Участники договора о коллективной безопасности. Что такое одкб

15 мая 1992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией – 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь – 31 декабря 1993 г.

В Договоре государства–участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств.

В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В случае совершения акта агрессии против любого из государств–участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 4 Договора). Статья 6 говорит о том, что решение об использовании

Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимается главами государств–участников. Договором также создается (СКБ)

в составе Глав государств–участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств. На него возлагается координация и обеспечение совместной деятельности государств–участников в соответствии с Договором. Статьей 11 предусматривалось, что Договор заключается на пять лет с последующим продлением. Он подлежит ратификации и вступает в силу после сдачи ратификационных грамот подписавших его государств–участников.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., таким образом, срок его действия истекал 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами–участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация,

Республика Таджикистан. В мае 2000 г. в г. Минске главы государств–участников Договора подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. В Меморандуме не только выражена готовность повысить эффективность деятельности межгосударственных органов системы коллективной безопасности по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности, но и активизировать деятельность, направленную на решительную борьбу против международного терроризма. Государства участники выступили за более полное использование возможностей Договора в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории и, наряду с использованием предусмотренных механизмов консультаций, договорились рассмотреть вопрос о создании при СКБ консультативного механизма по проблемам миротворчества. Упоминание в тексте Меморандума «миротворчества», на наш взгляд, может иметь существенные последствия. Дело в том, что довольно часто ДКБ рассматривается в качестве самостоятельной региональной организации в смысле гл. 8 Устава ООН, так же как и Содружество Независимых Государств является региональной организацией в этом же смысле. В ДКБ создана собственная организационная структура, он с самого начала был выведен за рамки СНГ. Невозможность проведения миротворческих операций в рамках ДКБ, минуя СНГ, создавала определенную иерархию этих структур. Организация Договора о коллективной безопасности. В пользу определения ДКБ как региональной организации говорит и факт создания собственных органов. Окончательная институционализация договора произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности . Статья 1 этого документа посвящена учреждению международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности .

Органами системы коллективной безопасности являются.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников, Генеральный секретарь СКБ. Совет министров иностранных дел (СМИД) – высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешней политики. С овет министров обороны (СМО) – высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства. Комитет секретарей Советов безопасности государств – консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности. Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств–участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности и руководства коллективной обороной государств–участников.

Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств–участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему.

Секретариат Совета коллективной безопасности – постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств–участников Договора, а также для хранения документов, принимаемых Советом коллективной безопасности. Важное значение в деятельности ОДКБ принадлежит механизму военно-технического сотрудничества. В 2000 г. было подписано соответствующее соглашение, которым предусматривается ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил (на основе внутригосударственных цен). Позднее были приняты решения о дополнении военно-технического сотрудничества механизмом военно-экономической кооперации, что позволяет осуществлять в формате ОДКБ совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт вооружений и военной техники. Основным инструментом взаимодействия на этом направлении является созданная в 2005 г. Межгосударственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ).

Содружество в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами ХХI века. В силу своего геополитического положения государства–участники СНГ оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркомафией .

Терроризм и организованная преступность. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств–участников СНГ в борьбе с терроризмом (участники – Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская федерация, Республика Таджикистан). Решением СГГ

21 июня 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В соответствии с этой Программой был создан Антитеррористический центр – постоянно действующий специализированный отраслевой орган, предназначенный для координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества является борьба с организованной преступностью. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не привел к разрушению единого криминального пространства, напротив, оно получило дальнейшее развитие, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ между странами СНГ.

Вместе с тем коллективный опыт противодействия показал тесную взаимосвязь терроризма с другими проблемами безопасности, прежде всего с незаконным оборотом наркотиков, преступные доходы от которого часто направляются и на финансирование террористической и экстремистской деятельности. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ. Если первоначально укрепление этих связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ, то в настоящее время наблюдается их всеобщая консолидация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. При этом криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран В 1993 г. по линии МВД государств Содружества образовано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ . Успешно работают межведомственные соглашения о сотрудничестве между органами внутренних дел отдельных государств. Большое значение имеет Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В статье 4 Устава СНГ определено, что к сфере совместной деятельности государств–членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами–членами в рамках Содружества, относится, в числе других положений, и борьба с организованной преступностью. Так, в 1995 г. в Исполнительном секретариате СНГ состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с преступностью. По предложению Республики Беларусь Совет глав правительств

СНГ образовал Рабочую группу , которая проделала полезную аналитическую и практическую работу и выработала проект Межгосударственной программы . После рассмотрения и проработки этого проекта в государствах–участниках Содружества Совет глав государств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений до 2000 г. В Программе заложен механизм контроля и реализации. Для реализации сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы. Благодаря реализации мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой, и активному участию правоохранительных органов в 1996–1997 гг. были проведены совместные согласованные крупномасштабные и специальные операции по борьбе с преступностью. Например, в конце 1996 г. в результате совместных мероприятий МВД Российской Федерации с МВД Киргизии и Таджикистана арестована группа боевиков, совершившая на территории нескольких регионов серию убийств на почве раздела сфер влияния.

Концепция взаимодействия правоохранительных органов. В 1997 г. в Москве состоялось Совместное заседание генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности, пограничных войск, таможенных служб и налоговой полиции государств Содружества. Участники совместного заседания единодушно выразили мнение о том, что борьбу с транснациональной преступностью можно вести только совместными усилиями. В этой связи был рассмотрен проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств–участников СНГ. Концепция взаимодействия правоохранительных органов – государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью была подписана в апреле 1999 г. (не подписана Туркменистаном). Ее целью является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств–участников СНГ в борьбе с преступностью.

К основным формам взаимодействия при борьбе с этим явлением Концепция относит:

    осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств–участников СНГ;

    оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников;

    обмен компетентных органов информацией и опытом работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

    выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств–участников СНГ;

    выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

    обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств–участников СНГ;

    проведение совместных научных исследований;

    сотрудничество компетентных органов государств–участников СНГ в международных организациях;

    сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

    развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

Проблема миграции. Новой проблемой для государств СНГ стали разрастающиеся миграционные потоки , которые при отсутствии единых правил перемещения и трудоустройства мигрантов и коллективных принципов визовой политики создали явную дополнительную опасность, подпитывая организованную преступность и увеличивая ресурс международного терроризма.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики – комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев. При этом, очевидно, что современное сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств. Незаконная миграция из более отсталых в экономическом смысле регионов нарушает безопасность в точке прибытия. В силу особенностей геополитического положения ряд стран СНГ находятся на основных маршрутах транзитной миграции из азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик самого Содружества в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду. Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, «параллельную» глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом, даже в мировом масштабе 90 .

На территории Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют хорошо законспирированные преступные группировки, которые обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку «кадров», легализацию нелегальных мигрантов и отправку их за рубеж. В этот бизнес вовлечена также и Украина. Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном, Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений. Так, в Беларуси каждый второй нарушитель границы – выходец из Азии или Африки. На территории Российской Федерации, по оценкам экспертов МВД, России находятся до 5–7 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания. Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев в значительной степени способствует, с одной стороны, Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств–участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г., а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г., которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ–участника Соглашения свободно въезжать на территорию другого, с другой – необустроенность внутренних границ СНГ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 30 августа 2000 г. Россия с 5 декабря того же года вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников, который являлся базовым документом, регулирующим правоотношения стран Содружества в данной сфере. Российская сторона объяснила, что принятие столь ответственного решения было обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков. При этом имелось в виду сохранение безвизового режима с большинством партнеров по СНГ. В 1997 г. были заключены соответствующие двусторонние соглашения с Украиной и Азербайджаном, в течение 2000 г. – Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной, а также многостороннее Соглашение между правительством Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, на сегодняшний 91 день безвизовый режим границ действует со всеми странами Содружества, за исключением Грузии и Туркменистана (вышел из соглашения).

Международные связи Содружества быстро развиваются. Так, Европейская экономическая комиссия ООН сотрудничает с СНГ в проведении экономического и статистического анализа. Техническая помощь и экономическое сотрудничество осуществляется и через ПРООН. Составными элементами этой работы на перспективу являются экологическое и экономическое возрождение таких районов, как Аральское море. Сотрудничество между СНГ и системой ООН включает и осуществление обширных программ совместно с бреттонвудскими учреждениями: Всемирным Банком и Международным валютным фондом.

Важной вехой в биографии СНГ стало представление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД в том же году.

В 1994 г. между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве, в 1996 г. – Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ. В 1995 г. налажены деловые контакты с Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетил Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума «Кран-Монтана» г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

ОДКБ

Штаб-квартира Россия , Москва Участники 7 постоянных участников Официальный язык Русский Николай Николаевич Бордюжа Образование ДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
ОДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
15 мая
20 апреля

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа .

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

См. также

  • Вооружённые силы Беларуси

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6

Ссылки

  • Официальное интернет-представительство Организации ДКБ

Примечания

Что такое ОДКБ (расшифровка)? Кто входит в организацию, сегодня часто противопоставляемую НАТО? Ответы на все эти вопросы вы, дорогие читатели, найдете в этой статье.

Краткая история создания Организации Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ)

В 2002 году в Москве состоялось заседание Организации Договора о коллективной безопасности на основе десятью годами ранее (1992 г.) подписанного в Ташкенте аналогичного договора, а в октябре 2002 года была принята Хартия ОДКБ. В обговорили и приняли основные положения объединения - Устав и Соглашение, которые определяли международный Эти документы стали действительны уже в следующем году.

Задачи ОДКБ, расшифровка. Кто входит в эту организацию?

В декабре 2004 года ОДКБ на официальном уровне получила статус наблюдателя в что еще раз подтвердило уважение международной общественности к этой организации.

Расшифровка ОДКБ была приведена выше. В чем же основные задачи этой организации? Это:

    военно-политическое сотрудничество;

    решение важных международных и региональных вопросов;

    создание механизмов многостороннего сотрудничества, в том числе в военной составляющей;

    обеспечение национальной и коллективной безопасности;

    противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, транснациональной преступности;

    обеспечение информационной безопасности.

Основная Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ) — это продолжать и укреплять отношения во внешней политике, военной, военно-технической сферах, координировать совместные усилия в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами для безопасности. Ее позиция на мировой арене - крупное восточное влиятельное военное объединение.

Подведем итоги по толкованию ОДКБ (расшифровка, состав):

    Аббревиатура обозначает Организацию Договора о коллективной безопасности.

    На сегодня в ее состав входят шесть постоянных членов - Россия, Таджикистан, Беларусь, Киргизия, Армения и Казахстан, а также два государства-наблюдателя при парламентской ассамблее - Сербия и Афганистан.

ОДКБ в настоящее время

Организация может обеспечить комплексную защиту государств-членов, а также быстро реагировать на большой объем насущных проблем и угроз как внутри блока, так и вне его компетенции.

Жесткое противостояние между востоком и западом, США и РФ, санкции и ситуация в Украине ставят на повестку дня интересный вопрос о том, способна ли ОДКБ стать восточной альтернативой НАТО, или это не более чем санитарный кордон, предназначенный для создания буферной зоны вокруг России, которая служит в качестве инструмента обеспечения гегемонии России в регионе?

Ключевые проблемы организации

В настоящее время ОДКБ страдает от тех же двух проблем, что и НАТО. Во-первых, это одна доминирующая сила, несущая всю финансовую и военную нагрузку, при этом многие члены практически ничего не вкладывают в альянс. Во-вторых, организация борется за то, чтобы найти законное обоснование для своего существования. В отличие от НАТО, ОДКБ имеет еще одну фундаментальную проблему — члены организации никогда действительно не безопасности и они имеют разные видения, часто довольно противоречивые, о том, как ОДКБ должна выглядеть.

В то время как Россия довольствуется наращиванием военной инфраструктуры и использованием территорий государств-членов ОДКБ для размещения войск, другие страны часто видят организацию в качестве инструмента для поддержания их авторитарных режимов или смягчения этнической напряженности, еще оставшейся после распада Советского Союза. Такой разительный контраст в том, как участники видят организацию, создает атмосферу недоверия.

ОДКБ и Российская Федерация

Россия является государством-преемником бывшей сверхдержавы, ее и опыт руководства в одиночку гарантировали ей значимость на мировой арене, что ставит ее на несколько голов выше всех держав-участниц и делает сильным лидером в организации.

По результатам переговоров по ряду стратегических военных сделок с союзниками по ОДКБ, например, строительство новых авиабаз в Беларуси, Кыргызстане и Армении в 2016 году, Россия сумела укрепить свое присутствие в этих странах и их соответствующих регионах, а также уменьшить здесь влияние НАТО. Несмотря на экономические трудности, Россия еще более увеличивает военные расходы и планирует завершить амбициозную военную программу модернизации до 2020 года, демонстрируя свое желание играть все более важную роль в глобальном масштабе.

В краткосрочной перспективе Россия достигнет целей и консолидирует свое влияние, используя ресурсы ОДКБ. Расшифровка страны-лидера несложна: она хочет противодействовать стремлениям НАТО в Центральной Азии и Кавказе. Создавая условия для более глубокой интеграции, Россия открыла путь для создания эффективной коллективной безопасности со структурой, аналогичной западному соседу.

Надеемся, что теперь вам расшифровка ОДКБ как мощной региональной организации стала понятна.

20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Название:

Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ

Флаг/Герб:

Статус:

военно-политический союз

Структурные подразделения:

Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Деятельность:

Обеспечение безопасности, интеграция вооруженных сил

Официальные языки:

Страны-участницы:

Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

История:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Беларусь - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнеров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденных Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о документах, регламентирующих деятельность Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и соответственно отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматриваемые 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.

2 октября 2009 года информационные агентства, распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Беларусь так и не подписала соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане.

В июне 2010 года, в связи с ситуацией в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся в введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву обратилась и президент переходного периода Киргизии Роза Отунбаева. Следует отметить, что с аналогичным призывом ранее выступал президент Киргизии Курманбек Бакиев. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Беларуси Александр Лукашенко. . Между тем, ОДКБ помогала Кыргызстану: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную ситуацию в стране.

28 июня 2012. Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

mob_info