Взаимодействие библиотеки, школы и семьи как фактор формирования ребенка-читателя. Опыт взаимодействия детских и школьных библиотек россии Взаимодействие библиотеки и школы

ТРУНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ШКОЛА: РЕСУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья рассказывает о формах и методах работы БУКОО «Библиотека

им. », способствующих развитию у детей и подростков

интереса к книжной культуре

Во все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи со школами, дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей. Наша Орловская областная детская библиотека имеет свои традиции, опыт общения с читателями разных категорий: от малыша до его родителей, от ученика до его учителя. Нами налажена система взаимодействия на основе совместного планирования, выступления на педсоветах, родительских собраниях, августовских совещаниях учителей.

Известно, что потребность в чтении у ребёнка начинает формироваться задолго до школы. Поэтому мы уже несколько лет практикуем приглашение в библиотеку подготовительных групп детских садов. Ребятам нравится бывать у нас, нравится, когда мы приходим к ним: ведь такие встречи дают им что-то новое - дети знакомятся с библиотекой, с журналами, с книжками-игрушками. Традиционно для выпускников детских садов мы проводим праздник «В добрый путь с книгой!»

Для первоклассников организуется Праздник посвящения в читатели «В мудрое царство - книжное государство». Вместе с Королевой Книгой и сказочными героями Мальвиной и Незнайкой ребята путешествуют по удивительной Стране знаний, участвуют в занимательных играх, конкурсах, учатся правильно выбирать книги. Так они становятся полноправными читателями библиотеки.

«Я читатель - и это здорово!» - под таким девизом ежегодно посвящаем в читатели пятиклассников близлежащих школ. Мы проводим со школьниками разных возрастных групп познавательные часы, летние чемпионаты чтения, встречи с писателями, громкие чтения по книгам, творческие конкурсы - все то, что способствует развитию у детей и подростков интереса к книжной культуре.

Осуществляя поддержку образования, наша библиотека совместно со школой активно участвует в проведении дней и недель знаний, обеспечивает полную информацию о книгах под девизами: «С книгой в мир интересных наук», «Любознательным астрономам», «Химия вокруг нас», «Математика – царица наук». В прошлом году День знаний сотрудники библиотеки провели в гостях у педагогов и учащихся Некрасовской школы-интерната, куда привезли красочные книжные выставки, электронные игры, викторины.

В целях популяризации лучших образцов мировой и национальной художественной литературы в библиотеке работает проект «Читаем и развиваемся!»: по созданию Школы творческого чтения, организован кружок «Почитай-ка!». Библиотекари делают всё возможное, чтобы привить читателям интерес к книге, развить их творческие способности. В рамках проекта были проведены с учащимися лицея №4: обсуждение повести В. Железникова «Чучело», рассказов: Б. Екимова «Ночь исцеления», В. Быкова «Свояки», Н. Ключарёвой «Рождественская ёлка», читательская конференция по книге В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.

«Писатели-орловцы на войне и о войне» - так называлась школьная научно-практическая конференция, посвящённая юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая состоялась в апреле 2010 года. Её организаторами стали наша библиотека и Музей писателей-орловцев. Старшеклассники из семи орловских школ, гимназий, лицеев - читатели «Пришвинки» - выступили с докладами о жизни и творчестве орловских поэтов и писателей - участников войны.

Это уже четвёртая школьная научно-практическая конференция с 2008 года. Первые три конференции были посвящены: («Дорога к другу»), («Мой любимый писатель»), («Мой Пушкин). Прозвучали на них также доклады о жизни и творчестве А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Лескова, И. Бунина и других известных писателей-земляков. Вниманию участников конференции были представлены книжные выставки о писателях и литературно-музыкальные композиции по их творчеству.

Такие формы работы, как конференции, обсуждения имеют большое значение для развития читательской культуры и познавательной активности детей. Они способствуют выработке умений анализировать прочитанное, выражать свое мнение о нём, сопоставлять его с мнениями других читателей, способствуют изучению литературоведческих источников.

В рамках авторских программ: «За датами - имена, за именами – история», «В Стране литературных героев» в библиотеке в честь писателей-юбиляров состоялись литературные часы, вечера-портреты: «России сердце не забудет» (о), «Загадочно-насмешливый мир », «Знакомый и незнакомый » и др. Эти и многие другие мероприятия проходят под девизом: «В школе знания получают, в библиотеке – умножают».

В целях популяризации книг современных писателей нам удалось (в рамках проекта «Автограф на память») организовать встречи орловских школьников с известными детскими писателями Тамарой Крюковой, Эдуардом Успенским, Валерием Воскобойниковым, Андреем Усачевым, Артуром Гиваргизовым, Мариной Бородицкой, Станиславом Востоковым, Владимиром Борисовым, главным редактором издательства «Розовый жираф» - Мариной Козловой. Данные встречи стали настоящими праздниками книги, чтения, поэзии, детского творчества. После них значительно возрастал спрос на книги авторов.

Одно из основных направлений работы школы и библиотеки - экологическое просвещение. Экология тесно переплетена с такими науками, как биология, физика, химия, география. Получая знания на школьных уроках, ребята закрепляют их в библиотеке во время Недели экологической книги «Живи в содружестве с природой», на занятиях экологического кружка «Лесовичок!», в ходе громких чтений и обсуждений книг писателей-натуралистов - таких, как М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский, Ю. Дмитриев, И. Акимушкин.

Ведущим направлением работы библиотеки последних лет стало освоение и распространение информации об истории родного края. Это особенно важно, так как в школах введены курс изучения истории родного края и литературное краеведение. Здесь наша библиотека оказывает школе неоценимую помощь. Именно у нас можно найти информацию о местных писателях и поэтах, которая по крупицам собиралась десятилетиями.

Неделя «Орловская книга собирает друзей», встречи с детскими писателями и поэтами В. Катановым, А Фроловым, Т. Грибановой, литературно-краеведческие часы, презентации книг («Сказки Орловской Губернии», нового сборника стихов и рассказов В. М. Катанова «Берег детства») - лишь малая часть большой работы по привитию любви к родному краю.

27 апреля 2011 года в библиотеке им. М. М. Пришвина состоялась презентация путеводителя «Герои и события Великой Отечественной войны в названиях улиц города Орла». Составителем сборника является ведущий методист библиотеки Елена Фомина, её работа была удостоена Диплома VI-го областного конкурса научных работ им. В. Н. Денисьева в номинации «Законченная научная работа в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения». Путеводитель представлен в двух видах – печатном и электронном. Создатели надеются, что данное издание поможет школьникам познакомиться с малоизвестными страницами истории Орловского края периода Великой Отечественной войны, а для многих станет отправной точкой в их исследовательской и поисковой работе.

В последний день сентября в библиотеке прошла презентация ещё одного нового издания - электронной литературной энциклопедии «Орловские писатели – детям», в которую включена информация о жизни и творчестве многих писателей-орловцев, всего более шестидесяти биографических очерков. Информация содержит: биографическую справку, портрет, произведения автора для детей (или вошедшие в детское чтение), литературу о творчестве. Библиографы библиотеки проделали большую поисковую работу. В настоящее время проект доступен для пользователей на компакт-диске, а в ближайших планах библиотеки - разместить этот информационный ресурс на сайте библиотеки.

В этом году впервые был организован видеомост под названием «Мы знаем ваш город!» между читателями нашей библиотеки и Рязанской областной детской библиотеки. Около часа ребята из 6«В» класса школы № 7 г. Рязани в режиме on-line соревновались с орловскими друзьями из творческого объединения «Юный краевед» Центра развития и творчества №2 Железнодорожного района г. Орла в знании городов друг друга. Выяснилось, что обе стороны замечательно знают историю, географию, достопримечательности и знаменитых людей городов. Участники видеомоста получили памятные призы, которыми библиотеки обменялись по почте.

Активную работу проводит библиотека вместе со школами по эстетическому воспитанию юных читателей, по привлечению детей к чтению литературы по искусству. В эстетическом секторе мастер-классы по технике рисования ведут преподаватели школы искусств, художественной школы. С учителями музыки организуются уроки, литературно-музыкальные вечера, праздники, посвящённые П. Чайковскому, В. Моцарту и т. д.

Ежемесячно открываются художественные выставки. На них представлены работы наших читателей, учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Художественные выставки, мастер-классы - любимый вид общения читателей, потому что они позволяют детям познать мир искусства не только через чтение книг и журналов, но и через собственное творчество, а встреча с талантливым человеком и интересным собеседником помогает ребёнку стать лучше и пробуждает в нём чувство прекрасного.

Совместно с преподавателями, ведущими уроки ОБЖ для школьников, проводятся познавательные часы «В мире дорожных знаков», встречи с сотрудниками пожарных частей г. Орла «Рыцарям огня посвящается…», встречи с сотрудниками МЧС Орловской области.

Большая работа ведётся в помощь изучению школьниками граждановедения . Каждый раздел предмета находит отражение в деятельности библиотеки. Этикет-класс даёт уроки нравственности, культуры общения . По разделу предмета «Здоровый образ жизни» два года реализуется программа «Будь здоров!», нацеленная на формирование ответственного отношения к здоровью. В рамках программы проводятся игры, громкие чтения «На планету здоровья», игра-путешествие по книге В. Коростылёва «Королева Зубная Щётка», обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий» и др.

В помощь изучению школьниками вопросов права в библиотеке создан Центр правовой информации, работает программа «Восхождение по ступенькам права», оформляются книжные выставки, проводятся беседы, обзоры книг. Уже два года нашей библиотекой совместно с Управлением образования г. Орла и территориальным отделением УФМС России по Орловской области осуществляется патриотическая акция «Я – гражданин России»: самым активным читателям-старшеклассникам в стенах библиотеки вручаются паспорта.

В течение 2010 года отделы обслуживания проводили акцию «Прочти книги о Великой Отечественной войне». Акция предусматривала чтение книг, написание отзывов, сочинений, рефератов, эссе, электронные презентации. Лучшие работы были отмечены призами, размещены на выставке «Мы не вправе их забыть». Активное участие в акции приняли учащиеся лицея №4, областного лицея-интерната.

Большой интерес у детей и взрослых вызвала нетрадиционная выставка-экспозиция под названием «Война, какой она была». Читателей экспозиция привлекла необычными разделами. Первый представлял собой карту-схему с указанием основных сражений Великой Отечественной войны в окружении исторических книг. Особый интерес у детей вызвал второй раздел выставки, ведь книги и экспонаты - каски, автоматы, котелки времён Великой Отечественной войны - были размещены в военной походной палатке. Третий раздел выставки был представлен в виде электронной презентации и ознакомил ребят с книгами, написанными писателями-фронтовиками во время войны.

Информационно-библиографическим отделом нашей библиотеки разработана программа «Информационная культура школьника». Уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с библиотекой лицея № 4, организуем занятия по воспитанию информационной культуры . Для младших школьников в библиотеке работает кружок «Золотой ключик».

В целях продвижения детского чтения, детской книги наша библиотека постоянно ищет новые формы работы. В 2009 году мы стали инициаторами акции «Библиотечный десант «Пришвинка в гостях у детей сельской школы», цель которой - рассказать сельским ребятам и преподавателям о новых детских книжках, о современных писателях, о юбилярах, ознакомить с самой главной детской библиотекой области. Мы уже побывали во многих сельских школах Орловского района. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.

На летних каникулах 2010 года был дан старт ещё одной акции по привлечению детей к чтению, и наш «библиотечный десант» отправился в детские оздоровительные лагеря. Акция позволила многим школьникам Орловской области окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпрепровождения. Мы побывали у отдыхающих детей оздоровительных лагерей «Орловчанка», «Мечта» и «Ветерок».

В целом работники детской библиотеки ориентированы на то, чтобы помощь детям в закреплении школьных программ, не повторяя изученное в школе, а дополняя уроки познавательной литературой, интересными мероприятиями.

Дни информации, дни новой книги, дни периодики мы проводим для педагогов. Все категории преподавателей нуждаются в регулярном информировании по учебным темам, о новых публикациях, о лучших детских книгах.

В 2008 году в нашей библиотеке состоялись первые литературно-педагогические Пришвинские чтения при активной поддержке Орловского института усовершенствования учителей и Музея писателей-орловцев. В феврале 2010 года прошли вторые литературно-педагогические Пришвинские чтения. Их цель - обсудить проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы в школе; проанализировать накопленный практический опыт в работе с детьми по изучению творчества и других писателей-орловцев. В библиотеке состоялось также заседание педагогической секции «Учительский труд и творчество». В работе секции приняли участие учителя русского языка и литературы школ области, библиотекари.

Для областной детской библиотеки традиционным является участие в августовских совещаниях учителей. Мы знакомим педагогов со справочным аппаратом, электронными ресурсами и базами данных нашей библиотеки; нашими электронными изданиями, с библиографическими пособиями, периодическими изданиями и новыми книгами.

«Гордое имя - Учитель» - так называется программа, по которой работала наша библиотека в Год учителя. Для преподавателей-предметников, классных руководителей , вожатых мы организуем книжные выставки «Кто щедро дарит знания и свет», готовим обзоры литературы: «Час книги для педагогов», «Школа творческого роста: из опыта работы педагогов» (по страницам периодических изданий), «Калейдоскоп внеклассных мероприятий, или Для тех, кто работает с детьми».

Главная задача детской библиотеки, школы - научить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам её обдумывания, самостоятельной переработки, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. Ведь при всей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает, помогает воспитать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребёнка.

Единомышленники

Мы пригласили директоров детских и юношеских библиотек отозваться на вопросы, поднятые темой этого номера. Ниже – их ответы-размышления. Надеемся, что читатели газеты обсудят эти материалы с коллегами. Мы будем благодарны Вам за продолжение разговора.
Участники заочной встречи: Нина Георгиевна Елфимова , директор центральной библиотеки для детей и юношества г. Новоуральск; Наталья Степановна Волкова , директор областной детской библиотеки им. В.А. Каверина г. Псков; Нина Николаевна Цыганова , директор областной юношеской библиотеки г. Липецк. Вопросы задавала газета «Библиотека в школе»

Детская библиотека – это…

– Детская библиотека – это территория покоя и радости, творчества и любви к миру, веры в себя и свою уникальность, право на свободный доступ к информации, возможность получения удовольствия от чтения и общения с другими детьми и понимающими взрослыми. Это богатство поможет ребенку уверенно войти в мир взрослых.

Детская библиотека – это особая развивающая среда для творческого воображения, нестандартного мышления, для познания себя и других, воспитания чувств и эстетического вкуса, нацеленности на открытие нового и передачу культурного наследия от поколения к поколению через книгу и диалог.

Детская библиотека – это место свободного общения ребенка с книгой, ребенка – со взрослым. Это пиршество для детского ума и сердца. Это – свободный доступ к фондам, документам, возможность общения, реального и виртуального. Это – среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, поскольку в библиотеке соблюдается принцип предоставления информации в безопасной для читателя форме.

Детская библиотека – это фундамент интеллектуального резерва будущего цивилизованного общества, который способствует самораскрытию, самопознанию, и самовыражению ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

Наша библиотека отличается от других тем, что…

Н.Е. Наша библиотека отличается от других тем, что появилась раньше, чем город, на целых два года (нам – 52 года, городу – 50). Она объединяет всех детей Новоуральска и имеет уникальный фонд на всех видах носителей. Мы активно внедряем наряду с традиционными, проверенными формами работы и новые, основанные на цифровых технологиях. Только в нашей библиотеке есть библиотечная программа «Да здравствует чтение творческое!», дистанционные литературные тренинги, авторские колонки библиотекарей на библиотечном сайте, виртуальная рекомендательная библиография, «Бурчалка»: диалог с подростками, информационный бюллетень, позволяющий вести диалог с коллегами, информационное кольцо: вебсайт «Дни воинской славы России», ток-шоу «Твой выбор» (по профориентации), молодежная премия в области литературы «Апельсин», «Литературные среды», клуб «Портал», творческое объединение «Серебряные перышки», городские интеллектуальные конкурсы индивидуалов 2–11-х классов и ежегодная библиографическая олимпиада. В библиотеке – дружный, творческий коллектив, который ведет многолетние наблюдения за миром читателя-ребенка.

Н.В. Наша библиотека достаточно традиционна по структуре, составу читателей, направлениям деятельности по отношению к другим библиотекам подобного типа. Как в каждой библиотеке, у нас есть интересные наработки (библиотеке исполняется в 2006 году 40 лет). Наиболее интересное из них в последние годы – это литературно-краеведческая деятельность. В 1995 году перед библиотекой открыт памятник героям романа В.Каверина «Два капитана», с 1996 года и по сей день работает литературно-патриотический клуб «Два капитана». А в 2002 году к 100-летию В.А.Каверина открыт уникальный музей – Музей романа «Два капитана».

Н.Ц. Наша библиотека отличается от других библиотек тем, что она выросла на газете «Первое сентября» и «педагогике сотрудничества» С.Соловейчика. Наши библиотекари всегда оказывали и оказывают психолого-педагогическую поддержку своим юным читателям, а также коллегам-библиотекарям в их творческом поиске новых методов работы. Поддержка инициативы – это главная характеристика нашей библиотеки, все последние 15 лет мы пытаемся создать модель появления, продвижения и поддержки любой культурной инициативы. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным и методическим центром для молодежи и воспитателей юношества области, одной из основных своих задач считает тесное сотрудничество со школьными библиотеками и библиотеками средних специальных учебных заведений, организовав для них постоянно действующую школу повышения профессионального мастерства.

Административные реформы. Как они Вам видятся и какова, по-вашему, в их свете судьба детских библиотек и пути выживания?

Н.Е. Любые административные реформы ожидаем с тревогой потому, что результат их чаще всего – «Хотели как лучше, а получилось…» Авторам реформ хотелось бы напомнить, что дети – это сегодня! Они не могут ждать! Все развитые страны поняли, что читающий ребенок – это генофонд нации. На детях экономить нельзя. Мы должны убедить правительство полюбить детей. Путь выживания – в четкой программе, доказывающей нужность детских библиотек, в единении (солидарности), в творчестве и поиске новых форм работы и услуг, в разработке механизма защиты прав юных читателей.

Н.В. Административные реформы – они нами не просто видятся, они ощущаются! Если говорить о 131 законе, то, вероятно, без поправок (подозреваю, что их будет немало) может быть уничтожена уникальная российская система библиотечного обслуживания детей. Что делать? Поднимать, пока не поздно, общественность, ведь от них, от будущих депутатов поселенческих советов, от родителей, педагогов зависит структура учреждений культуры, образования в поселениях.

Н.Ц. В нашей области и городе в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема существования сети детских библиотек. Перед библиотечным сообществом города и области стоит задача сохранения максимального количества детских библиотек и открытия новых. Для этого необходимо взаимодействие с тремя ветвями власти по вопросам библиотечного и информационного обслуживания, пропаганда необходимости интеллектуального развития подрастающего поколения посредством книги и библиотеки. Именно поэтому мы с тревогой обращаем внимание общества на то, что сегодня у граждан нет возможности представлять и защищать свои библиотечные права и свободы на уровне большой политики.

Школьная программа в работе детских библиотек – опора в работе, необходимое зло, тормоз для творчества, или…?

Н.Е. Школьная программа – это не опора в работе, не зло и не тормоз. Это необходимость, с которой приходится мириться. Программная литература, рефераты, сочинения… дают увеличение количества читателей, книговыдачи, посещаемости. Но детская библиотека имеет большие возможности расширить знания школьной программы и возможности для самообразования. Например, провести вечер «Вечные мотивы в творчестве писателей, поэтов, композиторов, художников» для старшеклассников, молодежный перекресток «Об этих книгах спорят» (Д.Браун, В.Пелевин, Е.Гришковец, Б.Акунин и др.), праздник читательских удовольствий «Веселые книжки веселых писателей» для маленьких, урок-сопереживание по серии «Мы вместе» для подростков.

В городе есть специализированные школы: экологические, экономические, с эстетическим уклоном… А в библиотеке есть программы «Экология души», «Новоуральский экоград», «МХК для малышей», «Культ-искусство»… Учащиеся этих школ постоянно приходят на массовые мероприятия в библиотеку. Большим спросом у старшеклассников всех школ пользуются беседы «Интернет о выборе профессии», у литераторов – «Интернет в помощь словеснику».

Приближается лето. Нашими постоянными посетителями будут ребята из городских школьных лагерей. У библиотеки есть программа «Умные каникулы», мероприятия которой, а мы сейчас имеем возможность их проводить на природе, не только познавательные, но и увлекательно-развлекательные, рассчитанные на то, чтобы ребята и после лагеря постоянно приходили в библиотеку. Уже несколько лет библиотека проводит акцию по приглашению в библиотеку детей начальной школы и детских садов. Читатели-активисты в костюмах лесных жителей, бабочек, стрекоз, литературных героев приходят в классы в конце учебного года и знакомят с летней программой, ее конкурсами и приглашают в библиотеку. Результат очень хороший.

Библиотека должна идти впереди школ, постоянно изучать интересы читателей (это очень важно), искать новые, занимательные, развивающие формы, быть необходимой и востребованной. Возможности детской библиотеки, оснащенной техническими средствами, разносторонние и неограниченные. Она может дать полную информацию и право выбора, ничего не навязывая читателю. Библиотека имеет свой план, с которым в апреле месяце знакомит Управление образования, администрацию школ, школьных библиотекарей. Мероприятия, заинтересовавшие Управление образования, ежегодно включаются в их план работы.

Н.В. Школьная программа, программа музыкальной школы, программа кружка, программа телевидения – все это мир, в котором живет ребенок, алгоритмы его жизни… Надо их знать, надо сопровождать ребенка в период его обучения, социализации, образования, сопровождать с книгой. Это – не зло, не тормоз для библиотеки. Опора – возможно, поскольку наша задача – развитие маленького человека.

Н.Ц. Не школьная программа, а именно детская библиотека является опорой для школьной программы, тем самым, создавая широкое информационное пространство для дальнейшего творческого и интеллектуального развития личности.

Детская и школьная библиотеки. Какие могут быть формы сотрудничества?
Чего, по-вашему, больше во взаимоотношениях библиотек разных ведомств – сотрудничества или проблем?

Н.Е. Сотрудничество со школьными библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети-читатели и желание привить ребенку потребность в систематическом чтении. Школьные библиотекари – не только частые гости библиотеки, они наши единомышленники. У нас есть даже совместный клуб с таким названием «Единомышленники». Мы вместе готовим и проводим городские мероприятия: «Неделя детской и юношеской книги», викторины по творчеству писателей-юбиляров, библиографическую олимпиаду, конкурсы чтецов. Школьные библиотекари помогают нам ликвидировать читательскую задолженность и привлекают любителей чтения принять участие в наших интеллектуальных конкурсах индивидуалов. Библиотекари нашей библиотеки по приглашению школьных библиотекарей выходят на общие родительские собрания с темами «Экзамены без стресса», «Первоклассные дети», «Новые имена в детской литературе». В этом году библиотека при помощи школьных библиотек 43-ей и 55-ой школ впервые провела сетевую библиотечную игру «АтомNet» с читателями г. Озерска в интернетe и по электронной почте. Ежеквартально в библиотеке проходят семинары, где обсуждаются возникшие проблемы, идет обмен мнениями об областных, региональных и Российских семинарах, учеба по новым гостам, обзоры новой литературы и периодики.

Проблемы чаще всего создают люди, не умеющие понимать и слушать других, ставящие свои амбиции выше дела.

Н.В. Какие могут быть формы сотрудничества? СОТРУДНИЧЕСТВО! Во всем!

Проблемы не у библиотек разных ведомств, проблемы у чиновников: то одна отрасль – приоритет, то – другая. А казна – одна. Вообще, необходимо создание межведомственных Советов, важно при дефиците средств правильно определять профили комплектования библиотек, детской и школьной, профили пользователей, разумно распределять ресурсы не только финансовые, но и интеллектуальные.

Н.Ц. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным центром для юношества области, тесно сотрудничает со школьными библиотеками. В рамках нашей совместной деятельности открыт информационно-консультационный центр на базе нашей библиотеки, в котором школьные библиотекари могут получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами нашей библиотеки для подготовки и проведения своих мероприятий. Для школьных библиотекарей города раз в два месяца специалистами Липецкой областной юношеской библиотеки проводятся семинары, творческие лаборатории, тренинги и деловые игры. Благодаря нашему тесному сотрудничеству три школьных библиотеки города работают по целевым программам, разработанным с помощью сотрудников нашей библиотеки. Открытие профориентационных клубов на базе школьных библиотек еще один немаловажный факт тесного сотрудничества юношеской и школьных библиотек города Липецка.

Еще совсем недавно нам казалось, что в наших взаимоотношениях со школьными библиотеками больше проблем, чем общих точек соприкосновения. В этом, наверное, есть и доля нашей вины. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что многочисленные примеры нашего тесного сотрудничества со школьными библиотеками становятся одним из основополагающих факторов всей нашей деятельности. Чем ближе к творчеству, тем проще взаимопонимание.

В некоторых регионах есть опыт добровольного или вынужденного объединения детских или школьных библиотек. Нужно ли такое объединение? Если да, то по какому принципу?

Н.Е. Мое личное мнение: объединять и менять в данный момент ничего не надо. Вечная в нашей стране экономия на детях приведет к тому (особенно в селах, маленьких городах), что из двух библиотек будет одна плохая. Многие публичные детские библиотеки размещаются в маленьких, неприспособленных помещениях, (а школьные – тем более!). Что будет, если добавить еще учебники?! Сейчас школьные и публичные библиотеки финансируются разными ведомствами, если детскую библиотеку передадут в Министерство образования, то вечная проблема нехватки денег приведет к тому, что будет одна методическая литература и учебники. Опыты надо проводить, все просчитав и продумав. Например, летом школы на ремонте, школьные библиотеки не обслуживают детей…

Значит, надо объединять школьные библиотеки вокруг публичных и делать их филиалами. Вопрос, кто будет платить за аренду, свет… Все упирается в финансирование. Нет, лучше пока не рисковать, разломать все легко, уже столько наломали… Выход пока один: творческое сотрудничество.

Н.В. Объединение ради объединения – глупость. Варианты – возможны, и по разным причинам (добровольным – и вопреки мнению, желанию специалистов). Не думаю, что в каждой маленькой деревне, поселении удастся сохранить инфрастуктуру, существующую сейчас, полностью. Принцип должен быть один, как у врачей: не навредить пользователю, сохранить принцип доступности фондов, международных норм.

Н.Ц. Мы склонны утверждать, что не объединение, а именно тесное сотрудничество детских и школьных библиотек это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребенка пространство живой культуры.

Находите ли Вы лично для себя что-то интересное в методической газете под названием «Библиотека в школе» и чего, на Ваш взгляд, не хватает?

Н.Е. Да! Да! Конечно, да! Очень хорошая профессиональная газета для начинающих библиотекарей и для специалистов со стажем. Нет назидательного тона: «Делай, как мы!», есть настоящее желание рассказать о новом, лучшем опыте не только у нас в России, но и за рубежом, поднять проблему и предложить решить ее вместе. Очень интересен материал о ролевых играх, развитии критического мышления, мастер-классы, обзоры интернет-ресурсов по темам, обзоры Ксении Молдавской, интеллигентные литературные статьи Татьяны Рудишиной, календарь круглых дат, конкурсы, материалы о новых технологиях, оперативность и возможность каждому быть услышанным и быть напечатанным. Спасибо редакции за постоянный поиск и профессионализм. В 2005 году мы выписали Вашу газету в каждый наш филиал и центральную библиотеку (7 экземпляров). Это показатель ее востребованности. Хотелось бы, чтобы газета расширила свои рамки и печатала больше материала по работе с подростками и старшеклассниками и печатала больше проблемных и аналитических материалов по работе с подростками и юношеством и решение этих проблем на уровне ведущих библиотек и Министерства культуры.

Н.В. Да, находим, и очень многое! Предлагаем сделать газету одним из изданий, со страниц которого перестанет звучать, наслаждая слух журналистов: страна, мол, не читает! ЧИТАЕТ! И много! Но – по-другому. В.П.Чудинова правильно говорит: изменилась структура информационной потребности читателя, и это – просто новое явление в XXI веке!

Н.Ц. Наша библиотека является постоянным подписчиком газеты «Библиотека в школе» со дня ее основания. Именно в ней мы находим все те новые и прогрессивные идеи, которые помогают нам развивать свой профессионализм и тесное сотрудничество со школьными и другими библиотеками города и области. Недаром нашим девизом является устоявшаяся фраза: «Лучше нас – только наши читатели».

Мысль в подарок

Истоки нашего кризиса – не в бедности, а в несоответствии эпохе. Пути изменений в библиотеке надо искать не в новых технологиях, а в изменении нашего сознания.

Нина Цыганова, из выступления на Крымской конференции

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

Ольга Скандакова

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. "

Виктор Астафьев.

Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые : конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия.

Цель этого сотрудничества : раннее приобщение детей к чтению художественной литературы, воспитание маленького человека как увлечённого, думающего читателя .

Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов .

С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости» .

Детям очень понравился приход сотрудника отдела детской библиотеки , ведь она пришла не с пустыми руками, а принесла с собой книги! Новые, интересные, необычные :"живая книга", книга- панорама, книжка-малышка, всех видов и не перечесть!

От такого сотрудничества выигрывают все : библиотека получает новых читателей , воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников , а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности .


Публикации по теме:

«Знакомство с библиотекой». Конспект мероприятия в подготовительной группе Предварительная работа: Воспитатель с библиотекарем заранее обговаривают время проведения экскурсии и её содержание. Педагог предлагает.

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

В мире современных технологий родители почти не ходят сами и тем более не водят своих детей в библиотеку, поэтому мы решили организовать.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Доклад «Взаимодействие детского сада с районной детской библиотекой» Слайд 1. Слайд 2. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 426 от 12 июня 2014 года в Российской Федерации 2015 год объявлен.

Занятие Школы юного читателя ко Дню рождения Джанни Родари. Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима» Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима»Цели: познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;.

mob_info