Ттх морских мин. “Рогатая смерть” и другие

Отечественные разработки морского минного оружия вошли в историю мировых войн. В арсенал наших войск входили мины, аналогов которым прежде в мире не было. Мы собрали факты о самых грозных образцах разного времени.

"Сахарная" угроза

Одной из самых грозных мин предвоенного времени, созданных в нашей стране, считается M-26, имеющая заряд в 250 килограммов. Якорную мину с ударно-механическим взрывателем разработали в 1920 году. Ее прототип образца 1912 года имел массу взрывчатого вещества в два с половиной раза меньшую. Из-за увеличения заряда была изменена форма корпуса мины - с шаровой на сфероцилиндрическую.

Большим плюсом новой разработки было то, что на тележечном якоре мина располагалась горизонтально: это облегчило ее постановку. Правда, небольшая длина минрепа (троса для крепления мины к якорю и удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды) ограничила применение этого оружия в Черном и Японском морях.

Мина образца 1926 года стала самой массовой из всех применяемых советским военно-морским флотом в годы Великой отечественной войны. К началу боевых действий наша страна имела почти 27 тысяч таких устройств.

Еще одной прорывной предвоенной разработкой отечественных оружейников стала большая корабельная гальваноударная мина КБ, которую использовали, в том числе, и как противолодочное оружие. Впервые в мире на ней применили предохранительные чугунные колпаки, которые автоматически сбрасывались в воде. Они закрывали гальваноударные элементы (минные рожки). Любопытно, что колпаки были зафиксированы на корпусе при помощи чеки и стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед установкой мины чеку удаляли, а после, уже на месте, распускалась и стропка - благодаря таянию сахара. Оружие становилось боевым.

В 1941 году мины КБ оснастили клапаном потопления, который позволял устройству, в случае отрыва от якоря, самозатопляться. Это обеспечивало безопасность отечественных кораблей, которые находились в непосредственной близости от оборонительных заграждений. В начале войны это была самая совершенная для своего времени контактная корабельная мина. Флотские арсеналы имели почти восемь тысяч таких образцов.

В общей сложности во время войны на морских коммуникациях было выставлено более 700 тысяч различных мин. Они уничтожили 20 процентов от всех кораблей и судов воюющих стран.

Революционный прорыв

В послевоенные годы отечественные разработчики продолжили борьбу за первенство. В 1957 году они создали первую в мире самодвижущуюся подводную ракету - реактивно-всплывающую мину КРМ, которая стала базой для создания принципиально нового класса оружия - РМ-1, РМ-2 и ПРМ.

В качестве отделителя в мине КРМ использовалась пассивно-активная акустическая система: она обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя. Вес взрывчатого вещества составлял 300 килограммов. Устройство можно было устанавливать на глубину до ста метров; оно не вытраливалось акустическими контактными, в том числе, придонными тралами. Запуск производился с надводных кораблей - эсминцев и крейсеров.

В 1957 году началась разработка новой реактивно-всплывающей мины для постановки ее как с кораблей, так и с самолетов, а потому руководство страны решило не производить большое количество мин КРМ. Ее создателей представили к Государственной премии СССР. Это устройство произвело настоящую революцию: конструкция мины КРМ кардинально повлияла на дальнейшее развитие отечественного морского минного оружия и разработку образцов баллистических и крылатых ракет с подводным стартом и траекторией.

Без аналогов

В 60-е годы в Союзе началось создание принципиально новых минных комплексов - атакующих мин-ракет и мин-торпед. Спустя примерно десять лет на вооружение в военно-морской флот приняли противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, которые не имели зарубежных аналогов.

Еще одним прорывом стала противолодочная мина-торпеда ПМТ-1. Она имела двухканальную систему обнаружения и классификации цели, стартовала в горизонтальном положении из герметичного контейнера боевой части (противолодочной электрической торпеды), использовалась на глубине до 600 метров. Разработка и испытания нового оружия шли в течение девяти лет: на вооружение ВМФ новую мину-торпеду приняли в 1972 году. Коллективу разработчиков была присуждена Государственная премия СССР. Создатели стали в буквальном смысле первопроходцами: впервые в отечественном миностроении они применили модульный принцип исполнения, использовали электрическую связь узлов и элементов аппаратуры. Это решило проблему защиты взрывоопасных цепей от токов высокой частоты.

Заделы, полученные в ходе разработки и испытаний мины ПМТ-1, послужили толчком к созданию новых, более совершенных образцов. Так, в 1981 году оружейники завершили работу над первой отечественной универсальной по носителям противолодочной миной-торпедой. Она лишь немного уступала в некоторых тактико-технических характеристиках подобному американскому устройству "Captor", превосходя его в глубинах постановки. Таким образом, по мнению отечественных специалистов, как минимум до середины 70-х годов на вооружении военно-морских сил ведущих мировых держав подобных мин не было.

Универсальная донная мина УДМ-2, принятая на вооружение в 1978 году, была предназначена для поражения кораблей и подводных лодок всех классов. Универсальность этого оружия проявлялась во всем: его постановка производилась как с кораблей, так и с самолетов (военных и транспортных), причем, в последнем случае без парашютной системы. Если мина попадала на мелководье или сушу, она самоликвидировалась. Вес заряда УДМ-2 составлял 1350 килограммов.

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Полноценную морскую мину изобрел американец Бушнель. Использовали ее против Британии в войне за независимость народов. Боеприпас был герметичной бочкой с порохом. Мина дрейфовала в сторону врага, разрываясь при контакте с кораблем.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Морские мины время Второй Мировой войны

В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.

В годы Второй Мировой морские «взрывчатки» получили широкую практику. Фашистская Германия использовала мины активно, только в Финский залив было доставлено около 20 тысяч единиц.

Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.

От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.

В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.

Одной из самых известных немецких мин стала Luftwaffe Mine B, доставляемая до места назначения самолетами. LMB являлась популярной из всех собранных в Германии морских донных неконтактных мин. Ее успех стал настолько значимым, что ее приняли на вооружение и при установке с кораблей. Мина получила название Рогатая смерть или Магнитная смерть.

Современные морские мины

Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.

Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.

В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.

В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.

Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.

Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.

УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.

На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.

Почему морское минное оружие вновь становится популярным в XXI веке

Борец с минной опасностью – рейдовый тральщик. Фото из книги "Оружие России"


Казалось, что в век высоких технологий морское минное оружие навсегда ушло в тень своих более высокоточных коллег – торпед и ракет. Однако, как показывает опыт последних лет, морские мины все еще остаются грозной силой в борьбе на море и даже получили дополнительный импульс к развитию за счет внедрения новейших высокотехнологичных разработок.

Особой популярностью морское минное оружие (мы здесь будем понимать под этим термином только морские мины и минные комплексы различных типов) пользуется сегодня у стран, которые не обладают мощными военными флотами, но имеют достаточно протяженное побережье, а также у так называемых стран третьего мира или же террористических (преступных) сообществ, не имеющих по тем или иным причинам возможности закупать современные высокоточные средства поражения для своих военно-морских сил (такие как противокорабельные и крылатые ракеты, самолеты-ракетоносцы, боевые корабли основных классов).

Главные причины этого – чрезвычайная простота конструкции морских мин и легкость их эксплуатации по сравнению с другими видами морского подводного оружия, а также весьма умеренная цена, в разы отличающаяся от тех же противокорабельных ракет.

«Дешево, но сердито» – такой девиз можно без всяких оговорок применить к современному морскому минному оружию.

СТАРАЯ НОВАЯ УГРОЗА

Командование военно-морских сил стран Запада вплотную столкнулось с «асимметричной», как часто ее называют за рубежом, минной угрозой в ходе недавних контртеррористических и миротворческих операций, в рамках которых привлекались достаточно крупные силы флота. Оказалось, что мины – даже устаревших типов – представляют собой весьма серьезную угрозу для современных боевых кораблей. Под ударом оказалась и концепция литоральной войны, на которую в последнее время делают ставку ВМС США.

Причем высокий потенциал морского минного оружия обеспечивается не только благодаря их высоким тактико-техническим характеристикам, но и за счет высокой гибкости и разнообразия тактики его применения. Так, например, противник может выполнять минные постановки в своих территориальных или даже внутренних водах, под прикрытием средств береговой обороны и в наиболее удобное для него время, что существенно повышает фактор внезапности его применения и ограничивает возможности противостоящей стороны по своевременному выявлению минной угрозы и ее устранению. Особенно велика опасность, исходящая от донных мин с неконтактными взрывателями разных типов, устанавливаемых в мелководных районах прибрежных морей: системы обнаружения мин в этом случае функционируют более эффективно, а плохая видимость, сильные прибрежные и приливно-отливные течения, наличие большого количества миноподобных объектов (ложных целей) и близость военно-морских баз или объектов береговой обороны противника затрудняет работу минно-тральных сил и групп водолазов-минеров потенциального агрессора.

По оценкам военно-морских экспертов, морские мины – это «квинтэссенция асимметричной войны современности». Они легко устанавливаются и могут оставаться на боевой позиции в течение многих месяцев и даже лет, не требуя дополнительного обслуживания или выдачи каких-то команд. На них никоим образом не влияют ни изменение концептуальных положений ведения войны на море, ни смена политического курса страны. Они просто лежат там, на дне, и ждут свою жертву.

Для наилучшего понимания того, насколько высокий потенциал имеют современные мины и минные комплексы, рассмотрим несколько образцов российского морского минного оружия, которые разрешены на экспорт.

Например, донная мина МДМ-1 Мод. 1, выставляемая как с подводных лодок с торпедными аппаратами калибра 534 мм, так и с надводных кораблей, предназначена для уничтожения надводных кораблей противника и его подводных лодок, находящихся в подводном положении. Имея боевую массу 960 кг (лодочная версия) или 1070 кг (ставится с надводных кораблей) и боевую часть, эквивалентную заряду тротила массой 1120 кг, она способна находиться на позиции во «взведенном состоянии» не менее одного года, и после истечения назначенного ей времени боевой службы она просто самоликвидируется (что избавляет от необходимости заниматься ее поиском и уничтожением). Мина имеет достаточно широкий диапазон по глубине применения – от 8 до 120 м, оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, реагирующим на акустическое, электромагнитное и гидродинамическое поля корабля-цели, приборами срочности и кратности, а также имеет эффективные средства противодействия современным минно-тральным комплексам различных типов (контактные, неконтактные тралы и пр.). Кроме того, обнаружение мины при помощи акустических и оптических средств затруднено примененными маскировочной окраской и особым материалом корпуса. Впервые мину, принятую на вооружение в 1979 году, продемонстрировали широкой публике на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби (IDEX) в феврале 1993 года. Заметим – это мина, принятая в отечественном флоте на вооружение почти 30 лет назад, но ведь после нее были и другие донные мины…

Другой образец отечественного минного оружия – противолодочный минный комплекс ПМК-2 (экспортное обозначение противолодочной мины-торпеды ПМТ-1, принятой на вооружение ВМФ СССР в 1972 году и прошедшей в 1983 году модернизацию по варианту МТПК-1), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника различных классов и типов на глубинах от 100 до 1000 м. Постановка ПМК-2 может выполняться из 534-мм торпедных аппаратов подводных лодок на глубинах до 300 метров и скорости хода до восьми узлов, либо с надводных кораблей на скорости до 18 узлов, либо же с самолетов противолодочной авиации с высот не более 500 м и на скорости полета до 1000 км/час.

Отличительной особенностью данного минного комплекса является использование в качестве боевой части малогабаритной противолодочной торпеды (последняя, в свою очередь, имеет БЧ массой 130 кг в тротиловом эквиваленте и оснащена комбинированным взрывателем). Общая масса ПМК-2 в зависимости от модификации (типа постановщика) составляет от 1400 до 1800 кг. После постановки ПМК-2 может находиться на позиции в боеспособном состоянии не менее одного года. Гидроакустическая система комплекса постоянно ведет наблюдение в своем секторе, обнаруживает цель, классифицирует ее и выдает данные в счетно-решающее устройство для определения элементов движения цели и выработки данных для пуска торпеды. После выхода торпеды в зону цели на назначенную глубину она начинает движение по спирали, а ее ГСН осуществляет поиск цели и последующий ее захват. Аналогом ПМК-2 является американский противолодочный минный комплекс Mk60 Mod0/Mod1 CAPTOR (enCAPsulated TORpedo), поступавший в ВМС Соединенных Штатов с 1979 года, но уже снятый и с вооружения, и с производства.

ИНОСТРАННЫЕ ОБРАЗЦЫ

Впрочем, за рубежом о «рогатой смерти» стремятся не забывать. Такие страны, как США, Финляндия, Швеция и целый ряд других, ведут сегодня активную работу по модернизации старых и разработке новых типов мин и минных комплексов. Едва ли не единственной морской державой, которая почти полностью отказалась от использования боевых морских мин, стала Великобритания. Так, например, в 2002 году в официальном ответе на парламентский запрос командующий Королевскими ВМС отмечал, что они «не располагают никакими запасами морских мин с 1992 года. В то же время Соединенное Королевство сохраняет возможности по использованию данного типа вооружения и продолжает осуществлять НИОКР в данной области. Но флот использует только практические (учебные) мины – в ходе учений для отработки навыков личного состава».

Однако на британские компании такой «самозапрет» не распространяется, и, например, BAE Systems производит на экспорт мину типа «Стоунфиш». В частности, эта мина, оснащенная комбинированным взрывателем, реагирующим на акустическое, магнитное и гидродинамическое поля корабля, состоит на вооружении в Австралии. Мина имеет рабочий диапазон глубин 30–200 м и может выставляться с самолетов, вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

Из зарубежных образцов морского минного оружия следует отметить американскую самотранспортирующуюся донную мину Mk67 SLMM (Submarine-Launched Mobile Mine), которая предназначена для скрытого минирования мелководных (фактически – прибрежных) районов морей, а также фарватеров, акваторий военно-морских баз и портов, подход к которым подводной лодки, выполняющей минную постановку, слишком опасен по причине сильной противолодочной обороны противника или затруднен вследствие особенностей рельефа дна, малых глубин и пр. В таких случаях субмарина-носитель может осуществлять минную постановку с расстояния, равного дальности хода самой мины, которая после выхода из торпедного аппарата ПЛ за счет своей электрической энергоустановки выдвигается в заданный район и ложится на грунт, превращаясь в обычную донную мину, способную обнаруживать и атаковать надводные корабли и подводные лодки. Принимая во внимание тот факт, что дальность хода мины составляет около 8,6 миль (16 км), а ширина территориальных вод равна 12 милям, можно без труда заметить, что подводные лодки, оснащенные такими минами, могут в мирное время или накануне начала боевых действий без особого труда выполнять минирование прибрежных районов потенциального противника.

Внешне Mk67 SLMM выглядит как стандартная торпеда. Впрочем, в ее состав торпеда как раз и входит – сама мина построена на базе торпеды Mk37 Mod2, в конструкцию которой было внесено около 500 изменений и усовершенствований. В том числе изменениям подверглась боевая часть – вместо типовой БЧ установлена мина (в ней применено ВВ типа PBXM-103). Модернизации подверглась бортовая аппаратура системы наведения, а также были применены комбинированные неконтактные взрыватели Mk58 и Mk70, аналогичные устанавливаемым на американских донных минах семейства «Квикстрайк». Рабочая глубина применения мины колеблется от 10 до 300 м, а минный интервал (расстояние между двумя соседними минами) составляет 60 м.

Недостатком Mk67 SLMM является ее «аналоговый» характер, вследствие чего при использовании мины на субмаринах с «цифровой» БИУС необходимо выполнение дополнительных действий по «адаптации» к носителю.

Разработка Mk67 SLMM была начата в 1977–1978 годах и первоначальными планами предусматривалось к 1982 году поставить ВМС Соединенных Штатов 2421 мину нового типа. Однако работы по ряду причин, в том числе из-за завершения холодной войны, затянулись, и состояния начальной оперативной готовности комплекс достиг только в 1992 году (что равнозначно постановке ее на вооружение). В конечном итоге Пентагон приобрел у производителя – компании «Рейтеон Нэйвал энд Мэритайм Интегрейтед Системс Компании» (г. Портсмут, бывшая «Дивей Электроникс») – только 889 мин, из которых наиболее старые уже снимаются с вооружения и утилизируются вследствие истечения сроков хранения. Аналогом данной мины являются российские самотранспортирующиеся донные мины семейства СМДМ, созданные на базе 533-мм торпеды 53-65КЭ и 650-мм торпеды 65-73 (65-76).

В последнее время в США ведутся работы по модернизации минного комплекса Mk67 SLMM, которые осуществляются по нескольким направлениям: во-первых, увеличивается дальность самостоятельного хода мины (за счет усовершенствования энергоустановки) и повышается ее чувствительность (за счет установки более нового программируемого неконтактного взрывателя типа TDD Mk71); во-вторых, компания «Ханиуэлл Марин Системс» предлагает свой вариант мины – на базе торпеды NT-37E, а в-третьих, еще в 1993 году начаты работы по созданию новой модификации самотранспортирующейся мины на базе торпеды Mk48 Mod4 (изюминкой мины должно стать наличие двух БЧ, имеющих возможность разделяться и детонировать независимо друг от друга, подрывая, таким образом, две раздельные цели).

Американские военные также продолжают совершенствовать донные мины семейства «Квикстрайк», созданные на базе авиационных бомб серии Mk80 различных калибров. Причем эти мины постоянно применяются в различных учениях ВМС и ВВС Соединенных Штатов и их союзников.

Отдельного упоминания заслуживают работы в области морского минного оружия, проводимые финскими специалистами. Это особенно интересно в связи с тем, что военно-политическое руководство Финляндии на официальном уровне объявило о том, что оборонительная стратегия государства на морском направлении будет основываться на широком использовании морских мин. При этом минные поля, призванные превратить прибрежные районы в «суп с клецками», будут прикрываться береговыми артиллерийскими батареями и ракетными дивизионами береговой обороны.

Новейшей разработкой финских оружейников является минный комплекс М2004, серийный выпуск которого начат в 2005 году – первый контракт на морские мины под обозначением «Морская мина 2000» компания «Патрия» (главный подрядчик по программе) получила в сентябре 2004 года, обязавшись поставить неназванное их количество в 2004–2008 годах и осуществлять затем техническое обслуживание изделий в местах хранения и эксплуатации.

ПЕЧАЛЬНЫЕ УРОКИ

Морское минное оружие – это «тайна за семью печатями» наравне с торпедным оружием составляющее предмет особой гордости тех держав, которые могут его самостоятельно разрабатывать и производить. Сегодня морские мины различных типов состоят на вооружении военно-морских сил 51 страны мира, причем из них 32 способны сами заниматься их серийным выпуском, а 13 – экспортируют их в другие страны. При этом только в ВМС США после войны в Корее из 18 потерянных и сильно поврежденных боевых кораблей 14 стали жертвами именно морского минного оружия.

Если же оценивать объем усилий, затрачиваемых даже самыми передовыми странами мира на ликвидацию минной угрозы, то достаточно привести такой пример. Накануне Первой войны в Заливе, в январе–феврале 1991 года, иракские ВМС выставили в прибрежных районах Кувейта, на десантоопасных направлениях, более 1300 морских мин 16 различных типов, что в том числе стало причиной срыва «блестяще продуманной» морской десантной операции американцев. После изгнания иракских войск с территории Кувейта силам многонациональной коалиции понадобилось несколько месяцев для того, чтобы полностью очистить указанные районы от мин. По обнародованным данным, противоминным силам военно-морских сил США, Германии, Великобритании и Бельгии удалось найти и уничтожить 112 мин – преимущественно старые советские авиационные донные мины АМД и корабельные мины КМД с неконтактными взрывателями «Краб».


Вертолетоносец "Триполи": пробоина в результате взрыва иракской мины. Фото с сайта www.wikipedia.org


Памятна всем и «минная война», устроенная в Персидском заливе в конце 1980-х годов. Интересно, что тогда командиры американских боевых кораблей, выделенных для эскортирования коммерческих судов в зоне «пылающего огнем» залива, быстро сообразили: нефтеналивные танкеры благодаря особенностям конструкции (двойной корпус и пр.) оказались относительно малоуязвимы перед угрозой со стороны морских мин. И тогда американцы стали ставить танкеры, особенно идущие порожняком, в голове конвоя – даже впереди эскортных боевых кораблей.

В целом в период с 1988 по 1991 год именно мины послужили причиной серьезных повреждений, полученных американскими боевыми кораблями, действовавшими в водах Персидского залива:

– 1988 год – на иранской мине типа М-08 подорвался фрегат УРО «Сэмюэль Б. Робертс», получивший пробоину размером 6,5 м (были сорваны с фундаментов механизмы, поломан киль) и выдержавший затем ремонт стоимостью 135 млн. долл.;

– февраль 1991 года – десантный вертолетоносец «Триполи» подорвался предположительно на иракской мине типа LUGM-145, а крейсер УРО «Принстон» – также на иракской донной мине типа «Манта» итальянской разработки (взрыв повредил аппаратуру системы «Иджис», УВП ЗРК, валопровод гребного винта, руль и часть надстроек и палуб). Следует при этом отметить, что оба этих корабля входили в состав крупного амфибийного соединения с 20 тыс. морских пехотинцев на борту, которому была поставлена задача провести морскую десантную операцию (в ходе освобождения Кувейта американцы так и не смогли провести ни одной морской десантной операции).

Кроме того, эсминец УРО «Пол Ф. Фостер» наскочил на якорную контактную, «рогатую», мину и только по счастливой случайности остался невредим – она оказалась слишком старой и просто не сработала. Кстати, в том же конфликте американский тральщик «Авенджер» стал первым противоминным кораблем в истории, который в боевых условиях обнаружил и обезвредил мину типа «Манта» – одну из лучших «мелководных» донных мин в мире.

Когда же настало время операции «Свобода Ираку», союзным силам пришлось поволноваться более серьезно. В районах действия сил и средств объединенной группировки военно-морских сил, только по официально обнародованным Пентагоном данным, были обнаружены и уничтожены 68 мин и миноподобных объектов. Хотя такие данные вызывают обоснованные сомнения: например, одних только мин типа «Манта» было обнаружено, по данным американских военных, несколько десятков, да плюс к тому 86 «мант» нашли австралийцы на складах и минных заградителях иракцев. Кроме того, подразделениям американских сил специальных операций удалось обнаружить и перехватить грузовое судно, буквально «забитое» иракскими якорными и донными минами, которые предполагалось выставить на линиях коммуникаций в Персидском заливе и предположительно в Ормузском проливе. Причем каждая мина была замаскирована в специальном «коконе», изготовленном из пустой бочки из-под нефти. И уже после завершения активной фазы боевых действий американские оперативно-поисковые группы наткнулись еще на несколько маломерных судов, переоборудованных в минные заградители.

Особо следует отметить, что в ходе Второй войны в Заливе в районе боевых действий и на территории военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США и их союзников в зоне Персидского залива активно использовались американские подразделения, имевшие дельфинов и калифорнийских львов, специально обученных для борьбы с морскими минами и миноподобными объектами. В частности, «животные в погонах» привлекались для охраны военно-морской базы в Бахрейне. Точные данные о результатах использования таких подразделений официально не обнародовались, но американское военное командование признало факт гибели одного дельфина-сапера.

Дополнительное напряжение в ходе операции создавало то, что военнослужащих минно-тральных сил и подразделения водолазов-минеров часто привлекали не только к поиску и уничтожению мин и миноподобных объектов всех типов – плавучих, якорных, донных, «самозакапывающихся» и пр., но и к уничтожению противодесантных минно-взрывных и иных заграждений (например, противотанковые минные поля на берегу).

В отечественном флоте операции по разминированию тоже оставили свой неизгладимый отпечаток. Особенно памятно разминирование Суэцкого канала, проводившееся советским ВМФ по просьбе правительства Египта с 15 июля 1974 года. Со стороны СССР участвовали 10 тральщиков, 2 шнуроукладчика и еще 15 кораблей охранения и вспомогательных судов; принимали участие в тралении канала и залива также французские, итальянские, американские и британские ВМС. Причем «янки» и «томми» тралили районы с выставленными минами советского образца – что немало помогло им в отработке действий по борьбе с минным оружием вероятного противника. Кстати, разрешение американо-британским союзникам на траление данных районов было выдано военно-политическим руководством Египта в нарушение Соглашения о военных поставках от 10 сентября 1965 года, подписанным СССР и АРЕ.

Впрочем, это нисколько не умаляет значения того бесценного опыта, который получен советскими моряками в Суэцком канале. Именно тогда в реальных условиях, на боевых минах, были отработаны действия по уничтожению донных мин при помощи вертолетов-тральщиков, укладывавших шнуровые заряды или буксировавших неконтактные тралы. Были также отработаны применение всех видов тралов и искателей мин в тропических условиях, использование трала «ВКТ» для пробивки первого галса и «БШЗ» (боевой шнуровой заряд) для разрежения минного поля боевых мин вертолетами. Исходя из полученного опыта, советскими специалистами-минерами были откорректированы наставления по тралению, существовавшие в ВМФ СССР. Было также подготовлено большое количество офицеров, старшин и матросов, приобретших бесценный опыт боевого траления.

НОВЫЕ УГРОЗЫ – НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Вследствие изменившегося характера минной войны на море и расширения круга задач противоминных сил их подразделения должны быть готовы равно эффективно действовать как в глубоководных и мелководных районах океанов и морей, так и в чрезвычайно мелководных районах прибрежных зон, рек и озер, а также в приливно-отливной зоне (полосе прибоя) и даже на «пляже». Особо хотелось бы отметить, что в последнее десятилетие прошлого века наметилась явная тенденция использования военными стран третьего мира достаточно интересного способа минных постановок – старые контактные якорные и более современные неконтактные донные мины стали использоваться в рамках одного минного поля, что затрудняло сам процесс проведения траления, поскольку требовало от противоминных сил применения разных видов тралов (а для поиска донных мин – еще и подводных необитаемых противоминных аппаратов).

Все это требует от военнослужащих минно-тральных сил не только соответствующей разносторонней подготовки, но и наличия необходимых вооружений и технических средств обнаружения мин и миноподобных объектов, их обследования и последующего уничтожения.

Особая опасность современного морского минного оружия и его стремительного распространения по миру заключается в том, что на акватории, благоприятные для выполнения постановок морских мин, приходится сегодня до 98% мирового торгового судоходства. Немаловажно и следующее обстоятельство: современные концепции применения военно-морских сил ведущих стран мира особое внимание уделяют возможности корабельных группировок выполнять различные маневры – в том числе в прибрежной, или «литоральной», зоне. Морские же мины ограничивают действия боевых кораблей и вспомогательных судов, становясь, таким образом, существенным препятствием для решения ими назначенных тактических задач. Итог – для ведущих стран мира, располагающих крупными военно-морскими силами, теперь стало более предпочтительным создавать эффективные противоминные силы, чем заниматься разработкой мин и минных заградителей.

В связи со всем вышесказанным в военно-морских силах ведущих стран мира развитию противоминных сил и средств в последнее время уделяется повышенное внимание. При этом упор делается на применение современных технологий и использование необитаемой дистанционно-управляемой подводной техники. В следующем материале мы рассмотрим современные тенденции в области разработки противоминных средств и совершенствования тактики действия противоминных сил ведущих стран мира.

Германская авиационная донная мина LMB
(Luftmine B (LMB))

(Информация к тайне гибели линкора "Новороссийск")

Предисловие.

29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на рейде Севастополя произошел взрыв, в результате которого флагман Черноморского флота линейный корабль "Новороссийск" (бывший итальянский "Giulio Cezare") получил пробоину в носовой части. В 4 часа 15 минут линкор вследствие неостановимого поступления воды в корпус перевернулся и затонул.

Правительственная комиссия, расследовавшая причины гибели линкора, наиболее вероятной причиной назвала взрыв под носовой частью корабля немецкой морской донной неконтактной мины типа LMB или RMH, или же одновременно двух мин той или другой марки.

У большинства исследователей, которые занимались этой проблемой, такая версия причины события вызывает серьезные сомнения. Они полагают, что мина типа LMB или RMH, которая возможно могла лежать на дне бухты (водолазы в 1951-53 годах обнаружили 5 мин типа LMB и 19 мин RMH), не имела достаточной мощности, и ее взрывное устройство к 1955 году не могло привести мину к взрыву.

Однако, противники минной версии, в основном упирают на то, что к 1955 году батареи питания в минах были полностью разряжены и поэтому взрывные устройства не могли сработать.
В общем то, это совершенно верно, но обычно этот тезис для сторонников минной версии недостаточно убедителен, поскольку оппоненты не рассматривают характеристик минных устройств. Некоторые из сторонников минной версии полагают, что по каким то причинам, часовые устройства, имеющиеся в минах, не отработали как положено, а вечером 28 октября, будучи потревоженными, вновь пошли, что и привело к взрыву. Но и они не доказывают свою точку зрения расмотрением устройства мин.

Автор попытается настолько полно, насколько это сегодня возможно, описать конструкцию мины LMB, ее характеристики и способы приведения в действие. Надеюсь, что эта статья внесет хоть немного ясности в выяснение причин этой трагедии.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Автор не является специалистом в области морских мин, и поэтому к нижеизложенному материалу стоит относиться критически, хотя он и построен на основании служебных источников. Но что делать, коли специалисты в морском минном оружии не спешат познакомить людей с немецкими морскими минами.
Пришлось взяться за это дело сугубому сухопутчику. Если кто либо из морских специалистов сочтет нужным и возможным поправить меня, то я буду искренне рад внести исправления и уточнения в эту статью. Одна просьба - не ссылаться на вторичные источники (художественные произведения, мемуары ветеранов, чьи то байки, оправдания флотских офицеров, причастных к событию). Только служебная литература (инструкции, технические описания, руководства, памятки, служебные справочники, фотографии, схемы).

Германские морские, устанавливаемые с самолетов мины серии LM (Luftmine) являлись наиболее распространенныим и наиболее часто применяемыми из всех донных мин неконтактного действия. Они были представлены пятью различными типами мин, устанавливаемых с самолетов.
Эти типы обозначались как LMA, LMB, LMC, LMD, и LMF.
Все эти мины были минами неконтактного действия, т.е. для их срабатывания не требовалось непосредственного контакта судна с датчиком цели данной мины.

Мины LMA и LMB являлись донными минами, т.е. после сбрасывания ложились на дно.

Мины LMC, LMD и LMF являлись якорными минами, т.е. на дно ложился только якорь мины, а сама мина располагалась на определенной глубине подобно обычным морским минам контактного действия. Однако мины LMC, LMD и LMF размещались на глубине, большей, нежели осадка любого корабля.

Это связано с тем, что донные мины должны устанавливаться на глубинах не превышающих 35 метров, с тем, чтобы взрыв мог причинить кораблю значительные повреждения. Таким образом, значительно ограничивались глубины их применения.

Якорные же мины неконтактного действия могли устанавливаться при тех же глубинах моря, что и обычные контактные якорные мины, имея перед ними то преимущество, что их можно ставить не на заглубление, равное или меньшее чем осадки кораблей, а значительно глубже и тем самым затруднять свое траление.

В Севастопольской бухте из-за ее небольших глубин (в пределах 16-18 метров до слоя ила) применение мин LMC, LMD и LMF было нецелесообразно, а мина LMA, как выяснилось еще в 1939 году, имела недостаточный заряд (вдвое меньше, чем в LMB) и ее производство было прекращено.

Поэтому, для минирования бухты немцами применялись из этой серии только мины LMB. Мин других марок этой серии как в период войны, так и в послевоенное время обнаружено не было.

Мина LMB.

Мина LMB разрабатывалась фирмой Dr.Hell SVK в 1928-1934 годах и была принята на вооружение Люфтваффе в 1938 году.

Существовала в четырех основных моделях- LMB I, LMB II, LMB III и LMB IV.

Мины LMB I, LMB II, LMB III внешне между собой были практически неразличимы и очень похожи на мину LMA, отличаясь от нее большей длиной (298см. против 208см.) и весом заряда (690 кг. против 386кг).

LMB IV была дальнейшим развитием мины LMB III.
Прежде всего, она отличалась тем, что цилиндрическая часть корпуса мины, исключая отсек взрывного устройства, изготавливалась из водостойкой пластифицированной прессованой бумаги (пресс-штофа). Полусферический нос мины изготавливался из бакелитовой мастики. Это диктовалось частично характеристиками экспериментального взрывного устройства "Wellensonde" (AMT 2), и частично нехваткой алюминия.

Кроме того, существовал вариант мины LMB с обозначением LMB/S, который отличался от других вариантов тем, что не имел парашютного отсека, и эта мина устанавливалась с различных плавсредств (корабли, баржи). В остальном она ничем не отличалась.

Однако, в Севастопольской бухте обнаруживались только мины с корпусом из алюминия, т.е. LMB I, LMB II или LMB III, которые отличались друг от друга только мелкими конструктивными особенностями.

В мину LMB могли устанавливаться следующие взрывные устройства:
* магнитное М1 (оно же E-Bik, SE-Bik);
* акустическое А1;
* акустическое А1st;
* магнитно-акустическое МА1;
* магнитно-акустическое МА1a;
* магнитно-акустическое МА2;
* акустическое с низкотональным контуром АТ2;
* магнитно-гидродинамическое DM1;
* акустико-магнитное с низкотональным контуром AMT 1.

Последнее являлось экспериментальным и сведений о его установке в мины не имеется.

Также могли устанавливаться модификации вышеприведенных взрывных устройств:
*M 1r, M 1s - модификации взрывного устройства М1, оснащенные приборами против траления магнитными тралами
* магнитное M 4 (оно же Fab Va);
* акустическое A 4,
* акустическое A 4st;
* магнитно-акустическое MA 1r, снабженное прибором против траления магнитными тралами
* модификация MA 1r под обозначением MA 1ar;
* магнитно-акустическое MA 3;

Основные характеристики мины LMB:

Корпус -алюминий или пресс-штоф
Размеры габаритные: -диаметр 66.04 см.
-длина 298.845см.
Общий вес мины -986.56 кг.
Вес заряд взрывчатого вещества -690.39 кг.
Тип взрывчатого вещества гексонит
Используемые взрывные устройства -М1, М1r, M1s, M4, A1, A1st, A4, A4st, AT1, AT2, MA1, MA1a, Ma1r, MA1ar, MA2, MA3, DM1
Используемые дополнительные устройства -часовой механизм приведения мины в боевое положение типов UES II, UES IIa
-таймерный самоликвидатор типа VW (может не устанавливаться)
-таймерный нейтрализатор типа ZE III (может не устанавливаться)
-устройство необезвреживаемости типа ZUS-40 (может не устанавливаться)
-бомбовый взрыватель типа LHZ us Z(34)B
Способы установки - сбросом с парашютом с самолета
-сбросом с плавсредства (вариант мины LMB/S)
Глубины применения мины - от 7 до 35 метров.
Дистанции обнаружения цели -от 5 до 35 метров
Варианты использования мины - неуправляемая донная мина с магнитным, акустическим, магнитно-акустическим или магнитно-барометрическим датчиком цели,
Время приведения в боевое положение -от 30 мин. до 6 часов через 15 мин. интервалы или
-от 12 час. до 6 суток через 6-часовые интервалы.
Самоликвидаторы:
гидростатический (LiS) - при подъеме мины на глубину менее 5.18м.
таймерный (VW) - по времени от 6 часов до 6 суток с 6-часовыми интервалами или нет
гидростатический (LHZ us Z(34)B) -если мина после сброса не достигла глубины 4.57м.
Самонейтрализатор (ZE III) -через 45-200 суток (мог не устанавливаться)
Прибор кратности (ZK II) - от 0 до 6 кораблей или
- от 0 до 12 кораблей или
- от 1 до 15 кораблей
Защита от вскрытия мины -да
Время боевой работы -определяется исправностью батарей питания. Для мин с акустическими взрывными устройствами от 2 до 14 суток.

Гексонит это смесь гексогена (50%) с нитроглицерином (50%). Мощнее тротила на 38-45%. Отсюда масса заряда в тротиловом эквиваленте составляет 939-1001 кг.

Устройство мины LMB.

Внешне это алюминевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой хвостовой частью.

Конструктивно мина состоит из трех отсеков:

*отсек основного заряда, в котором размещается основной заряд, бомбовый взрыватель LHZusZ(34)B, часы приведения взрывного устройства в боевое положение UES с гидростатическим устройством самоликвидации LiS, гидростатическим механизмом включения промежуточного детонатора и устройством необезвреживаемости бомбового взрывателя ZUS-40..
Снаружи этот отсек имеет бугель для подвески к самолету, три лючка для заполнения отсека взрывчаткой и лючки для UES, бомбового взрывателя и механизма включения промежуточного детонатора.

*отсек взрывного устройства, в котором размещается взрывное устройство, с прибором кратности, таймерным самоликвидатором, таймерным нейтрализатором, устройством необезвреживаемости и устройством защиты от вскрытия.

*парашютный отсек, в котором размещается уложенный парашют. В этот отсек выходят оконечные устройства некоторых взрывных устройств (микрофоны, датчики давления).

UES (Uhrwerkseinschalter). В мине LMB использовались часовые механизмы приведения мины в боевое положение типов UES II или UES IIa.

UES II - это гидростатический часовой механизм, который начинает отсчет времени только если мина окажется на глубине равной 5.18 м. или более. Включается он срабатыванием гидростата, который высвобождает анкерный механизм часов. Следует знать, что часовой механизм UES II продолжит свою работу даже если в это время мину извлечь из воды.
UES IIa аналогичен UES II, но прекращает свою работу если мину извлечь из воды.
Размещается UES II под лючком на боковой поверхности мины с противоложной стороны бугелю подвески на расстоянии 121.02 см. от носа. Диаметр лючка 15.24 см., закреплен стопорным кольцом.

Оба типа UES могли снабжаться гидростатическим устройством неизвлекаемости LiS (Lihtsicherung), которое замыкало батарею питания на электродетонатор и взрывало мину, если ее поднимать и она окажется на глубине меньше, чем 5.18м. При этом LiS могло подсоединяться непосредственно в цепь UES и активизировалось после того, как UES отработает свое время, или же через форконтакт (Vorkontakt), который активизировал LiS через 15-20 минут, после начала работы UES. Посредством LiS обеспечивалась невозможность подъема мины на поверхность после ее сброса с плавсредства.

Часовой механизм UES можно предварительно установить на требуемое время приведения мины в боевое положение в пределах от 30 минут до 6 часов через 15-минутные интервалы. Т.е. мина приведется в боевое положение после сброса через 30 минут, 45 мин, 60 мин., 75 мин.,......6 часов.
Второй вариант работы UES - часовой механизм можно предварительно установить на время приведения мины в боевое положение в пределах от 12 часов до 6 суток через 6-часовые интервалы. Т.е. мина приведется в боевое положение после сброса через 12 часов, 18 час, 24 час,......6 суток. Проще говоря, при попадании мины в воду на глубину 5.18м. или глубже сначала отработает свое время задержки UES и лишь затем начнется процесс настройки взрывного устройства Собственно, UES это предохранительное устройство, позволяющее своим кораблям безопасно перемещаться вблизи мины определенное, известное им время. Например, при продолжающихся работах по минированию акватории.

Бомбовый взрыватель (Bombenzuender) LMZ us Z(34)B. Его основная задача заключается в том, чтобы взорвать мину, если она не достигнет глубины 4.57.м. до истечения 19 секунд с момента касания поверхности.
Взрыватель располагается на боковой поверхности мины на 90 градусов от бугеля подвески на 124.6 см. от носа. Лючок диаметром 7.62см. закреплен стопорным кольцом.
В конструкции взрывателя имеется таймерный механизм часового типа, который расстопаривает инерционный грузик через 7 секунд после того, как из взрывателя извлечена предохранительная чека (чека соединена тонкой проволокой со сбрасывающим устройством самолета). После касания мины поверхности земли или воды движение инерционного грузика запускает таймерный механизм, который через 19 секунд вызывает срабатывание взрывателя и взрыв мины, если имеющийся во взрывателе гидростат, до этого момента не застопорит таймерный механизм. А гидростат сработает, только если мина к этому моменту достигнет глубины не меньше 4.57 метра.
По сути дела этот взрыватель является самоликвидатором мины на тот случай, если она упала на землю и на мелководье и может быть обнаружена противником.

Устройство необезвреживаемости (Ausbausperre) ZUS-40. Под взрывателем может располагаться устройство необезвреживаемости ZUS-40. Оно предназначено для того, чтобы водолаз противника не смог извлечь взрыватель LMZusZ(34)B, и тем самым сделать возможным подъем мины на поверхность.
Это устройство состоит из подпружиненного ударника, который высвобождается, если попытаться извлечь из мины взрыватель LMZ us Z(34)B.

Устройство имеет ударник 1, стремящийся под влиянием пружины 6 продвинуться вправо и наколоть капсюль-воспламенитель 3. Продвижению ударника мешает стопор 4, опирающийся снизу на стальной шарик 5. Устройство необезвреживаемости помещается в боковом запальном стакане мины под взрывателем, детонатор которого входит в гнездо устройства неизвлекаемости. Ударник подается влево, вследствие чего контакт между ним и стопором нарушается При ударе мины о воду или грунт шарик вылетает из своего гнезда, и стопор под действием пружины 2 опускается вниз, освобождая путь ударнику, который теперь удерживается от накола капсюля только детонатором взрывателя. При извлечении взрывателя из мины более чем на 1.52 см. детонатор выходит из гнезда ликвидатора и окончательно освобождает ударник, который накалывает капсюль-детонатор, взрыв которого взрывает специальный детонатор, а от него взрывается основной заряд мины.

От автора. Вообще то ZUS-40 это стандартное устройство необезвреживаемости, применявшееся в немецких авиабомбах. Им могли быть снабжены большинство фугасных и осколочных бомб. Причем, ZUS устанавливался под взрыватель и бомба, снабженная им ничем не отличалась от той, которая таковым не снабжена. Точно также это устройство могло иметься в мине LMB или не иметься. В Севастополе несколько лет назад была обнаружена мина LMB и при попытке ее разборки от взрыва механического защитника взрывного устройства (GE) погибли двое доморощенных деминеров. Но там сработал только специальный килограммовый заряд, который предназначен именно для укорачивания излишнего любопытства. Если бы они стали вывинчивать бомбовый взрыватель, то избавили бы своих родных от необходимости их хоронить. Взрыв 700 кг. гексонита просто превратил бы их в пыль.

Обращаю внимание всех любителей поковыряться во взрывоопасных остатках войны на то, что да, большинство немецких бомбовых взрывателей конденсаторного типа и ныне уже неопасны. Но имейте в виду, что под любым из них может оказаться ZUS-40. А эта штука механичская и может ждать свою жертву неопределенно долго.

Включатель промежуточного детонатора. Размещен на противоволожной стороне от бомбового взрывателя на расстоянии 111.7см. от носа. Имеет лючок диаметром 10.16 см., закрепленный стопорным кольцом. Головка его гидростата вызодит на поверхность боковой стороны мины рядом с бомбовым взрывателем. Гидростат стопорится второй предохранительной чекой, которая тонкой проволочкой соединена со сбрасывающим устройством самолета. Основная задача включателя промежуточного детонатора состоит в предохранении от взрыва мины при случайном срабатывании взрывного механизма до того, как мина окажется на глубине.. При нахождении мины на суше, в воздух гидростат не позволяет промежуточному детонатору соединиться с электродетонатором (а послед)ний проводами соединен со взрывным устройством) и при случайном срабатывании взрывного устрйоства взорвется только электродетонатор. Когда мина сброшена, то одноврменно с предохранительной чекой бомбового взрывателя вытаскивается и предохранительная чека включателя промежцуточного детонатора. По достижении глубины 4.57 метра гидростат позволит промежуточному детонатору соединиться с электродетонатором.

Таким образом, после отделения мины от самолета, с помощью натяжных проволок извлекаются предохранительные чеки бомбового взрывателя и включателя промежуточного детонатора, а также вытяжная шпилька парашюта. Колпак парашюта сбрасывается, парашют раскрывается и мина начинает снижаться. В этот момент (7 секунд после отделения от самолета) таймер бомбового взрывателя расстопаривает свой инерционный грузик.
В момент касания мины поверхности земли или воды инерционный грузик вследствие удара о поверхность запускает таймер бомбового взрывателя.

Если через 19 секунд мина не окажется глубже, чем 4.57 метра, то бомбовой взрыватель взрывает мину.

Если мина до истечения 19 секунд достигла глубины 4.57м., то таймер бомбового взрывателя стопорится и в дальнейшем взрыватель в работе мины участия не принимает.

По достижении миной глубины 4.57м. гидростат включателя промежуточного детонатора посылает промежуточный детонатор в соединение с электродетонатором.

По достижении миной глубины 5.18м. гидростат UES запускает свой часовой механизм в работу и начинается отсчет времени до приведения взрывного устройства в боевое положение.

При этом через 15-20 минут с момента начала работы часов UES может включиться устройство неизвлекаемости LiS, которое взорвет мину, если ее поднять на глубину меньше, чем 5.18м. Но в зависимости от заводских предустановок, включение LiS может производиться не через 15-20 минут после запуска UES, а только после отработки UES своего времени.

Через заданное время UES замкнет взрывную цепь на взрывное устройство, которое начнет процесс приведения себя в боевое положение.

После того, как основное взрывное устройство привело себя в боевое положение мина оказывается в положении боевого дежурства, т.е. в ожидании корабля-цели.

Воздействие вражеского корабля на чувствительные элементы мины приводит к ее взрыву.

Если мина оснащена таймерным нейтрализатором, то в зависимости от установленного времени в пределах от 45 до 200 суток он отделит источник питания от электросхемы мины и миана станет безопасной.

Если мина снабжена самоликвидатором, то, в зависимости от установленного времени в пределах до 6 суток он замкнет батарею питания на электродетонатор и мина взорвется.

Мина может быть снабжена устройством защиты взрывного устройства от вскрытия. Это механически приводимый в действие взрыватель разгрузочного действия, который при попытке вскрыть отсек взрывного устройства взорвет килограммовый заряд взрывчатки, который разрушит взрывное устройство, но не приведет к взрыву всей мины.

Рассмотрим взрывные устройства, которые могли устанавливаться в мину LMB. Все они устанавливались в отсек взрывного устройства на заводе. Сразу заметим, что различить какое именно устройство установлено в данную мину возможно лишь по маркировке на корпусе мины.

Магнитное взрывное устройство M1 (оно же E-Bik и SE-Bik) . Это магнитное неконтактное взрывное устройство, которое реагирует на изменения вертикального компонента магнитного поля Земли. В зависимости от заводских настроек оно может реагировать на изменения северного направления (магнитные силовые линии идут от северного полюса к южному), на изменения южного направления или же на изменения той и другой направленности.

От Ю.Мартыненко. В зависимости от места постройки корабля, точнее, от того, как по странам света был ориентирован стапель, корабль навсегда приобретает определеную направленность своего магнитного поля. Может статься, что один корабль может безопасно проходить над миной множество раз, другой же подорвется.

Разработано фирмой Hartmann & Braun SVK в 1923-25 гг. Питается М1 от батареи типа EKT рабочим напряжением 15 вольт. Чувствительность прибора ранних серий составляло 20-30 mOe. Позднее она была увеличена до 10 mOe, а последнии серии имели чувствительность 5 mOe. Проще говоря, М1 обнаруживает корабль на расстояниях от 5 до 35 метров. После того, как UES отработало заданное время, оно подает питание на М1, в котором начинается процесс настройки на то магнитное поле, которое имеется в данном месте на момент начала работы A.L.A (прибора, встроенного в М1 и предназначенного для определения характеристик магнитного поля и принятия их за нулевое значение).
Взрывное устройство М1 в своей схеме имело вибрационный датчик (Pendelkontakt), который блокировал работу взрывной цепи при воздействии на мину возмущающих влияний немагнитного характера (удары, толчки, перекатывания, ударные волны подводных взрывов, сильные вибрации от слишком близко работающих механизмов и корабельных винтов). Этим обеспечивалась устойчивость мины ко многим тральным мероприятиям противника, в частности к тралению с помощью бомбометания, протягивания по дну якорей и тросов.
Взрывное устройство М1 оснащалось часовым пружинным механизмом VK, который при сборке мины на заводе мог устанавливаться на отработку интервалов времени от 5 до 38 секунд. Он предназначался для воспрепятствования сработке взрывного устройства, если магнитное воздействие проходящего над миной корабля прекращалось ранее заданного отрезка времени. Когда взрывное устройство М1 мины реагирует на цель, оно заставляет соленоид часов сработать, таким образом запуская секундомер. Если магнитное воздействие присутствует в конце заданного времени секундомер замкнет взрывную сеть и приведет мину в действие. Если мина не будет взорвана приблизительно после 80 срабатываний VK, то он выключается из работы.
С помощью VK достигалась нечувствительность мины к малоразмерным быстроходным кораблям (торпедные катера и т.п.), магнитным тралам, установленным на самолетах.
Также внутри взрывного устройства находился и был включен в электроцепь взрывного устройства прибор кратности (Zahl Kontakt (ZK)), который обеспечивал взрыв мины не под первым, проходящим над миной кораблем, а под определенным по счету.
Во взрывном устройстве М1 использовались приборы кратности типов ZK I, ZK II, ZK IIa и ZK IIf.
Все они приводятся в действие пружинным приводом часового типа, анкеры которых управляются электромагнитами. Однако, мина должна быть приведена в боевое положение прежде, чем электромагнит, управляющий анкером, может начать действовать. Т.е. должна быть закончена программа приведения в боевое положение взрывного устройства М1. Взрыв мины мог произойти под кораблем только после того, как прибор кратности отсчитал заданное количество проходов кораблей.
ZK I являлся шестишаговым механическим счетчиком. Учитывал импульсы срабатывания длительностью 40 секунд и более.
Проще говоря, его можно было настроить на проход от 0 до 6 кораблей. При этом изменение магнитного поля должно было продолжаться 40 секунд или более. Этим самым исключался отсчет быстроходных целей типа торпедных катеров или самолетов с магнитными тралами.
ZK II - являлся двенадцатишаговым механическим счетчиком. Он учитывал импульсы срабатывания длительностью 2 минуты и более.
ZK IIa был аналогичен ZK II, за исключением того, учитывал импульсы срабатывания длительностью не 2, а 4 минуты и более.
ZK IIf был аналогичен ZK II, за исключением того, что временной интервал был уменьшен с двух минут до пяти секунд.
В электросхеме взрывного устройства М1 имелся так называемый маятниковый контакт (по сути дела вибрационный датчик), который блокировал работу устройства при любых механических воздействиях на мину (перемещение, перекатывание, толчки, удары, взрывные волны и т.п), что обеспечивало устойчивость мины к несанкционированным влияниям. Проще говоря, он обеспечивал срабатывание взрывного устройства только при изменении магнитного поля проходящим кораблем.

Взрывное устройство М1, будучи приведенным в боевое положение, срабатывало при нарастании или уменьшении вертикальной компоненты магнитного поля заданной длительности, причем взрыв мог произойти под первым, вторым,...,двенадцатым кораблем в зависимости от предустановок ZK..

Как и все другие магнитные взрывные устройства М1 в отсеке взрывного устройства размещался в кардановом подвесе, который обеспечивал строго определенное положение магнитометра вне зависимости от того, в каком положении мина лежит на дне.

Варианты взрывного устройства М1, имевшие обозначения M1r и M1s имели в своей электросхеме схеме дополнительные цепи, обеспечивающие повышенную стойкость взрывного устройства к магнитным противоминным тралам.

Производство всех вариантов М1 было прекращено в 1940 году из-за неудовлетворительных характеристик и повышенного расхода электроэнергии батареи питания.

Комбинированное взрывное устройство DM1 . Представляет собой магнитное взрывное устройство М1
, в которое добавлен контур с гидродинамическим датчиком, реагирующим на снижение давления. Разработано фирмой Hasag SVK в 1942 году, однако изготовление и установка в мины началась лишь к июню 1944 года. Впервые мины с DM1 стали устанавливаться в проливе Ла Манш в июне 1944 года. Поскольку Севастополь был освобожден в мае 1944, то применение DM1 в минах, устанавливавшихся в Севастопольской бухте исключается.

Срабатывает, если в пределах от 15 до 40 сек. после того, как М1 зарегистрировал корабль-цель (магнитная чувствительность: 5 mOe) давление воды понижается на 15-25 мм. водяного столба и сохраняется 8 секунд. Либо наоборот, если датчик давления регистрирует снижение давление на 15-25 мм. водяного столба в течение 8 секунд и в это время магнитный контур зарегистрирует появление корабля-цели.

В схеме имеется гидростатическое устройство самоликвидации (LiS), которе замыкает взрывную цепь мины, если последнюю поднять на глубину менее 4.57 метра.

Датчик давления своим корпусом выходил в парашютный отсек и размещался между резонаторными трубами, которые использовались только во взрывном устройстве AT2, но в общем то являлись частью стенки отсека взрывного устрйоства. источник питания единый для магнитного и барометрического контуров- батарея типа EKT рабочим напряжением 15 вольт.

Магнитное взрывное устройство M4 (оно же Fab Va) . Это неконтактное магнитное взрывное устройство, которое реагирует на изменения вертикального компонента магнитного поля Земли, как северного, так и южного направления. Разработано фирмой Eumig в Вене в 1944 году. Изготавливалось и устанавливалось в мины в очень ограниченных количествах.
Питается от батареи напряжением 9 вольт. Чувствительность очень высокая 2.5 mOe. В работу запускается как и М1 через вооружающие часы UES. Автоматически настраивается на уровень магнитного поля, имеющееся в точке сброса мины на момент окончания работы UES.
В своей схеме имеет цепь, которую можно полагать 15-шаговым прибором кратности, которую перед установкой мины можно настраивать на проход от 1 до 15 кораблей.
Никаких дополнительных устрйств, обеспечивающих неизвлекаемость, необезвреживаемость, периодическое прерывание работы, противотральные свойства в М4 не встраивалось.
Также, не имелось устройств, определяющих продолжительность изменения магнитного влияния. М4 срабатывало немедленно при обнаружении изменения магнитного поля.
Вместе с тем, М4 имело высокую стойкость к ударным волнам подводных взрывов за счет совершенной конструкции магнитометра нечувствительного к механическим воздействиям.
Надежно ликвидируется магнитными тралами всех типов.

Как и все другие магнитные взрывные устройства М4 размещается внутри отсека на кардановом подвесе, который обеспечивает правильное положение вне зависимости от положения, которое занимает мина при падении на дно. Правильное, т.е. строго вертикальное. Это диктуется тем, что силовые магнитные линии должны входить во взрывное устройство либо сверху (северное направление,), либо снизу (южное направление). При ином положении взрывное устройство не сможет даже правильно настроиться, не говоря уж о правильном реагировании.

От автора. Очевидно существование такого взрывного устройства диктовалось сложностями промышленного производства и резким ослаблением сырьевой базы конечного периода войны. Немцам в это время требовалось произвести как можно больше наиболее простых и дешевых взрывных устройств даже и в пренебрежении их противотральными свойствами.

Вряд ли в севастопольской бухте могли ставиться мины LMB со взрывным устройством М4. А если и ставились, то наверняка все они были уничтожены противоминными тралами еще в период войны.

Акустическое взрывное устройство А1 корабля. Взрывное устройство A1 начало разрабатываться с мая 1940 фирмой Dr.Hell SVK и в середине мая 1940 был представлен первый образец. Было принято на вооружение в сентябре 1940.

Устройство реагировало на нарастающий до определенной величины шум винтов корабля частотой 200 герц, длящийся более 3-3.5 секунд.
Оснащалось прибором кратности (Zahl Kontakt (ZK)) типа ZK II, ZK IIa, ZK IIf. Более подробная информация об ZK имеется в описании взрывного устройства M1.

Кроме того, взрывное устройство А1 было оснащено устройством защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung (GE) оно же Oefnungsschutz)

GE состояло из плунжерного переключателя, который держал свою цепь в разомкнутом состоянии когда крышка отсека взрывного устройства, была закрыта. Если попытаться снять крышку, пружинный плунжер высвобождается в процессе снятия и замыкает цепь от главной батареи взрывного устройства к специальному детонатору, взрывая маленький 900-граммовый заряд ВВ, который уничтожает взрывное устройство, но не взрывает основной заряд мины. GE приводится в боевое положение до установки мины, вставлением предохранительной шпильки, которая замыкает цепь GE. Эта шпилька вставляется в корпус мины через отверстие, находящееся на 135° от верха мины в 15.24см. от бортика хвостового лючка. Если GE установлено в корпусе, это отверстие будет присутствовать на корпусе, хотя оно будет зашпаклевано и закрашено, чтобы не быть видным.

Взрывное устройство А1 имело три батареи питания. Первая это 9-вольтовая батарея микрофона, 15-вольтовая блокирующая батарея и 9-вольтовая запальная батарея.

Электросхема А1 обеспечивала ее несрабатывание не только от коротких звуков (короче 3-3.5 секунд), но и от слишком сильных звуков, например, от ударной волны взрывов глубинных бомб.

Вариант взрывного устройства под обозначением A1st имел пониженную чувствительность микрофона, что обеспечивало несрабатывание от шума акустических минных тралов и шума винтов малоразмерных судов.

Время боевой работы взрывного устройства А1 с момента его включения от 50 часов до 14 суток, после чего батарея питания микрофона выходит из строя вследствие израсходования своей емкости.

От автора. Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что батарея микрофона и блокирующая батарея находятся постоянно в работе. Под водой нет абсолютной тишины, особенно в гаванях и портах. Микрофон передает на трансформатор в виде переменного электротока все звуки им получаемые, а блокирующая батарея через свою схему блокирует все сигналы, не отвечающие заданным параметрам. Рабочий ток колеблется от 10 до 500 милиампер.

Акустическое взрывное устройство А4 . Это акустическое взрывное устройство, реагирующее на шум винтов проходящего корабля. Начало разрабатываться в 1944 году фирмой Dr.Hell SVK и в конце года был представлен первый образец.. Было принято на вооружение и начало устанавливаться в мины в начале 1945.

Следовательно, встретить А4 в минах LMB. установленных в Севастопольской бухте, невозможно.

Устройство реагировало на нарастающий до определенной величины шум винтов корабля частотой 200 герц, длящийся более 4-8 секунд.

Оснащалось прибором кратности типа ZK IIb, который мог устанавливаться на прохождение кораблей от 0 до 12. Имело защиту от шума подводных взрывов за счет того, что реле устройства срабатывали с замедлением, а шум взрыва обрывистый. Имело защиту от имитаторов шума винтов, устанавливаемых в носовой части корабля за счет того, что шум винтов должен был равномерно нарастать в течение 4-8 секунд, а шум винтов, исходящих одновременно из двух точек (шум настоящих винтов и шум имитатора) давал неравномерное нарастание.

В устройстве устанавливалось три батареи. Первая для питания схемы напряжением 9 вольт, вторая для питания микрофона напряжением 4.5 вольт и третья блокирующая схему напряжением 1.5 вольт. Ток покоя микрофона достигал 30-50 милиампер.

От автора. Хотелось бы и здесь обратить внимание читателей на то, что батарея микрофона и блокирующая батарея находятся постоянно в работе. Под водой нет абсолютной тишины, особенно в гаванях и портах. Микрофон передает на трансформатор в виде переменного электротока все звуки им получаемые, а блокирующая батарея через свою схему блокирует все сигналы, не отвечающие заданным параметрам.

Взрывное устройство A4st отличалось от А4 только пониженной чувствительностью к шумам. Этим обеспечивалось несрабатывание мины под малозначительными целями (небольшие малошумные суда).

Акустическое взрывное устройство с низкочастотным контуром АT2 . Это акустическое взрывное устройство, имеющее два акустических контура. Первый акустический контур реагирует на шум винтов корабля частой 200 герц похоже, как взрывное устройство А1. Однако, срабатывание этого контура приводило к включению второго акустического контура, который реагировал только на звуки низкой частоты (около 25 герц), исходящие строго сверху. Если низкочастотный контур регистрировал шумы низкой частоты более 2 секунд, то он замыкал взрывную цепь и происходил взрыв.

АТ2 разрабатывалось с 1942 фирмами Elac SVK и Eumig. Начало использоваться в минах LMB в 1943 году.

От автора. Служебные источники не поясняют для чего требовался второй низкочастотный контур. Автор предполагает, что таким образом выявлялся достаточно крупный корабль, который в отличие от небольших посылал в воду достаточно сильные шумы низкой частоты от мощных тяжелых корабельных двигателей.

Для того, чтобы уловить низкочастотные шумы, взрывное устройство оснащалось резонаторными трубами, внешне похожими на оперение авиационных бомб.
На фотографии показана хвостовая часть мины LMB с выходящими в парашютный отсек резонаторными трубами взрывного устройства АТ1. Кожух парашютного отсека снят, чтобы бы было видно АТ1 с его резонаторными трубами.

Устройство имело четыре батареи питания. Первая для питания микрофона первого контура напряжением 4.5 вольт и электородетонатора, вторая напряжением 1.5 вольт для управления трансформатором низкочастотного контура, третья 13.5 вольт для цепи накала трех усилительных радиоламп, четвертая 96 анодная на 96 вольт для питания радиоламп.

Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими не оснащалось. Срабатывало под первым проходящим кораблем.

Американский справочник по немецким морским минам OP1673A отмечает, что мины с этими взрывными устройствами имели тенденцию к самопроизвольному срабатыванию, если оказывались в зонах донных течений или во время сильных штормов. Вследствие постоянной работы микрофона контура нормальных шумов (под водой на этих глубинах довольно шумно) время боевой работы взрывного устройства AT2 составляло всего 50 часов.

От автора. Возможно, что именно эти обстоятельства предопределили, что из очень небольшого количества образцов немецких морских мин времен Второй Мировой войны, хранящихся ныне в музеях, мина LMB/AT 2 есть во многих. Правда, стоит помнить, что мина LMB сама по себе могла быть оснащена устройством неизвлекаемости LiS и устройством необезвреживаемости ZUS-40 под бомбовым взрывателем LHZusZ(34)B. Могла, но очевидно довольно много мин этими штуками не были оснащены.

В случае воздействия на микрофон ударной волны подводного взрыва, которая характеризуется очень быстрым возрастанием и небольшой продолжительностью, на мгновенно возрастающий ток в цепи реагировало специальное реле, которое блокировало взрывную цепь на время прохождения взрывной волны.

Магнитно-акустическое взрывное устройство MА1 .
Это взрывное устройство было разработано фирмой Dr.Hell CVK в 1941 году, и в этом же году поступило на вооружение. Срабатывание магнитно-акустическое.

После сбрасывания мины п происходит процесс отработки времени задержки часами UES и настройки на магнитное поле, существующее в данном месте совершенно аналогично как во взрывном устройстве М1. Собственно, МА1 это взрывное устройство М1, с добавлением в него акустического контура. Процесс включения и настройки указан в описании включения и настройки взрывного устройства М1.

При обнаружении корабля по изменению магнитного поля прибор кратности ZK IIe отсчитывает один проход. Акустическая система в это время в работе взрывного устройства участия не принимает. И только после того как прибор кратности отсчитает 11 проходов и зарегистрирует 12-й корабль, к работе подключается акустическая система.

Теперь, если в течение 30-60 секунд после магнитного обнаружения цели акустическая ступень зарегистрирует шум винтов, продолжающийся несколько секунд, ее низкочастотный фильтр отфильтрует частоты больше 200 герц и включится в работу усилительная лампа, которая подаст ток на электродетонатор. Взрыв.
Если же акустическая система не зарегистрирует шум винтов, или он окажется слишком слабым, то биметаллический термоконтакт размокнет цепь и взрывное устройство вернется в положение ожидания.

Вместо прибора кратности ZK IIe в цепь взрывного устройства могут встраиваться прерывающие часы (Pausernuhr (PU)). Это 15-дневные электрически управляемые включающие- выключающие часы, созданные, чтобы приводить мину в боевое и безопасное положение в 24-часовых циклах. Установки выполняются в интервалах, кратных 3 часам, например, 3 часа включена, 21 час выключена, 6 часов включена, 18 часов выключена и т.д. Если в течение 15 дней мина не сработала, то эти часы выводятся из цепи и срабатывание мины произойдет при первом же проходе корабля.

Помимо гидростатического устройства неизвлекаемости (LiS), встроенного в часы UES, данное взрывное устройство оснащается собственным гидростатическим LiS, которое питается от собственной 9-вольтовой батареи. Таким образом, мина, оснащенная данным взрывным устройством способна взорваться при подъеме на глубину меньше, чем 5.18 метров от одного из двух LiS.

От автора. Усилительная лампа потребляет значительный ток. Специально для нее во взрывном устройстве имеется 160-вольтовая анодная батарея. Вторая 15-вольтовая батарея питает как магнитный контур, так и микрофон, и прибор кратности или прерывающие часы PU (если установлены взамен ZK). Вряд ли, батареи, находящиеся постоянно в работе, сохранят свой потенциал в течение 11 лет.

Вариант взрывного устройства MA1 под наименованием MA1r имел в своем составе медный наружный кабель длиной около 50 метров, в котором наводился электрический потенциал под воздействием магнитного линейного трала. Этот потенциал блокировал работу схемы. Таким образом МА1r имел повышенную устойчивость к действию магнитных тралов.

Вариант взрывного устройства MA1 под наименованием MA1a имел несколько иные характеристики, которые обеспечивали блокирование взрывной цепи, если обнаруживалось снижение уровня шума, а не ровный шум или его повышение.

Вариант взрывного устройства MA1 под наименованием MA1ar объединял в себе особенности МА1r и MA1a.

Магнитно-акустическое взрывное устройство MА2 .

Это взрывное устройство было разработано фирмой Dr.Hell CVK в 1942 году, и в этом же году поступило на вооружение. Срабатывание магнитно-акустическое.

После сбрасывания мины происходит процесс отработки времени задержки часами UES и настройки на магнитное поле, существующее в данном месте совершенно аналогично как во взрывном устройстве М1. Собственно, магнитный контур взрывного устройства МА2 заимствован из взрывного устройства М1.

При обнаружении корабля по изменению магнитного поля прибор кратности ZK IIe отсчитывает один проход. Акустическая система в это время в работе взрывного устройства участия не принимает. И только после того как прибор кратности отсчитает 11 проходов и зарегистрирует 12-й корабль, к работе подключается акустическая система. Впрочем, он может быть настроен на любое количество проходов от 1 до 12.
В отличие от MA1 здесь после срабатывания магнитного контура в момент приближения двенадцатого корабля-цели происходит настраивание акустического контура на уровень шумов, имеющийся на данный момент, после чего акустический контур выдаст команду на подрыв мины только если уровень шума поднялся до определенного уровня за 30 секунд. Схема взрывного устройства блокирует взрывную цепь, если уровень шума превышает заданный уровень, а затем начинает снижаться. Этим достигалась устойчивость мины к тралению магнитными тралами, буксируемыми за судном-тральщиком.
Т.е. сначала магнитный контур регистрирует изменение магнитного поля и включает акустический контур. Последний регистрирует не просто шум, а нарастающий шум от тихого до порогового значения и выдает команду на взрыв. А если мина встретила, не корабль-цель, а тральщик, то поскольку тральщик идет впереди магнитного трала, в момент включения акустического контура шум его винтов чрезмерен, а затем начинает спадать.

От автора. Вот таким довольно простым способом без всяких компьютеров магнитно-акустическое взрывное устройство определяло, что источник искажения магнитного поля и источник шума винтов не совпадают, т.е. движется не корабль-цель, а тральщик, тянущий за собой магнитный трал. Естественно, что тральщики, занимавшиеся этим делом, сами были немагнитными, чтобы не подорваться на мине. Встраивание в магнитный трал имитатора шума винтов ничего здесь не дает, т.к. происходит наложение шума винтов тральщика на шумы имитатора и нормальная звуковая картина искажается.

Взрывное устройство МА2 в своей схеме имело вибрационный датчик (Pendelkontakt), который блокировал работу взрывной цепи при воздействии на мину возмущающих влияний немагнитного характера (удары, толчки, перекатывания, ударные волны подводных взрывов, сильные вибрации от слишком близко работающих механизмов и корабельных винтов). Этим обеспечивалась устойчивость мины ко многим тральным мероприятиям противника, в частности к тралению с помощью бомбометания, протягивания по дну якорей и тросов.
Устройство имело две батареи. Одна из них напряжением 15 вольт питала магнитный контур, да и всю электровзрывную цепь. Вторая батарея анодная на 96 вольт питала три усилительные радиолампы акустического контура

Помимо гидростатического устройства неизвлекаемости (LiS), встроенного в часы UES, данное взрывное устройство оснащается собственным гидростатическим LiS, которое питается от основной 15-вольтовой батареи. Таким образом, мина, оснащенная данным взрывным устройством способна взорваться при подъеме на глубину меньше, чем 5.18 метров от одного из двух LiS.

Взрывное устройство МА 3 отличалось от МА 2 только тем, что его акустический контур был настроен не на 20, а на 15 секунд.

Акустико-магнитное взрывное устройство с низкотональтным контуром AMT 1. Должно было устанавливаться в мины LMB IV, однако к моменту окончания войны это взрывное устройство находилось в стадии экспериментирования. Применение этого взрыв}

mob_info