31 и 41.

Главный труд Томмазо Кампанелла – коммунистическая утопия: Город Солнца / Civitas solis (написан в 1601-1602 годах, опубликован в 1623 году).

В «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы нет частной собственности, все равны, все имеют возможность самореализации: «Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, - они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка».

Томмазо Комитета, Город Солнца. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1947 г., с. 40.

итальянский философ и поэт. С 1582 монах-доминиканец. В 1598-99 возглавил в Каламбрии заговор против испанского владычества и церкви, провел в темнице более 33 лет. Там создал десятки произведений, в т.ч. утопию "Город солнца" (рукопись на итальянском языке, 1601; впервые издана в 1623 на латинском языке во Франкфурте-на- Майне).

Отличное определение

Неполное определение ↓

KAMПАНЕЛЛА Томмазо

до пострижения в монахи - Д ж о в а н-ни Доменико) (5.9.1568, Стило, Калабрия, - 21.5.1639, Париж), итал. философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества и церкви, был схвачен, провел в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в т. ч. утопию «Город Солнца» (рукопись на итал. яз., 1601; впервые издана в 1623 на лат. яз. во Франкфурте-на-Майне Товием Адами, к-рый, вероятно, и сделал перевод).

К., как и Т. Мор, считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Одним из первых связал принцип «обществ. воспитания» с уничтожением частной собственности.

В Городе Солнца нет ни частной собственности, ни семьи. Значит. развитие естеств. наук, происшедшее со времени создания «Утопии» Мора, отразилось на «Городе Солнца»: в гос-ве соляриев все устроено «по науке». Деторождение как святое дело во благо гос-ва должно обеспечить наилучшее потомство. Оно поставлено под контроль соответствующих должностных лиц, врачей и астрологов. Матери кормят младенцев грудью 2 года и более, затем детей делят на группы и передают «на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик». Начиная с 3 лет их учат азбуке. Позже с ними занимаются гимнастикой, бегом, разл. играми и упражнениями, дабы обеспечить всему телу равномерное развитие. «На седьмом году переходят они к естеств. наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, а затем к ремеслам». Их водят в мастерские, чтобы выяснить наклонности каждого. После 10 лет они приступают к отвлеченным дисциплинам - математике, медицине; осн. формой обучения становятся дискуссии. На полях и пастбищах дети учатся земледелию и скотоводству, в мастерских - ремеслу. Наставники выясняют, в чем каждый преуспел больше всего, и определяют область наук или ремесел, где он будет использован. Физич. труд у соляриев (и в этом их существенное отличие от утопийцев) - дело чести. Почетнее всего - самые тяжелые ремесла.

Нерадивых ждет не только порицание, но и телесное наказание. Поощрения носят гл. обр. моральный характер: особо отличившихся в труде или ратных подвигах отмечают венками и др. почетными наградами. У молодежи воспитывается - как добродетель и долг - уважение к старшим: юноши и девушки прислуживают пожилым. Досуг всецело посвящен духовному и телесному совершенствованию, расширению круга знаний.

В физич. воспитании торжествует спартанское начало: лишь закаленные люди способны хорошо трудиться, защищать родину, давать здоровое потомство. Дети до 7-летнего возраста ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Мальчиков с 12 лет учат обращаться с оружием; во время войн их берут в поход, чтобы привыкали к кровопролитию. Воинская доблесть и любовь к отчизне рождены обществ. строем: солярии оставили позади и римлян, к-рые добровольно умирали за отечество, «потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности». Женщины тоже проходят воинскую подготовку и помогают в обороне города.

К. разрабатывал принцип наглядности обучения. Я. А. Каменский испытал прямое влияние К. В Городе Солнца, построенном в виде концентрич. поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями, позволяющими в определенной последовательности освоить все науки. Настенные изображения преследуют не только дидактич. цели, но служат задачам нравств. и эстетич. воспитания: портреты великих мудрецов, ученых, изобретателей, героев, прославивших родину, служат примером молодому поколению. Изображения дополняются соответствующими экспонатами, образцами минералов, металлов, растений и т. д. Система обучения у соляриев столь совершенна, что дети усваивают за год больше, чем в иных странах за 10-15 лет.

С о ч.: La citta del Sole, testo italiano e testo latino, a cura di N. Bobbio, Torino, 1941; Scritti scelti di G. Bruno e di T. Campanella, Torino, 1949; в рус. пер. -Город Солнца, М. -Л., 1954.

Лит.: Квачала И. И., Фома Кампа-нелла, ЖМНП, 1906, № 10; 1907, № 1, 5, 8, 12; Рутенбург В. И., Кампанелла, Л., 1956; Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1966; его же, «Город Солнца»: утопия и наука, М., 1978 (библ.); Горфункель А. X., Томмазо Кампанелла, М., 1969.

Отличное определение

Неполное определение ↓

mob_info