Главная мысль произведения золотой ключик. Встреча с лисой Алисой и котом Базилио

Главный герой сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» — веселый и озорной мальчуган по имени Буратино, которого выстругал из говорящего полена старый шарманщик Карло. Глядя на Буратино, все удивлялись его необычайно длинному носу.

Шарманщик был очень беден. Еда появлялась нечасто в каморке Карло. На стене этой каморки висел старый холст с нарисованным очагом. Любопытный Буратино, который очень хотел есть, сунул длинный нос в нарисованный котелок и, конечно, проткнул в холсте дырку. Заглянув в отверстие, он увидел таинственную дверцу, которая скрывалась за холстом.

Шарманщик решил отправить Буратино в школу, чтобы тот поучился уму-разуму. Он продал свою курточку и купил красивую азбуку. Но по дороге в школу Буратино увидел кукольный театр и, продав азбуку, пошел смотреть кукольное представление.

Куклы узнали Буратино и, прервав спектакль, стали петь вокруг него веселые песни и танцевать. На шум вышел хозяин театра, Карабас Барабас. Он схватил нарушителя спокойствия и отнес его в кладовку. Вечером Карабасу стало холодно, и он приказал куклам принести деревянного Буратино, чтобы истопить им камин. Но Буратино рассказал Карабасу о нарисованном очаге, после чего хозяин театра неожиданно дал ему пять золотых монет и отпустил домой, наказав ни в коем случае не уезжать из каморки. Буратино понял, что с каморкой и холстом связана какая-то тайна.

По дороге домой деревянный мальчуган встретил двух мошенников, лису Алису и кота Базилио. Эти хитрецы заманили простодушного Буратино в Страну Дураков. Во время путешествия в Страну Дураков с Буратино происходят различные приключения – на него нападают разбойники, он снова встречается с куклами из театра Карабаса, которые сбежали от своего хозяина. Потом он расстается с куклами и снова встречается с лисой и котом. Эти хитрецы обманом выманивают у него деньги. В старом пруду Буратино знакомится с черепахой Тортиллой, и та дарит ему золотой ключик, найденный на дне пруда.

Еще много приключений случилось в жизни веселого деревянного мальчишки и его друзей-кукол: Мальвины, Пьеро и Артемона. Но, в итоге, тайна золотого ключика была раскрыта. Этот ключик открывал ту таинственную дверцу, что скрывалась за нарисованным очагом в каморке старого шарманщика. За дверцей герои сказки обнаружили новый чудесный кукольный театр.

В этом кукольном театре друзья стали давать свои представления, на которые ходил весь город. И все остальные куклы тоже сбежали от злого Карабаса Барабаса в новый театр, так что Карабас остался ни с чем.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Приключения Буратино» состоит в том, что добро всегда побеждает, а зло остается ни с чем. Но для того, чтобы добро победило, надо приложить усилия, действовать, а не сидеть, сложа руки. Сказка учит нас быть целеустремленными и активными в достижении поставленных целей. Также сказка показывает нам, что хитрецы и льстецы – плохие друзья.

Мне понравился главный герой сказки, Буратино. Поначалу он был глупым, непослушным созданием, но те приключения, которые ему довелось пережить, научили его распознавать добро и зло и ценить истинную дружбу.

Какие пословицы подходят к сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино»?

На хитрецов и льстецов простаки ведутся.
Под лежачий камень вода не течет.
Дружба крепка не лестью, а честью.

    Приключения Буратино прежде всего сказка о дружбе и взаимовыручке, о том, что если у тебя есть настоящие друзья, ты можешь не опасаться никаких Карабасов и Дуремаров и смело смотреть в будущее. Однако и помимо этой основной мысли, в этой сказке можно обнаружить много интересный и поучительных моментов. Прежде всего находится совет не унывать, ведь из любой, даже самой сложной ситуации всегда можно найти выход, стоит проявить находчивость и смекалку, быть самим собой. Учит эта сказка и добру, ведь именно то, что Буратино был добрым притягивало к нему друзей. Учит сказка и слушаться родителей, чтобы избежать опасных приключений, но в качестве назидательной истории эта сказка не подходит. Не стал Буратино послушным, преодолел опасности и трудности, мог погибнуть, но победил и нашел кукольный театр. Каждый ребенок может извлечь из этой сказки свои уроки, но главное: будьте дети смелыми и честными, добрыми и отзывчивыми, находчивыми и умными и будете вы богатенькими, как Буратино.

    В каждой сказке есть сюжетная линия. Но и как говорится, намек - урок. А значит и можно учиться всему, если внимательно читать. Разберем же пошагово сказку Буратино

    В самом начале сказки к плотнику Джузеппе зашел его друг шарманщик Карло. В это время плотник попробовал работать с поленом, но оно оказалось каким-то странным и Джузеппе испугался. Избавиться от полена и одновременно одарить своего закадычного друга - вот какая мысль пришла плотнику. А что, пусть-ко шарманщик теперь думает, как поступить с говорящим поленом. Вроде и друга порадовал/помог, а и сам избавился от непонятного предмета.

    • Это был первый урок сказки. Не все то, что вам дарят, на самом деле подарок и от души. Иногда это только ширма, повод отделаться от ненужной, странной или мешающей вещи и вроде как быть хорошим другом и дарителем. Некоторые люди так и дарят подарки - мне не нужно, подарю кому-то на ДР. Такие вещи нужно отдавать, и то если это нужно кому-то. Джузеппе избавился от полено, а Карло вначале получил хлопоты. Но потом и был одарен за свое терпение.

    Сказка Буратино хоть и написана Алексеем Толстым, но она об Италии и имена там использованы именно итальянские. Так же в Италии до сих пор распространен обычай показывать и смотреть уличные представления, театры с куклами-марионетками. В Италии есть поговорка: Даже скроенная неудачно рубашка порой может хорошо сесть(подойти). Скроена криво, а подошла сутулому - пример. С подарком от Джузеппе случилось именно по этой поговорке.

    Следующий сюжет. Как Джузеппе и Карло поругались и чуть не подрались прежде чем Карло ушел с поленом. Почему? Потому, что Буратино(пока еще полено говорящее) уже тогда был задира и хулиган. Подначивал и стукал то одного то другого и поссорил друзей. Благо что ненадолго. Но ведь потасовка с руганью была! А из двоих никто не виноват и не желал друг-другу зла.

    • Поговорим об этом эпизоде. Как часто в жизни бывает, что двое ругаются и серьезно не потому, что собирались это делать. Потому, что есть третья сторона и участвует в сюжете, пусть и невидимо. Мораль какова? Когда кажется, что друг тебе желает зла и поступает плохо, хорошо подумай почему и, возможно, поищи кто приложил руку. Сплетни, наговоры и прямая ложь нередко ссорят друзей.

    Не даром говорится,

    В нашем случае семью Буратино шарманщик обрисовал точно так же, каким потом и получился Буратино. Поэтому к выбору имени, наверное, нужно подходить с ответственностью.

    • Не всегда в жизни то, что хочешь, помогает жить. Иногда и мешает, цепляется. Поэтому прежде чем загадывать желание или просить что-то, стоит подумать насколько это полезно. Буратино заказал длинный нос, совал его повсюду, и он ему часто приносил неприятности. Разве что с помощью носа он и нашел Волшебный очаг.

    И так, у каждого дела или вещи есть как плюсы, так и минусы. Надо только хорошенько их поискать.

    Такой совет дал Буратино мудрый сверчок. Но противный мальчишка не послушал сверчка и только кинул в него башмаком. Сверчок вздохнул и покинул свое старое жилище. Теперь тут поселился хулиган и дожидаться добра не стоило.

    • Какой вывод из этого сюжета? Старых и мудрых все же стоит слушаться, они долго прожили и могут научить молодых и особенно маленьких неслухов полезным вещам.
    • Как тут не сказать, что не стоит совать нос везде, где надо и не надо! Не надо хватать все то, что ползет или тащится рядом. Нашел себе приключения Буратино, а ведь с крысой могло бы все обойтись гораздо хуже! Если бы не появился папа Кало, Буратино закончил бы свои дни в крысятнике и был бы разгрызен злой Шушарой на опилки.

    То в каждом сюжете скахки есть своя мысль и она учит добру, говорит о том, к чему приводит непослушание, баловство, чрезмерная доверчивость. И так же учит, что добро и дружба - это то, что надо ценить выше золота. Взаимопомощь и верность могут сделать человека богатым, а зависть и злоба наоборот привести к беде.

Не секрет, что всеми любимая сказка А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» создана по мотивам книги К. Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Но многие за интересным сюжетом и очень увлекательными приключениями не видят тех смыслов, которые автор скрыл (вольно или невольно) за, казалось бы, детской сказкой.

В книге много аллегорий и двойных смыслов, которые отсылают всем знакомые похождения «деревянного героя» к книге «всех времен и народов» – Библии.

Притча о блудном сыне

В Евангелие от Луки (Лук 15:11) Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращении: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Параллели

Буратино, подобно блудному сыну сбежал от Папы Карло, соблазнившись театральной афишей. При этом он успел порядком набедокурить: проткнуть очаг на холсте и повздорить со сверчком. Перед нами предстает типичный заблудший сын – упрямый, любопытный и скверный.

Буратино, сбежав от папы Карло, в скором времени проходит тяжелейшие испытания, наткнувшись на разбойников Карабаса-Барабаса и его приспешников: Дуримара, кота Базилио и лисы Алисы. «Ангелом-хранителем» и совестью «деревянного мальчика» выпало быть Мальвине.

Мальвина как только не пыталась образумить глупца Буратино: увещевания и укоры никак не действовали на непослушного мальчика. В итоге Буратино оказывается запертым в темном чулане, где его соседями оказываются злобные пауки… Неправда ли знакомая картина, когда человек, проявляя чрезмерное упорство в своей гордыни или алчности, оказывается в подобном психологическом «чулане».

Страна дураков! «В этом городе продаются знаменитые куртки на заячьем меху для папы Карло, – облизываясь, пела лиса, – азбуки с раскрашенными картинками… Ах какие продаются сладкие пирожки и леденцовые петушки на палочках! Ты ведь не потерял ещё свои денежки, чудненький Буратино?» – так заманивала лиса Алиса доверчивого мальчика.

А ведь блудный сын тоже ушел от отца за лучшей и легкой жизнью. Оказывается, проблема легких денег и соблазнов злободневны не только в библейские времена, но и во времена А. Толстого, и, тем более в наше время… А ведь в той же Библии сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб » (Бытие, 3, 19), что предписывает человеку не искать легких путей.

Подобно блудному сыну, прельстившись соблазнами, Буратино не проходит испытания на прочность. Лишь найдя друзей и действуя ради их спасения, Буратино встает на путь исправления и возвращается в отчий дом.

Кто доброй сказкой входит в дом?

В популярном фильме 1976 года «Приключения Буратино» впервые прозвучала песня на стихи Ю. Энтина «Бу-ра-ти-но!». Не знаю, вольно или невольно заложены автором, но в песне тоже прослеживается библейская тема. На лицо либо глумление на Спасителем либо тонко заложенная аллюзия на пасхальность сюжета «Буратино».

Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?

Конечно, каждому с детства знаком Спаситель, который ни ученый и не поэт, а покорил весь белый свет. Под «доброй сказкой» могут подразумеваться Евангельские события.

На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез,
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?

Какой колпак был у Спасителя? Конечно же, терновый венец. Кто будет смеяться и радоваться в конце времен? Те, кто пойдет за Христом, т. е. языком песни – друзья. Ну и как не произвести параллель между вторым пришествием и фразой «Он снова скоро будет тут».

Он окружен людской молвой,
Он не игрушка- он живой!
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч,
Все песенки о нем поют,
Скажите, как его зовут!

Христос действительно окружен людской молвой – о нем знают и говорят все. Но, подобно фарисеям, не всякий верит в него, воспринимая за «игрушку», за несуществующего персонажа. И как жаль что многие не понимают, что ключ от счастья так близко, у того, «кто с детства каждому знаком»…

Подобные скрытые смыслы довольно часто скрываются в произведениях советского периода.

Если кого-то эти параллели оскорбляют, то заранее прошу прощения.

Музыка из фильма «Приключения Буратино» 1975г.

Вряд ли кто-то помнит, что Алексей Толстой не планировал создание самостоятельной сказки, а всего лишь хотел перевести на русский язык волшебную повесть итальянского писателя Карло Коллоди, которая называется «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Литературоведы немало времени потратили на то, чтобы определить, к какому же жанру относится «Золотой ключик» (повесть или рассказ). Удивительное и противоречивое произведение, покорившее немало юных, да и взрослых читателей было написано в начале ХХ века. Но не все гладко складывалось с его созданием.

Мы знаем, как разнообразно Сказка «Золотой ключик» на некоторое время оказалась не у дел - писателя отвлекли другие проекты. Вернувшись к итальянской сказке, он решает не просто перевести ее на родной язык, но и дополнить своими мыслями и фантазиями. В результате этой работы мир увидел очередное прекрасное произведение автора, известное русскому читателю под названием «Золотой ключик». Анализ его мы и попробуем провести.

Многогранный автор

Алексей Толстой известен своей разносторонностью: он писал стихи, пьесы, сценарии, повести и романы, публицистические статьи, делал литературную обработку сказок и многое, многое другое. Тематика его творчества не знает границ. Так, в произведениях о жизни дворян чаще всего прослеживается восхваление большевизма - его идеология представляется писателю высшей народной правдой. В неоконченном романе «Петр I» Толстой критикует жестокое реформаторское правление диктатора. А в научно-фантастических романах «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» он превозносит силу образования, просвещенности и воспевает миролюбие.

Когда возникают споры на тему того, «Золотой ключик» - повесть или рассказ, дать однозначный ответ невозможно. Ведь сказка содержит в себе признаки и того, и другого жанра. А вымышленный мир и герои еще больше усложняют задачу. Неоспоримо одно: эта сказка принадлежит к числу лучших в мировой литературе произведений для детей.

Первая публикация "Пиноккио"

Итальянец К. Коллоди впервые опубликовал свою сказку «Приключения Пиноккио. История одной марионетки» в 1883 году. Уже в 1906-м ее, переведенную на русский язы, напечатал журнал «Задушевное слово». Здесь следует отвлечься и уточнить, что в предисловии к первому изданию (а это 1935 год) Алексей Толстой пишет, что слышал эту сказку в детстве и, когда пересказывал ее, придумывал каждый раз новые приключения и окончание. Возможно, такой комментарий он дал для того, чтобы объяснить множество авторских дополнений и изменений в сказке.

Будучи еще в эмиграции, в берлинском издательстве "Накануне" вместе с писательницей Н. Петровской А. Толстой издает книгу «Приключения Пиноккио». Это действительно максимально приближенная к оригиналу Коллоди версия сказки. Деревянный мальчик переживает массу злоключений, а в конце фея с голубыми волосами из ленивого проказника превращает его в послушного ребенка.

Контракт на написание пьесы

Позже, когда Толстой уже вернулся в Россию и написал не одно произведение, он снова обратился к этому тексту. Старомодность и сентиментальность оригинала не позволяли писателю внести свои корректировки не только в сюжет, но и в образы главных героев. Известно, что он даже советовался с Ю. Олешей и С. Маршаком о том, чтобы написать собственную самостоятельную сказку.

Еще в 1933 году Толстой подписал контракт с «Детгизом» на разработку сценария о приключениях Пиноккио по своей книге, вышедшей в Берлине. Но работа над «Хождением по мукам» все никак не позволяла отвлечься. И только трагические события и пережитый в результате инфаркт вернули Толстого к работе над легкой и простодушной сказкой.

Пиноккио или Буратино?

В 1935 году автор создал замечательную и очень значимую с точки зрения культурного наследия сказку - «Золотой ключик» (повесть или рассказ это, станет понятно далее). По сравнению с первоисточником приключения Буратино гораздо интереснее и оригинальнее. Ребенок, безусловно, не сможет прочесть тот подтекст, который придал сказке Толстой. Все эти намеки предназначены взрослым, которые знакомят свою малышню с Буратино, Мальвиной, Карабасом и папой Карло.

Скучное, моралистическое изложение истории писателем Коллоди совершенно не привлекало А. Н. Толстого. Можно сказать, что сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» лишь написана по мотивам К. Коллоди. Толстому необходимо было показать юному читателю доброту и взаимовыручку, веру в светлое будущее, необходимость получения образования и т. д. А главное - вызвать сострадание к угнетенным (куклам из театра Карабаса) и ненависть к угнетателям (Карабас и Дуремар). В результате «Золотой ключик» (повесть или рассказ это, нам еще нужно попытаться понять) оказался огромной удачей Толстого.

Сюжетная линия

Конечно, мы помним, что основная сюжетная линия повествует нам о том, как Буратино с друзьями-куклами противостоит злодеям: Карабасу, и лисе Алисе, Дуремару и прочим представителям власти Страны Дураков. Борьба идет за золотой ключик, открывающий дверь в другой мир. Толстой неоднократно создавал многослойные тексты - поверхностный пересказ событий на самом деле оказывается довольно глубоким анализом происходящего. Такова его символика произведений. Золотой ключик для Буратино и папы Карло - свобода, справедливость, возможность всем помогать другу и становиться лучше и образованнее. А вот для Карабаса и его приятелей - это символ власти и богатства, символ угнетения «бедных и глупеньких».

Композиция сказки

Автор однозначно симпатизирует «светлым силам». Негативных персонажей он подает сатирически, высмеивая все их стремления эксплуатировать добродушных бедняков. Он довольно подробно описывает уклад жизни в Стране Дураков, развенчивая в конце «силу семихвостой плетки» и воспевая гуманность и доброту. Это описание социальной жизни настолько эмоционально и живо, что все дети по-настоящему сопереживают приключениям Буратино.

Именно такая композиция позволяет нам не гадать о том, «Золотой ключик» - это повесть или рассказ, а четко определить, что все описанные особенности построения литературного произведения характерны для повести.

Поучительные образы Толстого

Что еще позволяет ответить на вопрос: «Золотой ключик» - это повесть или рассказ?" Сам автор называет "Приключения Буратино" повестью-сказкой. Ведь она описывает события не одного дня; и действие разворачивается в целой стране: от маленького городка на берегу моря через лес, в котором могут встретиться как добрые, так и не очень путники, на пустырь Страны Дураков и дальше…

Присущи произведению и некоторые характеристики народного творчества. Так, все персонажи описаны очень четко и ясно. С первого же упоминания нам понятно, хороший герой или нет. Проказник Буратино, который на первый взгляд - невоспитанная и неотесанная деревяшка, оказывается смелым и справедливым мальчиком. Он подается нам в соединении позитивного и отрицательного, как бы напоминая, что все люди несовершенны. Мы любим его не только за безграничное везение - Толстой сумел показать, что всем свойственно ошибаться, совершать несуразные глупости и норовить ускользнуть от обязанностей. Ничто человеческое не чуждо героям сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Кукла Мальвина при всей своей красоте и душевной чистоте довольно занудна. Ее стремление всех воспитывать и учить очень наглядно показывает, что никакие принудительные меры не смогут заставить человека научиться чему-то. Для этого необходимо только внутреннее желание и понимание смысла получения образования.

Смешные преступники

Техника комического в повести А. Н. Толстого «Золотой ключик» применяется и для описания негативных персонажей. Сатира, с которой подаются все диалоги кота Базилио и лисы Алисы, с самого начала дает понять, насколько недалеки и мелочны эти преступники. Вообще стоит отметить, что образы угнетателей в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» вызывают скорее улыбку и недоумение, чем злобу. Автор пытается показать детям, что вранье, злоба, жадность, жажда наживы - это не просто плохо; все эти качества приводят к тому, что человек сам попадает в глупые ситуации, пытаясь навредить другому.

Угнетение без насилия

Стоит отметить, что совершенно гуманная и миролюбивая сказка - «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Один рассказ о злоключениях деревянного мальчика сменяется другим, но нигде нет смерти или насилия. Карабас Барабас лишь размахивает своей плеткой, Кот и Лиса довольно нелепо подвешивают Буратино на дереве, суд Страны Дураков определяет мальчику меру наказания - утопить в болоте. Но все ведь знают, что дереву (а Буратино - это все же полено) нужно очень много времени для того, чтобы утонуть. Все эти акты насилия выглядят комично и несуразно и не более того.

И даже задушенная Артемоном упоминается вскользь, на этом эпизоде не ставится акцент. В честном бою Буратино с Карабасом мальчик побеждает, привязав доктора кукольных наук за бороду к дереву. Это снова дает читателю почву для размышлений, побуждает в любой ситуации находить безобидные, но однозначные решения.

Шалун - двигатель прогресса

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» наглядно демонстрирует читателю, что ребенок изначально любопытен и непоседлив. В Буратино - ни в коем случае не ленивый бездельник (как Пиноккио у Коллоди), наоборот, он очень энергичный и любопытный. Именно этот интерес ко всем сторонам жизни и подчеркивает писатель. Да, зачастую ребенок попадает в дурную компанию (кот Базилио и лиса Алиса), но взрослые могут объяснить и наглядно продемонстрировать яркие краски жизни (мудрая и древняя черепаха Тортилла раскрывает глаза Буратино на то, кто ему - друг, а кто - враг).

В этом и заключается феномен творчества Алексея Толстого. Сказка «Золотой ключик» на самом деле - очень поучительное и глубокое произведение. Но легкость стиля и выбранные декорации позволяют нам на одном дыхании прочесть все от корки до корки и сделать совершенно однозначные выводы о добре и зле.

Кто такой Буратино

В книжке мы находим серых, некрасивых героев: пьяниц, нищих, бездельников. Нарисованы серые безрадостные картины жизни, и даже в убранстве жилища отражена какая-то убогость. С самого начала книга создает подобную атмосферу, и до самого конца осадок от первого впечатления не исчезает; наоборот, с каждой страницей становится все крепче. Смотрите сами, начало: ссора и драка между друзьями из-за пустяка (между пьяницей и папой Карло).

И в этой неблагоприятной обстановке они находят бревно и делают из него деревянного человечка.
То есть в неблагоприятной обстановке нищеты и пьянства, из дерева создается нечто.

А в наше время мы создаем детям инкубаторные условия. А дети получаются не всегда хорошими. И наоборот, в семьях с неблагоприятными условиями, кажется, что ребенок вырастет неблагополучным, а он, став взрослым, имеет правильные жизненные цели и приоритеты.

Дальше в сказке все идет по стандартной схеме. Мальчику пытаются дать знания, на последние деньги покупают ему азбуку и отправляют в школу. Папа думает, что это важно. А ребенку эти знания не нужны, он увидел, что все идут в театр, и ему захотелось. Мальчуган приходит к выводу, что, если люди не идут в школу, значит, там скучно и неинтересно. Его привлекает театр, потому что он интересен другим людям. Что он делает? Буратино выменивает азбуку на билеты в театр. Этим он наглядно показал, как расставляет свои приоритеты: что ему важнее.

Так и в нашем мире дети, которые выбирают интерес в жизни, добиваются успеха. Мы часто слышим истории: бывший двоечник в школе стал миллионером.*

Дальше пошла цепочка событий. Буратино увидел, как в театре ударили мальчика, и все смеялись, всем было весело. А у него было мировоззрение другое, отличное от признанных стандартов. Он видел, что это не совсем нормально. И он не постеснялся и не оробел. Деревянный мальчуган смело вышел, наплевал на толпу и заступился. Это – проявление лидерских задатков! Какая реакция у других людей? Буратино вызвал восхищение: «ух-ты, какой храбрый».

Кстати, с этого эпизода хочу сделать акцент на разных образах Буратино в кино, в мультике и в книге. В книге и мультике этот момент описан так: Буратино сидел молча и смотрел. А потом актеры заметили в зале деревянного мальчика и начали петь и плясать. Интерпретация киношного образа мне больше понравилась. Вызывает восхищение поведение паренька. Он становится на защиту незнакомца. Даже когда всем все-равно, все смеются, он не смотрит на толпу, а делает то, что считает правильным.

Когда я читала книгу моему сынишке, Олегу, то отступала от текста и этот момент описывала как в фильме. Хочу, чтобы он видел, как правильно поступать, что важно не мнение толпы, а иметь свою точку зрения, и не бояться ее высказывать. Возможно, в книге тоже так было в первоначальной редакции, а может сценарист фильма видел таким Буратино.

Пишут, что образ Буратино практически буквально списан с итальянского персонажа Пиноккио. Но в истории про Пиноккио акцент сделан на связи длины носа и лжи, на том как это бывает полезно иногда врать. У нашего Буратино нос всегда длинный как символ любознательности. Именно этим носом он впервые проткнул картину очага.

Есть еще отличие в образах. В кино он может и не хочет учиться и много чего не знает, но он не глупый, он размышляет, он дурачится, но не как глупенький себя ведет, а как жизнерадостный, целеустремленный человек, у которого есть мечта. Буратино трезво размышляет, когда к разбойникам и летучим мышам он высказывает недоверие и подозрение, поддает сомнению их мысли и идеи. То есть в фильме он думающий. А в мультфильме он именно глупый, не просто необразованный, а показан более желейным, бесхарактерным, глупеньким, плывущим по течению. Что в книге? В книге – смотря, как расставишь акценты. Думаю, режиссеры и сценаристы м\ф и кино, читая книгу, увидели в ней разные образы, разные акценты для себя выделили то ли умышленно, то ли просто по-человечески или в связи с тем, кто их зрительная аудитория: малыши или более старшие ребятишки.

Кульминацией истории стала борьба. Буратино попал в поле зрения «системы» – начальника всего этого театра, главного идеолога – Карабаса. Потом Буратино почерпнул тайную информацию, что где-то есть ключик, и проговорился о тайной двери.

Какой ключ к преобразованиям, как все изменить?

Что это за ключ? Ключ к преобразованиям, к пониманию того, как все изменить. Нужно построить новый театр. То есть, новую систему, с ее идеологией и нормами. Есть много организаций идеологических, патриотических, которые назвали себя «Золотой ключик». И никто не понимает, почему такое название. А название именно потому, что они поняли суть, и обладают ключом, знанием как все изменить, как создать «новый театр».

Примечательно, что Буратино ни разу не боролся с системой!!! Если ему что-то не понравилось, потому что это было несправедливо, он выступил, заступился за мальчика, устроил тут же новое шоу, которое всем понравилось. То есть, он действовал без промедления! Своими силами, ни на кого не рассчитывая, мальчик преобразовал и улучшил существующую систему как мог. Немного, но это – все, что он мог.

Урок для нас в том, как вел себя Буратино в сложных для него обстоятельствах. Он ни с кем не боролся, наоборот сотрудничал. Когда Кот и Лиса сказали: «пошли в страну Дураков», он пошел, он им поверил, потому что был доверчивым и добрым. И при этом он не унывал, не уходил в депрессию, что потерял все деньги. Вены себе не резал и не жаловался на каждом углу, что сейчас можно наблюдать повсеместно. Наоборот, паренек получил какой-то полезный опыт. Он дал шанс Судьбе ему помочь. И в итоге, Судьба ему подарила ВОЗМОЖНОСТЬ! Привела к созданию своего театра.

Толстой намеренно делает свою книгу символичной, давая читателю возможность многоуровневого исследования этой истории: она и для деток, и для взрослых полезна и интересна. Так, например, борода – символизирует власть и деньги. Театр – символизирует систему. Карабаса невозможно уничтожить, да и не надо. Получается, его никто не убивал, от него никто не избавился, он живет дальше. Но симпатии к нему уже никто не испытывает, нет полного доверия и желания сотрудничать с ним во всем. Помните, как этот момент подан писателем? В театр к Карабасу уже никто не приходит.

В священных книгах, в Библии** и в Коране написано, что нельзя бороться со злом, можно менять зло обращая его в добро. Изменить людей можно только лучшим. И только тогда все получится. Простейший пример приведу. Вспомните, как у нас «борются» с пьянством? Водку убирают с прилавков. Помогает? Люди бросают пить? Может быть, дело не в том, где водка: на прилавке, под прилавком или еще где. Может быть, если люди настолько изменятся, и ПОЙМУТ, что без спиртных напитков жить интересней и проще, тогда и алкоголь будет не нужен? Как думаете?

Мои примечания:

*У меня знакомый педагог-психиатр говорил: «Миллионерами» или теми, кто добился по жизни успеха, часто становятся нестандартно мыслящие люди, обладающие смелостью не жить, как все. Потому и ребенок, который учился на тяп-ляп, и думал о шалостях больше, чем об уроках, будет успешнее тихони и заучки.

**В Библии сказано: «побеждай зло добром».

mob_info