Замена прямой речи косвенной примеры и схемы. Тема: Косвенная речь

Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания.

Чужая речь и ее виды.

Чужая речь

Вид чужой речи Характеристика Пример
Прямая речь
Косвенная речь
Примечание. 1. Общий смысл чужой речи можно передать при помощи вводных слов и предложений. 2. Тему высказывания того или иного лица можно обозначить одним из членов предложения.

Сравните:

Цитирование.

Цитата

Способ Пример

Тема: Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Чужая речь и ее виды.

Чужая речь – это высказывание какого-либо лица, включенное в авторское повествование или речь рассказчика.

Вид чужой речи Характеристика Пример
Прямая речь Дословное воспроизведение чужой речи с сохранением содержания, формы, всех особенностей. Не типична для научного и официально-делового стилей. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!»
Косвенная речь Чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания и образующая вместе с авторскими словами сложноподчиненное предложение. Характерна для научного, публицистического стилей. Н.Островский убеждал, что мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.
Примечание. 3. Общий смысл чужой речи можно передать при помощи вводных слов и предложений. 4. Тему высказывания того или иного лица можно обозначить одним из членов предложения. Как говорил К.Паустовский, средняя полоса России – страна необыкновенная. И.С.Тургенев много писал о природе человеческих взаимоотношений.

Замена прямой речи косвенной.

1. При передаче чужой речи в виде косвенной меняются формы личных и притяжательных местоимений и личных форм глагола: 1-е или 2-е лицо обычно меняется на 3-е.

2. В косвенной речи нельзя передать элементы живой разговорной речи дословно (обращения, междометия, вводные слова, частицы, формы повелительного наклонения).

Сравните:

Цитирование.

Цитата – это дословная выдержка из чьего – либо сочинения или высказывания. Сфера использования – письменная речь.

Способ Пример
Цитата может быть оформлена как прямая речь. В.Титов писал: «Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает».
Цитата может вводиться при помощи подчинительных союзов, при этом она начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. В одном из своих стихотворений В. Кочетков говорит о тех, кто прошел дорогами войны, и о том, что от живущих сегодня «не поклонения, а понимания ждет военное поколение».
Если цитата вводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. Поэт пишет, что военное поколение, «стойкостью знаменитое…убитое, но незабытое, погибшее, но непотерянное…»
При цитировании стихотворных строк кавычки не ставятся. У Р.Гамзатова есть удивительные по силе строчки: Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много. Опасайтесь потерять друзей.
Эпиграф в кавычки не заключается, пишется в правом верхнем углу, ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа. Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Р.Гамзатов.
| следующая лекция ==>
|

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь - повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто ; если побудительное, союз чтобы , если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет , вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.

Прямая речь Косвенная речь
Повествовательное предложение. Кучер слез с коня и, поправил кнутовищем упряжь на лошадях, сказал: «Паром на том берегу» (К. Паустовский) (Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения, глаголы в ней отсутствуют.) Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал, что паром на том берегу. (Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что .)
Побудительное предложение. «Ты меня не вини», - испуганно сказала старуха (К. Паустовский.) Слова автора стоят после прямой речи. (Прямая речь - личное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.) Старуха сказала ему [Баулину], чтобы он её не винил. Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы , местоимение 2 лица заменяется местоимением он , подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)
Вопросительное предложение. «Как себя чувствуете?» - он с любопытством посмотрел на Алексея. (Б. Полевой.) (Прямая речь - определённо-личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.) Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует. (В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он ; добавляется глагол спросил; определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)
«Прочёл?» - хитровато спросил комиссар. (Б. Полевой.) (Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.) Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью. При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли , в главное и придаточное предложения - недостающие члены предложения.


Примечание:

Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда, никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса ответила, что об этом не надо даже говорить. (К. Паустовский.)

Передача чужой речи простым предложением.

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов.); Я был тут; зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (М. Лермонтов.)

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы , чуть ли не на голый крючок (Ю. Нагибин.); Дела наши, по его словам , были в отличном состоянии. (Л. Толстой.)

Работа по теме урока

Упр. 262.

Что вы знаете о цитатах? (Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.)

Как могут оформляться цитаты?

При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. Например: Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

4. Упр. 261 (7-10). Спишите, оформив высказывания в виде цитат.

Домашнее задание

Выполнить упр. 261 (1-7), 263.

Цели урока:

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

С одной стороны, под этим термином понимаются особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю (набор применяемых им знаков, преимущественное использование одного из них, расширение функций этого знака), в целом не противоречащие принятым в данный период правилам.

С другой стороны, указанный термин трактуется как сознательное отступление от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в художественных текстах. Действительно, в печатных и рукописных текстах нередко встречается пунктуация, не подпадающая под принятые правила, не оправданная стилем, жанром, контекстом произведения.

Так, А. И. Ефимов проанализировал широкое использование М. Е. Салтыковым такого сравнительно редкого знака препинания, как скобки (в «Правилах русской орфографии и пунктуации» приводятся только четыре случая их применения).

Е. А. Иванчикова утверждает, что «в системе интонационно-синтаксических изобразительных средств, характеризующих писательскую манеру Достоевского, прием употребления знака тире после союза и занимает, несомненно, свое определенное место».

2. Анализ текстов Л. Леонова (тексты записываются под диктовку без указания авторских знаков препинания).

а) В десятом и двенадцатом веках вся киевская земля покрыта лесом и некоторые, нагие ныне, реки вплоть до моря одеты в шумные изумрудные шелка; еще и теперь несчитанно черного дуба лежит без дела в днепровском русле у Херсона... А раз так, чего и петь о нем! Бреди хоть тысячу дней в любую сторону - и лес неотступно будет следовать за тобой, как верная лохматая собачонка.

б) Тем временем степь уже начала свое победоносное продвижение на северян вдруг на всю страну раздается тревожный голос Посошкова, первого радетеля покамест только за оренбургские и вообще заволжские леса. То была народная совесть века, коснувшаяся всех сторон гражданского бытия, и, сказать правду, посошковские советы о посеве лесков, между делом, вкруг голых русских деревень не устарели и поныне.

в) Еще стоят леса на Руси... но заметно не в прежнем количестве; так, при поездке Елизаветы в Киев пришлось отказаться от постройки дворцов на станциях за нехваткой леса на Украине, а ограничиться устройством питейных погребов (1743).

После записи текстов учащиеся обосновывают постановку знаков препинания. Затем учитель указывает места постановки авторского знака (многоточия) и просит пояснить, какую цель преследовал автор, выбрав именно этот знак препинания при пунктуационном оформлении текста - как показатель паузы, как сигнал присоединительной связи.

Домашнее задание

Выполнить упр. 266.

Урок 49 (вариант 1)


При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.
Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь - повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто: если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.
Прямая речь Косвенная речь
Повествовательное предложение
Олег в это время сказал: «За ребятами дело не станет, смелые ребята всегда найдутся, а всё дело в организации» (А. Фадеев).
(Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения в ней отсутствуют, глаголы употреблены в 3-м лице.)
Побудительное предложение
«Уходите лесом к реке и дальше вверх и вниз по реке»,- сказал Анатолий, овладев собой (А. Фадеев).
Слова автора стоят после прямой речи.
(Прямая речь - определённоличное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.)
Олег в это время сказал, что за ребятами дело не станет, смелые ребята всегда найдутся, а всё дело в организации.
(Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что.)
Анатолий, овладев собой, сказал, чтобы они [люди, военнопленные] уходили лесом к реке и дальше вверх и вниз по реке. Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении.
(Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, определённоличное предложение заменяется двусоставным, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа.)

Прямая речь Косвенная речь
Вопросительное предложение
«Как себя чувствуете?» - он с любопытством посмотрел на Алексея (Б. Полевой).
(Прямая речь - определённо- личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)
е Прочёл?» - хитровато спросил комиссар (Б. Полевой).
(Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)
Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует.
(В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он: добавляется глагол спросил: определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)
Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью.
При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения - недостающие члены предложения.

Примечание. Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Витька робко намекнул, что неплохо бы эти бутылки при- прятать, но Серёжка вдруг вспомнил что-то, посуровел и сказал, что им обоим нужно немедленно идти в военный госпиталь (А. Фадеев).

ЦЕЛИ:

  1. Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
  2. Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

Работа идёт в группах по 3 –4 человека со взаимопроверкой и объяснением нового материала друг другу, а затем защита своей работы в классе. В группе сильный ученик выполняет роль учителя – консультанта.

ЗАДАНИЕ 1.

1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.

А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!

Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.

В. Я знаю проговорила она вас не убедишь.

2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.

3. Составь схемы последнего и первого предложения.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту.

  1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли . Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
  2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
  3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
  4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
  5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

После работы с таблицей учитель может проверить знание и понимание теоретического материала по таблице, предложенной в задании 2.

А теперь переходим к практической части.

Закрепи свои знания!

Замени прямую речь косвенной.

  1. «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
  2. «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
  3. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
  4. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
  5. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
  6. Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
  7. Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

ЗАДАНИЕ 3 . Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
  4. Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.
  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Проверь правильность выполнения задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты.

  1. Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
  2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»
  3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
  4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»
  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»

За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:

ЗАДАНИЕ 4 . Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Подводим итог первого урока, корректируем знания. На дом предлагаем найти в текстах художественной литературы предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.

Второй час представляет самостоятельную работу (для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций).

ЗАДАНИЕ 1 выполняем коллективно. Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

А: «П (?!).» «П (?!,» - а. «П! – а. – П (?!).» «П? – а. – П (?!).» «П, - а, - п (?!).»

  1. Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.
  2. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
  3. Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали.
  4. Что же ты стоишь закричал я сердито.
  5. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

ЗАДАНИЕ 2. Выполни контрольный тест (слабые могут обратиться за помощью 2 раза)

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуй схемы выписанных предложений.

А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
Д. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
Е. Он спросил меня что мы делаем.
Ж. В море значит дома говорил он.

2. Замени предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с косвенной речью.

3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.

4. Замени выписанные в задании 3 предложения на предложения с прямой речью.

5. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П,» - а.

А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
Д. Она тихо проговорила останься сынок.
Е. Она завтра вернётся сказала Лида.
Ж. Он скромно ответил нет.

6. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Она прошептала Какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он притом пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Г. И завтра будет бой спросил он.
Д. Посмотри в окно сказал он и успокойся.

7. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань собрались?» - проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», - ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил, что дождь перестал.

8. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть: «Царя скинули!»

Инструкция

Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).

Итак, у вас уже есть -то начальная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Однако, предположим, в вашем случае всё сложнее. У вас, например, предложение осложнённое, то есть, например, в нём есть деепричастный оборот. Такой оборот полностью подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

Если у вас сложное предложение, то на схеме нужно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть можно выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа - одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними поместим знак препинания и союз, который их соединяет: , и .

Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все взаимосвязи между частями, поскольку в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, - главная, та, которая подчиняется, - придаточная. Главная обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми: , (который...). Такая схема будет уместна для предложения, например: "Мы увидели дом, который построил Джек", и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

При составлении схемы учитывайте требования вашего преподавателя, поскольку требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема - это как бы прелюдия к разбору предложения, поэтому чем больше вы напишете в схеме, тем больше сможете понять и потом сказать. Но не перегружайте схему: например, зачастую ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую основу.

mob_info