За что юдифь отрубила голову олоферну. История персонажа

В следующем посте вы увидите, как отображена легенда о Юдифи и Олоферне в западноевропейской классической живописи.

Продолжу я этот пост все же с вопроса: БЫЛА ЛИ ЮДИФЬ?

Хотя верующие считают Юдифь историческим лицом, с точки зрения специалистов по древности здесь далеко не все так просто.
«Книга Юдифи» содержит ряд исторических анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый исторический роман.
Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им предана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей.

Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».
Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.

Внушает подозрение и имя героини. Слово «Юдифь», точнее «Иудифь», буквально означает «иудеянка», т.е. «еврейка», а не является именем собственным.
Навуходоносор был не ассирийским, а вавилонским царем, и при нем Ассирии уже не было, как и ее столицы Ниневии. Этот великолепный город, «логовище львов», как его в другом месте называет Библия, был взят, разграблен и разрушен союзным войском вавилонян, мидян и скифов в 612 г. до н.э.
Царь мидян Арфаксад, против которого будто бы воевал Навуходоносор, никогда не существовал.
Олоферн - персидское или иранское, а не ассирийское или вавилонское имя. Совершенно исключено, чтобы перс был главным военачальником Навуходоносора - времена были не те.
Наконец, действие, согласно легенде, происходит уже после возвращения евреев из вавилонского плена, что вносит еще больше путаницы в попытку восстановить более или менее правдоподобную хронологию описываемых событий.
Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.

Казалось бы, история Юдифи представляет собой вымысел от начала до конца.
Однако историки установили, что в середине IV в. до н.э., когда в Персидском царстве правил жестокий и надменный Артаксеркс III, ему пришлось подавлять восстание в Египте, Сирии и Палестине.
Главнокомандующим персидским войском тогда был Олоферн, а важную роль при дворе играл евнух Багой, который в легенде выступает в роли управляющего Олоферна. Позднее Багой стал фактическим хозяином Персидской державы, по своему усмотрению свергая царей и возводя на престол новых, пока сам не был убит Дарием III - тот заставил его самого выпить чашу с ядом, уже приготовленную им для царя. Дарию III было суждено стать последним правителем Персии: он был разгромлен Александром Македонским и, спасаясь бегством, погиб от руки своих приближенных.

Таким образом, не исключено, что в Книге Иудифь мы имеем дело с отзвуками реальных событий, хотя и искаженных до неузнаваемости.

Теперь, когда мы знаем все "за" и "против" приглашаю в "Галерею имени Юдифи"!

Сандро Боттичелли Обнаружение тела Олоферна 1472 г.
Сандро Боттичелли Возвращение Юдифи

Сандро Боттичелли Юдифь с головой Олоферна 1495-1500 г.г.

Андреа Мантенья Юдифь и Олоферн
Андреа Мантенья Юдифь 1491 г.

Донателло Юдифь и Олоферн 1455 г.

Микеланджело Юдифь и Олоферн Фреска Сикстинской капеллы 1508-12 г.г.
Микеланджело Юдифь и Олоферн Фреска Сикстинской капеллы (фрагмент) 1508-12 г.г.
Микеланджело Юдифь с головой Олоферна 1511-12 г.г.

Джорджо Вазари Юдифь отрубает голову Олоферну

Джорджоне Юдифь 1504 г.

Лукас Кранах Старший Юдифь с головой Олоферна 1530 г. (три варианта)

История Юдифи была, конечно, хорошо известна при дворе курфюрста Саксонского. Игривые умы куртуазных поэтов изменили её смысл, она стала для всех историей коварной обольстительницы и мужчины, который потерял голову из-за женской красоты. Кранах написал в образе Юдифи Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу. В её руки, затянутые в модные перчатки, он хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Иоганн Фридрих согласился.
Эту картину художник подарил императору Карлу V Габсбургу, когда явился к нему просить пощады для Иоганна Фридриха, которому угрожала смертная казнь. Пленнику была дарована жизнь.

Я.С.Хемессен Юдифь 1540 г.

Я.Массес Юдифь 1540 г.

Паоло Веронезе Юдифь

Доменико Беккафуми Юдифь с головой Олоферна

Антонио Корреджо Юдифь

Караваджо Юдифь, убивающая Олоферна 1598 г.

Кристофано Аллори Юдифь с головой Олоферна 1613 г.

Артемизия Джентилески Юдифь убивает Олоферна (картины 1611-12 и 1612-21 годов)

Артемизия Джентилески Юдифь и служанка 1613 г.

Джованни Бальони Юдифь и Олоферн

Тинторетто Юдифь и Олоферн
Тинторетто Юдифь и Олоферн
Тинторетто Юдифь убивает Олоферна

Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1616 г.
Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1620-22 г.г.

Антонио Дзаки Юдифь с головой Олоферна 1660-70 г.г.

Франсиско Гойя Юдифь

Теодор Шассерио Юдифь

Гюстав Доре Юдифь и Олоферн 1864-66 г.г.

П.А.Стек Юдифь конец 19 века

Густав Климт Юдифь с головой Олоферна 1901 г.
Густав Климт Юдифь

Леон Бакст Юдифь с головой Олоферна (картина с торгов "Кристи")
Серия сообщений "

Юдифь, как известно, была богатой вдовой иудейского города Ветилуя, осажденного вавилонским полководцем Олоферном. Когда её родной город осадило ассирийское, Юдифь надела лучшее своё платье и направилась в неприятельский лагерь. Олоферну, очарованному её красотой, женщина сказала, что боги открыли ей его будущее: вскоре героя ждёт блестящая победа. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. На четвёртую ночь она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию, унося с собой страшный трофей. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси, и город был спасён. До сих пор, в Хануку принято есть молочные продукты в память о том, как Юдифь угощала
Олоферна сыром, вызывающим жажду, чтобы он пил много вина и быстро пьянел.

Эта библейская притча была хорошо известна, она волновала умы многих, куртуазные поэты изменили её смысл: красота и ум Юдифи пленили Олоферна, и он, удовлетворив свою страсть, безмятежно уснул в своем шатре. Юдифь же схватила его меч и отсекла врагу голову...
Данное сказание стало для всех историей коварной обольстительницы и мужчины, который потерял голову из-за женской красоты.В одноименной опере Серова роль Олоферна виртуазно исполнил сам Федор Иванович Шаляпин.
Толкование образа Юдифи весьма неоднозначно: ее подвиг стал символом, с одной стороны, самоотверженной женщины, с другой же - коварной обольстительницы...Эта женщина привлекала многих художников.
В эпоху Возрождения эта история заставила мир по-другому взглянуть на роль женщины, которая может проявить способность к агрессии и волю к победе - качества, которые в то время считались несвойственными женщинам.
Одним из первых Юдифь изобразил Андреа Мантеньи- представитель раннего Возрождения(1431-1506). Его Юдифь малоэмоционаальна, ее взгляд обращен в вечность, это изображение наиболее близко к изображениям святых.
Абсолютно иной изобразил Юдифь Кристофано Аллори.

Юдифь у Аллори необычайно красива: ее лицо чувственно и в то же время сурово. Она стоит перед нами, явно осознавая себя героиней, без труда добившейся своей цели. Но чистота и изящество женщины делают несоответствие ее внешности и поступка еще более тревожащим и возбуждающим. Отрубленная голова жестокого тирана выделяется на фоне парчового наряда Юдифи и резко контрастирует с ее изящной головкой. Ощущение контраста усиливается благодаря тому, что художник расположил обе головы почти на одной вертикали. Лицо пожилой служанки создает контраст с лицами Юдифи и мертвого Олоферна. Ее полный благоговейного ужаса взгляд помогает понять великое значение подвига, который совершила Юдифь. Под пышными одеждами угадывается хрупкое тело очень молодой женщины, все же решившейся на страшный поступок. Ее платье выглядит очень дорогим и роскошным. Аллори, как последователь маньеризма, любил изображать великолепие дорогих тканей, но в картине больше запоминается простой головной убор, обрамляющий испуганное лицо старухи, помощницы Юдифи.
Неоднократно изображал Юдифь и Лукас Кранах старший,

который был не в силах не поддаться искушению и не облачить Юдифь в экстравагантную шляпу с пышными бархатными полями и легкомысленными перьями. На его Юдифи изысканное ожерелье и ее одеяние усыпано роскошными украшениями. Меч женщина держит в руке, одетой в перчатку (под которой видны ее перстни).
Кранах писал Юдифь неоднокатно,в образе Юдифи представлял он всех трех сестер саксонской династии, в том числе и Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу. В её руки, затянутые в модные перчатки, он хотел вложить свою собственную голову, но не решился - аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Иоганн Фридрих согласился.
Эту картину художник подарил императору Карлу V Габсбургу, когда явился к нему просить пощады для Иоганна Фридриха, которому угрожала смертная казнь. Пленнику была дарована жизнь. Через три года после этого Кранах уладил домашние дела и отправился в Вену разделить плен своего господина и друга. Он поддерживал его в темнице, а затем последовал за ним в изгнание. Кранах умер в Веймаре, за год до смерти своих господ.

Караваджо

В 1740-е годы Пьяцетта наряду с алтарными образами обращается к новому для себя жанру пасторали, пишет картины на мифологические и библейские сюжеты. Небольшие полотна «Ревекка у колодца» (ок. 1740, Милан, Пинакотека Брера), «Юдифь и Олоферн» (1740-е, Милан, частное собрание; Рим, Академия Святого Луки) по-венециански декоративны, в решении сцен присутствует театральность.
Юдифь и Олоферн. 1740-е

Артемизия Джентилески. Юдифь и Олоферн. 1620 г.

Средневековая миниатюра

А вот картина Алонсо Беруджетти,датируемая 1486годом

У Сандро Боттичелли есть диптих, состоящий из двух картин: "Возвращение Юдифи в Ветилую" и "Нахождение тела Олоферна" (1472-1473)

Кажется, что сцена наполнена воздухом и светом. Юдифь и служанка, несущие спасение родному городу, ступают стремительно и легко, и в такт их шагам одеяния развеваются ветром. О подвиге свидетельствуют- символические атрибуты - меч п оливковая ветвь победы в руках героини, а в самом ее облике читаются хрупкость и даже робость.

Группа людей, испытывающих страх, отчаяние и скорбь, окружила ложе со смятыми простынями и покрывалом, на котором распростерто обезглавленное тело их военачальника. Атмосферу ужаса подчеркивает мрачный колорит, в особенности удары красного, проходящие через всю композицию. В нагнетании ужаса участвуют все детали, даже занавес, тяжело нависший над входом в шатер, даже глаза лошади
В той же галерее(Уфицци) можно увидеть совсем иное воплощение Юдифи в работе Якопо Пальма Старшего(или Пальма Веккьо).
Крепкая полногрудая молодая женщина стоит, облокотившись мощной рукой на голову Олоферна, излучая спокойствие и уверенность.К сожалению сама картина на сатй не поддается копипасту, и показать ее я не могу.
Юдифь также изображал и Джорджоне(1504г, Эрмитаж):

Основной целью данной картины было передать сложность внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика.
На фоне спокойного предзакатного ясного пейзажа под сенью дуба стоит, задумчиво облокотись на балюстраду, стройная Юдифь. Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. В руке она держит опертый острым концом в землю большой обоюдоострый меч, холодный блеск и прямизна которого контрастно подчеркивает гибкость полуобнаженной ноги, попирающей голову Олоферна. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка.
Вот так Юдифь изобразил Тициан:

В 1901 г. в Вене зрителям была представлена «Юдифь» Густава Климта. Его Юдифь переполнена эротизмом:

Позировала для этой картины Аделъ Блох-Бауэр, жена венского банкира. Работа над картиной, растянувшаяся на несколько лет, положила начало очередному роману. Доказательства этого факта обычно не приводятся - одной из главнейших "улик" тут выступает само полотно, с головой накрывающее зрителя своей мощной чувственной аурой. Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна.
В 1927 г. большой резонанс получила работа Франца фон Штука «Юдифь и Олоферн». .
Современная по технике исполнения и шокирующе откровенная в изображении убийства после интимной близости, эта картина стала событием в мире искусства

А вот современное изображение Юдифи и Олоферна, откорое я нашла на сайте «Иероглиф» у Михаила Губина:

В довершении не могу не написать, что при поиске материалов для этой статьи наткнулась на упоминание о спектакле, поставленном Вадимом Данцигером по пьесе Елены Исаевой "Юдифь".
- Принципиальное отличие от всем известной Юдифи было в том, что не только ассирийский полководец Олоферн влюбляется в Юдифь, что есть в сказании, но и Юдифь влюбляется в Олоферна. А дальше возникает проблема выбора: ее народ, ее родина либо ее чувство. И Юдифь выбирает долг……

Красивая вдова Юдифь - символ борьбы иудеев с угнетателями и пороками. Героиня сказаний и легенд не побоялась пойти наперекор друзьям, отстояла собственную веру в бога и родной город. Женская хитрость и непреодолимая убежденность в помощи свыше помогли хрупкому созданию одолеть опасного врага. Живое олицетворение фразы «сила в слабости», Юдифь по праву считается предшественницей .

История появления

Легенда, посвященная девушке, подробно изложена в «книге Иудифи». Автор сказания неизвестен, но выдвигается версия, что записала собственные подвиги сама героиня истории или кто-то, упоминаемый в рассказах.

Если для верующих существование Юдифи очевидно, то исследователи вовсе не уверены, что еврейская вдова жила на этом свете. Ученые утверждают, что в сказании слишком много несоответствий.

  • Юдифь (на иврите Йехудит) - женский вариант имени Иуда.
  • Художник посвятил героине две картины. Натурщицей для образа Юдифь выступила Адель Блох-Бауэр. В отличие от непорочного произведения Джорджоне, Юдифь Климта выглядит чувственной и даже развратной.

Скульптура "Юдифь"
  • На площади Палаццо Веккьо установлена бронзовая группа «Юдифь и Олоферн». Скульптура создавалась для дворца Медичи, но позже перенесена в центр города. Автор творения - итальянский скульптор .
  • В честь иудейки назван астероид, расположенный между орбитами Марса и Юпитера.
  • Под именем Юдифь в 1994 году российская певица впервые представляла интересы России на Евровидении. Артистка исполнила песню «Вечный странник».

Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу - в городе у осажденных не осталось ни воды, ни хлеба, и жители были в панике. Но в городе жила богатая вдова Юдифь, которая призывала жителей не сдаваться, она, как могла, подбадривала их и решила сама спасти свой город и осажденных в нем людей.

Красивая Юдифь знала о своих чарах и умела ими пользоваться. Как-то поздно вечером оделась она в богатые одежды и вместе со служанкой спустилась к неприятельским шатрам. Она улыбалась, проходя мимо охранных постов, и говорила воинам, что идет к эеликому полководцу Олоферну, чтобы приветствовать его, и несет ему дары. Ее всюду пропускали.

Олоферн, едва увидев Юдифь, тотчас воспылал к ней любовью, пригласил к столу. Они долго беседовали. Юдифь сумела увлечь его. Они пировали, и когда наступила полночь, Олоферн отпустил своих слуг. Он слишком много выпил и поэтому быстро заснул. Тогда Юдифь приказала своей служанке выйти из шатра и дожидаться ее у входа. Сама она подошла к изголовью постели, взяла меч полководца и приблизилась к Олоферну. Опьяненный, он спал очень крепко. Юдифь помолилась, попросила помощи у Господа, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по шее. Брызнула кровь, и голова Олоферна оказалась в нее в руке.

Она скинула его тело на землю, завернула голову в занавес и вышла из шатра. Она отдала сверток служанке, и та положила его в корзинку, обложив сверху съестными припасами. Они шли осторожно, обходя посты, и незамеченными выбрались из вражеского стана. Они обошли ущелье, поднялись в гору и двинулись к городским воротам. На подходе к ним Юдифь крикнула охранявшим их стражникам, что это идут они, женщины города Ветилуя, идут с победой: «Отворите ворота! С нами Бог, Бог наш, чтобы даровать еще силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня».

Узнали стражники голос Юдифь, но ворота открывать не спешили, позвали старейшин. Опасались они обмана. Те пришли, Юдифь снова крикнула, и старейшины разрешили открыть ворота. Все были рады, что она вернулась целая и невредимая. А Юдифь достала из свертка голову полководца Олоферна и показала ее всем. Обрадовались горожане, охватила их неописуемая радость, поняли, что мужественная Юдифь совершила подвиг и они спасены.

На другое утро ассирийские воины долго ждали появления своего полководца из шатра. Он не выходил. Наконец они отважились и открыли полог. Их взору представилось ужасное зрелище - обезглавленный окровавленный труп Олоферна валялся на земле. Панический ужас охватил ассирийцев. Они свернули свои шатры и бежали от города Ветилуя.

Ассирийцы готовят мщение. Дело было в двенадцатый год царствования ассирийского царя Навуходоносора. Тот собрался воевать против царя мидян Арфаксада и начал собирать союзников. Но многие, в том числе иудеи, отказались идти на войну и отослали царских послов ни с чем. Навуходоносор рассвирепел и поклялся после войны жестоко отомстить всем оскорбившим его.

Мидийское царство было разгромлено, царя Арфаксада сам Навуходоносор пронзил копьем. Затем он вернулся с войском в свою столицу Ниневию и пировал вместе с войском, празднуя победу, целых сто двадцать дней. Затем царь собрал совещание своих сановников, и все вместе они решили уничтожить все страны и народы, которые пренебрегли союзом с ним.

Олоферн. Главный царский военачальник Олоферн, получив приказ своего господина, отобрал из всего войска сто двадцать тысяч человек пехоты и двенадцать тысяч человек конницы и двинулся с ними на запад. Его сопровождали союзники «в таком множестве, как саранча и как песок земной, потому что от множества не было и счета им». Уничтожая все на своем пути, вражеские полчища подошли к Иудее. Ее жители, «услышав обо всем, что сделал с народами Олоферн, военачальник ассирийского царя Навуходоносора, и как разграбил он все святилища их, и отдал их на уничтожение, очень, очень испугались его, и трепетали за Иерусалим и храм Господа, Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена…». Иудеи решили сопротивляться.

Осада Ветилуи. Первым иудейским городом на пути завоевателей была Ветилуя. Вражеское войско обложило город со всех сторон. Олоферну подсказали, что достаточно захватить источник, из которого берут воду жители города, и те будут обречены. Так он и сделал. Прошло чуть больше месяца, и запасы воды в городе иссякли. Изможденные горожане собрались и стали требовать от своих начальников, чтобы те сдали город Олоферну, «ибо лучше для нас достаться им на расхищение: хотя мы будем рабами их, зато жива будет душа наша, и глаза наши не увидят смерти младенцев наших, и жен и детей наших…». С трудом начальник города Озия упросил их потерпеть еще пять дней и поклялся, что тогда, если не придет помощь, он выполнит их требование.

Тайные планы Юдифи. В Ветилуе жила молодая и богатая вдова Юдифь. После смерти мужа она не переставала уже три года и четыре месяца оплакивать его, носила вместо богатых платьев грубую траурную одежду и скудно питалась. Юдифь славилась своей мудростью и почитанием Бога, в городе ее очень уважали.

Узнав о предстоящей сдаче города врагам, она пригласила к себе городских старейшин, укорила их в малодушии и взяла с них обещание помочь ей в выполнении задуманного ею великого дела, слава о котором будет жить вечно: «Только не расспрашивайте о моем предприятии, потому что я не скажу вам, доколе не свершится то, что я намерена сделать». Те ответили: «Ступай с миром, и Господь Бог пред тобою на отмщение врагам нашим».

Оставшись одна, Юдифь долго молилась Богу, затем искупалась, умастила себя благовониями, надела самые богатые наряды и украшения. После этого она в сопровождении служанки, которая несла еду и вино, отправилась к городским воротам. Несмотря на то, что была ночь, там стояли трое старейшин, которые приказали воинам выпустить обеих женщин из города.

Юдифь во вражеском лагере. Когда Юдифь со служанкой достигла вражеских постов и ассирийцы остановили их, она в ответ на их расспросы сказала, что она еврейка и бежит из обреченного на гибель города. Затем беглянка попросила отвести ее к главному военачальнику, которому она должна сообщить что-то важное для быстрой и легкой победы над евреями. Стражники, всматриваясь при свете факелов в ее лицо, поразились красоте горожанки и ответили: «Ты спасла душу твою, поспешив прийти к господину нашему; ступай же к шатру его, а наши проводят тебя, пока не передадут тебя ему на руки. Когда ты станешь перед ним, - не бойся сердцем твоим, но выскажи слова твои, и он тебя облагодетельствует».

Сто воинов повели Юдифь по лагерю, на шум сбегалось все больше проснувшихся ассирийских вояк, все дивились ее внешности и говорили между собой: «Кто пренебрежет таким народом, который имеет таких жен у себя!»

Встреча с Олоферном. Наконец разбуженные служители ввели ее в шатер Олоферна. Тот вышел в переднее отделение шатра из-за роскошной занавеси, за которой находилась его постель. Юдифь поклонилась ему, как божеству. Служители подняли ее, и пораженный красотой ее лица Олоферн произнес: «Ободрись, жена, не бойся сердцем твоим, потому что я не сделал зла никому, кто добровольно решился служить Навуходоносору, царю всей земли. И теперь, если бы народ твой, живущий в нагорной стране, не пренебрег мною, я не поднял бы на них копья моего; но они сами сделали это для себя. Скажи же мне: почему ты бежала от них и пришла к нам? Ты найдешь себе здесь спасение; не бойся: ты будешь жива в эту ночь и после, потому что тебя никто не обидит; напротив, всякий будет благодетельствовать тебе, как бывает с рабами господина моего, царя Навуходоносора».

«Ты погонишь их, как овец». Отвечая, Юдифь сначала расхвалила воинскую доблесть и мудрость Олоферна, главного вельможи царя Навуходоносора: «Мы слышали о твоей мудрости и хитрости ума твоего, и всей земле известно, что ты один добр во всем царстве, силен в знании и дивен в воинских подвигах». Затем ночная гостья перешла к делу. Она доверительно сообщила вражескому военачальнику, что осажденные, изнемогая от голода и жажды, решили питаться пищей, которую евреям Бог запретил есть, и ждут только разрешения из Иерусалима. Как только разрешение будет получено и они набросятся на запретную пищу, Бог предаст город на истребление ассирийцам, которые при этом не потеряют ни одного воина. Поэтому Юдифь, которая ревностно служит Богу, решила по Его приказанию бежать из обреченного города. Она попросила у Олоферна разрешения остаться в ассирийском лагере и по ночам выходить в долину молиться, пока Бог не откроет ей, что час настал. Тогда она сообщит Олоферну, тот двинет войска и победоносно пройдет через всю Иудею, включая Иерусалим, причем никто не будет ему сопротивляться: «Ты погонишь их, как овец, не имеющих пастуха, - и пес не пошевелит против тебя языком своим».

Речь ее понравилась Олоферну и всему его окружению. Военачальник благодушно сказал: «Хорошо Бог сделал, что вперед этого народа послал тебя, чтобы в руках наших была сила, а среди презревших господина моего - гибель. Прекрасна ты лицом, и добры речи твои. Если ты сделаешь как сказала, то твой Бог будет моим Богом; ты будешь жить в доме царя Навуходоносора, и будешь именита во всей земле».

Олоферн распорядился отвести Юдифь со служанкой в отдельный шатер, а утром она послала сказать, чтобы тот распорядился разрешить ей выходить по ночам из лагеря на молитву. И Олоферн отдал приказ своим телохранителям не препятствовать ей.

Подвиг Юдифи. Так прошло три дня. Юдифь питалась принесенной с собой пищей, а каждую ночь в сопровождении служанки на время покидала лагерь. На четвертый день Олоферн устроил пир и послал своего управляющего пригласить на него Юдифь, так как с первого мгновения был ослеплен ее красотой и искал случая обольстить прекрасную иудеянку. Юдифь притворилась, что польщена приглашением, надела самую нарядную одежду и все украшения и явилась перед Олоферном во всем блеске своего очарования. Тот пригласил ее пировать и веселиться вместе с ними. Юдифь согласилась, но ела и пила только то, что приготовила и принесла с собой ее служанка. Олоферн, любуясь ею, незаметно для себя поглощал один бокал вина за другим. Пир затянулся, и когда стало совсем поздно, все приглашенные и слуги разошлись. В шатре остались только Юдифь с Олоферном. Тот был до того пьян, что сразу рухнул на свою постель и уснул. Юдифь приказала своей служанке ждать ее перед спальней, сказав ей и управляющему Багою, что ночью, как обычно, выйдет на молитву.

Юдифь сняла с изголовья постели Олоферна его собственный меч, взмолилась Яхве, чтобы Бог укрепил ее силы, и двумя ударами отрубила ассирийцу голову. Затем она сбросила обезглавленный труп на пол, сняла занавес со столбов и завернула в него голову Олоферна. Выйдя из спальни, Юдифь отдала эту страшную ношу служанке, та положила ее в мешок, в котором обычно носила еду, и обе вышли из шатра, направившись к выходу из лагеря. Никто их не задерживал, они поднялись на гору и подошли к городским воротам.

На ее голос сбежались все горожане, хотя была глубокая ночь. Юдифь предложила им хвалить Господа и, вынув из мешка, показала голову Олоферна. Все были потрясены, воздали героине заслуженную хвалу и предсказали ей вечную славу.

Наутро по приказанию Юдифи голову Олоферна вывесили на городской стене. Затем распахнулись городские ворота, хрипло заревели боевые трубы и из города навстречу врагу вышла горстка приготовившихся к бою защитников.

Ассирийская армия в панике. Среди ассирийцев поднялась тревога, и они побежали к Багою со словами: «Разбуди нашего господина, потому что эти рабы осмелились выйти на сражение с нами, чтобы быть совершенно истребленными». Багой деликатно постучал в дверь, так как думал, что Олоферн спит с Юдифью. Когда ему никто не отозвался, он вошел в спальню и увидел на полу обезглавленный труп своего хозяина. Багой с жалобным криком разодрал свои одежды, бросился в шатер Юдифи, но там было пусто. Тогда он выскочил к собравшимся и закричал: «Рабы поступили вероломно; одна еврейская жена опозорила дом царя Навуходоносора: ибо вот Олоферн на полу и головы нет на нем». Поднялся всеобщий вопль, вся ассирийская армия в панике побежала прочь от города. Евреи дружно преследовали их и убивали, пока не прогнали врагов далеко за пределы Палестины.

Чествование Юдифи. Чтобы воздать хвалу Юдифи, из Иерусалима прибыл сам первосвященник [верховный жрец Яхве] Иоаким. Из разграбленного ассирийского лагеря (там было так много всякого добра, что грабили его горожане в течение тридцати дней) благодарные земляки преподнесли героине шатер Олоферна со всем убранством и серебряной посудой. Юдифь пожертвовала все это в иерусалимский храм Яхве.

Юдифь так и осталась в родном городе. Храня верность своему умершему мужу, она больше не вышла замуж, хотя многие сватались к ней. Умерла она, прожив сто пять лет, и вся страна оплакивала ее кончину семь дней. Похоронили Юдифь рядом с мужем. Пока она была жива и много дней после ее смерти враги не осмеливались нападать на Иудею.

Была ли Юдифь?

mob_info