Зрительные диктанты по системе федоренко. Солнышко светит и греет

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Известный русский психолог Б.Г.Ананьев в монографии «Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания», заметил: «Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Т.е. успешность дальнейшему обучению детей всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения и письма.

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений даже в массовой школе. В школе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии эта проблема стоит еще острее, т.к. речь ребенка с ОВЗ в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным только при условии большой коррекционной работы. Т.е. при обучении школьников с ОВЗ русскому языку и чтению необходимо, прежде всего, работать над теми сторонами речи и личности ребенка, воспитание которых обеспечивает общее развитие ученика и, следовательно, обеспечивает успешное его обучение. Другими словами, надо, в первую очередь, развивать мышление, память, внимание детей с интеллектуальным недоразвитием и на этом фундаменте строить изучение грамматики и художественных текстов.

Все педагоги сходятся во мнении, что можно добиться от учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к учащийся с отклонениями в умственном развитии не переносит в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы. То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения по русскому языку учеников с интеллектуальным недоразвитием очень непрочные и без постоянного повторения быстро утрачиваются, они затрудняются в нахождении в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость - необходимо у них специально вырабатывать.

Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма и беглого чтения в коррекционной школе VIII вида могут быть зрительные диктанты.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. ПРИМЕР: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью. Решила для коррекционной работы в этом направлении применять методику зрительных диктантов.

Дети с интеллектуальной недостаточностью гораздо медленнее и с большим трудом овладевают техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д. В старших классах также, читая новый текст, они обычно затрачивают много времени, затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.

Исходя из этого, А.К.Аксенова в своем учебном пособии «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» (1994) рекомендует для развития оперативной памяти учащихся школы VIII вида проводить зрительные диктанты. Эта рекомендация не голословна, т.к. данная методика была апробирована несколькими учителями школ VIII вида в различных регионах России и дала хорошие результаты.

  1. зрительные диктанты выполняются регулярно и на каждом уроке письма (русского языка) в течение 2-3 месяцев. Можно повторять этот прием дважды в течение учебного года;
  2. длительность проведения зрительного диктанта на уроках не должна превышать 5 минут;
  3. речевым материалом диктантов является одно предложение с постоянным увеличением общего количества букв в нем;
  4. на начальном этапе работы объем предложения может составлять 12-14 букв и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв;
  5. предложение прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени экспозиции в начале работы 20-16 секунд, в конце 12- 18 секунд;
  6. в случае, если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают ещё раз для повторного зрительного восприятия;
  7. если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, он предлагается им только для нового прочтения, но уже по индивидуальной карточке;
  8. после окончания записи предложения всеми учащимися вновь демонстрируется, и школьники проверяют написанное;
  9. если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке;
  10. речевой материал для зрительного диктанта подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако, не следует бояться наличия слов с ещё не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
  11. наиболее оптимальными сроками для проведения зрительного диктанта оказывается 4-5 классы, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены.

Усвоение каждого орфографического правила – сложная задача для школьника с интеллектуальным недоразвитием. Своеобразие его памяти обусловлено тем, что для запоминания каждого правила ученику требуется длительное время и большое количество разнообразных упражнений и повторений. Но особенно затрудняет детей с ОВЗ самостоятельное использование правил. Правило учащимся, как обычно, применяется лишь по отношению к тем словам, которые используются в качестве примеров при изучении этих правил. Распространения правила на другие слова тех же грамматических форм и категорий осуществляется редко, с большими затруднениями, а в ряде случаев – и неправильно. Это вызывается, прежде всего, тем, что дети с трудом обнаруживают слова, при написании которых следует применить изученное правило, т.к. не видят в каждом из этих слов специфических особенностей, которые позволяют обобщить их, подвести под одно общее правило.

Учитывая эти недостатки учащихся с отклонениями в развитии, А.К.Аксенова советует особое внимание уделять упражнениям, развивающим умение замечать орфограммы в предложении.

Проведение зрительных диктантов в 3 классе .

Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура слов постепенно усложняется в строго регламентированной последовательности.

Цель проведения зрительных диктантов в 3-м классе: тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка устойчивости произвольного внимания.

Последовательность усложнения слоговой структуры слов следующая:

1) слова из одного закрытого слога (односложные слова)

  1. с твердыми согласными;
  2. с мягкими согласными;
  3. с мягкой согласной, мягкость которой обозначается буквой «ь»;
  4. со стечением согласных в начале слова;
  5. со стечением согласных в конце слова;
  6. со стечением согласных в начале слова и мягкой согласной.

2) слова из 2-х слогов (2-х сложные слова)

  1. оба слога открытые, все согласные твердые;
  2. один слог открытый, другой закрытый, все согласные твердые;
  3. первый слог закрытый, второй - открытый все согласные твердые;
  4. первый слог открытый с гласным 2 ряда, второй открытый или закрытый;
  5. один слог открытый, другой слог закрытый, в одном из слогов мягкая согласная,
  6. оба слога открытые с мягкими согласными,
  7. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные твердые
  8. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные мягкие.
  9. Оба слога закрытые.

3) слова из трех слогов (трехсложные слова). Все слоги открытые.

Количество слов для предъявления на одном уроке подбирает сам учитель в зависимости от состава класса так, чтобы проведение зрительного диктанта не занимало более 5 мин. урока. В 3 классе в зрительный диктант включаются только слова, написание которых не расходится с их произношением. Желательно при одном предъявлении слов группы 1-1, 1-3, 1-4,2-1 брать слова, отличающиеся друг от друга одной буквой. Например: предъявлять слова на одном уроке в следующем порядке:
МАК-РАК-ЛАК-БАК

СТУЛ-СТОЛ-СТОН.

Этот прием хорошо активизирует внимание и смысловую память учащихся. Слова для зрительного диктанта в 3 классе должны быть написаны на отдельных карточках печатным шрифтом. Высота букв - не более 3 см. По усмотрению учителя гласные буквы можно выделить красным цветом.

Проведение зрительных диктантов в 4 классе.

Первые 4 недели зрительные диктанты в 4 классе состоят из отдельных слов, как и в 3 классе. Работа проводится аналогично, но на более сложном речевом материале. Начиная с 5 учебной недели 1 четверти, для зрительных диктантов берутся предложения.

Цель проведения зрительных диктантов в 4 классе - тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка оперативной памяти учащихся, увеличения объема и устойчивости внимания. Последовательность усложнения слоговой структуры слогов следующая:

1) слова односложные

  1. со стечением согласных в начале слова
  2. со стечением согласных в конце слова
  3. со стечением согласных в начале и в конце слова и с «ь» в конце слова.

2) слова двусложные

  1. один слог открытый, другой закрытый, в одном из слов мягкий согласный, мягкость которого обозначается гласной 2 ряда.
  2. оба слога закрытые, стечение согласных на стыке слогов.
  3. оба слога открытые, стечение согласных в начале слова, возможны мягкие согласные
  4. два стечения согласных в одном слове.
  5. один слог открытый, другой – закрытый, мягкий согласный в 1 слоге, мягкость обозначается буквой «ь»
  6. слова с разделительным «ь»
  7. два стечения согласных в слове и наличие дополнительной трудности, например «ь»

3) слова трехсложные, подчиняющиеся фонетическому принципу.

По мере изучения правил правописания в зрительные диктанты можно вводить слова на пройденные случаи. При изучении грамматических тем слова различных видов соответственно цели урока.

По мере становления навыка можно вводить трудные случаи фонетически правильного письма, требующие привлечения внимания к зрительному образу слова. Это могут быть слова с разделительным «ь», с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и т.д.

Количество предъявляемых на одном уроке предложений зависит от состава класса. Предложения зрительного диктанта в 4 классе вводится с учетом усложнения его синтаксической структуры. Работа начинается с простого предложения и постепенно усложняется в такой последовательности:

  1. простое нераспрастроненное предложение.
  2. простое предложение с одним второстепенным членом.
  3. простое предложение, распространенное одним второстепенным членом с предлогом
  4. простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами
  5. простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами, одно из них с предлогом.

Необходимо оценивать зрительные диктанты ежедневно. Для этого надо в классе оформить «Экран оценок по зрительному диктанту». На нем отмечается дата проведения зрительного диктанта и оценка каждому ученику. Ребят это дисциплинирует, поддерживает постоянный интерес к этому виду работы. Кроме того, на экране сразу будет видно, как ребята справляются со зрительным диктантом. Экран с точностью день ото дня покажет, на каком этапе работы возникли затруднения. Естественно, учитель не оставить без внимания тот факт, что некоторые учащиеся стали получать по зрительному диктанту только «2» и выяснит причину. Потом уже с учетом этих причин будет строить дальнейшую работу. Т.о. зрительные диктанты помогут учителю лучше выяснить, кто из учащихся нуждается в индивидуальном подходе на уроках.

Зрительный диктант как вид работы полезно применять в коррекционной школе для детей с ОВЗ с целью развития оперативной, смысловой, зрительной памяти учащихся, а в конечном счете - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографически грамотного письма. Зрительные диктанты позволяют развивать орфографическую зоркость, навык фонематического анализа, самоконтроль.

Зрительный диктант как вид работы отвечает коррекционной направленности обучения в школе VIII вида, т.к. требует от учащихся выполнения операций запоминаний, анализа и синтеза на уровне звука и буквы, слова и предложения.

Приложение №1

ТЕКСТЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА ДЛЯ 5 КЛАССА

Текст зрительного диктанта

Количество секунд


орфограммы

Идёт дождь.

Падает снег.

(20 сек.)

(20 сек)

Небо хмурое.

Не поют птицы.

(19 сек.)

(19 сек.)

Опустели поля.

Алёша заболел.

(19 сек.)

(19 сек.)

Здравствуй, Люба!

До свиданья, Маша!

(19 сек.)

(18 сек.)

Миша ест творог.

Трещат морозы.

(18 сек.)

(18 сек.)

Отряд идёт на юг.

(18 сек.)

(18 сек.)

В подъезде чисто.

Владимир пьёт чай.

(17 сек.)

(17 сек.)

Ира готовит салат.

Сегодня идёт снег.

(17 сек.)

(17 сек.)

Подул резкий ветер.

Начались каникулы.

(17 сек.)

(17 сек.)

Ракета летит в космос.

У верблюда есть горб.

(16 сек.)

(16 сек.)

Природу надо беречь.

Игорь читает сказку.

(16 сек.)

(16 сек.)

Человеку нужна свобода.

Матрос носит тельняшку.

(15 сек.)

(15 сек.)

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

(15 сек.)

(15 сек.)

Пролетело жаркое лето.

Без воды цветы завянут.

(15 сек.)

(15 сек.)

Благодарю за подарок.

Картон- плотная бумага.

(15 сек.)

(15 сек.)

Бельё сохнет на веревке.

Федя решал у доски задачу.

(15 сек.)

(14 сек.)

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

(14 сек.)

(14 сек.)

В лесу собирают землянику.

За деревней тянется овраг.

(14 сек.)

(14 сек.)

Идёт урок естествознания.

Новые ботинки очень тёплые.

(13 сек.)

(13 сек.)

Зимой река покрывается льдом.

Машину заправляют бензином.

(13 сек.)

(13 сек.)

Идёт снежок.

(13 сек.)

№1

Мы любим наш город.

(13 сек.)

№2

Бабушка печёт пирог.

(13 сек.)

№ 1, 2

У Андрея чистая тетрадь.

(13 сек.)

№ 9,12

Помогай своему товарищу.

(12 сек.)

№ 6,13

Быть здоровым очень важно.

(12 сек.)

№1,12

Вода в море солёная.

(12 сек.)

№1,14

Началась большая перемена.

(12 сек.)

№ 6,12

Москва – столица нашей Родины.

(12 сек)

№ 1,9

Дети ходили в лес за грибами.

(12 сек.)

№1,14

В мастерской стоят верстаки.

(12 сек)

№ 1,14

Надо быть честным и правдивым.

(11 сек)

№ 1,11

Летом наша семья жила на Волге.

(11 сек)

№ 3,9,4

Мы читали интересный рассказ.

(11 сек)

№ 1, 5

Учитель ведёт урок географии.

(11 сек)

№1,12

Поля запорошило белым снегом.

(11 сек)

№ 1,9

Небо покрылось серыми тучами.

(11 сек)

№ 6,12

Землю согрело тёплое солнышко.

(11 сек)

№1

Ласково грело весеннее солнце.

(11 сек)

№ 5,11

У меня есть коллекция открыток.

(10 сек)

№11,12,1

Долото и стамеска – инструменты.

(10 сек)

№14

По ветке яблони ползёт гусеница.

(10 сек)

№1,14

На ветке сидела маленькая птичка.

(10 сек)

№1,12,7

На стройку привезли рамы и двери.

(10 сек)

№1,14

Аня любит гулять по берёзовой роще.

(10 сек)

№9,12,14

Шофёр налил в бак автобуса бензин.

(10 сек)

№ 1,14

Узкая тропинка привела к беседке.

(10 сек)

№2,1,14

Светлана купила килограмм сахара.

(10 сек)

№ 5,9

Ласточка свила гнездо под крышей.

(10 сек)

№1,714

В воскресенье охотники пошли в лес.

(10 сек)

№1,3,14

Дети пьют чай с малиновым вареньем.

(10 сек)

№3,1,14

Гусеницы объедают листья с деревьев

(10 сек)

№3,8,14

Мы по улице бежим, мы от холода дрожим.

(10 сек)

№1,4,14

Мы спрятались от дождя под деревьями.

(10 сек)

№3,12,14

На площадке работают подъемные краны.

(10 сек)

№2 - Правописание парных согласных

№3 – Правописание разделительного Ь знака

№4 – Правописание ЖИ-ШИ

№5 – Правописание удвоенных согласных

№6 – Правописание ЧА- ЩА

№7 – Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

№8 – Правописание разделительного Ъ знака.

№9 – Правописание имен собственных

№10 – НЕ с глаголами.

№11 – Правописание непроизносимых согласных

№12 – Правописание Ь знака для обозначения мягкости

№13 - Правописание ЧУ- ЩУ

№ 14 – Правописание слов с предлогами

Из опыта работы

учителя начальных классов

Лаврентьевой Людмилы Дмитриевны

Как добиться оптимальной скорости чтения

В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.

Существует ряд причин спада интереса к чтению, однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно - познавательные мотивы.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - занятия по развитию техники чтения учащихся.

Некоторые рекомендации, которые сейчас будут изложены, давно известны, другие отличаются новизной, но не будем производить деление на старое и новое, главное, чтобы они были полезны. Предлагаю несколько рекомендаций обучения чтению.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это и создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие - то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объему упражнения

Зачастую можно наблюдать во многих семьях то, что мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из – за стола не выйдешь».При той низкой техники чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора трудной работы. Мама допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение час – полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока. Эффективность этого метода дает поразительные результаты.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Увеличилось время тренировки – получился положительный результат: техника чтения учащихся улучшилась.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим, - это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. В это время, например, читает мама определенный объем текста, и так далее, по очереди.

Доказано, что развитие техники чтения часто тормозится из - за слабой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью определенных зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко (см. приложение). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. (В связи с напряженными политическими отношениями с Украиной предложения, относящиеся к данному государству можно заменить другими, но содержащими подобное количество букв). Время работы со всеми 18 набора составляет примерно два месяца, а результат восхитительный – оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть 6 – 8 слов! Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает написать его в тетрадях. Возможно, что кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: « Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся запомнить». Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. В школах, оснащенных инновационными технологиями, можно использовать компьютер, хотя методика останется прежней. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке от пяти до восьми минут времени.

Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем, на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно . Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий – это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Еще можно использовать из системы И.Т.Федоренко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все учащиеся (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учащимися, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учащихся отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учащихся, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, то есть использовать чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть медленнее, красиво, выразительно». Учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что учащийся, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же темпе. Его возможности не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две – три недели чтение учащихся заметно улучшится.

Теперь переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов используют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемых мной. В конце урока чтения оставляю обычно три – четыре минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно иметь возможность подойти к ребенку и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было слов неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить внимание на то, постоянно пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. Задача же учителя заботится о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.

Все гениальное – просто.

Приложение

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело

Трещат морозы

Я ищу землянику

В лесу росла ель

Наступила осень

Дни стали короче

В лесу много берез

Прилетели птички

Ярко светит солнце

Лида вытерла доску

Весело бегут ручьи

Подул резкий ветер

Зоя прилежно учится

Дятел долбил дерево

Я хочу посадить цветы

Иней украсил деревья

Без воды цветы завянут

Пролетело жаркое лето

Возле дома посадили ель

Солнышко светит и греет

Федя решал задачу у доски

Загорелась в небе зорька

На деревьях сверкал иней

Город Киев стоит на Днепре

В лесу собирают землянику

Зимой река покрылась льдом

Мальчик подарил маме цветы

Дежурные стерли пыль с доски

Колхозники работают на лугу

На огород забрались цыплята

Мы жили возле березовой рощи

Небо покрылось серыми тучами

Дети посадили во дворе акацию

Бабушка купила внуку букварь

Землю согрело теплое солнышко

Моя сестра работает на фабрике

Ласково греет весеннее солнце

Идет дождик

Мы любим наш Киев

Бабушка печет пирог

У Андрея чистая тетрадь

Помогай своему товарищу

Быть здоровым очень важно

Вода в море соленая на вкус

Наша страна борется за мир

Началась большая перемена

Дети ходили в лес за грибами

Руки надо мыть водой с мылом

Красивы улицы нашего города

Набор №10

Москва – столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы

Депутаты съехались на съезд

Надо быть честным и правдивым

Звезды сияют на башнях Кремля

Летом наша семья жила на Волге

Набор №11

Весело колосится густая рожь

Поля запорошило белым снегом

Мы читали интересный рассказ

Мичурин много и упорно работал

Новые дома растут очень быстро

Из машины вышел наш учитель

Набор №12

Мальчики принесли сухих веток

В поле поспевает рожь и пшеница

На стройку привезли рамы и двери

Дети всех стран хотят жить в мире

Свежий ветерок повеял прохладой

Сверкнула молния, и загремел гром

Набор №13

Давно скосили луга и поля

Белка взобралась на верхнюю ветку

Солнце светило ярко, и дети купались

Травы скашивают во время их цветения

Дедушка Филипп пасет коров

Люблю я в поле встречать восход солнца

Набор №14

Поднялась за рекой большая серая туча

В далекой тайге живут охотники - эвенки

Все радовались встрече с космонавтами

Разведчики отправились в опасный путь

Дружная семья и землю превратит в золото

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

Набор №15

Зацветет, зазеленеет наш зеленый огород

Меж редеющих верхушек показалась синева

Хороши привольные широкие степи Украины

На смелого собака лает, а трусливого кусает

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

Набор №16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

Школьники готовятся к новому учебному году

Много работы в яблоневом саду ранней весной

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

Набор №17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Пробилась из - под земли вода, и родился ручеек

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики

Прохладная вода освежила уставших ребят

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

Набор №18

На полях выращиваю картофель, свеклу, морковь, лук

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)


Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9)
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)

Диктант 2
1. Поле опустело. (12)
2. Трещат морозы. (12)
3. Я ищу землянику. (13)
4. В лесу росла ель. (13)
5. Наступила осень. (14)

Диктант 3
1. Дни стали короче. (14)
2. В лесу много берёз. (15)
3. Прилетели птички. (15)
4. Ярко светит солнце. (16)
5. Лида вытерла доску. (16)

Диктант 4
1. Весело бегут ручьи. (16)
2. Подул резкий ветер. (16)
3. Зоя прилежно учится. (17)
4. Дятел долбил дерево. (17)
5. Я хочу посадить цветы. (18)

Диктант 5
1. Иней запушил деревья. (18)
2. Без воды цветы вянут. (19)
3. Пролетело жаркое лето. (19)
4. Возле дома посадили ель. (20)
5. Солнышко светит и греет. (20)

Диктант 6
1. Федя решил задачу у доски. (21)
2. Загорелась в небе зорька. (21)
3. На деревьях сверкал иней. (21)
4. Город Киев стоит на Днепре. (22)
5. В лесу собирают землянику. (22)

Диктант 7
1. Зимой река покрылась льдом. (23)
2. Мальчик подарил маме цветы. (23)
3. Крестьяне работают на лугу. (23)
4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24)
5. Из короба выбрались цыплята. (24)

Диктант 8
1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24)
2. Небо покрылось серыми тучами. (25)
3. Дети посадили во дворе акацию. (25)
4. Бабушка купила внуку букварь. (25)
5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)

Диктант 9
1. Моя сестра работает на фабрике. (26)
2. Ласково грело весеннее солнце. (26)
3. Идёт дождь. (10)
4. Мы любим наш Киев. (14)
5. Береги учебные вещи. (17)

Диктант 10
1. У Андрея чистая тетрадь. (20)
2. Помогай своему товарищу. (21)
3. Воды морей солёные на вкус. (22)
4. Наша страна борется за мир. (22)
5. Эти мальчики - весёлые ребята. (24)

Диктант 11
1. Дети ходили в лес за грибами. (23)
2. Началась большая перемена. (23)
3. Мальчики - будущие отличники. (24)
4. Красивы улицы нашего города. (24)
5. Москва - столица нашей Родины. (24)

Диктант 12
1. Школьники поливают саженцы. (24)
2. Депутаты съехались на съезд. (24)
3. Надо быть честными и правдивыми. (25)
4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25)
5. Летом наша семья жила на Волге. (25)

Диктант 13
1. Весело колосится густая рожь. (25)
2. Поля запорошило белым снегом. (25)
3. Мы читали интересный рассказ. (25)
4. Учёный много и упорно работал. (25)
5. Новые дома растут очень быстро. (26)

Диктант 14
1. Из машины вышел Митрофан Фомич. (26)
2. Мальчики принесли сухих веток. (26)
3. В поле поспевают рожь и пшеница. (26)
4. Молодёжь приехала на стройку. (24)
5. Дети всех стран хотят жить в мире. (27)

Диктант 15
1. Свежий ветерок повеял прохладой. (28)
2. Сверкнула молния, и загремел гром. (28)
3. Давно скосили луга и поля фермеры. (28)
4. Белка взобралась на верхнюю ветку. (29)
5. Солнце светило ярко, и дети купались. (30)

Диктант 16
1. Весь народ гордится героями космоса. (29)
2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. (30)
3. Люблю я в поле встречать восход солнца. (32)
4. Поднялась за рекой большая серая туча. (32)
5. В далёкой тайге живут охотники - эвенки. (33)

Диктант 17
1. Все радовались встрече с космонавтами. (33)
2. Разведчики отправились в опасный путь. (33)
3. Дружная семья и землю превратит в золото. (34)
4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34)
5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. (34)

Диктант 18
1. Меж редеющих верхушек показалась синева. (35)
2. Хороши привольные широкие степи Украины. (35)
3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (36)
4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. (36)
5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. (37)

Диктант 19
1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. (36)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (36)
3. Школьники готовятся к новому учебному году. (37)
4. Много работы в школьном саду ранней весной. (36)
5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха. (34)

Диктант 20
1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. (38)
2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (38)
3. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. (39)
4. От города в тайгу строители проложили шоссе. (37)
5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики. (40)

Диктант 21
1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят. (41)
2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. (42)
3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем. (42)
4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. (43)
5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины. (44)

Диктант 22
1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)
2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)
3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. (43)
4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. (43)
5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. (46)

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ № 21 г. Архангельска Зуева Т.В.

Краткая информация для учителя Каждый набор содержит 5 предложений. Количество знаков в последующих наборах постепенно возрастает. Показ предложения начинается после клика левой кнопкой мыши. Время показа каждого предложения заложено в самой презентации. Работать над зрительными диктантами следует регулярно (ежедневно). К написанию следующего диктанта переходите только после отработки предыдущего.

Диктант № 1 1. Тает снег. 2. Идёт дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы.

Диктант № 2 1. Поле опустело. 2. Трещат морозы. 3. Я ищу землянику. 4. В лесу росла ель. 5. Наступила осень.

Диктант № 3 1. Дни стали короче. 2. В лесу много берёз. 4. Ярко светит солнце. 5. Лида вытерла доску. 3. Прилетели птички.

Диктант № 4 1. Весело бегут ручьи. 2. Подул резкий ветер. 3. Зоя прилежно учится. 4. Дятел долбил дерево. 5. Я хочу посадить цветы.

Диктант № 5 1. Иней запушил деревья. 2. Без воды цветы вянут. 3. Пролетело жаркое лето. 4. Возле дома посадили ель. 5. Солнышко светит и греет.

Диктант № 6 1. Федя решил задачу у доски. 2. Загорелась в небе зорька. 3. На деревьях сверкал иней. 4. Город Киев стоит на Днепре. 5. В лесу собирают землянику.

Диктант № 7 1. Зимой река покрылась льдом. 2. Мальчик подарил маме цветы. 3. Крестьяне работают на лугу. 4. Дежурные стёрли пыль с доски. 5. Из короба выбрались цыплята.

Диктант № 8 1. Мы жили возле берёзовой рощи. 2. Небо покрылось серыми тучами. 3. Дети посадили во дворе акацию. 4. Бабушка купила внуку букварь. 5. Землю согрело тёплое солнышко.

Диктант № 9 1. Моя сестра работает на фабрике. 2. Ласково грело весеннее солнце. 3. Идёт дождь. 4. Мы любим наш Киев. 5. Береги учебные вещи.

Диктант № 10 1. У Андрея чистая тетрадь. 2. Помогай своему товарищу. 3. Воды морей солёные на вкус. 4. Наша страна борется за мир. 5. Эти мальчики – весёлые ребята.

Диктант № 11 1. Дети ходили в лес за грибами. 2. Началась большая перемена. 3. Мальчики – будущие отличники. 4. Красивы улицы нашего города. 5. Москва – столица нашей Родины.

Диктант № 12 1. Школьники поливают саженцы. 2. Депутаты съехались на съезд. 3. Надо быть честными и правдивыми. 4. Звёзды сияют на башнях Кремля. 5. Летом наша семья жила на Волге.

Диктант № 13 1. Весело колосится густая рожь. 2. Поля запорошило белым снегом. 3. Мы читали интересный рассказ. 4. Учёный много и упорно работал. 5. Новые дома растут очень быстро.

Диктант № 14 1. Из машины вышел Митрофан Фомич. 2. Мальчики принесли сухие ветки. 3. В поле поспевают рожь и пшеница. 4. Молодёжь приехала на стройку. 5. Дети всех стран хотят жить в мире.

Диктант № 15 1. Свежий ветерок повеял прохладой. 2. Сверкнула молния, и загремел гром. 3. Давно скосили луга и поля фермеры. 4. Белка взобралась на верхнюю ветку. 5. Солнце светило ярко, и дети купались.

Диктант № 16 1. Весь народ гордится героями космоса. 2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. 3. Люблю я в поле встречать восход солнца. 4. Поднялась за рекой большая серая туча. 5. В далёкой тайге живут охотники – эвенки.

Диктант № 17. 1. Все радовались встрече с космонавтами. 2. Разведчики отправились в опасный путь. 3. Дружная семья и землю превратит в золото. 4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. 5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.

Диктант № 18 1. Меж редеющих верхушек показалась синева. 2. Хороши привольные широкие степи Украины. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. 5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Диктант № 22 1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. 2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. 3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. 4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. 5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Перспективные технологии

в обучении и воспитании»

Учитель начальных классов Козлова З.Г.

    Система И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко

Украинский педагог, доктор педагогических наук И. Т. Фе­доренко четверть века назад, исследуя процесс подготовки учащихся к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в фор­мировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произволь­ного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно вли­яющие на выработку техники чтения, и тормозящие ее. «К пер­вым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирова­ние, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым - «труд­ные слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую груп­пу факторов совершенствовать, а вторую - устранять».

Анализ результатов учебной деятельности выявил наличие ясно выраженной корреляции между скоростью чтения, письмом и успеваемостью школьников. В ходе исследования И. Т. Федоренко обнаружил большие потенциальные возможности у школьников в развитии скорости чтения и письма. Причем было также установлено, что «процесс совершенствования этих навы­ков нельзя заканчивать в начальных классах, как это имеет мес­то в школьной практике. Задача развития скорости чтения и письма должна быть в поле зрения учителя в течение всего сро­ка обучения школьника». И. Т. Федоренко рекомендовал в начальных классах развивать технику и культуру чтения, а в старших обучать учащихся скоростному чтению (как сейчас принято говорить, динамическому), а также знакомить с разны­ми видами чтения учебной, художественной, научной литерату­ры - ознакомительным, выборочным, изучающим чтением.

Как не кажется парадоксальным, но исследования И. Т. Фе­доренко показали, что развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: зрительные и слуховые диктанты, списывание текста, в старших классах - конспекти­рование учебника.

Исследуя влияние скорости письма на качество знаний уча­щихся, И. Т. Федоренко было установлено, что у учащихся с вы­сокой скоростью письма (60-84 знака в минуту) среднегодовой балл по всем предметам составляет 4,34; у детей со средней ско­ростью письма 48-60 знаков 4 балла, а у учеников с низкой ско­ростью письма (до 48 знаков) - 3,12.

Не утратили своей актуальности на сегодняшний день пред­ложенные И. Т. Федоренко комплекты зрительных и слуховых диктантов для развития оперативной памяти, расширения объе­ма зрительных и слуховых восприятий ребенка.

В подобранных харьковским профессором текстах диктантов каждое предложение на одну букву больше предыдущего. В ком­плект обычно входит шесть разных по содержанию предложений. При слуховом диктанте предложение произносится только один раз. В зрительном диктанте ограничено время экспозиции пред­ложения. Практика показала, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.

Исследование И. Т. Федоренко убедительно доказало, что совершенствование механизма восприятия с помощью зритель­ных и слуховых диктантов положительно влияет па многие сто­роны учебной деятельности школьников.

И. Г. Пальченко - педагог из г. Старобельска, ученик и про­должатель дела профессора И. Т. Федоренко - применил раз­работанную в Харькове технологию в коррекционных группах и классах выравнивания.

Причины низкой техники чтения у данной категории учащих­ся И. Г. Пальченко видит в следующем: малый объем кратковре­менной памяти, недостаточно развитое поле чтения, низкая ус­тойчивость внимания, неразвитость периферийного зрения и уме­ния антиципации.

Согласно данной технологии необходимо выделять пять эта­пов развития техники чтения (см. табл.). Для каждого из них характерна своя скорость чтения и своя система упражнений. Часть упражнений по И. Г. Пальченко хорошо известна учите­лям. Однако целесообразность их применения в соответствии с выделенными этапами значительно повышает результативность работы.

этапа

Этап

Рост скорости чтения; сл./мин.

Схема работы по номе­рам упражнений

Начальный

Этап развития крат­ковременной па­мяти

Этап совершенст­вования внимания и развития угла зрения

Этап уверенного чтения адаптиро­ванных текстов

Этап беглого чте­ния любых текстов

Самостоятельное чтение

В схемах представлены следующие виды упражнений: 0 - аудирование, прослушивание чтения, 1 - чтение за диктором, 2 - чтение в паре, 3 - пересказ с опорой на текст, 4 - много­кратное чтение, 5 - убыстрение темпа чтения, 6 - переход на незнакомый текст, 7 - чтение с отрывом взгляда от текста.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тре­нирует умение распределять внимание н положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опо­рой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы. Седьмое упражнение - чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое педагоги­ческое, учительское чтение) - приучает к быстрой ориентиров­ке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. Од­но из самых интересных, на наш взгляд, упражнений - много­кратное чтение - способствует ежедневному накоплению в па­мяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения гра­моте.

Этапность формирования навыков чтения, разработка схем работы - это одна из наиболее удачных, как нам кажется, по­пыток соединить в рамках новой технологии обучения психоло­гию с прикладной дидактикой.

Огромная популярность системы И.Т. Федоренко и И.Г. Паль­ченко на Украине способствовала быстрому распространению этих идей в приграничных областях России. Простота и занима­тельный характер разработанных упражнений способствовали распространению данной технологии не только в классах ком­пенсирующего обучения, но и во всех первых-вторых классах на­чальной школы, когда задача овладения технической стороной чтения стоит в числе наиглавнейших.

    Резервы обучения чтению по В.Н. Зайцеву

Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В. Н. Зайцева, направленная на выявле­ние резервов обучения школьников оптимальному чтению, Тех­нологические приемы, разработанные в лаборатории экспери­ментальной дидактики ДонГУ и многократно апробированные творческой группой педагогов в г. Донецке и Донецкой области, позволяют добиться высоких результатов в формировании пол­ноценного навыка чтения уже в начальных классах. Важной от­личительной чертой этой технологии является ее непосредствен­ный выход на семью, на укрепление связи между школой и родителями, между родителями и детьми.

Методическая система Н.В. Зайцева выделяет восемь резер­вов обучения чтению. Первый резерв - частота тренировочных упражнений. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, - указывает педагог. - Память человеческая ус­троена таким образом, что запоминается не то, что постоянно пе­ред глазами, а то, что мелькает; то есть, то нет. Именно оно соз­дает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим ос­воить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные во времени; мы должны упражнения проводить корот­кими порциями, но с большей частотой».

Жужжащее чтение - второй резерв - был одним из основ­ных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, шко­ле В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, при­меняется во многих школах почти всеми учителями. При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполго­лоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут.

Из опыта работы школы Монголии заимствованы ежеурочиые пятиминутки чтения, с которых рекомендуется начинать любой урок в школе. На этих минутах дети работают в режиме жуж­жащего чтения. После пяти минут чтения идет обычный урок.

Еще один резерв - чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Пока человек спит, он находится под их впечатлением. При заучивании наизусть мы обычно советуем ребенку: положи книжку под подушку. «Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это бы­ло последним впечатлением дня», - указывает автор.

Для развития оперативной памяти, очень важной в процессе чтения, существенную роль играют предложенные в свое время зрительные диктанты. Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко заимствованы также такие эффективные упражнения, как многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразитель­ное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Учителя начальных классов знают много приемов стимули­рования навыков чтения. Учителя третьих классов школ Донец­ка в конце урока обычно оставляют три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголо­са). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают ре­зультат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует от­ношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.

Интересное экспериментальное исследование по повышению качества чтения в начальной школе проведено авторской груп­пой в составе М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт, И.3. Постоловского. Полученные результаты были опубликованы в популярнейшей среди педагогов начальной школы в 90-е годы книге «Преодоление трудностей».

В процессе эксперимента педагоги формировали навыки осоз­нанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов дейст­вий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмыс­ление прочитанного, техника чтения, особенно выразительность и др.) и учитывающих психолого-педагогическую природу чте­ния. Опытная работа базировалась на достижениях современ­ной психолингвистики в области чтения как коммуникативной деятельности и теории текста». В работе учитывались достижения в области обучения чтению на иностранном языке и практический опыт работы харьковских педагогов.

Как указывают авторы, в своем опыте они стремились соз­дать условия для контроля за процессом обучения чтению на всех его этапах: от совершенствования осознанного чтения вслух до обучения чтению «про себя» и выразительному чтению. Для осуществления опытного обучения авторской группой под руковод­ством М. И. Омороковой были созданы дидактические материа­лы, тетради и карточки на печатной основе на базе учебных книг для чтения, апробирована система упражнений, активно влияю­щих на становление соответствующих параметров чтения.

Опытная работа была проведена в школах Одессы, пос. Чер­ноголовка Московской области.

Представляет интерес тот факт, что в работе по обучению технике чтения авторская группа учитывала взаимосвязь чтения вслух и чтения молча, чтения с говорением и слушанием, чтения и понимания.

В эксперименте проводились индивидуальные, групповые и коллективные упражнения по технике чтения продолжительнос­тью 5-6 минут на уроке. Упражнения индивидуальные выбира­лись в зависимости от того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан: произношение, правильность, скорость восприя­тия или понимание.

«Таким образом, для обучения технике чтения были выде­лены следующие группы упражнений, направленные на: разви­тие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста, раз­витие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в раз­ных условиях восприятия текста»

Наибольшую популярность среди педагогов школы завоева­ли такие конкретные упражнения:

«Финиш» - дети должны как можно быстрее молча прочи­тать текст до определенного слова или словосочетания. Созна­тельность чтения проверяется с помощью контрольных вопро­сов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную инфор­мацию.

«Фотоглаз» - учащиеся должны найти заданное слово среди тех, которые демонстрируются на кодограмме. При считывании с кодограммы время фиксации каждого последующего слова сокращается. Упражнение развивает фиксационное поле.

«Буксир» - учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.

«Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости.

Большой практический интерес представляют также предло­женные группой М.И. Омороковой поисковые таблицы и различные дидактические тренажеры для отработки технической сто­роны чтения.

В рамках международной программы (Белгород -Дюссельдорф) на тему «Повышение компетентности учителя начальной школы посредством овладения новыми технологиями обучения чтению» опыт белгородских педагогов Н.Л. Быстровой и Н.С. Сердюковой их коллег специально изучается в 1993-1996 годах немецкими экспертами по навыкам чтения. В марте 1995 года члены экспериментальной группы из г. Белгорода провели семинар по использованию элементов динамического чтения в начальных классах для педагогов Земли Северный Рейн-Вестфалия. Учителей Германии особенно заинтересовали упражнения на концентрацию внимания (работа с таблицами Шульте и Швайко), упражнения с буквенными и числовыми пирамидками, «Чтение-спринт», «Фотографирование», «Чтение-разведка», «Чте­ние с подсчетом слов». В рамках реализации международного эксперимента по повышению способностей детей в чтении сняты видеофильмы, подготовлены слайды и манускрипты о творческой работе по данной проблеме педагогов из Белгорода и Земли Се­верный Рейн-Вестфалия.

Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников.

Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографиро­вание». Фотографирование - это восприятие за ограниченное время (I секун­ду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Напри­мер, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секун­ду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»

Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:

    Найди лишнюю букву.

а, о, в, у, и

    Найдя лишний слог.

бо, но, ро, мы, со, ко

    Найди лишнее слово.

    Раздели слова на две группы.

    Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например из какой это сказки:

«Я, мышка-норушка...»?

«Бежит молочко по вымечку...»?

Упражнение №2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ

Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в I классе с помощью ро­дителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе можно использовать два комплекта- с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.

Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.

Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.

По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.

Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами исполь­зуется памятка.

    Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

    Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следу­ющих друг за другом чисел.

    Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее цели­ком.

Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШВАЙКО

Цель данного упражнения - обучение вертикальному движению глаз при чтении, считывании информации. В начальной школе педагогами используются чаще всего карточки из комплекта № 1 с числами от 1 до 35. (В комплект Б входят числа от 35 до 70. Комплект В - числа от 100 до 135).

Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ - СПРИНТ»

«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чте­нием вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

П А М Я Т К А

    Плотно сожми губы и зубы

    Читай только глазами

    Читай как можно быстрей

    Ответь на вопросы к тексту

Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОВ СЛОВ

Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:

II А М Я Т К А

    Плотно сожми губы и зубы

    Читай только глазами

    Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста

    Ответить па вопросы к тексту

Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным - 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упраж­нения со счетом слов на определенное правило.

К 3 классу техника чтения учащихся возрастет до 120-150 слов в мину­ту, и счет отдельных слов, троек слов замедлит скорость чтения. Тогда учи­теля вводят упражнение с механическим подсчетом слов. Счет ведется до 10 (можно до 30). Досчитав до десяти, дети начинают считать заново. Подсчи­тываются не все слова, а только те, которым успевают присвоить порядковый номер. Считать нужно про себя четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетырепять...» Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гор­тани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.

Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ - РАЗВЕДКА»

В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

П А М Я Т К А

    Плотно сожми губы и зубы.

    Поставь пальцы на начало и конец строки.

    Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Напри­мер, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним прово­дится работа по обычной, традиционной методике: выборочное, чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстраци­ями, составление характеристики героя и т.п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом чи­тают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципа­цией (смысловой догадкой).

Наряду с указанными основными упражнениями в техно­логии динамического чтения используются такие упражнения, как:

    Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.

    Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом на­певается знакомая песенка или декламируется наизусть стихот­ворение.

    Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.

    Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.

mob_info