Притча о уроке в школе. Притчи о школе, обучении, учителях

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.
Притчи - очаровательные истории, которые, соединяя в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них принесут вам вдохновение, другие заставят смеяться, третьи - задуматься. Эти рассказы откроют Вам новые жизненные ориентиры, направят вас и предложат пути будущих изменений и личностного роста.
Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.

Легенда о маленьком фонарщике

В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом.

Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте, однажды к нему подошел незнакомец и спросил: "Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно". На что он ответил: "Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет".

Так и продолжал маленький старичок чиркать
спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.

Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного - то другим, возможно, в жизни станет темнее.
С сайта www.mad-love.ru

Два дровосека

Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни.
С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия.
Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы.
И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен - приз у него в кармане.
Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.
- Как это получилось? - спросил он своего напарника. - Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!
- На самом деле всё очень просто, - прямо ответил тот. - Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Притча о маленьком мальчике.

Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.

Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?

Все в твоих руках.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках….»

Грязное бельё

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.
Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё.
- Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу.
Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
- Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.
И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
- О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!
- Да нет, сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Так и в нашей жизни! Всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее.
И прежде чем наводить критику на других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.

Перевела с иврита Майя Забаро.
С САЙТА http://pritchi.castle.by/

Терпение

В центре базарной площади одного огромного города изо дня в день сидел человек. Был он худ, ноги его были босы, одежда оборванна. Как-то раз мимо
него летел ангел. Он пожалел человека, и, приняв образ мудрого старца, несущего клетку с певчей птицей, подошел к нему.
- Добрый человек, я совсем стар, и мне скоро предстоит встреча со Всевышним. Единственный друг на этом свете моя птица. Возьми ее себе,
корми ее, и если ты будешь терпелив, настанет день, когда она начнет нести тебе золотые яйца по одному каждый день! - сказал нищему ангел.
-Дают - бери, бьют - беги! - подумал человек, и принял подарок.
Прошел месяц, и человек кормил птицу крошками со своего скудного стола. Но настали худые времена, пищи стало так мало, а птица все не несла и не несла золотые яйца. Человек решил продать ее и устроить пир на вырученные деньги, однако никто не хотел покупать птицу по той цене, которую он запрашивал за нее.
- Почему ты просишь за нее так много? спрашивали его прохожие.
- Она скоро начнет нести золотые яйца! объяснял человек.
Коли так, почему же ты ее продаешь? со смехом отвечали люди, отходя от него.
В конец отчаявшись, человек снизил цену, продав свою птицу не дороже обычной канарейки.
Купивший певчую птицу купец принес ее домой, в подарок своей маленькой дочке. А на следующее утро птица снесла свое первое золотое яйцо.

Метафора из книги Дао-Йа "Семена".

Современная притча "Одуванчики"

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: "Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?"

Вскоре он получил ответ: "Предлагаем вам полюбить их"

Притча о школе

Шёл один человек по городу мимо высокого здания с огромной вывеской: “Старая школа”. Смотрит, народ у дверей суетится, шумит. Каждый хочет быстрее внутрь зайти, да очередь движется не быстро. Прохожий и думает: “Что это за школа такая, что люди туда так стремятся?” Огляделся он по сторонам, видит, у входа доска объявлений, а на ней красивыми буквами написано, что “Старая школа” объявляет набор студентов. Далее, мелкими буквами, шёл перечень требований к абитуриентам, наименование дисциплин и перспектива, окончивших данное учебное заведение. Плата за обучение невероятно низкая, договорная: “Ты мне – я тебе!” Интересно стало прохожему. Стал он строчка за строчкой текст читать. Оказалось, что школа эта открыта для всех желающих: кто любит плоть делать опорою своей и умом плотским безрассудно надмеваться, кто к державе власти всеми силами стремиться, а словам своим не верен.

Выбор дисциплин и расписание занятий по желанию, в любое удобное для студентов время.

Предметы в той школе один другого стоят: лицемерие, пустое, ложное благочестие, властолюбие, высокомерие, лихоимство, пустословие, лесть. Есть и музыкальные классы с практическими занятиями по особой ритмике, где каждый сможет настраивать своё сердце подобно меди звенящей или кимвала звучащего. Также существуют классы “лживого языка” и “завистливого ока”.

Во время обучения, студенты обязаны во всём подражать учителям своим. Униформу специальную правильно носить, голосом гордыни говорить, показывать, что истину отстаивают, да только ложное мнение в первую очередь другим навязывать. Речи слабые знанием своим заглушать, ничего против общества авторитетов не говорить, и мнения своего, по возможности, не иметь. Много там было и другого, подобного первому, да что об этом говорить, если будущее у всех дипломированных выпускников будет одно: широкая дорога и незавидное место в области горящих материалов.

Ниже, стояло имя руководителя проекта, правда, затёртое, неразборчивая подпись и призыв: “Спешите! Набор неограниченный!”

Постоял человек у здания, посмотрел на суету и крики толпы у широких резных дверей и пошёл прочь по узкой тропинке, ведущей в правильном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? ...

Притча о двух волках

Притчи помогают ребятам увидеть себя, узнать свои личностные проблемы, а главное - притчи помогают найти решение этих проблем....

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В древнем Китае девушка, которая выходила замуж, жила в доме своего мужа и служила ему и его матери. Так случилось, что одна девушка, после свадьбы была не в состоянии выносить постоянные упреки своей свекрови. Она решила избавиться от нее. Девушка пошла к торговцу травами, который был другом ее отца. Она сказала ему: - Я не могу больше жить со своей свекровью. Она сводит меня с ума. Не могли бы вы мне помочь? Я хорошо заплачу. - Что я могу для тебя сделать? - Спросил травник. - Я хочу, чтобы вы продали меня яд. Я отравлю свекровь и избавлюсь от всех бед - отвечала она.

3 слайд

Описание слайда:

После долгих размышлений, травник сказал: - Хорошо, я помогу тебе. Но ты должна понимать две вещи. Во-первых, ты не можешь отравить свекровь сразу, потому что люди догадаются о том, что произошло. Я дам тебе травы, которые будут постепенно убивать ее, и никому не придет в голову мысль, что ее отравили. Во-вторых, чтобы окончательно избежать любых подозрений, ты должна укротить свой гнев, научиться уважать ее, любить, слушать и быть терпеливой. Тогда никто не будет подозревать тебя, когда она умрет.

4 слайд

Описание слайда:

Девушка согласилась на все, взяла травы и стала добавлять их в еду свекрови. Кроме того, она научилась контролировать себя, прислушиваться к свекрови и уважать ее. Когда та увидела, как изменилась к ней отношение невестки, она всем сердцем полюбила девушку. Она рассказывала всем, что ее невестка самая лучшая, такая, о которой можно только мечтать. Через полгода, отношения между ними стали близкими, как между кровными матерью и ее дочкой.


Высоко в горах доживал свой век старик. По всей округе и далеко за ее пределами жила слава о его великой мудрости. Однажды у дверей старца оказались трое юношей и стали проситься к нему в ученики:

– Научи нас всему, что знаешь сам, – сказал один.
– Научи нас принимать правильные решения и не допускать ошибок, – попросил второй.
– Открой нам секрет, как познать истинную мудрость жизни, – добавил третий.

Старик заглянул в глаза каждому из них, теребя длинную бороду, и задумчиво ответил:
– Что ж, я передам вам все, что знаю сам, а сумеете ли вы постичь мудрость жизни, зависит только от вас.

Вот вам первый урок. Каждому из вас я даю равное количество денег и столько же возьму сам. Каждый из нас отправится в город и купит самое ценное на эти деньги.

Вечером один юноша принес позолоченную брошь, другой – мешок пшеницы, а третий – мех редкого зверя, старик вернулся ни с чем и молча оценил покупки учеников.

На другой день старец попросил их привести самого счастливого человека. Один ученик привел самого богатого мужчину города, другой – влюбленного юношу, а третий – отца славного семейства. На руках же старца, который снова промолчал, был младенец.

На третий день мудрец попросил парней рассказать о своей заветной мечте.
– В детстве я жил в страшной бедности, поэтому мечтаю о достатке, – признался первый ученик.
– Я мечтаю найти настоящую любовь и стать счастливым, – сказал второй.
– А я хочу стать известным мудрецом, чтобы люди меня уважали и шли ко мне за советом со всего света, – отозвался последний.

– А о чем ты мечтаешь, ? – не выдержав, просили юноши.
– Прежде чем я расскажу о своей мечте, а объясню вам смысл первых уроков. Я просил вас купить самое ценное, но вы приобрели наиболее дорогое по стоимости. Я же отдал деньги на лечение больному мальчику. Так я смогу хоть немного продлить срок его жизни. Это и есть самое ценное.

Вы привели ко мне людей, которые были рады чему-то одному: деньгам, любви или детям. Я же принес младенца – он самый счастливый, потому что у него впереди еще вся жизнь, перед ним открыты все пути. Он сможет найти и любовь, и мудрость, и богатство, и все, что только пожелает.

Когда у человека есть многое, он мечтает о еще большем. Если он резко потеряет возможность ходить, видеть или слышать, он не будет мечтать о деньгах или любви, он пожелает лишь исцеления. Я старик, моя жизнь заканчивается. Подобно тем слепым или глухим, я мечтаю о том, что утратил, о времени.

Оно нужно мне, чтобы успеть исправить ошибки, попросить прощения у тех, кого обидел, и постичь еще много жизненных уроков.

На этом я прощаюсь с вами, так как научил вас всему, что знаю сам. А остальному вас научит время, оно было и моим учителем. Оно даст вам опыт и знания, а истинную мудрость постигнет лишь тот, кто будет идти по жизни с открытыми глазами и сердцем.

Притчей можно назвать философский поучительный рассказ, в котором обязательно содержится нравственное назидание. Слушающие такую историю люди сердцем воспринимают скрытую между строк мудрость, задумываются о смысле жизни, о своих ошибках и исправлении их, учатся добру.

Притчи об учениках и учителях

Довольно часто основой сказаний становятся случаи, реально происходившие в жизни людей. Особое место занимают притчи об учениках и учителях. В них напрямую прослеживается наставительный характер, присущий всем таким историям. Здесь притча - напутствие от учителя ученикам.

Много таких сказаний можно встретить в описаниях жизней христианских подвижников. Притчи об учителе и учениках заставляют задуматься на философские темы и учат добру. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Наклонности

Однажды ученики спросили старца:

Почему плохие наклонности человека легко им овладевают, а добрые непостоянны?

Что будет, если больное семя зарыть в землю, а здоровое оставить на солнце? - спросил учитель.

Больное семя прорастет, даст плохой росток и нездоровый плод, а здоровое без почвы погибнет, - ответили ученики.

Так и люди поступают. Свои пороки и грехи они скрывают глубоко в душе, чтобы никто их не увидел. Там они вырастут и погубят человека в самом его сердце. А добрые дела люди часто выставляют напоказ и хвалятся ими, тем самым губят их, вместо того чтобы хранить глубоко в душе и растить добродетели.

Притчи об учениках и учителях помогают бороться с человеческими слабостями.

Ученик пришёл к старцу и говорит:

Отче, вот бываю я у тебя, каюсь в грехах, каждый раз ты наставляешь меня советами, а я не исправляюсь. Какая польза в моих посещениях тебя, если после я опять потакаю слабостям своим?

Старец ответил:

Сын мой, принеси два горшка, один пустой, а другой с медом.

Ученик выполнил то, что сказал старец.

А теперь перелей мед из одного горшка в другой несколько раз.

Ученик сделал это.

А теперь загляни в пустой горшок и понюхай его.

Ученик выполнил такую просьбу и сказал:

Учитель, горшок пахнет медом, да и на дне его осталось немного.

Вот так и наставления мои остаются в твоей душе. И Господь не отвернется от тебя, если сохранишь в сердце своем хотя бы начатки праведности.

Притчи об учениках и учителях способны помочь человеку найти истинный путь в жизни при условии его внимания и послушания.

Хвала и брань мертвецам

К знаменитому старцу пришел молодой монах и попросил показать ему путь совершенствования.

Этой ночью, - ответил старец, - пойди на кладбище и до рассвета восхваляй мертвецов, там погребенных, а потом придешь ко мне и расскажешь, как они примут твою хвалу.

Утром монах рассказал:

Выполнил я твое повеление, отче! Громко восхвалял я этих покойников всю ночь, всячески величал их и приписывал им многие добродетели.

И как показали они тебе свое удовольствие?

Никак, учитель, они все время хранили молчание, ни одного слова я от них не услышал.

Это очень удивительно, но тогда ты сделай вот что: этой ночью пойди туда опять и брани их до рассвета как можно сильнее. Тогда они наверняка заговорят.

На другой день монах рассказал:

Как только ни поносил я их, как только не позорил, ни укорял. Но они все же не ответили...

Тогда старец сказал:

Ты ступил на первую ступень лестницы к ангельскому житию. Называется она послушанием. Вершину же этого жития на земле ты достигнешь только тогда, когда станешь так же равнодушен и к обидам, и к похвалам, как эти покойники.

Притчи об учителе и учениках могут показать и невозможность положительных изменений, если слушающий не имеет желания исполнить услышанное.

К преподобному Антонию пришли несколько иноков и попросили его дать им советы для спасения души. Старец сказал им:

Исполняйте Евангелие, живите по заповедям Спасителя, и если ударят вас по правой щеке, подставьте левую.

Иноки ответили, что у них нет сил для исполнения этого.

Если вы не можете сделать этого, - продолжал учитель, - то хотя бы не воздавайте за зло злом.

Но и это оказалось пришедшим не по силам. Тогда старец сказал им:

Если вы не в силах исполнить ничего из того, что я сказал, что же можно посоветовать вам ещё? Это означает только то, что вы нуждаетесь больше в молитвах, которые помогут вашей слабости, а не в советах.

А чтобы все сказанное в этой статье не осталось бесплодным, как в вышеприведенной истории, напоследок вот еще одна притча про учителя и ученика.

Используй сокровища прямо сейчас

Молодой инок обратился к учителю:

Отче, моё сердце уже очистилось от искушений и наполнилось любовью к миру. Каким будет следующий шаг?

Старец взял ученика к больному человеку на исповедь. После выслушивания умирающего он спросил его при своем ученике:

Что находится сундуке, который стоит в углу?

Одежда, которую я никогда не носил. Я всегда думал, что для этой одежды нужен какой-то особенный повод, но в результате она тлеет в этом сундуке.

Когда они ушли, старец сказал ученику:

Помни о сундуке. Если в сердце твоем имеются сокровища, используй их вовремя, прямо сейчас. А иначе они пропадут.

mob_info