Тесты по повести о петре и февронии. Тест по «повесть о петре и февронии муромских

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали: Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим. Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей. Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония Ефросинией. Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать: Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти. Она же в ответ: Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь. Он вторично посылает к ней: Еще недолго могу ждать тебя. И третий раз послал к ней: Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя. Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день. После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города. Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

2 1 вариант Задания с кратким ответом 1. Что означает слово воздух в данном тексте? 2. От чьей крови тяжело заболел Петр? 3. Как называется изобразительное средство? Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. 4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого проявляются в этом эпизоде? 5. Укажите название приема: Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Задания с развернутым ответом 6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте? 7. Какими представлены горожане? 8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи героини? Чем различаются?

3 2 вариант Задания с кратким ответом 1. Что означает слово блаженный в данном тексте? 2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром? 3. Как называется изобразительное средство? И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. 4. В финале повести происходят чудеса. А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях? 5. Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти. Она же в ответ: Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев литературного произведения? Задания с развернутым ответом 6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте? 7. Какими представлены горожане? 8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи героини? Чем различаются?

4 Русская народная сказка Мудрая дева для 8 задания Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти. Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянника, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему: Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены. Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица: О чем слезы льешь, добрый молодец? Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один дядя, и тот обижает! Какую ж обиду он тебе делает? Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены. Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости! Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и отдает дяде вырученные деньги. Хорошо, говорит дядя племяннику, только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь? Парень признался. Шла, говорит, мимо девица, она научила. Дядя тотчас приказал закладывать лошадь: Поедем, станем сватать ту девицу. Вот и поехали. Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать? Привяжите до зимы аль до лета! говорит им девица. Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привязать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета? Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге. Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя: Ты с кем живешь, девица? С батюшкой. Где ж твой отец? Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять. А когда назад воротится? Если кругом поедет к вечеру будет, а если прямо поедет и через три дня не бывать! Что ж это за диво такое? спрашивает дядя. Неужто и вправду- отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять! А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит сто рублей потеряет. А что значит: ежели он прямо поедет и в три дня не прибудет, а ежели кругом к вечеру будет? А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом дорогою! Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего племянника.

5 Ответы на тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских 1 вариант 1. покров // покров для чаши 2. змий 3. эпитет 4. фольклор // устное народное творчество 5. повтор 2 вариант 1. благой // добрый 2. Рязанская 3. эпитет 4. сказка // волшебная сказка 5. диалог


Святые князья Петр и Феврония Муромские Сегодня имена покровителей счастливого супружества Петра и Февронии известны миллионам россиян. Люди обращаются к муромским чудотворцам с просьбами о замужестве,

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ 8 июля день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии В 2008 году при поддержке супруги Председателя Правительства РФ Светланы Медведевой был учрежден

Ìèøêèíà êàøà Îдин раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду. Это очень хорошо,

Эпосы, легенды и сказания Повесть о Петре и Февронии Серия «Хрестоматии для начальной школы» Серия «Большая хрестоматия для начальной школы» Серия «Древнерусская литература и устное народное творчество»

Однажды шёл этот человек по дороге и думал о том, как несправедлива к нему судьба и как счастливы люди, у которых есть дети. Удручённый своим горем, столкнулся он со стариком, шедшим навстречу. Спрашивает

Разговорились промеж собой две девки: Как ты, а я, девушка, замуж не пойду! А что за неволя идти-то! Ведь мы не господские. А видала ль ты, девушка, тот струмент, каким нас пробуют? Видала. Ну что же толст?

èéçöëíú é èöíêö à îöçêéçàà 1 Повесть о житии новых муромских святых чудотворцев, благоверного, и преподобного, и достойного похвалы князя Петра, названного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной,

С ЧЕГО ИИСУС НАЧИНАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ? С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона,

Лев Николаевич Толстой Воров сын http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=21119542 Лев Николаевич Толстой Воров сын Изложение по рассказу Н. С. Лескова: Под Рождество обидели Собрался в одном городе

Учитель: Медведева Е.Е. изучить справочную литературу, повествующую о разнообразных жанрах искусства слова в Древней Руси; выявить исторические события, оказавшие влияние на развитие литературы; оформить

Имя и Фамилия: Число, месяц, год рождения: Адрес: Истории из Библии Библейский Час Телефонный номер: Адрес электронной почты: Имя преподавателя: УРОК 1: истории Потерянная овца. Прочитай: Ключевой стих:

Владимир Федорович Одоевский Серебряный рубль Серия «Сказки дедушки Иринея» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=646205 Владимир Федорович Одоевский. Избранное: М.; 2011 Аннотация «Долго любовалась

Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI века священником Ермолаем (в монашестве Еразм). Почти сразу же она

Урок 62 1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? -Потому что Иисус хотел показать свою могущественную силу, Бога Спасителя. 2. -Марфа думала, что Иисус собирается

«Князь Красное Солнышко» презентация к классному часу на тему «Крещение Руси» Подготовил ученик 4 а класса Мясоедов Павел Кому верили и чему поклонялись в языческой Руси Перун Овсень Коляда Ярило Мокошь

ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ (Перевод Л. А. Дмитриева) I Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий,

Поп Слик идет в рай - Вставай, жена! - сказал поп Слик попадье. - Погрузим наше имущество на осла, возьмем детей наших и пойдем в рай! Так и сделали, велели детям идти впереди и пустились в путь. Много

Свящ: И сподоби нас Владыка, со дерзновением, неосужденно осмелиться призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и говорить. Благодарственная малая ектенья (В конце Литургии). Диак: Станем с благоговением, и

Часть первая. Детство (1) Весна" зака"нчивается. Ка"ждый день иду"т дожди". В де"тстве я выходи"ла из до"ма, надева"ла гало"ши и до"лго смотре"ла на ту"чи. Ту"чи похо"жи на шерсть бара"на. Вот и сейча"с

Бокай Наталия Николаевна воспитатель группы - семьи «Орлята» Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения

Vmireskazki.ru Сказки народов России Русские сказки Смирный мужик и драчливая жена Русские сказки Мужичок некий жил с своею женою в великой скудости. Он был так смирен, как теленок, а жена его так зла,

Поставил: учитель технологии МОУ СОШ пос. Новоколхозное Сысоева Е.Н. Пасхальный колобок Театрализованное представление в рамках уроков «Русские умельцы» Участники: учащиеся 5 класса Цель: Воспитать духовно-нравственные

Урок 65 1. -Иисус пришёл в мир для того, чтобы мы работали для него и заработали путь на небеса? 2. -Что сказал Иисус, зачем Он пришёл в мир? -Чтобы служить людям и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.

Тест по истории России 6 класс 1 вариант 1. К причинам активного переселения людей с Юга Руси в междуречье Оки и Волги относится 1) спасение от половецких набегов 2) хороший климат, чернозёмные плодородные

Урок 57 1. -Почему Иисус устал? -Хотя Иисус был полностью Бог, Он, также, был полностью человек. 2. -Почему Иисус был в состоянии приказать ветру и морю утихнуть? -Потому что Иисус был Бог. 3. -Почему

В этот день мы желаем не только препоручить Богу наших усопших, но и обновить нашу веру в воскресение со Христом, победившим смерть. Вера наша заключена в словах Господа Иисуса, сказавшего: «Я есмь воскресение

Образовательный минимум. Литературное чтение. 4 класс.1 триместр. Задание. Ответ 1. Назови жанры устного народного творчества (фольклора) Сказка, былина, пословица, поговорка, легенда, песня, небылица,

Страница: 1 ТЕСТ 17 Фамилия, имя Класс Прочитай текст. ДОЧЬ-СЕМИЛЕТКА Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.

100 ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ - ДЕТЯМ К. Чуковский С. Маршак С. Михалков А. Барто, П. Барто Борис Заходер Ю. Владимиров А. Елисеев некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было

Али-Баба и сорок разбойников В давние времена жили два брата Касим и Али-Баба. Касим был богатым торговцем, его жену звали Фатима. А Али-Баба был беден, и женат он был на девушке Зейнаб. Однажды жена сказала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Ирбис» Кировского района г.о. Самара Методическая разработка мероприятия для летнего лагеря

Евангелие от Матфея 164 Бессилие Пилата Мф 27:11-26 Быт 1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и

МБДОУ детский сад 42 «Алёнушка» г.тимашевск Июль 2016 Познавательно-развлекательный вестник для детей от 2 до 102 лет 27 КАРамелька КАРамелька! Лето красное и прекрасное! стр.1 КАРету мне, КАРету! «8 июля

Урок 49 1. -Для кого Иоанн Креститель подготавливал сердца евреев? -Для Иисуса Спасителя. 2. -Как Иоанн Креститель подготавливал сердца евреев? -Обучая их Слову Божьему. 3. -Чему Иоанн Креститель учил

XLIII «Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь? И нынче

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Русская народная сказка. {mp3}zhadnost{/mp3} 1 / 7 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Поехал он раз свои земли осматривать да и потерял где-то именной перстень. Как вернулся царь

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ ПОВЕСТЬ О ЖИТИЯ НОВЫХ МУРОMCKИX СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАЗВАННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ,

Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой

RU 202 Работал старик в поле и нашел клад. Много там было денег, много золота. Привез он золото домой и сказал жене: -Никому не говори, что я нашел. А старуха пошла к соседке и говорит ей: -Соседка,

Урок 56 1. -Что такое притча? -Притча - это рассказ, которым учат Божью правду. 2. -Почему Иисус начал учить людей притчами? -Несмотря на то, что многие люди последовали за Иисусом, они не верили в него.

Эпосы, легенды и сказания Дочь-семилетка Серия «Хрестоматии для начальной школы» Серия «Большая хрестоматия для начальной школы» Серия «Древнерусская литература и устное народное творчество» Серия «Русские

Пособие для малых групп П.В.Грубий 11.19.2017 Почему Бог должен избавлять нас, если Он даже Своего Сына Христа не избавил от этого? Текст: (Матф.6:13)... и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

ÇéãòÖÅçÄü ãäåèä ÄãÄÑÑàçÄ Äapple ÒÍ fl ÒÍ ÁÍ авным-давно в Багдаде жил портной. Он был очень беден, хоть и работал день и ночь. Ему едва удавалось прокормить жену и сына. А сын его Аладдин был бездельником

2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался Петя.

«РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» СЦЕНАРИЙ УРОКА 1 ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ (продолжительность урока 20 минут) Автор разработки: Кукуева Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук Сценарий урока развивается

Поэма, 1975 г. Перевод с балкарского Н. Гребнева 1 Мне легенду старую случилось Услыхать от друга в час, когда В небе Темерес-Кале светилась Эта одинокая звезда. И до сей поры меня тревожат Те услышанные

Урок 63 1. -Почему ученики не подпускали людей, приносить своих детей к Иисусу? -Ученики думали, чтобы дети не беспокоили Иисуса. 2. -Иисус любит всех детей? -Да. 3. -Дети, также, нуждаются в спасении

Умная девушка В давние-давние времена жил князь с тремя сыновьями. Однажды он заболел и слег в постель. Когда настал час его смерти, он призвал сыновей и сказал: Я зарыл в землю жемчуг, после моей смерти

Не бойтесь ошибок Мудрый архимандрит Андрей (Конанос) продолжает разговор о решении проблем и поиске верного выбора. Архимандрит Андрей (Конанос) В начале пути всегда совершаются ошибки. Мать первоклассника,

Vmireskazki.ru Сказки Кавказа и Ближнего Востока Азербайджанские сказки Шах и девушка Азербайджанские сказки Рассказывают, что шах Аббас со своим визирем раз в месяц, изменив обличье, обходил свои владения.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Солнышко»» г. Палласовки Волгоградской обл. Сценарий праздника. Подготовительная группа. Разработчик: Верещагина И.В музыкальный

Календарь МИР для детей 2015 Russian Январь Иисус- святой и сын Божий И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Урок 6 Жизнь по новым стандартам Для того, чтобы сосуществовать друг с другом, люди должны следовать определенным правилам, или стандартам. Представьте, к примеру, семью, в которой несколько детей. Что

8 марта - сказочный сценарий для детей 6-7 лет Действующие лица: Взрослые: Ведущий Старуха Шапокляк Дети: Золушка Красная Шапочка Мудрая Сова Жаворонок Крокодил Гена Чебурашка Фея Принц 8 Марта... В этот

Тимофей Веронин Житие святого равноапостольного князя Владимира в пересказе для детей Художник Виктор Бритвин Москва Издательский дом «Никея» 2016 4 Как люди становятся святыми? Наверное, они с самого

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ «Чтение образами» ДЕТИ РИСУЮТ ДЕТЯМ Человек есть то, что он читает, и..., как он читает..., становясь незаметно букетом, собранных в чтении цветов. /И.А. Ильин./ Хрустальная гора. Русская

Petra Chalupová, 391690 Людмила Стефановна Петрушевская 26 мая 1938 в Москве прозаик, драматург, переводчик жила в детском доме под Уфой окончила МГУ, работала редактором на телевидении начала сочинять

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Ин. 4:23). БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ В озвращаясь из Иудеи в Галилею,

Образовательный сценарий учебной ситуации в младшей группе Тема учебной ситуации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» Какая технология используется: технология развития способности понимания Предмет

СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Аленушка на

Влас Михайлович Дорошевич Человек http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=655115 Аннотация «Однажды Аллах спустился на землю, принял вид самого, самого простого человека, зашел в первую попавшуюся

Самый главный христианский праздник ПАСХА. Светлое Воскресение Христово Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых, победил смерть и искупил наши грехи. Главные православные

Идиотская идея «меня это не касается» Добрый день, друзья. Я продолжаю писать статьи социальной направленности на различные злободневные темы. Темы подсказывают мои сотрудники. В каждой из таких статей

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

а) древний неизвестный летописец

б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

б) сказание

в) бытовая повесть

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4 . Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

б) Владимир

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна

б) сорочку, порты и полотенце

в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково?

а) занималась по хозяйству

б) ткала полотно

в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами

б) древолазами

в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог

в) он должен был её богато одарить

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства

б) Агриков меч

г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость

б) любовь

в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их

б) имела дар целительства

в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать

б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра?

а) жестокими

б) неразумными

в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи

б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу

21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета?

а) Павел и Фёкла

б) Давид и Ефросиния

в) Владимир и Василиса

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви

б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. в 2. в 3. б, в, г, д 4. б, в 5. а, в 6. б, в 7. А 8. в 9. б 10. в 11. а 12б 13 б 14а 15г 16б 17б 18б 19б 20в 21б 22а

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
- Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония - Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный Ж6 князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
- Сестра Ефросиния! моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
- Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Он вторично посылает к ней:
- Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
- Ужб час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

Задания с кратким ответом

1 вариант

1. Что означает «воздух» в данном тексте?

2. От чьей крови тяжело заболел Петр?


Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления.

4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого проявляются в этом эпизоде?

5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.

2 вариант

1. Что означает слово «блаженный» в данном тексте?

2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?

3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях?

5. - Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
- Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев литературного произведения?

ОТВЕТЫ

1 вариант

1. покров // покров для чаши
2. змий
3. эпитет
4. фольклор // устное народное

Контрольные работы

Тест №1 « Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Феврония, наречённая Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы

воздух с ликами святых. Блаженный же князь Пётр, наречённый Давыдом, прислал к

ней сказать:

Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы

вместе отойти.

Она же в ответ:

Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг неё нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, наречённому Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать.

Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.



(«Повесть о Петре и Февронии Муромских») А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) житие 2) летопись 3) рассказ 4) поучение А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование

2) завершает повествование

3) является кульминацией сюжета

4) является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной идеей данного фрагмента является:

желание Февронии дошить покров в святую церковь 1) желание Давыда побыстрее покинуть мир 2) невозможность для людей разъединить тела Ефросинии и Давыда 3) неверно выбранный день смерти 4) А4. Какими оказались люди, пытающиеся разлучить тела Февронии и Петра?

1) жестокими 2) трусливыми 3) отчаявшимися 4) неразумными А5. С какой целью автор при характеристике Петра и Февронии использует такие слова и выражения: «к блаженному Петру», «предали оба вместе чистые свои души в руки Божии», «к их святым телам»?

1) выявляет в героях серьёзное отношение к смерти

2) наделяет героев неземными чертами

3) характеризует психологическое состояние героев

4) показывает, что после смерти оба были причислены к лику святых В1. Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить своё отношение к нему («святым их телам», «чистая душа», «блаженный Пётр»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Сестра Ефросиния!..») В3. Из абзаца, начинающегося со слов «Феврония, наречённая Ефросинией…», выпишите сочетание слов, которое называет то, что вышивала Феврония для соборного храма Богородицы.

В4. Объясните значение слова РИЗА.

С1. Какие необычные события происходили после смерти Петра и Февронии? Как вы это объясните?

–  –  –

6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе?

А)Стародум Б) Милон В) Правдин Г) Простаков

7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?

А) Скотинин Б) Милон В) Митрофанушка Г) Простаков

8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке?

А) немецкий Б) английский В) французский Г) итальянский

–  –  –

14. Какой науке не учат Митрофанушку?

А) арифметике Б) грамоте В) французскому языку Г) географии

15. Как зовут господина Простакова?

А) Тимофей Б) Терентий В) Тихон Г)Трофим

–  –  –

17. Как зовут офицера, который ведет солдат через деревню Простаковых?

А) Правдин Б) Стародум В) Милон

Г) Вральман

18. Куда в конце пьесы забирают Митрофанушку?

А) В школу Б) В армию В) В больницу

Г) В театр

19. Кто из героев - родной дядя Софьи?

А) Простаков Б) Правдин В) Скотинин

Г) Стародум

–  –  –

1.«Шинель»- произведение:

А)романтическое б)сентиментальное в)реалистическое 2.»Кривой глаз и рябизна по всему лицу» - это о ком:

А)об Акакии Акакиевиче б)о Петровиче в)о «значительном лице».

3.А.А. служил в департаменте:

А) иностранных дел б)просвещения в)в одном…

4.Имя А.А.получил:

А)по святцам б)кума настояла в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»:

А) титулярный советник б)генерал в)тайный советник.

6.Имя «значительного лица»:

А) Григорий Петрович

б) Иван Петрович Ерошкин

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович

А) был равнодушен к работе

Б) старался работать, чтобы не выгнали

в) служил с любовью, с наслаждением.

А) положительный герой

б) отрицательный герой

в) противоречивый характер

9.Повествователь:

А) проявляется как «я»

б) не чувствуется

в) его позиция выражена пафосом произведения.

10.Пейзаж:

А) играет важную роль б) не играет особой роли в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя:

А) ничтожное существо

б) личность, временно задавленная обстоятельствами

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. «Шинель»:

А) художественная деталь б) символ в)образ.

13.Носителем положительного начала является:

А) образ Петербурга

б) повествователь

в) здесь нет положительного начала.

14.Повесть «Шинель»:

А) фантастическая б) жизнеподобная в)романтическая.

15.А.А. – это:

А) типичный национальный характер

б) лишний человек, в) «крик ужаса и стыда, который издаёт человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо» (Герцен).

А) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»

Б) это другой вид

В) его нельзя отнести к маленьким людям.

17.В заглавии повести выражена:

А)тема б)идея в)заглавие с темой и идеей не связано.

А) маленький человек достоин уважения

Б) он продукт бесчеловечного государства

В) он сам виноват в своей малости.

–  –  –

1)Отец, отставной майор Сергей Львович, слыл острословом, увлекался литературой, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов.

Поэтому дома родители читали детям французские книги и разговаривали только на французском языке. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей. На экзамене при выпуске прочитал стихотворение «с необыкновенным оживлением». Члены комиссии были растроганы, особенно Державин. По окончании лицея вернулся в родовое имение Михайловское.

2)Воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая боготворила его и жила только им одним. Завещала всё своё состояние ему, при условии, что отец не будет вмешиваться в воспитание сына. Позже определила внука в одно их лучших учебных заведений – Благородный пансион при Московском университете. Позже учился в Петербурге. Печальное известие о смерти Пушкина потрясло его, и он пишет стихотворение «Смерть поэта».

5. Соотнесите название произведения и отрывки из него.

1) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

2) Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал…

3) Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…

4) Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я… 5) «Прошёл ещё год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню…».

6) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

а) «Муму»

б) «Бородино»

в) «Крестьянские дети»

г) «На Волге»

д) «Мороз, Красный нос»

е) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

6. Назовите имения писателей.

–  –  –

7. О ком идёт речь? Напиши фамилию поэта или писателя.

1)Писатель-сатирик

2)Главная тема творчества - тема обездоленного народа.

4)Создал образ женщины-декабристки.

6)Создал поэму о времени Ивана Грозного.

7)Посвятил ссыльным декабристам стихотворение.

8)Воскресил эпоху Петра 1 в своей поэме.

9)Кто рассказал историю Акакия Акакиевича Башмачкина?

8. Какой из перечисленных жанров относится к лирике?

–  –  –

9. К какому роду литературы относится легенда?

А)лирика Б)эпос В)драма Г)это лиро-эпическое произведение

10. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». События, о которых идет речь в произведении, относится ко времени правления:

–  –  –

12.Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»?

13. Какова главная мысль стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»?

14.В строке «горит восток зарею новой» поэмы «Полтава» А.С.Пушкина использует:

–  –  –

15. В каких двух произведениях, изученных в 7 классе, рассматривается образ Петра I ?

16. Цензура это...

а) неприличные слова;

б) просмотр государственным должностным лицом (цензором) произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке;

в) учреждение, занимавшееся изданием газет;

г) полиция для расследования политических преступлений.

17. Былина – это…:

а) жанр устного народного творчества, основанный только на вымысле;

б) жанр фольклора, песня-сказание о богатырях, исторических событиях, в которой переплетаются вымысел и реальность;

в) жанр русской литературы, близкий к исторической повести, основанный на реальных событиях.

18. В описании подвигов, внешности, поведения богатырей их поступки преувеличиваются. Как называется этот художественный приём?

а) метафора; б) гипербола; в) олицетворение.

19. В каком произведении древнерусской литературы прославляется любовь, верность, семья?

а) «Повесть о Петре и Февронии» б) «Поучения Владимира Мономаха»

в) «Повесть временных лет»

а) Владимир Мономах б) Ермолай-Еразм в) Илья Муромец.

21. Назовите жанр духовной литературы, к которому можно отнести «Повесть о Петре и

Февронии Муромских»:

а) житие б) молитва в) притча.

22.Источником для « Песни о вещем Олеге» послужили:

а) русские народные сказки б) былины

в) исторические песни г) древнерусские летописи

–  –  –

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

а) быль, народное сказание

б) придуманный рассказ, выросший из поговорки

в) обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

а) "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем" б) "Цеховая легенда..."

в) ""Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"

а) донской казак Платов

б) император Александр Павлович

в) государь Николай Павлович

4. Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":

–  –  –

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

а) в Киев поклониться святым

б) помолиться в Москву

в) к Мценску в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

а) выковывал подковы для блохи

б) гравировал имя мастера

в) выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

а) за волосья отодрал

б) обнял его и поцеловал

в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

а) за большую образованность

б) за искусные руки

в) за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

а) жизнь в гостинице

б) английская вера

в) старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

а) соскучился по родине

б) торопится привезти разгаданный секрет

в) спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным Левшой?

а) привезли в больницу и бросили в коридоре умирать

б) положили на перину, позвали лекаря

в) отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

а) Платов

б) английский полшкипер

в) император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?

а) «…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

б) «Где наша Россия?»

в) «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14. Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

а) специально, для комического эффекта

б) потому что хочет показаться умнее

в) говорит, как понимает, т.к. неграмотный

–  –  –

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

а) гордость за талантливость и патриотизм русского народа

б) обличение жестокости и равнодушия русских царей

Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

1. Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

«У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» Какая душа 2.

скрывается за неприглядной внешностью Левши?

Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!» ?

Тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских 7 класс. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не остав­ляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, толь­ко не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, что­бы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного боль­шого камня единый гроб с преградой посредине и завещали поло­жить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного хра­ма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:

Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, на­реченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день.
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в собор­ной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они пове­лели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хо­тели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их пре­ставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гро­бе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово воздух в данном тексте?

2. От чьей крови тяжело заболел Петр?


Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления.

4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого прояв­ляются в этом эпизоде?

5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.

Задания с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово блаженный в данном тексте?

2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?

3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях?

5. — Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Как называется такая форма речевого взаимодействия героев ли­тературного произведения? ­

Задания с развернутым ответом

6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте?

7. Какими представлены горожане?

8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи герои­ни? Чем различаются?

Русская народная сказка Мудрая дева для 8 задания

Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.
Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянни­ка, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:
Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с бары­шом, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:
О чем слезы льешь, добрый молодец?
— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один — дядя, и тот обижает!
Какую ж обиду он тебе делает?
— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги ба­ранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!
Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и от­дает дяде вырученные деньги.
— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?
Парень признался.
— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.
Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:
— Поедем, станем сватать ту девицу.
Вот и поехали.
Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?
— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.
Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привя­зать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?
— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.
Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:
— Ты с кем живешь, девица?
— С батюшкой.
— Где ж твой отец?
— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.
— А когда назад воротится?
— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!
— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду- отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!
— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.
— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибу­дет, а ежели кругом — к вечеру будет?
— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом — дорогою!
Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего пле­мянника.

Ответы на тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских
1 вариант
1. покров // покров для чаши
2. змий
3. эпитет
4. фольклор // устное народное творчество
5. повтор
2 вариант
1. благой // добрый
2. Рязанская
3. эпитет
4. сказка // волшебная сказка
5. диалог

mob_info