Занятие в малышке обучение грамоте. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Надежда Шелестова
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель : Развивать умение детей вычленять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей с понятием «ударение» .

2. Закрепить знания о гласных; согласных : твердых и мягких звуках, умение проводить звуковой анализ слов.

Развивающие задачи : 1. Упражнять в умении называть антонимы.

2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги.

3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме : из трех и четырех слов.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.

2. Уметь проводить реальную самооценку.

3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.

Индивидуальная работа :

1. Обратить внимание на Илью Ф., Максима П. – добиваться четких ответов на вопросы.

2. Активизировать Степу М., Ваню С., Софию З., Аню М.

Предшествующая работа : закрепление пройденного материала в дидактических играх : «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?» , «Назови слово» , составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов, упражнения на подбор слов-антонимов.

Демонстрационный материал : фишки : красные, синие, зеленые; схемы предложений; кроссворд, фломастер.

Раздаточный материал : полоски (желтые, фишки : красные, синие, зеленые; кроссворд, простой карандаш; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, фломастер; оценочные карточки-смайлики.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения :

Кто вас, дети, крепко любит?

Кто вас нежно так голубит?

Мама дорогая.

Воспитатель : «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»

Дети : «Мама» .

Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «мама» . (У доски работает один ребенок) .

После анализа слова воспитатель задает вопросы :

Сколько звуков в слове «мама» ?

Сколько гласных в этом слове? Назовите их.

Сколько слогов в слове «мама» ? Какие?

Назовите первый слог. Какой второй слог?

Воспитатель : Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово) .

Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа» .

Так говорят? (Нет) .

Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении :

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром…

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоток – стучит, стучит.

И – четко речь моя звучит!

2. Игра «Поищи слово» .

Воспитатель : Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове :

Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог,

Король – роль,

3. Физкультминутка.

Воспитатель : Ребята, я буду называть слова со звуком «л» , если в слове слышится твердый звук «л» - вы будете топать, а если в слове слышится мягкий звук «ль» - вы будете хлопать.

Лиса – лопата – облепиха - лук – лейка – уголь - Лиза – бокал – белить - лоб – пол – палитра - локоть – лень – велосипед - лист – лак – мел - липа – ластик

4. Работа с карточками.

Воспитатель : Ребята, возьмите карточку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (Дети выполняют задание) . Поднимите карточку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.

5. Задание : «Придумай предложение» .

Воспитатель : Ребята, придумайте предложение со своим словом, которое у вас на карточке по схеме. (Воспитатель предлагает детям схемы. Дети составляют предложения по схеме из двух слов, затем - предложения из трех слов).

6. Решение кроссворда на тему : «Если знаешь зверей, назови их скорей» .

Первое слово : Смел и зол разбойник серый.

Чуть козу вчера не съел он.

К счастью, Тузик и Трезорка

За отарой смотрят зорко.

Еле ноги уволок

От собак матерый… (волк) .

Второе слово : Шел я осенью с охоты,

Вдруг тревожно свистнул кто-то.

Оглянулся я – зверек

Встал у норки, как пенек.

Я не стал взводить курок –

Пусть живет себе … (сурок) .

Третье слово : Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживится

Любит шустрая … (лисица) .

Четвертое слово : Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит … (рысь) .

Дети вписывают слова в клетки по горизонтали, после чего читают слово в выделенных клетках по вертикали : «рысь» .

7. Игра «Скажи наоборот» . Дети называют слова антонимы.

Широкий – (узкий, высоко – (низко, быстро – (медленно, зима – (лето,

Пол – (потолок, темный – (светлый, глубоко – (мелко, бросать – (ловить,

больной – (здоровый, работа – (отдых, мягкий – (твердый,

покупать – (продавать, веселый – (грустный, белый – (черный) .

8. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и математике в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь» Цель: закрепить назначение буквы Ь. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в чтении. Закрепить умение печатать слова под.

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Образовательные цели:

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Учить называть слова по заданной модели.

Развивающие цели:

развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

развивать умение называть слова на заданный звук.

Воспитательные цели:

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.

Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

I. Организационный этап.

II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

III. Основной этап.

Игра «Кто больше?»;

Игровое упражнение «Докончи слово»;

Игра «Малышки-коротышки»;

Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;

Словесная игра «Скажи правильно»;

Игра «Назови братца»;

Игра «Узнай звук»;

Словесная игра «Заблудился звук»;

Игра «Кто внимательный?»;

Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;

Игра «Исправь ошибку»;

Игра «Назови слова».

IV. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

— Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

(Звонит звонок, дети становятся в круг)

Воспитатель:

— Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).

— Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)

— Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и концы.

(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)

— Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)

— Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

— Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

— Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)

— А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)

— Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).

— Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).

— А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

— Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)

— Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).

— Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).

— Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

— А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.

— Умница, правильно все сделал.

— Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).

(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)

— Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).

(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).

— Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).

— Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).

Молодцы!!!

Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

— А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

(Звонит звонок, занятие закончилось)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.


Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

mob_info